Научная статья на тему 'ЦИФРОВИЗАЦИЯ КАК УСЛОВИЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО РАЗВИТИЯ БУДУЩИХ ЛОГИСТОВ'

ЦИФРОВИЗАЦИЯ КАК УСЛОВИЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО РАЗВИТИЯ БУДУЩИХ ЛОГИСТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
13
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ / ЛОГИСТИКА / ОБРАЗОВАНИЕ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / САМООЦЕНКА СТУДЕНТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рабазанова А. А.

В статье рассматриваются условия компетентностного развития будущих специалистов - логистов в учебном процессе образовательного учреждения в условиях цифровизации. Выделяются идеи компетентностного подхода, заложенные в основу развития профессионального образования будущих логистов. Особое внимание уделяется цифровизации образования, которая в настоящее время носит глобальный характер, отражаясь на переменах в развитии самого общества, системы общественных отношений. Широкое внедрение цифровых инструментов и технологий в образовательный процесс, во все виды учебной деятельности выступает важной стороной развития современного образования. Формирование цифрового образовательного пространства - основа эффективного перехода к цифровой экономике. В статье приводятся некоторые результаты проводимого исследования, направленные на изучение самооценки студентами уровня своей продвинутости в пользовании интернет-ресурсами, интернет-технологиями. Уровень данной готовности обучающихся к работе с современными технологиями - залог успешной реализации цифровизации обучения сегодня, реализации себя в профессии завтра.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITALIZATION AS A CONDITION FOR COMPETENCE DEVELOPMENT OF FUTURE LOGISTICS

The article discusses the conditions for the competence-based development of future logistics specialists in the educational process of an educational institution in the context of digitalization. The ideas of a competency-based approach are highlighted, which form the basis for the development of professional education for future logisticians. Particular attention is paid to the digitalization of education, which is currently global in nature, reflecting on changes in the development of society itself, the system of social relations. The widespread introduction of digital tools and technologies in the educational process, in all types of educational activities, is an important aspect of the development of modern education. The formation of a digital educational space is the basis for an effective transition to a digital economy. The article presents some results of the ongoing research aimed at studying students' self-assessment of their level of advancement in the use of Internet resources and Internet technologies. The level of this readiness of students to work with modern technologies is the key to the successful implementation of the digitalization of education today, the realization of oneself in the profession tomorrow.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВИЗАЦИЯ КАК УСЛОВИЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО РАЗВИТИЯ БУДУЩИХ ЛОГИСТОВ»

№1 (50). - Rezhim dostupa: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovye-kompetentsii-pedagoga-bibliotekarya-obscheobrazovatelnoy-organizatsii-struktura-i-formirovanie (data obrashcheniya: 18.09.2022).

5. Peksheva M. A. Aktual'nye kompetencii informacionno-bibliotechnyh specialistov: po materialam za-rubezhnyh issledovanij [Elektronnyj resurs] // Kul'tura i obrazovanie.- 2020. - №3 (38).- Rezhim dostupa: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-kompetentsii-informatsionno-bibliotechnyh-spetsialistov-po-materialam-zarubezhnyh-issledovaniy (data obrashcheniya: 18.09.2022).

6. Professional'nyj standart «Specialist po bibliotechno-informacionnoj deyatel'nosti»: proekt [Elektronnyj resurs] // https://rgub.ru/files/profstandart_project-970-2.pdf (data obrashcheniya: 18.09.2022).

7. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 13.03.2021 N 608-r «Ob utverzhdenii Strategii razvitiya bibliotechnogo dela na period do 2030 goda» [Elektronnyj resurs] // Pravitel'stvo Rossijskoj Federacii: oficial'nyj sajt. - Rezhim dostupa: http://static.government.ru/media/files/NFWPpXpAAAEbPW60HiZiDvdZZ8AcSNuu.pdf (data obrashcheniya: 18.09.2022).

8. Red'kina N. S. Kompetencii bibliografa: nepreryvnost' razvitiya i tochki razryva// Bibliosfera. - 2021. - № 4. - S. 59-77.

