Научная статья на тему 'Рисование в музее: история, теория, практика (на примере работы изостудии Эрмитажа и центра музейной педагогики Русского музея)'

Рисование в музее: история, теория, практика (на примере работы изостудии Эрмитажа и центра музейной педагогики Русского музея) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
544
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РИСОВАНИЕ / ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ РИСОВАНИЮ / ИЗОСТУДИЯ ПРИ МУЗЕЕ / ИЗОСТУДИИ ШКОЛЬНОГО ЦЕНТРА ЭРМИТАЖА / ЦЕНТР МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ РУССКОГО МУЗЕЯ / DRAWING / ART AND CREATIVE DEVELOPMENT / A TECHNIQUE OF TRAINING IN DRAWING / EXISTENTIAL COMMUNICATION / CULTUROLOGY / A FINE ART STUDIO AT A MUSEUM / THE FINE ART STUDIO OF THE SCHOOL CENTRE OF THE HERMITAGE / THE CENTRE OF MUSEUM PEDAGOGY OF THE RUSSIAN MUSEUM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Забулионите А. -к И., Туминская О. А.

Развитие научных или творческих способностей, как и любых других, возможно лишь в процессе усвоения и практического применения специальных знаний, умений и навыков. Обучение и воспитание являются решающим фактором в формировании творческих способностей, таких их свойств, как творческое воображение и мышление, наблюдательность и зрительная память, эстетический вкус, трудолюбие и волевые качества. Когда сегодня говорят о поисках талантов, то правильно было бы думать об их формировании. Есть полное основание полагать, что решающим фактором, от которого зависит проявление и развитие способностей к художественной деятельности, является именно методика организации творческих занятий и обучения. Предлагаемая проблема для научной дискуссии в кругу специалистов-практиков как педагогов, так и музейных работников занятия рисованием в студиях изобразительного искусства в художественном музее.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DRAWING IN THE MUSEUM: THEORY AND PRACTICE IN THE CONTEXT OF MODERN TIMES (THROUGH THE EXAMPLE OF THE HERMITAGE ART STUDIO AND THE CENTER OF MUSEUM PEDAGOGY OF THE RUSSIAN MUSEUM)

The paper examines the methods of developing creative abilities and skills in children engaged in fine arts. The development of such abilities is possible only in the process of mastering and applying special knowledge, skills and abilities. Practice is the key factor in the formation of creative abilities, such as creative imagination and thinking, observation and visual memory, aesthetic taste, diligence and willpower. The author analyses the methods of organizing creative lessons and training developed at the Hermitage Art Studio, the complex and versatile activities of the Centre of Museum Pedagogy of the Russian Museum and argues that fundamental principles require reflection in the changing dynamic situation of modern culture. A museum is considered as a special space of culture a space of dialogue and existential encounter of the modern man with the historical exposition and contemporary art.

Текст научной работы на тему «Рисование в музее: история, теория, практика (на примере работы изостудии Эрмитажа и центра музейной педагогики Русского музея)»

А.-К. И. Забулионите, О. А. Туминская

рисование в музее: история, теория, практика (на примере работы изостудии эрмитажа и центра музейной

педагогики русского музея)

Развитие научных или творческих способностей, как и любых других, возможно лишь в процессе усвоения и практического применения специальных знаний, умений и навыков. Обучение и воспитание являются решающим фактором в формировании творческих способностей, таких их свойств, как творческое воображение и мышление, наблюдательность и зрительная память, эстетический вкус, трудолюбие и волевые качества. Когда сегодня говорят о поисках талантов, то правильно было бы думать об их формировании. Есть полное основание полагать, что решающим фактором, от которого зависит проявление и развитие способностей к художественной деятельности, является именно методика организации творческих занятий и обучения. Предлагаемая проблема для научной дискуссии в кругу специалистов-практиков как педагогов, так и музейных работников — занятия рисованием в студиях изобразительного искусства в художественном музее.

ключевые слова: рисование, художественно-творческое развитие, методика обучения рисованию, изостудия при музее, изостудии Школьного центра Эрмитажа, центр музейной педагогики Русского музея.

