Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА БУДУЩИХ ЭКОНОМИСТОВ С ПОМОЩЬЮ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ'

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА БУДУЩИХ ЭКОНОМИСТОВ С ПОМОЩЬЮ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
138
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
современные технологии / технические средства обучения / экономическое образование / развитие творческого потенциала / modern technologies / technical teaching aids / economic education / development of creative potential

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — П П. Ростовцева, Н В. Гусева

В статье рассматривается роль современных технологий в повышении эффективности образовательного процесса в экономическом вузе; исследуются трудности внедрения новых технологий и пути их преодоления. Авторами анализируются пути развития творческого потенциала будущих экономистов при помощи внедрения современных технических средств обучения. Популярным подходом в долгосрочном планировании выступает создание дорожных карт, которые позволяют объединить в единую картину видение будущего, ценности и цели, а также стратегические действия, необходимые для достижения этих целей. В области внедрения современных технологий в образовательный процесс два основных стратегических действия выходят на первый план. Первое действие связано с технологическими ресурсами, а второе относится к человеческому фактору. В качестве примера решения проблемы внедрения современных технологий в образовательных процесс вуза представлен опыт Техасского университета A&M. С целью продвижения использования современных технологий группа преподавателей данного вуза организовала ежегодный конкурс «Инновации в образовании через новые технологии». Цель конкурса – внедрение инноваций посредством использования современных технологий для улучшения результатов процесса образования. В статье показан алгоритм реализации данного конкурса, который будет интересен отечественным преподавателям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF CREATIVE POTENTIAL OF FUTURE ECONOMISTS USING MODERN TECHNOLOGIES

The article deals with the role of modern technologies in increasing the efficiency of the educational process in an economic university. Difficulties of introducing new technologies and ways to overcome them are investigated. The author analyzes the ways of development of creative potential of future economists through the introduction of modern technical teaching aids. A popular approach in long-term planning is the creation of road maps that combine the vision of the future, values and goals, as well as the strategic actions necessary to achieve these goals. In the field of introducing modern technologies into the educational process, two major strategic actions come to the fore. The first action is related to technological resources, and the second relates to the human factor. As an example of solving the problem of introducing modern technologies into the educational process of the university, the experience of the University of Texas is presented in order to promote the use of modern technologies. A group of teachers of this university organized an annual competition “Innovation in education through new technologies”. The aim of the competition is to innovate in education by using modern technologies to improve the results of the education process. The article shows the algorithm of implementation of this contest.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА БУДУЩИХ ЭКОНОМИСТОВ С ПОМОЩЬЮ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

5. Mironov A.G. Problemy organizacii proforientacionnoj deyatel'nosti obuchayuschihsya v sovremennyh usloviyah. Kazanskijpedagogicheskijzhurnal. 2015; № 6-1 (113): 89 - 92.

6. Guseva N.V. Primenenie informacionnyh tehnologij v processe diagnostiki obucheniya inostrannomu yazyku kursantov voennyh vuzov. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; № 1 (80):189 - 191.

7. Guseva N.V. Bank testovyh zadanij kak sredstvo pedagogicheskoj diagnostiki obucheniya inostrannomu yazyku. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; № 3 (82): 244 - 245.

8. Kuchmezov R.A., Azhiev M.V., Akbulatova L.A. Refleksivno-obrazovatel'naya sreda vuza kak uslovie formirovaniya professional'noj kul'tury pedagoga. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; № 6 (85): 81 - 83.

9. Medvedeva N.I., Enin V.V., Oficerova S.V. Distancionnoe obuchenie v period samoizolyacii: psihologicheskij analiz. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; № 6 (85): 88 - 90.

10. Sorokopud Yu.V. Pedagogika vysshej shkoly. Rostov-na-Donu: Feniks, 2011.

Статья поступила в редакцию 02.04.21

УДК 378

Rostovtseva P.P., Cand. of Science (Pedagogy), senior lecture, FSBU of HE"Financial University under the Government of Russian Federation"

(Moscow, Russia), E-mail: [email protected]

Guseva N.V., senior teacher, Department of Romanic Languages, Military University of the Ministry of Defense of the Russian Federation; senior teacher,

FSBU of HE"Financial University under the Government of Russian Federation" (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]

