Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ'

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
905
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Малеванова Е.В.

учитель изобразительного искусства, высшая категория, художник. МБОУ «СОШ№№ с УИОП имен Г.Панфилва», г.Анжеро-Судженск Российская федерация

В науке проблема развития художественных способностей всегда была одной из актуальных. Во все времена нужны были творческие личности, так как именно они определяют прогресс человечества. Проблема развития детского художественного творчества, художественных способностей ребенка приобретает все большее значение в настоящее время, когда усилия педагогов и психологов направлены на решение одной из важных задач современной системы образования - развитие всесторонней, гармонически развитой личности.

Наше время требует творческих, нестандартно мыслящих и действующих людей во благо развития личности и общества. То есть данная проблема не нова в плане ее постановки. Не нова она и в плане доказательства необходимости ее решения уже в младшем школьном возрасте.

Общеизвестное выражение С.В. Михалкова «Все начинается с детства» применимо в данном случае. Более того, игнорирование или формальный подход к решению проблемы творчества в детстве чреваты невосполнимыми потерями в развитии личности в последующие годы. Это объясняется тем, что младший школьный возраст сензитивен, наиболее благоприятен для развития не только образного мышления, но и воображения, составляющего основу художественной деятельности. Именно воображение - одно из психологических образований в младшем школьном возрасте. В последующие годы не складываются такие благоприятные возможности для его развития. Поэтому развитие художественных способностей -одна из главных задач школьного воспитания. В концепции школьного образования на этом сделан особый акцент. В настоящее время необходим широкий подход к проблеме, понимание ее как развитие творческих и художественных основ личности в разных сферах жизнедеятельности ребенка: в отношении его к миру природы, предметов, миру людей в отношении к себе.

Общепризнанна возможность художественного развития детей во всех видах деятельности, и в первую очередь в изобразительной деятельности.

Однако до сих пор проблема развития художественных способностей остается наименее изученной в теории и недостаточно представлена в практике воспитания детей. Это обусловлено сложностью данного явления, скрытостью механизмов. Философы, психологи, физиологи, искусствоведы, педагоги используют разнообразные методы познания этого явления. Однако данные очень скудные и во многом спорные.

Отсюда можно констатировать наличие определенных противоречий сложившихся в современной системе образования, между существованием понимания важности и необходимости развития художественных способностей детей младшего школьного возраста и недостаточной теоретической и прикладной разработанностью проблемы, отсутствием эффективных условий его развития.

Разрешению данных противоречии и решению проблемы развития художественных способностей детей младшего школьного возраста, посвящено наше исследование на тему: «Развитие художественных способностей детей в условиях студии декоративно-прикладного творчества».

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить условия развития художественных способностей детей в условиях студии декоративно-прикладного творчества.

Объект исследования: процесс развития художественных способностей детей младшего школьного возраста в условиях студии декоративно-прикладного творчества.

Предмет: условия развития художественных способностей младших школьников в условиях студии декоративно-прикладного творчества.

Гипотеза исследования: развитие художественных способностей младших школьников в условиях студии декоративно-прикладного творчества возможно, если:

-проводится диагностика развития художественных способностей детей;

- проводится работа по обогащению яркими впечатлениями детей через организацию общения ребенка с искусством и явлениями природы;

- организованно обучение изобразительной деятельности с использованием творческих заданий.

Исходя из цели и гипотезы исследования, были определены задачи исследования:

1. Изучить и проанализировать научную литературу по проблеме, определить особенности, этапы и условия развития художественных способностей младших школьников.

2. Выявить уровень развития художественных способностей младших школьников.

3. Определить эффективность условий развития художественных способностей детей младшего школьного возраста в условиях студии декоративно-прикладного творчества.

Для достижения цели исследования и решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретический анализ научной и методической литературы, наблюдение, беседа, тестирование, педагогический эксперимент.

