7. Azimov 'E.G. Informacionno-kommunikacionnye tehnologii v prepodavaniirusskogo yazyka kakinostrannogo: metodicheskoe posobie dlya prepodavatelej russkogo yazyka kak inostrannogo. Moskva, 2012.
8. Yakubov F.U., 'Em M. Rol' interaktivnyh metodov i Internets v uchebnom processe pri izuchenii inostrannyh yazykov. UchenyjXXI vek. 2016; № 4-1 (17): 26 - 28.
9. Benta D., Bologa G., Dzitac I. E-learning Platforms in Higher Education. Case Study. Procedia Computer Science. 2014; Vol. 31: 1170 - 1176.
10. Oproiu G.C. A Study about Using E-learning Platform (Moodle) in Univeristy Teaching Process. Procedia-Social and Behavioral Sciences. 2015; Vol. 180: 426 - 432.
Статья поступила в редакцию 30.03.21
УДК 378
Rostovtseva P.P., Cand. of Science (Pedagogy), senior lecture, FSBU of HE"Financial University under the Government of Russian Federation"
(Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
Guseva N.V., senior teacher, Department of Romanic Languages, Military University of the Ministry of Defense of the Russian Federation; senior teacher,
FSBU of HE"Financial University under the Government of Russian Federation" (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
DEVELOPMENT OF THINKING USING REFLEXIVE TECHNOLOGIES IN THE LEARNING PROCESS. The article is devoted to the importance of reflection in combination with pedagogical technologies in teaching students of higher educational institutions of a financial profile. The modern system of education constantly demands the introduction and use of new pedagogical technologies, which will be valuable for student's personality development. It is reflection that helps in the formation and development of students' professional thinking. The teacher's task is to direct the reflexive thought process of students by an algorithm: from simple - to increasingly complex, from phenomenon - to content. The authors conclude that reflexive learning technologies have not yet been considered to be widely used in practice. At the same time, they are very promising and can be implemented and widely used in educational activities in a higher educational institution of financial profile. The research provides a comprehensive solution of interconnected organizational and methodical problems, both at the departments and in the university. Their successful solution will contribute to better training of future staff in various fields.
Key words: reflection, students, thinking, educational process.
П.П. Ростовцева, канд. пед. наук, доц., Департамент английского языка и профессиональной коммуникации ФГБОУ ВО «Финансовый
университет при Правительстве Российской Федерации", г. Москва, E-mail: [email protected]
Н.В. Гусева, ст. преп., ФГКВОУ ВПО «Военный университет», г. Москва, ст. преп. Департамента английского языка и профессиональной
коммуникации ФГБОУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации", г. Москва, E-mail: [email protected]
РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ У СТУДЕНТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РЕФЛЕКСИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
Данная статья посвящена значению рефлексии в сочетании с педагогическими технологиями при обучении мышлению студентов вузов финансового профиля. Современная система образования постоянно требует внедрения и использования новых педагогических технологий, которые будут иметь ценностный смысл для формирования личности студента. Именно рефлексия является тем самым инструментом, который помогает в становлении и развитии профессионального мышления студентов. Задача преподавателя - направлять рефлексивный мыслительный процесс у студентов по алгоритму: от простого - к все более сложному, от явления - к сущности. Авторы делают вывод о том, что рефлексивные технологии обучения до настоящего времени не рассматриваются как имеющие широкое применение на практике. В то же время они являются весьма перспективными и могут быть внедрены и широко использоваться в образовательной деятельности в высшем учебном заведении финансового профиля при условии комплексного решения взаимосвязанных задач организационного и методического характера как на кафедрах, так и в вузе в целом. Их успешное решение будет способствовать более эффективной профессиональной подготовке будущих кадров в различных сферах.
Ключевые слова: рефлексия, студенты, мышление, образовательный процесс.
