Научная статья на тему 'Развитие туристической индустрии Республики Крым'

Развитие туристической индустрии Республики Крым Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
2211
319
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
туристическая индустрия / состояние сферы гостеприимства / туризм / сервис / информационные технологии / безопасность / институциональное обеспечение / tourism industry / the state of the hospitality industry / tourism / service / information technology / security / institutional support

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Гук Ольга Анатольевна, Буркальцева Диана Дмитриевна

В статье даётся характеристика современного состояния туристической индустрии Республики Крым, анализируются приоритетные направления модернизации и обновления индустрии гостеприимства, институциональное обеспечение туриндустрии. Предмет статьи – социально-экономические показатели развития туристической индустрии Республики Крым. Целью исследования является определение основных направлений туриндустрии и обеспечивающей её инфраструктуры. Гипотеза исследования состоит в выявлении зависимости общего количества туристов от количества пляжей, используемых в рекреационных целях. В качестве методов исследования применены структурно-функциональный и системный подходы. Результаты работы. Туристическая индустрия влияет на формирование смежных отраслей. Модернизация и обновление индустрии гостеприимства включает приоритетные направления развития транспортной и информационной инфраструктур, средств размещения, организацию пляжного отдыха. Развитие туристической деятельности способствует решению нескольких взаимосвязанных задач: улучшения качества предоставляемых услуг и увеличения количества гостей полуострова, рост социально-экономических показателей и формирование конкурентоспособной туристической индустрии Республики Крым.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOURISM INDUSTRY DEVELOPMENT IN THE REPUBLIC OF CRIMEA

The article describes the current state of the tourism industry of the Republic of Crimea, analyzes the priority directions of modernization and renovation of the hospitality industry, and institutional support of the tourism industry. The subject of the article is the socio-economic indicators of the tourism industry development of the Republic of Crimea. The purpose of the study is to determine the main directions of the tourism industry and the infrastructure providing it. The hypothesis of the study is to identify the dependence of the total number of tourists on the number of beaches used for recreational purposes. The authors uses the structural-functional and systemic approaches. The tourism industry influences the formation of related industries. Modernization and renovation of the hospitality industry includes priority areas for the development of transport and information infrastructures, accommodation facilities, and beach recreation. The development of tourism activities contributes to the solution of several interrelated tasks: improving the quality of services provided and increasing the number of guests of the peninsula, the growth of socio-economic indicators and the formation of a competitive tourism industry of the Republic of Crimea.

Текст научной работы на тему «Развитие туристической индустрии Республики Крым»

УДК 338.48

DOI: 10.24411/1995-042X-2019-10211

ГУК Ольга Анатольевна

Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского, Институт экономики и управления (Симферополь, Респ. Крым, РФ); кандидат философских наук, доцент; e-mail: g_ol18@mail.ru

БУРКАЛЬЦЕВА Диана Дмитриевна

Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского, Институт экономики и управления (Симферополь, Респ. Крым, РФ);

доктор экономических наук, доцент; di_a@mail.ru

Развитие туристической индустрии Республики Крым

В статье даётся характеристика современного состояния туристической индустрии Республики Крым, анализируются приоритетные направления модернизации и обновления индустрии гостеприимства, институциональное обеспечение туриндустрии. Предмет статьи - социально-экономические показатели развития туристической индустрии Республики Крым. Целью исследования является определение основных направлений туриндустрии и обеспечивающей её инфраструктуры. Гипотеза исследования состоит в выявлении зависимости общего количества туристов от количества пляжей, используемых в рекреационных целях. В качестве методов исследования применены структурно-функциональный и системный подходы. Результаты работы. Туристическая индустрия влияет на формирование смежных отраслей. Модернизация и обновление индустрии гостеприимства включает приоритетные направления развития транспортной и информационной инфраструктур, средств размещения, организацию пляжного отдыха. Развитие туристической деятельности способствует решению нескольких взаимосвязанных задач: улучшения качества предоставляемых услуг и увеличения количества гостей полуострова, рост социально-экономических показателей и формирование конкурентоспособной туристической индустрии Республики Крым.

Ключевые слова:

туристическая индустрия, состояние сферы гостеприимства, туризм, сервис, информационные технологии, безопасность, институциональное обеспечение

Введение. Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в возможности определить основные направления развития туристической индустрии Республики Крым.

Актуальность темы исследования находится в аспектах перспективах и приоритетных направлениях, отражаемых в нормативно-правовых документах, а также о подведении некоторых итогов развития туристической индустрии на полуострове.

