УДК 37.036:373.3 Твердохлебова Е.Ю., Тарасова В.В.
Твердохлебова Е.Ю.
магистрант,
Мелитопольский государственный университет (г. Мелитополь, Россия)
Научный руководитель: Тарасова В.В.
канд. пед. наук, Мелитопольский государственный университет (г. Мелитополь, Россия)
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ ОБУЧЕНИЯ
Аннотация: в статье были сформулированы определения детское творчество, развитие творческих способностей, младшие школьники, игра, игровая форма, учебно-творческая деятельность. В данной работе были рассмотрены взаимосвязи процесса развития творческих способностей учащихся младших классов в условиях школьного обучения и применения игровых технологий стимулирования творческих способностей детей. Был создан комплекс учебно-воспитательных занятий по тематике «Изобразительное искусство и творчество».
Ключевые слова: детское творчество, развитие способностей, младшие школьники, игра, учебно-творческая деятельность.
Постановка проблемы. Современная эпоха создала потребность в новом типе личности, способной самостоятельно принимать решения, осознанно осуществлять свой выбор, умеющей гибко реагировать на изменения обстоятельств, самой создавать и творить что-либо новое, необычное. Поэтому творческие способности человека рассматриваются многими исследователями
как базовый ресурс цивилизации. В отечественной педагогике имеется богатый опыт развития творческих способностей учащихся, показано значение участия педагога, семьи, социального окружения в этом процессе, представлен анализ сущности, содержания, методики и методов творческого развития учащихся, разработаны теоретические основы творческого процесса и проведены исследования его важных компонентов [4, с. 33].
Система младшего школьного образования детей предоставляет широкие возможности для развития творческих способностей ребенка в различных видах деятельности и областях знаний. Демократизация и гуманизация системы образования в Российской Федерации позволили рассматривать младшую школу как сферу, объективно объединяющую в единый процесс воспитание, обучение и развитие. Вместе с тем, следует отметить, что вопросы эффективного использования возможностей образования младшей школы в целях развития творческих способностей учащихся остаются открытыми для научного поиска [8, с. 41].
Анализ последних исследований. Психологическим и педагогическим исследованиям творчества детей и подростков посвятили свои труды такие авторы, как В.А. Аверин, В.Г. Асеев, Н.В. Бордовская, В. Водопьянов, П.Я. Гальперин, П.С. Гуревич, Л.С. Подымова, Е.А. Дубицкая, Н.Ю. Борисова, В.И. Загвязинский, А.Я. Кибанова, Э.А. Киреева, Г.М. Коджаспирова, И.В. Комарова, Л.А. Кудряшева, И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий, А.А. Люблинская, Б.Р. Мандель, Н.Г. Милорадова, В.С. Кукушкин, П.И. Пидкасистый, И.П. Подласый, А.А. Реан, Н.В. Бордовская, С.И. Розум,
A.М. Руденко, С.И. Самыгин, Л.Д. Столяренко, В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов, Н.Ф. Талызина.
Развитию творческого воображения в процессе обучения младших школьников посвятили свои работы такие ученые, как А.В. Бакушинский, Л.С. Бушуева, Е.А. Волгуснова, Л.С. Выготский, У. Глассер, Г.Г. Григорьева,
B.В. Давыдов, О.В. Давыдова, Р. Дилтс, Л.Б. Ермолаева-Томина, Д.Н. Завалишина, В.Г. Злотников, Т.В. Иванова, Е.И. Игнатьев, В.И. Киреенко,
Д. Лерер, А.Н. Лук, И.А. Лыкова, А.И. Буренина, Н.П. Миронов, Н.А. Опарина, Я.А. Пономарев, Л.Н. Сляднева, Л.Б. Соловей, А.С. Спиваковская, Б.М. Теплов, Е.Е. Туник, К.Д. Ушинский, Н.А. Ветлугина, С.А. Шмаков, В.С. Юркевич, И.А. Якимов. Проблемам творческого воспитания и образования детей, а также педагогической и психометрической интерпретации их творчества посвятили свои труды следующие педагоги: Д.Б. Богоявленская, А. Гин, В.И. Ефремов, Н.Ю. Ефремова, М.В. Кларин, А.К. Колеченко, С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина, Г.Д. Марцинковская, Б.П. Никитин, П.И. Пидкасистый, В.А. Полякова, Г.К. Селевко, А.М. Смолкин, И.Е. Аверина, Е.А. Флерина.
