2. Gur'yanov S. Novoe VRemya: zachem shkol'nikam virtual'naya real'nost' [New VR time: why schoolchildren need virtual reality] // Izvestiya. 8 yanvarya 2022. URL: https://iz.ru/1268085/ sergei-gurianov/novoe-vremia-zachem-shkolnikam-virtualnaia-realnost (data obrashcheniya: 25.12.2022).
3. Hukalenko YU. S. VR-tekhnologii v shkolah: zachem eto nuzhno [VR technologies in schools: why is it needed]. URL: https:// ntinews.ru/upload/iblock/a3a/a3ad68e4465af3cef0ae-379f3e03e038.pdf (data obrashcheniya: 25.12.2022).
4. Uroki budushchego: VR-tekhnologii Varwin v shkolah [Lessons for the future: Varwin VR technologies in schools]. URL: https:// slddigital.com/article/chto-budushee-nam-gotovit-vr-tehnologii-varwin-v-shkolah/ (data obrashcheniya: 25.12.2022).
5. Erohina E. Kak v shkolah i vuzah uchat s pomoshch'yu virtual'noj i dopolnennojreal'nosti [How schools and universities teach using virtual and augmented reality] // Skillbox Media. URL: https://skillbox.ru/media/education/kak-v-shkolakh-i-vuzakh-uchat-s-pomoshchyu-virtualnoy-i-dopolnennoy-realnosti/ (data obrashcheniya: 25.12.2022).
6. Taranenko L. G. Transformaciya bibliotechno-informacionnoj deyatel'nosti pod vozdejstviem cifrovoj sredy [Transformation of library and information activities under the influence of the digital environment]: monografiya. M-vo kul'tury RF, Kemerovskij gos. in-t kul'tury. Kemerovo: KemGIK, 2021. 299 s.
7. Kalenchuk A. Virtual'naya shkola: kak istoriyu i fiziku mozhno izuchat' s pomoshch'yu VR i AR [Virtual school: how history and physics can be studied using VR and AR] // Hajtek. 4 maya 2022. URL: https://hightech.fm/2022/05/04/vr-ar-school (data obrash-cheniya: 25.12.2022).
8. Dunichev D. Kak VR-tekhnologii vliyayut na obrazovanie [How VR technologies affect education]. URL: https://www.unipage.net/ ru/vr_in_education (data obrashcheniya: 25.12.2022).
9. Savkina S. V. Interaktivnye multimedijnye produkty bib-liotek: formirovanie umenij tekhnologii podgotovki u bakalavrov bibliotechno-informacionnoj deyatel'nosti [Interactive multimedia products of libraries: formation of skills of training technology for bachelors of library and information activities] // Bibliosfera. 2018. No. 4. S. 119-123.
10. Fominykh M., Prasolova-Forland E. Immersive Job Taste: a Concept of Demonstrating Workplaces with Virtual Reality // IEEE Conference on Virtual Reality and 3D User Interfaces (VR), 2019. P. 1600-1605.
11. Savkina S. V. Mul'timedijnye produkty v bibliotechno-informacionnom obsluzhivanii: otechestvennyj i zarubezhnyj opyt // Bibliosfera. 2022. No. 2. S. 56-65.
12. Chelombitko S. V., Gusev S. I., Bobrova E. I. Tekhnologii virtual'noj real'nosti v obrazovatel'noj deyatel'nosti Kemerovskogo gosu-darstvennogo instituta kul'tury [The virtual reality technologies in the educational processes in Kemerovo State Institute of Culture] // Nauchnye i tekhnicheskie biblioteki. 2023. No. 8. S.141-165.
13. Savkina S. V. Tekhnologiya podgotovki mul'timedijnyh biblio-technyh produktov [Technology for preparing multimedia library products]: uchebnoe posobie dlya studentov napravleniya podgo-tovki 51.03.06 "Bibliotechno-informacionnaya deyatel'nost'" / S. V. Savkina; Kem. gos. in-t kul'tury. Kemerovo: Kem. gos. in-t kul'tury, 2021. 112 s.
УДК/UDC 378.14 EDN HZPKET
Челнокова Татьяна Александровна
профессор кафедры «Теоретической и инклюзивной педагогики», Казанского инновационного университета, г. Казань
Рабазанова Айнур Аликовна
преподаватель кафедры «Логистика», аспирант, Частное образовательное учреждение высшего образования «Казанский инновационный университет им. В. Г. Тимирясова», г. Казань
Chelnokova Tatyana A.
