Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ'

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
9
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
творческие способности / способности / творческая деятельность / creative abilities / abilities / creative activity

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Швецова Резеда Фаритовна, Кожемякина Наталья Николаевна

В статье рассматриваются актуальные проблемы развития творческих способностей младших школьников на уроках математики. Авторы дают определения понятий «способности», «творческие способности». Творческие способности рассматриваются как динамическое образование, которое формируется на основе творческих задатков. Они формируют предпосылки для последующего развития различных способностей. Показано, что способности есть у каждого индивидуума, и их необходимо развивать. Своевременное развитие способностей, в том числе и творческих это залог успешной реализации задуманного человеком. В статье приводятся методики и инструментарий диагностики уровня развития творческих способностей младших школьников. Авторы предлагают некоторые способы развития творческих способностей младших школьников на уроках математики. В статье рассмотрены некоторые критерии, уровни развития творческих способностей учащихся, которые могут использоваться в методических разработках и планах учебных занятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the actual problems of the development of creative abilities of younger schoolchildren in mathematics lessons. The authors define the concepts of "abilities", "creative abilities". Creative abilities are considered as a dynamic education, which is formed on the basis of creative inclinations. They form the prerequisites for the subsequent development of various abilities. It is shown that every individual has abilities, and they need to be developed. The timely development of abilities, including creative ones, is the key to the successful implementation of what a person has conceived. The article presents methods and tools for diagnosing the level of development of creative abilities of younger schoolchildren. The authors suggest some ways to develop the creative abilities of younger students in math lessons. The article discusses some criteria, levels of development of creative abilities of students that can be used in methodological developments and lesson plans.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ»

2. Установление ориентиров и предсказывание конечного итога, исходя из произведенного исследования педагогической ситуации, с применением существующих средств и первоначальных предположений, целевое планирование.

3. Подготовка к педагогическому процессу и его реализация - аргументация и выбор различных форм активности обучающихся, реализация педагогического управления действий учеников.

4. Корректировка - проведение оценивания осуществлённого педагогического процесса, определение удачности / неудачности осуществления, при необходимости внесение изменений.

5. Заключительная проверка и анализ достигнутых результатов, включая сравнение с начальными показателями, оценивание результативности и рациональности используемых способов, инструментов, форм устройства педагогического процесса.

Решение любой педагогической задачи следует оканчивать посредством выдвижения теоретического обоснования произведенного решения, при этом устанавливается другая педагогическая задача. Стало быть, схема решения педагогической задачи охватывает не только процесс решения установленной задачи, но и проведение оценки полученных итогов. Цель подобной работы есть осознание и исправление ошибок (недочетов) при дальнейшей организации педагогического процесса. Практика решения педагогических задач способствует росту профессиональных умений педагога, приобретению поведенческого опыта в различных обстоятельствах.

Выводы. Таким образом, решение педагогической задачи - это воссоздание и имитация процессов разработки и принятия решений, непосредственно совершаемых педагогом. Главной предпосылкой профессионального продуктивного решения педагогической задачи, вследствие применения какой-либо методики, является инициативно увлеченное сотрудничество основных субъектов образовательного процесса - педагога и обучающихся. Целью использования педагогических задач в практике современного преподавания является развитие педагогического мышления, повышение педагогического мастерства и получение поведенческого опыта во всевозможных ситуациях, возникающих в процессе обучения и воспитания.

Литература:

1. Бейзеров, В.А. 105 кейсов по педагогике. Педагогические задачи и ситуации / В.А. Бейзеров. - М.: Флинта, 2014.-162 с.

2. Сластенин, В.А. Педагогика: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев. -М.: Академия, 2002. - 576 с.

3. Спирин, Л.Ф. Теория и технология решения педагогических задач (развивающееся профессионально-педагогическое обучение и самообразование) / Л.Ф. Спирин. -М.: Российское педагогическое агентство, 1997. - 176 с.

4. Теплов, Б.П. Проблемы различий / Б.П. Теплов. - М.: Издательство МГЛУ, 1961. - 278 с.

