Научная статья на тему 'Развитие педагогической компетентности родителей детей раннего возраста в условиях «Малышкового репетиторства»'

Развитие педагогической компетентности родителей детей раннего возраста в условиях «Малышкового репетиторства» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
808
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА / ФУНКЦИИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ / МАЛЫШКОВОЕ РЕПЕТИТОРСТВО / PEDAGOGICAL COMPETENCE / PEDAGOGICAL COMPETENCE OF PARENTS / PEDAGOGICAL COMPETENCE OF PARENTS OF YOUNG CHILDREN / FUNCTIONS OF FAMILY EDUCATION / TUTORING FOR KIDS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тращенкова С. А.

На основе анализа психолого-педагогической литературы выделены и раскрыто содержание функций семейного воспитания (воспитательная, социализирующая, эмоциональная, досуговая, коммуникативная и первичного социального контроля), реализация которых обеспечивается системой и уровнем развития педагогических компетенций родителей. Определены структурные компоненты педагогической компетентности родителей детей раннего возраста эмоционально-ценностный, когнитивный, коммуникативно-деятельностный. Представлен авторский подход к развитию педагогической компетентности родителей детей раннего возраста через реализацию программы «Малышковое репетиторство», включающей профессиональную авторскую диагностику, практические рекомендации, консультации и вебинары.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPING PEDAGOGICAL COMPETENCE OF PARENTS OF YOUNG CHILDREN IN CONDITIONS OF THE “TUTORING FOR KIDS”

Based on the analysis of psychological and pedagogical literature, this paper reveals and describes the functions of family education (educational, socializing, emotional, recreational, communicative, and primary social control ones). Their implementation is ensured by the system and level of development of parents’ pedagogical competence. The author determined structural components of pedagogical competence of young children’s parents emotional-axiological, cognitive, communicative and active ones. This article also presents the author's approach to development of pedagogical competence of young children’s parents through implementation of the program "Tutoring for kids", including professional original diagnostics, practical recommendations, advice and webinars.

Текст научной работы на тему «Развитие педагогической компетентности родителей детей раннего возраста в условиях «Малышкового репетиторства»»

УДК 37.04-053

РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ «МАЛЫШКОВОГО РЕПЕТИТОРСТВА»

С .А .Тращенкова

DEVELOPING PEDAGOGICAL COMPETENCE OF PARENTS OF YOUNG CHILDREN IN CONDITIONS

OF THE "TUTORING FOR KIDS"

S.A. Trashchenkova

Институт непрерывного педагогического образования НовГУ, [email protected]

На основе анализа психолого-педагогической литературы выделены и раскрыто содержание функций семейного воспитания (воспитательная, социализирующая, эмоциональная, досуговая, коммуникативная и первичного социального контроля), реализация которых обеспечивается системой и уровнем развития педагогических компетенций родителей. Определены структурные компоненты педагогической компетентности родителей детей раннего возраста — эмоционально-ценностный, когнитивный, коммуникативно-деятельностный. Представлен авторский подход к развитию педагогической компетентности родителей детей раннего возраста через реализацию программы «Малышковое репетиторство», включающей профессиональную авторскую диагностику, практические рекомендации, консультации и вебинары.

Ключевые слова: педагогическая компетентность, педагогическая компетентность родителей, педагогическая компетентность родителей детей раннего возраста, функции семейного воспитания, малышковое репетиторство

Based on the analysis of psychological and pedagogical literature, this paper reveals and describes the functions of family education (educational, socializing, emotional, recreational, communicative, and primary social control ones). Their implementation is ensured by the system and level of development of parents' pedagogical competence. The author determined structural components of pedagogical competence of young children's parents - emotional-axiological, cognitive, communicative and active ones. This article also presents the author's approach to development of pedagogical competence of young children's parents through implementation of the program "Tutoring for kids", including professional original diagnostics, practical recommendations, advice and webinars. Keywords: pedagogical competence, pedagogical competence of parents, pedagogical competence of parents of young children, functions of family education, tutoring for kids

Проблема развития педагогической компетентности молодых родителей является в наши дни весьма актуальной и с научной, и с практической точки зрения. Однако, прежде чем приступить к ее непосредственному рассмотрению, обратимся к теоретическому осмыслению понятий «компетенция» и «компетентность». Так, анализ исследований И.А.Зимней, Ю.Г.Татура, Р.М.Шерайзиной и др. показал, что компетенции ими рассматриваются как заданная социумом совокупность требований к знаниям, умениям, навыкам, которые усваиваются в процессе деятельности человеком в какой-либо области, а компетентность понимают как результат их усвоения. При этом компетентность авторы определяют как меру соответствия знаний, умений и опыта лиц определенного социально-профессионального статуса реальному уровню сложности выполняемых ими задач и решаемых проблем, как готовность и способность выполнять профессиональные функции в соответствии с принятыми в обществе на настоящий момент нормативами и стандартами [1-3].

