Научная статья на тему 'ПРОГРАММА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЛИДЕРСТВА В СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ КАФЕДРЫ ЛОГИСТИКИ И УПРАВЛЕНИЯ ЦЕПЯМИ ПОСТАВОК СПбГЭУ'

ПРОГРАММА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЛИДЕРСТВА В СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ КАФЕДРЫ ЛОГИСТИКИ И УПРАВЛЕНИЯ ЦЕПЯМИ ПОСТАВОК СПбГЭУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
140
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Программно-целевой подход / стратегия развития кафедры / программа образовательного лидерства / преактивность / непрерывная целевая подготовка / цифровая профессия логиста / Program-targeted approach / department development strategy / educational leadership program / preactivity / continuous targeted training / logistician digital profession

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Владимир Васильевич Щербаков

В статье раскрывается прецедент реализации программно-целевого подхода в управлении образовательной деятельностью на основе координации стратегии развития вуза и стратегии развития кафедры, формируемый кафедрой логистики и управления цепями поставок СПбГЭУ. Приводится алгоритм обоснования программы образовательного лидерства в логистике, воплощающей идею непрерывной целевой подготовки логистов для ОАО «РЖД» с применением преактивного компетентностного подхода и форсайт-технологий в проектировании будущего цифровой профессии логиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL LEADERSHIP PROGRAM IN THE DEVELOPMENT STRATEGY OF THE UNECON’S LOGISTICS AND SUPPLY CHAIN MANAGEMENT DEPARTMENT

The article reveals a precedent for the program-targeted approach implementation in educational activities management based on the coordination of the university strategy development and the department strategy development, formed by the Department of Logistics and Supply Chain Management of St. Petersburg State University of Economics. An algorithm is given to substantiate the educational leadership program in logistics, embodying the idea continuous targeted training of logisticians for Russian Railways using a preactive competence approach and foresight technologies in designing the logistics the digital profession future.

Текст научной работы на тему «ПРОГРАММА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЛИДЕРСТВА В СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ КАФЕДРЫ ЛОГИСТИКИ И УПРАВЛЕНИЯ ЦЕПЯМИ ПОСТАВОК СПбГЭУ»

Щербаков В. В.

ПРОГРАММА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЛИДЕРСТВА В СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ КАФЕДРЫ ЛОГИСТИКИ И УПРАВЛЕНИЯ ЦЕПЯМИ ПОСТАВОК СПбГЭУ

Аннотация. В статье раскрывается прецедент реализации программно-целевого подхода в управлении образовательной деятельностью на основе координации стратегии развития вуза и стратегии развития кафедры, формируемый кафедрой логистики и управления цепями поставок СПбГЭУ. Приводится алгоритм обоснования программы образовательного лидерства в логистике, воплощающей идею непрерывной целевой подготовки логистов для ОАО «РЖД» с применением пре-активного компетентностного подхода и форсайт-технологий в проектировании будущего цифровой профессии логиста.

Ключевые слова. Программно-целевой подход, стратегия развития кафедры, программа образовательного лидерства, преактивность, непрерывная целевая подготовка, цифровая профессия логиста.

Shcherbakov V.V.

EDUCATIONAL LEADERSHIP PROGRAM IN THE DEVELOPMENT STRATEGY OF THE UNECON'S LOGISTICS AND SUPPLY CHAIN MANAGEMENT DEPARTMENT

Abstract. The article reveals a precedent for the program-targeted approach implementation in educational activities management based on the coordination of the university strategy development and the department strategy development, formed by the Department of Logistics and Supply Chain Management of St. Petersburg State University of Economics. An algorithm is given to substantiate the educational leadership program in logistics, embodying the idea continuous targeted training of logisticians for Russian Railways using a preactive competence approach and foresight technologies in designing the logistics the digital profession future.

Keywords. Program-targeted approach, department development strategy, educational leadership program, preactivity, continuous targeted training, logistician digital profession.

Введение

Программно-целевой подход является признанным инструментом стратегического управления. Он составляет суть стратегического планирования и универсален в применении благодаря тому, что ориентирует на достижение конечного результата в логике поэтапного действия, включая разработку адекватной исполняющей программы. Обоснованием программных решений этот подход обеспечивает связность стратегического и долгосрочного планирования - соответствующий прием достаточно отработан в отечественной практике управления бизнесом.