DEVELOPMENT OF CREATIVE POTENTIAL OF FUTURE ECONOMISTS USING MODERN TECHNOLOGIES. The article deals with the role of modern technologies in increasing the efficiency of the educational process in an economic university. Difficulties of introducing new technologies and ways to overcome them are investigated. The author analyzes the ways of development of creative potential of future economists through the introduction of modern technical teaching aids. A popular approach in long-term planning is the creation of road maps that combine the vision of the future, values and goals, as well as the strategic actions necessary to achieve these goals. In the field of introducing modern technologies into the educational process, two major strategic actions come to the fore. The first action is related to technological resources, and the second relates to the human factor. As an example of solving the problem of introducing modern technologies into the educational process of the university, the experience of the University of Texas is presented in order to promote the use of modern technologies. A group of teachers of this university organized an annual competition "Innovation in education through new technologies". The aim of the competition is to innovate in education by using modern technologies to improve the results of the education process. The article shows the algorithm of implementation of this contest.

Key words: modern technologies, technical teaching aids, economic education, development of creative potential.

П.П. Ростовцева, канд. пед. наук, доц., Департамент английского языка и профессиональной коммуникации ФГБОУ ВО «Финансовый

университет при Правительстве Российской Федерации", г. Москва, E-mail: [email protected]

Н.В. Гусева, ст. преп., ФГКВОУВПО «Военныйуниверситет», г. Москва, E-mail: [email protected]

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА БУДУЩИХ ЭКОНОМИСТОВ С ПОМОЩЬЮ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В статье рассматривается роль современных технологий в повышении эффективности образовательного процесса в экономическом вузе; исследуются трудности внедрения новых технологий и пути их преодоления. Авторами анализируются пути развития творческого потенциала будущих экономистов при помощи внедрения современных технических средств обучения. Популярным подходом в долгосрочном планировании выступает создание дорожных карт, которые позволяют объединить в единую картину видение будущего, ценности и цели, а также стратегические действия, необходимые для достижения этих целей. В области внедрения современных технологий в образовательный процесс два основных стратегических действия выходят на первый план. Первое действие связано с технологическими ресурсами, а второе относится к человеческому фактору. В качестве примера решения проблемы внедрения современных технологий в образовательных процесс вуза представлен опыт Техасского университета A&M. С целью продвижения использования современных технологий группа преподавателей данного вуза организовала ежегодный конкурс «Инновации в образовании через новые технологии». Цель конкурса -внедрение инноваций посредством использования современных технологий для улучшения результатов процесса образования. В статье показан алгоритм реализации данного конкурса, который будет интересен отечественным преподавателям.

Ключевые слова: современные технологии, технические средства обучения, экономическое образование, развитие творческого потенциала.

Мы живем в быстроменяющемся мире, и государства все более и более теряют свою обособленность. Появляется необходимость более широкого видения процесса образования, включающего общемировое благо и максимальное развитие человеческого потенциала.

Реальность мировой экономики такова, что спортивная машина, финансируемая Японией, проектируется в Италии, собирается в Мексике и Франции и использует высокоточные электронные компоненты, разработанные в США. Время продуктов и технологий, принадлежащих одной стране, прошло, то же самое относится к корпорациям и промышленности в целом. Национальная экономика перестала существовать. В рамках государства остаются лишь люди, образующие нацию. Основным достоянием нации будут умения граждан и их творческий потенциал [1].

В образовательном контексте глобализация ставит перед нами ряд проблем:

1) образование и профессиональная подготовка становятся основным средством повышения экономической конкурентоспособности страны;

2) стареющее население и рабочая сила нуждаются в расширении послевузовского образования и профессиональной переподготовке;

3) все больше налогоплательщиков выступает против финансирования из бюджета программ послевузовского образования.

Так, в Великобритании обучение экономистов в университете на уровне бакалавриата представляет собой набор дисциплин широкого спектра, структурированных в независимую область знаний, которая дает обучающемуся понимание границ знания, а также некоторых его основных сфер применения. Основная задача и сложность в работе экономиста - делать завтра то, что делали вчера, по-новому, инновационным методом. Принципы работы экономиста не могут быть истолкованы правильно при отсутствии основы (фактического знания основ

экономики), поэтому это не вопрос приоритетов, а, скорее, вопрос баланса, дающий студентам - будущим экономистам - концептуальное восприятие мира [2].

