1УДК 78:37 ББК 85.31
О ФОРМИРОВАНИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ
Г. П. Стулова
Статья посвящена проблеме формирования творческих способностей детей, так как они являются единственным источником интеллектуального и материального прогресса общества.
Автор утверждает, что творчество человека - это особое свойство его разума. Оно зарождается с самого раннего возраста и формируется в процессе исследовательской деятельности ребенка. Однако для успешного результата необходимы определенные условия. К ним относятся прежде всего определенные знания, а также развитие таких личностных качеств, как способность к самообразованию, любознательность, скептицизм, настойчивость, воля, физическое здоровье. Кроме этого, необходимы страстное желание творческой деятельности, упорный труд, степень одаренности от природы, которая характеризуется такими понятиями, как способности, талант, гениальность; необходим и талантливый педагог.
В результате анализа этих условий, связанных с развитием некоторых личностных качеств, показан путь формирования творческих способностей детей в процессе обучения хоровому пению.
Ключевые слова: творчество, способности, голосовые проявления, исследовательская деятельность, способности к самообразованию, любознательность, наблюдательность, воображение, скептицизм, настойчивость, энтузиазм, память, эмоциональность, физическое здоровье, хоровое пение, вокально-хоровая деятельность, певческое искусство, кризис системы образования.
FORMATION OF CREATIVE ABILITIES OF PUPILS G. P. Stulova
The article is devoted to the problem of creativity development. The author claims that creative abilities are the only source of intellectual and material progress for our society.
Creativity is a special state of human mind. It arises from a very early age and develops during the process of research activities. However, for a successful outcome you need some certain circumstances. These include, first of all, certain knowledge and development of such personal qualities as ability to self-education, curiosity, skepticism, persistence, will, physical health. In addition, a passionate desire for creative activity is necessary as well as hard work; the degree of natural endowments, which is characterized by such notions as ability, talent, genius; a talented teacher.
After analyzing these conditions, which are connected with the development of certain personal qualities, the article discusses a path of child's creativity development from the perspective of choral singing classes.
Keywords: creativity, abilities, vocal effects, research, self-study, curiosity, observation, imagination, skepticism, perseverance, enthusiasm, memory, emotion, physical health, choral singing, vocal and choral activities, art of singing, crisis of the education system.
С позиций идеалистической философии Всевышний сотворил мир и создал человека по своему образу и подобию. Не задаваясь целью раскрыть это сложное философское понятие, хотелось бы подчеркнуть: главное подобие человека своему Твор-
цу заключается, кроме всего прочего, в способности человеческого разума к творческому преобразованию окружающей нас действительности.
Творчество человека - это удивительное и еще не до конца понятое свойство его разума
создавать то, что ранее не существовало. Творческие способности людей являются единственным источником интеллектуального и материального прогресса общества.
Стремление к творчеству зарождается и формируется в процессе исследовательской деятельности человека, которая проявляется у ребенка от момента рождения.
Первые голосовые проявления ребенка, особенно в первый год жизни, уже носят творческий и исследовательский характер. Он не только изучает свои голосовые возможности в процессе игры звуками своего голоса, но и исследует реакции родителей или окружающих его взрослых на эти голосовые проявления, добиваясь от них внимания к себе и удовлетворения каких-то потребностей.
Ребенок исследует окружающие его предметы, стараясь постигнуть их конструкцию изнутри, и поэтому нередко ломает их, к неудовольствию взрослых. Он испытывает особую радость, когда ему удается составить какие-либо новые комбинации из отдельных предметов, например, построить домик из кубиков и т. п. Из практических наблюдений замечено, что творческая деятельность всегда приносит радость не только детям, но и взрослым.
Нельзя без волнения читать слова Р. Роллана, выраженные монологом Жана Кристофа: «Радость, бешеная радость, божественная радость творчества! Есть только одно счастье - творить. Есть только те люди, что творят, остальные - это лишь тени, блуждающие по земле, чуждые жизни. Творить в области плоти или духа - значит вырваться на волю из темного плена, рвануться в ураган жизни, быть тем, кто существует. Творить - значит убивать смерть» [1, с. 125].
В состоянии творческого вдохновения человек испытывает величайшую радость, восторг, ни с чем несравнимое счастье. Творец как бы отрешается от своего «я» и сливается с объектом созерцания, проникая в самую сущность явления.