ГРНТИ 06.39.41 © Щербаков В.В., 2020

Владимир Васильевич Щербаков - доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой логистики и управления цепями поставок, директор научно-образовательного центра «Логистика» Санкт-Петербургского государственного экономического университета.

Контактные данные для связи с автором: 191023, Санкт-Петербург, Садовая ул., 21 (Russia, St. Petersburg, Sadovaya str., 21). Тел.: +7 (812) 310-46-65. Е-mail: shefainn@yandex.ru. Статья поступила в редакцию 20.08.2020.

В качестве примера, апеллируя к интересам сотрудничества Санкт-Петербургского государственного экономического университета (СПбГЭУ) с ОАО «РЖД» (соглашение о стратегическом сотрудничестве от 21 ноября 2016 г. № 133), можно сослаться на целеориентирующие документы компании -это Стратегия развития холдинга «РЖД» на период до 2030 года (утв. протоколом совета директоров ОАО «РЖД» от 23 декабря 2013 г. № 19) и Долгосрочная программа развития ОАО «РЖД» до 2025 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 19 марта 2019 г. № 466-р).

В сфере высшего образования на уровне образовательных учреждений линия связности «стратегия -программа» отработана в меньшей степени и еще в меньшей степени - на уровне подразделений вузов. С определенной степенью аргументации можно считать, что эту функцию в действующей практике стратегического планирования выполняют образовательные программы, при этом, однако, зачастую выпадает среднее звено - программные решения, обеспечивающие связность стратегии развития вуза и основные профессиональные образовательные программы по направлениям подготовки (профилям).

Учитывая актуальность этой задачи в постановке руководства СПбГЭУ с перспективой участия в Программе стратегического академического лидерства [12], кафедра логистики и управления цепями поставок формирует прецедент реализации программно-целевого подхода на основе координации стратегии развития университета и кафедры. В обосновании стратегических решений кафедра опирается на Программу стратегического развития СПбГЭУ [5] и обосновывает целевые приоритеты своего поступательного развития как учебно-научно-консалтингового комплекса [16].

Прецедент реализации программно-целевого подхода и преактивность действий в образовательной подготовке логистов

Формируемый прецедент реализации программно-целевого подхода касается образовательной подготовки логистов, которую кафедра осуществляет на протяжении более чем двух десятков лет, став в начале 2000-х годов участником соответствующего эксперимента Минвуза России. Опыт экспериментальной отладки требований к профессии, а также регулярная работа по постановке и реализации образовательных программ [15, 16, 20, 21] выдвинули в число приоритетных решений преактивность действий. Итоги проделанной учебно-методической работы доказали сочетаемость преактивного подхода с идеями развития кафедры как учебно-научно-консалтингового комплекса, организации научно-образовательного трансфера в обеспечении компетентностного практико-ориентированного обучения, построения системы непрерывной межуровневой образовательной подготовки логистов [10, 14, 17, 18, 19, 24].

В настоящее время преактивный подход приобретает новую интерпретацию в свете становления принципиального нового отношения кафедры к образовательной подготовке логистов - создание человеческого капитала с выходом на проектирование индивидуальных траекторий развития компетенций при освоении логистики как цифровой профессии, формирование и активизация профессионального менталитета логиста [6]. В соответствии с актуализированной в 2020 году стратегией развития кафедры (принята на заседании кафедры логистики и управления и цепями поставок 22 июля 2020 г., протокол № 15), основной целью ее образовательной деятельности является формирование компетенций и менталитета инновационно-активного профессионала, обладающего диверсифицированными знаниями в области логистики и управления цепями поставок, в том числе способного к разработке и коммерциализации логистических инноваций.

Достижение этой цели предусматривается решением комплекса задач, включая следующие [16, с. 29-30]:

• реализация преактивного подхода при актуализации направленностей подготовки на всех образовательных уровнях в соответствии со стратегическими приоритетам развития российской экономики, потребностями работодателей, интересами граждан;

• ориентация образовательных программ на генерацию новых знаний, обучение навыкам, необходимым для организации инновационной деятельности в сфере логистики, включая системное мышление, стремление к восприятию управленческих и технологических новшеств, способность к постоянному самообучению и саморазвитию, креативность и приятие риска, готовность к командной работе в цифровой среде;

• обеспечение преемственности программ СПО, бакалавриата, магистратуры, аспирантуры, ДПО, в том числе в рамках проектов целевой подготовки на основе активизации сетевого сотрудниче-

ства с представителями образовательного и бизнес-сообщества, адаптации форм социального

партнерства.