Использование различных педагогических технологий в образовательном процессе позволяет постоянно совершенствовать обучение и воспитание студентов высших учебных заведений финансового профиля. Одним из перспективных направлений в этом отношении является использование рефлексивных технологий, методов и средств в обучении будущих финансистов.
Необходимость в таких технологиях организации образовательного процесса была обусловлена, в частности, низким уровнем способностей выпускников высших учебных заведений финансового профиля применять на практике полученные ими за время обучения теоретические знания, самостоятельно принимать верные решения. Сущность такого рода технологий заключается в моделировании, целенаправленном создании в ходе учебных занятий развивающих дидактических условий с применением рефлексивных методических средств, которые направлены на организацию рефлексивно-критического мышления у студентов при осмыслении ими задач профессиональной деятельности, при обосновании ими выбора тех или иных вариантов принимаемых решений и т.д. В отличие от традиционных подходов здесь главная проблема, подлежащая решению, - это управляемость процессом формирования у студентов самостоятельного поиска, нахождения и применения на практике оптимальных способов их деятельности как будущих экономистов и менеджеров [1].
В целом рефлексивные технологии укладываются в концептуальные рамки традиционной ассоциативно-рефлекторной теории обучения, психолого-педагогические основы последней изложены в трудах Д.Н. Богоявленского и Ю.А. Самарина. Однако главным ее недостатком является то, что ее авторы ограничиваются логическим уровнем анализа процедур познавательной деятельности, тогда как психологический анализ процесса усвоения новых знаний в данной теории остается вне рассмотрения. Указанный недостаток становится возможным преодолеть на основе рефлексивных технологий обучения. В них акцент делается именно на развитии мышления у обучающихся в ходе образовательного процесса, когда реализуется педагогическая модель, принципиально отличающаяся от традиционного субъект-объектного подхода к обуче-
нию. В отличие от традиционного подхода применяется рассматриваемая нами технология, при которой и преподаватель, и студенты активно работают над содержанием учебного материала, выходя при этом за рамки одной учебной дисциплины, формируя прочные знания системного характера. Наряду с другими современными технологиями, рефлексивные технологии способствуют повышению качества высшего образования и оказанию услуг по профессиональной подготовке специалистов с учётом мировых тенденций развития высшего профессионального образования [1 - 10].
Следовательно, рефлексивные технологии могут лечь в основу обучения студентов по различным учебным дисциплинам, в том числе по иностранному языку, и это позволит не только формировать профессиональные компетенции, но также повышать качественный уровень обучения на основе, прежде всего, развития мышления во всех его составляющих у будущих профессионалов. Поскольку нами подвергнута определенной критике ассоциативно-рефлекторная теория обучения, не содержащая ответа на вопрос о содержательной стороне методики поэтапного формирования у обучающихся знаний системного характера, попытаемся раскрыть специфику организации их мыслительной деятельности именно с использованием рефлексивных технологий обучения.
Одной из закономерностей развития научного знания в современных условиях, как хорошо известно, становится неуклонное возрастание его рефлексивности [2]. При этом соответствующее ему превращение социально-философского знания в рефлексивно-критическое выполняет регулятивную функцию и, следовательно, имеет методологическое значение по отношению к другим наукам, в том числе и по отношению к теории управления, руководством персоналом организации. Следовательно, преподаватели должны в полной мере учитывать эту реальность.
Обратимся к содержанию рефлексивной технологии обучения студентов в вузе, проанализируем ее сущность и содержание. Основными технологическими этапами рефлексивной познавательной деятельности в процессе обучения в общем случае являются следующие:
• осмысление ситуации и формирование собственных представлений о возможных путях разрешения обнаруженной проблемы;
• выполнение индивидуального действия в соответствии с имеющимися представлениями;
• рефлексия выполненного действия;
• рефлексия мышления в ходе действия.
Организация мыслительной деятельности студентов, которая составляет специфику рефлексивной технологии, предполагает создание в ходе учебных занятий определенных дидактических условий. К ним относятся:
1) организация рефлексивного мышления обучающихся;
2) объективизация процесса мыслительной деятельности;
3) индивидуальное самостоятельное «проживание» обучающимися всего процесса решения теоретических и профессиональных задач.