Охваченный таким экстазом, человек нередко начинает петь и плясать. Например, из эпистолярного наследия Пушкина нам известно, что после окончания трагедии «Борис Годунов» он писал Вяземскому: «Трагедия моя окончена; я перечел ее вслух, один, и бил в ладоши и кричал, ай да Пушкин, ай да сукин сын!»
Однако следует сказать, что творческий процесс не только вызывает положительные чувства, но и сам зависит от них. Выдающиеся творцы не раз отмечали влияние эмоций на эффективность творчества. Например, Станиславский считал, что первым и самым важным двигателем творчества являются чувства. Известный русский скульптор Антакольский писал о том, что «без эмоций нет художественного произведения». Павлов в письме к молодежи писал: «Одним из основных качеств ученого - страсть. Помните, что наука требует от человека всей его жизни, большого напряжения и великой страсти. Будьте страстны в вашей работе и в ваших исканиях. Ум, не воодушевленный чувствами, - это бесплодный ум».
По убеждению великих мыслителей, творчество - источник смысла и оправдание нашего существования. Жизнь каждого из нас не бесконечна. И лишь то, что создано ценного для других, бессмертно в веках.
Но всем ли доступно такое творчество и как этого добиться? Как можно стать личностью?
Как уже было сказано, способности к творчеству даны каждому человеку от природы, однако в разной степени. Господь, раздавая таланты людям, заповедал трудиться над ними, чтобы преумножить их. И, как сказано в одной из евангельских притч, кто не трудится и не преумножает данный ему талант, у того он отнимается.
Общепринятым в науке считается мнение о том, что любые способности можно развивать. Все дело в методах педагогической работы в этом направлении. Поискам таких методов посвящаются специальные исследования целых поколений ученых и педагогов-практиков в области воспитания и образования, хотя успех педагогической работы во многом предопределяет еще и феномен врожденных способностей.
Весь опыт человечества свидетельствует о том, что творческие способности являются результатом взаимодействия врожденного и приобретенного. Однако многим из нас может не хватить целой жизни, чтобы восполнить недостающие способности. Тем не менее многие педагоги уже давно размышляют над проблемой развития творческих способностей учащихся за реально приемлемый срок, например, за пе-
риод обучения в учебном заведении, причем не обязательно высшем. Творческим человек может стать, имея среднее образование. Творчество возможно на различных уровнях и в любой области деятельности, а не только в искусстве и науке.
Недаром существуют различные степени проявления творчества в деятельности человека, которые характеризуются такими понятиями, как способности, талант, гениальность.
Современная наука не обладает способом точного измерения творческих способностей. Однако можно попытаться проанализировать условия, необходимые для формирования творческих способностей. Этими условиями можно считать прежде всего наличие знаний в определенной области. Кроме того, эффективность формирования творческих способностей зависит от развития таких личностных качеств, как способности к самообразованию, любознательность, наблюдательность, внимание, воображение, скептицизм, настойчивость, энтузиазм, память, воля, эмоциональность, а также физическое здоровье.
Творчество невозможно без знаний. Поэтому путь к творчеству в любой области лежит через постижение этапов многовекового опыта человечества, которые принято называть знаниями, умениями и навыками.
Основное средство творческого роста учащихся - самостоятельная работа. Вспомним в связи с этим афоризм выдающегося немецкого ученого и писателя Г. Лихтенберга: «Человека ничему нельзя научить. Он всему должен научиться сам» [2, с. 67].
Одна из удивительных способностей человеческого разума - любознательность, как бескорыстное стремление к знаниям, побуждаемое исключительно собственными научными интересами.
Наблюдательность - это внимательное отношение к явлениям и предметам окружающего нас мира. Только наблюдательность позволяет человеку проникать в суть явлений и постигать закономерности в их взаимосвязи.
Успех в творческом труде многие исследователи приписывают умению предельно концентрировать свое внимание на объекте творчества. Например, один известный немецкий ученый говорил, что своим успехом он обязан
долгим сосредоточением внимания на какой-нибудь одной мысли. И. П. Павлов характеризует свои «Лекции о работе больших полушарий головного мозга» как «плод неотступного двадцатипятилетнего думания».
