Научная статья на тему 'Начала информационного моделирования действительности у детей дошкольного возраста'

Начала информационного моделирования действительности у детей дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
116
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / ДОШКОЛЬНИК / ЯЗЫК / МАТЕМАТИКА / ЛОГИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каримов Марат Фаритович, Кутырева Юлия Александровна

Рассмотрены дидактические возможности проектирования и реализации начального изучения логических приемов информационного моделирования действительности на занятиях по языку, рисованию и математике с детьми дошкольного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Каримов Марат Фаритович, Кутырева Юлия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Начала информационного моделирования действительности у детей дошкольного возраста»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2016 ISSN 2410-700Х

2. Каримов М.Ф. Информационные моделирование и технологии в научном познании школьниками действительности // Наука и школа. - 2006. - №3.- С.34 - 38.

© Каримов М.Ф., Никитина Е.М., 2016

УДК 378.14

Каримов Марат Фаритович

канд. физ.-мат. наук, доцент БФ БГУ

г. Бирск, РФ E-mail: KarimovMF@rambler.ru Кутырева Юлия Александровна Аспирант БФ БГУ г. Уфа, РФ

НАЧАЛА ИНФОРМАЦИОННОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация

Рассмотрены дидактические возможности проектирования и реализации начального изучения логических приемов информационного моделирования действительности на занятиях по языку, рисованию и математике с детьми дошкольного возраста.

Ключевые слова

Информационное моделирование, дошкольник, язык, математика, логика.

Одним из основных методов учебного и научного познания и преобразования объектов, процессов и явлений природной, технической и социальной действительности, на наш взгляд [1], служит информационное моделирование, используемое на всех звеньях системы непрерывного образования подрастающего поколения, в том числе, и в детском саду, состоящее из следующих этапов - элементов: 1) постановка учебной задачи; 2) построение модели решения учебной задачи; 3) разработка алгоритма решения учебной задачи; 4) исполнение алгоритма решения учебной задачи; 5) анализ результатов решения учебной задачи и формулировка выводов; 6) возврат к предыдущим этапам при неудовлетворительном решении учебной задачи.

При построении модели объекта, процесса или явления природной, технической или социальной действительности дети и взрослые пользуются логическими приемами и способом интеллектуальной интуиции [2].

Выделим основные логические приемы информационного моделирования окружающей нас действительности, к которым относятся: 1) сравнение; 2) анализ; 3) синтез; 4) абстрагирование; 5) обобщение.

Большинство воспитателей детского сада знает [3], необходимость на занятиях по языку, рисованию и математике для маленьких исследователей природной действительности важно подчеркнуть на уровне простейших представлений и примеров, что: сравнение - мысленное установление сходства или различия предметов по существенным или несущественным признакам; анализ - мысленное расчленение объекта, процесса или явления на составные части с целью установления взаимодействия этих частей и взаимосвязей между ними; синтез - мысленное соединение составных частей и сторон функционирования объекта в единое целое; абстрагирование - мысленное выделение одних признаков объекта и отвлечение от других; обобщение - мысленное объединение общих свойств однородных предметов.

В целях повышения уровня образования детей выделим конкретные учебные задачи и примеры использования старшими дошкольниками логических приёмов при моделировании объектов, процессов и явлений окружающей нас действительности.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2016 ISSN 2410-700Х_

Для освоения логического приема сравнения детям необходимо на занятиях по языку выделять свойства предметов, находить предметы схожие и различные по внешним признакам.

Качественный и количественный анализ на занятиях по математике осваивается детьми при разбивании множество на подмножества, характеризующиеся общим свойством и сопоставлении части и целого для предметов и действий.

Логический прием синтеза осваивается легче субъектом игровой и учебной деятельности на занятиях по рисованию при создании ребенком различных простейших графических моделей объектов, процессов и явлений, рисунков на и поделок из бумаги, картона, шишек и других материалов.

Освоению логического приема абстрагирования способствует создание детьми открыток с узорными абстракциями с помощью клейстера из крахмала, белой бумаги, гуаши, блесток и клея.

Эффективнее обобщение как логический прием формируется у детей в дошкольном возрасте как выделение и фиксация общего признака двух или более объектов.

Дидактический опыт показывает, что основные логические приемы сравнения, анализа, синтеза, абстрагирования и обобщения осваиваются эффективно детьми подготовительной к школе группы детского сада при наличии соответствующих обучающих компьютерных программ [4].

Выводом, следующим из анализа и обобщения приведенного выше краткого материала, служит положение о том, что логические приёмы информационного моделирования действительности, имеющие большую эвристическую силу, подлежат систематическому и регулярному использованию в процессе обучения дошкольников старших групп.

Список использованной литературы:

1. Каримов М.Ф. Информационные моделирование и технологии в научном познании школьниками действительности // Наука и школа. - 2006. - № 3. - С. 34 - 37.

2. Каримов М.Ф. Подготовка будущих учителей - исследователей в информационном обществе: Монография. - Челябинск: Изд-во ЧГПУ «Факел», 2002. - 612 с.

3. Иванова М.К., Габдулисламова Л.М., Каримов М.Ф. Занятия детей речевой группы в компьютерном зале // Учитель Башкортостана. - 1995. - № 7. - С. 67 - 68.

4. Каримов М.Ф., Габдулисламова Л.М. Компьютер в подготовительной к школе группе // Дошкольное воспитание. - 1989. - № 10. - С. 55 - 57.

© Каримов М.Ф., Кутырева Ю.А., 2016

УДК 373.31

Карпенко Виктор Николаевич

к.п.н., доцент, доцент кафедры теории и методики хореографического искусства Тарасова Дарья Сергеевна магистрант кафедры теории и методики хореографического искусства,

Карпенко Ирина Анатольевна доцент кафедры хореографического творчества Белгородский государственный институт искусств и культуры,

г. Белгород, Российская Федерация E-mail: nikita-61@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация

В статье рассматривается развитие творческого начала дошкольников, раскрытие их потенциала

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.