Грандиозное празднование пятой годовщины вступления Крыма в состав Российской Федерации даёт возможность говорить о перспективах и приоритетных направлениях, а также о подведении некоторых итогов развития туристической индустрии на полуострове.

Анализ литературы показал, что исследованы отдельные составляющие развития туристической индустрии [1, с. 15-28]; [2, с. 134-141]; [3, с. 211-212], такие как информационная [4, с. 40-50], транспортная, обеспечи-

СЕРВИС

В РОССИИ

И ЗА РУБЕЖОМ

вающая инфраструктура. Несмотря на увеличение количества исследований в этой сфере [5, с. 396-405]; [6, с. 88-91], множество аспектов остаются раскрытыми не в полной мере, что делает необходимым проведение дальнейших исследований для формирования туристической индустрии Республики Крым.

Цель статьи - определение современного состояния и перспектив развития туристской и обеспечивающей инфраструктуры Республики Крым.

Последовательность изложения состоит в следующих шагах:

1. Определить основные направления и состояние развития туристической индустрии и инфраструктуры, как определяющих факторов модернизации и обновления индустрии гостеприимства в Республике Крым.

2. Провести анализ состояния индустрии гостеприимства, проанализировать институциональное обеспечение туриндустрии.

3. Построить зависимость общего количества туристов от количества пляжей, используемых в рекреационных целях.

Данные и методы Современное состояние индустрии гостеприимства в Крыму. В последние годы была произведена оценка состояния и возможные направления развития туристской инфраструктуры, как одного из определяющих факторов модернизации и обновления индустрии гостеприимства в Республике Крым [8, с. 21-24]. Основные направления туристской и обеспечивающей инфраструктуры представлены на рис 1.

Рис. 1 - Основные направления развития туристской и обеспечивающей инфраструктуры Республики Крым (сост. по [7, с. 167-177; 8, с. 21-24])

Крымский мост. Существовавшая паромная переправа порт Крым- порт Кавказ не способна обслужить растущие транспортные потоки из-за малой пропускной способности и зависимости от погодных условий, что существенно влияет на экономическое и туристическое развитие региона. Туристы, которые выбрали автомобильный транспорт для поездки в Крым, в летний сезон 2014 и 2015 годов, вынуждены были возможность переправы до 12 часов. Такое положение дел не могло не сказаться на отзывах и на количестве

желающих приехать на отдых. Стратегической артерией, коммуникационным коридором, который связывает Керченский полуостров с Таманским полуостровом материковой части России, стало строительство Крымского моста. Открытие состоялось в мае 2018 года, что значительно облегчило нагрузку на авторазвязки и качество дорог, транспортное сообщение. За год функционирования, количество автомобилей и автобусов, которые проехали по Крымскому мосту, достигло 4,8 миллиона единиц, это втрое больше, чем перевезла

Гук О. А., Буркальцева Д. Д. р FTF R О Й

Развитие туристической индустрии Республики Крым ^^НАУЧНЫЙ

ЖУРНАЛ

керченская паромная переправа за весь 2017 год1. Планируемая пропускная способность моста, составит 40 тысяч автомобилей и 47 поездов в сутки, это более 16 млн. тонн грузов и 15 млн. пассажиров в год. Крымский мост дал мощный толчок развитию всей транспортной инфраструктуры полуострова. В конце 2018 года открыли движение по федеральной трассе «Таврида», это снизило нагрузку на единственную дорогу от Керчи до Севастополя, создавая современные и комфортабельные условия для проезда пассажиров и перевозки грузов. Инфраструктура новой трассы планируется с учетов современных требований и возможности использования природы и особенностей ландшафта Крыма. Открытие железнодорожного сообщения планируется на конец 2019 года, что значительно увеличит пассажиропоток и грузопоток на полуостров.

Международный аэропорт им И.К. Айвазовского. Аэропорт г. Симферополя, в 2018 году, отпраздновал 83 годовщину. Сегодня, это современный комфортабельный аэропорт, призёр международных и региональных премий. За год функционирования, пассажиропоток аэропорта, составил 5 146 095 чел., что на 17 357 чел. больше, чем в 2017 году2.

Средства размещения. Количество гостиниц, санаторно-курортных учреждений, гостевых домов и других средств размещения на полуострове увеличивается с каждым годом. В 2019 году прошли классификацию 186 средств размещения, гостиниц со звёздами и без3. Инфраструктурные проблемы постепенно преодолеваются, новые дороги, маршруты для туристов, мост и новый аэропорт дали толчок для выбора этого региона для отдыха, большего количества гостей, но средства размещения, пока не соответствуют мировому и ожидаемому уровню предоставления услуг.