УДК 37

А.А. Рабазанова

ЦИФРОВИЗАЦИЯ КАК УСЛОВИЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО РАЗВИТИЯ БУДУЩИХ ЛОГИСТОВ

В статье рассматриваются условия компетентностного развития будущих специалистов - логистов в учебном процессе образовательного учреждения в условиях цифровизации. Выделяются идеи компетентностного подхода, заложенные в основу развития профессионального образования будущих логистов. Особое внимание уделяется цифровизации образования, которая в настоящее время носит глобальный характер, отражаясь на переменах в развитии самого общества, системы общественных отношений. Широкое внедрение цифровых инструментов и технологий в образовательный процесс, во все виды учебной деятельности выступает важной стороной развития современного образования. Формирование цифрового образовательного пространства - основа эффективного перехода к цифровой экономике. В статье приводятся некоторые результаты проводимого исследования, направленные на изучение самооценки студентами уровня своей продвинутости в пользовании интернет-ресурсами, интернет-технологиями. Уровень данной готовности обучающихся к работе с современными технологиями - залог успешной реализации цифровизации обучения сегодня, реализации себя в профессии завтра.

Ключевые слова: цифровизация; компетентностное развитие; логистика; образование; компетентностный подход; самооценка студента

Ainur A. Rabazanova DIGITALIZATION AS A CONDITION FOR COMPETENCE DEVELOPMENT OF FUTURE LOGISTICS

The article discusses the conditions for the competence-based development of future logistics specialists in the educational process of an educational institution in the context of digitalization. The ideas of a competency-based approach are highlighted, which form the basis for the development of professional education for future logisticians. Particular attention is paid to the digitalization of education, which is currently global in nature, reflecting on changes in the development of society itself, the system of social relations. The widespread introduction of digital tools and technologies in the educational process, in all types of educational activities, is an important aspect of the development of modern education. The formation of a digital educational space is the basis for an effective transition to a digital economy. The article presents some results of the ongoing research aimed at studying students' self-assessment of their level of advancement in the use of Internet resources and Internet technologies. The level of this readiness of students to work with modern technologies is the key to the successful implementation of the digitalization of education today, the realization of oneself in the profession tomorrow.

Key words: digitalization; competence development; logistics; education; competence approach; student self-esteem

Введение

В последнее время активно развивается одно из направлений профессионального образования, связанное с подготовкой логистов. Это объясняется ростом требований рынка труда, к количеству специалистов, вовлеченных в производственные логистические процессы. Современный рынок нуждается в логи-

стах, способных эффективно решать производственные задачи любого уровня сложности, готового оптимально быстро осваивать новый программный продукт. Необходимо думать о качестве их подготовки таких специалистов с учетом современных педагогических технологий, средств, методов и форм профессионального образования. В этой связи

особое внимание приходится уделять самому процессу цифровизации, согласно особенностям которого выстраивается система современного профессионального образования. Цифровые средства и технологии проникают в производственные и образовательные процессы, обуславливая особую актуальность цифровизации процесса подготовки будущих кадров.

На основании цифровизации с ориентацией на компетентностное развитие выстраивается образовательный процесс в подготовке будущих специалистов в области логистики. Ориентиры компетентностного развития будущих специалистов определяются с учетом требований работодателей и формулируются в соответствии с современными производственными и социальными процессами. Компетентностное развитие будущих специалистов цифровой экономики - показатель успешности деятельности образовательной организации.

Материалы и методы

В нашем исследовании нами был использован следующий комплекс методов исследования: анализ педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования в отечественных и зарубежных изданиях, систематизация и классификация имеющихся материалов, сравнительно-сопоставительный анализ, анкетирование, подсчет статистических данных и их обработка.

В нашем исследовании применялся метод шкалирования в рамках педагогического эксперимента, в котором приняли участие студенты бакалавритата 1 курса по направлению подготовки «Логистика и управление цепями поставок» Факультета Менеджмента и инженерного бизнеса Казанского инновационного университета имени В.Г. Тимирясова.

Литературный обзор

Идеи компетентностного подхода выступают важными методологическими идеями, заложенными в основу развития профессионального образования XXI века. В процессе изучения опыта работы выдающихся педагогов в 70-х гг. XX в. в США возникло такое понятие, как «компетентностное образование», в основу которого легли три основных компонента в образовании, такие как, формирование знаний, умений и ценностей личности [4].

Если рассматривать зарождение педагогических идей в рамках компетентностного подхода и его историческое развитие можно

увидеть в философских учениях в рамках фи-лософско-педагогических произведений, а также в утопических и гипотетических теориях, основанных на педагогической практике и эксперименте. В эпосах и трудах римских, древнегреческих, византийских, восточных мудрецов и философов (Платона, Аристотеля, Плутарха, Гераклита, Сенеки, Авиценны, Конфуция) можно найти бесценные мысли о воспитании, образовании, в которых просматриваются идеи компетентностного подхода.