Практическая значимость исследования заключается в разработке и внедрении условий развития художественных способностей младших школьников в условиях студии декоративно-прикладного творчества. Результаты исследования могут быть использованы в аналогичных образовательных системах.

На защиту выносятся: условия развития художественных способностей младших школьников в условиях студии декоративно-прикладного творчества: проведение диагностики развития художественных способностей детей, проведение работы по обогащению яркими впечатлениями детей через организацию общения ребенка с искусством и явлениями природы, организация обучения изобразительной деятельности с использованием творческих заданий.

Экспериментальная площадка: МОУ «Школа № 3» г. Анжеро-Судженска.

Одним из важных условий развития художественных способностей младших школьников является диагностика уровня их развития.

Исследование проводилось в МОУ «Школа № 3» г. Анжеро-Судженска.

В нем приняли участие группа детей младшего школьного возраста в количестве 15 человек. Диагностика проводилась на уроках изобразительной деятельности.

В оценивании за основу нами были взяты критерии оценки детского продуктивного художественного творчества разработанные Н.А. Ветлугиной [9, 128]. Это показатели, характеризующие отношения, интересы, способности детей; способы творческих действий; качество детской продукции.

Показатели, характеризующие отношения, интересы, способности.

1. Развитое творческое воображение, на основе которого преобразуется прошлый опыт.

2. Увлеченность, захваченность деятельностью.

3. Искренность, правдивость, непосредственность переживания.

4. Изменение мотивов деятельности, доставляющей детям удовольствие своими результатами.

5. Специальные художественные способности, позволяющие успешно решать творческие задания.

6. Возникновение потребности в творчестве.

Показатели творчества, характеризующие способы творческих действий.

1. Дополнения, изменения, вариации, преобразование уже знакомого материала, применение известного материала.

2. Самостоятельный поиск, пробы наилучшего решения задания.

3. Нахождение новых приемов решения.

4. Быстрота реакции, находчивость в действиях, хорошая ориентировка в новых условиях.

Показатели творчества, характеризующие качество продукции деятельности.

1. Нахождение адекватных средств для воплощения.

2. Индивидуальный «почерк» детской продукции, своеобразие манеры исполнения и характера выражения.

3. Соответствие детской продукции элементарным художественным требованиям.

Для изучения художественных способностей детей были использованы следующие методы:

1. Анализ рисунков младших школьников с учетом выделенных критериев и показателей.

2. Наблюдение за изобразительной деятельностью учащихся с учетом выделенных критериев и показателей.

3. Методика «Художник» (автор О.М. Дьяченко)

4. Методика «Волшебные кляксы» (автор О.М. Дьяченко)

Методики представлены в приложении 1.

При оценивании результатов мы опирались на уровни, выделенные Н.А. Ветлугиной

- высокий - выполняет сложные и оригинальные рисунки, достаточно хорошая вербализация, увлеченность, захваченность деятельностью, высоко развитые изобразительные умения и навыки, постоянно испытывает потребность в творчестве, осуществляет самостоятельный поиск средств, пробы наилучшего решения задания, быстрота реакции, находчивость в действиях, хорошая ориентировка в новых условиях, прослеживается индивидуальный «почерк» детской продукции.

- средний - выполняет простые и стандартные рисунки, наблюдается повтор, подбирает адекватные средства воплощения, увлеченность наблюдается периодически, поиск средств осуществляет с помощью взрослого, быстрота реакции, прослеживается индивидуальный «почерк» в работе.

- низкий - выполняет простые рисунки, не всегда подбирает адекватные средства, не наблюдается увлеченность деятельностью, индивидуальные почерк в работе не наблюдается, в работе не производит дополнения, изменения, вариации, преобразование уже знакомого материала, применение известного материала.

