ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК: 338.48
Болкунов И. А.
к.ф.-м.н., доцент кафедры история и правоведения Евпаторийский институт социальных наук (филиал) ФГАУ ВО КФУ им. В. И. Вернадского
РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА В КРЫМУ. АНАЛИЗ АКТУАЛЬНЫХ УГРОЗ
И ПУТЕЙ ИХ СНИЖЕНИЯ
Статья посвящена анализу угроз развития туризма в Крыму и путей их снижения в связи с реализацией государственных программ.
Ключевые слова: туризм, государственные программы развития туризма, угрозы развития.
Разнообразные факторы приводят к росту популярности внутреннего туризма в Российской Федерации. Туризм становится быстро растущим сектором экономики страны. Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года разработана в целях повышения качества и конкурентоспособности туристского продукта на внутреннем и мировом рынках [1]. Отдельное внимание в Стратегии уделяется задачам интеграции Республики Крым в туристскую систему Российской Федерации.
Для обеспечения устойчивого развития экономики Крымского федерального округа, обеспечения транспортной доступности, снятия инфраструктурных ограничений, утверждена федеральная целевая программа «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года». Для обеспечения комплексного развития туристской сферы разработаны туристско-рекреационные кластеры, которые включены в Федеральную целевую программу. Создание и функционирование новых туристско-рекреационных кластеров позволит создать необходимые объекты обеспечивающей инфраструктуры, активизировать инвестиционную и туристическую деятельность в Крыму. В рамках федеральной целевой программы разработана Государственная программа развития курортов и туризма в республике Крым на 2015-2017 годы [2] с целью обеспечения круглогодичной востребованности и конкурентоспособности крымского туристского продукта.
В Республике Крым уже много сделано для снижения потерь от негативных эффектов переходного периода в туристской сфере, о чем свидетельствуют статистические отчеты [3]. В 2014 года началась переориентация туристского потока. За 2015 год в Крыму отдохнуло уже 4,6 млн. туристов, что на 21% выше уровня 2014 года, и основные туристы — это граждане Российской Федерации. Изменилось распределение пассажиропотока в Республику Крым по видам транспорта — с приоритетного ранее железнодорожного транспорта на авиационный и автомобильный транспорт. Решен вопрос и с высокой стоимостью авиационных билетов — одной из основных проблем ограничивающих поток туристов на полуостров.
SWOT-анализ позволяет наглядно представить сильные и слабые стороны Крыма, возможности и угрозы реализации государственных программ и стратегий развития туристской сферы Крыма в настоящих условиях (таблица 1).
Факторы и характеристики полуострова, приведенные в матрице, являются важнейшими, но их перечень нельзя считать исчерпывающим. С учетом динамики или изменения задач анализа могут быть выявлены и другие аспекты, требующие дополнительного анализа. Далее важно оценить вероятность и силу взаимодействия
факторов, определить степень их позитивного или негативного влияния на развитие ситуации.
Сильные стороны Крыма как туристского региона хорошо известны. Республика Крым — уникальный регион Российской Федерации, в котором есть все необходимое для развития туристской сферы: интересные природные и благоприятные климатические условия, земельные и водные ресурсы, богатые исторические и разнообразные культурные традиции.
К слабым сторонам туристской сферы можно отнести изолированность республики Крым, отсутствие надежного наземного транспортного сообщения, с материковой частью России минуя территорию Украины, низкий уровень обеспеченности электроэнергией, водой и продовольствием, материалами, высокий уровень износа основных фондов здравниц, неудовлетворительное состояние ряда объектов туристской инфраструктуры, оборудования пляжей, их неудовлетворительное санитарное состояние и т.д.
