МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2016 ISSN 2410-700Х
2. Каримов М.Ф. Информационные моделирование и технологии в научном познании школьниками действительности // Наука и школа. - 2006. - №3.- С.34 - 38.
© Каримов М.Ф., Никитина Е.М., 2016
УДК 378.14
Каримов Марат Фаритович
канд. физ.-мат. наук, доцент БФ БГУ
г. Бирск, РФ E-mail: [email protected] Кутырева Юлия Александровна Аспирант БФ БГУ г. Уфа, РФ
НАЧАЛА ИНФОРМАЦИОННОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация
Рассмотрены дидактические возможности проектирования и реализации начального изучения логических приемов информационного моделирования действительности на занятиях по языку, рисованию и математике с детьми дошкольного возраста.
Ключевые слова
Информационное моделирование, дошкольник, язык, математика, логика.
Одним из основных методов учебного и научного познания и преобразования объектов, процессов и явлений природной, технической и социальной действительности, на наш взгляд [1], служит информационное моделирование, используемое на всех звеньях системы непрерывного образования подрастающего поколения, в том числе, и в детском саду, состоящее из следующих этапов - элементов: 1) постановка учебной задачи; 2) построение модели решения учебной задачи; 3) разработка алгоритма решения учебной задачи; 4) исполнение алгоритма решения учебной задачи; 5) анализ результатов решения учебной задачи и формулировка выводов; 6) возврат к предыдущим этапам при неудовлетворительном решении учебной задачи.
При построении модели объекта, процесса или явления природной, технической или социальной действительности дети и взрослые пользуются логическими приемами и способом интеллектуальной интуиции [2].
Выделим основные логические приемы информационного моделирования окружающей нас действительности, к которым относятся: 1) сравнение; 2) анализ; 3) синтез; 4) абстрагирование; 5) обобщение.
Большинство воспитателей детского сада знает [3], необходимость на занятиях по языку, рисованию и математике для маленьких исследователей природной действительности важно подчеркнуть на уровне простейших представлений и примеров, что: сравнение - мысленное установление сходства или различия предметов по существенным или несущественным признакам; анализ - мысленное расчленение объекта, процесса или явления на составные части с целью установления взаимодействия этих частей и взаимосвязей между ними; синтез - мысленное соединение составных частей и сторон функционирования объекта в единое целое; абстрагирование - мысленное выделение одних признаков объекта и отвлечение от других; обобщение - мысленное объединение общих свойств однородных предметов.
В целях повышения уровня образования детей выделим конкретные учебные задачи и примеры использования старшими дошкольниками логических приёмов при моделировании объектов, процессов и явлений окружающей нас действительности.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2016 ISSN 2410-700Х_
Для освоения логического приема сравнения детям необходимо на занятиях по языку выделять свойства предметов, находить предметы схожие и различные по внешним признакам.
Качественный и количественный анализ на занятиях по математике осваивается детьми при разбивании множество на подмножества, характеризующиеся общим свойством и сопоставлении части и целого для предметов и действий.
Логический прием синтеза осваивается легче субъектом игровой и учебной деятельности на занятиях по рисованию при создании ребенком различных простейших графических моделей объектов, процессов и явлений, рисунков на и поделок из бумаги, картона, шишек и других материалов.
Освоению логического приема абстрагирования способствует создание детьми открыток с узорными абстракциями с помощью клейстера из крахмала, белой бумаги, гуаши, блесток и клея.
Эффективнее обобщение как логический прием формируется у детей в дошкольном возрасте как выделение и фиксация общего признака двух или более объектов.
Дидактический опыт показывает, что основные логические приемы сравнения, анализа, синтеза, абстрагирования и обобщения осваиваются эффективно детьми подготовительной к школе группы детского сада при наличии соответствующих обучающих компьютерных программ [4].
Выводом, следующим из анализа и обобщения приведенного выше краткого материала, служит положение о том, что логические приёмы информационного моделирования действительности, имеющие большую эвристическую силу, подлежат систематическому и регулярному использованию в процессе обучения дошкольников старших групп.
Список использованной литературы:
1. Каримов М.Ф. Информационные моделирование и технологии в научном познании школьниками действительности // Наука и школа. - 2006. - № 3. - С. 34 - 37.
2. Каримов М.Ф. Подготовка будущих учителей - исследователей в информационном обществе: Монография. - Челябинск: Изд-во ЧГПУ «Факел», 2002. - 612 с.
3. Иванова М.К., Габдулисламова Л.М., Каримов М.Ф. Занятия детей речевой группы в компьютерном зале // Учитель Башкортостана. - 1995. - № 7. - С. 67 - 68.
4. Каримов М.Ф., Габдулисламова Л.М. Компьютер в подготовительной к школе группе // Дошкольное воспитание. - 1989. - № 10. - С. 55 - 57.
© Каримов М.Ф., Кутырева Ю.А., 2016
УДК 373.31
Карпенко Виктор Николаевич
к.п.н., доцент, доцент кафедры теории и методики хореографического искусства Тарасова Дарья Сергеевна магистрант кафедры теории и методики хореографического искусства,
Карпенко Ирина Анатольевна доцент кафедры хореографического творчества Белгородский государственный институт искусств и культуры,
г. Белгород, Российская Федерация E-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация
В статье рассматривается развитие творческого начала дошкольников, раскрытие их потенциала