1 Новости Крыма. Интернет журнал. URL: https://crimea-news.com/

2 Крымский международный аэропорт. URL: https://www.aeroportsimferopol.ru

3 Министерство курортов и туризма Республики Крым.

URL: https://mtur.rk.gov.ru/ru/index

Ещё одна проблема, с которой сталкиваются средства размещения - это не достаточное количество квалифицированного персонала как в гостиничной сфере, таки и в сфере организации дополнительных услуг. Такое положение связано в первую очередь с ярко выраженным сезонным спросом на рабочие ме-

*/ п и

ста в туристической индустрии. В этой связи, одно из направлений развития индустрии, связано с продлением отдыха за счет привлечения санаторно- курортного и лечебного направления. В Крымском федеральном университете открыта специальность гостиничное дело в 2012году. Количества выпускников, пока недостаточно для удовлетворения сложившегося спроса на квалифицированные кадры в области гостеприимства. Эта специальность востребована социально-экономическими потребностями региона, как одного из перспективных направлений развития. Сегодня туризм влияет на 53 смежные отрасли. Создание одного рабочего места в сфере туризма влечёт создание до 5 рабочих мест в смежных отраслях4.

Информационная инфраструктура. Современные реалии цифровизации экономики и туристической отрасли, направлены на формирование единого информационного пространства и применение современных информационных технологий для привлечения большего количества туристов.

В 2014-2016 годах, Министерство курортов и туризма предоставляет информацию об информированности гостей Крыма о средствах размещения, доступности пляжей, культурной сферы, памятников истории и архитектуры и других направлениях, о которых есть возможность узнать из сети Интернет. Нас сегодняшний день, многие средства разме-

4 Концепция федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019-2025 годы). URL:

https://www.russiatourism.ru/contents/deyatelnost/pro grammy-i-proekty/federalnaya-tselevaya-programma-razvitie-vnutrennego-i-vezdnogo-turizma-v-rossiyskoy-federatsii-2019-2025-gody-/

щения, социальные и культурные учреждения имеют не только возможность подключения к сети, но и собственные информационные сайты. Это позволяет увеличить узнаваемость объекта размещения, региона, а в целом, предоставить качественный туристический продукт. Ещё одно направление развития информационной инфраструктуры — это возможность взаимодействия и открытости органов местного самоуправления и населения, путём создания конкурентоспособной инфраструктуры с использованием цифровых платформ. Каждый год, количество мероприятий по привлечению туристов, с использованием цифровых технологий, увеличивается. Проводятся образовательные кампании для представителей туристических фирм Российской Федерации и стран СНГ, мероприятия по повышению квалификации работников в сфере гостеприимства, вебинары, выставки, форумы, где Крым представлен как круглогодичный курорт [9, с. 52-54]. В средствах массовой информации проводится продвижение санаторно-курортного и туристического потенциала Республики Крым, возможностей отдыха, лечения и оздоровления, а также туристического продукта через публикации, сюжеты, телевизионные и радиопрограммы в федеральных и региональных СМИ субъектов Российской Федерации, это способствует усилению узнаваемости территории и привлечению потенциальных туристов из регионов России.

Пляжный отдых. Большинство гостей выбирают отдых у моря. Протяжённость береговой полосы Республики Крым 1350 км. Пляжная территория, где организован пляжный отдых 343 км. На большинстве пляжных территорий отсутствует сервисная инфраструктура, обустроенность. Плотность городских пляжей и удалённость диких, не оборудованных, для отдыха составляют определенную проблему, на решение которой направлена деятельность муниципальных образований по оборудованию и благоустройству пляжных территорий. За границами населённых пунктов и используемых неорганизован-

ными отдыхающими в рекреационных целях расположены 39 участков побережья общей протяжённостью около 95 км. 3. Вместе с тем, в Крыму сохраняется тенденция развития санаторно-курортного лечения (Ялта, Евпатория, Саки, Алушта, Феодосия) и оздоровительной купально-пляжной рекреации (побережье Черного и Азовского морей) [10, с. 348-352]. С каждым годом увеличивается количество благоустроенных пляжей, что благоприятно сказывается на привлечении большего количества гостей полуострова. Внимание к здоровому образу жизни связано с ростом популярности использования пляжей для пляжных видов спорта, проводятся и городские соревнования по пляжному волейболу. В 2016 году разработаны Методические рекомендации по благоустройству пляжей общего пользования Республики Крым, предусматривающими проведение местными администрациями конкурсов на лучшее эскизное предложение по благоустройству пляжей, заключение с хозяйствующими субъектами договоров о благоустройстве пляжей, а также осуществление контроля за выполнением условий данных договоров5.