Таблица 1
SWOT анализ развития туризма в Крыма в рамках действующих программ_
Сильные стороны Слабые стороны
- интересные природные факторы; - благоприятные климатические условия; - уникальные земельные и водные ресурсы; - обширный комплекс историко-архитектурных памятников; - многообразные культурные традиции; - научный потенциал, включая науку в образовательных учреждениях; - изолированность республики Крым; - отсутствие наземного транспортного сообщения с материковой частью России; - низкий уровень обеспеченности электроэнергией, водой и продовольствием, материалами; - высокий уровень морального и физического износа основных фондов здравниц; - низкий уровень качества предоставляемых туристических услуг; - неудовлетворительное состояние ряда объектов туристской инфраструктуры, оборудования пляжей;
Возможности Угрозы
- высокий интерес к республике Крым в России; - возможность увеличения количества туристов из России с достаточной платежеспособностью; - появление источников инвестиционных ресурсов при реализации программ развития туризма; - нестабильность социально-политической обстановки в приграничных регионах Украины; - возможность усложнения политической ситуации, затруднений в международном сотрудничестве, ослабление международных и внешнеэкономических связей; - сокращение финансирования развития туризма в Крыму в условиях бюджетного дефицита; - низкий уровень администрирования, отсутствие координации между разными уровнями государственной власти и частными партнерами
С учетом появившихся возможностей, таких как огромный интерес, к республике в России, приезд на полуостров туристов с хорошей платежеспособностью, появление инвестиционных источников, имеющийся уникальный потенциал превратится в реальные конкурентные преимущества региона в случае развития следующих видов разнообразных видов туризма: медицинского и оздоровительного; культурного и познавательного;
событийного; пешеходного; велосипедного; подводного; конного; этнографического; спортивного; круизного.
За счет инвестиций слабые стороны Республики Крым существенно усилятся вследствие строительства моста через Керченский пролив, решения логистических задач, пуска энергомоста Россия — Крым на полную мощность, строительство трубопроводных коммуникаций, инфраструктурной перестройки, модернизации объектов туристского комплекса. В результате снимаются ограничения развития туризма.
Отдельного рассмотрения заслуживают угрозы, т.е. возможное невыполнение в срок программ развития туризма. Ряд угроз, при взаимодействии со слабыми сторонами туристской сферы Крыма, делают риск возможным или вероятным, или оказывающим недопустимо сильное влияние.
Изолированность Крыма в сочетании с нестабильной социально-политической обстановкой в Украине, уже привели к потере туристского потока с Украины. Проблемы международного взаимодействия, торгово-экономические санкции против российской экономики, приводят к сложностям с материальным, техническим и технологическим обеспечением в Крыму, ограничивает развития некоторых видов туризма. Проблемы снабжения неизбежно обострятся при реализации крупных инвестиционных проектов в Крыму. Это может затормозить развитие туризма на территории Республики Крым и г. Севастополя, потребует коррекции планов.
В Государственной программе развития курортов и туризма в Республике Крым на 2015-2017 годы отмечается, что наиболее значимым финансовым риском является недостаток финансирования Госпрограммы. Очевидно, что при существующих ценах на нефть на мировом рынке бюджетные расходы Российской Федерации будут сокращаться.
Ограничения государственного финансирования программ и проектов, приведет к усилению конкуренции между территориями (регионами и/или городами РФ) за получение средств федерального бюджета, за государственную поддержку. Успех в этой борьбе позволяет решать отдельные социальные и экономические задачи территории. Однако, в перспективе такая конкуренция, не способствуют саморазвитию регионов, росту их экономической самостоятельности, повышению конкурентоспособности, искажает рыночный механизм [5].
Главной целью конкурентной борьбы территорий следует считать повышение качества и уровня жизни населения региона за счет обеспечения условий для организации, ведения и развития бизнеса на своей территории лучших, чем в других регионах [5].
В территориальной конкуренции выигрывают не столько те регионы, которые изначально имели объективно сильные стороны и преимущества, а те, которые смогли эффективно использовать свои сильные стороны, с учетом возможностей, и получать дополнительный доход от их использования. И получение этот дополнительного дохода вызывает интерес предпринимателей, обеспечивает основные конкурентные преимущества территории. В результате регион сможет успешно конкурировать с другими территориями за инвестиции, государственную поддержку и другие источники развития для решения социальных, экономических и инфраструктурных проблем территории.
Основой эффективного использования преимуществ региона является инновационная активность, внедрение инновационных решений и разработок в практику производства товаров и услуг для развития преимуществ перед другими участниками рынка.
В пакете основных инструментов реализации политики модернизации и инновационного развития на региональном уровне особое место должна занять кластеризация экономики. В Республике Крым, в том числе и в г. Севастополе, разработаны проекты формирования 11 туристско-рекреационных кластеров, которые включены в Федеральную целевую программу «Социально- экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года».
В рамках кластеров будут созданы необходимые объекты обеспечивающей инфраструктуры, которые соответствуют не только настоящим, но и перспективным потребностям регионов как туристских территорий. Предполагается, кластеры позволят активизировать инвестиционную и туристическую деятельность в Крыму, обеспечат востребованность и конкурентоспособность, решат проблему сезонной дифференциации въездного потока, повысят уровень занятости населения.