Разумеется, от преподавателя требуется применение таких методических приемов и средств, которые специально работают на эту технологию и позволяют достичь требуемых результатов [3].
Рассмотрим поэтапно содержание рефлексивных дидактических технологий, а также условия их реализации.
1. Организация рефлексивного мышления студентов, что достигается последовательной проблематизацией учебного материала преподавателем и соответствующей активизацией мыслительной деятельности аудитории. На данном этапе от преподавателя требуется сосредоточить внимание студентов не столько на результате (репродуктивный уровень знаний), сколько на самом мыслительном процессе (рефлексивный уровень). При этом происходит выход на новый уровень осмысления задачи с поиском по возможности большего количества связей анализируемого материала внутри предмета. Смысл и цель деятельности педагога состоит в том, чтобы студенты подвергли анализу последовательность того, как они размышляли, предлагая именно этот вариант решения, а также все ли значимые факторы и связи были учтены ими в процессе принятия данного решения.
Автоматизм мысли и действий нам необходимо вырабатывать у будущих финансистов и начинать следует с формирования у них четких алгоритмов рефлексивной умственной деятельности. Таким образом, на данном этапе пусть далеко не сразу, но постепенно мы формируем у студентов навык обосновывать свои представления по обсуждаемым вопросам изучаемой тематики. Обосновывая принятые решения, студенты анализируют их положительные стороны и недостатки, сравнивают с решениями своих товарищей и оппонируют им. Задача преподавателя - направлять рефлексивный мыслительный процесс у студентов по алгоритму от простого - к все более сложному, от явления - к сущности и т.д. Акцент в работе преподавателя на данном этапе делается на развитии у студентов логического мышления.
2. Объективизация процесса мышления направляется таким образом, чтобы он проявился, сделался «видимым». Такая «заметность» мыслительной деятельности позволяет обеим сторонам образовательного процесса корректировать его: преподавателю - в отношении устранения недостатков, студентам -исправлять, уточнять ход собственных мыслей через сопоставление его со способом мышления других. С этой целью преподавателю рекомендуется применять метод замедления и фиксации процесса мышления, сужения субъекта мысли, что достигается вопросами на уточнение, объяснение предложенных вариантов действий, предложением повторить логические выкладки и обоснования. Отметим, что на данном этапе полностью оправдано использование преподавателями процедур ассоциативно-рефлекторной теории обучения.
Библиографический список
3. Индивидуальное самостоятельное «проживание» студентами всего процесса решения теоретических и профессиональных задач - это завершающий и потому особенно значимый этап, эффективность которого достигается с помощью таких средств, как индивидуальная разработка, доклад и защита обучающимися выработанного решения профессиональной задачи, его корректировка и переработка с учетом сделанных замечаний, определение оптимального варианта. На данном этапе у студентов развивается самостоятельное рефлексивно-критическое мышление, закрепляется потребность в критической самооценке своего профессионального уровня.
Важно подчеркнуть, что все три этапа взаимосвязаны, поэтому не должно возникать ситуации перекоса в ту или другую сторону с тем, чтобы на каждом этапе достигался конкретный результат в развитии мышления у студентов. В заключение отметим, что в действительности реальная и профессиональная жизнь богаче и разнообразнее тех вариантов действий, алгоритмов решения профессиональных проблем, которым можно научить студентов в вузах. Рассматриваемая технология позволяет сформировать у них способность самостоятельно находить, вырабатывать подобные варианты действий в любых условиях реальной обстановки.
Кроме того, преподавателю следует обратить внимание на выявление и реализацию междисциплинарных связей при изучении каждой темы и в результате, уже с их учетом достигать более качественного овладения обучающимися профессиональными компетенциями.
