Научная статья на тему 'Развитие детей раннего возраста в семейно-родовых детско-взрослых сообществах'

Развитие детей раннего возраста в семейно-родовых детско-взрослых сообществах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
86
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАННЕЕ РАЗВИТИЕ / МАЛЫШКОВОЕ РЕПЕТИТОРСТВО / ДЕТСКО-ВЗРОСЛЫЕ СООБЩЕСТВА / МЕЖПОКОЛЕННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / EARLY DEVELOPMENT / MALYSHKOVY TUTORING / CHILD ADULT COMMUNITIES / INTERGENERATIONAL INTERACTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тращенкова Светлана Александровна

В статье раскрываются некоторые подходы раннего развития детей в контексте межпоколенного взаимодействия в условиях многообразия детско-взрослых сообществ. Раскрываются аспекты методики «малышковое репетиторство», направленной на всестороннее развитие младших дошкольников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тращенкова Светлана Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF CHILDREN OF EARLY AGE IN FAMILY AND PATRIMONIAL CHILD ADULT COMMUNITIES

In article some approaches of early development of children in the context of inter-generational interaction in the conditions of variety of child adult communities reveal. Aspects of the technique "malyshkovy tutoring" aimed at all-round development of younger preschool children reveal.

Текст научной работы на тему «Развитие детей раннего возраста в семейно-родовых детско-взрослых сообществах»

49-54. URL: https://cyberleninka.m/artide/n/osobennosti-ispolzovaniya-tehnologii-dopolnennoy-realnosti-dlya-podderzhki-obrazovatelnyh-protsessov

7. Что такое дополненная реальность? URL: http://arnext.ru/dopolnennaya-realnost

8. Дементьева А.В., Откупщикова И.А., Реськов К.Н. Дополненная реальность в учебном процессе // Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. XLII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 7(42). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/7(42).pdf (дата обращения: 23.08.2018)

9. ДОПОЛНЕННАЯ РЕАЛЬНОСТЬ = ШКОЛА БУДУЩЕГО! URL: http://evtoolbox.ru/ev-toolbox/education/

10. Зенкина С. В., Панкратова О. П. Использование информационных образовательных технологий в условиях внедрения новых стандартов общего образования / Информатика и образование. 2014. № 7 (256). С. 93-95.

11. Зайцевская Л. С. Дополненная реальность в образовании. URL: http://tofar.ru/dopolnennaya-realnost-v-obrazovanii.php

12. Зильберман Н.Н., Сербин В.А. Возможности использования приложений дополненной реальности в образовании. Национальный исследовательский Томский государственный университет. URL: http://huminf.tsu.ru

Педагогика

УДК 372.3

кандидат педагогических наук Тращенкова Светлана Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого» (г. Великий Новгород)

РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В СЕМЕЙНО-РОДОВЫХ ДЕТСКО-ВЗРОСЛЫХ

СООБЩЕСТВАХ

Аннотация. В статье раскрываются некоторые подходы раннего развития детей в контексте межпоколенного взаимодействия в условиях многообразия детско-взрослых сообществ. Раскрываются аспекты методики «малышковое репетиторство», направленной на всестороннее развитие младших дошкольников.

Ключевые слова: раннее развитие, малышковое репетиторство, детско-взрослые сообщества, межпоколенное взаимодействие.

Annоtation. In article some approaches of early development of children in the context of inter-generational interaction in the conditions of variety of child adult communities reveal. Aspects of the technique "malyshkovy tutoring" aimed at all-round development of younger preschool children reveal.

Keywords: Early development, malyshkovy tutoring, child adult communities, inter-generational interaction.

Введение. В условиях становления системы национальных ценностей особые значения приобретает семья как лучшая естественная среда для воспитания, защиты и развития детей, как важный фактор их социализации и индивидуализации. В данном контексте особую актуальность приобретает раннее развитие ребенка, эффективность которого во многом зависит от продуктивности взаимодействия поколений в условиях многообразия детско-взрослых сообществ.

Популярность раннего развития ребенка набирает обороты в современном мире. Изобилие детских игрушек и пособий сбивает с толку не только мам, но и профессиональных психологов и воспитателей.