Формирование туристических кластеров может стать одним из механизмов развития этой отрасли в регионе. Однако, ввиду того, что часть мероприятий по формированию и развитию кластеров может быть не реализованы в срок и с ожидаемыми результатами, кластерная политика нуждается в существенной корректировке и доработке на каждом этапе её реализации.
Кластеризация имеет системные преимущества, но не свободна от недостатков. К типичным недостаткам относят сложности организации взаимодействия и координации действий государственных органов власти, министерств и комитетов с предпринимателями.
В процессе создания и функционирования кластера, как правило, задействовано несколько органов федеральной и региональной власти. На практике достаточно сложно достичь полной согласованности и нужного уровня координации общей политики с действиями отдельных ведомств.
Кроме того, отмечается необходимость повышения квалификации исполнителей и участников Госпрограммы.
При реализации государственных программ вопрос о государственно-частном партнерстве является одним из важнейших. Взаимодействие государства и частного бизнеса для решения значимых для общества задач является важной составляющей инновационной политики России. Частный бизнес обычно лучше, чем государственные органы, видит препятствия и ограничения, а также быстрее реализует имеющиеся благоприятные возможности. В практической экономической сфере такое взаимодействие позволяет концентрировать ресурсы, и диверсифицировать возможные риски финансового или другого характера.
Следует отметить, что государственно-частное партнерство как взаимовыгодная форма взаимодействия государства и бизнеса не должна ограничиваться только реализацией совместных инвестиционных проектов в реальном секторе. Для согласования работы региональных и местных органов власти, общественных, научных и других организаций, предприятий, которые занимаются развитием туризма целесообразно создание Координационных Советов по туризму в туристских городах и территориях Крыма. Чтобы кластерная политика не превратилась в инструмент лоббирования политических и отраслевых интересов, она должна охватывать, по возможности, максимально широкий круг участников. При определении мероприятий, обеспечивающих ее реализацию, надлежит основываться на тщательном, непредвзятом анализе.
Основные функции такой экспертно-совещательной организации могут заключаться в выполнении координационной, организационной, информационной, аналитической и исполнительской функции.
Координационная функция заключается в координации реализуемых и планируемых к реализации проектов, и программ в сфере туризма в целях исключения дублирования решаемых ими задач. Организационная функция включает использование научно -технического потенциала Крыма для разработки проектов, стратегий и программ, направленных на решение задач в сфере туризма. Информационная функция приводит к информированию заинтересованных субъектов о возможных событиях в сфере туризма, касающихся их интересов. Аналитическая функция обеспечит анализ и оценку эффективности проектов, программ, предложений, касающихся развития туризма в Крыму, анализ и обобщение опыта других регионов, межрегиональных ассоциаций и организаций, действующих в сфере туризма. Исполнительская функция — это подготовка и внесение
предложений заинтересованных организаций и предприятий в проекты программ и программные документы; рекомендации, а также планы, направленные на обеспечение эффективного функционирования Крыма.
Функции такого совета по туризму должны реализовываться во взаимодействии местных и республиканских властей Крыма, учреждений и предприятий, научно-исследовательских организаций, учебных заведений и общественных объединений.
В системе целей экономического развития региона выделяют необходимость и важность формирования и укрепления конкурентного иммунитета территории, а не только обеспечение сиюминутного конкурентного преимущества [4]. Эта цель обусловлена тем, что в современной экономике с периодическими кризисами, международными факторами, стихийными бедствиями, терактами и другими нестандартными ситуациями руководителям регионов и городов приходится постоянно заниматься вопросами безопасности и жизнестойкости территории.
Фокус внимания переносится на прочность конкурентных позиций в будущем, способность территории выигрывать конкурентную борьбу в перспективе, снижать потенциальные угрозы и выходить из экстремальных ситуаций с минимальными потерями. Конкурентный иммунитет территории характеризует резервы и потенциальные возможности, имеющиеся во всех отраслях экономики региона. Высокий конкурентный иммунитет имеют регионы с диверсифицированной экономикой. Практика убедительно показывает, что успеха в соперничестве территорий добиваются именно те из них, которые имеют высокий конкурентный иммунитет.
Туризм должен стать локомотивом развития Республики Крым, связующим звеном между всеми отраслями экономики. Предполагается, что необходимый конкурентный иммунитет территории будет обеспечен за счет того, что развитие туризма даст толчок развитию других отраслей экономики Крыма. В формировании конкурентного иммунитета тоже существуют угрозы с вероятностью негативных последствий. Ограничения в финансировании, ненадлежащая координация действий в рамках кластера затрудняют формирование иммунитета территории.