A.-K. Zabulionite, O. Tuminskaya DRAwiNG iN THE MusEuM: THEoRY AND pRACTIcE IN THE coNTExT

of modern times (through the example of the hermitage art studio and the center of museum pedagogy of the Russian museum)

The paper examines the methods of developing creative abilities and skills in children engaged in fine arts. The development of such abilities is possible only in the process of mastering and applying special knowledge, skills and abilities. Practice is the key factor in the formation of creative abilities, such as creative imagination and thinking, observation and visual memory, aesthetic taste, diligence and willpower. The author analyses the methods of organising creative lessons and training developed at the Hermitage Art Studio, the complex and versatile activities of the Centre of Museum Pedagogy of the Russian Museum and argues that fundamental principles require reflection in the changing dynamic situation of modern culture. A museum is considered as a special space of culture — a space of dialogue and existential encounter of the modern man with the historical exposition and contemporary art.

Keywords: drawing, art and creative development, a technique of training in drawing, existential communication, culturology, a fine art studio at a museum, the Fine Art Studio of the School Centre of the Hermitage, the Centre of Museum Pedagogy of the Russian Museum.

способность обнаруживается только в деятельности, в процессе специального обучения рисунку и живописи. пока не начата такая педагогическая работа, пока ученик не сделал первые шаги в учебе, невозможно судить о его способностях. проявляясь в конкретной

деятельности, способности в ней же развиваются, формируются.

психолого-физиологические задатки ведут к развитию определенных способностей лишь в процессе учебы, труда, при наличии благоприятных условий. природные задатки,

на основании которых можно развивать художественные способности, встречаются у всех людей. Каждый человек может оказаться с дарованием в одной или нескольких областях деятельности, если правильно определить его склонности и развивать их в процессе обучения, каждый человек носит в себе задатки художника и при условии более внимательного отношения к его возможностям эти задатки могут быть развиты в способность к определенной деятельности.

Изостудия в Эрмитаже

Следует указать на еще более узкий аспект приучения ребенка к творчеству — занятия в студии изобразительного искусства при художественном музее. Изостудия Эрмитажа — старейшая музейная изостудия в России. В Ленинграде впервые Изостудия в Эрмитаже появилась в 1957 г. Ее открывателем явился художник-педагог К. А. Кор-дабовский. В разные годы изостудией руководили талантливые художники и опытные педагоги Д. И. Мамонов, О. Л. Некрасова-Каратеева. Уникальная программа обучения включает в себя выполнение творческих заданий, развивающих художественные способности, а также знакомство с шедеврами изобразительного искусства из коллекции музея. В музее проводятся выставка «Мы рисуем в Эрмитаже» и ежегодная отчетная выставка детского творчества, которые курирует нынешний руководитель Изостудии Б. К. Кравчунас [3].

О. Л. Некрасова-Каратеева, руководившая детской Изостудией в течение 1964-1976 гг., составила программы по обучению детей изобразительному искусству, совмещая творческие практические задания с рассказом о произведениях искусства на экспозиции. Именно такой взаимосвязанный подход нашел свое подтверждение практикой. Также педагог О. Л. Некрасова-Каратеева дифференцировала детские группы по возрастному признаку, составила обучающие программы для каждой возрастной группы детей, ввела в практику тесное сотрудничество с родите-

лями. Впервые стали проводиться праздники студии «Маскарад» и ежегодные выставки «Мы рисуем в Эрмитаже».

Нецветная фотография из Центрального архива кинофотодокументов Санкт-Петербурга демонстрирует проведение занятия Ольгой Леонидовной в Павильонном зале Эрмитажа для детей младшего школьного возраста.

Рис. 1. Изостудия для детей младшего возраста. Руководитель изостудии О. Л. Некрасова-Каратеева с группой детей за осмотром экспонатов музея.

1970-е гг.

Автор снимка: В. А. Никитин. ЦГАККФД СПб.

