Педагогика
УДК 373.1
студентка Кучутова Матрена Александровна
Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); старший преподаватель кафедры дошкольного образования Яковлева Саргылана Степановна
Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ АППЛИКАЦИИ
Аннотация. В исследовании раскрывается одно из актуальных направлений развития современного образования, связанное с творческим развитием обучающихся. Авторами рассматривается аппликация как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста. На основе анализа психолого-педагогической литературы обоснована актуальность развития творческих способностей, начиная с дошкольного детства. Развитие творческих способностей дошкольников не менее важно, чем развитие интеллектуальных навыков, мышления и памяти, так как все эти процессы взаимосвязаны. Аппликация, как один из основных видов изобразительной деятельности в детском саду, изучается авторами в направлении развития творческого потенциала воспитанников. Представлены основные характеристики аппликации, как средства творческого развития детей. Работа с разнообразными материалами, возможность подбора и создания сюжета, деталей аппликационного образа способствуют развитию творческого воображения дошкольников. Кроме развития творческого воображения, на занятиях аппликацией происходит увеличение нравственных, эстетических и познавательных качеств ребенка. Авторами разработана система занятий для детей старшего дошкольного возраста с применением нетрадиционных техник аппликации. Сделан акцент на методы творческого развития (метод эмпатии, метод образного видения, метод придумывания, метод агглютинации и др.). В занятиях авторы представили классические и нетрадиционные техники аппликации такие, как: бисер, бумага, кожа, крупа, опилки, пайетки, яичная скорлупа, сухие листья, шерсть. Практическая значимость исследования связана с возможностью применения материалов исследования педагогами ДОО в творческом развитии детей дошкольного возраста.
Ключевые слова: творческое развитие, творческие способности, изобразительная деятельность, методы развития творческих способностей, аппликация.
Annotation. The study reveals one of the current trends in the development of modern education related to the creative development of students. The authors consider the application as a means of developing creative abilities in preschool children. Based on the analysis of psychological and pedagogical literature, the relevance of the development of creative abilities, starting from preschool childhood, is substantiated. The development of creative abilities of preschoolers is no less important than the development of intellectual skills, thinking and memory, since all these processes are interrelated. Application, as one of the main types of visual activity in kindergarten, is submitted by the authors in the direction of developing the creative potential of pupils. The main characteristics of the application as a means of creative development of children are presented. Working with a variety of materials, the ability to select and create details, to think over the plot of the application image contributes to the development of creative imagination of preschoolers. In addition to the development of creative imagination, there is an increase in the moral, aesthetic and cognitive qualities of the child in the application classes. The authors have developed a system of classes for older preschool children using non-traditional application techniques. Emphasis is placed on the methods of creative development (the method of empathy, the method of imaginative vision, the method of inventing, the method of agglutination, etc.). In the classes, the authors presented classical and non-traditional techniques of application such as: beads, paper, leather, grits, sawdust, sequins, eggshells, dry leaves, wool. The practical significance of the study is connected with the possibility of using the research materials by preschool teachers in the creative development of preschool children.
Key words: creative development, creative abilities, visual activity, methods of developing creative abilities, application.
Введение. Воспитание творческой личности - важнейшая задача современной педагогики. Известно, что основные задачи становления личности выполняются в дошкольном возрасте. Задачи творческого развития ставятся в занятиях изобразительной деятельностью в детском саду. Выполняя рисунок, создавая аппликацию или скульптуру дети становятся лучше в художественно-эстетическом плане, в сфере творчества. Аппликация как вид изобразительной деятельности отличается доступностью и наглядностью, поэтому отлично подходит для детей дошкольного возраста.
В работе дошкольной образовательной организации вопрос методического сопровождения аппликации изучен довольно полно. Однако в аппликации мало учитываются существующие методы, развивающие творческую активность детей. Поэтому существует необходимость исследования аппликации при реализации методов развития творческих способностей дошкольников - усовершенствования ее методических основ.
Целью исследования является создание системы занятий для дошкольников по аппликации с применением методов творческого поиска.
Изложение основного материала статьи. Изучая воображение ребенка Л.С. Выготский утверждал, что все в жизни человека является итогом его творческой деятельности. Чтобы происходило развитие человека и общества необходимо выходить из рутинной обыденности и включать творческое воображение [2].