Старшее поколение разводит руками, и искренне не понимает, зачем маленькому человеку ходить в школу Монтессори с самого рождения, для чего приобретать интерактивные книжки с голосами животных, что это за слово такое «беби йога», ведь жили же раньше без всех этих «развивашек» и коммуникативных тренингов, и, между прочим, нормальными людьми Современные малыши говорить полными предложениями начинают позже предыдущего поколения в среднем на 8-12 месяцев потому, что появилось слишком много заменителей общения, в лице популярных гаджетов, мультфильмов и качающихся шезлонгов, которые, по словам производителей «заменяют руки мамы». Социальные навыки и самостоятельность нынешнего ребенка приходится развивать, поддерживать и с трепетом относиться к желаниям и капризам, чтоб не оставить в его душе ран. А вот 30-50 лет назад родители даже не думали обращаться к психологу, если ребенок трудно привыкал к детскому саду или возникали трудности в воспитании. Все шло своим чередом и в соответствии со среденестатистическими общепринятыми нормами. И все было хорошо. Возникает вопрос, почему же раннее развитие стало таким востребованным, и для чего заботливые родители посвящают так много времени и внимание развитию своих малышей.

Изложение основного материала статьи. Ответ, с нашей точки зрения в разнице взглядов поколении, на процессы домашнего воспитания. То, что раньше давалось с легкостью, сейчас вызывает трудности и требует профессиональной помощи. Малышковое репетиторство - это индивидуальные занятия с ребенком, направленные, на его всестороннее развитие. Под всесторонним развитием подразумевается развитие зрительного восприятия и причинно-следственных связей, развитие мелкой и крупной моторики, речи, мышления, слухового восприятия и социальных навыков.

Большая семья, живущая в одном доме, распределение домашних обязанностей, постоянная связь поколений и живое общение - самый лучший и быстрый пример развития социальных навыков. Ребенок сам приходил к тому, что нужно помогать по дому, т.к. брал пример со старших, в это время старшие заботились о младших, учили их кататься на велосипеде, кормить скотину и заботиться о домашних животных. Чуть позднее, появились коммунальные квартиры, где были игры во дворе. Тесная связь с соседями и взаимопомощь учили ребенка общению, дружбе и доброте. Было, конечно, и другое, и пьянство, и брань, но об этом позже. Сейчас семьи меньше, бабушки и дедушки дальше, в сад берут ребенка позже, поэтому родители просто вынуждены создавать ребенку условия, для его социального развития. И, как вариант этих условий - это детские сообщества, центры развития, тренинги и ролевые игры.

Что касается развития речи, первое, что начинает лепетать ребенок после «агуканья», это звуки животных. В связи с отсутствием дома козочек, кур, коровы и т.д., придумываются различные игры и упражнения, чтобы познакомить малыша с животным миром или с миром растений. На эти темы разрабатываются полноценные занятий.

Известно, что уровень развития мелкой моторики влияет на развитие интеллектуального и речевого развития. Пальчиковые игры существовали еще при наших прародителях. Только тогда это называлось «пествование», это целый процесс настройки родителей на биоритмы ребенка (сороки- вороны, три колодца, ладушки). Эти приговорки-пестушки передавали из поколения в поколение. Современной маме сложно запомнить столько новых для нее стихов, и на помощь приходят специалисты раннего развития. С помощью этих пествований развивались и причинно-следственные связи, и зрительное восприятие. Например, если просто мыть и кормить ребенка - это обычный уход за малышом, а если при этом напевать песни про кашку, про колоски в поле, про водичку - это уже «пествование», на современном языке - раннее развитие.

Для развития воображения, мышления и слухового восприятия используется множество методик, проводятся мастер-классы и «игровые» (обучение игре взрослых вместе с детьми). А все потому, что изобилие игрушек, ярких книг и готовых игр с правилами лишает ребенка возможности задуматься, и придумать что-то самостоятельно. Буквально 10 лет назад дети сами придумывали, во что играть, как играть и с чем играть. Сейчас же нет необходимости создавать правила, вырезать карточки, шить кукол и т.д., все продается готовое.

Малышковое репетиторство - это наша авторская методика, которая включает в себя диагностику, анализ успехов и неудач, и практические рекомендации (игры и упражнения) для развития каждой сферы. Разработанная нами методика ориентирована на основные направления развития (зрительное восприятие, причинно-следственные связи, мелкая и крупная моторика, развитие речи, мышление, слуховое восприятие социальные навыки), и предполагает не только определение уровня развития ребенка по месяцам, но и составление его индивидуального плана развития, подбор именно тех игр и упражнений, которые будут способствовать индивидуальному развитию ребенка на данный момент.

Основа малышкового репетиторства - это профессиональная диагностика актуальной и определение ближайшей зоны развития ребенка. Нами разработана таблица соответствия умений и навыков возрасту (от 1 до 48 месяцев). По таблице легко составить диаграмму развития, которая наглядно покажет, какие умения и навыки хорошо развиты, а какие требуют усиленного внимания и дополнительных упражнений. Нормативы таблицы составлены на основе анализа и сопоставления результатов исследований ученых и практиков (Герхард С., Доман Г., Зайцев Н.А., Ибука М., Кипхард Э., Лазарев М., Лупан С., Монтанаро С.К., Монтессори М., Никитин Б.П., Соколова Ю.А., Сухомлинский В.А.). Таблица полностью адаптирована для русскоговорящих детей (в колонке речь — логопедические нормативы русского языка). Данная таблица - это помощник не только воспитателю, логопеду или психологу, но и мамам.

