УДК 373.3:372.48 Лысейко Е.В., Кирсанова С.С.
Лысейко Е.В.
магистрант
Мелитопольский государственный университет (г. Мелитополь, Россия)
Научный руководитель: Кирсанова С.С.
канд. пед. наук Мелитопольский государственный университет (г. Мелитополь, Россия)
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ КУРСА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Аннотация: в статье были сформулированы определения игровой деятельности, познавательной деятельности, экологического образования. В данной работе были рассмотрены взаимосвязи развития познавательной деятельности у младших школьников на уроках курса «Окружающий мир» и использования на уроках курса «Окружающий мир» творческих игровых заданий экологического характера, формирования природоведческие экологические знания на основе нестандартных уроков. Была разработана учебная методика, ориентированная на развитие познавательной деятельности у младших школьников на уроках курса «Окружающий мир».
Ключевые слова: познавательная деятельность, младшие школьники, игра, игровая форма, экологическое образование, Окружающий мир.
Постановка проблемы. Познавательная деятельность - один из важнейших видов деятельности человека в любом обществе нашего времени. Познавательная деятельность - это один из ведущих процессов современной социальной адаптации человека.
Начальная школа - важнейший этап становления личности, формирования ее когнитивной, экологической и нравственной культуры, познавательных, эмоциональных и практических отношений к природному и социальному окружению, интенсивного накопления знаний об окружающем мире. Младший школьный возраст - наиболее благоприятный период эмоционального взаимодействия ребенка с природой, с ее эстетикой и культурно-интеллектуальным наследием, которое она передает человеку.
Познавательный, культурно-эстетический и экологический компоненты подобного обучения содержатся в программе курса «Окружающий мир».
Именно значимость и ценность развития познавательной деятельности у младших школьников на уроках курса «Окружающий мир» и определило актуальность данного исследования.
Анализ последних исследований. Проблемам экологического воспитания младших школьников посвятили свои труды такие исследователи, как Н.Ф. Абашева, З. Абдуллаев, Т.А. Бабакова, Л.Д. Бобылева, С.В. Васильев, Н.Ф. Виноградова, А.В. Гагарин, И.Б. Дуденко, Б.Б. Запартович, А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев, А.Н. Ильина, Г.Н. Каропа, В.Д. Купров, Т.В. Кучер, Л.В. Моисеева, Л.П. Печко, Л.А. Сайдакова, Л.П. Салеева, В.М. Сенкевич, Л.П. Симонова, В.А. Сухомлинский, Т. Тарасова, П.Ю. Утков, К.Д. Ушинский.
Проблемам формирования познавательного интереса посвятили свои работы такие авторы, как В.П. Беспалько, В.Б. Бондаревский, Р.С. Буре, Л.А. Гордон, В.В. Горшкова, В.В. Давыдов, Н.О. Денисенкова, А.К. Дусавицкий, Е.Н. Кабанова-Меллер, Ю.Н. Кулюткин, В.Г. Леонтьев, И.Я. Лернер, М.И. Лисина, Л.М. Маневцова, А.К. Маркова, Т.А. Матис, A.M. Матюшкин, М.И. Махмутов, Н.Г. Морозова, А.И. Савенков, Г.И. Щукина, Д.Б. Эльконин.
Формулирование целей статьи. Цель нашего исследования -рассмотреть проблемы развития познавательной деятельности у младших школьников на уроках курса «Окружающий мир».
Изложение основного материала исследования. На основании всего теоретического материала мы провели исследовательскую работу по развитию
познавательной деятельности младших школьников в 4 классах на уроках предмета «Окружающий мир». Была выдвинута гипотеза исследования: развитие познавательной деятельности у младших школьников на уроках курса "Окружающий мир" будет происходить эффективнее, если использовать на уроках курса «Окружающий мир» творческие игровые задания экологического характера, формировать природоведческие экологические знания на основе нестандартных уроков [8, с. 41]. Критерии оценивания эффективности нестандартных уроков на основе экологических игр: средний балл оценивания
ребенка или группы (2,3,4,5 баллов), успеваемость группы, %, качество знаний, %.
Эксперимент включал три этапа:
1) Констатирующий этап: были выбраны две группы детей с приблизительно равными показателями школьной успеваемости (экспериментальная группа - 4А класс и контрольная группа - 4Б класс), были подсчитаны средние баллы группы, проценты успеваемости и качества знаний каждой группы (экспериментальной и контрольной), что было отображено статистически (таблицы) и графически (диаграммы),
2) Формирующий этап: в экспериментальной группе были проведены нестандартные уроки на основе экологических игр,
3) Контрольный этап: на основании оценок нескольких занятий после проведенных нестандартных уроков были подсчитаны средние баллы групп, проценты успеваемости и качества знаний каждой группы (экспериментальной и контрольной), что было отображено статистически (таблицы) и графически (диаграммы), были сделаны выводы по гипотезе исследования [4, с. 33].
На констатирующем этапе эксперимента показатели среднего балла равны (экспериментальная группа - 3,6, контрольная группа - 3,6), показатели успеваемости (экспериментальная группа - 90%, контрольная группа - 93,3%) и качества знаний (экспериментальная группа - 60%, контрольная группа -63,3%) близки по значениям.
В таблице 1 мы видим средний балл, успеваемость и качество знаний
экспериментальной и контрольной групп на констатирующем этапе эксперимента.
Таблица 1. Средний балл, успеваемость и качество знаний экспериментальной и контрольной групп (констатирующий этап эксперимента).