Таким образом, уже на начальной ступени образования передовые западные страны видят целью инновационный характер профессиональной деятельности экономиста. Образование в России, однако, зачастую больше ориентировано на передачу знаний от профессорско-преподавательского состава студентам, нежели на профессиональное сотрудничество, современные технологии и творчество. Современное положение дел требует пересмотреть этот подход и сфокусировать внимание на развитии профессиональной самостоятельности, творчества и лидерства [3 - 11].

Поскольку современные технологии становятся неотъемлемой частью нашей жизни и их влияние на стиль жизни молодых поколений с каждым годом все значительнее, их преобразовательный характер распространяется на все общество, включая образование. Энтузиазм относительно использования мобильных устройств, беспроводных сетей, облачных хранилищ данных и социальных сетей в образовательном процессе объясняется огромными возможностями, которые они предлагают в преобразовании и повышении эффективности образовательного процесса. С распространением образовательных технологий, позволяющих преодолевать препятствия времени и пространства, студенты смогут получать образование, когда и где им удобно, через сервисы, работающие по требованию. Более того, использование современных технологий в высшем образовании становится чрезвычайно важным как средство выполнения требований, предъявляемых к университетам будущего, в частности, сокращению аудиторной нагрузки [3].

Однако во многих российских университетах использование технических средств обучения, особенно современных технологий, довольно ограничено. Одной из причин тому служит нежелание профессорско-преподавательского со-

става внедрять новые технологии в образовательный процесс. Целый ряд исследований был проведен по теме влияния современных технологий на образовательный процесс в целом и этапы изучения материала студентами в частности, и было показано, что эффективное использование современных технологий может улучшить образовательный процесс, сделать его более интересным, эффективным и приносить глубокое внутреннее удовлетворение как студентам, так и преподавателю. Это имеет особенно тесное отношение к студентам экономических специальностей, поскольку характер их деятельности напрямую связан с использованием технологий, и применение их в образовательном процессе поможет им на раннем этапе адаптироваться к разнообразным способам их использования в своей профессиональной деятельности. Несмотря на очевидные преимущества использования технических средств обучения в образовательном процессе экономического университета и значительного потенциала изменить с их помощью формы и методы развития профессионально значимых умений и навыков, уровень их применения в образовательном процессе остается довольно низким.

И проблема не только в недостатке финансирования. Приобретение новых технических средств обучения само по себе не улучшит ситуацию с внедрением современных технологий в образовательный процесс. Одним из наиболее эффективных подходов, по мнению авторов, являются программы профессионального развития и переподготовки профессорско-преподавательского состава, нацеленные на ознакомление с новинками в области технологий и способами их применения в образовательном процессе. Потенциал современных технологий может быть использован в полной мере лишь при условии, что преподаватель является экспертом в области внедрения технологически ориентированных педагогических изменений.

Изучение движущих сил перемен и планирование действий в соответствии с этими данными часто видится как ключ к успеху в будущем и даже как необходимое условие выживания организации. Технологии всё чаще ассоциируют с инновационным экономически целесообразным решением, позволяющим быть «на волне» движущих сил перемен в университетах по всему миру. Внедрение современных технических средств обучения в совокупности с основательными педагогическими практиками может принести пользу как студентам, так и университетам в целом, но это вызовет и огромные изменения в образовательной экосистеме. Следовательно, такое перераспределение должно начинаться с широкого стратегического планирования, которое будет учитывать человеческие, технологические и педагогические факторы.

В частности, покупка нового оборудования должна сопровождаться созданием структуры поддержки, информирования, продвижения и обучения профессорско-преподавательского состава, а также системой поощрений и стимулов для мотивации внедрения этого оборудования в свою педагогическую деятельность.

Популярным подходом в долгосрочном планировании выступает создание дорожных карт, которые показывают, где мы находимся сегодня, где хотим быть завтра и как этого достичь. Дорожная карта позволяет объединить в единую картину видение будущего, ценности и цели, а также стратегические действия, необходимые для достижения этих целей. В области внедрения современных технологий в образовательный процесс два основных стратегических действия выходят на первый план. Первое действие связано с технологическими ресурсами, а второе относится к человеческому фактору [4].

