Научная статья на тему 'Методика Гленна Домана в системе инклюзивного и домашнего образования'

Методика Гленна Домана в системе инклюзивного и домашнего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1312
631
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гуманитарные науки
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КАРТОЧКИ ДОМАНА / DOMAN'S CARDS / ФИЗИЧЕСКОЕ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / PHYSICAL AND INTELLECTUAL DEVELOPMENT / ДЕТИ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ / CHILDREN WITH SPECIAL EDUCATIONAL NEEDS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кот Тамара Алексеевна

В статье предпринята попытка обосновать эффективность и целесообразность использования методики Гленна Домана в системе инклюзивного и домашнего образования. Комплексное применение методики или следование отдельным рекомендациям будет способствовать физическому и интеллектуальному развитию детей с особыми образовательными потребностями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Glenn Doman’s Method in the System of Inclusive and Home Education

The author of the article makes an attempt to substantiate the effectiveness and expediency of using Glenn Doman’s methodology in the system of inclusive and home education. Complex application of the methodology or adherence to specific recommendations will contribute to the physical and intellectual development of children with special educational needs.

Текст научной работы на тему «Методика Гленна Домана в системе инклюзивного и домашнего образования»

Т. А. Кот

УДК 371.4:376.2

МЕТОДИКА ГЛЕННА ДОМАНА В СИСТЕМЕ ИНКЛЮЗИВНОГО И ДОМАШНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

1 звестный физиотерапевт Гленн Доман является автором комплексной методики развития и реабилитации детей. Разработанная им программа известна широкому кругу читателей и пользуется успехом у родителей во всем мире. Вместе с тем мировая научная общественность продолжает выражать сомнение в эффективности методики Гленна Домана в виду ее революционного подхода, основанного на необходимости первоочередного воздействия на сознание ребенка и использовании его физического и интеллектуального потенциала.

Программы Гленна Домана направлены на обучение и развитие физически здоровых детей, а также детей с особыми образовательными потребностями. В системе инклюзивного образования восстанавливающая методика врача-физиотерапевта показала наиболее высокие результаты. Вместе с тем, учитывая тот факт, что в нашей стране книги Глен-на Домана известны, прежде всего, своей развивающей методикой, восстановительные программы не получили должного распространения в системе инклюзивного образования.

Актуальность исследования обусловлена необходимостью привлечения внимания родителей детей с особыми потребностями к работам и методике Гленна Домана.

Рассмотрим личность Гленна Домана как врача, основателя и главу всемирно известного Института достижения человеческого потенциала, в которых прошли лечение 15 000 пациентов из США и других стран.

Программы развития и восстановления детей представлены в книгах Гленна Домана: «Как научить ребенка читать. Ласковая революция», «Гармоничное развитие ребенка», «Как дать ребенку энциклопедические знания», «Что делать, если у вашего ребенка повреждение мозга или у него травма мозга, умственная отсталость, умственная неполноценность, детский церебральный паралич (ДЦП), эпилепсия, аутизм, атетоидный гиперкинез, гиперактивность, дефицит внимания, задержка развития, синдром Дауна» и др.

Дети, имеющие заболевания, связанные с повреждением мозга, совершенно разные. У некоторых повреждение мозга является следствием внутриутробного развития, родовой травмы, несчастного случая и т. п. Как правило, такой ребенок плохо говорит или слышит, у него может быть плохое зрение, полная или частичная парализация, задержка умственного развития. Недуг кроется в пределах мозга, в котором произошли изменения, повлиявшие на способность мозга принимать информацию или отвечать на нее.

В соответствии с рекомендациями Г. До-мана, необходимо искать причину заболевания в мозгу ребенка, а не воздействовать на орган, работа которого нарушена. Некорректность большинства попыток восстановить здоровье Г. Доман объяснял невежеством, которое «состоит не столько из незнания, сколько из ошибочного знания» [1, с. 14].