Средний балл Успеваемость, % Качество знаний, %
Экспериментальная группа 3,6 90 60
Контрольная группа 3,6 93,3 63,3
На формирующем этапе исследования в экспериментальной группе младших школьников мы провели комплекс нестандартных уроков по предмету «Окружающий мир» на основе экологических игр, контрольная группа развивается планово, т.е. без этих занятий [2, с. 60].
Работа в экспериментальной группе заключена в разработке и реализации учебной методики, ориентированной на развитие познавательной деятельности у младших школьников на уроках курса «Окружающий мир».
На контрольном этапе эксперимента показатели среднего балла (экспериментальная группа - 4,2, контрольная группа - 3,8), успеваемости (экспериментальная группа - 96,7%, контрольная группа - 93,3%) и качества знаний (экспериментальная группа - 80%, контрольная группа - 66,7%) существенно разошлись в значениях [6, с. 10].
В таблице 2 мы видим средний балл, успеваемость и качество знаний экспериментальной и контрольной групп на контрольном этапе эксперимента.
Таблица 2. Средний балл, успеваемость и качество знаний экспериментальной и контрольной групп (контрольный этап эксперимента).
Средний балл Успеваемость, % Качество знаний, %
Экспериментальная группа 4,2 96,7 80
Контрольная группа 3,8 93,3 66,7
На констатирующем и контрольном этапах эксперимента изменение показателей среднего балла экспериментальной группы - 16,7%, контрольной группы - 5,6%, изменение показателей успеваемости экспериментальной группы - 7,4%, контрольной группы - 0%, изменение показателей качества знаний экспериментальной группы - 33,3%, контрольной группы - 5,4%.
Выводы.
В современном мире одним из важнейших навыков, присущих успешному человеку, является навык познания. Познание задействует как когнитивный, так и эмоциональный интеллект индивида. Познание - это единство теоритического мышления, чувственного восприятия и практической деятельности. Принцип «учить учиться» как нигде и никогда актуален для младшей школы, ведь именно там идет закладка основ умения учиться, постигать новое, получать знания из внешнего мира.
Развитие познавательной деятельности у младших школьников предполагает опору педагогической деятельности на психофизиологические характеристики, присущие детям этого возрастного периода.
На констатирующем и контрольном этапах эксперимента изменение показателей среднего балла экспериментальной группы - 16,7%, контрольной группы - 5,6%, изменение показателей успеваемости экспериментальной группы - 7,4%, контрольной группы - 0%, изменение показателей качества знаний экспериментальной группы - 33,3%, контрольной группы - 5,4%.
Таким образом, в ходе эксперимента было установлено, что экспериментальная группа детей по учебным показателям познавательной деятельности значительно превзошла контрольную группу. То есть в младших классах средней школы нестандартные уроки на основе экологических игр активизируют развитие познавательной деятельности учеников. Гипотеза исследования была подтверждена.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Дуденко, И.Б. Историко-краеведческий подход в экологическом образовании школьников [Текст] / И.Б. Дуденко // Педагогика. - 2019. - № 9. -С. 28-32;
2. Захлебный, А.Н. Школа и проблемы охраны природы [Текст] / А.Н. Захлебный. - М.: Педагогика, 2019. - 184 с;
3. Зверев, И.Д. Цели природоохранительного просвещения в школе / И.Д. Зверев // Краеведческая работа в школе. - М.: Просвещение, 2018. - 154 с;
4. Купров, В.Д. Экологическое образование младших школьников / В.Д. Купров // Начальная школа. - 2017. - № 7. - С. 85;
5. Моисеева, Л.В. Диагностика уровня экологических знаний и сформированности экологических отношений у школьников / Л.В. Моисеева, И.Р. Кастунов, С.К. Измайлов. - Екатеринбург: УГПИ Науч. Пед. Центр «Уникум», 2018. - 148 с;
6. Пидкасистый, П.И. Педагогика: Учебник [Текст] / П.И. Пидкасистый. -М.: Академия, 2018. - 368 с;
7. Подласый, И.П. Педагогика начальной школы: Учебное пособие для студентов / И.П. Подласый. - М.: ВЛАДОС, 2018. - 463 с;
8. Сайдакова, Л.А. Мир вокруг нас [Текст] / Л.А. Сайдакова // Начальная школа. - 2018. - № 9. - С. 40-42;
9. Сенкевич,В.М. Экологическое образование: интеграция научных знаний и образных представлений [Текст] / В.М. Сенкевич // Педагогика. - 2019. - № 5. - С. 15-19;
10. Сластенин, В.А. Педагогика: Учебник для студентов учреждений высш. проф. образования [Текст] / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. - М.: ИЦ Академия, 2018. - 608 с
Lyseiko E. V., Kirsanova S.S.
Lyseiko E.V.
Melitopol State University (Melitopol, Russia)
Scientific advisor: Kirsanova S.S.
Melitopol State University (Melitopol, Russia)
COGNITIVE DEVELOPMENT ACTIVITIES FOR JUNIOR SCHOOL CHILDREN IN LESSONS OF COURSE « WORLD AROUND»
Abstract: the article formulated definitions of gaming activity, cognitive activity, and environmental education. This work examined the relationship between the development of cognitive activity in primary schoolchildren during the lessons of the course «The World Around us» and the use of creative game tasks of an environmental nature during the lessons of the course «The world around us», the formation of natural history and environmental knowledge based on non-standard lessons. An educational methodology was developed that was focused on the development of cognitive activity in younger schoolchildren during the lessons of the course «The World Around us».
Keywords: cognitive activity, primary schoolchildren, game, game form, environmental education, World around us.