и л МЕДВЕДЕВА РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ
МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
Омский государственный технический университет
УДК 37.015:372.874
СРЕДСТВАМИ УРОКОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ОБЩЕЙ УЧЕБНОЙ УСПЕШНОСТИ УЧАЩИХСЯ_
СТАТЬЯ РАСКРЫВАЕТ ОДИН ИЗ ПУТЕЙ РАЗВИТИЯ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ У МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА. СРЕДСТВОМ РАЗВИТИЯ В ДАННОМ ИССЛЕДОВАНИИ ВЫСТУПАЮТ УРОКИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. РЕЗУЛЬТАТОМ РАЗВИТИЯ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ ЯВЛЯЕТСЯ ПОВЫШЕНИЕ ОБЩЕЙ УЧЕБНОЙ УСПЕШНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА. ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ ИТОГОВЫХ СРЕЗОВ ВЫЯВИЛА, ЧТО ПОКАЗАТЕЛИ УРОВНЕЙ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ, СЛУХОВОЙ И ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ, МЫШЛЕНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА ЗНАЧИТЕЛЬНО ВЫРОСЛИ И ПРЕВЫШАЮТ ПОКАЗАТЕЛЬ ТЕХ УЧАЩИХСЯ, ГДЕ НЕ ПРОВОДИЛСЯ РАСШИРЕННЫЙ КУРС ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Динамика современной жизни, изменяющиеся условия деятельности человека предъявляют высокие требования к уровню профессионализма специалиста, способного творчески подходить к решению социально значимых проблем. В Федеральной программе развития образования (на 1999-2005 гг.) ставятся следующие цели: гармоничное развитие личности и ее творческих способностей на основе формирования мотивации необходимости образования и самообразования в течение всей жизни, достижение высокого качества и эффективности образования [21, с.37]. Именно младший школьный возраст является самым благоприятным в нравственном и эстетическом воспитании. Использование комплекса форм и методов, которые обеспечивают обогащение интеллектуального и эмоционального опыта школьников, стимулирование развития и мобильности психических процессов учащихся с учетом их физиологических особенностей, раскрывают занятия по изобразительному искусству. Интенсификация и организованность обучения дают импульс к эффективному развитию ученика. Характеристикой данного процесса выступает общая учебная успешность.
Философ Ю.У. Фохг-Бабушкин в своих исследованиях впервые получил данные о том, что существует тесная связь менаду приобщенностью человека к искусству и его всесторонним развитием. По его мнению, люди, посещающие выставки, театры, музеи, лично занимающиеся музыкой, живописью в профессиональной деятельности, имеют более высокие результаты труда, чем те субъекты, которые не интересуются искусством [22, с.27].
Науки, предназначенные в школе для познания окружающего мира учеником, изучают отдельные объекты этого мира. Единую картину мира создают философские науки, начала которых не изучаются в начальной школе. Искусство является тем видом человеческой деятельности, который создает целостную картину мира. Целостность проявляется в единстве мысли и чувства ученика, в его системе эмоциональных образов, не опираясь на логические законы естественных, технических и ряда других наук. Если человек эстетически безграмотен, то у него доминирует формально-догматический тип интеллекта, а окружающий мир он воспринимает, соотнося его только с тем, что ему заранее известно из учебников, программ, инструкций. В сложных ситуациях он будет действовать с затруднениями, если действие вообще возможно. Это результат нарушения гармонии в образовании, когда логическое мышление развивают в ущерб эмоциональному мышлению.
Оценка знаний учащихся по пятибалльной шкале на современном этапе является случаем субъективного измерения. По мнению ряда исследователей (Ш.А. Амо-нашвили [1], Ю.К. Бабанский [3], Б.П. Есипов [6], М.И. За-рецкий [7], А.А. Пинский [14], В.В. Скаткин [18]), установление балльной системы оценок сыграло положительную роль, поскольку отметка выступала единственным гарантом объективности оценивания результатов учебной деятельности школьников. Отрицательное воздействие школьных отметок проявляется в многочисленных стрессах, вызываемых оцениванием успешности обучения в ситуациях опроса. Порядковая шкала пятибалльной отметки характеризуется небольшим диапазоном, ее отличают приблизительность и усредненность, которая не позволяет выяснить, какие элементы содержания образования усвоили или не усвоили учащиеся, установить причины ошибок, факторы, влияющие на успеваемость.