Professor of the Department of Theoretical and Inclusive Pedagogy, Kazan Innovation University, Kazan
Rabazanova Ainur A.
Lecturer, the Department of Logistics, graduate student, Kazan Innovation University, Kazan
РАЗВИТИЕ ЦИФРОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ-ЛОГИСТОВ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОСТИ ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
DEVELOPMENT OF LOGISTICS STUDENTS' DIGITAL COMPETENCIES AS A CONDITION FOR THE SUCCESSFUL PROFESSIONAL ACTIVITIES
Аннотация. В статье обосновывается, что одной из составных частей экономической науки и области деятельности выступает логистика, обеспечивающая организацию и регулирование продвижения товаров
и услуг от производителя до потребителя. Это требует разработки новых подходов к обучению студентов-логистов в вузе. Авторы приводят результаты экспериментальной работы по привлечению студентов к раз-
работке и применению в образовательной практике вуза цифровых технологий, направленных на обеспечение повышение качества обучения будущих специалистов в области логистики.
Ключевые слова: цифровизация, цифровые компетенции, логистика, студенты-логисты, компетентност-ный подход.
Abstract. The article substantiates that one of the components of economics and the field of activity is logistics, which ensures the organization and regulation of the promotion of goods and services from the manufacturer to the consumer. It requires the development of new approaches to the training of logistics students at the university. The authors present the results of experimental work to attract students to the development and application of digital technologies in the educational practice of the university, aimed at improving the quality of future specialists training in the field of logistics.
Keywords: digitalization, digital competencies, logistics, logistics students, competency-based approach.
Введение
Актуальность поднятой в статье темы объясняется изменившимися требованиями к подготовке будущих специалистов. Их компетентностная готовность работать с современными цифровыми технологиями требует перемен в организации воспитательно-образовательного процесса вуза.
Цель проведенного исследования заключалась в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке педагогических условий развития цифровых компетенций студентов-логистов.
Одной из составных частей экономической науки и области деятельности выступает логистика. Логистика непосредственным образом связана с организацией и регулированием продвижения товаров и услуг от производителя до потребителя. Объектом теоретического исследования и практической деятельности является процесс продвижения продукции, товаров и услуг. Логистика достаточно новая для России область научной деятельности. Отрасль науки, направленная на исследование конкретного поля экономической сферы, она появляется недавно, в конце прошлого столетия, активными темпами наращивая свою теоретическую базу. Делая акцент на научный аспект логистики, Б. К. Плоткин и Л. А. Делюкин определяют ее как научную дисциплину «об управлении потоками в системах» [1].
Постижение теоретических положений логистики и освоение актуальных в профессиональной деятельности знаний навыков и компетенций студентами,
выбравшими для себя ее как поле будущей профессиональной деятельности, - проблема исследования. Ее решение осуществляется с учетом современных исследований в области логистики с ориентацией на дальнейшие перспективы развития данной сферы человеческой деятельности.
Важным трендом развития современной логистики является цифровизация. Развитие процессов цифрови-зации в этой сфере экономики меняет логистическую отрасль. Меняются каналы движения товаров и услуг, форматы поставки и процессы управления. В перспективе цифровизация будет усиливаться, предъявляя высокие требования к компетентностной готовности будущих логистов работать с цифрой, решая профессиональные задачи. Все это определяет актуальность исследования процессов развития цифровых компетенций у студентов, осваивающих профессиональные образовательные программы в области логистической деятельности. Развитие цифровых компетенций у студентов-логистов отражает актуальные потребности современного производства. Вместе с тем цифровая компетентность выступает актуальным качеством современного человека, который будучи жителем цифровой эпохи должен быть готов к тому, что цифра все активнее включается во все сферы человеческой жизни. Целью настоящего исследования стало теоретическое обоснование педагогически организованного процесса развития цифровых компетенций у студентов-логистов как условия успешности их будущей профессиональной деятельности. Среди решаемых задач была определена экспериментальная апробация дидактического сопровождения развития цифровых компетенций будущих логистов. Объект проводимого исследования - компетентностное развитие будущих логистов обозначил методологическую основу нашего исследования. Возрастающая потребность в специалистах логистической сферы определяет необходимость исследования процесса их подготовки в системе высшего образования.
