Научная статья на тему 'Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста'

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5558
596
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ТВОРЧЕСТВО / ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ / ТВОРЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ / КРЕАТИВНОСТЬ МЫШЛЕНИЯ / ВООБРАЖЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рудина Елена Евгеньевна, Иванова Ирина Юрьевна

В статье рассматривается проблема компонентов творческого потенциала и эффективного развития творческих способностей человека. Поднимается вопрос об оптимальных сроках начала развития творческих способностей детей. Рассматриваются условия, необходимые для успешного развития творческих способностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №7/2016 ISSN 2410-700X_

Список использованной литературы:

1. Коновалов С. В., Козырева О. А. Возможности педагогического моделирования в решении задач научного исследования // Вестник ТГПУ. 2015. № 12 (165). С.129-135.

2. Свинаренко В.Г., Козырева О.А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования: учеб. пособ. для пед. вузов и системы ДПО. М.: НИЯУ МИФИ, 2014. 92с. ISBN 978-5-7262-2006-2.

3. Козырева О. А. Технология системно-педагогического моделирования в условиях непрерывного профессионального образования // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 3-2. С. 355-359.

4. Козырева О.А. Культура самостоятельной работы личности в конструктах педагогической методологии // Интернетнаука. 2016. № 5. С.478-488.

5. Казакова С. Л., Козырева О. А. Особенности организации, направления и принципы воспитания детей (кадетов) в условиях детского дома // Вестник педагогических инноваций. 2010. №3 (23). С. 32-45.

6. Козырев Н.А., Свинаренко В.Г., Овчинникова Ю.А. Система принципов воспитания в модели профессионально-педагогической подготовки будущего педагога по физической культуре // Гум. науч. исследования. 2015. № 9.

7. Козырева О. А. Возможность моделирования системы принципов педагогического взаимодействия как результат формирования культуры самостоятельной работы педагога // Молодой ученый. 2010. № 11 (22). T.II. С. 127-131.

8. Овчинникова Ю.А., Свинаренко В.Г., Козырев Н.А. Конструктор принципов воспитания как средство повышения качества воспитательной работы и педагогической рефлексии // Совр. науч. исслед. и инновации. 2015. № 9.

9. Редлих С. М., Козырева О. А. Система принципов формирования культуры самостоятельной работы педагога как механизм реализации условий продуктивного педагогического взаимодействия // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2012. №1 (5). С. 27-29.

© Захаров А. В., 2016

УДК 37.036.5

Рудина Елена Евгеньевна,

студент факультета дошкольного образования ЧГПУ

E-mail: elena_rudina@mail.ru Иванова Ирина Юрьевна, канд. пед. наук, доцент кафедры педагогики и психологии ЧГПУ

E-mail: sovest74@mail.ru г. Челябинск, РФ

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация

В статье рассматривается проблема компонентов творческого потенциала и эффективного развития творческих способностей человека. Поднимается вопрос об оптимальных сроках начала развития творческих способностей детей. Рассматриваются условия, необходимые для успешного развития творческих способностей.

Ключевые слова

Творчество, творческие способности, развитие творческих способностей, творческая личность,

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №7/2016 ISSN 2410-700X_

креативность мышления, воображение.

Дошкольный возраст является периодом интенсивного развития творческих возможностей. Яркость чувств и воображения ребенка, непосредственность восприятия им окружающего мира, активное познание мира создают предпосылки для формирования в этот период творческой деятельности. Творить - означает созидать, создавать новое, то, что не существовало прежде. Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста предполагает новое решение, новое видение, новый подход, то есть готовность к отказу от привычных схем и стереотипов поведения, восприятия, мышления. Творчество - это привнесение в мир чего-то нового.

Мы поддерживаем точку зрения Артемьевой А.А. на то, что творчески мыслящие люди отличаются способностью переделывать, переопределять среду с тем, чтобы она соответствовала их интеллектуальным нуждам и потребностям. По определению, адаптивность творческих людей в меняющихся условиях выше просто потому, что они сами создают условия, чтобы наиболее успешно и полно реализовать свой потенциал [1].

Творческие способности представляют собой сплав многих качеств. И вопрос о компонентах творческого потенциала человека остается до сих пор открытым, хотя в настоящий момент существует несколько гипотез, касающихся этой проблемы. Многие (Гилфорд, К.Халл, Р.Томпсон и др) психологи связывают способности к творческой деятельности, прежде всего с особенностями мышления.