Отметка как показатель успеваемости и ее уровня фиксирует сам результат. Когда хотят подчеркнуть еще и способы учения, позволившие достигнуть тот или иной результат, - высокую или низкую успеваемость, - применяют понятие учебной успешности [24, с.29]. Впервые понятие учебной успешности было введено Б.Г. Ананьевым. Оно учитывает темпы, напряженность, стиль учебной работы, степень прилежания и усилий, которые прилагает обучаемый, чтобы прийти к определенным достижениям [2, с. 153]. Сущность оценки успешности обучения учащихся заключается в том, что всякий поступок должен возвращаться к ребенку в виде впечатления от его действий на окружающих [4, с.268]. Здесь реально на помощь и ученику, и учителю приходит общая учебная успешность, которую мы вводим в употребление как научный термин.
Общая учебная успешность (ОУУ) - интегрированное понятие, отражающее результативность учебной деятельности школьников в целом и базирующееся на сформи-рованности обязательных интеллектуальных и общих учебных умений ученика, на мобильности и зрелости психических процессов и на физиологических особенностях школьника. Внешне ОУУ выражается оценочными баллами.
Мы считаем, что использование уроков изобразительного искусства в качестве целенаправленного методического инструмента может служить средством развития общей учебной успешности младших школьников путем изменения не только уровня их учебной успеш-
ности, но и уровня их психического развития. Для наглядного отображения ОУУ младшего школьника нами были предложены уровни развития ОУУ младшего школьника: высокий, выше среднего, средний, ниже среднего, низкий.
В 1997 году нами была определена база констатирующего эксперимента, в которую вошли: а) школы, где обучение в основном проводится без углубленного изучения предметов эстетического цикла (№ 72, 78,125); б) школы, где программы обучения составлены с учетом увеличения количества учебных часов на предметы эстетического цикла (№ 38, 39); в) детские художественные школы г. Омска (№ 1, 3). Констатирующий эксперимент проводился в течение трех учебных лет, в эксперименте участвовали 1205 младших школьников г. Омска. Целью констатирующего эксперимента явилось исследование результатов успеваемости и обученное™ младших школьников на разных годах обучения. Отслеживалась успеваемость учащихся по предметам общеобразовательного цикла, а не только по предметам эстетического цикла, а также изучалась обученность младших школьников. Показатели обученное™ исследовались по методике СОУ (степень обученносги учащихся) (по В.П. Симонову) [12, с.70].
Исследование показало, что в целом школьники, обучающиеся по программам с углубленным изучением предметов эстетического цикла, имеют более высокие показатели качества успеваемости. Процент качества успеваемости школьников, обучающихся в учреждениях дополнительного образования (в детских художественных школах), остается более высоким по сравнению с другоми группами младших школьников на протяжении всех лет обучения. Целесообразным является предположение, что занятия предметами эстетического цикла способствуют развитию психических функций: внимания, воображения, памяти, мышления, восприятия, что эффективно влияет на развитие ОУУ младшего школьника.
История педагогики констаггирует тот факт, что школы различных времен и народов постоянно обращались к трем искусствам: словесному (Др. Индия), музыкальному (Др. Египет), живописному (Др. Китай). «Особое положение этих трех искусств в эстетической культуре объясняется тем, что они обладают возможностями проникновения в духовную жизнь человека, которая имеет три главные сферы - мыслей, чувств и представлений» (В.А. Петровский) [13, с.72]. В предметной деятельности человека используются три способа изучения субъектом объектов: в их познании, ценностном осмыслении и преобразовании. Данные действия обеспечиваются следующими психологическими процессами: мышлением (исследовательская активность сознания), переживанием (ценностно-ориентацирнная деятельность), воображением (преобразовательная деятельность). Искусство дает возможность активизировать три психологических процесса в единстве. Невозможно сформировать полноценные знания, умения и навыки, не изменяя уровень психического развития.