Методика обоснования и идейный замысел решения

Основным инструментальным средством в осуществлении преактивного подхода принимаются форсайт-технологии. Применением их в стратегическом планировании развития кафедры на основе классических императивов [8], обосновывается предложение об организации на базе СПбГЭУ специализированной системы непрерывной целевой образовательной подготовки логистов для холдинга РЖД как базовой структуры транспортного комплекса Российской Федерации с учетом стратегических перспектив ее преобразования в международную транспортно-логистическую компанию, фокусирующуюся на Евразийском экономическом пространстве. Действие системы воплощает прикладной содержательный контекст преактивного компетентностного подхода к образовательной подготовке логистов, способных работать в масштабах глобальных конкурентных рынков в среде цифрового доверия, обеспечивая комплексное транспортно-логистическое обслуживание и управление цепями поставок клиентов. Систему непрерывной целевой образовательной подготовки логистов в СПбГЭУ для холдинга РЖД предлагается создать в качестве подсистемы действующей в компании системы непрерывного образования [4].

По априорным оценкам, создание системы должно обеспечить реализацию концепции непрерывного образования на основе достижения преемственности и развития компетенций в программах (проектах) целевой подготовки логистов для транспортной отрасли экономики России в порядке кадровой поддержки национального, экспортного и транзитного транспортно-логистического потенциала страны.

Предложение разработано инициативно для включения в Программу развития СПбГЭУ до 2030 года с последующим ее представлением в Программу стратегического академического лидерства. С принятием его предполагается участие СПбГЭУ в осуществлении национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» (утв. протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 4 июня 2019 г. № 70), федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» (утв. Президиумом Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию цифровых технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности, протокол от 28 мая 2019 г. № 9), ведомственного проекта «Цифровой транспорт и логистика» Минтранса России, разработанных во исполнение указа Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации до 2024 года» от 7 мая 2018 г. № 204, а также содействие реализации актуализированных национальных целей и целевых показателей, определенных указом Президента РФ «О национальных целях развития Российской Федерации до 2030 года» от 21 июля 2020 года № 474, конкретно - установок на создание эффективной системы высшего образования, достижение «цифровой зрелости» ключевых отраслей экономики.

Идейный замысел предложения, согласующийся изначально с мнением руководства ОАО «РЖД» в лице генерального директора - председателя Правления ОАО «РЖД» О.В. Белозерова и имеющий общественный резонанс [7], иллюстрирует рисунок.

В контексте «Стратегии развития холдинга «РЖД» на период до 2030 года», целевые приоритеты предлагается дополнить установкой на создание в компании интеллектуальной мультимодальной транспортно-логистической системы, действующей на базе железнодорожного плеча, и развитие транс-портно-логистических услуг в управлении цепями поставок клиентов до аппаратно-программного сервиса уровня 5РЬ. По замыслу, интеллектуальная транспортно-логистическая система холдинга РЖД должна действовать на принципах самоисполняемости, самоуправляемости и самообучения. Исходя из этого, профессиональная роль логистов в подготовке и реализации системных решений по мере роста компетенций, приобретаемых ими в системе непрерывной образовательной подготовки, должна смещаться от непосредственного участия в бизнес-процессах и управления бизнес-процессами к проектированию архитектуры транспортно-логистического бизнеса [9, с. 13-18; 22; 23].

Целью создания системы непрерывной целевой образовательной подготовки логистов для холдинга РЖД определяется кадровое обеспечения лидерства компании в транспортной интеграции Европы и Азии и организации трансграничной логистики в целом.