В табл. 1 представлено увеличение количества пляжей, используемых для обеспечения пляжного отдыха.

Таблица 1 - Динамика обеспечения пляжного отдыха3

Год Кол-во пляжей, используемых в

рекреационных целях

2015 337

2016 367

2017 425

2018 446

2019 планируется 460

Формирование узнаваемого туристского бренда Республики Крым. Развитие

5 Постановление Совета министров Республики Крым от 20.12.2016 № 615 «О некоторых вопросах благоустройства пляжей». URL: https://rk.gov.ru/file/pub/ pub_323908.pdf

региона как туристического продукта, построение имиджа - это направления по привлечению не только гостей на полуостров, но и инвестиционных проектов. Увеличение конкурентоспособности региона с целью выхода не только на внутренний, но и на внешний рынок, привлечение интереса и использование уникального географического и природного положения, является важнейшей составляющей его процветания и социально-экономического развития [11, с. 50-52]. Разработанная стратегия включает Программа развития тури-стическо-рекреационного кластера «Республика Крым» осуществляется на основании Федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года» от 11 августа 2014 года, одним из пунктов которой является формирование туристско-рекреационного кластера и создание инфраструктуры для его развития6. Так, в Крыму выделены основные направления развития туристическо-рекре-ационного кластера:

• Детская здравница: лечебно-оздоровительный отдых для детей и родителей на берегу Черного моря в Евпатории, создание центров физического и интеллектуального развития.

• Грязелечебный курорт: строительство уникальной грязелечебницы в городе Саки.

• Зона абсолютного здоровья: организация целебного туризма с использованием уникального климата пос. Курортное и грязевого озера Чокрак. Строительство бальнеоле-чебницы и гидрогеологической режимно-эксплуатационной станции по добыче грязи.

• Экстремальный туризм: развитие на территории мыса Тарханкут экстремальных видов отдыха, а также археологического, автомобильного и сельского туризма.

Горнолыжный туризм: развитие горнолыжного туризма не только на горе Ай-Петри

6 Федеральная целевая программа «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2022 года». URL: http://fcp.economy. gov.ru/cgi-bin/cis/fcp.cgi/Fcp/ViewFcp/View/2018/429

и Ангарском перевали, но и в других районах Крымских гор.

Аэротуризм: полёты на дельтапланах, прыжки с парашютов и множество других аэроразвлечений недалеко от пос. Коктебель.

Военно-исторический туризм: позиционирование Севастополя, как города двух оборон, с максимальным уклоном на военно-историческую тематику.

Круизный и яхтенный туризм: использование уникальных возможностей севастопольских и балаклавских бухт, песчаных пляжей.

В программе определены основные направления инвестирования и развития наиболее узнаваемых регионов. Но крымская природа намного богаче, другие направления будут реализованы в последующих программах, например, развитие пока менее привлекательных регионов, таких как восток и север Крыма [11, с.50-52].

Результаты и обсуждение.

Динамика основных показателей тур-потока в Республику Крым. Согласно статистической информации Министерства курортов и туризма Республики Крым, количество туристов, посетивших полуостров, растёт с каждым годом. Так, пассажиропоток обозначен следующими показателями. В табл. 2 представлено увеличение количества гостей полуострова, показано изменение пассажиропотока и изменение нагрузки на различные виды транспорта.

Таблица 2 - Пассажиропоток 2015-2018 гг.3

Показатель 2015 2016 2017 2018

Общее кол-во туристов, млн 4,598 5,6 5,4 6,8

Авиатранспорт, % 44 41 43 37

Железнодорожный транспорт, % 17

Керченская переправа,% 39 42,5 42

Крымский мост, % 47

Граница с Украиной, % 16,5 15 16

В 2019 году планируется увеличение количества туристов, выбравших полуостров для

организации отдыха, для этого создаются не только новые средства размещения, но и проводится улучшение качества инфраструктурных объектов.

Большинство туристов выбирают южный берег Крыма для организации своего отдыха, это связано с известными, ещё со времён Советского Союза, городов курортов с развитой инфраструктурой, высоким качеством обслуживания в объектах размещения и т.д.

В табл. 3 представлена востребованность регионов туристами для отдыха. Необходимо отметить, что не происходит существенного смещения выбора в сторону какого-либо региона, кроме увеличения интереса к Симферопольскому, и Бахчисарайскому районам. Это связано с развитием не только пляжного, но и других видов туризма, таких как событийный, экологический, паломнический и других [12].