Организация обучения в экспериментальных группах отличалась от обучения в контрольных группах тем, что на экспериментальных группах отрабатывался новый подход к решению проблемы развития ОУУ младшего школьника, обучение строилось с учетом пересмотра процентного соотношения времени, отводимого в учебном плане на изучение изобразитепьного искусства а сторону его увеличения относительно общеучебных дисциплин, использовались интегрированные задания по литературному чтению, математике, музыке и изобразительному искусству, предлагался специальный подбор заданий на развитие внимания, памяти, мышления в рамках уроков по изобразительному искусству. Для получения достоверных результатов опытно-экспериментальной работы ежегодно осуществлялась диагностика по ряду методик. На основании сравнения результатов был сделан вывод о том, что существует значительное различие в
уровнях развития ОУУ у школьников контрольных и экспериментальных групп. Изучение ОУУ младшего школьника становится особо актуальным в тот период обучения в начальной школе, когда отсутствует выставление оценок школьникам (первый класс) (табл.1). В ходе констатирующего эксперимента школьники среди любимых предметов назвали уроки рисования и труда. Это было связано с тем, что на данных занятиях их не заставляли решать примеры, читать или писать. Такое поверхностное понимание процесса обучения на этих занятиях изменилось, поскольку требования учителя были не ниже, чем на уроках чтения, письма или математики.
Таблица 1
Результаты исследования качества успеваемости, %
Группы Экспериментальные Контрольные
1 2 3 4 5 6 7 В 9
обучение
1-й год нет нет 64 72 нет - нет 63,33 -
2-й год 63,33 70 72 80 58,62 нет 51,85 53,33 нет
3-й год 73,33 76,67 76 76 62,07 69.23 40,74 46,67 46,15
Формирующий этап эксперимента проводился три учебных года (с 1998 по 2001 г). Первые занятая, где главной задачей стало развитие устной речи учеников, умения выражать свои мысли вспух и освобождение кисти, повлияли на обучение учащихся по другим предметам. Школьники стали учиться с большим интересом, чем раньше, они досгогали лучших результатов как при обучении письму, так и при начертании цифр, а на уроках чтения учащиеся стали принимать участие в беседе с учителем.
Высокий уровень развития эмоционального компонента формирует более яркие представпения о мире, позволяет не просто созерцать, слушать, но и сопоставлять, сравнивать, анализировать и синтезировать увиденное, что обеспечивает устойчивое, целенаправленное внимание к изучаемому материалу. Внимание в этом возрасте характеризуется непроизвольностью и отличается малым объемом, неустойчивостью, низкой степенью распределения, для значительной части детей свойственна рассеянность. Школьники не могут с высокой степенью ясности одновременно воспринимать несколько предметов, слушать объяснение и писать и т.п. Для оценки устойчивости, переключения и объема внимания нами были испопьзованы методики по двум направлениям: а) развитие произвольности внимания [19, с. 48-49]: методика «Исправить ошибки». Цель: выявить уровень устойчивое™ внимания учащихся при выполнении и проверке выполненных работ; б) саморегуляция [20, с.221-222]: надо написать последовательность единиц и тире, причем в конце каждой строчки необходимо сделать перенос, а также не заходить на поля: 1-1--1 — 1-1--1 — 1 -и т.д.
Результаты контрольного среза показапи (диагр.1), что уровень развития внимания учащихся характеризуется малым объемом, школьники очень быстро утомляются при выполнении задания, что сказывается на итогах работы. Особенно низкие результаты экспериментальной группы 5 и контрольной группы 7 объясняются тем, что большинство учеников воспитывается в неполных семьях или у родителей, имеющих низкий уровень образования. Из бесед с родителями стало ясно, что большинство не имеют представления об особенностях воспитания и развития своих детей, а в силу складывающихся экономических условий вынуждены уделять все меньше внимания их воспитанию (так, например, 68% учащихся не посещали детский сад). Внимание младших школьников характеризуется тем, что его легче привлечь, чем поддерживать долгое время. Усиление интереса учащихся к занятиям изобразительным искусством и художественным трудом
начало обучения окончание обучения
Диаграмма 1. Результаты изучения уровня развития внимания, %
Условные обозначения уровней развития: в эксперичентальных сруппах.О - низкий, ¡3 - ниже среднего, (3" средний,^ - выше среднего, Щ - высокий; е контрольных группах] I - низкий, ¡~] - ниже среднего, С]- средний, СИ - выше среднего, И - высокий.