В работах Я.А. Коменского, В. Ратке, И. Гербарта, Ф. Фребеля, И. Песталоцци и др. представлены закономерности и принципы организации педагогического процесса, в них также просматривается проблема компетент-ностного развития.

Современный этап развития теории ком-петентностного подхода основан уже на саморазвитии научной отрасли, он сочетает в себе процессы интеграции и дифференциации с широким взаимодействием с другими науками [5, с. 21].

Основателем компетентностного подхода считают американского исследователя Н. Хомского, который в 1965 году предложил термин «компетенция» по отношению к теории языка. Также среди основателей можно выделить Дж. Флананга, Д. Макклелланда, Р. Бояциса.

Однако, как мы уже отметили, развитие компетентностного подхода не является совершенно новым направлением в педагогической науке. Он не является чуждым для системы российского образования. Ориентация на освоение умений и знаний, способов деятельности рассматривались в работах отечественных педагогов (И.Я. Лернер, В.В. Давыдов, М.Н. Скаткин, Г.П. Щедровицкий, В.В. Краевский и др.)

Следует отметить, что теория компетент-ностного подхода к образованию нашла практическое воплощение в деятельности образовательных организаций. Реализация компе-тентностного подхода в образовательной практике учреждений высшего образования направлена на преодоление разрыва между образованием и требованиями производства. Необходимость достижения студентами определенного уровня сформированности компетенций для повышения их готовности работы в условиях цифровизации определяет актуальность анализа работ, в которых зарождалось и формировалось современное видение компетентностного подхода. Приобретенный в процессе освоения образовательной

программы набор компетенций должен обеспечить развитие профессиональных навыков и умений, профессионально значимых качеств личности, развить способность к взаимодействию в групповой деятельности, умению работать в команде и конкурировать на рынке труда.

Компетентностная модель выпускника вуза является результатом длительного развития данной проблемы в научных исследованиях. Взятый за основу организации воспитательно-образовательного процесса вуза ком-петентностный подход становится основой комптентностного развития студента, как будущего профессионала [2, с. 26].

Содержание, формулировка и структура компетентностного развития личности студента разрабатывались в исследованиях В.И. Байденко, Н.А. Селезневой, И.А. Зимней и др. Проблематика компетентностного развития студента остается актуальной темой исследовательского поиска, научных дискуссий. Особенности осуществления компетентностного подхода в условиях подготовки специалистов цифровой эпохи - одно из направлений исследования.

Необходимость обеспечения новых учебно-методических курсов, которые включают в себя применение компьютерных тренажеров, методические рекомендации по использованию разнообразных программных продуктов, технических устройств, выделение цифровых компетенций - еще одно направление педагогического поиска.

Конечно, терминологическая неопределенность создает дополнительные трудности в освоении компетентностного подхода широкими кругами педагогической общественности. По мнению Б.Л. Рудника, А.Е. Волкова, И.Я. Кузьминова, обучающий процесс ориентирует обучение не на передачу информации, а на ее понимание. Образовательный процесс для студента ориентирован не на учебную дисциплину, а на поиск подходов. Т.е. здесь студент рассматривается как субъект познавательной деятельности, что существенно изменяется функция преподавателя, он становится тьютором, менеджером, фасилитато-ром. Существенным образом возрастает роль использования и применения цифровых, инновационных образовательных технологий в обучении [10].

Поскольку мы живем в цифровую эпоху, где процессы цифровизации носят глобальный характер, то особое внимание в реализации задачи компетентностного развития сту-

дента следует уделить вопросу цифровизации образования. Применение и широкое внедрение цифровых инструментов и технологий в образовательном процессе и учебную деятельность через цифровую среду формирует предпосылки цифрового образовательного пространства в условиях цифрового общества и цифровой экономики в целом [7].

Цифровизация образовательной среды играет огромную роль в достижении качества образования. Изучая процесс погружения в цифровизацию, как проблему организации образования, нами были рассмотрены работы различных авторов. Более тысячи молодых преподавателей со всего мира, согласно результатам глобального исследования Economist Intelligence Unit с Microsoft Education, выделили три главных риска, связанных с использованием цифровых технологий в образовательном процессе:

1. 36% преподавателей - потеря традиционных навыков и знаний, например, умения писать от руки;

2. 34% - слишком глубокое погружение в виртуальный мир;

3. 28% - цифровые гаджеты и программные продукты отвлекают студентов от занятий [1].