Таблица 3 - Распределение туристов по туристским регионам Крыма 3

В соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1996 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» Министерством курортов и туризма проводится информирование о необходимости проведения классификации средств размещения, гостиниц и других.

В 2015 году насчитывалось 770 функционирующих санаторно-курортных и гостиничных учреждений. По состоянию на конец 2016 года, аккредитованными организациями проведена классификация 71 средства размещения, открыто 11 новых объектов, в 2017 году прошли классификацию 108 средств размещения, открыто 6 новых объектов, в 2018 году зарегистрировано 189 классифицированных объектов со звёздами и без них3. Следует за-

метить, что проходят классификацию не только существовавшие до 2014 года санаторно-курортные и гостиничные учреждения, с каждым годом становится больше и новых, только построенных объектов, информация по их количеству, пока отсутствует в официальных статистических данных.

Институциональное обеспечение ту-риндустрии. К основополагающим нормативно-правовым актам в развитии сферы турин-дустрии, в частности, в Республике Крым относят: Федеральный закон от 28.06.2014 г. №172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»; Указ Президента РФ от 13.05.2017 № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года»; Прогноз научно-технологического развития России на период до 2030 года, утверждённый Правительством Российской Федерации 3.01.2014 г.; Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года, разработанный Министерством экономического развития Российской Федерации; Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.02.2016 № 326-р; Подпрограмма «Развитие предпринимательства и инновационной деятельности Республики Крым» Государственной программы Республики Крым «Экономическое развитие и инновационная экономика» на 2017-2020 годы», утверждённая постановлением Совета министров Республики Крым от 18.01.2017 №9; Схема территориального планирования Российской Федерации применительно к территориям Республики Крым и г. Севастополя в отношении областей федерального транспорта (железнодорожного, воздушного, морского, внутреннего водного, трубопроводного транспорта), автомобильных дорог федерального значения, энергетики, высшего образования и здравоохранения, утверждённая распоряжением Правительства Российской Федерации от 8.10.2015 г. №2004-р; Схема тер-

Регионы Крыма 2015 2016 2017 2018

ЮБК 59 46,5 45,3 44,2

Западное побережье 17 31 21,3 24

Восточное побережье 17 18 18,6 18,8

Другие регионы 6 4,5 14,8 12,4

Гук О.А., Буркальцева Д.Д.

Развитие туристической индустрии Республики Крым С^1НАВоНЫЙ

ЖУРНАЛ

риториального планирования Республики Крым, утверждённая постановлением Совета министров Республики Крым от 30.12.2015 г. № 855.

В период с 2015 года правительством приняты и реализованы федеральные целевые программы, направленные на изменение сложившейся ситуации отставания уровня развития туристской инфраструктуры от темпов роста туристского интереса к территории.

С 2015 года в рамках федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года»6 осуществляется создание на территории Республики Крым 5 туристско-рекреационных кластеров, а так же направления обеспечивающие устранение ограничений транспортной инфраструктуры республики Крым.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В 2018 году, принято Постановление Совета министров Республики Крым от 29.12.2016 №650 (ред. от 20.09.2018) «Об утверждении Государственной программы развития курортов и туризма в Республике Крым на 2017 - 2020 годы»7.

Региональный проект «Информационная инфраструктура»8 направлен на развитие информационной инфраструктуры - это возможность взаимодействия и открытости органов местного самоуправления и населения, путём создания конкурентоспособной инфраструктуры с использованием цифровых платформ.

Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019-2025 годы)»4 направлена на обеспечение устойчивого социально-экономического развития, использо-

7 Постановление Совета министров Республики Крым от 29.12.2016 № 650 (ред. от 20.09.2018) «Об утверждении Государственной программы развития курортов и туризма в Республике Крым на 2017-2020 годы». URL: https://minek.rk.gov.ru/file/File/minek/2018/ strategy/gosprog/utv/19.pdf

8 Региональный проект «Информационная инфраструк-

тура». URL: http://static.government.ru/.

вание кластерного подхода для развития туризма.

Реализуемые Федеральные программы направлены на комплексное развитие туристских территорий Республики Крым; формирование туристского продукта Республики Крым, ориентированного на различные сегменты туристского рынка; повышение качества туристских услуг, повышение квалификации работников курортно-туристской сферы, приведение качества обслуживания туристов в соответствие с международными стандартами; развитие информационного поля для популяризации туристических продуктов Республики Крым.

При этом установление основных направлений в Стратегии туристического кластера Республики Крым предполагает формирование благоприятной среды для динамичного развития туристической сферы на основе полноценной реализации туристско-рекре-ационного и историко-культурного потенциала республики9.