Методология
Определение методологических подходов является важной частью исследования. Выбранная тема исследования определяет актуальность в его проведении компетентностного подхода. В качестве семантического ядра компетентностного подхода И. А. Филатова определяет «категории «компетентность» и «компетенция»», подчеркивая прямую зависимость между этими категориями [2, с. 37]. Обращение к компетентностному подходу, его реализации в процессе исследования осуществлялись на основе анализа работ В. И. Байденко,
И. А. Зимней, Г. И. Ибрагимова, А. В. Хуторского и др. исследователей [3-6]. Метод теоретического анализа, примененный в работе с научными источниками, позволил сформулировать принципы исследования в развитии цифровых компетенций студентов. Анализ работ отечественных и зарубежных авторов (Д. Макклелланда, Р. Бояцис, Дж. Равен и др.) позволил увидеть многомерность цифровых компетенций студента. В ходе исследования были выделены цифровые компетенции, определяющие эффективность познавательной деятельности; цифровые компетенции в повышении готовности к решению профессиональных задач; цифровые компетенции для обеспечения успешности социальных взаимодействий. Особую ценность приобретает готовность личности к цифровой активности, к саморазвитию как человека эпохи цифровиза-ции, который должен освоить навыки быстрого включения в динамически меняющиеся отношения с цифрой. Каждая из выделенных групп компетенций стала ориентиром развития в реализации задач профессионального образования.
Актуальность эффективного развития будущих логистов обозначила необходимость анализа работ по проблемам педагогической деятельности в системе профессионального образования (С. Я. Батышев, А. М. Новиков и др.) [7; 8]. Значимой теоретической основой для проведения исследования в обеспечении дидактической составляющей в развитии цифровых компетенций студентов стали работы по дидактике высшей школы (С. И. Архангельский, М. В. Буланова-Топоркова, З. Г. Нигматов и др.) [9-11]. Обоснованные в данных исследованиях принципы обучения (системности, связи теории с практикой, сотрудничества и др.) приобретают свою ценность в формировании цифровых компетенций, лежащих в основе профессиональной деятельности логистов. Принципы развивающего обучения имеют особую ценность для развития цифровой компетентности в построении познавательной деятельности, развитии личностной цифровой активности.
Результаты
В своей работе мы опирались на идеи и практический опыт исследователей в области цифровых технологий, заложенных в основу логистических процессов. Такие технологии, как показывает практика, обеспечивают управление многими процессами, в частности, обработкой грузов в порту - TMS (Terminal Management System), управление складом WMS (Warehouse Management System) и т.д. [12, с. 221]. Современная логистика ждет специалистов, готовых
не только включиться в цифровые процессы, но и обеспечить активное внедрение их в логистическую деятельность. В этой связи актуальными становятся перемены в системе профессионального образования, направленные на развитие цифровых компетенций обучающихся. Теоретическое обоснование нововведений в системе профессионального образования и экспериментальная апробация педагогических условий в развитие актуальных цифровых компетенций у студентов-логистов могут обеспечить потребности экономики, общества и отдельной личности.
Проявлением цифровизации образовательного процесса вуза стало создание образовательного контента, в котором размещаются учебные задания и тесты по изучаемым темам, конспекты лекций и даже кратковременные сюжеты видеолекций преподавателя. Все это способствует значительному расширению поля образовательной деятельности, дает возможность студенту уточнить, доработать знания, полученные в процессе аудиторных занятий. Создание цифрового контента образования имеет огромное значение в современных условиях, когда возрастает требование к организации самостоятельной работы студентов и наблюдается сокращение часов аудиторных занятий.
В ходе проводимого экспериментального исследования цифровые технологии активно включались в образовательный процесс. Р. Р. Гайнуллин отмечает такие возможности цифровых устройств, как использование их «в качестве записывающего устройства»; возможность сфотографировать большой текст, что «позволит увеличить время для переписывания его в тетрадь»; «возможность выхода в сеть Интернет для доступа к различным источникам информации» [13].
На наших практических занятиях мы мотивировали студентов на использование личных гаджетов для решения учебных задач (например, самостоятельной проработки в ходе начала занятия материалов предстоящей лекции), что было важным элементом проводимого исследования. Такой подход позволил сформировать у студентов понимание познавательных возможностей цифровых устройств. Процент студентов, отметивших ценность гаджетов в познании, значительно увеличился к контрольному этапу эксперимента.