Дж. Ровен формирует более двадцати различных компонентов компетентности, которые, с его точки зрения, помогут людям достигать свои лично-стно значимые цели. Из перечисленных автором компонентов, в соответствии с нашей темой, особо значимы такие, как: тенденция к более ясному пониманию ценностей и установок по отношению к конкретной цели; тенденция контролировать свою деятельность; вовлечение эмоций в процесс деятельности; готовность и способность обучаться самостоятельно; поиск и использование обратной связи; самоконтроль; внимание к проблемам, связанным с достижением поставленных целей; исследование окружающей среды для выявления ее возможностей и ресурсов; настойчивость; доверие; способность принимать правильные решения; персональная ответственность; способность слушать других людей и принимать во внимание то, что они говорят; способность разрешать конфликты и смягчать разногласия [4].

Обобщение вышеизложенного позволяет нам рассматривать компетентность как многомерное, многофункциональное понятие, отражающее взаимосвязь между человеком, культурой и образованием, как интегративную характеристику личности, включающую совокупность знаний, способов деятельности, разнообразных способностей и выражающуюся в готовности человека к принятию решений, адекватных постоянным изменениям в обществе.

В рамках нашего исследования наибольший интерес представляет понятие «педагогическая компетентность», в частности «педагогическая компетентность родителей».

Проблема педагогической компетентности родителей была объектом внимания многих ученых. Нас интересуют подходы к рассмотрению данного понятия в широком контексте. С точки зрения культурологического подхода педагогическая компетентность исследуется М.С.Волошиной, Д.С.Нестеровым, О.С.Орловым, рассматривающих ее как широкое общекультурное понятие, отражающее единство общей и педагогической культуры, готовность и способность соотнести собственные ценностные ориентиры с социально-культурными ценностями [5, 6].

Заслуживает особого внимания точка зрения на данную проблему Д.С.Нестерова, который педагогическую компетентность относит к универсальным компетентностям. При этом автор отмечает, что данная компетентность применима в широком спектре жизни человека (например, в семейном воспитании) [5].

Обобщая взгляды ученых на педагогическую компетентность, мы будем рассматривать ее как составляющую общей культуры человека, как инте-гративную характеристику социально-ценностных и профессионально значимых личностных и деловых качеств, представляющих собой результат интерио-ризации соответствующих компетенций и проявляющуюся в его готовности и способности успешно выполнять функцию социализации детей того или иного возраста в процессе образовательной деятельности.

Анализ и обобщение различных точек зрения ученых на структуру и содержание педагогической компетентности может послужить основанием для определения понятия «педагогическая компетентность родителей».

В этих целях выявим педагогические функции родителей, их роль в воспитании и развитии детей, а также ценностные ориентации семьи, в том числе и молодой. С этой целью был осуществлен краткий анализ понимания учеными таких категорий, как семья, родительство, материнство, отцовство.

Функции семьи раскрываются в исследованиях Л.Я.Верб, В.М.Целуйко, Л.В.Пироженко и др. Анализ исследований проблем семейного воспитания позволяет выделить следующие его функции: воспитательная, социализирующая, эмоциональная, досу-говая, коммуникативная и первичного социального контроля [7-9].

Воспитательная функция заключается в удовлетворении индивидуальных потребностей в отцовстве и материнстве в воспитании детей и самореализации в детях.

Социализирующая функция отвечает за связь личности с обществом, обеспечивая у ребенка пред-

ставления о социальных связях и включающая его в них.

Эмоциональная функция семейного воспитания обеспечивает эмоциональную стабилизацию индивидов, содействует сохранению психического здоровья людей, способствует удовлетворению потребностей членов семьи в личном счастье и любви, симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке и психологической защите.