№ Ар 170901

В 1987 г. О. Л. Некрасовой-Каратеевой была защищена кандидатская диссертация «Педагогические условия художественного воспитания детей младшего школьного возраста в ИЗОстудии при музее» [6], что позволило обозначить проблему воспитания детей искусством посредством обучения изобразительном творчеству в стенах художествен-

ного музея как исследовательскую, новаторскую, требующую внимания как со стороны государства, так и со стороны школы и родителей. Благодаря теоретическим знаниям и практическому художественному и педагогическому опыту О. Л. Некрасовой-Кара-теевой детский рисунок впервые стал рассматриваться как аналог художественного произведения, хотя в кругу искусствоведов такой вопрос остается дискуссионным. Поставленная проблема требовала доказательства и спустя годы сосредоточенной работы ученым была защищена докторская диссертация, в которой автор подытожила ряд выводов о необходимости обучения детей искусству в художественном музее. Эта новаторская тема и сейчас не менее актуальна, ибо имеет целый спектр различных подходов. Авторские программы по обучению изобразительному искусству детей находят новые методические приемы, но магистральная линия была определена в научном труде О. Л. Некрасовой-Каратеевой в 2006 г. [7]

В истории российской (советской и постсоветской) искусствоведческой науки ученому сообществу в числе первых предъявлена работа по изучению истории искусства средствами детского творчества. Изучение детского рисования прежде всего с искусствоведческой, творческой, изобразительной деятельности рассматривается впервые. О. Л. Некрасова-Каратеева как художник, искусствовед и педагог-практик смогла обобщить свой опыт и опыт своих предшественников для выстраивания стройной системы развития ребенка средствами изобразительного творчества в пространстве музейной изостудии. В ее исследовании детский рисунок предстает и частью педагогического исследовательского поля, но такой ракурс вторичен. Главное внимание уделено рисованию ребенка как эволюционному процессу развития общечеловеческого стремления отозваться на происходящие процессы в мире и обществе. Вместе с тем детское рисование — это своеобразная вербализация тех скрытых

процессов сознания и психики, которые происходят с маленьким человеком в процессе его взросления. Ни один тест, ни одна проверка, ни один экзамен не выявят сложности внутренних процессов ребенка, как может показать его творческая деятельность. В силу возраста и эмоциональной отзывчивости ребенок откликается на все явления во внешнем мире и в его внутренней личной жизни, но с разной долей откровения. Наполнение маленького человека огромными знаниями цивилизации возможно лишь при непосредственном длительном, доброжелательном контакте. Наилучший способ — создание возможностей для творческого развития, в которых незаметно ребенок раскроется так, как ни в каких других специально созданных лабораторных условиях. Студии творческого развития — идеальное место для полноценного гармоничного развития детской души, сердца, ума, глаз и рук. В процессе изобразительной деятельности маленький человек незаметно получает все те важные знания, которыми обладают его взрослые учителя, но их он воспринимает в соответствии со своим темпом взросления. Научение рисованию — задача важная и действенная для студии детского творчества, но вторичная по отношению к студии рисования музейного пространства. Воспитание чувств — вот главная задача для развития творческих отношений в процессе занятий творчеством в условиях музейной студии рисования.

Педагогическая деятельность Ольги Леонидовны на ниве художественного образования сочетает в себе три направления: научно-искусствоведческое, научно-педагогическое и творческое, оправдывая свое название синтезом двух (и более) областей профессиональной деятельности автора — она художник, педагог и искусствовед. Главные герои О. Л. Некрасовой-Каратеевой — пишущие и публикуемые авторы, они сами в своих трудах отвечают на поставленные вопросы, и потому следует целиком и полностью, доверяя их текстам, донести до читателей главные

мысли, которые могут быть интересны широкому кругу заинтересованной публики.

Основные принципы обучения рисованию в художественном музее соотнесены с принципами обучения изобразительному искусству в общеобразовательной школе.

программа «Изобразительное искусство и художественный труд» [2] разработана как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств: изобразительных — живопись, графика, скульптура; конструктивных — архитектура, дизайн; различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства — традиционного крестьянского и народных промыслов, а также постижение роли художника в синтетических искусствах — экранных и театре.