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Швецова Резеда Фаритовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург); магистрант Кожемякина Наталья Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Аннотация. В статье рассматриваются актуальные проблемы развития творческих способностей младших школьников на уроках математики. Авторы дают определения понятий «способности», «творческие способности». Творческие способности рассматриваются как динамическое образование, которое формируется на основе творческих задатков. Они формируют предпосылки для последующего развития различных способностей. Показано, что способности есть у каждого индивидуума, и их необходимо развивать. Своевременное развитие способностей, в том числе и творческих - это залог успешной реализации задуманного человеком. В статье приводятся методики и инструментарий диагностики уровня развития творческих способностей младших школьников. Авторы предлагают некоторые способы развития творческих способностей младших школьников на уроках математики. В статье рассмотрены некоторые критерии, уровни развития творческих способностей учащихся, которые могут использоваться в методических разработках и планах учебных занятий.

Ключевые слова: творческие способности, способности, творческая деятельность.

Annotation. The article deals with the actual problems of the development of creative abilities of younger schoolchildren in mathematics lessons. The authors define the concepts of "abilities", "creative abilities". Creative abilities are considered as a dynamic education, which is formed on the basis of creative inclinations. They form the prerequisites for the subsequent development of various abilities. It is shown that every individual has abilities, and they need to be developed. The timely development of abilities, including creative ones, is the key to the successful implementation of what a person has conceived. The article presents methods and tools for diagnosing the level of development of creative abilities of younger schoolchildren. The authors suggest some ways to develop the creative abilities of younger students in math lessons. The article discusses some criteria, levels of development of creative abilities of students that can be used in methodological developments and lesson plans.

Key words: creative abilities, abilities, creative activity.

Введение. В различных сферах человеческой жизни и деятельности всегда была важна возможность творить и создавать новое, производя его в ходе собственной деятельности - как в образовательной, так и в творческой деятельности. Вопросы, связанные с развитием у учащихся творческих способностей, актуальны на сегодняшний день. Существующая в наше время проблема творческого развития является одной из важнейших, настолько, что Богоявленская Д.Б. считает её проблемой века. Для развития человеческой цивилизации требуются талантливые и творческие люди.

Способность к творчеству - отличительная особенность человека, используя которую он может существовать в одном мире с окружающей природой, творить и не вредить при этом, преумножать, не разрушая. Развитие творческих способностей в раннем возрасте - залог успеха обучающегося Г11. Сами собой они не могут развиваться. Присутствующая в Российской Федерации система школьного образования практически не предусматривается в себе систематического и последовательного развития у школьников творческих способностей. В таких условиях развитие творческих способностей младшего школьника проходит обычно стихийно, поэтому они не способны достигать высоких результатов. Важным

средством для выхода из этой ситуации является кардинальное изменение методов и средств обучения, ориентация их на творческие способности и их развитие у школьников.

Стандарт ФГОС НОО «направлен на обеспечение... условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения - одаренных детей...» [12]. «В основе стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает...переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологии образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся...», а также «разнообразие организационных норм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащения форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности» [121.

Эта задача обуславливает значительные изменения привычных технологий в педагогике, которые направлены на развитие творческих способностей. Если в процессе обучения предлагать ребёнку различные ситуации проблемного плана, которые для решения требуют нестандартного подхода и выхода за привычные рамки, то он сможет проявить все свои возможности и особенности в полной мере.

Теория обучения математике в нашей стране указывает на то, что изучение математики и смежных наук в системе образования является системообразующим, позволяя развивать у человека способности к логическому мышлению и познания, оказывая значительное влияние на изучение иных учебных дисциплин. Одна из главных задач при обучении школьников математике состоит в развитии мышления логического типа, а также творческого, дивергентного мышления. При рассмотрении вопроса формирования творческих способностей крайне важно, чтобы в общую структуру мыслительного процесса школьника, кроме привычных алгоритмических навыков и умений, формирующихся при существующей системе обучения, также включались приёмы эвристического характера - конкретного или общего плана.