Анализ детских рисунков и результатов наблюдений за изобразительной деятельностью детей на основании вышеперечисленных критериев позволяет нам сделать следующие выводы. По критериям, характеризующим отношения, интересы и способностей детей из 15 детей у 2 выявлено наличие низкого уровня (13%) и у 11 среднего (87%). По критериям, характеризующим способы творческих действий, нами выявлено, что у 5 детей выявлено наличие низкого уровня (33%) и у 10 детей среднего (63%). По критериям, характеризующим качество продукции детской художественной деятельности нами было отмечено, что у 5 детей низкий уровень развития (33%) и у 10 средний уровень (63%). В целом, анализируя результаты деятельности детей можно отметить следующее, что многие дети в работе чаще всего стараются изображать стандартные ситуации, не многие вносят дополнения или делают изменения в изображенном. Чаще всего дети не осуществляют поиска новых приемов решения творческих заданий (изображение сюжета, использование цвета). Отсюда лишь у некоторых детей (Маша М., Юля Р., Игорь Г., Саша Ш., Ира К., Настя О, Ангелина К, Ян П, Никита Д.) наблюдается наличие индивидуального почерка в рисунках. В большинстве своем рисунки детей отличаются недостаточной грамотностью изображенного, отсутствием оригинальности.

В целом все дети приступают к работе увлеченно, испытывают определенную потребность в осуществлении этой деятельности. В процессе рисования мы наблюдали наличие искренних переживаний детей вызванных содержанием рисунков. Но вместе с тем, у некоторых детей наблюдалось наличие некоторых ограничений в рисовании, многие не способны выйти за существующие стандарты изображения, не способны опираться и изображать свои прошлый опыт, у 2 детей наблюдалось отсутствие потребности в творчестве. Эти дети просто отказывались заниматься рисованием.

По итогам проведения методики «Художник», которая предполагает осуществление пририсовку к фигурам для получения предметного изображения мы получили, что 5 детей - 33% оценены в 1 балл и остальные в 2 балла. 1 баллом оцениваются стереотипные рисунки, в 2 балла простые стандартные рисунки с повторами.

При проведении методики «Волшебные кляксы», где детям предлагалось 6 листов бумаги с чернильными пятнами. Каждый предмет оценивался в 1 балл. Из 15 детей 11 детей получили 4 балла - 67 %, остальные 5 балов - 33%.

Результаты исследования по отдельным критериям представлены в таблице 1 и приложении 1, где представлены рисунки детей.

Таким образом, обобщая все выше сказанное можно отметить, что в группе количество детей с низким уровнем развития художественных способностей составляет около 33 % у остальных выявлен средний уровень развития, что составляет 67%.

Таблица 1.

Результаты исследования на констатирующем этапе_

Имя 1 критерий 2 критерий 3 критерий

1. Маша М. средний средний средний

Развитие художественных способностей идет через развитие активности, и чем раньше начинать этот процесс, тем лучше. Несомненно, занятие искусством оказывает обучающее и эмоциональное воздействие. Очень важно увидеть, насколько это воздействие оказывается глубоким и продолжительным.

Существует мнение, что занятия рисованием способствуют эффективному развитию детей. Радость приобщения к миру прекрасного, миру искусства раскрывает творческий потенциал, способствует самовыражению. Обстановка положительных эмоций, безусловно, оказывает сопутствующее воздействие на ход лечения больных детей, страдающих нарушением в физическом развитии.

В работе с детьми на занятиях рисования существует реальная возможность приблизить их к решению проблемы «самовыражения» через образ, цвет, графическую гармонию. Эти занятия в первую очередь улучшают эмоциональное состояние.

Развивать художественные способности — это развивать:

•творческое отношение и мышление;

• зрительную память и эмоциональность;

• целенаправленность и природную чувствительность;

• сенсомоторные свойства руки.

Занятия рисованием развивают творческий подход к цветовому решению, обращаю внимание ребят на влияние и взаимодействие формы и линии. Необходимо развивать восприятие цвета и формы, наблюдая красоту цветовых и линейных отношений в природе и искусстве.

Можно объяснить и показать на примерах, что цвет и линия могут радовать и отпугивать, вызывать чувство покоя и тревоги, нежности и раздражения. Иногда рисунки помогают врачам и психологам школы понять душевное состояние ребенка.