Е.П. Ильин глубоко исследовал творческий процесс человека и говорит о том, что творчество представляет собой основу главной созидательной энергии жизни. Творчество является той самой характеристикой, которая делает человека человеком [3].
К.Х. Аллабердиева раскрывает особенности мышления дошкольников в творческой деятельности и делает вывод о том, что мышление детей гибкое и не управляется стереотипами. Это уникальное качество дает возможности для интенсивного развития личности в дошкольном возрасте [1].
Аппликация - художественная деятельность, в которой продукты изображения создаются при вырезывании, наложении и закреплении разных форм на фон [5].
В аппликационной деятельности в детском саду педагоги создают с детьми разнообразные композиции из совершенно разных привычных и не обычных материалов, что безусловно влияет на развитие творческого стремления, развития познавательного интереса. Создание образов аппликации требует интенсивной работы творческого воображения, потому что детям приходится создавать образ из силуэтов, а не из готовых деталей [4].
К примеру, один из самых красивых и прочных материалов для изготовления любых поделок - береста. Применяется для плетения лукошек, туесов для сбора ягод и грибов, хлебниц, шкатулок и других изделий. Береста смолистая, не промокает, устойчива к гниению [7].
На занятиях аппликацией дошкольников знакомят с силуэтами разных предметов и явлений, которые следует вырезать и наклеить на выбранный фон. Детям нужно хорошо представить будущий образ (анализировать, синтезировать в сознании ранее полученные представления), увидеть его детали. В процессе создания аппликационного образа, на т.н. стадии «вынашивания замысла», происходит большая работа воображения.
Таким образом, при обучении аппликации дети развивают творческие способности: видоизменение, преобразование, комбинирование прежних и создание новых образов в сознании.
Базой исследования является МБОУ «Кюпская средняя общеобразовательная школа им. Е.И. Апросимова» н. Кюпцы Усть-Майского улуса Республики Саха (Якутия) (Филиал «Тумульская начальная школа - детский сад»).
В формирующей части исследования мы реализовывали два направления:
1. Создание каждым ребенком индивидуального аппликационного образа.
2. Активизация познавательных процессов (восприятие, мышление, образная память, воображение).
На основе учета этих направлений разрабатывался материал для серии занятий по аппликации. Применялись нетрадиционные материалы и методы развития творческих способностей.
Занятия проводили один раз в неделю, длительностью 20-25 минут. В экспериментальную группу входили 6 воспитанников в возрасте от 5 до 6 лет.
Предлагаемые занятия расположены так, как должны проводиться в течении полугодия. Учитывается принцип развивающего обучения, наглядности, доступности, систематичности, краеведения. Обязательно включались методы развития творческих способностей [6]. Содержание и методика занятий могут уточняться и совершенствоваться. Ниже приведены примеры занятий.
«Магия листопада».
Программные задачи. Продолжать учить осторожно приклеивать осенние листья. Формировать композиционные умения. Развивать творческое воображение.
Материал. Засушенные листья разного цвета, картонный фон.
Методы развития творческих способностей. Метод образного видения - эмоциональное изучение объекта (ворох листьев), получение нового образа. Дети должны увидеть новый образ в лежащих на фоне листьях. Кто-то увидит медведя, кто-то - ежа, кто-то - морковный торт и т.д.
«Зимние узоры».
Программные задачи. Закреплять приемы вырезания геометрических элементов и составления узоров, сочетая по цвету, композиции.
Материал. Кусочки ткани и кожи, бисер синего, голубого, фиолетового и др. цветов. Белый фон в форме предметов одежды.
Методы развития творческих способностей. Метод исследования. Ребятам предлагается исследовать объект (одежда с узорами). Цель исследования: создать свой красивый узор на шапке/свитере. План: 1. Изучить какими бывают узоры и где их изображают (на примере одежды). 2. Придумать свой узор. 3. Подобрать материал и подумать о вариантах исполнения. 4. Продемонстрировать готовый образ.
«Автобус радости».
Программные задачи. Продолжать учить вырезать геометрические фигуры, сравнивать их по величине. Подбирать гармоничное сочетание цветов.
Материал. Разноцветная глянцевая бумага, плоский тонкий пластик, фольгированная бумага, краски, фломастеры.
