Научная статья на тему 'Формирование и развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста'

Формирование и развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1177
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСТВО / ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ / ВООБРАЖЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абдуллажонова Дилдора Рустамжоновна

В статье рассматривается проблема компонентов творческого потенциала и эффективного развития творческих способностей человека. Поднимается вопрос об оптимальных сроках начала развития творческих способностей детей. Рассматриваются условия, необходимые для успешного развития творческих способностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование и развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста»

forms of outline can assist students to exchange their ideas when they write, yet if students improve their writing competence, they should be inspired to try different methods of arranging and expressing their opinions accurately. Taking into everything consideration, the collaborative writing activity is the most effective way for creating and criticizing colourful suggestions in order to reach our aims comprehensively [5].

References

1. King S. 2000. On writing: A memoir of the craft. New York. Scribner.

2. Palmer H.E. " The scientific study and teaching writing ", "Longmans", London -1926, p. 35-37.

3. Rogova G.V. "Methods of English Teaching". Leningrad publishing house "Prosveshchenie" -1975, p. 197-200.

4. Yoqubov I. "Comparative methods of teaching English language at schools, lyceums and colleges ". Tashkent -2014, Bayaz Publishing House, p. 137-139.

5. Мусурманова Айниса/ Профессионализм педагога в духовном формировании подростков средствами книг // Academy. 2019. №2 (41). [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalizm-pedagoga-v-duhovnom-formirovanii-podrostkov-sredstvami-knig (дата обращения: 19.10.2019).

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Абдуллажонова Д.Р.

Абдуллажонова Дилдора Рустамжоновна - преподаватель, кафедра методики дошкольного образования, Андижанский государственный университет, г. Андижан, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье рассматривается проблема компонентов творческого потенциала и эффективного развития творческих способностей человека. Поднимается вопрос об оптимальных сроках начала развития творческих способностей детей. Рассматриваются условия, необходимые для успешного развития творческих способностей.

Ключевые слова: творчество, творческие способности, развитие творческих способностей, воображение.

В каждом ребенке с самого рождения есть творческое начало, которое в течение жизни проходит большое количество изменений в разных ситуациях, в которых находится сам ребенок: либо развивается, либо наоборот затухает, так и не раскрывшись. И вследствие этого, перед его родителями, а также взрослыми, окружающими ребенка, возникает задача не нанести вред, не «уничтожить» в детях их творчество, а напротив, помочь им идти в нужном направлении. Для этого необходимо различными способами содействовать формированию творческих способностей - а это долгий и непростой путь.

В ходе становления творческих способностей можно выделить несколько этапов. Первый этап - протекает подготовка анатомо-физиологических основ; второй этап -происходит формирование задатков небиологического характера; третий этап -определяются и приобретают соответствующий уровень данные способности [1, с. 60]. Первоначальный период в формировании творческих способностей основан на созревании требуемых для них органической структуры или с созданием на ее

основе различных функциональных органов. Этот период, как правило, отводится к дошкольному возрасту.

Развитию данных возможностей могут помочь различного рода игры, так как именно игровая деятельность в этом возрасте является основополагающей. Детские игры дают первый толчок для развития творчества, основой которого являются творческие способности (ролевая, сюжетная игра, игра-разминка, викторина, и т.д.) [2, с. 128].

Многоплановость и разнообразие родов деятельности, которыми занимается дошкольник, является одним из важнейших условий общего и разностороннего формирования его способностей. В связи с этим возникают и новые условия, предъявляемые к деятельности, которая раскрывает творческие способности детей.

Дошкольный возраст является периодом интенсивного развития творческих возможностей. Яркость чувств и воображения ребенка, непосредственность восприятия им окружающего мира, активное познание мира создают предпосылки для формирования в этот период творческой деятельности. Творить - означает созидать, создавать новое, то, что не существовало прежде. Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста предполагает новое решение, новое видение, новый подход, то есть готовность к отказу от привычных схем и стереотипов поведения, восприятия, мышления. Творчество - это привнесение в мир чего-то нового.

Мы поддерживаем точку зрения Артемьевой А.А. на то, что творчески мыслящие люди отличаются способностью переделывать, переопределять среду с тем, чтобы она соответствовала их интеллектуальным нуждам и потребностям. По определению, адаптивность творческих людей в меняющихся условиях выше просто потому, что они сами создают условия, чтобы наиболее успешно и полно реализовать свой потенциал [3].

Творческие способности представляют собой сплав многих качеств. И вопрос о компонентах творческого потенциала человека остается до сих пор открытым, хотя в настоящий момент существует несколько гипотез, касающихся этой проблемы. Многие (Гилфорд, К.Халл, Р.Томпсон и др) психологи связывают способности к творческой деятельности, прежде всего с особенностями мышления.

Интересно мнение отечественного исследователя проблемы творчества А.Н. Лука, который, опираясь на биографии выдающихся ученых, изобретателей, художников и музыкантов выделяет следующие творческие способности:

1. Способность видеть проблему там, где её не видят другие;

2. Способность сворачивать мыслительные операции, заменяя несколько понятий одним и используя всё более ёмкие в информационном отношении символы;

3. Способность применить навыки, приобретённые при решении одной задачи к решению другой;

4. Способность воспринимать действительность целиком, не дробя её на части;

5. Способность легко ассоциировать отдалённые понятия;

6. Способность памяти выдавать нужную информацию в нужную минуту;

7. Гибкость мышления;

8. Способность выбирать одну из альтернатив решения проблемы до её проверки;

9. Способность включать вновь воспринятые сведения в уже имеющиеся системы знаний;

10. Способность видеть вещи такими, какие они есть, выделить наблюдаемое из того, что привносится интерпретацией;

11. Лёгкость генерирования идей;

12. Творческое воображение;

13. Способность доработки деталей, к совершенствованию первоначального замысла [4, с. 126].