Гардмидер А.А. выделяет модель туристского кластера Крыма на основе принципа функционально-территориального зонирования, создания 6 специализированных лечебно-оздоровительных центров, которые расположены в южнобережном, юго-западном, юго-восточном, западном, восточном и центральном районах Крыма. Центром развития кластера выступает южнобережный район, который является лидером курортно-рекреационной деятельности в регионе. Лечебно-оздоровительные центры выступают в качестве ядра регионального туристского кластера, оказывают лечебно-оздоровительные услуги в соответствии со своей специализацией. Автором выделены территориальные зоны, которые характеризуются спецификой экономической деятельности, а именно, территориальные зоны региональной экономики,

9 Разработка Стратегии туристического кластера. Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского. URL: ieu.cfuv.ru >index.php/news/1105

которые так или иначе связаны с туринду-стрией [13, с. 119-127].

Зависимость общего количества туристов от количества пляжей, используемых в рекреационных целях.

Если объем отгруженной инновационной продукции общее количество туристов зависит от величины инвестиций в инновационную деятельность количества пляжей, используемых в рекреационных целях. Проверим это предположение с помощью корреляционно-регрессионного анализа, используя информацию Министерства курортов и туризма Республики Крым, представленную в табл. 4.

Таблица 4 - Информация для корреляционно-регрессионного анализа3

Годы Кол-во пляжей, используемых в рекреационных целях Общее кол-во туристов, млн.

2015 337 4,598

2016 367 5,6

2017 425 5,4

2018 446 6,8

Введём обозначения: x¡ - количество пляжей, используемых в рекреационных целях, у-1 - общее количество туристов. Графически зависимость исходных данных представлена на рис. 2.

7

! 6,5

5,5

3

ю О

4,5

337

367

425

446

Количество пляжей, используемых в рекреационных целях

Рис. 2 - Зависимость общего количества туристов от количества пляжей, используемых в рекреационных целях

Иллюстрация представления уравнения регрессии представлено на рис. 3.

5 6,5

« 5,5

4,5

4

2015 2016 2017 2018

Рис. 3 - Представление уравнения регрессии

Коэффициент детерминации R2=0,9697 показывает, что 96,97% вариации признака «общее количество туристов» обусловлено вариацией признака «количество пляжей, используемых в рекреационных целях», а остальные 3,03% вариации связаны с воздействием неучтённых факторов: уровень развития инфраструктуры, кадровый потенциал и качество услуги, институциональное сопровождение, реальные доходы граждан, иное.

Заключение. Перспективы развития туристской и обеспечивающей инфраструктуры Республики Крым должно быть ориентировано на различные сегменты туристского рынка; комплексное развитие туристских территорий Республики Крым, особенно западного и восточного побережья полуострова, где расположено значительное количество городов и населённых пунктов готовых принять гостей для организации отдыха, на пока не попавших в федеральные программы по модернизации; повышение качества туристских услуг, повышение квалификации работников курортно-туристской сферы, приведение качества обслуживания туристов в соответствие с международными стандартами; развитие информационного поля для популяризации туристических продуктов Республики Крым, а так же создание новых туристических продуктов с целью привлечения гостей круглый год.

Обозначенные направления развития туризма, с учётом синергетического эффекта,

7

6

5

6

5

4

будут являться стимулом для развития экономики Республики Крым в целом, что позволит вывести её на качественно новый уровень.

Дальнейшие исследования необходимо

направить на реализацию сформированных туристских продуктов в рамках стратегии развития туристического кластера Республики Крым.

Список источников:

1. Кошелева А.И., Мирзоева И.Ф. Механизмы интенсификации развития туризма в Республике Крым в переходный период // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. 2016. №1(45). С. 15-28.

2. Стефаненко М.Н., Аметустаева Д.М. Стратегия и направления инновационного развития туристической индустрии Крыма // Учёные записки Крымского инженерно-педагогического университета. 2018. №1(59). С. 134-141.

3. Кудряева И.В. Туризм как фактор развития гостиничной индустрии Республики Крым // Актуальные направления научных исследований: перспективы развития. Сб. мат. VII Между-нар. науч.-практ. конф. Симферополь, 2018. С. 211-212.

4. Буркальцева Д.Д., Левцова С.А., Тренихина А.А. Особенности устойчивого развития туристского сектора на примере Республики Крым // Учёные записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Экономика и Управление. 2015. Т.1(67). №4. С. 40-50.

5. Kirilchuk S.P., Nalivaychenko E.V. Development of tourism and recreational complex in Crimea Region // Mediterranean Journal of Social Sciences. 2015. Vol.6. No.6. Pp. 396-405.