Занятия по нашей методике рекомендуется проводить 2-3 раза в неделю, длительность занятия — 45 минут (первый год жизни желательно разбивать на весь день по 10-15 минут). Начиная с пальчиковой гимнастики и сенсорных игр, мы выходим на изучение животных, цветов, счета и т.д. В ходе упражнений, мы прививаем ребенку самостоятельность и социальные навыки. Для занятий требуются специальные пособия, игрушки, крупа, природные материалы и спортивный инвентарь. Малышковое репетиторство проходит в легкой и игровой форме с музыкальными минутками, с активными паузами, с прогулками, элементами массажа и ЛФК. Важным моментом является подход к занятиям, добрый и позитивный настрой малыша, никаких четких и строгих рамок.

Возникает логический вопрос - зачем тратить столько сил, если к пяти годам ребенок и без специальной поддержки научится говорить, ходить, различать цвета и т.д.. Мы не зря делаем акцент именно на ранее развитие, ведь именно в первые годы жизни объем мозга ребенка составляет 80% от мозга взрослого человека. Это как раз тот период, когда есть возможность сформировать то, с чем маленькому человеку идти по жизни. При правильном раннем развитии, можно избежать походов к логопеду, трудностей в начальной школе и стрессоустойчивости по жизни. От того, насколько грамотно протекают первые годы жизни, зависит, насколько цельным будет человек. В первый год жизни ребенок развивается с такой скоростью, с которой больше никогда в жизни не будет развиваться. Из беззащитного, непонимающего своих действий и желаний, ребенок превращается в человека, способного думать, передвигаться и принимать решения. Развитие мозга ребенка в первые годы жизни очень активное, поэтому малышковое репетиторство способствует взаимодействию левого и правого полушария, которые отвечают за мыслительные процессы.

Выводы. Обобщая вышесказанное, необходимо отметить, что правильно организованная работа с детьми раннего возраста с непрерывным диагностическим сопровождением их всестороннего развития способствует формированию семейно-родовых детско-взрослых сообществ, основу которых составляют семейные традиции и традиции рода.

При этом, семейно-родовое детско-взрослое сообщество мы рассматриваем как объединение представителей семейного рода (детей, родителей, бабушек, дедушек, прабабушек, прадедушек и т.д.), а так же педагогов, психологов на основе: их общей ценностно-смысловой личностной направленности; принятия и постоянной рефлексии семейных традиций и тенденции развития семейного рода; постоянно развивающееся и развивающей каждого участника объединения [7; 10; 11].

Анализ исследования М. Вдовиной, И.Ю. Хамитовой, Т.С. Драбиной, А.А. Шутценберга и др. позволяет сделать некоторые выводы [1; 2; 3; 4; 5; 6; 8; 9].

1. В связи с происходящей в современном обществе сменой приоритетов в сторону ориентированности не на семью а на индивидов, что влечет неизбежное изменение ориентаций личности на внесемейные ценности и проявляется, прежде всего, в том, что дети перестают быть носителями семейных традиций своего рода, особую значимость имеют исследования процесса развития детей раннего возраста в условиях многообразия семейно-родовых детско-взрослых сообществ.

2. В процессе научного обоснования организации процесса консультирования всех субъектов семейно-родовых детско-взрослых сообществ особое внимание требует пошаговая рефлексия традиций и тенденций семейного рода, включающая следующие шаги: первый - осознание, каким образом каждый член семейного рода включен во все семейные взаимодействия, что из своей семейной истории он повторяет; второй -дифференциация из эмоционального поля семейного рода, то есть научиться осознавать и изучать себя

отдельной личностью, принимающую на себя ответственность за свои решения. То есть, осознав свое место на генеалогическом древе и ощутить собственную автономность можно сознательно строить жизнь.

3. Требует научного осмысления широкий спектр применяемых информационно-коммуникационных технологий онлайн-консультирования родителей в целях мобилизации межпоколенного потенциала семейно-родовых детско-взрослых сообществ в процессе рефлексивного управления ранним развитием ребенка.

Литература:

1. Везетиу Е.В., Пикалова К.С. Сущность понятия "трудовое воспитание" детей дошкольного возраста // Проблемы современного педагогического образования. 2015. № 46-2. С. 45-50.

2. Вдовина, М. Специфики межпоколенных конфликтов в семье / М. Вдовина // Демографические исследования - 2009 - №4 - с. 22-44.

3. Драбкина, Т.С. Теория семейных систем Боуэна / Т.С. Драбкина // Системная семейная психотерапия -СПб: Речь, 2001.