Воображение - это умение домыслить, вывести недостающую информацию, связать разрозненные звенья мышления гипотезой, предположить то, как это может быть. Воображение или фантазия - это психическая деятельность, при которой происходит изменение и преобразование тех или иных представлений. Воображение основано на использовании имеющегося у человека чувственного опыта. Материалом для воображения служит память образов восприятий объективной действительности. В результате деятельности человеческой фантазии они приобретают в сознании человека новые формы. При определенных условиях фантазия может стать творческой, войти в качестве важной составляющей части в творческий акт.
Скептицизм - это критическое восприятие явлений, непризнание догм, отказ от преклонения перед установившимся мнением. Сомнение - начало работы мышления.
Настойчивость как свойство личности совершенно необходима для преодоления трудностей, которые неизбежно возникают в любом творческом процессе.
Энтузиазм состоим в активном и устойчивом интересе к происходящему, в стремлении к действию и участию в жизненных процессах. Интерес детей к какой-либо деятельности тесно связан с мотивацией, пониманием ее смысла для их жизнедеятельности и профессиональной ориентации.
Память - необходимейшее условие творчества как «хранилища» знаний. В процессе систематической тренировки в процессе учебной деятельности она поддается развитию.
Эмоции человека определяют степень активности психических процессов мозга и его работоспособности. Эмоциональная сфера детей успешно развивается в процессе творческой деятельности и в то же время определяет ее эффективность.
Очень многие творческие исследователи придают большое значение волевому акту в творческом процессе. Необходимым условием для формирования творческих способностей
является наличие сильной воли, которая преодолевает все препятствия на пути к успеху, побеждает свою лень и не может отступить в достижении своей цели.
Ошибаются те, кто считает, что творческий процесс зависит только от вдохновения. П. И. Чайковский писал, что «вдохновение - это такая гостья, которая не любит посещать ленивых. Она является к тем, кто ее призывает». Джек Лондон всегда садился с утра и писал две тысячи слов каждый день. Он говорил: «Если ты садишься за стол, и если у тебя даже что-то не получается, ты все равно работаешь», так как все прекрасное требует длительных волевых усилий, терпения и необычайной сосредоточенности.
Творчество не может состояться без физического здоровья индивидуума. Человек, творящий в интеллектуальной области, не обязательно должен быть атлетом. Тем не менее его здоровье должно обеспечивать необходимый минимум регулярной работоспособности.
Таким образом, творческие способности человека являются сложно-интегративным понятием, зависящим от целого ряда условий и свойств личности, которые должны стать во главу угла в процессе воспитания и образования еще на школьной скамье.
Опыт творческой деятельности дает ребенку общение с искусством, а особенно успешно приобретается в процессе обучения хоровому пению. Этот опыт неоценим для психического здоровья человека на протяжении всей его жизни, вне зависимости от его будущей профессии. Как показывает практика, в процессе вокально-хоровой деятельности у детей весьма активно развиваются все личностные качества, необходимые для развития творческих способностей.
Основополагающее место певческого искусства в музыкальной культуре прошлого и современности определяется такими его свойствами, как общедоступность, народность, массовость, что свидетельствует об универсальном общественном и личностно значимом характере пения.
Певческое искусство издревле лежало в основе не только музыкального, но и интеллектуального и духовно-нравственного воспитания детей. Песня сопровождала человека с момен-
та рождения до последних его дней: от колыбельной матери, песен-игр и хороводов до трудовых, церковно-обрядовых и пр. Именно через пение формировалась у ребенка душевная гармония, вносящая порядок в ритм его жизни, быта, взаимоотношения с людьми и Богом.
Пение на протяжении веков было главным инструментом воспитания детей, средством их социальной адаптации в процессе усвоения духовного опыта поколений. Поэтому не случайно урок пения в школьной практике изначально был одним из основных учебных предметов наряду с чтением, письмом и счетом.
Различные педагоги прошлого в своих теоретических трудах неоднократно подчеркивали воспитательное воздействие пения на учащихся. Говорилось о влиянии пения на развитие интеллекта, памяти, внимания, воображения, воли, эстетических чувств, эмоциональной сферы и даже на физическое здоровье (Д. И. Зарин, А. Н. Карасев, С. И. Миропольский, А. И. Пу-зыревский и др.)