Полоски разного цвета кожи. Белый фон.
Методы развития творческих способностей. Метод нового свойства. Может проводиться в трех вариантах. 1. Детям нужно придумать новый автобус, придав ему свойства, например, бабочки. 2. Представить автобус в иной среде. Например, автобус для лесных жителей. 3. Автобус ставится в условия несвойственные для транспорта - «Автобус на дне рождения», «Автобус радуется дождю» и т.п. Этот метод позволяет создать новый образ путем синтеза свойств и образов не подходящих друг-другу предметов или явлений.
«Подарок для бабушки».
Программные задачи. Продолжать учить работать с заготовками в аппликации - обрывание бумаги в заданном направлении. Составление образа.
Материал. Бумага для обрывания, фломастеры, палочки.
Методы развития творческих способностей. Метод волшебной палочки. Сначала дети обрывают бумагу. Делают округлые, прямоугольные, треугольные фигуры. Затем воспитатель предлагает детям «поколдовать» волшебной палочкой. Ребята перемешивают обрывки бумаги с помощью палочки. В полученном хаотичном расположении дети должны увидеть что-то, что можно подарить бабушке. Затем склеить детали и дополнить образ фломастерами.
«Новогодняя прическа».
Программные задачи. Продолжать учить работать с нетрадиционным материалом: технике приклеивания крупы, ниток, опилок и др.
Материал. Изображение головы персонажа (без волос). Шерстяные нитки, крупа, вата, опилки, полоски из бумаги.
Методы развития творческих способностей. Воспитатель предлагает детям побыть в роли парикмахера и придумать прическу кукле, которая собирается на новогодний праздник. Педагог поощряет выразительность образа, обращает внимание на интересные детали прически.
«Домик на Луне».
Программные задачи. Учить сравнивать, сопоставлять геометрические фигуры, подбирать подходящие цвета для образа. Обучить технике работы с поролоном.
Материал. Цветная бумага. Разноцветные обрезки поролона.
Методы развития творческих способностей. Эвристический метод. Данный метод построен на самостоятельном творческом поиске. Детям нужно придумать образ домика на Луне и составить его с помощью аппликации с поролоном.
«Летающий медведь».
Программные задачи. Учить использовать шерсть, пользуясь приемами наклеивания. Дать возможность варьировать цвет и элементы образа.
Материал. Шерсть разных цветов. Крупа. Скорлупа. Клей ПВА.
Фигурки животных медведь, волк, лиса, картинки с изображением крыльев.
Методы развития творческих способностей. Метод агглютинации. Воспитатель показывает фигурки медведя и изображение крыльев. Предлагает детям придумать нового медведя, который нашел волшебные крылья и научился летать. После обсуждения и подвижной игры дети составляют аппликационные образы своих летающих животных.
«Гуси-лебеди».
Программные задачи. Продолжать учить нестандартным техникам аппликации, технике силуэтного вырезывания, совершенствовать технику наклеивания, развивать умение составлять варианты цепочки событий, способность активно мыслить.
Материал. Перья, листья, вата, картон, бумага-гофре, силуэты птиц.
Методы развития творческих способностей. Метод «Если бы...». Дети вспоминают сказку «Гуси-лебеди». Воспитатель направляет размышления детей о сказке и предлагает изменить характер птиц: «Если бы гуси-лебеди были добрыми и помогали Машеньке найти своего братца? Как бы они выглядели? Что бы они говорили? Где бы они жили?».
«Волшебный цветок».
Программные задачи. Продолжать учить вырезать округлую и овальную форму, сочетать цвета, закреплять знание геометрических фигур, формировать эстетическое восприятие.
Материал. Шелк, атлас, сатин, шерсть, фольга, краски, цветная бумага.
Методы развития творческих способностей. Метод эмпатии (вживания).
Дети закрывают глаза, представляют себя цветами и стараются почувствовать то же, что и цветок. В данном методе развития творческих способностей важна роль педагога, который направляет воображение детей, подбирая эмоциональные слова, описывающие жизнь цветка.
«Золотая рыбка»
Программные задачи. Учить детей передавать образ рыбки. Продолжать учить изображать в аппликации характерные детали рыбки (хвост, плавники, чешуя).
