Научная статья на тему 'Развитие творческого потенциала личности дошкольника: анализ методик'

Развитие творческого потенциала личности дошкольника: анализ методик Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
224
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИКИ РАННЕГО РАЗВИТИЯ / ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ЛИЧНОСТИ / ТВОРЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ / САМОРЕГУЛЯЦИЯ / МОДЕЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аверьянова Е.А.

Статья рассматривает актуальные вопросы развития творческого потенциала личности через использование разнообразных методик раннего развития. Автор анализирует наиболее продуктивные с точки зрения развития творческого потенциала методики. Статья предназначена для педагогов дополнительного образования, родителей и для всех, кто интересуется проблемами развития творческого потенциала ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие творческого потенциала личности дошкольника: анализ методик»

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА: АНАЛИЗ МЕТОДИК

© Аверьянова Е.А.*

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 25,

г. Астрахань

Статья рассматривает актуальные вопросы развития творческого потенциала личности через использование разнообразных методик раннего развития. Автор анализирует наиболее продуктивные с точки зрения развития творческого потенциала методики. Статья предназначена для педагогов дополнительного образования, родителей и для всех, кто интересуется проблемами развития творческого потенциала ребенка.

Ключевые слова методики раннего развития, творческий потенциал личности, творческая активность, саморегуляция, модель деятельности.

В работе Л.И. Анциферовой на основе изучения природы психической активности отмечается, что в «психологии еще не анализировалась структура общей способности личности к развитию, но имеющиеся работы позволили выделить по крайней мере три входящие в нее частные способности. Первая - способность удерживать, сохранять все позитивное в своей истории, аккумулировать результаты развития. Вторая - способность актуализировать потенциальное содержание своего сознания, включать его в актуальные связи, обладать сензитивностью к непреднамеренным, случайным стихийным возможным результатам своей прошлой деятельности. Третья -способность создавать нечто новое и в мире и в себе, расширяя при этом сферу потенциального» [2, с. 23]. Таким образом, природа психической активности основана на условии возникновения новообразований, изменений, преобразований в личности. Наиболее благоприятным периодом для этого является дошкольное детство. При этом важную роль играют методики развития творческого потенциала личности.

Основоположник идеи раннего творческого развития детей - Глен До-ман обнаружил, что мозг детей уже в первые шесть месяцев достигает 50 % своего взрослого потенциала, а к трем годам - 80 %. Только в самом раннем возрасте каждый родитель имеет возможность заложить в своем ребенке то, что он желает видеть в нем потом. На данный момент в арсенале родителей и воспитателей дошкольных учреждений есть множество методик раннего развития детей: Глена Домана, Марии Монтессори, Никитиных, Дьеныша, Кюизера. Перед родителями встает проблема выбора методик занятий для своего ребенка. В данной статье мы проанализируем методики раннего развития детей и их влияние на формирование творческого потенциала личности.

* Воспитатель.

Глен Доман считается основоположником теории раннего развития детей. По специальности - военный врач. Он работал с детьми, у которых были травмы мозга. Исследования проводились в Филадельфийском институте, позже он был переименован в «Институт ускоренного развития ребенка». Глен Доман понял, что добиться резкого усиления активности мозга можно с помощью стимуляции одного из органов чувств. Врач всех своих больных детей учил читать. Обучение Доман проводил так: на карточках красными буквами были написаны слова, которые показывались детям и громко произносились вслух. Но это были не совсем обычные занятия, они длились всего 5-10 секунд, и с некоторыми промежутками повторялись до нескольких десятков раз. Глен Доман смог не только вылечить больных детей, но и добился того, что после обучения они стали опережать своих сверстников на 20 %. Своими работами Глен Доман доказал давнюю истину, что человеческий потенциал огромен и еще не изучен до конца. Детей, которые развиваются по методу Глена Домана, ее автор называет детьми Возрождения. Если посмотреть на все те способности, которыми обладают «необычные» дети, то такое название вполне соответствует истине. Они с самого раннего возраста начинают читать, это происходит в три - четыре, а иногда даже в два года. И уже с такого младенческого возраста дети становятся настоящими эрудитами, хорошо владеют знаниями по математике и прекрасно развиваются в физическом плане. По данной методике детям показывают разные тематические карточки, задерживая их перед глазами ребенка не более одной секунды на карточку, при этом громко произносят название предмета. Этот метод получил популярность во всем мире. Сейчас созданы специальные диски с тематическими карточками практически по всем областям человеческой деятельности.