Формулирование целей статьи. Цель нашего исследования - рассмотреть проблемы развития творческих способностей учащихся на различных этапах обучения.
Изложение основного материала исследования.
Исследование технологии формирования творческих способностей младших школьников было проведено в СОШ № 9 г. Мелитополя на основе следующей гипотезы: процесс развития творческих способностей учащихся младших классов в условиях школьного обучения может быть эффективным, если реализовать педагогические условия, развивающие творческие способности учащихся (включение учащихся и педагогов в совместную творческую деятельность, ориентированную на развитие творческих способностей ребенка, и управление этим процессом; разработка критериев эффективности развития творческих способностей учащихся в условиях школьного обучения; применение игровых технологий стимулирования творческих способностей детей младших классов; использование активных средств, форм и методов обучения и воспитания; создание творческой среды). В качестве методики исследования была выбрана методика Н.В. Шайдуровой. В ней, основываясь на критериях, были выделены три уровня развития умений и навыков: высокий, средний, низкий [10, с. 86].
Исследование включает три этапа - констатирующий этап, формирующий этап и контрольный этап:
констатирующий этап - выбираются участники (30 детей экспериментальной группы (3А класс СОШ № 9) и 30 детей контрольной группы (3Б класс СОШ № 9), методики исследования (методика Н.В. Шайдуровой); проводится начальное исследование показателей экспериментальной и контрольной групп детей,
формирующий этап - выбираются наиболее действенные и актуальные для формирования творческих способностей учащихся младших классов технологии обучения искусству; в экспериментальной группе детей на основе выбранных методик обучения проводится комплекс занятий,
контрольный этап - в тех же экспериментальной и контрольной группах детей на основе уже обозначенных методик исследования (методика Н.В. Шайдуровой) проводится заключительное исследование показателей экспериментальной и контрольной групп младших школьников, осуществляется анализ полученных данных и их интерпретация [6, с. 10].
На основании данных, полученных на констатирующем этапе исследования, мы видим, что средние показатели развития экспериментальной и контрольной групп (11,7 баллов и 11,7 баллов соответственно), их распределение по уровням развития творческих способностей на этом этапе исследования практически совпадают.
На формирующем этапе исследования мы проводим комплекс учебно-воспитательных занятий по тематике «Изобразительное искусство и творчество» в экспериментальной группе; в контрольной группе занятия по этой тематике не проводятся.
На основании данных, полученных на контрольном этапе исследования, мы видим, что средние показатели развития экспериментальной и контрольной групп изменились (экспериментальная группа - 12,6 баллов и контрольная группа - 11,9 баллов).
В таблице 1 мы видим показатели динамики изменения среднего балла учащихся экспериментальной и контрольной групп на констатирующем и контрольном этапах исследования: в экспериментальной группе между
констатирующем и контрольным этапами исследования средний балл изменился с 11,7 до 12,6, т.е. на 7,7%, в контрольной группе средний балл изменился с 11,7 до 11,9, т.е. на 1,7%.
Таблица 1. Динамика изменения среднего балла учащихся экспериментальной и контрольной групп на констатирующем и контрольном этапах исследования.
Экспериментальная группа Контрольная группа
Констат. Контр. Динамика, % Констат. Контр. Динамика, %
Ср. балл 11,7 12,6 7,7 11,7 11,9 1,7
На рис. 1. мы видим графическое отображение показателей динамики изменения среднего балла учащихся экспериментальной и контрольной групп на констатирующем и контрольном этапах исследования.
7,7
■ Экспериментальная группа
■ Контрольная группа
Динамика изменения среднего балла, %
Рис. 1. Динамика изменения среднего балла учащихся экспериментальной и контрольной групп на констатирующем и контрольном этапах исследования.
В таблице 2 мы видим показатели динамики изменения распределения учащихся экспериментальной и контрольной групп по уровням развития творческих способностей на констатирующем и контрольном этапах
исследования: в экспериментальной группе между констатирующем и контрольным этапами исследования количество детей с удовлетворительными показателями 2-3 уровня выросло с 21 до 24, т.е. на 14,3%, количество детей с неудовлетворительными показателями 1 уровня упало с 9 до 6, т.е. на 33,3%; в контрольной группе между констатирующем и контрольным этапами исследования количество детей с удовлетворительными и удовлетворительными показателями уровней развития творческих способностей не изменилось.