Учитывая результаты нашей исследовательской деятельности, нами была реализована программа формирующего эксперимента на базе школы № 3.

В реализации программы принимали участие все дети подгруппы.

Основу нашей работы составляла разработка программы студии декоративно-прикладного творчества «Изобразительный язык». Занятия проводились по одному разу в неделю. Работа состояла из трех основных блоков, предусматривающих:

1. Развитие изобразительных и творческих способностей учащихся, путем освоения азбуки и грамматики изобразительного языка. В начальных классах лучше использовать вспомогательные геометрические системы узлов: квадратные, прямоугольные, треугольные, ромбические, параллелограмматические в изучении орнаментальных структур, графического и пластического формообразования, цветоведения, композиции, комбинаторики абстрактных и стилизованных характеристик;

2. Изучение конструктивно-пластических и пространственных структур, методов организации построения и анализа изображения с натуры, используя природу зрительного восприятия и трансформацию трехмерного пространства воспринимаемой натуры в двухмерное, исходя из характера изобразительной плоскости.

3. Освоение закономерности формообразования в природе, науке, технике, искусстве, природу мировосприятия, мироощущения, мировоззрения и по мере изучения учебного материала приобщать учащихся к творческой деятельности в изобразительных жанрах, в области дизайна, транспортных средств, визуальной коммуникации и др.

Цель программы: развитие творческого мышления и воображения, чувствительности, гибкости и оригинальности, способности анализировать и синтезировать идеи; формирование способности понимать предметы и явления, устанавливать логические связи.

Задачи:

- организация творческой деятельности, способствующей развитию творческого мышления и воображения;

- организация развивающих воздействий с использованием методов изотерапии;

- развитие мелкой моторики, пространственной ориентации, координации движений, увеличение объема зрительного восприятия;

- развитие конструктивных способов взаимодействия в детском коллективе.

Основное содержание занятий подразделялось на два блока:

- задания репродуктивного вида с поисковыми и творческими элементами: изобразительная деятельность (элементы ТРИЗа: монотопия, пальцеграфия, волшебные краски, ладонная живопись), конструирование из бумаги (работа в технике мятая бумага);

- задания творческого вида.

Содержание используемых заданий постепенно усложнялось. Выбор тематики был обусловлен индивидуальными особенностями детей и уровнем развития изобразительных навыков. При отражении действительности выбирались такие явления, которые давали возможность вызвать у детей эмоциональное отношение к образу и увидеть в самой действительности ее выразительные эстетические стороны. Многие темы были связаны с изображением различных времен года, другие задания на сравнении различного колорита одного и того же явления.

Основу данной программы составляли творческие задания, поскольку через творческие задания идет развитие:

• самостоятельности и активизации инициативы в процессе мышления;

• настойчивости и последовательности в работе;

• наблюдательности; .

• способности выразить в рисунке свою мысль;

• умения мыслить оригинально и интуитивно;

• эстетического вкуса.

На занятиях нами использовались задания: изготовление картинки в технике палцеграфия «Петушок», изготовление волшебных красок, техника «Волшебные витражи».

Для повышения качества рисования необходимо было возбудить у детей эмоциональное творческое отношение, вызвать радостное ожидание интересной работы и возможности продемонстрировать свою точку зрения, показать свое «Я». Для этого использовались в работе таблицы, что помогало более полно раскрыть тему, а книги (из личной библиотеки) позволяли провести мини-экскурсии от реализма до беспредметного искусства. Это расширяло у ребят представление о возможностях выражения своих чувств на бумаге, потребности творчески подходить к изображению через свое мировосприятие, вложив в произведение мастерство и душу.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В приложении 2 дается перечень художественно-творческих заданий используемых в работе и конспекты занятий.