Таким образом, развитие технологической инфраструктуры является первым шагом на пути реализации поставленной цели. При выборе оборудования необходимо учитывать цели университета, инфраструктура должна быть гибкой и способной к расширению, чтобы соответствовать быстро меняющимся требованиям. Однако наибольшую сложность представляет человеческий фактор, поскольку нежелание изменять устоявшуюся практику процесса преподавания, особенно многолетнего характера, нелегко поддается влиянию [5]. На этом этапе

Библиографический список

очень важно проведение образовательных программ и семинаров, а также курсов переподготовки, позволяющих показать эффективность современных технологий в образовательном процессе и облегчить их внедрение и использование в процессе преподавания.

В качестве примера решения этих задач на практике можно представить Техасский университет A&M [6]. С целью продвижения использования современных технологий группа преподавателей данного вуза организовала ежегодный конкурс «Инновации в образовании через новые технологии». Целью конкурса является внедрение инноваций в образование посредством использования современных технологий для улучшения результатов процесса образования.

Жизненный цикл конкурса «Инновации в образовании через новые технологии» начинается с обращения к профессорско-преподавательскому составу с просьбой представить свои предложения и содержит шесть этапов:

1. Анализ осуществимости. На этом этапе предложения принимаются и проходят начальный процесс рассмотрения, чтобы убедиться, что они соответствуют заявленной тематике. Предложения должны иметь четко сформулированные цели, ожидаемые результаты, этапы оценивания и шкалу измерения достигнутых результатов, а также план внедрения с ожидаемыми результатами. Предложение должно указывать все необходимое оборудование и программное обеспечение, а также техническую поддержку, необходимую для реализации проекта. Комиссия отбирает те проекты, которые имеют наибольший потенциал к усовершенствованию учебного процесса. Именно такие проекты переходят на следующий этап.

2. Проектирование и разработка. Этот этап связан с организацией пилотного проекта и устранением препятствий, мешающих развитию проекта. На этом этапе приобретается новое оборудование, производится установка и конфигурация программного обеспечения, что должно привести к готовности запуска пилотного проекта.

3. Первичное внедрение и оценка. На этом этапе пилотный проект запускается, и преподаватели тестируют работу новой технологии с точки зрения ее влияния на образовательный процесс. Новая технология используется в образовательном процессе в тестовом режиме, данные собираются и анализируются для определения эффективности и ценности проекта в достижении более высоких результатов образовательного процесса. Обратная связь от студентов также учитывается в финальной оценке проекта.

4. Обмен результатами и впечатлениями. Каждый преподаватель, участвовавший в пилотном проекте и использовавший новую технологию на своих занятиях, представляет свое развернутое мнение о пилотном проекте с указанием их влияния на образовательный процесс и конечный результат. В коллективном обсуждении преподаватели делятся результатами своей практической педагогической деятельности по внедрению новой технологии.

5. Более широкое использование. Проекты, признанные успешными на четвертом этапе, получают более широкое внедрение и применяются в ряде дисциплин, благодаря чему собираются новые данные для более точной оценки предлагаемого подхода. Если положительные оценки подтверждаются на более широком спектре использования, проект становится кандидатом на утверждение.

6. Полномасштабное внедрение. Если проект подтвердил свою эффективность на многодисциплинарной основе, он становится стандартной образовательной технологией и рекомендуется к использованию всем профессорско-преподавательским составом [7].

Таким образом, ценным наблюдением является то, что центральным компонентом конкурса «Инновации в образовании через новые технологии» является вовлечение преподавателей в изучение и оценку новых технологий в образовании. А широкое применение новых технологий в образовательном процессе становится обязательным условием долгосрочного процветания учебного заведения

1. Reich R. The Work of Nations. New York. Vintage. 2010.

2. Foster P.J. Teaching Economics at First Degree Level in the UK. Teaching in H.E. 2016; Vol. 4, № 2: 47 - 58.

3. Эскиндаров М.А., Грузина Ю.М., Фирсова И.А., Мельничук М.В. Компетенции человеческого капитала в высокотехнологичных и наукоемких отраслях экономики. Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2020; Т. 13, № 6: 199 - 214.

4. Spanier G. Creating adaptable universities. Innovative Higher Education. 2010; Vol. 2, № 35: 91 - 99.

5. Voskovskaya A.S., Karpova T.A., Rostovtseva P.P., Guseva N.V., Shelygov A.V. Development of the learning process management in the context of digitization. Revista Inclusiones. 2020; Vol. 7, № S4-5: 240 - 249.