Изучение такого многообразия искусства, необходимого для современного образования, возможно только благодаря выделению четких основ. прежде всего это триада художественной деятельности как системообразующая основа программы:

— изобразительная художественная деятельность;

— декоративная художественная деятельность;

— конструктивная художественная деятельность.

Эти виды художественной деятельности помогают понять роль искусства в жизни людей: в организации среды, в которой мы живем, окружающего предметного мира; в организации форм общения между людьми; в формировании человеком своего видения мира и своих чувств, своего отношения к окружающей реальности, своих представлений о прекрасном и безобразном.

1. Принцип целостности. Он предполагает разработку системы введения в художественную культуру на единой основе. Согласно этому принципу система обучения строится на единстве преподавания всех художественных дисциплин: живописи, графики, скульптуры, архитектуры и декоративно-

прикладного искусства. Самым важным в этой целостности является опора на традиционные основы мировосприятия авторов той или иной концепции. Например, важно постичь разницу между народным искусством и академическим, между изображением на заказ, по воле правителя или в угоду времени и на основе своих душевных влияний. Тогда примитивизм и академизм будут более понятны детям.

поиск необходимых изобразительных средств исходит от постановки исполнительской задачи. Конечно, детям труднее писать, чем рисовать, но при правильно поставленном педагогическом влиянии вскоре каждый ребенок в изостудии начинает не просто раскрашивать предметы, но учиться именно «писать» красками.

2. Принцип «от жизни через искусство к жизни». Этот принцип постоянства связи искусства с жизнью предусматривает широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности по каждой теме. Исходя из впечатлений детей, наблюдение и переживание окружающей реальности выражается в их отзывах, а также раскрывается способность осознания своих собственных переживаний, своего внутреннего мира. Эти качества являются важными условиями освоения детьми материала по занятиям в Изостудии. Важная цель обучения — духовное развитие личности, то есть формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.

3. Принцип целостности и неспешности освоения материала каждой темы. последовательность в изучении материала опирается на постепенное раскрытие тем и сюжетов. предполагается единая линия разговора с детьми. Например, ранние занятия посвящены изучению античного наследия, более поздние (для подготовленных учащихся) опираются на экспозицию старых мастеров (Ветхий и Новый Завет). последовательность в освоении сюжетов раскрывает историю

искусства и историю отношения мастера к действительности и предполагает историю личных взаимоотношений ребенка с сюжетами по искусству. Предложенные в программе задания являются наглядным выражением каждой поставленной задачи и способствуют успешному ее решению.

Однако учитель не ограничен в творческом поиске собственного решения указанной темы и, учитывая условия региона, характер класса, свои пристрастия, может предлагать свои задания. При этом всякое изучаемое явление и в искусстве, и в жизни должно рассматриваться в наиболее ярком, полном и наглядном своем проявлении.

4. Принцип единства восприятия и созидания. Труд восприятия произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей. Творческий характер имеет и практическая художественная деятельность ученика (выступает в роли художника), и деятельность по восприятию искусства (выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры). На каждом уроке восприятие произведений искусства и практические творческие задания, подчиненные общей задаче, создают условия для глубокого осознания и переживания предложенной темы. По возможности в занятия по изобразительному искусству вводятся театральные сценки, чтение стихов, слушание музыки и рассказывание своих сочинений. Данная подготовка ведет к улучшению психологического климата в детском коллективе и умению выражать свою точку зрения.

5. Проживание как форма обучения и форма освоения художественного опыта — условие постижения искусства.

Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие

искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.

Переживание сюжета произведения и восприятие уникальности изображенного в картине или скульптуре (а мы имеем дело с великими шедеврами в залах Эрмитажа!) опирается на эмоционально-ценностный, чувственный опыт ребенка. Его переживания сравниваются с выраженными в картинах. Тайну шедевра можно постичь только через собственное переживание — проживание художественного образа.

6. Развитие художественно-образного мышления, художественного переживания ведет к жесткому отказу от выполнения заданий по схемам, образцам, по заданному стереотипу.