В течение нашего эксперимента нами была проведена работа предполагающая организацию целенаправленного показа произведений изобразительного искусства, позволяющая обогатить содержательную сторону образа детских рисунков, расширить тематику, способствующее нахождению детьми различных способов воплощения замысла. При выборе произведений искусства мы ориентировались на ряд требований:

- произведение должно быть реалистичным и высокохудожественным;

- по своей тематике произведения искусства должны быть близки и понятны детям;

- подбор произведений содействует нахождению и обогащению способов передачи детьми в рисунках своих замыслов;

- доступно по сюжету.

Основным материалом в экспериментальной работе явились иллюстрации к детским книгам. Это было обусловлено специфическими особенностями детской книжной графики, ее эмоциональностью, предметностью, конкретностью, доступностью графических средств (рисунки Е. Рачева, В. Лебедева, В. Канашевича, Е. Чарушина, Н. Мунца). Кроме того, нами организовано рассматривание репродукции знаменитых произведений (Васнецова, Перова, Шишкина). При восприятии картин для правильного понимания детьми взаимоотношений между персонажами нами проводились беседы. Особенно важное значение, приобретали опорные вопросы, в которых давалась ориентировка как на содержание, так и средства выражения. Дополнительно к вопросам нами читались стихотворения или отрывки из литературных произведений, подчеркивающие выразительность того или иного наглядного образа.

Таким образом, рассматривание каждой иллюстрации проходило в три этапа:

- усвоение содержания картины;

- дается развернутый анализ средств;

- педагог своими вопросами к детям соотносить воспринятое на картине с той задачей, которая стоит перед ребенком.

При рассмотрении иллюстрации путем сопоставления картинок мы стремились показать детям, как можно использовать разнообразные средства выражения (форма, колорит, композиция). Например, показать, как меняется цвет снега в разное время дня, года, как можно изобразить пасмурный или солнечный день.

Показ иллюстрации давал возможность дать большую детализацию в описании внешнего облика героев, назвать особенности одежды, лица или фигуры, попытаться передать характер героя. Это позволяло нам помочь ребенку обратить внимание на то, как тот или иной образ будет выражаться.

В процессе показа картин мы учитывали впечатления, которые дети получали от окружающей жизни. Обогащение этих впечатлений проходило за счет организации нами разнообразных наблюдений в природе, чтении произведений художественной литературы и прослушивание музыкальных произведений. Часто творческий изобразительный процесс сопровождался музыкальными произведениями А. Вивальди, Шопена, Штрауса, П.Чайковского.

Перечень использованных музыкальных произведений и произведений художественной литературы представлен в приложении 2.

Перечень наблюдений и конспекты представлены в приложении 2.

Взаимодействие различных видов художественной деятельности (рисование, музыка, художественное слово) создавало на занятиях атмосферу радости, эмоционального отношения к изображаемому. Это выражалось в том, что дети восклицали от удивления при появлении на листе штрихов, радостно сообщали о том, что у них получилось.

С целью определения результатов проведенной нами работы нами было организованно повторная диагностика

По критерию отношения, интересы и способности детей на контрольном этапе исследования из 15 детей у 7 был выявлен высокий уровень (47%), у 8 средний (53%). По критерию, характеризующий способы творческих действий у 7 выявлен высокий уровень (47%), у 8 средний (53%). По критерию, характеризующий качество продукции выявлено, что у 6 детей высокий уровень (40%), у 9 детей средний уровень (60%). Таким образом, мы констатируем наличие позитивной динамики в проявлении творчества детей в изобразительной деятельности. В группе около 45 % детей достигли высокого уровня, чего не было на констатирующем этапе и около 55 % достигли среднего уровня развития.

В подтверждении полученных результатов можно отметить следующее. В процессе занятий дети стали более точно и тонко воспринимать форму, цвет, ритм, симметрию в окружающей действительности. В замыслах детей на темы из окружающей действительности появляются уже такие сравнения, которые могут свидетельствовать о некоторых элементах художественного восприятия действительности. Ни в одном из случаев в рисунках детей не наблюдалось прямого копирования, расширилась тематика. В детских рисунках мы видели разнообразно отраженные собственные наблюдения детей из окружающей действительности.

