Научная статья на тему 'Роль изобразительного моделирования действительности в формировании личности ребенка'

Роль изобразительного моделирования действительности в формировании личности ребенка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
77
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
УЧЕБНОЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Макунева Р. Р., Каримов М. Ф.

Выделено положительное влияние учебного изобразительного моделирования действительности на процесс формирования личности ребенка в дошкольном образовательном учреждении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль изобразительного моделирования действительности в формировании личности ребенка»

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 11 / 2018.

том, что систематическое и регулярное изучение на лекционных, практических и лабораторных занятиях по физике учащимися средних общеобразовательных школ позволяет повысить уровень теоретической и практической подготовки подрастающего поколения нашей страны по естественно-математическим дисциплинам.

Список использованной литературы:

1. Каримов М.Ф., Колоколова Н.В. Математическое моделирование действительности как интегратор школьных дисциплин // Инновационное развитие. - 2017. - № 5. - С. 124 - 125.

2. Каримов М.Ф. Проектирование и реализация междисциплинарных связей математики, физики и информатики в учебном и научном познании действительности // Сборник «Достижения и приложения современной информатики, математики и физики». - Уфа: Изд-во БашГУ, 2014. - С. 57 - 80.

3. Каримов М.Ф. Развитие и освоение спектрального анализа вещества в нефтегазовом деле // Нефтегазовое дело. - 2006. - Т.4. - № 1. - С. 288.

4/ Каримов М.Ф., Кандаурова Г.С. Устройство для измерения температуры // Официальный бюллетень Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий. - 1982. - № 4. - С. 167.

© Лысенко К.В.,Каримов М.Ф., 2018

УДК 373

Макунева Р.Р.

студент БФ БГУ г. Бирск, РФ Каримов М.Ф. канд. физ.-мат. наук, доцент БФ БГУ

г. Бирск, РФ E-mail: KarimovMF@rambler.ru

РОЛЬ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

Аннотация

Выделено положительное влияние учебного изобразительного моделирования действительности на процесс формирования личности ребенка в дошкольном образовательном учреждении.

Ключевые слова

Учебное изобразительное моделирование, формирование личности ребенка.

Очевидно, что интеллектуальный и творческий потенциалы дошкольников и школьников, способствующие формированию их личности, могут успешно повышаться лишь при условии систематического и регулярного обучения детей основам естественно-математических и социально-гуманитарных дисциплин.

Учебное информационное моделирование действительности, лежащее в основе обучения детей и имеющее такие этапы или элементы, как постановка задачи, построение модели, разработка и исполнение алгоритма, анализ результатов и формулировка выводов, возврат к предыдущим этапам при неудовлетворительном решении задачи [1], в дошкольных образовательных учреждениях и начальной школе проектируется и реализуется преимущественно в виде словесного и изобразительного моделирования объектов, процессов и явлений природы, техники и общества [2].

При постановке задачи учебного изобразительного моделирования объекта действительности

-( 85 J-

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 11 / 2018.

воспитателю в старших группах детского сада важно, чтобы дети умели выделить основную форму предмета изображения и его части. Поэтому в начале обучения детей рисованию предметов воспитателю следует использовать приемы наблюдения, обследования и объяснения. Воспитатель детского сада сначала сам обследует предмет изображения, привлекая детей к ответам на отдельные эвристические вопросы, а затем все больше предоставляет дошкольникам самостоятельность в действиях и рассуждениях.

Построение модели решения поставленной задачи учебного рисования объекта окружающего детей мира сопровождается очерчиванием пальцем воспитателя контура изображаемого предмета. Движения руки воспитателя дети повторяют по нескольку раз, чтобы их рука их освоила. Для достижения успеха этапа построения изобразительной модели воспитатель одновременно использует перед детьми старшей группы приемы зрительного восприятия объекта, движения руки и словесного объяснения собственных действий.

Отметим, что словесное моделирование воспитателем вместе с детьми фрагмента действительности играет ведущую роль в сюжетном рисовании объектов, процессов или явлений окружающего нас мира благодаря направлению действий детей на развитие их воображения и самостоятельного поиска средств решения учебной изобразительной задачи [3].

Разработка и исполнение алгоритма решения старшими дошкольниками учебной изобразительной задачи включает в себя наглядный показ воспитателем основных способов действий детей для достижения цели изобразительного моделирования ими соответствующих объектов, процессов или явлений природы, техники или общества.

При проектировании и реализации сложных действий алгоритма решения учебной изобразительной задачи воспитатель детского сада расчленяет их на более простые и каждое действие показывает и называет перед дошкольниками старших групп.

Анализ результатов решения учебной изобразительной задачи организует и проводит воспитатель старшей группы при активном участии в нем заинтересованных детей.

Дидактический опыт учебного изобразительного моделирования фрагментов действительности показывает нижеследующее.

1. Большинство старших дошкольников проявляет повышенный познавательный интерес к рисункам сверстникам.

2. Организующая деятельность воспитателя детского сада вызывает у дошкольников положительную эмоциональную реакцию на полученные. результаты сверстников при изобразительном моделировании фрагментов действительности.

3. Радость по отношению к общим успехам при рисовании, поддержка интереса к графическим работам товарищей и желание их самостоятельно рассматривать и оценивать являются признаками развития личности ребенка в дошкольном образовательном учреждении.

Выводом, следующим из анализа и обобщения приведенного выше краткого материала, является положение о том, что учебное изобразительное моделирование действительности с этапами постановки задачи, построения модели, разработки и исполнения алгоритма, анализа результатов и формулировки выводов становится необходимой составляющей ориентированной на развитие личности ребенка дидактики дошкольного образовательного учреждения.

Список использованной литературы:

1. Каримов М.Ф. Информационные моделирование и технологии в научном познании школьниками действительности // Наука и школа. - 2006. - №3.- С.34 - 38.

2. Каримов М.Ф., Кашапова Г.М. Начала информационного моделирования действительности в младших классах средней общеобразовательной школы // Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции «Наука, образование, общество: актуальные вопросы и перспективы развития». - М.: ООО «АР-Консалт», 2015. - С. 118 - 120.

3. Каримов М.Ф., Габдулисламова Л.М. Компьютер в подготовительной к школе группе // Дошкольное воспитание. - 1989. - № 10. - С. 55 - 57.

© Макунева Р.Р., Каримов М.Ф., 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.