В нашей практической работе со студентами цифровизация коснулась и педагогических технологий. Так, в ходе экспериментального исследования нами активно применялись игровые технологии с использованием цифровых инструментов. На занятии студенты-логисты, используя свои личные смартфоны или планшеты, подключались к компьютерной офлайн-игре на определенную тему логистики, которая была
предназначена для практического освоения лекционного материала. На семинарском занятии студенты «играли» в обучающие онлайн-/офлайн-игры. Наиболее эффективными оказались:
1 - Hard truck tycoon / Магнат дальнобойщиков;
2 - Truck depot mobile / Грузовой двор;
3 - Atlet warehouse mania / Складские страсти;
4 - Sim air traffic / Воздушное движение;
5 - Train traffic control / Контроль движения поездов;
6 - Ship loader / Погрузка судна и др.
Применение игровых технологий позволило сделать
вывод: правильный методический подход, подбор педагогического сопровождения и совместная творческая деятельность студента и преподавателя способствуют эффективному усвоению основных операций, осуществляемых на производстве специалистами в логистической сфере. Так игра Hard truck tycoon / Магнат дальнобойщиков является экономическим симулятором, погружающим игрока в атмосферу развития индустрии грузоперевозок. Пример: планируя экономическое развитие созданной с нуля компании, покупая грузовики, нанимая и обучая водителей, развивая инфраструктуру и создавая разветвленную цепь звеньев цепи поставок, игроку предстоит вступить в конкурентную борьбу и построить собственную империю грузоперевозок в онлайн-режиме.
Хорошим методическим приемом оказалась в нашем эксперименте игра Train traffic control, которая раскрывает специфику деятельности логистов в сфере железнодорожного транспорта. В процессе игры студенты осваивают навыки расчета экономических показателей движения и эффективности. В игровом режиме студенты смогли попробовать себя в роли специалиста, управляющего движением воздушных судов, рассчитывают грузоподъемность, пассажиропоток и т.д. (игра Sim air traffic). В игре с применением цифровых технологий осуществляется математический расчет показателей эффективности работы склада (игра Atlet warehouse mania / Складские страсти).
Настольная игра «Кроссдок» оказалась результативной при постановке конкретных задач обучения: это один из инструментов, благодаря которому формируются представления о передвижении товаров и роли логистики. Игра учит, как правильно и грамотно управлять цепочкой поставок и почувствовать реальный бизнес за игровым столом.
Игрофикация образовательного процесса позволяет повысить мотивацию учебной деятельности студентов, стимулировать их активность. Все это способствует повышению качества образования.
Активность включения онлайн-игр в образовательный процесс предполагает высокую цифровую компе-
тентность преподавателя вуза, его понимание необходимости современных подходов к обучению современного студента. Как отмечает М. А. Головяшкина, актуальной становится «сверхновая философия обучения», которая должна стать основой изменения педагогических подходов и методов в работе с современным студентом [14, с. 36]. Философия цифрового бытия предполагает развитие новых исканий в осмыслении жизнедеятельности человека, когда происходит «становление новых форм техники, новых информационных и цифровых объектов» [15, с. 112].
Осознание преподавателем вуза необходимости готовить студента к жизни в обществе, где усиливается влияние цифры на все сферы человеческого бытия, должно быть четко отражено в организации образовательного процесса. В ходе проводимого эксперимента, в частности, в тематический план учебных дисциплин было включено обязательное применение информационных технологий (интерактивных лекций и игровых технологий). Результаты освоения студентами-логистами тем фиксировались в электронном журнале, что давало возможность отследить степень освоения учебных знаний, составляющих основу успеха будущей профессиональной деятельности.
Цифровые технологии применялись и в контроле знаний студентов. Среди контрольных заданий, направленных на измерение цифровой компетентности студента, его готовности к осознанному применению цифровых технологий в практической деятельности нами были сформулированы конкретные задания:
- Определить, к какой группе программных средств логистики относятся программы логистики переноса при решении поставленных задач.
- Уточнить, с какой целью используется информационная система ERP-класса, поддерживающая RFID-технологию.
- Назовите систему автоматического принятия решений «1С-Логистика: Управление складом», которая может полностью интегрироваться с программным продуктом фирмы «1С» и т.д.
В проведении контроля знаний и определения поля педагогической деятельности в развитии профессиональных компетенций будущих логистов использовалась и кейс-технология. Например, студентам предлагалось решение следующей задачи: «Небольшая компания, отвечающая за услуги по ответственному хранению товаров, решила автоматизировать складской учет для осуществления сбора, обработки и анализа данных. Какая логистическая информационная система подходит для решения данной задачи?»