Реализация рефлексивных технологий в процессе преподавания различных учебных дисциплин способствует формированию в вузе рефлексивной среды. Как отмечают М.В. Ажиев, Л.А. Акбулатова, Р.А. Кучмезов [8], создание в высшем учебном учреждении рефлексивной среды связано с насыщением информационного пространства вокруг студента разработанным рефлексивным содержанием в виде «неструктурированного потока фактов и создания момента онтологического переживания действительности в различных его формах, благодаря чему происходит рефлексивное осмысление, напряжение и расслабление [8, с. 83].
Студенты, находящиеся в специально созданной рефлексивной среде, вынуждены создавать связи, которые могли бы способствовать выведению из проблемных ситуаций, которые постоянно создаются преподавателями на занятиях. При этом, как отмечают М.В. Ажиев, Л.А. Акбулатова и РА. Кучмезов, « рефлексивная среда должна быть информационно избыточной, поскольку избыточность и недостаточность способствуют неоднородности среды, что становится условием рефлексивного развития личности» [8, с. 82].
Резюмируя вышеизложенное отметим, что рефлексивные технологии обучения до настоящего времени не рассматриваются как имеющие широкое применение в практике высшей школы, в том числе в современных условиях [6 - 10]. В то же время они являются весьма перспективными и могут быть внедрены и широко использоваться в образовательной деятельности в высшем учебном заведении финансового и других профилей при условии комплексного решения взаимосвязанных задач организационного и методического характера как на кафедрах, так и в вузе в целом. Их успешное решение будет способствовать более эффективной профессиональной подготовке будущих кадров в различных сферах. Кроме того, как показал наш опыт, элементы данных технологий можно применять в процессе обучения студентов различных специальностей, а также курсантов. Так, нами использовались рефлексивные технологии в процессе обучения иностранному языку курсантов военных вузов.
1. Царапкина Ю.М., Казанина К.Д. О роли рефлексивных технологий в профессиональном самоопределении личности. Казанский педагогический журнал. 2016; № 1: 186 - 189.
2. Лузгин В.В., Овчинников К.А. Социальная философия в системе рефлексивно-критического знания. Казань: Издательство Казанского университета, 2004.
3. Муштавинская И.В. Использование рефлексивных технологий в развитии способности учащихся к самообразованию как педагогическая проблема. Педагогика: традиции и инновации: материалы I Международной научной конференции. Челябинск: Два комсомольца, 201; Т. 1: 146 - 151.
4. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. Москва: Академия, 2000.
5. Миронов А.Г. Проблемы организации профориентационной деятельности обучающихся в современных условиях. Казанский педагогический журнал. 2015; № 6-1 (113): 89 - 92.
6. Гусева Н.В. Применение информационных технологий в процессе диагностики обучения иностранному языку курсантов военных вузов. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 1 (80):189 - 191.
7. Гусева Н.В. Банк тестовых заданий как средство педагогической диагностики обучения иностранному языку. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 3 (82): 244 - 245.
8. Кучмезов РА., Ажиев М.В., Акбулатова Л.А. Рефлексивно-образовательная среда вуза как условие формирования профессиональной культуры педагога. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 6 (85): 81 - 83.
9. Медведева Н.И., Енин В.В., Офицерова С.В. Дистанционное обучение в период самоизоляции: психологический анализ. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 6 (85): 88 - 90.
10. Сорокопуд Ю.В. Педагогика высшей школы. Ростов-на-Дону: Феникс, 2011.
References
1. Carapkina Yu.M., Kazanina K.D. O roli refleksivnyh tehnologij v professional'nom samoopredelenii lichnosti. Kazanskij pedagogicheskijzhurnal. 2016; № 1: 186 - 189.
2. Luzgin V.V., Ovchinnikov K.A. Social'naya filosofiya v sisteme refleksivno-kriticheskogo znaniya. Kazan': Izdatel'stvo Kazanskogo universiteta, 2004.