6. Малыгина А.А. Проблемы и перспективы развития гостиничного хозяйства Республики Крым // Современный гостинично-ресторанный бизнес: экономика и менеджмент: Мат. V науч.-практ. конф. 2018. С. 88-91.

7. Шипанова Д.Г. Буркальцева Д.Д., Османова Э.У., Яновская А.А. Роль и влияние туринду-стрии Крымского региона на развитие экономики // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2017. Т.8. №1(29). С. 167-177.

8. Гук О.А., Буркальцева Д.Д. Особенности развития рекреационно-туристического потенциала Республики Крым // Современный гостинично-ресторанный бизнес: экономика и менеджмент: Сб. мат. III науч.-практ. конф. 2016. С. 21-24.

9. Петренко А.В. Брендинг территории (на примере Республики Крым) // Вопросы экономики и управления. 2017. №1. С. 52-54.

10.Стахно Н.Д. Формирование факторов здоровье сбережения в индустрии гостеприимства в Республике Крым // Kant. 2018. №2(27). С. 348-352.

11.Борщ Л.М., Герасимова С.В., Гук О.А. Социально-экономическое развитие Республики Крым // Инвестиционная политика в социально-экономическом развитии городского округа Феодосии на средне- и долгосрочный период: Сб. мат. регион. науч.-практ. конф. для специалистов Крымского федерального округа Российской Федерации. 2016. С. 50-52.

12.Кабышев В.А. Проблемы и перспективы развития нетрадиционных и экстремальных видов туризма в Крыму //Современный гостинично-ресторанный бизнес: экономика и менеджмент. Мат. V науч.-практ. конф. 2018.С. 181-183.

13.Гармидер А.А. Создание туристского кластера в Республике Крым в контексте обеспечения устойчивого развития региона // Вестник АГТУ. Серия: Экономика. 2018. №2. С. 119-127.

Olga A. GUKa, a-b V. I. Vernadsky Crimean Federal University,

Diana D. BURKALTSEVA b Institute of Economics and Management (Simferopol, Crimea);

a PhD in Philosophy, Associate Professor; e-mail: g_ol18@mail.ru b PhD (Dr.Sc.) in Economics, Associate Professor, e-mail: di_a@mail.ru

TOURISM INDUSTRY DEVELOPMENT IN THE REPUBLIC OF CRIMEA

The article describes the current state of the tourism industry of the Republic of Crimea, analyzes the priority directions of modernization and renovation of the hospitality industry, and institutional support of the tourism industry. The subject of the article is the socio-economic indicators of the tourism industry development of the Republic of Crimea. The purpose of the study is to determine the main directions of the tourism industry and the infrastructure providing it. The hypothesis of the study is to identify the dependence of the total number of tourists on the number of beaches used for recreational purposes. The authors uses the structural-functional and systemic approaches. The tourism industry influences the formation of related industries. Modernization and renovation of the hospitality industry includes priority areas for the development of transport and information infrastructures, accommodation facilities, and beach recreation. The development of tourism activities contributes to the solution of several interrelated tasks: improving the quality of services provided and increasing the number of guests of the peninsula, the growth of socio-economic indicators and the formation of a competitive tourism industry of the Republic of Crimea.

References

1. Kosheleva, A. I., & Mirzoeva, I. F. (2016). Mehanizmy intensifikacii razvitija turizma v Respublike Krym v perehodnyj period [Mechanisms to intensify the tourism development in the Republic of Crimea during the transition period]. Regional'naja ekonomika i upravlenie: elektronnyjnauchnyj zhurnal [Regional Economics and Management: Electronic scientific journal], 1(45), 15-28. (In Russ.).

2. Stefanenko, M. N., & Ametustaeva, D. M. (2018). Strategija i napravlenija innovacionnogo razvitija turisticheskoj industrii Kryma [Strategy and directions of innovation development of the tourism industry of Crimea]. Uchenye zapiski Krymskogo inzhenerno-pedagogicheskogo universi-teta [Scientific Notes of Crimean Engineering and Pedagogical University], 1(59), 134-141. (In Russ.).

3. Kudrjaeva, I. V. (2018). Turizm kak faktor razvitija gostinichnoj industrii Respubliki Krym [Tourism as a factor in the hotel industry development of the Republic of Crimea]. Aktual'nye napravlenija nauchnyh issledovanij: perspektivy razvitija [Current research areas: Development prospects]: Collection of materials of the VII International Scientific and Practical Conference. Simferopol, 211-212.