Метод Марии Монтессори. Основные принципы методики Монтессори -игровая форма обучения и самостоятельное выполнение упражнений. Методика Монтессори основана на индивидуальном подходе к ребенку: малыш сам выбирает дидактический материал и продолжительность занятий, развивается в собственном ритме. Основная особенность методики Монтессори - создание специальной развивающей среды (Монтессори-среды), в которой ребенок сможет и захочет проявить свои индивидуальные способности. Принципиальной идеей дидактики М. Монтессори является идея спонтанного, опосредованного обучения. Ребенок учится легко, не замечая, что учится! Каждый дидактический материал, предлагаемый детям для упражнений, содержит две цели: прямую и косвенную. Прямая - это цель, которую ставит перед собой ребенок. Скажем, собрать из кубиков стройную Розовую башню. А косвенная - это цель профессионального взрослого, который придумал Розовую башню, чтобы ребенок, упражняясь с ней, незаметно развивал зрение, координировал движение, учился концентрировать внимание и готовился к изучению математики. Система Монтессори суще-

ственно отличается от традиционной педагогики. Во-первых, это касается отношения к ребенку как к уникальной, неповторимой личности, с собственным планом развития, способами и сроками освоения окружающего мира. Второе - роль учителя. Главное место в системе Монтессори - пространстве принадлежит ребенку, а учитель лишь помощник, в чьи задачи входит научить правильно работать с материалом, а также наблюдать за достижениями малыша. И в этом проявляется свобода выбора малыша: он волен двигаться в своем собственном темпе. Самостоятельность - это залог успешной и счастливой жизни [5].

Методика Никитиных. В основе системы Никитиных лежит, прежде всего, труд, естественность, близость природе и творчество. Ребята - хозяева себе, своим поступкам и распорядку. Родители ни к чему не принуждают их, лишь помогают разбираться в сложных жизненных и философских проблемах. Взрослые подталкивают, а не опережают детей, вступают с ними в диалог. Главной задачей воспитания, по мнению Никитиных, является максимальное развитие творческих способностей подрастающего человека и его подготовка к жизни. Основные принципы своей методы авторы определяют следующим образом. Во-первых, свобода творчества детей в занятиях. Никаких специальных тренировок, зарядок, уроков. Дети занимаются сколько хотят, сочетая спорт со всеми другими видами деятельности. Во-вторых, легкая одежда и спортивная обстановка в доме: спортивные снаряды входят в повседневную жизнь ребят с самого раннего детства, становятся для них естественной средой обитания, наравне с мебелью и другими домашними вещами. В третьих, родительское неравнодушие к тому, что и как у малышей получается, участие взрослых в детских играх, соревнованиях, да и вообще - в самой жизни детей. У родителей должна быть только одна цель: не мешать развитию ребенка, а помогать ему, не давить на детей в соответствии с некими собственными замыслами, а создавать условия для дальнейшего их развития, ориентируясь на самочувствие и желание ребят.

Методика Дьеныша, направлена на развитие логического мышления детей. Игры с блоками Дьеныша можно начинать с детьми двух лет. Тогда это будут простые игры, например, «найди все фигуры, как эта по цвету (по размеру, форме)». Затем игры можно усложнять, если попробовать игру «Цепочка», «Второй ряд», «Домино», «Раздели фигуры». Более сложный уровень игр связан с выполнением заданий с обручами - классификация блоков по свойствам. Логические блоки Дьенеша различаются по четырем свойствам:

- Формой - круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные;

- Цветом - красные, желтые, синие;

- Размером - большие и маленькие;

- Толщиной - толстые и тонкие.

Их использование в играх с дошкольниками позволяет моделировать важные понятия не только математики, но и информатики: алгоритмы, ко-

дирование информации, логические операции; строить высказывания с союзами «и», «или», частицей «не». Подобные игры способствуют ускорению процесса развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений. С помощью этих игр дети успешно овладевают в дальнейшем основами математики и информатики.

