Научная статья на тему 'Развитие творческих способностей'

Развитие творческих способностей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2639
424
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
European research
Область наук
Ключевые слова
СПОСОБНОСТИ / ABILITY / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / UNIVERSAL CREATIVITY / ТВОРЧЕСТВО / CREATIVITY / ТАЛАНТ / TALENT / КОМФОРТНАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ОБСТАНОВКА / COMFORTABLE PSYCHOLOGICAL ATMOSPHERE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Павлова Светлана Александровна

В статье рассмотрены условия и методы развития творческих способностей, влияние их на потенциал человека. Показано, что способности у каждого индивидуальны и их необходимо, развивать. Развитие способностей это путь к таланту. Развивать способности нужно с раннего возраста, именно этот возраст располагает успешно развивать творческие способности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие творческих способностей»

Development of creative abilities Pavlova S. (Russian Federation) Развитие творческих способностей Павлова С. А. (Российская Федерация)

Павлова Светлана Александровна /Pavlova Svetlana - кандидат педагогических наук, доцент, кафедра психологии и педагогики, Гжельский государственный университет, п. Электроизолятор

Аннотация: в статье рассмотрены условия и методы развития творческих способностей, влияние их на потенциал человека. Показано, что способности у каждого индивидуальны и их необходимо, развивать. Развитие способностей - это путь к таланту. Развивать способности нужно с раннего возраста, именно этот возраст располагает успешно развивать творческие способности. Abstract: the article describes the conditions and methods of development of creative method-values, and their influence on the human potential. It is shown that the ability of each individual and their needs to develop. The development of abilities is the way to talent. To develop ability from an early age, what this age has to successfully develop creative abilities.

Ключевые слова: способности, универсальные творческие способности, творчество, талант, комфортная психологическая обстановка.

Keywords: ability, universal creativity, creativity, talent, comfortable psychological atmosphere.

DOI: 10.20861/2410-28 73-2016-15-002

О творческом развитии способностей писали в своих трудах И. Я. Лернер, В. А. Сухомлинскй, А. Н. Окунев.

Б. М. Теплов выделил три признака способностей, которые легли в основу определения, используемого специалистами:

1. способности - это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого;

2. только те особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения деятельности или нескольких деятельностей;

3. способности несводимы к знаниям, умениям и навыкам, которые уже выработаны у человека, хотя и обусловливают легкость и быстроту их приобретения [5, с. 9-20].

Развивать творческие способности необходимо для современного человека, так как обществу нужны творчески-мыслящие люди. Человек сможет правильно оценить изменения, происходящие в общественной, культурной и научной жизни, если он мыслит творчески. Ему удается мыслить нестандартно, выдвигать неординарные идеи, строить проекты. Современное общество предъявляет всё более сложные требования к каждому поколению, вступающему в жизнь. Младший школьный возраст - это период, когда особенно всё впитывается быстро. Этот возраст является самым ответственным периодом психологического развития ребенка, интенсивного развития всех психических функций, когда закладываются основы творческих способностей, формируется структура мотивов и потребностей, нравственных норм, самооценки. Для данного возраста характерно: повышенная восприимчивость, подчинение авторитету, впечатлительность, наивное отношение ко многому, с чем они сталкиваются. Поэтому этот период в жизни ребенка - хорошая возможность для развития способностей к творчеству. И от того, насколько была использована эта возможность, во многом зависит творческий потенциал взрослого человека. Сегодня не так много людей с высоким потенциалом и объясняется это тем, что в детстве лишь очень немногие оказались в условиях, благоприятных для развития творческих способностей. Развитие способностей у детей совершается в процессе воспитания и обучения. Одним из основных условий развития творческих способностей на занятиях в учреждениях образования, является, создание атмосферы, благоприятствующей появлению новых идей. Главное на пути создания такой атмосферы - развитие чувства психологической защищенности у детей. Критические высказывания в адрес детей и создание у них ощущения того, что их предложения неприемлемы, приводят к подавлению их творческих способностей. К мыслям, которые высказывают дети, следует относиться с уважением. Учитель должен поощрять детей в их попытках браться за сложные задачи, развивая тем самым их мотивацию и настойчивость. Так же особое значение в развитии творческих способностей детей имеет обстановка и среда. Помещение, где проходят занятия детей, должны быть устроены так, чтобы детям было комфортно в нём прибывать. Педагог должен стать консультантом и помощником

детей, оставляя за собой функцию контроля за происходящим, но в тоже время, давая возможность детям строить творческий процесс самостоятельно.

Путь становления творческих способностей - это путь развития изобретательского и исследовательского таланта. Одним из основных принципов обучения является принцип от простого к сложному. Этот принцип заключается в постепенном развитии творческих способностей. Существуют разные методы развития творческих способностей: практические, наглядные, словесные. К практическим методам относятся упражнения, игры, моделирование.

Упражнения - многократное повторение ребенком практических и умственных заданных действий. Упражнения подразделяются на конструктивные, подражательно - исполнительские, творческие. Игровой метод предполагает использование различных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами. Моделирование - это процесс создания моделей и их использования.

Словесными методами являются: рассказ, беседа, чтение, пересказ. В работе с детьми все эти методы должны сочетаться друг с другом. У каждого человека существуют также универсальные творческие способности.

Универсальные творческие способности - это индивидуальные особенности, качества человека, которые определяют успешность выполнения их творческой деятельности различного рода.

Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. Такими условиями являются:

1. Ранее физическое и интеллектуальное развитие детей.

2. Создание обстановки, определяющей развитие ребенка.

3. Самостоятельное решение ребенком задач, требующих максимального напряжения, когда ребенок добирается до «потолка» своих возможностей.

4. Предоставление ребенку свободу в выборе деятельности, чередовании дел, продолжительности занятий одним делом и т.д.

5. Умная доброжелательная помощь взрослых.

6. Комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослыми стремления ребенка к творчеству [2].

Дети младшего школьного возраста с удовольствием занимаются творчеством - лепят и рисуют, сочиняют сказки, занимаются народными промыслами. Творчество делает жизнь ребенка богаче, полнее, радостнее. Дети способны заниматься творчеством независимо от личностных комплексов.

Подростков так же не устраивает роль пассивных слушателей на уроке. Они ждут новых форм знакомства с материалом, в которых могли бы воплотиться их активность, деятельный характер мышления, тяга к самостоятельности. И великолепным способом решения данной проблемы являются познавательные задачи, развивающие способности детей, задачи, которые вызывают повышенный интерес и желание их решать. Развитием творческих способностей учащихся необходимо заниматься систематически и целенаправленно [1].

Литература

1. Винокурова Н. К. Развитие творческих способностей учащихся. М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 1999.

2. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. - СПб., 2002. С. 146.

3. Мельникова Е. А. // Инновационные педагогические технологии: материалы II междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). - Казань: Бук, 2015. - 130-133.

4. Миронов Н. В. Способность и одаренность в младшем школьном возрасте // Начальная школа. 2004.

5. Теплое Б. М. Проблемы индивидуальных различий. Москва, Изд. Академии наук РСФСР. 1961. С. 9-20.

6. [Электронный ресурс]: Творческое развитие детей младшего школьного возраста средствами социально-культурной деятельности. URL: // http://bibliofond.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.