Изложение основного материала статьи. Изучение профильной литературы позволяет заметить, что не существует единого мнения со стороны исследователей относительно определения творческих способностей личности. Некоторые учёные высказывались, что творческих способностей, как таковых, вообще не существует (Маслоу А., Танненбаум А., Богоявленская Д.Б., Олох А. и другие). Проблематику в широком смысле в своих работах рассматривал Теплов Б.М. В итоге он сделал вывод: определение «способности» в себя включает психологические и индивидуальные особенности, отличающие индивидов друг от друга. Способности - это не любые особенности индивидуального плана, а только те из них, которые приводят к успешной деятельности или нескольким [11, С. 3561. В процессе учебной деятельности будут развиваться способности в качестве индивидуальных личностных особенностей, они будут влиять и на успешность учебного процесса. Важно также отметить, что способности будут развиваться в той сфере, для работы или обучения в которой они нужны. Способности творческого плана будут развиваться только при соответствующей деятельности. Перед учителем в таком случае ставится задача развития творческих способностей, которые могут быть развиты путём соответствующей деятельности во время изучения математики. При взаимодействии с педагогом ученик будет осваивать новые виды деятельности, в качестве одного из основных результатов будет выступать развитие различных, в том числе творческих, способностей у младшего школьника.

Определим термины «творческая деятельность» и «творчество». Моляко В.А. устанавливает в своих работах такое определение понятия «творчество» - «целенаправленная человеческая деятельность, приводящая в своём ходе к созданию новых духовных и материальных ценностей, обладающих при этом общественным значением» [7, С. 41. Творчество в качестве деятельности, создающей что-то оригинальное и новое, входящее в историю развития как непосредственно творчества, так и общего развития искусства, науки и прочих сфер, определяет в своих исследованиях знаменитый психолог Рубинштейн С.Л. [10, С. 1461. Грузенберг С.О. утверждает, что по сути своей творчество представляет собой создание или сотворение чего-то нового. Если нового не образуется, то и творчества нет [3, С. 141. Новое в творчестве является планомерным изменением ранее существовавших раздражителей и их комбинации, а также взаимоотношений между ними, которых ранее не существовало ни в чужом, ни в личном опыте. Николаева Л.С. характеризует творческую деятельность в качестве активности человека, направленной на достижение поставленных перед человеком целей и получение результата, связанных с удовлетворением его интересов и потребностей, исполнение требований со стороны государства и общества [8, С. 1171.

Исходя из указанного выше, можно сделать вывод - существование личности напрямую определено деятельностью предметного типа, направленной на изменение мира путём творчества по плану, поставленному человеком. Выготский Л.С. считает, что в качестве творческой деятельности понимается особенный вид человеческой деятельности, в процессе которого создаётся что-то новое - предмет или мыслительный процесс, приводящий к появлению новых знаний, чувство, которое отражает обновлённое отношение к окружающему миру [2, С. 1161.

Проводя анализ данных по факту изучения психолого-педагогической литературы, можно сделать вывод - творческая деятельность может быть рассмотрена в качестве деятельности человека, приводящей к созданию духовных или материальных ценностей, не существовавших ранее в личностном опыте или в опыте других людей. Основным итогом творческой деятельности становятся именно творческие способности.

Детальнее рассмотрим термин «творческие способности». Сам термин «способности» различные исследователи трактуют по-своему. Теплов Б.М. в ходе исследований выдвигает собственную концепцию относительно того, что существуют так называемые «задатки» - физиологические и анатомические особенности конкретного человека, которые формируют предпосылки для последующего развития различных способностей. Он считает, что именно задатки являются предпосылками для дальнейшего развития у человека способностей, при этом, не предопределяя их, но помогая развивать. Задатки оказывают влияние на развитие человеческих способностей, но не в качестве основного фактора. Способности формируются в течение всей жизни в ходе человеческой деятельности. Крутецкий В.А. связывает творческие способности с реализацией нового, отличающегося собственной оригинальностью, а также с поиском новых вариантов выполнения различных видов деятельности [6, С. 271. Опфер C.B. определял творческие способности в качестве индивидуальных качеств и особенностей личности, определяющих успешность реализации человеком творческой деятельности разных видов [9, С. 81.