Развитие художественного мышления строится на единстве двух его основ: наблюдательность и фантазия. Наблюдательность имеет отношение к реализму, фантазия — к другим стилям (символизм, модерн, формализм, импрессионизм). Третье качество, вырабатываемое при систематическом проведении занятий в залах музея и специальной Изостудии при художественном музее, — формирование исторических знаний, то есть постижение стиля историзм.

В диссертации указано, что «семантика детского рисования заключается не только в изображаемых образах, но и в символическом значении его формальных элементов. Так, например:

— формат, избираемый ребенком, диктует условия смыслового и композиционного порядка, определяет рисуночное пространство и внутреннюю систему связей, обусловливает возможность зримого представления художественных образов;

— изобразительная форма решается ребенком как схематичная формула функционально-образной выразительности объекта; детский рисунок метафоричен, и в качестве

средства выражения метафоры используется образная деформация;

— "детская перспектива" возникает как особая "транскрипция" изображения на плоскости объемно-пространственного мира; она соответствует памяти движения и жизнепониманию ребенка и меняется в соответствии с возрастной психологией;

— сюжетная композиция — своего рода "разворот" изображения события в пространстве и во времени;

— цвет в детском рисунке — носитель условной информации — имеет номинативный (назывательный) и выразительный (эмоционально-ассоциативный) характер; дети естественным образом соотносят семантические архетипические универсалии цвета и субъективные природно-ассоциативные значения избираемых для рисования цветов; цвет — главное средство представления детских фантазий;

— свет-тень в рисунках маленьких детей является категорией "свечения" (светонос-ности), а в композициях и в рисунках с натуры у старших детей — категорией "освещенности";

— фактура используется как изображение фактуры природных поверхностей и как выразительная фактура рисуночной поверхности для уточнения художественного образа;

— живописно-пластические свойства рисующих материалов используются детьми для выразительности художественного образа.

Развитие художественного мышления строится на единстве двух его основ:

— наблюдательности, умения вглядываться в явления жизни;

— фантазии, то есть способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности» [7, с. 22].

обучение рисованию в Русском музее

Р. А. Гельман выступает с идеей организации выставок детского творчества в музее. Ее заслуга заключается в проведении экскурсионной работы с детьми разных возрастов

на экспозиции и представлении программы работы Школьного кабинета в Государственном Русском музее [4].

В 1990 г. создан Научно-практический центр по проблемам музейной педагогики при Государственном Русском музее, который возглавил Б. А. Столяров. Образовательная деятельность Русского музея приобрела известность уже в 1980-е гг. благодаря участию его сотрудников в многочисленных научных конференциях и семинарах, а уже в 1991 г. проведенный отделом республиканский научно-практический семинар «Музей и подрастающее поколение» объединил представителей академических научно-исследовательских институтов и вузов петербурга с сотрудниками пятидесяти восьми музеев России, Украины, Белоруссии. Задачей семинара был поиск путей и механизмов интеграции музея и школы через создание системы взаимодействия, и в этом отношении работа с гимназией стала наглядным примером практической реализации этой задачи в масштабах страны [9].

Сотрудниками Центра музейной педагогики была разработана программа «Здравствуй, музей!». программа стала убедительным примером новых возможностей образовательной деятельности музея, педагогический суверенитет которого, опираясь на межпредметные связи и полихудожественный подход, заключается прежде всего в сложном и многогранном процессе преемственности культуры, осуществляемом через педагогическую деятельность в музейной среде [8]. Важнейшим направлением деятельности отдела является организация выставок детского творчества. Они имеют разный масштаб — от международных и межрегиональных до лабораторных и отчетных. Лучшие произведения поступают в учебно-методический Фонд детского творчества отдела [10]. Уникальность этого собрания детских работ определяется не только его количеством — около 4000 рисунков, керамики, изделий из тканей, кожи, — но и временными рамками — от 1906 г. до наших дней. История Фонда детского творчества

восходит к 1950 г., когда по инициативе директора музея В. А. Пушкарева Школьный кабинет музея стал собирать рисунки с всесоюзных и городских выставок детского творчества. Фонд является основой исследовательской и выставочной деятельности, которую активно проводят сотрудники сектора детского творчества. Начало формирования каталога Фонда было положено М. А. Дмит-ренко [1].