Интересно мнение отечественного исследователя проблемы творчества А.Н. Лука, который, опираясь на биографии выдающихся ученых, изобретателей, художников и музыкантов выделяет следующие творческие способности:

1. Способность видеть проблему там, где её не видят другие;

2. Способность сворачивать мыслительные операции, заменяя несколько понятий одним и используя всё более ёмкие в информационном отношении символы;

3. Способность применить навыки, приобретённые при решении одной задачи к решению другой;

4. Способность воспринимать действительность целиком, не дробя её на части;

5. Способность легко ассоциировать отдалённые понятия;

6. Способность памяти выдавать нужную информацию в нужную минуту;

7.Гибкость мышления;

8. Способность выбирать одну из альтернатив решения проблемы до её проверки;

9. Способность включать вновь воспринятые сведения в уже имеющиеся системы знаний;

10. Способность видеть вещи такими, какие они есть, выделить наблюдаемое из того, что привносится интерпретацией;

11. Лёгкость генерирования идей;

12. Творческое воображение;

13. Способность доработки деталей, к совершенствованию первоначального замысла [2].

Вслед за Л. Бочкаревым, мы считаем, что творческий потенциал ребенка дошкольного возраста состоит из следующих способностей:

1. Способность рисковать;

2. Дивергентное мышление;

3. Гибкость в мышлении и действиях;

4. Скорость мышления;

5. Способность высказывать оригинальные идеи и изобретать новые;

6. Ббогатое воображение;

7. Восприятие неоднозначности вещей и явлений;

8. Высокие эстетические ценности;

9. Развитая интуиция.

Анализируя представленные выше точки зрения по вопросу развития творческих способностей, мы

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №7/2016 ISSN 2410-700X_

можем сделать вывод, что несмотря на различие подходов к их определению, исследователи единодушно выделяют творческое воображение и качество творческого мышления как обязательные компоненты творческих способностей.

Говоря о развитии способностей, необходимо остановиться на вопросе о том, когда, с какого возраста следует развивать творческие способности детей. Психологи (Б.П. Никитин, Л.С Выготский, Б.Г.Ананьев и др.) называют различные сроки от полутора до пяти лет. Также существует гипотеза, что развивать творческие способности необходимо с раннего возраста. Данная гипотеза находит подтверждение в физиологии.

Следовательно, с психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей, а также сензитивным периодом для развития творческого воображения.

Мы согласны с учеными (Дж. Смит, Б.Н. Никитин и др.) в том, что эффективному развитию творческих способностей детей дошкольного возраста способствуют следующие условия:

- раннее физическое развитие малыша: раннее плавание, гимнастика, раннее ползание и хождение;

- создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо, насколько это возможно заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его разнообразную творческую деятельность;

- характер творческого процесса, который требует максимального напряжения сил;

- предоставление ребенку большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов и т.д.;

- ненавязчивая, умная, доброжелательная помощь взрослых;

- тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе.

Важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству проявлять сочувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям несвойственным в реальной жизни. Нужно исключить из обихода замечания и осуждения.

Кроме того, для развития воображения и творческих способностей существуют специальные игры, в которые можно играть с детьми в свободное от занятий время. Интересные развивающие игры разработаны Б.Н. Никитиным такие, как: сложи узор, сложи квадрат, дроби, кубики для всех [3].

Педагогическая практика доказывает, что при подборе соответствующих методов обучения, дошкольники, не теряя своеобразия творчества, создают произведения более высокого уровня, чем их необученные само выражающиеся сверстники.

Дошкольный возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. К сожалению, эти возможности с течением времени необратимо утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в дошкольном детстве.

Таким образом, успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. Однако, создание благоприятных условий недостаточно для воспитания ребенка с высокоразвитыми творческими способностями. Необходима целенаправленная работа по развитию творческого потенциала детей.

Список использованной литературы:

1. Артемьева А.А. Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества. Современные методики выявления одарённости. // http://www.openclass.ru

2. Лук А.Н. Психология творчества // Наука: Москва, 1978. -126 с.

3. Дьяченко О.М., Веракса Н.Е. Чего на свете не бывает - М.: Педагогика, 1994. - 157 с.

© Рудина Е Е., Иванова И.Ю., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.