начало обучения окончание обучения
Диаграмма 2. Результаты изучения уровня развития слуховой памяти, %
Условные обозначения уровней развития: в экспериментальных группах.О - низкий, Щ - ниже среднего,
средний,И - выше среднего, Щ - высокий; в контрольных группах.Д - низкий, Ц - ниже среднего, ЕЗ- средний, Ш - выше среднего, Н- высокий.
повлияло на решение этой задачи. Кроме фактора интереса на изменение уровня развития внимания повлияло также введение развивающих упражнений и художественно-дидактических игр, в ходе которых учащиеся были обучены элементам навыков сознательной концентрации внимания.
Несмотря на хорошие показатели развития внимания, в динамике временного промежутка 1998-2001 уч.гг. у учащихся контрольных групп (шкальные оценки 3 балла и выше имеют все учащиеся, против 0-2 баллов у 46,5% школьников в начале экспериментального обучения), на низком уровне к концу обучения в данных классах остались 19,64% учащихся против 2,78% учащихся этого же уровня в экспериментальных классах. Результаты исследования внимания учащихся привели нас к выводу, что, несмотря на то, что данный познавательный процесс в младшем школьном возрасте характеризуется невысокой устойчивостью и быстрой утомляемостью (это естественная возрастная особенность), при проведении специальных занятий учащиеся могут значительно повысить свои показатели.
Развитие внимания в младшем школьном возрасте тесно связано с развитием памяти. Для диагностики уровня развития слуховой памяти учащимся были предложены методики [19, с.220]: а) объем запоминания: учителем произносится 10 слов, которые учащимся надо воспроизвести письменно; б) смысловая память: учитель медленно зачитывает 10 пар слов, между которыми имеется смысловая связь (диагр.2).
Уровень развития зрительной памяти у учащихся связан с возрастными особенностями и развит лучше, чем слуховая память. Уровень восприятия учебного материала детерминировался [20, с.221): а) скоростью воспри-
ятия: целью методики «Собрать картинку» является изучение у школьников скорости восприятия материала; б) объемом восприятия: изображения расположены горизонтальными рядами в произвольной последовательности. Методика «10 чисел, 10 рисунков, 10 слов» имело целью выявление у школьника объема восприятия информации за единицу времени. Результаты срезов отображены в диаграмме 3.
Правильно назвать 5-6 предметов удалось всего 36,99% учащихся из экспериментальных классов и 23,4% - из контрольных классов в начале обучения. Многие ученики помнили образ, но не были уверены в правильности подобранного слова и потому отказались отвечать. К концу обучения высокого уровня зрительной памяти достигло 36,36% школьников из экспериментальных классов и 6,24% - из контрольных классов.
Для анализа в ходе контрольного среза были выбраны вербально-логический и наглядно-образный виды мышления. Отдельное изучение процессов анализа, синтеза, сравнения, классификации и т.д. нецелесообразно, поскольку школьники проявляют эти умения в ходе выполнения заданий. Для изучения уровня развития вербально-логического мышления были использованы методики «исключение лишних слов» и «обобщение понятий» [16], которые позволяют оценить способности испытуемого к обобщению и выделению существенных признаков. Для изучения уровня развитая наглядно-образного мышления мы использовали методику «Матрицы Равена» [11, с.233, 239].