Эксперимент подтвердил, что правильный выбор учебных стратегий и тактик способствует результативности учебного процесса, а «современные технологические средства все чаще выступают посредниками между знаниями и студентами» [16, с. 14].
Использование современных технологий обучения студентов осуществлялось с опорой на ведущий дидактический принцип образования. В предложенной В. И. Загвязинским интерпретации современного обучения его «системообразующим принципом является принцип развивающего и воспитывающего обучения» [17, с. 38]. Поэтому в процессе экспериментальной части исследования внимание уделялось развитию познавательных способностей, цифровых социальных компетенций, личностному развитию человека цифровой эпохи. В реализации воспитательной направленности будущих логистов большое внимание уделялось процессу формирования у них стремления профессионально состояться с учетом требований цифровой эпохи. Проведенное измерение уровня цифровой культуры студентов на контрольном этапе, обработанное с применением ф*Фишера, выявило эффект перемен в ее развитии (ф*эмп = 2.009).
Заключение
Поднимая проблему развития цифровых компетенций будущих логистов, исследование отражает пока еще недостаточно изученную область профессионального образования. Подготовка специалистов по данным специальностям должна соответствовать «"реальным" профессиональным условиям труда» [17, с. 204].
Эксперимент позволил обосновать условия успешного развития цифровых компетенций студентов, показав в своих результатах, что цифровые технологии внесли изменения в организацию обучения и воспитания студентов, новые дидактические подходы и методы применялись в процессе обучения. Безусловно, это положительно сказалось на развитии цифровых компетенций студентов-логистов. Более того, полученный практический опыт позволил организовать процесс непрерывного повышения цифровых компетенций профессорско-преподавательского состава.
Литература
1. Плоткин Б. К., Делюкин Л. А. Экономико-математические методы и модели в логистике. Учебное пособие. СПб., 2010. 96 с.
2. Филатова И. А. Компетентностный подход как методологическое основание исследования проблемы деонтологи-ческой подготовки педагогов-дефектологов // Сибирский педагогический журнал. 2010. № 12. С. 36-44.
3. Байденко В. И. Выявление состава компетенций выпускников вуза как необходимый этап проектирования
Гос. ВПО нового поколения : методическое пособие. М., 2006. 72 с.
4. Зимняя И. А. Компетентностный подход. Каково его место в системе современных подходов к проблемам образования? (Теоретико-методологический подход) // Высшее образование сегодня. 2006. № 8. С. 20-26.
5. Ибрагимов Г. И. Компетентностный подход в профессиональном образовании // Образовательные технологии и общество, 2007. С. 361-365.
6. Хуторской А. В. Методологические основания к применению компетентностного подхода к проектированию образования // Высшее образование в России. 2017. № 12. С. 85-90.
7. Батышев С. Я. Профессиональная педагогика. М., 2007. 512 с.
8. Новиков А. М. Профессиональное образование России. Перспективы развития. М., 1997. 253 с.
9. Архангельский С. И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. Москва, 1980. 368 с.
10. Педагогика и психология высшей школы / под. ред. М. В. Булановой-Топорковой : учебное пособие. Ростов на Дону. 2002. 544 с.
11. Нигматов З. Г, Шакирова Л. Р. Теория и технология обучения в высшей школе: курс лекций. Казань. 2013. 464 с.
12. Шульмина А. И. Цифровизация в логистике // Journal of Economy and Bisiness, vol.12-3(70), 2020. С. 220-223.
13. Гайнуллин Р. Р. Роль гаджетов в современном образовании в вузе // Материалы X Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» // URL: https://scienceforum.ru/2018/article/2018002553 (дата обращения: 01.06.2023).
14. Головяшкина М. А. Педагогический потенциал гадже-тов в образовательной среде университета // Педагогика. Вопросы теории и практики. Тамбов, 2018. № 1(09). С. 33-36.
15. Одинцов В. П. Философия в эпоху цифровизации: вопрос о человеке // Век XXI. Цифровизация: вызовы, риски, перспективы. Материалы междунар. научно-практ. конференции. М., 2022. С. 109-113.
16. Naveed, A. Developing Interactive, Computer-based Learning Tools for Civil Engineering Students / A. Naveed, R. Pama, P. Jayanta. AIT Technology Magazine. 2013. P. 13-35.