Предложение подлежит реализации силами проектной команды, сформированной на базе кафедры

логистики и управления цепями с учетом реально созданных ею научно-образовательных заделов:

1) в рамках блока «Форсайт РЖД»:

• проектным участием кафедры логистики и управления цепями поставок, Научно-образовательного центра (НОЦ) «Логистика» в проведении НИР по плану Научно-технического развития ОАО «РЖД»: «Разработка методики повышения привлекательности железнодорожного транспорта в конкурентных сегментах рынка перевозок грузов» (2018-2019 гг.); «Разработка методики интеграции системы мониторинга уровня удовлетворенности клиентов услугами грузовых перевозок в технологию продажи услуг для повышения качества транспортного обслуживания» (20182019 гг.); «Разработка методологии применения технологии смарт-контрактов на основе блокчей-на в транспортно-логистической деятельности ОАО «РЖД» (2019 г.); «Разработка методики алгоритмизации договорного сопровождения перевозки грузов железнодорожным транспортом в ОАО «РЖД» с применением технологии смарт-контрактов» (2020 г.); «Анализ системы коммерческой отчетности в ОАО «РЖД» в свере грузовых железнодорожных перевозок с разработкой предложений по ее совершенствованию в условиях перехода на технологию смарт-контрактов» (2020 г.);

• экспертным участием заведующего кафедрой, директора НОЦ «Логистика» д.э.н., профессора В.В. Щербакова в осуществлении научно-исследовательского проекта «Форсайт научно-технологического развития холдинга РЖД до 2050 года» - 2020 г. [2, 3, 11];

• коммуникационным и экспертным участием профессора кафедры, д.э.н. Шульженко Т.Г. в работе семинара «Антикризисная цифровизация на транспорте: проекты до карантина и после» при организационной поддержке информационного агентства «РЖД-Партнер» - 2020 г. [1];

2) в рамках блока «Форсайт-логистика 2050»:

• организацией международной сессии «Форсайт логистика 2050» - 2018 г. (руководитель - профессор кафедры, д.э.н. Шульженко Т.Г.);

• проектным участием в сессии магистрантов и аспирантов на предмет разработки идей развития логистики как сферы профессиональной деятельности и цифровой профессии [13];

• экспертным участием в указанной сессии профессорско-преподавательского актива кафедры и специалистов НОЦ «Логистика»;

• программной и организационной подготовкой регулярной и регулируемой в тематической постановке научно-образовательной Национальной конференции «Логистика: форсайт-исследования, профессия, практика»;

3) в рамках блока «Форсайт-компетенции логиста»:

• организацией целевого набора на обучение по программе бакалавриата «Логистика и управление цепями поставок» (направление 38.03.02 «Менеджмент») с преференциями ОАО «РЖД» - 20182019, 2019-2020, 2020-2021 учебные годы;

• открытием совместно с кафедрой маркетинга целевой программы магистратуры «Логистические и маркетинговые стратегии клиентоориентированности транснациональной транспортно-логистической компании» с преференциями ОАО «РЖД» и АО «РЖД Логистика» - 2020 г.;

• постановкой и реализацией программ повышения квалификации специалистов ОАО «РЖД» «Логистика и управление цепями поставок», «Логистика, маркетинг и управление клиентоориентиро-ванностью на железнодорожном транспорте» на базе Института ДПО - «Высшая экономическая школа» СПбГЭУ - 2018-2020 гг.;

• постановкой программы МВА для руководителей ОАО «РЖД» «Управление устойчивым развитием международной транспортно-логистической компании» на базе Института ДПО - «Высшая экономическая школа» СПбГЭУ - 2020 г.;

• инициацией организационной компании и ведением переговоров с руководством Колледжа бизнеса и технологий СПбГЭУ о подключении к системе непрерывного профессионального образования по логистике программы СПО «Операционная деятельность в логистике» - с 2018 г.

В работе проектной команды предполагается задействовать научный, образовательный и организационный потенциал подразделений СПбГЭУ: НОЦ «Логистика»; кафедры маркетинга; кафедры та-

моженного дела; Колледжа бизнеса и технологий; Института магистратуры; Института ДПО - «Высшая экономическая школа», Центра изучения Китая и стран Азиатско-Тихоокеанс—кого региона и др.