Можно сделать промежуточный вывод - одними из главных факторов, позволяющим развиваться у младшего школьника творческим способностям, являются деятельность и задатки. Вторые представляют собой одни из предпосылок для развития различных, в т.ч. и творческих способностей. Способности, как типологические индивидуальные личностные качества, могут развиваться во время деятельности, определяя при этом её успешность. Уделяя важную роль развитию у обучающихся способностей творческого плана, современный педагог обычно занимается поиском инновационных способов, выступая при этом в качестве новатора и создателя нового. Творчество педагога охватывает разные аспекты его деятельности - от разговоров с учениками и плана занятия до работы по организации класса в соответствии с

персональными и возрастными особенностями учащихся. Педагог работает над развитием педагогической стратегии для всестороннего развития учащихся в соответствии с их индивидуальными особенностями. Задача педагога в том, чтобы у любого ученика развивать активность в плане познания, подмечая при этом различные проявления творческих способностей, формируя условия для их развития, как на уроке, так и во внеклассной деятельности. Творчеством является решение любой математической задачи само по себе. Чем сложнее задача, тем больше при её решении со стороны учащегося применяется навыков и умений, тем больше используется им собственного потенциала, в том числе и творческого. Безусловно, изначально вовлечение в деятельность творческого плана стоит начинать на достаточно лёгких заданиях, в формулировках которых имеются заметные противоречия: в качестве примера могут выступать задачи, в условии которых есть ошибки и нереальные рассуждения - цель ученика в таком случае состоит в выявлении и устранении ошибки; задачи, где необходимо найти всю возможную информацию - учащийся при этом самостоятельно выдвигает определения и вопросы, решая их; задачи с наличием избыточной информации. В них учащиеся сами находят лишние данные, отказываясь от их использования.

Крайне важно обучать разнообразным способам решения задач. Именно такой шаг (решение поставленных задач разными методами - логическим, смешанным, практическим, геометрическим, любым иным) выступает в качестве предпосылки для развития у учеников творческих способностей.

Анализ теории, содержащейся в исследованиях учёных, позволил выделить такие критерии для оценки реального уровня развития способностей учащихся к творчеству в начальной школе. Первый - когнитивный. Характеризуется рядом показателей: воспроизведение различных идей (продуктивность в творчестве); широкая вариативность ответов и их категорий; большое количество редко встречающихся ответов с необычно употреблёнными элементами и оригинальной необычной структурой; логично оформленные ответы с выбором правильного решения, которое соответствует изначально установленной цели. Второй - личностно-креативный. Учащийся имеет возможность активизации собственного потенциала в творческом плане; использует воображение; отсутствует страх при высказывании собственного мнения относительно решения задачи; инициативен; заинтересован в правильном решении поисковых и проблемных задач; имеет ярко выраженную тенденцию к творчеству в привычной деятельности. Третий - деятельносто-процессуальный. Ученик стремится само выражаться и достигать поставленных целей, стремится получать позитивный результат [51.

Исходя из полученных определений показателей и критериев, можно описать уровни формирования у младших школьников творческих способностей.

Высокий. Учащийся быстро формирует разнообразные идеи, предлагает разные типы и виды решений. Ответы относятся к различным категориям, он даёт множество редких и нестандартных ответов, его решения отличаются от привычных нестандартным применением элементов, ответы имеют оригинальную структуру. Ответы логичные и выстроенные по структуре, выбирает адекватные и логичные решения, полностью соответствующие установленной цели. Воображение творческое и быстрое, нет страха в высказывании собственной точки зрения. Ученик инициативен и способен выходить за стандартные рамки, заинтересован в быстром решении поисково-проблемных задач. Имеется тенденция на индивидуальность в творчестве. Стремится заниматься деятельностью творческого плана, само выражаться. Готов к сотрудничеству с педагогом для получения нужного результата.

Средний. Ученик выражает небольшое количество разнообразных идей, предлагая при этом небольшое число различных типов, видов и категорий идей. Не все ответы ученика относятся к разным категориям, редких ответов немного, не каждое из решений отличается нестандартным применением элементов, оригинальным по структуре ответом. Ответы не всегда логичные и стройные, не каждый раз выбирается адекватное и корректное решение, соответствующее цели. Скорость воображения и связанных с ним процессов невысокая, иногда может бояться высказать собственное мнение относительно проблемы. Ученик малоинициативен. В целом, заинтересован в решении поисково-проблемных задач, но может при этом испытывать различные затруднения. Стремится к творческим типам деятельности и самовыражению, но при этом испытывает разные сложности. Выявлено слабое устремление на достижение поставленной цели. Имеет неустойчивые навыки сотрудничества с педагогом.