В комплекс изучения уровня развития мышления также был включен математический диктант. В диаграмме 4 уровень развития мышления младших школьников показан по сумме четырех методик. Результаты исследования показали, что уровень развития мышления у учащихся
начало обучения окончание обучения
Диаграмма 3. Результаты изучения уровня развития зрительной памяти, %
Условные обозначения уровней развития: в экспериментальных группах| - низкий, - ниже среднего, [<£|- средний,Щ - выше среднего, В" высокий; в контрольных группах:^} - низкий, Ц - ниже среднего, средний, ^ - выше среднего, ц- высокий
начало обучения окончание обучения
Диаграмма 4. Результаты изучения уровня развития мышления, %
Условные обозначения уровней развития: в экспериментальных группах.О - низкий, ^ - ниже среднего,
средний,И - выше среднего, В" высокий; а контрольных группахО - низкий, Ц - ниже среднего, Ш- средний, 19 - выше среднего. Ж - высокий.
еще недостаточно высок, но положительная динамика явно прослеживается. Процесс оперирования образами в начале обучения у учащихся был развит эффективнее, чем вербально-логический мыслительный процесс, что вполне соответствует возрастным особенностям младших школьников. Результаты исследования по окончании эксперимента показали, что количество учащихся, имеющих высокий уровень развития мышления в экспериментальных группах в три раза больше, чем в контрольных группах. Наилучших результаггов достигла группа 5, где ученики с самого начала чаще пользовались приемами образного мышления. Они быстрее, по сравнению с другими группами, придумывали героев при рисовании. В ходе специального обучения они не только смогли наверстать упущенное, но и продемонстрировать свои достоинства, способность к абстрактному, творческому мышлению.
В конце формирующего эксперимента было проведено исследование уровня развития внутреннего плана действий (ВПД) по методике «Почтальон» у учащихся выпускных классов начальной школы, которая демонстрирует готовность учащихся к дальнейшему обучению в среднем звене общеобразовательной школы (по Д. Б. Эль-конину и В. В. Давыдову) [5; 23] и дает возможность выявить у школьника наличие целостного плана действия. В экспериментальных фуппах высокие и выше среднего показатели ВПД выше, чем в контрольных группах на 27,96%. В экспериментальных группах все учащиеся имеют достаточно высокий уровень подготовленности к обучению в среднем звене и, как следствие, высокий уровень ОУУ, что дает возможность учителю более полно представить развитие каждого ученика по всем основным направлениям и по возможности скорректировать индивидуальный подход в воспитании и обучении младшего школьника.
Проведенный эксперимент показал, что использование предложенных нами средств развития ОУУ младших школьников отвечает их возрастным особенностям, способствует повышению качества знаний по изобразительному искусству и художественному труду, успешному обучению по другим предметам, активизирует их мыслительную деятельность.
В возможностях учеников различают две тесно связанные друг с другом стороны - физические возможности (состояние организма и уровень его развития) и психические (уровень развития мышления, памяти, воображения, восприятия, внимания). Отечественная педагогика исходит из того, что все психически и физически здоровые школьники обладают достаточными возможностями, чтобы успешно учиться в средней общеобразовательной школе и получить полноценное образование. Конкретная реализация этих перспектив опирается на Государственные образовательные стандарты начальной школы. Главное преимущество стандартизированного подхода заключается в том, что в нем заключен полный учет целостности и особенностей познавательных процессов, происходящих у младших школьников, и этот подход способствует адекватному развитию психических процессов, особенно в познавательной деятельности, которая является основой ОУУ младшего школьника.
Соответственно данному термину определены и теоретически обоснованы условия эффективного развития ОУУ младших школьников на уроках изобразительного искусства: овладение опытом творческой деятельности и опытом эмоционально-ценностного отношения к миру; создание культурно-образовательной среды, которая помогает младшему школьнику творчески реализовать себя; интеграция изобразительного искусства на уровне
межпредметного взаимодействия в процессе обучения; личностно-ориентированное изучение культуры и искусства и применение знаний; организация творческой деятельности с помощью системы творческих заданий.
Развитие ОУУ младшего школьника, как двусторонний процесс, включает саморазвитие и самоусовершенствование, составляющие его содержание. Включение в учебные планы школы наряду с предметами базового цикла дисциплин эстетического цикла способствует развитию инициативности, оригинальности мышления, интеллектуального потенциала, эмоциональности ученика.