4. Burkaltseva, D. D., Levcova, S. A., & Trenikhina, A. A. (2015). Osobennosti ustojchivogo razvitija turistskogo sektora na primere Respubliki Krym [Features of tourism sector sustainable development through the example of the Republic of Crimea]. Uchenye zapiski Krymskogo feder-al'nogo universiteta imeni V. I. Vernadskogo. Ekonomika i Upravlenie [Scientific Notes of the V. I. Vernadsky Crimean Federal University. Economics and Management], 4, 1(67), 40-50. (In Russ.).

5. Kirilchuk, S. P., & Nalivaychenko, E. V. (2015). Development of tourism and recreational complex in Crimea Region. Mediterranean Journal of Social Sciences, 6, 396-405. (In Russ.).

6. Malygina, A. A. (2018). Problemy i perspektivy razvitija gostinichnogo hozjajstva Respubliki Krym [Problems and prospects of development of the hotel industry of the Republic of Crimea]. Sov-remennyj gostinichno-restorannyj biznes: ekonomika i menedzhment [Modern hotel and restau-

Keywords:

tourism industry, the state of the hospitality industry, tourism, service, information technology, security, institutional support

rant business: Economics and management]: Materials of the V scientific-practical conference. 88-91. (In Russ.).

7. Shipanova, D. G., Burkaltseva, D. D., Osmanova, Ye. U., & Yanovskaja, A. A. (2017). Rol' i vlija-nie turindustrii krymskogo regiona na razvitie ekonomiki [The role and influence of the tourism industry of the Crimean region on the economy development]. MIR (Modernizacija. Innovacii. Razvitie) [MID (Modernization. Innovations. Development)], 1(29), 8, 167-177. (In Russ.).

8. Guk, O. A., & Burkaltseva, D. D. (2016). Osobennosti razvitija rekreacionno-turisticheskogo potenciala Respubliki Krym [Development features of recreational and tourist potential of the Republic of Crimea]. Sovremennyj gostinichno-restorannyj biznes: ekonomika i menedzhment [Modern hotel and restaurant business: Economics and management]: Collection of materials of the III-rd Scientific Conference. 21-24. (In Russ.).

9. Petrenko, A. V. (2017). Brending territorii (na primere Respubliki Krym) [Territory branding (the case of the Republic of Crimea)]. Voprosy ekonomiki i upravlenija [Issues of Economics and Management], 1, 52-54. (In Russ.).

10.Stakhno, N. D. (2018). Formirovanie faktorov zdorov'e sberezhenija v industrii gostepriimstva v Respublike Krym [Formation of factors of health savings in the hospitality industry in the Republic of Crimea]. Kant, 2(27), 348-352. (In Russ.).

11.Borshh, L. M., Gerasimova, S. V., & Guk, O. A. (2016). Social'no-ekonomicheskoe razvitie Respubliki Krym [Socio-economic development of the Republic of Crimea]. Investicionnaja politi-ka v social'no-ekonomicheskom razvitii gorodskogo okruga Feodosii na sredne- i dolgosrochnyj period [Investment policy in the socio-economic development of the urban district of Feodosia for the medium and long term]. Collection of materials of the regional scientific-practical conference for specialists of the Crimean Federal District of the Russian Federation. 50-52. (In Russ.).

12.Kabyshev, V. A. (2018). Problemy i perspektivy razvitija netradicionnyh i ekstremal'nyh vidov turizma v Krymu [Problems and prospects of development of non-traditional and extreme types of tourism in the Crimea]. Sovremennyj gostinichno-restorannyj biznes: ekonomika i menedzhment [Modern hotel and restaurant business: economics and management]. Proceedings of the fifth scientific conference. 181-183. (In Russ.).

13.Garmider, A. A. (2018). Sozdanie turistskogo klastera v Respublike Krym v kontekste obespech-enija ustojchivogo razvitija regiona [Creation of a tourist cluster in the Republic of Crimea for ensuring the sustainable development of the region]. Vestnik AGTU. Serija: Ekonomika [Bulletin of ASTU. Series: Economy], 2, 119-127. (In Russ.).

Гук О.А., Буркальцева Д.Д. Развитие туристической индустрии Республики Крым // Сервис в России и за рубежом. 2019. Т. 13. Вып. 2. С. 119-129. РО!: 10.24411/1995-042Х-2019-10211.

Guk, O. A., & Burkaltseva, D. D. (2019). Tourism industry development in the Republic of Crimea. Servis v Rossii i za rubezhom [Services in Russia and Abroad], 13(2), 119-129. doi: 10.24411/1995-042X-2019-10211. (In Russ).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.