Низкий. Идеи учащимся воспроизводятся медленно, даётся всего 1 или 2 ответа. Категорий ответов даётся небольшое количество. Относятся все ответы к стандартной категории, редких ответов не предоставляется, решения не имеют нестандартно использованных элементов, оригинальных по структуре ответов. Ответы зачастую нелогичные и нестройные, адекватное решение выбирается не всегда, цель достигается редко. Воображение медленное, на проблему собственную точку зрения не высказывает, малоинициативен. В решении поисково-проблемных задач не заинтересован. К самовыражению и участию в творческой деятельности не стремится, достигать цели не хочет, как и получать положительные результаты собственной деятельности. Навыки сотрудничества с педагогом отсутствуют или выражены крайне слабо.

Далее, исходя из установленных критериев, мы выбрали комплекс методик для диагностики при выявлении у младших школьников уровня развития творческих способностей: Тест Вильямса с модификацией Туник Б.Б. «Тест творческого (дивергентного) мышления», метод «Вербальная фантазия» и педагогическое наблюдение. Тестирование школьников младших классов нужно проводить индивидуально по возможности, допускается и проведение группового тестирования. Тестирование в группе может организовывать в составе групп от 15 до 30-35 человек, что обычно соответствует количеству человек в школьном классе. Оптимально проводить тестирование в составе маленьких групп до 15 человек, поэтому большой класс можно разделить на 2 группы, при этом каждый ученик должен сидеть на отдельном месте за партой. Применение вышеуказанных методик позволило установить начальный уровень формирования у младших школьников творческих способностей - из 25 учеников, участвовавших в ходе исследования, 12 обладают низким уровнем развития творческих способностей. Идеи воспроизводились крайне медленно (1 или 2 ответа), ответы при этом относились к 1 или 2 категориям. К самовыражению ученики не стремились, как и к достижению целей, иногда не доводили начатую задачу до конца. У 11 учеников в ходе исследования выявлен средний уровень развития творческих способностей. Ответы, данные ими, относятся к разным категориям, редких ответов давалось немного, необычного использования элементов в них практически не было. К творческой деятельности и самовыражению стремились, испытывая при этом сложности, к примеру, ученик № 2 изложил повествование только после наводящих вопросов со стороны учителя. Только 2 ученика имеют высокий уровень. Идеи воспроизводили быстро и давали много различных ответов, к участию в творческой деятельности стремились, как и к самовыражению и реализации поставленных задач, к получению конкретного результата. Собственную точку зрения высказывали, не боясь при этом критики.

Выводы. С использованием данных методик можно значительно углубить знания преподавательского состава относительно творческой деятельности учеников и механизмов её формирования, а также относительно процессов их развития. Указанный инструментарий может применяться как частично, так и в целом, что в итоге позволит сформировать максимально эффективную стратегию развития способностей ученика, делая все занятия более значимыми и продуктивными. Выделенные в работе критерии, уровни развития творческих способностей учащихся, а также средства их

диагностики, крайне значимы для профессиональной деятельности педагога, поэтому могут использоваться в методических разработках и планах учебных занятий.

Литература:

1. Бухарова, И.С. Диагностика и развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста: учебное пособие для вузов / ИС.Бухарова,- 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2023,- 119 с,- (Высшее образование). - ISBN978-5-534-08212-8. - Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/514990

2. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. - Москва: Просвещение, 1991.-206 с.

3. Годфруа, Ж. Психология / Ж. Годфруа. - Москва. Мир, 1992 - 436 с.

4. Дубровина, И.В. Психология: учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.В. Дубровина. - Москва. Издательский центр «Академия», 1999. -494 с.

5. Котова, Е.В. Развитие творческих способностей дошкольников: методическое пособие / Е.В. Котова, C.B. Кузнецова, Т.А. Романова. - Москва: ТЦ Сфера, 2020. - 128 с.

6. Крутецкий, В.А. Психология: учебник для учащихся пед. училищ / В.А. Крутецкий. - Москва: Просвещение, 1980.-352 с.