3. Mushtavinskaya I.V. Ispol'zovanie refleksivnyh tehnologij v razvitii sposobnosti uchaschihsya k samoobrazovaniyu kak pedagogicheskaya problema. Pedagogika: tradicii i innovacii: materialy I Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. Chelyabinsk: Dva komsomol'ca, 201; T. 1: 146 - 151.
4. Pedagogika: pedagogicheskie teorii, sistemy, tehnologii. Moskva: Akademiya, 2000.
5. Mironov A.G. Problemy organizacii proforientacionnoj deyatel'nosti obuchayuschihsya v sovremennyh usloviyah. Kazanskijpedagogicheskijzhurnal. 2015; № 6-1 (113): 89 - 92.
6. Guseva N.V. Primenenie informacionnyh tehnologij v processe diagnostiki obucheniya inostrannomu yazyku kursantov voennyh vuzov. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; № 1 (80):189 - 191.
7. Guseva N.V. Bank testovyh zadanij kak sredstvo pedagogicheskoj diagnostiki obucheniya inostrannomu yazyku. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; № 3 (82): 244 - 245.
8. Kuchmezov R.A., Azhiev M.V., Akbulatova L.A. Refleksivno-obrazovatel'naya sreda vuza kak uslovie formirovaniya professional'noj kul'tury pedagoga. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; № 6 (85): 81 - 83.
9. Medvedeva N.I., Enin V.V., Oficerova S.V. Distancionnoe obuchenie v period samoizolyacii: psihologicheskij analiz. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; № 6 (85): 88 - 90.
10. Sorokopud Yu.V. Pedagogika vysshej shkoly. Rostov-na-Donu: Feniks, 2011.
Статья поступила в редакцию 02.04.21
УДК 378
Rostovtseva P.P., Cand. of Science (Pedagogy), senior lecture, FSBU of HE"Financial University under the Government of Russian Federation"
(Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
Guseva N.V., senior teacher, Department of Romanic Languages, Military University of the Ministry of Defense of the Russian Federation; senior teacher,
FSBU of HE"Financial University under the Government of Russian Federation" (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
DEVELOPMENT OF CREATIVE POTENTIAL OF FUTURE ECONOMISTS USING MODERN TECHNOLOGIES. The article deals with the role of modern technologies in increasing the efficiency of the educational process in an economic university. Difficulties of introducing new technologies and ways to overcome them are investigated. The author analyzes the ways of development of creative potential of future economists through the introduction of modern technical teaching aids. A popular approach in long-term planning is the creation of road maps that combine the vision of the future, values and goals, as well as the strategic actions necessary to achieve these goals. In the field of introducing modern technologies into the educational process, two major strategic actions come to the fore. The first action is related to technological resources, and the second relates to the human factor. As an example of solving the problem of introducing modern technologies into the educational process of the university, the experience of the University of Texas is presented in order to promote the use of modern technologies. A group of teachers of this university organized an annual competition "Innovation in education through new technologies". The aim of the competition is to innovate in education by using modern technologies to improve the results of the education process. The article shows the algorithm of implementation of this contest.
Key words: modern technologies, technical teaching aids, economic education, development of creative potential.
П.П. Ростовцева, канд. пед. наук, доц., Департамент английского языка и профессиональной коммуникации ФГБОУ ВО «Финансовый
университет при Правительстве Российской Федерации", г. Москва, E-mail: [email protected]
Н.В. Гусева, ст. преп., ФГКВОУВПО «Военныйуниверситет», г. Москва, E-mail: [email protected]
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА БУДУЩИХ ЭКОНОМИСТОВ С ПОМОЩЬЮ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
В статье рассматривается роль современных технологий в повышении эффективности образовательного процесса в экономическом вузе; исследуются трудности внедрения новых технологий и пути их преодоления. Авторами анализируются пути развития творческого потенциала будущих экономистов при помощи внедрения современных технических средств обучения. Популярным подходом в долгосрочном планировании выступает создание дорожных карт, которые позволяют объединить в единую картину видение будущего, ценности и цели, а также стратегические действия, необходимые для достижения этих целей. В области внедрения современных технологий в образовательный процесс два основных стратегических действия выходят на первый план. Первое действие связано с технологическими ресурсами, а второе относится к человеческому фактору. В качестве примера решения проблемы внедрения современных технологий в образовательных процесс вуза представлен опыт Техасского университета A&M. С целью продвижения использования современных технологий группа преподавателей данного вуза организовала ежегодный конкурс «Инновации в образовании через новые технологии». Цель конкурса -внедрение инноваций посредством использования современных технологий для улучшения результатов процесса образования. В статье показан алгоритм реализации данного конкурса, который будет интересен отечественным преподавателям.