Рис. Логика реализации преактивного компетентностного подхода в системе непрерывной целевой подготовки логистов для холдинга РЖД

Методы реализации

В целом реализация предложения соотносится с адаптацией преактивного подхода, применяемого кафедрой логистики и управления цепями поставок в образовательной деятельности, к требованиям создания и принципам действия специализированной системы непрерывной целевой образовательной подготовки логистов для холдинга РЖД. При этом предполагается использовать следующие механизмы и методы:

• постановка и проведение форсайт-исследований, разработка научного базиса логистики как цифровой профессии, предиктивный анализ транспортно-логистического бизнеса, организация и учебно-методическое обеспечение многоуровневого профессионального образования в сфере логистики;

• проведение фундаментальных и прикладных исследований в области системного анализа, системного проектирования и системной организации непрерывной целевой образовательной подготовки логистов для холдинга РЖД;

• применение технологий научно-образовательного трансфера в обеспечении связности образовательных программ специализированной системы непрерывной целевой образовательной подготовки логистов для холдинга РЖД;

• научно-образовательная практико-ориентированная кооперация кафедры логистики и управления цепями поставок с подразделениями Октябрьской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» и других структур холдинга РЖД, привлечение специалистов для отработки требований создания и принципов действия системы;

• организация сотрудничества с ИЯ-специалистами холдинга РЖД, активизация РЯ-технологий и технологий стимулирования спроса на образовательные услуги системы, актуализация методов организации целевого набора обучающихся.

Ожидаемые результаты

Реализация преактивного подхода в прикладном содержательном контексте обеспечит позиционирование СПбГЭУ как центра академической поддержки интересов реализации Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года» (в ред., введенной в действие распоряжением Правительства РФ от 11 июня 2014 г. № 1032), Стратегии цифровой трансформации ОАО «РЖД» до 2025 года (утв. протоколом заседания совета директоров ОАО «РЖД» 25 октября 2019 г., № 5) и развитие научно-образовательного потенциала университета в сегментах рынка образовательных услуг, финансируемых за счет внебюджетных источников.

При этом, есть основания ожидать достижение преактивного образовательного лидерства СПбГЭУ в цифровой трансформации транспортной логистики холдинга РЖД, выраженного, в том числе, мультипликативными эффектами в развитии транспортного комплекса России: обеспечение опережающего развития цифровой транспортной логистики, организация интеллектуальной транспортно-логистической инфраструктуры; активизация спроса на высокотехнологичные транспортно-логистические услуги уровня 4РЬ с перспективой перехода к уровню 5РЬ. Заключение

Описанный алгоритм обнаруживает двойственное значение. В научном плане он определяет методологию стратегического планирования образовательной деятельности в вузе на основе развития программно-целевого подхода в преактивный компетентностный подход к образовательной подготовке. Разработанный в прикладном ключе на материалах сотрудничества кафедры логистики и управления цепями поставок СПбГЭУ с ОАО «РЖД в практическом плане он демонстрирует возможность организации специализированной системы непрерывной образовательной подготовки логистов, действующей с применением форсайт-технологий.

ЛИТЕРАТУРА

1. Антикризисная цифровизация на транспорте: проекты до карантина и после. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://unecon.ru/info/antikrizisnaya-cifrovizaciya-na-transporte-proekty-do-karantina-i-posle (дата обращения 25.07.2020).

2. Дорога развития. К 2050 году ОАО «РЖД» может стать лидером транспортного рынка // Пульт управления. 2020. № 5.

3. Наше участие в экспертной сессии проекта «Форсайт научно-технологического развития холдинга РЖД до 2050 года». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://unecon.ru/info/uchastie-v-ekspertnoy-sessii-proekta-oao-rzhd (дата обращения 15.08.2020).

4. ОАО «РЖД» и Санкт-Петербургский экономический университет будут сотрудничать в научной и инновационной сферах. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://myrailway.ru/news/oao-rzhd-i-sankt-peterburgskiy-ekonomicheskiy-universitet-budut-sotrudnicha (дата обращения 18.06.2020).

5. Программа стратегического развития Санкт-Петербургского государственного экономического университета на период 2018-2025 гг. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://unecon.ru/sites/default/files/ programma_17.04.18_0.pdf (дата обращения 27.07.2020).

6. Развитие науки и научно-образовательного трансфера логистики / под науч. ред. В.В. Щербакова. СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2019. 220 с.

7. Рожденные цифровой революцией. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://gudok.ru/news-paper/?ID=1406728 (дата обращения 05.07.2020).

8. Силкина Г.Ю. Модели стратегического планирования динамики инновационных процессов. Нижний Новгород: Изд-во НГТУ им. Р.Е. Алексеева, 2000. 182 с.