Материал. Бусы, пайетки. Цветной картон для фона (на выбор).
Методы развития творческих способностей. Метод эмпатии (вживания).
Для выполнения этого метода детям нужно на время стать рыбками. Они закрывают глаза и представляют себя в роли жителей подводного мира. Стараются почувствовать то, что чувствует объект. Благодаря возникающим образам и эмоциям у каждого воспитанника появляется свой оригинальный образ рыбки.
Реализация методов развития творческих способностей в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста способствует воспитанию творческого подхода к жизни. При этом формируется стремление к активному познанию, умножаются процессы мозговой деятельности. В наших занятиях нет требований к реалистичности выполнения образа. Главной задачей является стимулирование творческого поиска, обогащение познавательного опыта. Мы подтверждаем и продолжаем исследовать возможности аппликации в сфере творческого роста дошкольников и расширяем существующее методическое пространство.
Выводы. Аппликация требует определенной подготовки, в ней необходимо уметь не формально, а творчески решать различные задачи, проявлять навыки работы с бумагой, ножницами, обладать хорошим глазомером, чувством эстетического вкуса и т.д. Любое творчество требует принятия самостоятельного решения, выработанного на основе осознанного или интуитивного анализа исходных данных, материалов и образов.
Предлагаемые авторами развивающие занятия по аппликации способствуют творческому развитию дошкольников благодаря применению специальных методов развития, ориентированных на проявление творческого поиска, созданию нового образа.
Литература:
1. Аллабердиева, К.Х. Особенности развития творческих способностей в дошкольном возрасте / К.Х. Аллабердиева // Вопросы педагогики. - 2019. - №. 4-2. - С. 19-22
2. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. - М.: Перспектива, 2020. - 125 с.
3. Ильин, Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2012. - 803 с.
4. Мелькумова, Н.А. Аппликация как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста / Н.А. Мелькумова // Молодой ученый. - 2015. - № 3 (83). - С. 808-813
5. Насурлаева, Н.А. Развитие творческих способностей дошкольного возраста посредством нетрадиционной аппликации / Н.А. Насурлаева // Научный поиск. - 2014. - №. 2.8. - С. 32-49
6. Удина, Е.Н. Диагностическая методика по определению аппликационных умений и навыков у детей дошкольного возраста / Е.Н. Удина // Молодой ученый. - 2017. - № 15 (149). - С. 645-650. - URL: https://moluch.ru/archive/149/41986/ (дата обращения: 14.01.2023)
7. Ценёва, М.А. Теории и технологии художественного развития детей дошкольного возраста / М.А. Ценева. -Тольятти: Изд-во ТГУ, 2015. - С. 22-29
Педагогика
УДК 378.2
кандидат философских наук, доцент Ладыкина Татьяна Александровна
Северо-Кавказский филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный университет правосудия» (г. Краснодар)
ФОРМИРОВАНИЕ ДЕОНТОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ
СТУДЕНТОВ ЮРИДИЧЕСКОГО ВУЗА
Аннотация. Рассматриваются возможности применения активных методов обучения студентов-юристов. Преподавание дисциплины «Юридическая этика» нацелено на воспитание личности специалиста. Современные требования к качеству юридического образования растут. Однако, традиционные методы преподавания не всегда побуждают действовать верно с позиций морали. Кейс-технология и метод проектов должны стать средствами повышения деонтологической подготовки студента. Под кейс-технологией понимают метод анализа конкретных ситуаций-случаев. Он стимулирует развитие мышления, ораторских способностей, позволяет применять полученные знания в практической ситуации. В кейс-технологии также заложен значительный воспитательный потенциал. Изменяется роль преподавателя в педагогическом процессе, формируются субъект-субъектные отношения обучающего и обучающегося. В статье приводятся различные конкретные примеры использования кейсов на занятиях. Метод проектов предполагает детальную разработку определенной темы. Завершается работа над проектом обычно конкретным результатом. Автор предлагает различные идеи учебных проектов по юридической этике. Данный метод способствует воспитанию инициативной и компетентной личности. Применение новых активных методов помогает сформировать подготовленного в этических вопросах профессионала.
Ключевые слова: деонтология, юридическая этика, кейс-метод, метод-проектов, активные методы обучения, педагогика