Вслед за Л. Бочкаревым, мы считаем, что творческий потенциал ребенка дошкольного возраста состоит из следующих способностей:

1. Способность рисковать;

2. Дивергентное мышление;

3. Гибкость в мышлении и действиях;

4. Скорость мышления;

5. Способность высказывать оригинальные идеи и изобретать новые;

6. Богатое воображение;

7. Восприятие неоднозначности вещей и явлений;

8. Высокие эстетические ценности;

9. Развитая интуиция.

Анализируя представленные выше точки зрения по вопросу развития творческих способностей, мы можем сделать вывод, что, несмотря на различие подходов к их определению, исследователи единодушно выделяют творческое воображение и качество творческого мышления как обязательные компоненты творческих способностей.

Говоря о развитии способностей, необходимо остановиться на вопросе о том, когда, с какого возраста следует развивать творческие способности детей. Психологи (Б.П. Никитин, Л.С. Выготский, Б.Г. Ананьев и др.) называют различные сроки от полутора до пяти лет. Также существует гипотеза, что развивать творческие способности необходимо с раннего возраста. Данная гипотеза находит подтверждение в физиологии.

Следовательно, с психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей, а также сенситивным периодом для развития творческого воображения.

Мы согласны с учеными (Дж. Смит, Б.Н. Никитин и др.) в том, что эффективному развитию творческих способностей детей дошкольного возраста способствуют следующие условия:

- раннее физическое развитие малыша: раннее плавание, гимнастика, раннее ползание и хождение;

- создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо, насколько это возможно заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его разнообразную творческую деятельность;

- характер творческого процесса, который требует максимального напряжения сил;

- предоставление ребенку большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов и т.д.;

- ненавязчивая, умная, доброжелательная помощь взрослых;

- тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе.

Важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству проявлять сочувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям несвойственным в реальной жизни.

Кроме того, для развития воображения и творческих способностей существуют специальные игры, в которые можно играть с детьми в свободное от занятий время. Интересные развивающие игры разработаны Б.Н. Никитиным такие, как: сложи узор, сложи квадрат, дроби, кубики для всех [5, с. 157].

Педагогическая практика доказывает, что при подборе соответствующих методов обучения, дошкольники, не теряя своеобразия творчества, создают произведения более высокого уровня, чем их необученные само выражающиеся сверстники.

Дошкольный возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. К сожалению, эти возможности с течением времени необратимо утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в дошкольном детстве.

Таким образом, успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. Однако, создание благоприятных условий недостаточно для воспитания ребенка с

высокоразвитыми творческими способностями. Необходима целенаправленная работа по развитию творческого потенциала детей.

Список литературы

1. Березина В.Г. Детство творческой личности / В.Г. Березина. М.: Айрис-пресс, 1994. С. 60.

2. Шмаков С.А. Учимся, играя / С.А. Шмаков. М.: ЦГЛ, 2004. С. 128.

3. Артемьева А.А. Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества. Современные методики выявления одарённости. [Электронный ресурс]. Режим доступа: // http://www.openclass.ru/ (дата обращения: 23.12.2019).

4. ЛукА.Н. Психология творчества // Наука: Москва, 1978. С. 126.

5. Дьяченко О.М., Веракса Н.Е. Чего на свете не бывает. М.: Педагогика, 1994. С. 157.

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПОСРЕДСТВОМ ФОЛЬКЛОРА - СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ Максудов У.К.

Максудов Улугбек Курбонович - преподаватель, кафедра педагогики, Ферганский государственный университет, г. Фергана, Республика Узбекистан

Аннотация: данная статья рассматривает вопросы формирования социальной активности учащихся начальных классов посредством устного народного творчества, а также проанализированы методы, формы и средства развития социальной активности учащихся начальных классов посредством устного народного творчества.

Ключевые слова: формирование, социальная активность, учащиеся начальных классов, народный фольклор, устное народное творчество, педагогический процесс, навыки, народные сказки, воспитание, учащиеся.

В Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах было определено: «воспитание физически здоровой, духовно и интеллектуально развитой, самостоятельно мыслящей, преданной Родине молодежи с твердыми жизненными взглядами, повышение ее социальной активности в процессе углубления демократических реформ и развития гражданского общества» [1], что говорит о необходимости рассматрение данного процесса как педагогической системы с исследовательским и аналитическим направлением.

Потребности человека формируются в процессе образования, овладения культурными ценностями. Удовлетворение собственных потребностей человека происходит в процессе его деятельности, содержание и формы которой определяются уровнем социального развития общества, те деятельность индивидуума является управляемым процессом личности. В связи с этим проблема формирования социальной активности исследуется в педагогической науке. Данная проблема всегда была прямо или косвенно в центре внимания философов, педагогов, психологов и социологов.

Безусловно, философская и психолого-педагогическая мысль развивает идеи формирования социально активной личности, нашедшие отражение в трудах педагогов-методистов: Я.А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо, А. Дистервега,

20

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.