6. Carle A.C., Jaffee D. & Miller D. Engaging college science students and changing academic achievement with technology: a quasi-experimental preliminary investigation. Computers & Education. 2009; № 52: 376 - 380.

7. Грузина Ю.М., Мельничук М.В. Анализ зарубежного опыта по формированию и развитию молодежной политики в сфере образования, науки и инноваций. Российский гуманитарный журнал. 2018; Т. 7, № 6: 452 - 463.

8. Дьяченко Н.С., Карабанова Л.Б., Халимова Н.М. Конкурсное движение как одно из условий развития профессиональных компетенций студентов СПО. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 2 (81): 101 - 105.

9. Искандеров Н.Ф., Пономарева Е.А. Создание условий возникновения мотивации к познавательной деятельности при изучении физики. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 2 (81): 138 - 140.

10. Зембатова Л.Т., Зембатова М.А. Проблемы подготовки специалистов экономической направленности в условиях информатизации учебного процесса. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 2 (81): 113 - 116.

11. Сорокопуд Ю.В. Педагогика высшей школы. Ростов-на-Дону: Феникс, 2011.

References

1. Reich R. The Work of Nations. New York. Vintage. 2010.

2. Foster P.J. Teaching Economics at First Degree Level in the UK. Teaching in H.E. 2016; Vol. 4, № 2: 47 - 58.

3. 'Eskindarov M.A., Gruzina Yu.M., Firsova I.A., Mel'nichuk M.V. Kompetencii chelovecheskogo kapitala v vysokotehnologichnyh i naukoemkih otraslyah 'ekonomiki. 'Ekonomicheskie i social'nye peremeny: fakty, tendencii, prognoz. 2020; T. 13, № 6: 199 - 214.

4. Spanier G. Creating adaptable universities. Innovative Higher Education. 2010; Vol. 2, № 35: 91 - 99.

5. Voskovskaya A.S., Karpova T.A., Rostovtseva P.P., Guseva N.V., Shelygov A.V. Development of the learning process management in the context of digitization. Revista Inclusiones. 2020; Vol. 7, № S4-5: 240 - 249.

6. Carle A.C., Jaffee D. & Miller D. Engaging college science students and changing academic achievement with technology: a quasi-experimental preliminary investigation. Computers & Education. 2009; № 52: 376 - 380.

7. Gruzina Yu.M., Mel'nichuk M.V. Analiz zarubezhnogo opyta po formirovaniyu i razvitiyu molodezhnoj politiki v sfere obrazovaniya, nauki i innovacij. Rossijskijgumanitarnyjzhurnal. 2018; T. 7, № 6: 452 - 463.

8. D'yachenko N.S., Karabanova L.B., Halimova N.M. Konkursnoe dvizhenie kak odno iz uslovij razvitiya professional'nyh kompetencij studentov SPO. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2020; № 2 (81): 101 - 105.

9. Iskanderov N.F., Ponomareva E.A. Sozdanie uslovij vozniknoveniya motivacii k poznavatel'noj deyatel'nosti pri izuchenii fiziki. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; № 2 (81): 138 - 140.

10. Zembatova L.T., Zembatova M.A. Problemy podgotovki specialistov 'ekonomicheskoj napravlennosti v usloviyah informatizacii uchebnogo processa. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; № 2 (81): 113 - 116.

11. Sorokopud Yu.V. Pedagogika vysshej shkoly. Rostov-na-Donu: Feniks, 2011.

Статья поступила в редакцию 02.04.21

УДК 371

Saidov Z.A, Doctor of Sciences (Law), Rector, Chechen State University (Grozny, Russia), E-mail: [email protected]

Yarychev N.U., Doctor of Sciences (Pedagogy), Doctor of Sciences (Philosophy), Professor, Vice-Rector of Educatonal Management, Chechen State University

(Grozny, Russia), E-mail: [email protected]

Sokolova N.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, English Language and Professional Communication Department, Financial University under the

Government of the Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]