В рисунках стало находить отражение то, что особенно запомнилось и взволновало ребенка. Анализ рисунков показывает, что у детей появился сознательный поиск средств изображения. Так, в заданиях на решение колористической задачи использование иллюстративного материала дало возможность детям сознательно подходить к выбору и согласованию цвета в собственных решениях, в заданиях на передачу характера и образа. По рисункам видно, что у детей возникает отношение к создаваемым образам, дается их разнообразная характеристика, показываются их переживания, выраженные изобразительными средствами. Сам процесс создания рисунка отличается увлеченностью, желанием до конца нарисовать рисунок. Многие дети, не закончив рисунок на занятии, просили его закончить вечером. Заметно, что у детей появилась высокая требовательность к себе, связанная с самокритичностью. В изображении разнообразных образов дети стали использовать различные способы в передаче своего замысла. Это

выражалось в том, что под влиянием нашей работы в образах рисунков передавался характер героя через позы, жесты, движения (рисунки детей представлены в приложении 4).

При проведении методики «Художник» мы получили, что 6 - 40 % детей получили 3 балла, они изображали сложные и оригинальные рисунки при этом наблюдалась достаточно хорошая вербализация. Остальные получили 2 балла - 60 %.

При проведении методики «Волшебные кляксы» 7 детей получили 6 баллов - 47%. Они смогли охарактеризовать все шесть карточек, при этом характеристики были полными и оригинальными. Остальные получили 5 баллов - 53 %.

Обобщая результаты исследования, мы отмечаем, что у всех детей наблюдается повышение уровня развития художественных способностей. Ранее у 33 % детей выявлен низкий уровень, 67 % средний. При повторном исследовании 47 % высокий уровень и 53 % средний. Продукты изобразительной деятельности по содержанию, использованию средств можно характеризовать как творческие, что служит основанием для подтверждения выдвинутой гипотезы.

Таблица 2.

Результаты исследования на контрольном этапе эксперимента_

имя 1 критерий 2 критерий 3 критерий

1. Маша М. высокий высокий высокий

Список литературы

1. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. / А.Г. Асмолов- М.; 2014.

2. Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание./ А.В. Бакушинский - М., Новая Москва, 2010.

3. Венгер Л.А. Педагогика способностей./ Л.А. Венгер - М., 2013.

4. Введение в психологию /Под ред. А.В. Петровского. - М., 1997.

5. Выготский Л.С. Психология искусства. / Л.С. Выготский- М., 1968.

6. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности./ Г.Г. Григорьева- М., 2009.

7. Гусакова М.А. Аппликация./ М.А. Гусакова - М., 1988.

8. Давидчук А.Н. Развитие у дошкольника конструктивного творчества./ А.Н. Давидчук- М., 2010.

9. Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника./ О.М. Дьяченко- М.. 1966.

10. Данюшевская Т.И. Развитие восприятия отношений светлоты и величины у детей дошкольного возраста/ Т.И. Данюшевская // Вопросы психологии. - 2008. - №4. - с.112-127.

11. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей./ Е.И. Игнатьев- М., 1961.

12. Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность младших дошкольников. / Т.Г. Казакова- М., 2010.

13. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество./ Т.С. Комарова - М., 1990.

14. Кириенко В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности. / В.И. Кириенко- М., 2011.

15. Мелик - Пашаева А.А. Педагогика искусства и творческих способностей./ А.А. Мелик - Пашаева - М.: Искусство, 1981.

16. Николаева Е.И Психология детского творчества./ Е.И. Николаева - СПб.: Речь, 2009.

17. Одаренность и возраст. Развитие творческого потенциала одаренных детей. Уч. Пособие / Под ред. А.М. Матюшкина. - М.: Издательство Московского психолого-социального института: Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004.

18. Обухова Л.Ф. Возрастная психология./ Л.Ф. Обухова- М., 1996.