Сегодня центр музейной педагогики — единственный в стране, где дети получают дополнительные к урокам знания. Ежегодно в студиях, кружках и творческих группах Центра занимаются около 400 детей и 200 воспитанников детских садов.

Созданный на основе опыта предшественников (В. В. Добровольской, Р. А. Гельман, Д. П. Сычковой, Л. П. Михеевой) Центр по проблемам музейной педагогики под руководством доктора педагогических наук Б. А. Столярова развернул свою деятельность по всей стране. Центр имеет несколько площадок музейной педагогики в школах Приморского района Санкт-Петербурга, в школах и художественных музеях других городов. Соединение обучения и творчества — основной постулат программы «Здравствуй, музей!»

Немаловажным вектором деятельности Центра является обращенность к студенческой аудитории. Б. А. Столяров развил свой давний опыт работы со студентами в рамках программы ФОП (факультета дополнительных профессий), действующей в 1970-1990-е гг., когда в художественный музей привлекались студенты технических специальностей сначала для слушания лекций, а затем, после недолгого обучения, для помощи экскурсоводам. Многие из бывших студентов инженерных специальностей не расстались с искусством до сих пор, являясь активной волонтерской аудиторией.

На занятиях в музее в творческой лаборатории живописи ребята познакомятся с различными техниками живописи — от иконы до авангардных полотен Казимира Малевича и узнают все о красках и о том, какие секреты

хранят некоторые картины. В студии ребята могут создать произведение живописи в различных техниках — темперной, масляной живописи или гуаши и узнать историю красок, их технологический состав. Мастер-классы по масляной живописи для детей 10-12 лет необычайно редки, однако это не повод оттягивать знакомство с живописной техникой. Программа ориентирована на детей и взрослых без специальной художественной подготовки.

В Центре музейной педагогики и детского творчества создано единственное в нашей стране хранение произведений детского творчества. Русскому музею принадлежит уникальная коллекция детских рисунков, начало которой восходит к 1959 г. Годом ранее он одним из первых художественных музеев предоставил свои залы для юных творцов. Успех первых выставок, заинтересованность зрителей, педагогов, известных мастеров искусства убедили директора музея В. А. Пушкарева в необходимости формирования Фонда детского творчества.

Сегодня Фонд насчитывает более четырех тысяч произведений детей из разных стран мира от 2 до 17 лет. В нем широко представлено творчество ленинградцев-петербуржцев благодаря серии выставок «Юный художник» (1959-1978), а также выставок, проведенных в последние десятилетия. Работы детей из республик бывшего Советского Союза и многих зарубежных стран поступали с крупных всесоюзных и международных выставок 19601970-х гг. Это не только рисунки, но и лепка, аппликации и коллажи, выполненные с помощью различных материалов, чеканка, резьба по кости и дереву, батик, вышивка. Выставки — не единственный источник поступления предметов в коллекцию. Уникальные произведения, созданные в первой половине XX в., были принесены в дар авторами или их близкими [10].

В заключение суммируем основные образовательно-методические достижения представленных на страницах научного издания изостудий главных художественных музеев

Санкт-петербурга. Это систематическое поэтапное обучение ребенка рисованию, которое проводится с опорой на экспозицию каждого из музеев. Ведущими темами для рисования у детей являются экспонаты, коллекции, залы и события Эрмитажа или Русского музея. Фонд детского творчества —

первое в нашей стране профессиональное хранение и изучение детского рисунка. Необходимость, важность и актуальность изучения детского рисунка как научной темы выявлены и доказаны в искусствоведческой диссертации О. Л. Некрасовой-Каратеевой.

список литературы

1. В мире детского рисунка. Фонд детского творчества Русского музея / авт.-сост. M. А. Литвинова; авт. вступ. статьи В. А. Гусев. Спб.: ^M, 2015. 108 с.

2. Изобразительное искусство и художественный труд. 1-4 кл.: кн. для учителя / Б. M. Неменский, Н. Н. Фомина, Н. В. Гросул и др. M.: просвещение, 1991. 192 с.