Автор пишет о том, что родителей, воспитывающих детей с повреждениями мозга, в большинстве случаев призывают смириться с болезнью своих малышей, предлагая приспосабливать их к жизни в обществе здоровых людей или рекомендуя определять в специализированные учреждения. Г. Доман отвергает необходимость приспособления к своему положению, настаивая на лечении детей, и пишет о том, как это делать, представляя конкретную методику. Данное лечение заключается в том, чтобы, не ввергая мозг в состояние, подобное анабиозу, назначением седативных средств и транквилизаторов, не решая проблемы особых детей ортопедическим средствами, назначить лекарями роди-

20/7/2

телей и считать их действия мерилом успешности лечения.

В практике работы врача-физиолога встречались случаи, когда дети, с которыми занимались по предложенной им методике, не просто вылечивались и сравнивались в успехах со здоровыми детьми, но и значительно опережали их в развитии. Но в ряде случаев специалисты могут быть бессильны. Говоря словами самого Домана, «результаты меняются от полного успеха до полной неудачи» [1, с. 7]. Тем не менее данная методика приносила результаты лучше, чем применение традиционных способов реабилитации. Сам Доман говорит об этом так: «Неудивительно, что дети иногда терпят неудачу в этом мире, где большинству специалистов преподавалось еще в школе, что больной мозг не поддается лечению. С другой стороны, их удивляет, когда кто-нибудь выздоравливает. Многим это кажется чудом» [1, с. 7].

Открытие Г. Доманом главных принципов работы мозга - мозг растет и развивается лишь в том случае, если он работает, и чем интенсивнее будет на него нагрузка в первые годы жизни, тем лучше разовьется интеллект ребенка; мозг с самого рождения запрограммирован на обучение, и пока идет его активный рост (после трех лет он существенно замедляется, а после шести практически прекращается), ребенку не требуется никакой дополнительной мотивации для обучения -подвело ученого к выводу о том, что если грамотно организовать процесс, любой малыш с наслаждением будет учиться всему, что предложат ему взрослые, и достигать успехов в развитии несколько быстрее, чем даже младший школьник.

В основу методики положены конкретные рекомендации для родителей и педагогов:

- обучение следует начинать как можно раньше;

- необходимо хвалить малыша, радуясь его успехам;

- непременно доверять ребенку, уважая его как личность;

- организовать процесс необходимо так, чтобы он приносил удовольствие;

- создать благоприятную обстановку для организации обучения;

- вводить как можно чаще новый учебный материал;

- быть последовательными, организованными, проводить занятия регулярно;

- готовить учебный материал тщательно и заранее;

- немедленно прекратить занятие в случае, если ребенок потерял интерес к нему;

- необходимо занятие закончить прежде, чем того захочет ребенок.

Система Гленна Домана основывается на методике раннего физического и интеллектуального развития детей. Раннему физическому развитию ребенка, по мнению ученого, следует уделять наибольшее внимание, поскольку физическое состояние непосредственным образом связано с развитием интеллектуальных способностей. Ребенку с младенчества необходимо предоставить свободу движения, поощрять его естественные потребности в ползании, хождении, плавании, хватании для того, чтобы в дальнейшем не пришлось учиться этому заново. Позволяя малышу вести активный образ жизни, родители тем самым сохраняют детские рефлексы и способствуют тому, что ребенок «умнеет» и «взрослеет» раньше своих сверстников.

Родителям необходимо обеспечить условия для физического стимулирования малыша. С этой целью кроху помещают в специальный трек для ползания, который располагается под незначительным уклоном. Между бортиками трека располагается малыш. Таким образом стимулируется врожденный рефлекс, благодаря которому каждый новорожденный выбирается из утробы матери. По треку ребенок способен проползать достаточно приличные расстояния. Гленн Доман рекомендует родителям довести общее пребывание ребенка в треке до 3-4 часов в день. При этом на малыше должно быть минимум одежды, а поверхность в треке должна быть гладкой -не стоит помещать на нее одеяла либо матрацы. Грамотно организованное пребывание малыша в треке, по мнению автора методики, способно сформировать и развить навык ползания на четвереньках уже к четырем месяцам жизни малыша.