Функция первичного социального контроля — это моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также регламентация ответственности и обязательств в отношениях между супругами, родителями и детьми.

Коммуникативная функция проявляется в удовлетворении потребностей членов семьи в духовном взаимообогащении и постоянных эмоционально насыщенных контактах.

Досуговая функция семьи направлена на организацию рационального досуга и контроля в сфере досуга.

Реализация указанных семейных функций обеспечивается системой компетенций, уровнем развития педагогической компетентности родителей.

В контексте нашего исследования мы рассматриваем педагогическую компетентность родителей детей раннего возраста как совокупность лич-ностно-деятельностных характеристик родителя, обусловливающих возможность эффективно осуществлять процесс воспитания ребенка в семье и включающих: готовность и способность принимать ребенка как ценность; владение базовыми психолого-педагогическими знаниями; способность к поиску, восприятию и отбору информации; способность к сотрудничеству с малышом в предметной деятельности; способность к конструированию собственной педагогической деятельности и деятельности ребенка.

В соответствии с определением структурными компонентами педагогической компетентности родителей детей раннего возраста являются: эмоционально-ценностный, когнитивный, коммуникативно-деятельностный. Определение педагогической компетентности родителей детей раннего возраста позволяет нам ответить на вопрос: «Как развить педагогическую компетентность родителей?»

Мы предлагаем в этих целях использовать опыт организации малышкового репетиторства. Ма-лышковое репетиторство — это наша авторская методика, которая включает в себя диагностику, анализ успехов и неудач, и практические рекомендации (игры и упражнения) для развития каждой сферы. Разработанная нами методика ориентирована на основные направления развития (зрительное восприятие и причинно-следственные связи; мелкая и крупная моторика; речь и мышление, слуховое восприятие; социальные навыки и развитие самостоятельности) и предполагает не только определение уровня развития ребенка по месяцам, но и составление его индивидуального плана развития, подбор именно тех игр и упражнений, которые будут способствовать индивидуальному развитию ребенка на данный момент.

Основа малышкового репетиторства — это профессиональная диагностика актуальной и определение ближайшей зоны развития ребенка. Нами разработана таблица соответствия умений и навыков возрасту (от 1 до 48 месяцев). По таблице легко составить диаграмму развития, которая наглядно покажет, какие умения и навыки хорошо развиты, а какие требуют усиленного внимания и дополнительных упражнений. Нормативы таблицы составлены на основе анализа и сопоставления результатов исследований ученых и практиков (С.Герхард, Г.Доман, Н.А.Зайцев, М Ибука., Э.Кипхард, М.Лазарев, С.Лупан, С.К.Монтанаро, М.Монтессори, Б.П.Никитин, Ю.А.Соколова, В.А.Сухомлинский). Таблица полностью адаптирована для русскоговорящих детей (в колонке речь — логопедические нормативы русского языка). Данная таблица — это помощник не только воспитателю, логопеду или психологу, но и мамам.

На основе результатов проведенной диагностики, позволяющих вывить сильные и слабые стороны развития ребенка, мы составляем диаграмму личностного роста и учим родителей, как заниматься самостоятельно с ребенком дома. Рассказываем, как пользоваться игрушками, которые есть у ребенка, что можно добавить, а что убрать. Через месяц проводим повторную диагностику, сравниваем диаграммы, отмечаем, по каким параметрам хорошие результаты, по каким — не очень, и определяем, как заниматься дальше. Методика включает диагностику мелкой и крупной моторики, речи и мышления, причинно-следственных связей, зрительного и слухового восприятия; социального развития и самостоятельности.

Форма проведения занятий — индивидуальная, а групповая — со слушателями вебинаров, тематика которых определяется по заявкам родителей и обобщенным материалам результатов индивидуальных занятий. К примеру, несколько тем вебинаров: «Нет / нельзя и подавляющие послания», «Плохое поведение. Скандалы и капризы», «Как вовлечь папу в активное воспитание», «Счастливое и успешное роди-тельство», «Малышковое репетиторство с позиций ребенка», «Как ходить с малышами на культурные мероприятия», «Как выбрать детский сад», «Ранее развитие и раннее обучение», «Формируем понятия «большой-маленький», «больше-меньше» и т. д.

Основная идея реализации программы «Ма-лышковое репетиторство — диагностика» — это развитие развитием.