Нами была разработана экспериментальная программа по изобразительному искусству на базе программы Б.М. Неменского [10]. Программа рассчитана на три (четыре) года обучения в начальной школе. В программу внесены изменения по количеству часов (от 1 до 3 часов в неделю), а также изменен тематический план и введены новые темы, направленные на стимулирование развития психических функций школьника (мышления, памяти, внимания, г также мелкой моторики рук). Приведем примеры новых тем уроков.
В первом классе: 1. Домик для четвероногого друга (бумагопластика, аппликация). 2. Как мы двигаемся? (моделирование фигуры человека в движении; бумагопластика, «человек из квадрата»). 3. Постройка и фантазия. Дом инопланетянина (пластилин, барельеф).
Во втором классе: 1. Коллективная работа «У нас в гостях Искусство» (гуашь; бумагопластика; аппликация; украшаем нашу квартиру). 2. Маски народов мира (пластилин; лепка ритуальных масок).
В третьем классе: 1. Встреча Нового года в разных уголках мира: Сибирь, Прибалтика, Кавказ, Средняя Азия (гуашь; многоплановая композиция). 2. Мифологические сюжеты Древней Греции (гуашь, тонированная бумага; изображение фигур людей в движении). 3. Вазопись (гра-тография; бытовые и спортивные сюжеты). 4. Иероглифическое письмо и искусство владения кистью (черная гуашь, кисть, тонированная бумага).
Базовым положением экспериментальной программы стала идея активизации в процессе обучения всех психических процессов ученика, развитие которых ведет к повышению качества успеваемости школьника, уверенности его в своих силах, благоприятной адаптации в социальной среде, развитию ОУУ младшего школьника. В построении программы использовались принципы деятельности, вариативности, творчества, гуманности. В программу были введены темы, изучение которых способствует развитию внимания, мышления, памяти, мелкой моторики рук. Учебные задания были ориентированы на конкретного ученика, обусловливали характер его учебных действий, благоприятно влияли на его умственное развитие. С этой целью продумывалась последовательность предлагаемых видов заданий, вариативность их формулировок. Сначала это были частично-поисковые, затем поисковые и собственно творческие задания, где процесс их выполнения ученик должен был ориентировать: а) на догадку; б) на собственный жизненный опыт; в) на ранее усвоенные знания, умения и навыки; г) на организацию целенаправленного наблюдения и на возможность учащихся действовать различными способами, включая активную познавательную деятельность, которая непосредственно обусловливала повышение уровня развития ОУУ школьника.
Неподготовленность младших школьников к основной школе чаще всего связана с несформированностью способности к рефлексивным действиям. Психические новообразования отличаются по механизму их возникновения, что необходимо учитывать в организации процесса обучения. Об интеллектуальном развитии в этом случае будут свидетельствовать новообразования, возникающие вследствие постепенного внутреннего движения, самостоятельной переработки информации, впечатлений, что
и является собственно развитием в отличие от усвоения в процессе обучения. Новообразования, возникающие в результате внутренних интегративных процессов, могут проявиться и позже соответствующих педагогических воздействий: излагаемое учителем на уроке в течение определенного времени может не находить никакого отражения в познавательной и эмоционально-волевой сферах ученика. Коррекция ОУУ основана на выявлении внутреннего плана действий (ВПД).
Важная связь прослеживается между рисунком, мышлением и речью. Осознание окружающего мира происходит у школьника быстрее, чем накопление слов и ассоциаций. В рисунке ученик выражает то, что его волнует, что он переживает, отражает то бессознательное, что его волнует. Рисунок может не иметь большого эстетического значения, но изменения, произошедшие в развитии ученика, оказываются гораздо важнее, чем конечный продукт. В этом случае имеет место так называемый терапевтический эффект. Этот прием используется в арттерапии (терапии искусством) [9, с.79].