Согласно результатам исследования, циф-ровизация в образовании предполагает переход на электронную систему образования, профессия педагога будет упразднена. Направления применения цифровизации, цифровая грамотность педагогов, система цифрового образования, рассматривались в трудах Е.Б. Стариченко, Т.В. Никулиной, Л.А. Андриянова [6].

Следует признать, необходимость цифро-визации сектора образовательной деятельности стала жизненно важной. Цифровая эра меняет способы обучения и воспитания. Процветанию рынка образовательных услуг способствует огромное количество разнообразных цифровых инструментов и технологий. Быстрым развитием новых технологий (виртуальная реальность, искусственный интеллект и др.) способствует развитию сценариев дистанционного образования [8]. Данный факт определяет еще один спектр научного поиска - организация компетентностного развития студента в условиях электронного и дистанционного образования.

Использование цифровых технологий влияет на развитие системы образования, и это влияние будет с годами только усиливаться. Следует выделить три группы сценариев, в

рамках которых будет проявляться данное влияние:

1) консервативный сценарий, который характеризуется сохранением уже усредненной и существующей модели обучения, поддерживаемой бюрократизированной системой управления образованием;

2) сценарий размывания образовательных учреждений, где за счет использования быст-роразвивающихся сетевых образовательных сервисов устраняется недостаточная эффективность традиционных образовательных организаций;

3) сценарий трансформации образовательных учреждений, которые на протяжении всей жизни превращаются в культурные центры местных (или профессиональных) сообществ, в различные места учебы.

Настоящие сценарии имеют место в современной практике образования, реализуются разные подходы решения проблемы компе-тентностного развития студентов.

Как видно, с внедрением и использованием цифровых технологий связан сценарий первой группы и согласно результатам, была создана технологическая база и кадровый потенциал для возможности двигаться дальше.

Развитие образовательных и цифровых технологий (развивающиеся инструменты нового поколения цифровых технологий, а именно виртуальная реальность, искусственный интеллект, блокчейн-технологии и др.) согласно сценарию второй группы предполагают, что они будут интенсивно реализовы-ваться и заметно повлияют на деятельность образовательной системы страны.

Реализация сценария третьей группы является наиболее желательной и рекомендуемой, что позволит обеспечить устойчивое развитие системы образования в условиях всевозможных изменений и рисков, которые происходят в мире. Здесь цифровые технологии в образовании помогут поддерживать персонализированное обучение и преодолеть формализм в обучении, соответственно заинтересованность всех участников в результативности образовательного процесса и работы в целом [9].

Цифровизация всех логистических процессов является одной из характерных черт современной экономики, успешная реализация перестройки логистики на цифровые рельсы зависит от готовности логистов к быстрому усвоению новых инструментов и программ. В этой связи очень важно сформировать у студентов устойчивое понимание актуальности

их готовности к применению уже действующих и готовности к внедрению новых программных продуктов в логистическую деятельность.

Результаты

Компетентностный подход к обучению студента с использованием цифровых средств предполагает не только их применение в учебном процессе, но и последовательное изучение готовности самих студентов принять себя как профессионала эпохи цифрови-зации. Так, для измерения цифровой культуры современного студента как пользователя интернет ресурсов был проведен опрос студентов 1 курса направления «Логистика и управление цепями поставок» Казанского инновационного университета имени В.Г. Тими-рясова.

В ходе проводимого исследования нами было проведено изучение самооценки своей культуры, как пользователей интернет-ресурсами, интернет-технологиями. Для определения распределения студентов по уровню цифровой культуры нами был использован метод шкалирования. В ходе проведенного исследования были определены следующие результаты:

1) высокий уровень самооценки себя как пользователя интернет-ресурсами отмечен у 33,3% обучающихся студентов.

2) средний уровень самооценки себя, как пользователя интернет-ресурсами отмечен у 60% студентов.

3) низкий уровень самооценки себя как пользователя интернет-ресурсами отмечен у 6,6% студентов.

На основе результатов проведения опроса обучающихся студентов можно сделать вывод, что 60% студентов направления «Логистика и управление цепями поставок» используют информационные ресурсы в образовательных целях и считают себя продвинутыми пользователями интернет-ресурсов. Также было выявлено, что частым используемым цифровым устройством для студентов является смартфон. Проведенное исследование определило задачи в деятельности преподавателей. Эти задачи связаны с демонстрацией многообразия цифровых технологий в организации образовательных процессов.

