Научная статья на тему 'Исторический постфактум и прескриптивы кафедры логистики и управления цепями поставок'

Исторический постфактум и прескриптивы кафедры логистики и управления цепями поставок Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
52
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исторический постфактум и прескриптивы кафедры логистики и управления цепями поставок»

ИСТОРИЧЕСКИЙ ПОСТФАКТУМ И ПРЕСКРИПТИВЫ КАФЕДРЫ ЛОГИСТИКИ И УПРАВЛЕНИЯ ЦЕПЯМИ ПОСТАВОК

К своей исторической летописи, составленной по достижении 45-летия [1], кафедра Логистики и управления цепями поставок добавила еще один 5-летний отрезок времени. Чем знаменателен он стал для полувекового юбиляра? Преодолев период структурной реформации при объединении трех экономических университетов Санкт-Петербурга, продолжая исторические традиции и проявляя, при этом, стремление к инновациям, кафедра Логистики и управления цепями поставок избрала для себя стратегию долгосрочного развития как учебно-научно-консалтингового комплекса с целевыми приоритетами:

• сохранение и упрочение лидирующих позиций на рынке образовательных услуг в сфере логистики и управления цепями поставок с элементами диверсификации предметной деятельности;

• непрерывное совершенствование научного и методического обеспечения учебного процесса;

• дальнейшее развитие связей с организациями реального сектора национальной экономики, в том числе в постановке и проведении научных исследований, осуществлении образовательных программ;

• активизация сотрудничества с профильными кафедрами российских и зарубежных вузов, в том числе в деле подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации;

• накопление знаниевого потенциала и его реализация в форме управленческого консультирования. В учебной и учебно-методической, образовательной деятельности получили реализацию:

• преактивный подход к содержательной постановке образовательных программ;

• непрерывное образование и преемственность компетенций на линии связности программ бакалавриата, магистратуры, аспирантуры и дополнительного профессионального образования;

• целевая проектная практико-ориентированная подготовка.

Организация обучения в целом строилась на применении технологий научно-образовательного трансфера с использованием передовых знаний и опыта, в том числе выработанных в коллективе при реализации перспективной тематики исследований, движимых потребностями развития науки и бизнес-практики, авторской инициативой постановщиков работ с выходом на студенческую и аспирантскую исследовательскую аудиторию. Принципиально подверглась переоценке роль преподавателя в образовательной подготовке, выразившаяся в обоснованном, дозированном отказе от трансляции готовых знаний в пользу вовлечения обучающихся в процесс генерации новых научных и научно-прикладных знаний. Рациональная пропорция сложилась, в том числе, с учетом беспрецедентной ситуации - интересов граждан Китайской народной республики к образовательным программам кафедры (25% от общего контингента студентов-граждан Китая университета обучаются на кафедре Логистики и управления цепями поставок).

В научной деятельности прошла апробацию прогрессивная практика создания открытых инноваций, формирования междисциплинарных команд исполнителей с участием представителей кафедр СПбГЭУ и других вузов, преподавателей и сотрудников Международного института экономики и политики, Центра изучения Китая и стран Азиатско-Тихоокеанского региона - практика, адекватная содержанию решаемых кафедрой наиболее сложных исследовательских задач, связанных с развитием конвергентной логистики, разработкой и применением современных маркетинговых систем, информационно-коммуникационных технологий. Государственными и корпоративными заказчиками работ выступили: Минобрнауки России, Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество), ОАО «РЖД».

Консалтинговая деятельность упрочилась расширением состава пользователей услуг, каковыми в рассматриваемом отрезке времени стали ГУП «Петербургский метрополитен», СПб ГУП «Пассажи-равтотранс», СПб ГКУ «Организатор перевозок».

Отдельно внимания заслуживает организация работы кафедры с выпускниками - представителями топ-менеджмента в бизнесе, руководящими работниками государственного управления и общественных организаций, усилиями которых стали возможными значимые перемены в образовательной и научной деятельности. Их имена достойны самой высокой оценки и благодарности: генеральный директор - председатель правления ОАО «РЖД» к.э.н. О.В. Белозеров - зам. председателя наблюдательного совета СПбГЭУ; руководитель Федерального агентства по государственным резервам к.т.н., к.э.н. Гогин Д.Ю.; научный руководитель СПбГЭУ к.э.н. Голощапов В.Н.; генеральный директор ООО «Интермар Санкт-Петербург» к.э.н. Котляров С.Л.; председатель совета директоров «КомГруз Холдинг» к.э.н. Кривошеев А.Ю., директор по логистике АО Специализированный застройщик «Инжиниринг, проектирование, строительство» к.э.н. Локтионова Е.В. и многие, многие другие.