Неблагоприятным фактором может быть неверная оценка стоимости бренда кластера [5]. Как правило, кластер воспринимается как заведомо успешный проект. При правильном управлении бренд принесет кластеру дополнительную выгоду, обеспечит территориальную конкурентоспособность и иммунитет. Между тем, экономическая стоимость бренда кластера может не соответствовать понесенным затратам на его формирование. В этом случае возможно возникновение экономических потерь. Так как при реализации кластера выделяется базовая специализация, например, туризм, это может привести к экономической уязвимости территории, низкому уровню иммунитета.
Следует отметить, что в Крыму не используются в полной мере резервы информационного и коммуникационного обеспечения брендов региональных туристских кластеров, в том числе, в Интернет-пространстве. Интернет способен обеспечить привлекательность кластера и эффективность действий по его продвижению. Так, не используется блогосфера как маркетинговый инструмент, возможности видеоконференций, нет официальных каналов на видеохостингах и т.д.
Укрепление конкурентного иммунитета может быть обеспечено и действиями на региональном уровне. Здесь может быть полезен опыт, существующий в России. Многими субъектами РФ поддерживаются и активно развивают центры инновационного развития и кластерного развития. Их деятельность направлена на развитие и информационное обеспечение инновационной деятельности, внедрение инноваций в практическую деятельность по производству товаров, работ и услуг, выявление потенциальных кластеров, помощь в создании кластерных проектов в смежных с туризмом отраслях.
Создание Центров инновационного и кластерного развития в Крыму будет способствовать развитию Республики в разнообразных отраслях экономики, а не только в
туризме. Диверсификация видов деятельности, в сочетании с инновациями, позволит обеспечить повышение конкурентного иммунитета Республики Крым.
Таким образом, анализ показал, наличие угроз, которые при определенных обстоятельствах могут замедлить развитие туризма в Крыму, привести к неблагоприятным последствиям: недостаточное финансирование реализации программы, усиление территориальной конкуренции, низкий уровень координация деятельности сторон в рамках программы, экономическая уязвимость территории. Для снижения вероятности наступления отмеченных угроз предлагается:
Для согласования работы региональных и местных органов власти, общественных, научных и других организаций, предприятий, которые занимаются развитием туризма целесообразно создание Координационных Советов по туризму в туристских городах и территориях Крыма. Функции такой экспертно-совещательной организации могут заключаться в выполнении координационной, организационной, информационной, аналитической и исполнительской функции.
Создание Центров инновационного и кластерного развития в Крыму будет способствовать развитию Республики в разнообразных сферах, не только в туризме, и обеспечить повышение конкурентного иммунитета Республики Крым. Их деятельность направлена на развитие и информационное обеспечение инновационной деятельности, внедрение инноваций в практическую деятельность, выявление потенциальных кластеров, помощь в создании кластерных проектов в смежных с туризмом отраслях.
Формирование туристических кластеров является одним из механизмов развития туризма в Крыму. Возможно, что часть мероприятий по формированию и развитию кластеров может быть не реализованы в срок и с ожидаемыми результатами, поэтому, кластерная политика нуждается в существенной корректировке и доработке на каждом этапе её реализации.
Литература
1. Об утверждении Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.05.2014 № 941-р [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации / Информационно-правовая система «Законодательство России». — Электрон. текст. дан. — М., 2005-2016. — Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru/. — Загл. с экрана.]
2. Государственная программа развития курортов и туризма в республике Крым на 2015-2017 годы. Утверждена Постановлением Совета министров Республики Крым от 09.12.2014 года № 501. // Министерство курортов и туризма Республики Крым [Электронный ресурс]: Офиц. сайт. — Режим доступа http://rk.gov.ru/rus/file/pub/pub_252243.pdf
3/ Отчеты о деятельности Министерства // // Министерство курортов и туризма Республики Крым [Электронный ресурс]: Офиц. сайт. — Режим доступа http://mtur.rk.gov.ru/rus/info.php?id=603956]
4. Важенин С.Г. Идентификация и оценка территориальной конкуренции // Важенин С.Г., Важенина И.С. — Экономика региона. — № 1. — 2012. — С. 29-40.
5. Шевченко А.А. Социально-экономические предпосылки развития туристско-рекреационных кластеров в крымском и Южном федеральных округ // А.А. Шевченко. — Крымский научный вестник. — №4. — 2015 г., Том 1. «Экономические науки», — С. 249259. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://krvestnik.ru/pub/2015/09/ShevchenkoAA1.pdf