Огромное разнообразие цифровых технологий и инструментов способствует процветанию образовательного рынка. Разнообразие форм и средств обучения в применении современных образовательных технологиях в

учебном процессе позволяет повышению творческой активности студентов. Грамотно организовать учебный процесс изучаемых дисциплин, учитывая, прежде всего, специфику данного направления профессиональной подготовки. Понимание предметной области происходит за счет приобретения студентами определенного опыта использования цифровых технологий для овладения знаниями, умениями и навыками. Например, при формировании логистической цепочки доставки груза используются примерные методы производственной деятельности, среди которых распространены методы «экспертных оценок», «метод Делфи», «мозгового штурма» и др.

В проведении семинарских занятий применяется один из активных методов обучения, как деловая игра, при ее реализации решаются не только профессиональные или игровые задачи, но также происходит обучение и воспитание студента как будущего специалиста-логиста, а также как и управленца в принятии оптимальных решений на предприятии.

Обсуждение

Преподавание дисциплин направления «Логистика и управление цепями поставок» строится, исходя из требуемого уровня подготовки специалистов. И совершенствование профессиональной подготовки специалистов-логистов на основе компетентностного подхода предполагает необходимость применения образовательных цифровых технологий. В качестве инструментов широко применяются активные методы обучения, которые характеризуются высокой интерактивностью, мотивацией, эмоционального восприятия учебного процесса, направленные на активизацию мышления студентов-логистов, что в итоге формирует профессиональные компетенции как будущего профессионального специалиста. Особая роль в применяемых

ного процесса для будущего логиста, прежде всего, отводится у них в формировании высокой ответственности за организацию эффективной управленческой деятельности на производственных предприятиях и сферы обслуживания соответственно. Практический опыт приобретается в производственных или преддипломных практиках, где обучающимся приходится выстраивать производственные цепочки, в том числе на основе цифры (например, логистические цепочки процесса организации производства).

Организация процесса обучения с применением и использованием цифровых технологий позволит повысить уровень компетент-ностного развития будущего специалиста логиста. Для оптимизации процесса компетент-ностого развития студента эпохи цифровиза-ции преподаватель должен владеть критическим мышлением, знать ее подходы, творчески применять педагогические и образовательные технологии в процессе проектирования учебной деятельности, привлекать студентов участвовать в сетевых телекоммуникационных проектах [3].

Заключение

Цифровизация образовательного процесса в высшей школе - результат современного этапа развития общества, необходимое условие подготовки специалистов цифровой экономики. Теоретической и методологической основой этих преобразований выступают принципы и идеи подходов, которые проектируют компетентностное развитие студентов в условиях цифровизации. Таким образом, мы должны развивать и совершенствовать развитие цифрового образования, учитывая способность оптимизации и обновлению образовательных ресурсов, повышение информационной грамотности педагогов и студентов, а также углубленной интеграции цифровых технологий и системы образования в целом.

технологиях в использовании образователь-

Литература:

1. Абраменкова В. В. Цифровизация воспитания как угроза безопасному развитию детства [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://psy.su/feed/9194/ (дата обращения: 07.08.2022).

2. Андриенко А.С. Компетентностно-ориентированный подход в системе высшего образования: история, современное состояние и перспективы развития: монография. - Чебоксары: Среда, 2018. - 92 с.

3. Аникин И.Ю., Лаптева С.В., Кормин А.М. Педагогические условия формирования компетенций будущих инженеров-педагогов энергетического профиля / / Современный ученый. - 2019. - №1. - С. 12-17.

4. Ахметшин Э.М. Проблемы формирования профессиональной компетенции студентов вузов // Современное педагогическое образование. - 2019. - №1. - C. 4-9.

5. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: учебник для вузов.- СПб.: Питер, 2000. - 304 с.

6. Буданцев Д. В. Цифровизация в сфере образования: обзор российских научных публикаций // Молодой ученый. - 2020. - № 27 (317). - С. 120-127.

7. Гаирбекова П. И. Актуальные проблемы цифровизации образования в России // Современные проблемы науки и образования. - 2021. - №. 2. - С. 65-75.