4. Смоляк К.В., Везетиу Е.В. Национальное воспитание младших школьников // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 54-1. С. 223-227.

5. Тращенкова, С.А. Малышковое репетиторство в рекомендациях и диаграммах / С.А. Тращенкова. Учебное пособие - М. 2014 - 23 с.

6. Хамитова, И.Ю. Межпоколенные связи. Влияние семейной истории на личную историю ребенка. / И.Ю. Хамитова - М. 2003 - 34 с.

7. Шерайзина Р.М., Александрова М.В., Донина И.А., Зиновьева С.Д., Тращенкова С.А. Детско-родительское сообщество как фактор развития дошкольника // Психология взаимоотношений в контексте развития личности Коллективная монография. Ульяновск, 2017. С. 82-90.

8. Шутценберг, А.А. Синдром предков. Трансгенерационные связи, семейные тайны, синдром годовщины, передача травм и практическое использование геносоциограммы. / А.А. Шутценберг. - М.: Институт психотерапии, 2001.

9. Bowen, M.A (1995). Psychological Formulation of Schizophrenia Family System: A Journal of Natural Systems Thinking in Psychiatry and the Scinces, 2 (i); 17-47.

10. Pevzner M.N., Sheraizina R.M., Petriakov P.A., Donina I.A., Migunova E.V., Shirin A.G. Historical stages and the modern models of children and adults territorial communities // Review of European Studies. 2015. Т. 7. № 9. С. 97-111.

11. Pevzner M.N., Sherayzina R.M., Petryakov P.A., Donina I.A., Migunova E.V. Intergenerational relationships in contemporary models of territorial communities of children and adults // Research Journal of Pharmaceutical, Biological and Chemical Sciences. 2016. Т. 7. № 3. С. 2242-2254.

Педагогика

УДК 796.052.244

кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры физической подготовки сотрудников органов внутренних дел, подполковник полиции Троян Евгений Иванович

Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД России (г. Тюмень); старший инспектор (дежурный) комендантского отделения, старший лейтенант полиции Денисенко Алексей Андреевич

Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД России (г. Тюмень)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМА ОТЯГОЩЕНИЯ ДВИЖЕНИЯ ДЛЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ БОЛЕВЫХ ПРИЕМОВ СТОЯ СОТРУДНИКАМИ ПОЛИЦИИ

Аннотация. Болевые приемы являются основой арсенала боевых приемов борьбы, изучаемых сотрудниками полиции. Несмотря на множество исследований, посвященных вопросам обучения боевым приемам борьбы, остается нерешенной проблема формирования надежных навыков выполнения болевых приемов стоя. Гипотезой нашего исследования было предположение, что использование приема отягощения движения в основной фазе болевого приема, будет способствовать развитию координационной выносливости и, следовательно, совершенствованию выполнения болевых приемов стоя на фоне физической усталости. Для достижения цели исследования и подтверждения гипотезы были решены следующие задачи: анализ и обобщение исследований, направленных на выявление эффективных способов совершенствования навыков владения болевыми приемами стоя; разработка и апробирование комплекса упражнений с отягощениями, направленных на развитие координационной выносливости и совершенствования выполнения болевых приемов стоя сотрудниками ОВД; тестирование уровня развития навыков владения болевыми приемами стоя на фоне физической усталости. В результате проведенного эксперимента уровень сформированности навыков владения болевыми приемами стоя на фоне усталости, оказался выше у представителей ЭГ, чем у КГ в среднем на 7,5%, что подтвердило гипотезу исследования.

Ключевые слова: сотрудники полиции, физическая подготовка; болевые приемы; прием отягощения движения.

Annotation. Pain techniques are the basis of the Arsenal of fighting techniques studied by the police. Despite the many studies devoted to training in martial combat, there remained the problem of forming reliable skills to perform painful techniques standing. The hypothesis of our study was the assumption that the use of the reception of burdening movement in the main phase of pain reception, will contribute to the development of coordination endurance and, consequently, improve the performance of pain techniques standing on the background of physical fatigue. To achieve the goal of the study and confirm the hypothesis, the following tasks were solved: analysis and generalization of studies aimed at identifying effective ways to improve the skills of possession of pain techniques standing; development and testing of a set of exercises with weights aimed at developing coordination endurance and improving the performance of pain techniques standing by ATS staff; testing the level of development of skills of possession of pain techniques standing on the background of physical fatigue. As a result of the experiment, the level of formation of skills of possession of pain techniques standing on the background of fatigue, was higher in representatives of EG than in KG on average by 7.5%, which confirmed the hypothesis of the study.

Keywords: police officers, physical training; painful receptions; reception of traffic encumbrance.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.