При выполнении тех или иных заданий по разным предметам эстетического цикла учащиеся обычно отыскивают наилучшие путы их решения, выбирают и сопоставляют варианты действий, планируют их порядок и средства реализации (особенно наглядно эта внутренняя работа проявляется на занятиях изобразительного искусства, художественного труда). Чем больше шагов в своих действиях может предусмотреть учащийся и чем тщательнее может сопоставить их разные варианты, тем более успешно он будет контролировать фактическое решение задачи, что повышает уровень развития епэ ОУУ. Констатирование результатов развития ОУУ младшего школьника осуществлялось и на предметах базового цикла начальной школы. Проверочные работы по предметам гуманитарного цикла составлялись с учетом пяти уровней обученности школьников по В.П. Симонову [17], с использованием примерных формулировок вопросов, данных в исследованиях С. Селектора [15, с. 12-13].
Приведем примеры влияния занятий изобразительной деятельностью учеников на их успехи в обучении по предметам базового цикла начальной школы. Кристина М. с первых уроков показала склонность к изобразительной деятельности. Учителю было рекомендовано побеседовать с родителями девочки и посоветовать им отдать дочь в художественную школу. На очередной выставке после одного года обучения в изостудии ученица Кристина М. заняла первое место и получила поощрительный подарок. Стимулируемая успехом в области изобразительной деятельности, девочка еще больше прилагала усилия в своем обучении в школе и стала лучшей ученицей в классе к концу обучения в начальной школе.
Андрей Д. читает сам с трех лет. Мал^ик хорошо успевает по предметам базового цикла начальной школы, но его слабое звено - уровень развития мелкой моторики рук. В связи с этим Андрей отказался заниматься письмом, трудом и изобразительным искусством. Из беседы с родителями выяснилось, что мама обратила внимание на необходимость развития моторики у сына еще в детском саду, но занятия носили насильственный характер. В результате он вообще перестал рисовать, писать и что-либо мастерить. Выяснив причину, на очередном уроке мы предложили интересное задание «Граггография» (способ выполнения рисунка путем процарапывания пером или другим острым инструментом бумаги, картона, покрытых воском и залитых черной тушью) по теме «Ночной снегопад». Главное достоинство способа гратографии состоит в том, что результат можно получить легко и быстро и от навыка он зависит в малой степени. Единственное условие успеха - композиция снежинок на листе. Задание ребенок выполнил и с радостью увидел, учитель его работу похвалил и продемонстрировал всему классу. На следующее занятие мальчик принес вторую работу еще
более интересную, чем выполненную им же на занятии в школе. У Андрея исчез страх перед практическими заданиями, он стал с интересом посещать уроки труда и изобразительного искусства, улучшились и его результаты обучения письму.
Саша Тр. имеет уровень развития интеллекта низкий, плохо развита речь, нарушена моторика, при этом наблюдается неустойчивость нервной системы. На первых же уроках выяснилось, что мальчик не мог просидеть спокойно и пяти минут, легко отвлекался от выполнения заданий, не мог сосредоточиться. Ребенок пришел в школу с желанием учиться, но при первом же столкновении с трудностями в обучении интерес пропал. Единственными уроками, которые ему нравились, стали физкультура, изобразительное искусство и труд, хотя на уроках изобразительного искусства и труда ему тоже необходимо было запоминать, слушать и отвечать на вопросы, сравнивать и анализировать. Обучение носило проблемный характер, особое внимание уделялось развитию кисти руки. Ученик Саша Тр. старался, результатом чего явилось улучшение ОУУ к концу экспериментального обучения.
Различные виды анализа (комплексный, уровневый, сравнительный), данные констатирующего и формирующего этапов эксперимента позволили выявить количественные и качественные изменения показателей развития ОУУ и уровней ее сформированное™ у младших школьников, сопоставить начальные и конечные результаты экспериментальной работы в контрольных и экспериментальных фуппах. В экспериментальных группах существенно возросло число учащихся с высоким уровнем развития ОУУ, значительно уменьшилось число учащихся с низким уровнем развития ОУУ. В контрольных группах показатели развития ОУУ младших школьников отличались и были существенно ниже показателей развития ОУУ в экспериментальных группах.
