Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
321
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОЦЕСС / ТВОРЧЕСКАЯ СПОСОБНОСТЬ / ВОЗРАСТ / УРОВЕНЬ / ЭТАП / ДИАГНОСТИКА / ЭКСПЕРИМЕНТ / КЛАСС / УЧЕНИКИ / ПРОЕКТ / РАБОТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Харайданова Жанна Ивановна, Неустроева Екатерина Николаевна

Проектная деятельность в жизни человека играет роль развивающую роль. Особенно это важно в младшем школьном возрасте, который представляет собой один из самых сложных и неоднозначных для анализа периодов развития в жизни человека. В рамках процесса обучения в этом возрасте закладываются основы социализации человека, особенности его взаимодействия с окружающими, а также формируется та образовательная база, которая впоследствии станет фундаментом его образовательной и трудовой деятельности. Актуальность исследования обусловлена интересом к данной проблеме с точки зрения её изучения в рамках психологии и педагогики, а с другой стороны, растущими требованиями школы к высокому уровню творческой активности учащихся. Целью исследования является изучение путей развития творческих способностей в процессе проектной деятельности младших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF CREATIVE ABILITIES OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN IN THE PROCESS OF PROJECT ACTIVITY

Project activity in human life plays a developmental role. This is especially important at primary school age, which is one of the most difficult and controversial periods of development in a person's life for analysis. Within the framework of the learning process at this age, the foundations of a person's socialization are laid, the features of his interaction with others, and the educational base is formed, which will later become the foundation of his educational and work activities. The relevance of the study is due to the interest in this problem from the point of view of its study within the framework of psychology and pedagogy, and, on the other hand, by the growing demands of the school for a high level of creative activity of students. The purpose of the study is to study the ways of developing creative abilities in the process of project activities of younger students.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Педагогика

УДК 37

студент Харайданова Жанна Ивановна

Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); кандидат педагогических наук, доцент Неустроева Екатерина Николаевна

Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ

ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. Проектная деятельность в жизни человека играет роль развивающую роль. Особенно это важно в младшем школьном возрасте, который представляет собой один из самых сложных и неоднозначных для анализа периодов развития в жизни человека. В рамках процесса обучения в этом возрасте закладываются основы социализации человека, особенности его взаимодействия с окружающими, а также формируется та образовательная база, которая впоследствии станет фундаментом его образовательной и трудовой деятельности. Актуальность исследования обусловлена интересом к данной проблеме с точки зрения её изучения в рамках психологии и педагогики, а с другой стороны, растущими требованиями школы к высокому уровню творческой активности учащихся. Целью исследования является изучение путей развития творческих способностей в процессе проектной деятельности младших школьников.

Ключевые слова: младший школьник, проектная деятельность, процесс, творческая способность, возраст, уровень, этап, диагностика, эксперимент, класс, ученики, проект, работа.

Annotation. Project activity in human life plays a developmental role. This is especially important at primary school age, which is one of the most difficult and controversial periods of development in a person's life for analysis. Within the framework of the learning process at this age, the foundations of a person's socialization are laid, the features of his interaction with others, and the educational base is formed, which will later become the foundation of his educational and work activities. The relevance of the study is due to the interest in this problem from the point of view of its study within the framework of psychology and pedagogy, and, on the other hand, by the growing demands of the school for a high level of creative activity of students. The purpose of the study is to study the ways of developing creative abilities in the process of project activities of younger students.

Keywords: junior schoolchild, project activity, process, creativity, age, level, stage, diagnostics, experiment, class, students, project, work.

Введение. Со времен когда начали реализовывать федеральный государственный образовательный стандарт, стали активно говорить о универсальных учебных действиях, о их формировании. И одним из особо используемых и внедряемых форм работ стала - проектная деятельность. Проектную деятельность рассматриваем как одну из форм формирующую регулятивные, познавательные, личностные УУД.

В наши дни у начального образования стоит главная задача - сформировать основу проектной деятельности младшего школьника, которая включает в себя систему познавательных мотивов и учебных мотивов, умение правильно ставить учебные цели, контролировать результат учебных действий.

Творческие способности включают в себя 2 уровня:

• Генетический уровень- это личностные качества человека.

• Эмоциональный уровень- процесс движения человека к совершенству исходя опыта народа.

Отличительной чертой проектной деятельности является то, что она обеспечивает творческий характер

для овладения действительности, воздействует на развитие творческого направления личности. Проектная деятельность, предоставляя ученику, широкий спектр новой деятельности, способствует расширению интересов. Во время учебного процесса у детей младшего школьного возраста повышается уровень психологической устойчивости, тревожность идет на спад, формируется адекватная самооценка.

Изложение основного материала статьи. Обучение школьников в процессе проектной деятельности совершенствует становление познавательной сферы, развивает познавательных процессов и творческие способности. Учитывая уровень сформированности самосознания учащегося, проектная деятельность оказывает большое влияние на основу формирования регулятивных процессов.

С целью проверки эффективного влияния проектной деятельности в развитии творческих способностей младших школьников, была проведена экспериментальная работа в МБОУ «Начальная общеобразовательная школа №36 «Надежда». В эксперименте принимали участие ученики 4 «Б» класса, всего их было 36. Класс обучался по программе «Школа Россия».

Экспериментальная работа включала в себя:

- определение уровней сформированности творческих способностей у детей младшего школьного возраста;

- разработку нескольких серий уроков с помощью проектной деятельности для развития творческих способностей младших школьников в образовательном процессе;

- обоснование действенности применения проектной деятельности в развитии творческих способностей младших школьников в обучении.

