_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2016 ISSN 2410-700Х_
Для освоения логического приема сравнения детям необходимо на занятиях по языку выделять свойства предметов, находить предметы схожие и различные по внешним признакам.
Качественный и количественный анализ на занятиях по математике осваивается детьми при разбивании множество на подмножества, характеризующиеся общим свойством и сопоставлении части и целого для предметов и действий.
Логический прием синтеза осваивается легче субъектом игровой и учебной деятельности на занятиях по рисованию при создании ребенком различных простейших графических моделей объектов, процессов и явлений, рисунков на и поделок из бумаги, картона, шишек и других материалов.
Освоению логического приема абстрагирования способствует создание детьми открыток с узорными абстракциями с помощью клейстера из крахмала, белой бумаги, гуаши, блесток и клея.
Эффективнее обобщение как логический прием формируется у детей в дошкольном возрасте как выделение и фиксация общего признака двух или более объектов.
Дидактический опыт показывает, что основные логические приемы сравнения, анализа, синтеза, абстрагирования и обобщения осваиваются эффективно детьми подготовительной к школе группы детского сада при наличии соответствующих обучающих компьютерных программ [4].
Выводом, следующим из анализа и обобщения приведенного выше краткого материала, служит положение о том, что логические приёмы информационного моделирования действительности, имеющие большую эвристическую силу, подлежат систематическому и регулярному использованию в процессе обучения дошкольников старших групп.
Список использованной литературы:
1. Каримов М.Ф. Информационные моделирование и технологии в научном познании школьниками действительности // Наука и школа. - 2006. - № 3. - С. 34 - 37.
2. Каримов М.Ф. Подготовка будущих учителей - исследователей в информационном обществе: Монография. - Челябинск: Изд-во ЧГПУ «Факел», 2002. - 612 с.
3. Иванова М.К., Габдулисламова Л.М., Каримов М.Ф. Занятия детей речевой группы в компьютерном зале // Учитель Башкортостана. - 1995. - № 7. - С. 67 - 68.
4. Каримов М.Ф., Габдулисламова Л.М. Компьютер в подготовительной к школе группе // Дошкольное воспитание. - 1989. - № 10. - С. 55 - 57.
© Каримов М.Ф., Кутырева Ю.А., 2016
УДК 373.31
Карпенко Виктор Николаевич
к.п.н., доцент, доцент кафедры теории и методики хореографического искусства Тарасова Дарья Сергеевна магистрант кафедры теории и методики хореографического искусства,
Карпенко Ирина Анатольевна доцент кафедры хореографического творчества Белгородский государственный институт искусств и культуры,
г. Белгород, Российская Федерация E-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация
В статье рассматривается развитие творческого начала дошкольников, раскрытие их потенциала
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2016 ISSN 2410-700Х_
различными средствами. Отражаются условия и предпосылки формирования творческих способностей и их этапы.
Ключевые слова
Творческие способности, формирование, развитие, условия, этапы.
В каждом ребенке с самого рождения есть творческое начало, которое в течение жизни проходит большое количество изменений в разных ситуациях, в которых находится сам ребенок: либо развивается, либо наоборот затухает, так и не раскрывшись. И вследствие этого, перед его родителями, а также взрослыми, окружающими ребенка, возникает задача не нанести вред, не «уничтожить» в детях их творчество, а напротив помочь им идти в нужном направлении. Для этого необходимо различными способами содействовать формированию творческих способностей - а это долгий и непростой путь.
В ходе становления творческих способностей можно выделить несколько этапов. Первый этап -протекает подготовка анатомо-физиологических основ; второй этап - происходит формирование задатков небиологического характера; третий этап - определяются и приобретают соответствующий уровень данные способности [1, с. 23]. Первоначальный период в формировании творческих способностей основан на созревании требуемых для них органической структуры или с созданием на ее основе различных функциональных органов. Этот период, как правило, отводится к дошкольному возрасту.
Развитию данных возможностей могут помочь различного рода игры, так как именно игровая деятельность в этом возрасте является основополагающей. Детские игры дают первый толчок для развития творчества, основой которого являются творческие способности (ролевая, сюжетная игра, игра-разминка, викторина, и т.д.) [5, с. 48].
Многоплановость и разнообразие родов деятельности, которыми занимается дошкольник, является одним из важнейших условий общего и разностороннего формирования его способностей. В связи с этим возникают и новые условия, предъявляемые к деятельности, которая раскрывает творческие способности детей.
Данные условия заключаются в следующем: творческая направленность, приемлемая степень трудности деятельности для ребенка, соответствующая мотивация и гарантия позитивного психологического настроя в процессе и в завершении выполнения деятельности.