Главное и основное, что мы можем дать ребенку — это нашу любовь и наш пример. Эти качества мы, прежде всего, формируем и развиваем у родителей.

1. Зимняя И. А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня.

2003. № 5. С. 34-42.

2. Татур Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалистов // Высшее образование сегодня.

2004. № 3. С. 20-26.

3. Шерайзина Р.М. Стратегическое видение современного педагогического образования: научные размышления // Педагогическое образование и наука. 2004. № 4. С. 42-47.

4. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация. М.: Когито-Центр, 2002. 396 с.

5. Нестеров Д.С. Развитие педагогической компетентности студентов в процессе открытого обучения // Компетентность. 2005, № 6 (23). С. 19-22.

6. Орлов О.С. Педагогическая компетентность в жизнедеятельности человека // Ученые записки Института непрерывного педагогического образования; НовГУ им. Ярослава Мудрого. Великий Новгород, 2006. Вып.8. С.6-10.

7. Верб Л .Я. Вера помогает семейному счастью: культура семьи и современное психолого-педагогическое образо-вание. СПб: Специальная литература, 2005. С. 80-89.

8. Целуйко В.М. Психология современной семьи: Книга для педагогов и родителей. М.: Владос, 2004. 228 с.

9. Пироженко Л.В. Психолого-педагогическая компетентность родителей как основа благополучия развития ре -бенка раннего возраста // Раннее детство в современном мире: философский, медико-социальный, психологический анализ. Калуга, 2005. С. 158-162.

References

1. Zimniaia I.A. Kliuchevye kompetentsii — novaia paradigma rezul'tata obrazovaniia [Key competences as a new paradigm of education]. Vysshee obrazovanie segodnia — Higher Education Today, 2003, no. 5, pp. 34-42.

2. Tatur Iu.G. Kompetentnost' v strukture modeli kachestva podgotovki spetsialistov [Competence within the quality model of specialist training]. Vysshee obrazovanie segodnia — Higher Education Today, 2004, no. 3, pp. 20-26.

3. Sheraizina R.M. Strategicheskoe videnie sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniia: nauchnye razmyshleniia [Strategic vision of a modern teacher education: research re-

flections], Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka — Pedagogical Education and Science, 2004, no. 4, pp. 42-47.

4. Raven J. Competence in modern society: its identification, development and release. Unionville, New York: Royal Fireworks Press, 1997. (Russ. ed.: Raven Dzh. Kompetentnost' v sovremennom obshchestve: vyiavlenie, razvitie i re-alizatsiia. Moscow, "Cogito Centre" Publ., 2002. 396 p.).

5. Nesterov D.S. Razvitie pedagogicheskoi kompetentnosti stu-dentov v protsesse otkrytogo obucheniia [Development of pedagogical competence of students in the process of open learning]. Kompetentnost, 2005, no. 6/23, pp. 19-22.

6. Orlov O.S. Pedagogicheskaia kompetentnost' v zhiznedeiatel'nosti cheloveka [Pedagogical competence in human life]. Uchenye zapiski instituta nepreryvnogo pedagogicheskogo obrazovaniia [Scholarly notes of the Institute of Continuous Pedagogical Education]. Vol. 8. Veliky Novgorod, NovSU Publ., 2006, pp. 6-10.

7. Verb L.Ia. Vera pomogaet semeinomu schast'iu: kul'tura sem'i i sovremennoe psikhologo-pedagogicheskoe obra-zovanie [Faith helps family happiness: family culture and modern psycho-pedagogical education]. Saint Petersburg, "Spetsial'naia literature" Publ., 2005, pp. 80-89.

8. Tseluiko V.M. Psikhologiia sovremennoi sem'i: Kn. dlia pedagogov i roditelei [Psychology of the modern family. Handbook. for teachers and parents]. Moscow, "Vlados" Publ., 2004. 228 p.

9. Pirozhenko L.V. Psikhologo-pedagogicheskaia kompetent-nost' roditelei kak osnova blagopoluchiia razvitiia rebenka rannego vozrasta [Psychological-pedagogical competence of parents as the basis for successful development of a child of early age], Rannee detstvo v sovremennom mire: filosofskii, mediko-sotsial'nyi, psikhologicheskii analiz [Early childhood in the modern world: philosophical, medical, social, and psychological analysis], Kaluga, 2005, pp. 158-162.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.