Основное умение, необходимое для решения логических задач - это умение выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, адекватно обозначать словом, абстрагировать и удерживать в памяти одно, два или три свойства, обобщать объекты по одному, двум или трем свойствам с учетом наличия или отсутствия каждого.

Методика Кюизинера - это методика бельгийского педагога, призванная развивать у детей математические способности. Ориентирована на детей от 2 до 10 лет. В наборе есть палочки разной длины и разных цветов. Каждой цифре соответствуют палочки определенной длины и определенного цвета. Причем цифры, кратные одной и той же цифре, относятся к одной группе цветов. Например, 2,4,8 - синих оттенков, а 3,6,9 - красных. Различные игровые задания из методического пособия дают малышам первые математические представления, учат, что такое больше-меньше и т.д.

Развивающая методика Сергея и Екатерины Железновых - одна из самых универсальных в этом отношении. Она не предполагает обучение ребенка какой-либо специфической сфере знаний (чтение, письмо и т.п.), а, наоборот, способствуют общему развитию и благодаря этому подходит даже деткам до года. Методика Железновых включает в себя зарядку, развивающие песенки, пальчиковые и жестовые игры и многое другое. Ключевым моментом в занятиях по методике Железновых является музыкальный подход. Изначально ее авторы пытались внедрить обучение детей 3-5 лет основам музыкальной грамоты, но эта идея не оправдала себя, зато успешно трансформировалась в развивающие занятия, основанные на музыке. Логоритмика Железновой оказывает огромную пользу для развития ребенка, а именно:

- вырабатывает чувство ритма и музыкальные способности;

- развивает мелкую моторику;

- благоприятно воздействует на формирование речевых навыков;

- оказывает оздоравливающий эффект на состояние здоровья малыша;

- укрепляет мышцы спины и шеи, позвоночник, способствует формированию красивой осанки;

- прививает навык слушать и выполнять то, что говорят родители или воспитатель, концентрировать внимание;

- учит контактировать со сверстниками и взрослыми;

- сближает ребенка с родителями, поскольку занятия проводятся по системе «малыш + мама».

Таким образом, каждый ребенок - индивидуален и каждому необходимо подбирать те методики и системы обучения, которые наиболее полно соответствуют развитию ребенка.

Список литературы:

1. Анцыферова Л.И. Личность в динамике: некоторые итоги исследования // Психологический журнал. - 1992. - Т. 132, № 5. - С. 23.

2. Анцыферова Л.И. Личность в динамике: некоторые итоги исследования // Психологический журнал. - 1992. - Т. 132, № 5. - С. 23.

3. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. - М.: Мысль, 1976. - 155 с.

4. Асмолов А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа. - М.: Изд-во МГУ, 2003. - 367 с.

5. Монтессори М. Помоги мне это сделать самому [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://kraskizhizni.com/edu/.

6. Дмитриева О.К. Методики раннего развития детей. - М.: Просвещение, 2003.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ТЕОРИИ САМОРЕГУЛЯЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРЕДМЕТАХ ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА

© Бушуева Л.Ю.*

Открытая (сменная) общеобразовательная школа № 6, г. Астрахань

Статья посвящена проблемы выбора оснований для обучения учащихся предметам гуманитарного цикла. В российском образовании такой основой является теория деятельности. Автор предлагает альтернативный подход, в основу которого заложена теория саморегуляции учебной деятельности и рассматривает практическую реализацию данного подхода в процессе изучения предметов гуманитарного цикла.

Ключевые слова цель деятельности, модель значимых условий деятельности, программа действий, оценка результатов, коррекция.

Кессен, выдающийся представитель психологии развития из США отмечал, что теория деятельности не рассматривает обучающего как вместилище самого себя и его психологии. Она рассматривает его как субъекта тесно связанного в процессе обучения с помощью «интерфейса» с набором инструкций и руководства [8, с. 132].

В соответствии с концепцией обучения, развиваемой в рамках теории деятельности многими современными учеными, являющимися представителями разных направлений, образ обучаемого представлен в виде субъекта, осуществляющего под контролем свою деятельность. Ученик, хотя и признается субъектом деятельности, но над ним целая структура, регулирую-

* Учитель русского языка и литературы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.