В методике делается акцент на развитии чувства равновесия и баланса, поэтому автор рекомендует крутить и вертеть малыша. Кроме того, большое значение для физического развития ребенка имеют попытки преодолеть преграды, которые специально должны быть подготовлены на полу родителями в виде валиков, подушек и пр.

В развитии ребенка от рождения до семи лет Гленн Доман выделяет семь периодов, соответствующих периодам созревания мозга: от развития слуха, зрения, мануальных навыков и движения, управляемых верхними отделами спинного мозга на первом этапе, до управления ими верхними отделами коры головного мозга на завершающем.

Практика показала, что ребенок, с которым занимаются по методике Гленна Дома-на, может пройти стадии развития мозга за три с половиной года, в то время как у обычных детей на это уходит шесть с половиной лет. По мере развития ребенка каждый последующий уровень вытесняет предыдущий, обеспечивая формирование различных функций. Согласно методике, переход от одного этапа к другому сопровождается рядом конкретных движений.

Г. Доман утверждает, что на ознакомление ребенка с окружающим его пространством может требоваться 30 секунд. Доман сравнивает человеческий мозг с самым совершенным компьютером, который предоставляет тем больше выводов, чем знает больше фактов. Из чего следует вывод о том, что, если ответы взрослых на вопросы детей были односложными, не раскрывали сути вопроса, то не следует ждать от таких детей грамотных высказываний и поступков.

Исследователь полагает, что информационные материалы состоят из так называемых «битов интеллекта» - это какой-то факт, ставший понятным и доступным детскому восприятию. Именно они и важны для развития ребенка, т. к. детский мозг может воспринять лишь чистые факты. В связи с этим пояснения не представляют особого интереса и не несут никакой пользы. Немаловажным является утверждение о том, что развитием ре-

бенка нужно заниматься постоянно в течение всей жизни, главная цель которой - получение знаний.

В одной из своих книг Г. Доман приводит пример, описывающий знакомство ребенка с собакой. Ребенок увидел животное и интересуется у взрослого по поводу увиденного. Варианты ответа взрослого: а) отстань, мне некогда; б) это гав-гав; в) это собака; г) это собака породы такса; д) показать картинку с изображением собак; е) показать картинки с изображением собак и сказать: «Посмотри, малыш, на всех картинках - животные, которых называют «собаки». Они бывают разными, смотри, это лабрадор, пудель, овчарка, сенбернар, колли, болонка».

Последний ответ, наиболее полный, аргументированный и потому верный, по утверждению Гленна Домана, поможет ребенку сделать вывод о том, что у собак четыре лапы, хвост, шерсть, но они могут иметь разный рост, размер, окрас, форму ушей, длину хвоста и пр. Таким образом, за 30 секунд развитие детского мозга значительно ускорится.

Важная роль в развивающей системе американского физиотерапевта принадлежит так называемым «карточкам Домана». Такие карточки предназначены для развития ребенка и помогают ему получать глубокие и разносторонние знания. Каждая карта с изображением одного предмета демонстрируется ребенку в течение конкретного промежутка времени, и четко проговаривается название изображенного на ней предмета, по мере запоминания ребенку предлагаются другие карточки - так, постепенно, происходит накопление знаний.

Данный метод основан на развитии скорости нервной реакции. И если поначалу ребенок может испытывать трудности и ничего не понимать, то затем (при условии регулярности занятий) у него развивается навык скоростного запоминания и формируется фотографическая память. Первоначально рекомендуется демонстрировать трижды в сутки по 10 карточек, позже количество демонстрируемых карт следует увеличить до 120. Как только картинка будет просмотрена 30 раз, ее следует заменять новой.

20/7/2

Методика Домана предполагает обучение чтению на основе буквенного воспроизведения звуковой оболочки слова. Если ребенок будет видеть и слышать написанное слово, то мозг способен запомнить его, интерпретировав полученную информацию. С течением времени законы чтения станут понятны по таким же принципам, по каким становится понятна устная речь. Г. Доман убежден в том, что с шестимесячного возраста можно начинать ребенка учить чтению.