Ключевые слова: современные технологии, технические средства обучения, экономическое образование, развитие творческого потенциала.
Мы живем в быстроменяющемся мире, и государства все более и более теряют свою обособленность. Появляется необходимость более широкого видения процесса образования, включающего общемировое благо и максимальное развитие человеческого потенциала.
Реальность мировой экономики такова, что спортивная машина, финансируемая Японией, проектируется в Италии, собирается в Мексике и Франции и использует высокоточные электронные компоненты, разработанные в США. Время продуктов и технологий, принадлежащих одной стране, прошло, то же самое относится к корпорациям и промышленности в целом. Национальная экономика перестала существовать. В рамках государства остаются лишь люди, образующие нацию. Основным достоянием нации будут умения граждан и их творческий потенциал [1].
В образовательном контексте глобализация ставит перед нами ряд проблем:
1) образование и профессиональная подготовка становятся основным средством повышения экономической конкурентоспособности страны;
2) стареющее население и рабочая сила нуждаются в расширении послевузовского образования и профессиональной переподготовке;
3) все больше налогоплательщиков выступает против финансирования из бюджета программ послевузовского образования.
Так, в Великобритании обучение экономистов в университете на уровне бакалавриата представляет собой набор дисциплин широкого спектра, структурированных в независимую область знаний, которая дает обучающемуся понимание границ знания, а также некоторых его основных сфер применения. Основная задача и сложность в работе экономиста - делать завтра то, что делали вчера, по-новому, инновационным методом. Принципы работы экономиста не могут быть истолкованы правильно при отсутствии основы (фактического знания основ
экономики), поэтому это не вопрос приоритетов, а, скорее, вопрос баланса, дающий студентам - будущим экономистам - концептуальное восприятие мира [2].
Таким образом, уже на начальной ступени образования передовые западные страны видят целью инновационный характер профессиональной деятельности экономиста. Образование в России, однако, зачастую больше ориентировано на передачу знаний от профессорско-преподавательского состава студентам, нежели на профессиональное сотрудничество, современные технологии и творчество. Современное положение дел требует пересмотреть этот подход и сфокусировать внимание на развитии профессиональной самостоятельности, творчества и лидерства [3 - 11].
Поскольку современные технологии становятся неотъемлемой частью нашей жизни и их влияние на стиль жизни молодых поколений с каждым годом все значительнее, их преобразовательный характер распространяется на все общество, включая образование. Энтузиазм относительно использования мобильных устройств, беспроводных сетей, облачных хранилищ данных и социальных сетей в образовательном процессе объясняется огромными возможностями, которые они предлагают в преобразовании и повышении эффективности образовательного процесса. С распространением образовательных технологий, позволяющих преодолевать препятствия времени и пространства, студенты смогут получать образование, когда и где им удобно, через сервисы, работающие по требованию. Более того, использование современных технологий в высшем образовании становится чрезвычайно важным как средство выполнения требований, предъявляемых к университетам будущего, в частности, сокращению аудиторной нагрузки [3].
Однако во многих российских университетах использование технических средств обучения, особенно современных технологий, довольно ограничено. Одной из причин тому служит нежелание профессорско-преподавательского со-