7. Моляко, В.А. Проблемы психологии творчества и разработка подхода к изучению одаренности / В.А. Моляко // Журнал вопросы психологии. - 1994. -№ 5. - С. 45-51

8. Николаева, Л.С. Использование нетрадиционных форм заняти / Л.С. Николаева // Журнал начальная школа. - 2001. -№8. -С. 25-28.

9. Опфер, C.B. Развитие способностей в деятельности человека / C.B. Опфер. - Москва: Лаборатория Книги, 2011. - 121 с.

10. Рубинштейн, С.А. Основы общей психологии. В2т. Воображение / С.А. Рубинштейн. - Москва: 1989. - 360 с.

11. Теплов, Б.М. Проблемы индивидуальных различий / Б.М. Теплов. - Москва: АПН РСФСР, 1961. - 536 с.

12. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Утвержден приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. N 286.

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Швецова Резеда Фаритовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург); магистрант Кадырова Алия Жаксыгалеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)

ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ ПРЕДМЕТНЫХ

РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация. Современная школа - это место, где ребёнок получает новые знания, развивается, находит друзей, другими словами, социализируется и становится полноценным членом общества. В дошкольном возрасте чаще всего ребёнок самостоятельно познаёт мир, постоянно прикасаясь к нему, ощупывая предметы, пробуя на вкус, созерцая. При обучении в школе зачастую детский интерес к получению знаний резко угасает по сравнению с дошкольным возрастом. Потому что в школе, особенно в начальной, учитель берёт на себя роль руководителя мыслительного процесса ребенка. Преподаватель предоставляет информацию, которую ученик должен усвоить, задает вопросы и предлагает ответы, формулирует определённые задачи, при этом объясняет способы их решения, предлагая те или иные варианты. Это привычный и стандартный подход к образованию, однако он может существенно снизить интерес ребенка к знакомству с новым материалом и его усвоению, так как у ребёнка закладывается представление о том, что преподаватель будет предоставлять все необходимые знания, разжёвывать и с усердием вкладывать максимально доступную информацию. В связи с этим ряд выдающихся педагогов, среди которых можно выделить Г.И Щукину, С.Л. Рубинштейна, Л.С. Выготского, а также многих других, имеют совершенно иной взгляд на педагогический подход. Данные исследователи в области педагогики считают, что ученику становится интересно, если он сам принимает активное участие в процессе обучения. В таком случае ребенок становится не только получателем информации, но и исследователем, который самостоятельно открывает для себя что-то новое и познает науку. Педагогические методы, такие как: использование проблемных ситуаций, рефлексии, обучение в кооперации - способствуют вовлечению ребенка в активный поиск знаний и развитие его познавательного интереса. Таким образом, развитие познавательного интереса является важным аспектом образования, позволяющим ученикам быть активными и самостоятельными участниками обучения, не только получая готовую информацию от учителя, но и активно исследуя мир и самостоятельно принимая непосредственное участие в познавательном процессе. В данной статье речь пойдёт о прибегании к проблемным ситуациям в процессе обучения и использовании их как средства достижения предметных результатов учащихся на младшей школьной ступени.

Ключевые слова: младший школьник, проблемные ситуации, образование, результат, достижение.

Annotation. Modern school is a place where a child acquires new knowledge, develops, makes friends, in other words, socializes and becomes a full-fledged member of society. In preschool age, children mostly explore the world independently, constantly touching it, feeling objects, tasting them, and contemplating. However, when children start school, their interest in acquiring knowledge often diminishes compared to their preschool age. This is because in school, especially in the early stages, the teacher takes on the role of guiding the child's thought process. The teacher provides information that the student must assimilate, asks questions and offers answers, formulates specific tasks, while explaining the methods of their solution and suggesting various options. This is a familiar and standard approach to education, but it can significantly decrease a child's interest in familiarizing themselves with new material and assimilating it, as the child develops the notion that the teacher will provide all the necessary knowledge, present it in a straightforward manner, and provide readily accessible information. Due to this, outstanding educators such as G.I. Shchukina, S.L. Rubinstein, L.S. Vygotsky, among others, have a completely different view of the pedagogical approach. These researchers in the field of pedagogy believe that students become interested when they actively participate in the learning process. In this case, the child becomes not only the recipient of information but also an explorer who independently discovers something new and learns science. Pedagogical methods such as the use of problematic situations, reflection, and

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.