На констатирующем этапе использовалась методика диагностики творческих способностей детей младшего школьного возраста В.В. Синельникова и В.Т. Кудрявцева, для выявления уровней сформированности творческих способностей младших школьников. После диагностики был получены следующие результаты (Рис. 1):

• Высокий показатель был у 39% учеников;

• Средний - у 41%;

• Низкий показатель у 20% учащихся.

Для развития творческих способностей у младших школьников, необходимо использовать различные приёмы во время образовательного процесса. Апробация приемов развития творческих способностей в процессе проектной деятельности школьников проводилась во время уроков русского языка.

На уроках русского языка ученики работали над общим проектом, результатом которого стала самостоятельно составленный каждым учеником словарь фразеологических оборотов.

Проблема проекта: «Когда мы используем фразеологизмы?».

Для решения этой проблемы у вас должен быть большой запас по высоте. Решение этой проблемы -создать свой словацкий фонд для каждого студента. План работы образовательного проекта:

Проблема проекта: «Почему?», «Где и в каких ситуациях можно использовать фразеологизмы?». Актуальность проблемы - мотивация. Цель проекта: «Зачем создавать словарь?». Цели проекта:

1. Выберите фразу.

2. Определите его лексическое значение.

3. Найдите этимологию фразеологического оборота.

4. Найдите синонимичные фразеологизмы.

5. Антонимы были найдены в соответствии с важностью словацких оборотов.

6. Составляем стихи, рассказы, сказки, используя выбранный фразеологизм.

7. Придумывайте шарады, кроссворды, головоломки.

8. Делаем чертежи.

Методы и способы работы над проектом:

1. Применение дополнительной литературы.

2. Использование информационных технологий.

3. Обращение за помощью к учителю, родителям, библиотекарю и т.д.

4. Применение полученных знаний.

Результат - «Словарь фразеологических терминов». Подготовка к работе над проектами участников:

• создание группы;

• постановка цели проекта;

• постановка конкретных задач;

• планирование деятельности;

• разделение задач для каждой группы;

• определение того, как представить результат предложения;

• определение процедуры и критериев оценки результатов. Этапы работы проектным методом.

Этап 1 - знакомство с проектом. Деятельность учителя. Пояснение:

• проблема проекта;

• дизайнерский участок;

• цели и задачи. Студенческая деятельность. Играть в:

• постановка задачи;

• презентация ситуации;

• Разъяснение и принятие целей и задач. 2 этап - реализация мероприятий. Организовать:

• разделение на группы;

• разделение задач в группе;

• планирование мероприятий по решению проектных задач. Выполнить:

• разделение на группы;

• разделение ролей в группе;

• планирование работы.

Фаза 3 - реализация мероприятий Не участвует в мероприятиях, но:

• консультирует студентов;

• при необходимости предоставляет новую информацию;

• готовит предстоящую защитную презентацию результатов студентам. Активно работают и клетки:

• «приобрести» недостающие знания;

• подготовить презентацию результатов. Этап 4 - презентация.

Обобщает обучение:

• обобщает полученные результаты;

• принимает проблемы, намерения и намерения;

• умение работать, работать в группе с одноклассниками по общему делу;

• найти способ решить проблему;

• подумайте о действии и результате.

После истечения формирующего этапа эксперимента проводился контрольный. Класс повторно диагностировали. Результаты сравнили с результатами констатирующего этапа.

Рисунок 1. Диагностика уровня сформированности творческих способностей младших

школьников

По результатам исследования, показанных на рисунке 1, 69% учеников 4 «Б» класса продемонстрировали высокий уровень творческих способностей. Ученики свободно выражают себя, проявляют инициативу, принимают самостоятельные решения. У детей хорошее воображение, наблюдательность, мышление.

17% учащихся имеют средний уровень сформированности творческих способностей. Эти ученики самостоятельны, они много работают над выполнением заданий, но их решения недостаточно оригинальны. Их деятельность поддерживается волей и интеллектуальными усилиями. Школьники любопытны и придумывают хорошие идеи, но не проявляют большого творчества.

Низкий показатель среди 14% школьников. Это говорит о том, что ученики приобретают знания, но остаются пассивными в своем плане. Им сложно заниматься творчеством, они ждут от учителя напутствия. Таким ученикам не следует задавать неожиданные вопросы и перебивать их, им нужно больше времени для решения творческой задачи. Их ответы не предполагают оригинальности, нестандартных решений, инициативы.

Выводы. На основании полученных данных можно определить, что большинство учащихся младших классов, участвовавших в исследовании, находятся на высоком уровне сформированности творческих способностей. Креативность детей в младшем школьном возрасте развивается во всех видах деятельности.

По результатам нашего исследования мы можем определить необходимость применения процесса проектной деятельности в образовании.

Литература:

1. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. - М., 2002. - 320 с.

2. Гузеев В.В. «Метод проектов» как частный случай интегративной технологии обучения. [Текст] / Директор школы. 1995. № 6.

3. Гузеев, В.В., Новожилова, Н.В., Рафаева, А.В., Скоробогатова, Г.Г. Консультации: Методы проектов [Электронный ресурс]: http://www.lcl.srcc.msu.rU/library/Rafaeva_13_2007_1.p

4. Маркова А.К. Мотивация проектной деятельности школьника // Вопросы психологии, 2008, № 3. С. 11-13

5. Матюшкина А.М. Развитие творческой активности школьников / М.: Педагогика, 2011. - С. 160.

6. Симоненкова, Т.Д. Проектная деятельность учащихся [Текст] / Завуч. Управление современной школой. Москва. - 2007. - №8. - С. 3-6.

7. Ступницкая М.А. Новые педагогические технологии. Учимся работать над проектами. [Текст] / Ярославль: Академия развития, 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.