Анализ данных по опытно-экспериментальной работе подтвердил сделанное предпопожение о том, что уровень общей учебной успешности младшего школьника повысится, если в обучении используется собственный интеллектуально-творческий и эмоциональный опыт шкопь-ников, оптимально используется фактор мобильности и зрелости психических процессов ученика, учитываются физиологические особенности младшего школьника, обеспечены условия для самопознания индивидуального стиля деятельности школьников, пересмотрено процентное соотношение времени, отводимого в учебном плане на изучение изобразительного искусства относительно общеучебных дисциплин, разработана методическая база развития творческой активности шкопьников на занятиях по изобразительному искусству, организована системообразующая деятельность учителя в процессе развития ОУУ младшего школьника.
Таким образом, возможно обеспечить развитие психических функций младшего школьника средствами уроков изобразительного искусства и, как следствие, повысить общую учебную успешность учащихся. В этом случае общая учебная успешность, с одной стороны, выступает средством развития личности школьника, а с другой стороны, является условием эффективной адаптации ученика в современном обществе.
Литература
1. Амонашвили Ш.А Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. - М.: Педагогика, 1984. - 297 с.
2. Ананьев Б.Г. Психология педагогической оценки. / В кн.: Избранные психологические труды: В 2-х т. - М.: Педагогика, 1980. - Т.2. - 287 с.
3. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. Аспект предупреждения неуспеваемости школьников. -Ростов-на-Дону, 1972. - 347 с.
4. Выготский Л.С. Педагогическая психология. / Под ред. В. В.Давыдова. - М.: Педагогика-Пресс, 1999. - 536 с.
5. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования АПН СССР. - М.: Педагогика, 1986. -
239 с.
6. Есипов Б.П. О роли и характере учета успеваемости в советской школе. // Советская педагогика. - 1955. - № 9. - С.85-94.
7. Зарецкий М.И. Основные вопросы учета успеваемости учащихся. // Советская педагогика. - М., 1946. - № 8. -С. 13-26.
8. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций. - М.: Прометей, 1992. - 528 с.
9. Макарова Е.Г. Преодолеть страх, или Искусствоте-рапия. - М.: Школа-Пресс, 1996. - 303 е., ил.
10. Неменский Б.М. Мудрость красоты. О проблемах эстетического воспитания. - М.: Просвещение, 1987. - 255 с.
11. Немов Р.С. Психология. Кн. 3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. - М.: Просвещение: В ЛАД ОС, 1995. - 512 с.
12. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. - М.: «Просвещение», «Учебная литература», 1996. -352 с.
13. Петровский В.А. К проблеме активности личности в познавательной деятельности. - Ульяновск, 1981. - 89 с.
14. Пинский АА. Средний балл, процент и статистика. II Советская педагогика. - М. - 1980. - № 12. - С.71-77.
15. Селектор С. Совместные исследования познавательных способностей. // Директор школы. - 1998. - № 4. -С. 11-19.
16. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. - Ярославль: «Академия развития;), 1996. -192 е., ил.
17. Симонов В.П. Педагогический менеджмент: 50 ноу-хау в области управления образовательным процессом. -М.: Издательство Российское педагогическое агентство, 1995. - 226 е., 13 рис.
18. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований. - М.: Педагогика, 1986. - 150 с.
19. Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника. - Ярославль: «Академия развития», 1996. - 240 е., ил.
20. Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. - Ярославль: ТОО «Гринго», 1995. -
240 е., ил.
21. Федеральная программа развития образования (1999-2005 гг.). II Народное образование. - 1999. - № 9. -С. 29-65.
22. Фохг-Бабушкин Ю.У Искусство и духовный мир человека. (Об особенностях воздействия искусства на личность). - М.: Издательство «Знание», 1982. - 112 с.
23. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. /Под ред. ДИ.Фельдштейля. М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995.-416 с.
24. Якунин В.А. Педагогическая психология. - СПб: изд-во Михайлова В.А., 2000. - 349 с.
МЕДВЕДЕВА Ирина Львовна, старший преподаватель кафедры дизайна, рекламы и технологии полиграфического производства.