Таблица 2. Динамика изменения распределения учащихся экспериментальной и контрольной групп по уровням развития творческих способностей на констатирующем и контрольном этапах исследования.
Экспериментальная группа Контрольная группа
Констат. Контр. Динамика, % Констат. Контр. Динамика, %
3 уровень (высокий) 6 12 100 6 6 0
2 уровень (средний) 15 12 -20 15 15 0
Удовлетв. результат 21 24 14,3 21 21 0
1 уровень (низкий) 9 6 -33,3 9 9 0
Неудов. результат 9 6 -33,3 9 9 0
На рис. 2. мы видим графическое отображение показателей динамики изменения распределения учащихся экспериментальной и контрольной групп по уровням развития творческих способностей на констатирующем и контрольном этапах исследования.
14,3
■ Экспериментальная группа
■ Контрольная группа
Рис. 3.2. Динамика изменения распределения учащихся экспериментальной и контрольной групп по уровням развития творческих способностей на констатирующем и контрольном этапах исследования.
Таким образом, процесс развития творческих способностей учащихся младших классов в условиях школьного обучения может быть эффективным, если реализовать педагогические условия, развивающие творческие способности этих учащихся.
Выводы.
Показатели динамики изменения распределения учащихся экспериментальной и контрольной групп по уровням развития творческих способностей на констатирующем и контрольном этапах исследования следующие: в экспериментальной группе между констатирующем и контрольным этапами исследования количество детей с удовлетворительными показателями 2-3 уровня выросло с 21 до 24, т.е. на 14,3%, количество детей с неудовлетворительными показателями 1 уровня упало с 9 до 6, т.е. на 33,3%; в контрольной группе между констатирующем и контрольным этапами исследования количество детей с удовлетворительными и удовлетворительными показателями уровней развития творческих
способностей не изменилось.
Итак, гипотеза исследования была доказана: процесс развития творческих способностей учащихся младших классов в условиях школьного обучения может быть эффективным, если реализовать педагогические условия, развивающие творческие способности этих учащихся.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Бакушинский, А.В. Художественное творчество и воспитание, опыт исследования на материале пространственных искусств [Текст] / А.В. Бакушинский. - М.: Владос, 2020. - 167 с;
2. Волгуснова, Е.А. Развитие творческого воображения у младших школьников в зависимости от условий обучения / Е.А. Волгуснова. -Шадринск: Шадринский дом печати, 2019. - 188 с;
3. Григорьева, Г.Г. Игра и обучение детей изобразительной деятельности [Текст] / Г.Г. Григорьева. - М.: АСТ, 2019. - 218 с;
4. Ефремов, В.И. Творческое воспитание и образование детей на базе ТРИЗ [Текст] / В.И. Ефремов. - Пенза: Уникон-ТРИЗ, 2017. - 118 с;
5. Игнатьев, Е.И. Психология изобразительной деятельности детей [Текст] / Е.И. Игнатьев. - М.: Педагогика, 2017. - 224 с;
6. Киреенко, В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности [Текст] / В.И. Киреенко. - М.: Владос, 2017. - 121 с;
7. Лук, А.Н. Мышление и творчество [Текст] / А.Н. Лук. - М.: Педагогика, 2021. - 119 с;
8. Пономарев, Я.А. Психология творчества [Текст] / Я.А. Пономарев. - М.: Наука, 2021. - 260 с;
9. Флерина, Е.А. Развитие детского изобразительного творчества под влиянием учебно-воспитательного руководства [Текст] / Е.А. Флерина. - М.: Педагогика, 2019. - 259 с;
10. Шмаков, С.А. Игры учащихся - феномен культуры [Текст] / С.А. Шмаков. - М.: Новая школа, 2019. - 239 с.
Tverdokhlebova E.Yu., Tarasova V.V.
Tverdokhlebova E.Yu.
Melitopol State University (Melitopol, Russia)
Scientific advisor: Tarasova V.V.
Melitopol State University (Melitopol, Russia)
DEVELOPMENT OF STUDENTS' CREATIVE ABILITIES AT VARIOUS STAGES OF LEARNING
Abstract: the article formulated the definitions of children's creativity, the development of creative abilities, younger schoolchildren, play, play form, educational and creative activity. In this paper, the interrelationships of the process of developing the creative abilities of elementary school students in school education and the use of game technologies to stimulate children's creative abilities were considered. A complex of educational classes on the subject of "Fine arts and creativity" was created.
Keywords: children creativity, abilities development, younger schoolchildren, play, creative activity.