SKILLS OF THE XXI CENTURY IN THE CONTEXT OF MODERN EDUCATIONAL REALITIES. Changes in the system of public relations require education to be mobile and adequately respond to the challenges of a new historical stage in the development of the world community - the post-industrial one. The transition from an industrial society to a post-industrial and information society means that the processes of knowledge creation and dissemination are becoming crucial. The strengthening of the role of knowledge in social development, the gradual transformation of information into fixed capital fundamentally change the role of education in the structure of public life. Education not only reflects the state and trends in the development of society, but also actively influences it. The authors conclude that now there is another change in the educational paradigm, as a response to the changes that occurred in the advanced countries in the middle of the XX century and were associated with the gradual transition of civilization to a post-industrial society. These processes determined the definition of new skills of the XXI century of the modern specialist, which must begin to form, starting from preschool and primary education and ensure the continuity of their formation throughout all stages of general and professional education.

Key words: educational paradigm, post-industrial society, education system, metasubject education results, "soft skills".

З.А. Саидое, д-р юрид. наук, ректор Чеченского государственного университета, г. Грозный, E-mail: [email protected]

Н.У. Ярычее, д-р пед. наук, д-р филос. наук, проф., проректор по учебной работе, Чеченский государственный университет, г. Грозный,

E-mail: [email protected]

Н.И. Соколова, канд. пед. наук, доц., Департамент английского языка и профессиональной коммуникации Финансового университета

при Правительстве Российской Федерации, г. Москва, E-mail: [email protected]

НАВЫКИ XXI ВЕКА В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕАЛИЙ

Изменения в системе общественных отношений требуют от образования мобильности и адекватного ответа на задачи нового исторического этапа развития мирового сообщества - постиндустриального. Переход от индустриального общества к постиндустриальному и информационному означает, что процессы создания и распространения знаний становятся ключевыми. Усиление роли знаний в общественном развитии, постепенное превращение информации в основной капитал принципиально изменяют роль образования в структуре общественной жизни. Образование не только отражает состояние и тенденции развития общества, но и активно влияет на него. Авторы делают вывод о том, что сейчас идёт очередная смена образовательной парадигмы как ответ на те изменения, которые произошли в передовых странах в середине XX века и были связаны с постепенным переходом цивилизации к постиндустриальному обществу. Эти процессы детерминировали определение новых навыков XXI века современного специалиста, которые необходимо развивать, начиная уже с дошкольного и начального обучения и обеспечить преемственность их формирования на протяжении всех ступеней общего и профессионального образования.

Ключевые слова: образовательная парадигма, постиндустриальное общество, система образования, метапредметные результаты образования, «мягкие навыки».

Мы живём в эпоху глобальных перемен. Причём эти перемены случились не сразу и «не вчера». Так, ещё в середине XX в. в мире произошло два революционных сдвига, которые предопределили главные изменения, произошедшие в сфере производства в XXI веке:

- был изобретён компьютер и сама идея цифровых вычислительных устройств. При этом развитие компьютерных технологий навсегда изменило средства труда, обучения и способы мышления;

- резко возросла доля работающих женщин и приблизилась к 50%, в то время как в эпоху индустриализации она составляла незначительную величину.

Таким образом, к концу 2-го тысячелетия в мире происходило одновременно два процесса:

- количество видов деятельности, требующих от человека ручного труда, сокращается благодаря автоматизации производства,

- количество людей, включённых в производство, почти удваивается, поскольку мужчины и женщины уже практически сравнялись в части возможностей своего трудоустройства [1].

Такова сегодняшняя реальность, и именно в этой реальности нам необходимы образованные кадры, которые смогут совершить окончательный сдвиг от конвейерного производства к постиндустриальной модели работы.

Изменения в системе общественных отношений требуют от образования мобильности и адекватного ответа на задачи нового исторического этапа развития мирового сообщества - постиндустриального. Переход от индустриального общества к постиндустриальному и информационному означает, что процессы создания и распространения знаний становятся ключевыми [2].

Постепенное превращение информации в главный капитал принципиально изменяют роль образования в структуре общественной жизни.

В то же время образование не только отражает реальное состояние и тенденции развития общества, но и оказывает активное влияние на него.

Как предполагают многие исследователи [2 - 5 и др.], в обществе будущего интеллект и образованность будут все больше относиться к разряду национальных богатств, а физическое и духовное здоровье человека, уровень его личностного развития, широта и гибкость профессиональной подготовки, стремление к

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.