8. Кузьминов Я. И., Фрумин И. Д. Российское образование: достижения, вызовы, перспективы / Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. -Москва: Издат. дом Высшей школы экономики, 2019. - 288 с.- (Серия коллективных монографий).

9. Хамитов Р. М. Цифровизация образования и ее аспекты // Современные проблемы науки и образования. - 2021. - №. 3. - С. 8-12.

10. Хохлова О. Н. Проблема внедрения компетентностного подхода в вузе [Электронный ресурс].-иЯЬ: http://hohlova. tversu. ru (дата обращения: 10.08.2022).

References:

1. Abramenkova V. V. Cifrovizaciya vospitaniya kak ugroza bezopasnomu razvitiyu detstva [Elektronnyj resurs].- Rezhim dostupa: https://psy.su/feed/9194/ (data obrashcheniya: 07.08.2022).

2. Andrienko A.S. Kompetentnostno-orientirovannyj podhod v sisteme vysshego obrazovaniya: istoriya, sovremennoe sostoyanie i perspektivy razvitiya: monografiya. - CHeboksary: Sreda, 2018. - 92 s.

3. Anikin I.YU., Lapteva S.V., Kormin A.M. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya kompetencij budushchih inzhenerov-pedagogov energeticheskogo profilya / / Sovremennyj uchenyj. - 2019. - №1. - S. 12-17.

4. Ahmetshin E.M. Problemy formirovaniya professional'noj kompetencii studentov vuzov // Sovremennoe pedagogicheskoe obrazovanie. - 2019. - №1. - C. 4-9.

5. Bordovskaya N.V., Rean A.A. Pedagogika: uchebnik dlya vuzov.- SPb.: Piter, 2000. - 304 s.

6. Budancev D. V. Cifrovizaciya v sfere obrazovaniya: obzor rossijskih nauchnyh publikacij // Molodoj uchenyj. - 2020. - № 27 (317). - S. 120-127.

7. Gairbekova P. I. Aktual'nye problemy cifrovizacii obrazovaniya v Rossii // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. - 2021. - №. 2. - S. 65-75.

8. Kuz'minov YA. I., Frumin I. D. Rossijskoe obrazovanie: dostizheniya, vyzovy, perspektivy / Nacional'nyj is-sledovatel'skij universitet «Vysshaya shkola ekonomiki», Institut obrazovaniya. - Moskva: Izdat. dom Vysshej shkoly ekonomiki, 2019. - 288 s.-- (Seriya kollektivnyh monografij).

9. Hamitov R. M. Cifrovizaciya obrazovaniya i ee aspekty // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. -2021. - №. 3. - S. 8-12.

10. Hohlova O. N. Problema vnedreniya kompetentnostnogo podhoda v vuze [Elektronnyj resurs].-URL: http://hohlova. tversu. ru (data obrashcheniya: 10.08.2022).

УДК 378

Д.Д. Калимуллин, А.В. Павлинов ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ МОДЕРНИЗАЦИИ ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ

В статье актуализируется проблема модернизации педагогических средств воспитания в высшей школе, своевременное обновление которых приводит к повышению эффективности всей воспитательной работы со студентами в целом. Раскрывается роль факторов информатизации и глобализации в необходимости пересмотра и адаптации педагогических средств воспитания студентов вузов культуры к реальным условиям образовательного процесса. Рассмотрены специфические особенности воспитательной работы, препятствующие и ограничивающие использование современных информационно-цифровых технологий. Предложен ряд способов обновления средств и форм воспитания путем их циф-ровизации. На примере квестов и проводимых в онлайн-формате мероприятий показаны возможности модернизации воспитательной работы со студентами вузов культуры.

Ключевые слова: воспитание, студенты вузов, цифровые технологии

Dilovar D. Kalimullin, Alexey V. Pavlinov DIGITAL TECHNOLOGIES FOR MODERNIZING THE EDUCATION OF UNIVERSITY STUDENTS

The article updates the problem of modernizing pedagogical means of education in higher education, the timely renewal of which leads to an increase in the efficiency of all educational work with students in general. The role of informatization and globalization factors in the need to revise and adapt pedagogical means of educating students of cultural universities to the real conditions of the modern educational process is revealed. Specific features of educational work preventing and limiting the use of modern information and digital technologies are considered. A number of methods of updating the means and forms of education by digitalization are proposed. Using the example of quests and events held in the online format, the possibilities of modernizing educational work with students of cultural universities are shown.

Key words: education, university students, digital technologies

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.