17. Загвязинский В. И. Теория обучения: современная интерпретация: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2008. 192 с.
18. Козлов А. В. Цифровизация обучения студентов технических специальностей // Современное педагогическое образование. 2022. № 10. С. 201-204.
References
1. Plotkin B. K., Delyukin L. A. Ekonomiko-matematicheskie metody i modeli v logistike. Uchebnoe posobie. SPb, 2010. P. 96. [In Russian].
2. Filatova I. A. Kompetentnostnyi podhod kak metodologicheskoe osnovanie issledovaniya problemy deontologicheskoj podgotovki pedagogov-defektologov. Sibirski pedagogicheski zhurnal, 2010. No. 12. P. 36-44. [In Russian].
3. Bajdenko V. I. Vyyavlenie sostava kompetencij vypusknikov vuza kak neobhodimyi etap proektirovaniya Gos.VPO novogo pokoleniya : metodicheskoe posobie. M., 2006. P. 72. [In Russian].
4. Zimnyaya I. A. Kompetentnostnyi podhod. Kakovo ego mesto v sisteme sovremennyh podhodov k problemam obrazovaniya? (Teoretiko-metodologicheskij podhod). Vysshee obrazovanie segodnya, 2006. No. 8. P. 20-26. [In Russian].
5. Ibragimov G. I. Kompetentnostnyi podhod v professional'nom obrazovanii. Obrazovatel'nye tekhnologii i obshchestvo, 2007. P. 361-365. [In Russian].
6. Hutorskoj A. V. Metodologicheskie osnovaniya k primeneniyu kompetentnostnogo podhoda k proektirovaniyu obrazo-vaniya. Vysshee obrazovanie v Rossii, 2017. No. 12. P. 85-90. [In Russian].
7. Batyshev S. YA. Professional'naya pedagogika. M., 2007. P. 512. [In Russian].
8. Novikov A. M. Professional'noe obrazovanie Rossii. Perspektivy razvitiya. Ros. Akad. obrazovaniya, Issled. centr problem neprery-vnogo prof. obrazovaniya. M., 1997. P. 253. [In Russian].
9. Arhangel'skij S. I. Uchebnyj process v vysshej shkole, ego zakono-mernye osnovy i metody. Moskva, 1980. P. 368. [In Russian].
10. Pedagogika i psihologiya vysshejshkoly / pod. red. M. V. Bulanovoj-Toporkovoj : uchebnoe posobie. Rostov n/D: Feniks, 2002. P. 544. [In Russian].
11. Nigmatov Z. G., Shakirova L. R. Teoriya i tekhnologiya obucheniya v vysshej shkole : kurs lekcij. Kazan': Kazan.un-t, 2013. P. 464. [In Russian].
12. Shul'mina A. I. Cifrovizaciya v logistike. Journal of Economy and Bisiness, vol.12-3(70), 2020. P. 220-223. [In Russian].
13. Gajnullin R. R. Rol' gadzhetov v sovremennom obrazovanii v vuze. Materialy X Mezhdunarodnojstudencheskojnauchnoj konferencii "Studencheskijnauchnyjforum". URL: https://sci-enceforum.ru/2018/article/2018002553 (accessed 01.06.2023). [In Russian].
14. Golovyashkina M. A. Pedagogicheski potencial gadzhetov v obrazovatel'noi srede universiteta. Pedagogika. Voprosy teorii i praktiki. Tambov, 2018. No. 1(09). P. 33-36. [In Russian].
15. Odincov V. P. Filosofiya v epohu cifrovizacii: vopros o cheloveke. Vek XXI. Cifrovizaciya: vyzovy, riski, perspektivy. Materialy mezhdunar. nauchno-prakt. konferencii, M., 2022. P. 109-113. [In Russian].
16. Naveed A. Developing Interactive, Computer-based Learning Tools for Civil Engineering Students. A. Naveed, R. Pama, P. Jayanta. AIT Technology Magazine, 2013. P. 13-35. [In English].
17. Zagvyazinski V. I. Teoriya obucheniya: sovremennaya interpre-taciya: ucheb.posobie dlya stud.vyssh.ucheb. zavedenij. 5-e izd., ster. M., 2008. P. 192. [In Russian].
18. Kozlov A. V. Cifrovizaciya obucheniya studentov tekhnicheskih special'nostei. Sovremennoe pedagogicheskoe obrazovanie, 2022. No. 10. P. 201-204. [In Russian].