В случае, если занятия с ребенком носят творческий, неоднообразный характер, заставляя его постоянно размышлять, и сами по себе становятся довольно привлекательным делом, равно как способ контроля и развития способностей. Такая деятельность всегда носит созидательный характер, она связана с открытием для дошкольников новых знаний, выявлением в самом себе каких-либо новых способностей, что и является эффективным стимулом к занятиям [4, с. 77]. Подобная деятельность усиливает положительную самооценку, увеличивает степень притязаний, рождает в себе решительность и ощущение удовлетворенности от завоеванных побед.
Если же выполняемая деятельность пребывает в области оптимальной трудности, то есть на грани возможностей дошкольника, в таком случае старания ведут следом за собой совершенствование его способностей, воплощая в жизнь то, что Л.С. Выготский именовал зоной потенциального развития. Деятельность, не пребывающая в границах этой области, в значительно меньшей степени ведет вслед за собой развитие творческих способностей [2, с. 57]. Если процесс развития слишком обыкновенен, то гарантирует лишь реализацию ранее существующих способностей; если же чрезмерно сложен, в таком случае становится невыполним и, значит, также не приводит к развитию новых умений и навыков.
Сохранение заинтересованности в деятельности через побудительную мотивацию означает преобразование надлежащей деятельности в важную потребность ребенка [3, с. 112].
Творческие способности являются культурно и общественно предопределенными возможностями. Условиями и предпосылками формирования данных способностей считаются следующие критерии его жизни:
1. Присутствие общества, социально-культурной сферы, образованной трудом многочисленных поколений. Эта сфера искусственна, содержит большое число объектов материальной и духовной культуры, которые обеспечивают существование детей и удовлетворение их нужд.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2016 ISSN 2410-700Х
2. Отсутствие задатков от природы к этой деятельности и потребность обучения с раннего возраста.
3. Необходимость участия в разных, трудных, высокоорганизованных сферах деятельности людей.
4. Присутствие с рождения около детей воспитанных и творческих людей, которые имеют уже определенный опыт, необходимые для ребенка способности, могут передать им необходимые знания, умения и навыки, обладая при этом подходящими средствами и методами обучения и воспитания.
5. Отсутствия с рождения строгих запрограммированных правил поведения (природных инстинктов), неподготовленность соответствующих структур мозга, отвечающих за функционирование психики, вероятность их совершенствования посредствам обучения и воспитания.
Каждый из вышеназванных критериев является необходимым для формирования творческих способностей детей и применение их в разных видах деятельности.
Вывод. Таким образом, творческие способности заложены в каждом ребенке с самого рождения. Развитие этих способностей проходит ряд этапов, начиная с дошкольного возраста. Большая роль при этом отводится родителям, которые должны помочь ребенку раскрыть себя и свой творческий потенциал. Список использованной литературы:
1. Березина В.Г. Детство творческой личности / В.Г. Березина. - М.: Айрис-пресс, 1994. - 60 с.
2. Выготский Л.Н. Воображение и творчество в дошкольном возрасте / Л.Н. Выготский. - М.: Союз, 1997. - 92 с.
3. Дьяченко О.М. Чего на свете не бывает / О.М. Дьяченко. - М.: Знание, 1994. - 157 с.
4. Львов М.Р. Школа творческого мышления / М.Р. Львов. - М.: Дидакт, 1993. - 153 с.
5. Шмаков С.А. Учимся, играя / С.А. Шмаков. - М.: ЦГЛ, 2004. - 128 с.
© Карпенко В.Н., Тарасова Д.С., Карпенко И.А., 2016
УДК 373.31
Карпенко Виктор Николаевич
к.п.н., доцент, доцент кафедры теории и методики хореографического искусства Шастун Анастасия Сергеевна магистрант кафедры теории и методики хореографического искусства,
Карпенко Ирина Анатольевна
доцент кафедры хореографического творчества Белгородский государственный институт искусств и культуры,
г. Белгород, Российская Федерация E-mail: [email protected]
ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ ХОРЕОГРАФИИ
Аннотация
В статье освещаются и обосновываются особенности формирования толерантности у детей в процессе хореографической деятельности. Воспитание в духе толерантности следует рассматривать в качестве неотложной задачи современного российского общества.
Ключевые слова
Народная хореография, толерантность, нравственное воспитание, педагогическая деятельность, творчество.
Мы живем в третьем тысячелетии, в век экономической глобализации и прогрессирующей мобильности, формирования средств массовой коммуникации, которые ведут к интернационализации,