19. Полонская М.А. Изобразительное искусство в школе - творчество или ремесло?/ М.А. Полонская // Изобразительное искусство в школе. - 2014- №4 - с. 44-47

20. Пилипенко Ю.А. Развитие художественного восприятии школьников средствами скульптуры и художественной керамики/ Ю.А. Пилипенко // Изобразительное искусство в школе. - 2014 - №3 - с. 6065

21. Пакша Л.М. Как сделать урок изобразительного искусства интересным/ Л.М. Пакша // Искусство в школе.- 2006 - №3 - с 18-21.

22. Рожкова Е.Е. Изобразительное искусство в начальной школе: Из опыта работы учителя./ Е.Е. Рожкова - М.: Просвещение, 2013.

23. Сталь М.Г. Развитие способности к самовыражению на уроках изобразительного искусства./ М.Г. Сталь // Изобразительное искусство в школе. - 2005- №3 - с. 65-69.

24. Сакулина Н.П. Рисование в дошкольном детстве./ Н.П. Саккулина- М., 1965.

25. Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду./ Н.П. Саккулина -М., 1982.

26. Сенсорное воспитание в детском саду/Под ред. Н.П. Саккулиной, Н.Н. Поддьякова. - М., 1969.

27. Усова А.П. Русское народное творчество в детском саду./ Усова А.П. - М., 1961.

28. Флерина Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста./ Е.А. Флерина - М., 2012.

29. Шубинский В.С. Педагогика творчества учащихся./ В.С. Шубинский- М.: Знание, 1998.

30. Художественное творчество и ребенок/Под ред. Н.А. Ветлугиной. - М., 1986.

31. Яковлева Е.Л. Методические рекомендации учителям по развитию творческого потенциала учащихся. / Под ред. Панова В.И.. М.: Молодая гвардия. 1997 г.

Заключение

Перед современной системой образования стоит огромное количество разнообразных задач. Для успешного решения их большое значение имеет развитие художественных способностей, детской активности и самостоятельности. Знакомство с произведениями искусства, занятия различными видами художественной деятельности создают для развития способностей детей, особенно благоприятные условия. Но несмотря на это в науке до сих пор недостаточно разработана проблема использования эффективных условий, средств, методов и приемов в развитии способностей детей.

Понимая важность и актуальность данной проблемы для современной образовательной практики мы обратились к ее исследованию. В первой главе нашего теоретического исследования мы дали подробную характеристику творческому процессу и выделили особенности развития художнственных способностей в младшем школьном возрасте. Анализ работ Г.Г. Григорьевой, Е.И. Николаевой позволил выделить факторы и условия, способствующие развитию способностей детей в изобразительной деятельности.

Проведенные нами теоретические исследования послужили основой для организации экспериментальных исследовании с детьми младшего школьного возраста на базе школы № 3.

Анализ рисунков детей, наблюдения в процессе работы, проведение заданий показал, что у многих детей уровень развития недостаточно высок. На основании полученных результатов нами была проведена развивающая работа. Основу нашей работы составляла разработка программы студии декоративно-прикладного творчества «Изобразительный язык». Занятия проводились по одному разу в неделю. На каждом занятии мы организовали изобразительную деятельность детей с соблюдением ряда условий:

- обогащения детей яркими впечатлениями через организацию общения ребенка с искусством и явлений природы;

-организации обучения изобразительной деятельности с использованием творческих заданий.

Проведенная нами работа позволила получить позитивные результаты. Возросло количество детей с высоким и средним уровнем (на контрольном этапе - 47 % и 53%) развития художественных способностей по всем показателям. Полученные данные служат основанием для подтверждения выдвинутой гипотезы.

Перспективы дальнейших исследований мы видим в определении и апробации условий развития творчества в самостоятельной изобразительной деятельности детей.

2.2. Развитие художественных способностей младших школьников в условиях студии декоративно-прикладного творчества

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.