9. Силкина Г.Ю., Щербаков В.В. Современные тренды цифровизации логистики. СПб.: ПОЛИТЕХ-ПРЕСС, 2019. 237 а

10. Силкина Г.Ю., Щербаков В.В. Моделирование профессиональной образовательной подготовки логиста цифровой экономики // Цифровые технологии в логистике и инфраструктуре: Материалы междунар. конф. 10-11 октября 2019 г. СПб.: Санкт-Петербургский политехн. ун-т Петра Великого, 2019. С. 56-64.

11. Участие кафедры логистики и управления цепями поставок в форсайте развития РЖД. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://unecon.ru/info/uchastie-kafedry-logistiki-i-upravleniya-cepyami-postavok-v-forsayte- razvitiya-rzhd (дата обращения 02.08.2020).

12. Фальков В.Н. Программа стратегического академического лидерства. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://fgosvo.ru/uploadfiles/method/Program_strategyc_leadership.pdf (дата обращения 16.08.2020).

13. Форсайт логистики. Будущее логистики глазами молодых ученых: cб. материалов междунар. форсайт-сессии. 28 февраля 2018 г. / под ред. Т.Г. Шульженко. СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2018. 192 а

14. Щербаков В.В. Императивы магистерской подготовки логистов: непрерывное профессиональное образование и преактивный компетентностный подход в организации проектного обучения // Трансформация непрерывного образования: теория и практика развития магистерского образования в условиях экономики знаний. К десятилетию института магистратуры / под ред. И. А. Максимцева, А.Н. Петрова, Л.В. Хоревой. СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2017. С. 118-123.

15. Щербаков В.В. Инициативы кафедры Коммерции и логистики в деле развития предпринимательской активности университета // Коммерция и логистика: Сб. науч. трудов. Вып. 11. СПб: Изд-во СПбГУЭФ, 2013. С. 3-11.

16. Щербаков В.В. Исторический постфактум и прескриптивы кафедры логистики и управления цепями поставок // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического универнситета. 2020. № 2 (122). С. 27-31.

17. Щербаков В.В. Модели формирования и развития компетенций логиста // Логистика: современные тенденции развития: Материалы XIV Междунар. науч.-практ. конф. 9-10 апреля 2015 г. / отв. ред. В.С. Лукинский. СПб: ГУМФ им. адм. С.О. Макарова, 2015. С. 375-379.

18. Щербаков В.В. Научно-образовательный трансфер идей синергии коммерции и логистики // Логистика: современные тенденции развития: Материалы XIV Междунар. науч.-практ. конф. 24-25 апреля 2014 г. / отв. ред. В.С. Лукинский. СПб: ГУМФ им. адм. С.О. Макарова, 2014. С. 322-326.

19. Щербаков В.В. О непрерывности профессиональной подготовки в трехуровневой системе высшего образования по логистике // Логистика и торговая политика: Сб. науч. трудов. Вып. 2 (13). СПб: Изд-во СПбГЭУ, 2015. С. 3-13.

20. Щербаков В.В. Образовательные новации в логистике и опыт эксплорента - кафедры Логистики и торговой политики Санкт-Петербургского государственного экономического университета // Управление логистическими системами: глобальное мышление - эффективные решения: Материалы междунар. науч.-практ. юбилейного X Южно-Российского логистического форума. 10-11 октября 2014 г. Т. II. Ростов-на-Дону: Изд. РГЭУ (РИНХ), 2014. С. 274-280.

21. Щербаков В.В., Плоткин Б.К. От материально-технического снабжения к логистике: история развития профильной кафедры СПбГЭУ и становления научной школы. СПб: Инфо-да, 2014. 68 а

22. Щербаков В.В., Силкина Г.Ю. Информационные тренды логистики в условиях становления цифровой экономики // Интеллектуальные и информационные технологии в формировании цифрового общества:

Сб. науч. статей междунар. науч.-практ. конф. 20-21 июня 2017 г. / под ред. В.В. Трофимова, М.Ф. Минако-ва. СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2017. С. 103-108.

23. Щербаков В.В., Силкина Г.Ю. Информационный инструментарий цифровой трансформации экономики и менеджмента // Экономика и предпринимательство. 2017. № 5-1 (82). С. 1090-1096.

24. Scherbakov V., Silkiva G. Conceptual model of Logistics Vocational Education in the digital economy // Atlantis Highlights in Computer Sciences, vol. 1. Proceedings of the International Conference on Digital Technologies in Logistics and Infrastructure (ICDTLI 2019). Р. 120-125.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.