Таким образом, пение и как высшая его форма - хоровое пение может служить универсальным средством для всестороннего воспитания ребенка, развития личностных качеств, а следовательно, создания условий для формирования его творческих способностей.
Исследования психологов свидетельствуют о том, что детство - это сенситивный период для любого обучения, и в том числе занятий искусством, когда человек открыт для диалога и восприятия информации, для усвоения социальных норм поведения, формирования индивидуально-психологических свойств личности.
По утверждению одного из современных ученых-психологов П. В. Симонова, «занятия искусством - это не барская прихоть, это - необходимость. Правое полушарие - эмоциональный мозг - является базисом для развития левого полушария - мозга рассудочного. Только в этом случае происходит равномерное развитие обоих полушарий мозга, и только такое развитие создает полноценную и психически устойчивую личность - святая святых задач системы народного образования и родительского воспитания» [3, с. 54].
Таким образом, недооценка художественного, и в том числе певческого, развития учащихся в рамках общеобразовательной школы может
привести к отрицательным последствиям и в сфере творческой деятельности человека.
Несмотря на то, что в системе народного образования на уроках музыки имеются потенциальные возможности для музыкального и певческого развития учащихся, однако они недостаточно полностью реализуются на практике. Одна из основных причин - недостаточно эффективные программы, сориентированные главным образом на развитие музыкального восприятия через слушание музыки и рассуждение о ней, не учитывая отечественных певческих традиций.
Россия издревле была певческой страной. Вокально-хоровая культура всегда была и есть ее национальное достояние. Смещение акцентов в музыкальном образовании без учета данной особенности национальной культуры приводит к определенному кризису во всей системе народного образования в целом.
Из такого положения можно выйти путем активизации хорового пения как на уроке и во внеклассной работе, так и в других специальных учебных заведениях системы дополнительного образования.
Кроме того, урок музыки в общеобразовательной школе, особенно в начальных классах, следует строить главным образом на основе певческой деятельности, целенаправленно работая над развитием не только голоса и слуха учащихся, но и личностных качеств, необходимых для формирования у них творческих способностей.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Роллан, Р. Жан Кристоф [Текст] / пер. с фр.; Р. Роллан. - Париж, 1912. - М., 1953. - Т. 2.
2. Лихтенберг, Г. Афоризмы, высказывания, цитаты Великих людей [Текст] / Г. Лихтенберг. - М., 2011.
3. Симонов, П. В. Созидающий мозг [Текст] / П. В. Симонов. - М., 1993.
4. Зарин, Д. И. Методика школьного хорового пения [Текст] / Д. И. Зарин. - М., 1909.
5. Карасев, А. И. Методика пения [Текст] / А. Карасев. - М., 1914.
6. Миропольский, С. И. О музыкальном образовании народа в России и в Западной Европе [Текст] / С. И. Миропольский. - СПб., 1882.
7. Пузыревский, А. И. О желательной постановке пения в городских училищах [Текст] / А. И. Пузыревский // Русская школа. - СПб., 1892. - № 7-8.
REFERENCES
1. Rolland R. Jean-Christophe. Paris, 1912; Moscow, 1953. Vol. 2. (In Russian)
2. Likhtenberg G. Aforizmy, vyskazyvaniya, tsitaty Velikikh lyudey. Moscow, 2011.
3. Simonov P. V. Sozidayushchiy mozg. Moscow, 1993.
4. Zarin D. I. Metodika shkolnogo khorovogo peniya. Moscow, 1909.
5. Karasev A. I. Metodika peniya. Moscow, 1914.
6. Miropolskiy S. I. O muzykalnom obrazovanii naroda v Rossii i v Zapadnoy Evrope. St. Petersburg, 1882.
7. Puzyrevskiy A. I. O zhelatelnoy postanovke peniya v gorodskikh uchilishchakh. Russkaya shkola. St. Petersburg, 1892, No. 7-8.
Стулова Галина Павловна, доктор педагогических наук, профессор кафедры музыкально-исполнительского искусства в образовании Московского педагогического государственного университета e-mail: [email protected]
Stulova Galina P., ScD in Education, Professor, Performing arts and Music Department, Moscow State Pedagogical University
e-mail: [email protected]