Для обучения чтению автором методики предлагается изготовить карточки размером 10 на 50 см, на которых написаны красным цветом печатные буквы (высота 7,5 см, толщина 1,5 см). Первые слова должны быть хорошо известны малышу (названия членов семьи, одежды, частей тела, игрушек, продуктов питания). Первый раз ребенку следует показать пять карточек (по 5-10 сек каждую) и внятно произнести написанное на них. На этом занятие можно завершить, поблагодарив ребенка и похвалив его за внимание. Карточки в течение дня следует показать еще дважды.

На второй день следует показать и озвучить вчерашние карточки, добавив 5 новых. У малыша, таким образом, будет шесть коротеньких занятий: 3 занятия по старым карточкам и 3 - по новым.

На третий день добавляется еще 5 новых карточек. Общее количество занятий - 9.

К пятому дню количество карточек доходит до 25, а занятий - до 15; на шестой день добавляется пять новых карточек, но в изученных комплектах следует убрать по одному слову.

В методике обучения счета Г. Доман исходит из разницы мышления взрослых и детей. Автор считает недопустимым игнорировать тот факт, что, произнося «два», ребенок представляет две точки, а взрослый - цифру, поскольку ребенок мыслит фактами. Представив малышу такие факты, взрослые дают ему возможность определять количество предметов сразу, без пересчета, а также познакомиться с базовыми математическими действиями -сложением, вычитанием, умножением и делением.

Для обучения счету используются карточки (100 шт.) размером 27 на 27 см. На каждой карточке изображены точки диаметром чуть меньше 2 см в хаотичном порядке (от 1 до 100). Начинать следует с карточки с одним кружочком и ежедневно доводить до пяти, потом - до 10 и т. д. После ознакомления с числами можно переходить к математическим действиям. Для работы используются все те же карточки с кружками, и проговаривается действие, например, «пять минус три равно два». В это время ребенку демонстрируется карточка с двумя кружочками. Так необходимо пройти всевозможные математические комбинации: начиная со сложения, затем вычитание, умножение и деление. Задействовать следует все «цифры» до 100.

Опрос родителей свидетельствует о том, что у некоторых детей наблюдаются положительные изменения в развитии, другие признаются, что с возрастом накопленные знания забываются.

Таким образом, методы Г. Домана могут занять достойное место в системе инклюзивного образования детей с особыми потребностями. Применять ли методику Г. Домана полностью или использовать отдельные методы в условиях домашнего образования - решать только родителям. Важно лишь учитывать особенности ребенка и его желание работать с карточками. Свою методику по раннему развитию детей Гленн Доман назвал «мягкой революцией» - самой тихой и самой важной в истории человечества [3], целью которой является обеспечение родителей знаниями и навыками обучения, позволяющими им воспитать своих детей сверхинтеллектуальными, необыкновенно способными и яркими личностями.

АННОТАЦИЯ

В статье предпринята попытка обосновать эффективность и целесообразность использования методики Гленна Домана в системе инклюзивного и домашнего образования. Комплексное применение методики или следование отдельным рекомендациям будет способствовать физическому и интеллектуальному развитию детей с особыми образовательными потребностями.

Ключевые слова: карточки Домана, физическое и интеллектуальное развитие, дети с особыми образовательными потребностями.

SUMMARY

The author of the article makes an attempt to substantiate the effectiveness and expediency of using Glenn Doman's methodology in the system of inclusive and home education. Complex application of the methodology or adherence to specific recommendations will contribute to the physical and intellectual development of children with special educational needs.

Key words: Doman's cards, physical and intellectual development, children with special educational needs.

ЛИТЕРАТУРА

1. Доман Г. Что делать, если у вашего ребенка повреждение мозга или у него травма мозга, умственная отсталость, умственная неполноценность, детский церебральный паралич (ДЦП), эпилепсия, аутизм, атетоидный гиперкинез, гиперактивность, дефицит внимания, задержка развития, синдром Дауна. -М.: Таревинф, 2007. - 329 с.

2. Страубе Е. А. Методика раннего развития Гленна Домана. От 0 до 4 лет. - М.: Эксмо, 2013. - 196 с.

3. Доман Г. Гармоничное развитие ребенка [Электронный ресурс]. - URL: http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2440.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.