3. Кравчунас Б. К. поурочные программы для занятий с детьми в Изостудии Школьного центра Эрмитажа. Спб.: Изд-во ГЭ, 2006. 126 с.

4. Mетодика экскурсионной работы с детьми младшего школьного возраста в художественном музее. Mетодические рекомендации для музеев РСФСР / сост. Н. Д. Рева. Л.: ^M, 1989. 20 с.

5. Некрасова-Каратеева О. Л. Детское творчество в музее: учеб. пособие. M.: Высшая школа, 2005. 207 с. (Образование через искусство).

6. Некрасова-Каратеева О. Л. педагогические условия художественного воспитания детей младшего школьного возраста в ИЗОстудии при музее: автореф. дис. ... канд. пед. наук. M., 1987.

7. Некрасова-Каратеева О. Л. Детский рисунок: комплексное искусствоведческое исследование: автореф. дис. ... д-ра искусствоведения. Спб.: РГпУ, 2006. 54 с.

8. Столяров Б. А. Концепция и программа эстетического воспитания молодежи в условиях взаимодействия школы и музея: к 60-летию РАО / Б. А. Столяров, А. Г. Бойко. Спб.: Борей Арт, 2001. 99 с.

9. Столяров Б. А. Художественный музей и система образования: концепция педагогического взаимодействия / Б. А. Столяров, А. Г. Бойко, Н. Д. Рева. Спб.: ^M, 1995. 67 с.

10. Фонд детского творчества 2000-х гг. URL: http://www.muzped.net/о-нас/фонд-детского-творчества. (дата обращения: 26.03.2019).

references

1. V mire detskogo risunka. Fond detskogo tvorchestva Russkogo muzeya / avt.-sost. M. A. Litvinova; avt. vstup. stat'i V. A. Gusev. SPb.: GRM, 2015. 108 s.

2. Izobrazitel'noe iskusstvo i hudozhestvennyj trud. 1-4 kl.: kn. dlya uchitelya / B. M. Nemenskiy, N. N. Fomina, N. V. Grosul i dr. M.: Prosveshchenie, 1991. 192 s.

3. Kravchunas B. K. Pourochnye programmy dlya zanyatiy s det'mi v Izostudii Shkol'nogo tsentra Ermitazha. SPb.: Izd-vo GE, 2006. 126 s.

4. Metodika ekskursionnoy raboty s det'mi mladshego shkol'nogo vozrasta v hudozhestvennom muzee. Metodicheskie rekomendatsii dlya muzeev RSFSR / sost. N. D. Reva. L.: GRM, 1989. 20 s.

5. Nekrasova-Karateeva O. L. Detskoe tvorchestvo v muzee: ucheb. posobie. M.: Vysshaya shkola, 2005. 207 s. (Obrazovanie cherez iskusstvo).

6. Nekrasova-Karateeva O. L. Pedagogicheskie usloviya hudozhestvennogo vospitaniya detey mladshego shkol'nogo vozrasta v IZOstudii pri muzee: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. M., 1987.

7. Nekrasova-Karateeva O. L. Detskiy risunok: kompleksnoe iskusstvovedcheskoe issledovanie: avtoref. dis. ... d-ra iskusstvovedeniya. SPb.: RGPU, 2006. 54 s.

8. StolyarovB. A. Kontseptsiya i programma esteticheskogo vospitaniya molodezhi v usloviyah vzaimodeystviya shkoly i muzeya: k 60-letiyu RAO / B. A. Stolyarov, A. G. Boyko. SPb.: Borey Art, 2001. 99 s.

9. Stolyarov B. A. Hudozhestvennyj muzey i sistema obrazovaniya: kontseptsiya pedagogicheskogo vzaimo-deystviya / B. A. Stolyarov, A. G. Boyko, N. D. Reva. SPb.: GRM, 1995. 67 s.

10. Fond detskogo tvorchestva 2000-h gg. URL: http://www.muzped.net/o-nas/fond-detskogo-tvorchestva. (data obrashcheniya: 26.03.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.