Наибольшие результаты достигнуты в рамках вновь заключенных соглашений о стратегическом сотрудничестве между СПбГЭУ и ОАО «РЖД», а также Октябрьской железной дорогой - филиалом ОАО «РЖД». Сегодня есть основание считать сформировавшимися тренды развития научного сотрудничества в создании системы смарт-контрактинга компании, маркетинговой системы обеспечения клиентоориентированности транспортных услуг. Аналогичный результат наблюдается в развитии образовательного сотрудничества - выстраивается линия непрерывного образования в подготовке логистов для ОАО «РЖД» «бакалавриат - магистратура - дополнительное профессиональное образование». В течение двух последних лет осуществляется целевой набор абитуриентов и назначаются именные стипендии по программе обучения «Логистика и управление цепями поставок» в бакалавриате. В разработке и согласовании находится программа заочного обучения в магистратуре «Логистические и маркетинговые стратегии клиентоориентированности транснациональной транспортно-логистической компании». Действуют программы повышения квалификации сотрудников ОАО «РЖД» и его филиалов «Логистика и управление цепями поставок», «Логистика, маркетинг и управление клиентоориентированностью на железнодорожном транспорте».

Общественным признанием значимости достигнутых результатов можно считать победы кафедры Логистики и управления цепями поставок во Всероссийском конкурсе кафедр и образовательных программ «Экономика и управление - 2014» (направление «Лучшие кафедры», номинация «Логистика»), Всероссийском конкурсе кафедр и образовательных программ «Экономика и управление - 2015» (номинация программ подготовки магистров по направлению 38.04.02 «Менеджмент», профиль «Логистика»), Всероссийском конкурсе кафедр и образовательных программ «Экономика и управление -2016» (номинация программ подготовки бакалавров по направлению 38.03.02 «Менеджмент», профиль «Логистика и управление цепями поставок»). Конкурсы проводились под эгидой Вольного экономического общества России совместно с Международной академией менеджмента при участии Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и поддержке Издательского Дома «Экономическая газета».

Краткое подведение итогов убеждает в правоте принятого поведенческого курса кафедры. Выверенный годами, он позволяет говорить, устремляя взгляд в будущее, не о перспективах развития, а именно о прескриптивах, имея в виду реально осуществляемые замыслы - перспективы, претворяемые в жизнь силами коллектива кафедры с опорой на действующую научную школу, официально признанную ведущей научно-педагогической школой Санкт-Петербурга.

За последние 5 лет прирост интеллектуального потенциала кафедры обеспечен подготовкой и успешной защитой диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук (Смирнова Е.А.) и трех диссертаций на соискание ученой степени кандидата экономических наук (Иванова Д.П., Новицкая В.Д., Степанова Е.С.), тем самым достигнута 100%-ная «остепененность» персонала. Инфраструктурная база учебно-научно-консалтингового комплекса сформирована созданием Научно-образовательного центра «Логистика» и научной лаборатории «Логистика транспортного комплекса».

Сегодня кафедра Логистики и управления цепями поставок - это коллектив, состоящий из 26 штатных сотрудников и 7 сотрудников, работающих на условиях внешнего совместительства. Штатную структуру формируют: профессорско-преподавательский персонал - 25 человек;

учебно-вспомогательный персонал - 1. Ученые степени доктора экономических наук имеют 8 человек; кандидата экономических наук - 18. Ученое звания профессора носят 5 человек, доцента -11. Должности профессора занимают - 7 человек, доцента - 16, ассистента - 1. Профильное базовое высшее образование имеют 15 человек, и все они являются выпускниками кафедры. Ротация и сменяемость поколений прослеживается динамикой среднего возраста персонала, сегодня этот показатель составляет 47,6 лет.

Исходя из достигнутого, стратегию развития кафедры в будущем предполагается усилить за счет «сбалансированных совершенств» (термин предложен Катькало В.С. [2, с. 9]) учебно-научно-консалтингового комплекса, соизмеряемых с результатами.

В соответствии с общими правилами, образовательная деятельность строится на базе программ с матричной структурой, в постановке которых кафедра руководствуется государственными образовательными стандартами и требованиями государственных и/или корпоративных профессиональных стандартов. При этом, проводит идею межуровневой координации образовательных программ и управления сквозным образовательным процессом при взаимодействии с Институтом бакалавриата (деканатом в действующей структуре), Институтом магистратуры и Институтом подготовки и аттестации научно-педагогических кадров. Предметная специализация кафедры Логистики и управления цепями поставок позволяет включить в этот процесс среднее профессиональное образование (СПО), представленное в структуре университета колледжем бизнеса и технологий.

Очевидно, что осуществление идеи управления сквозным образовательным процессом потребует соответствующей трансформации профессионального менталитета преподавателя кафедры и мотивации отношения к обучению как процессу формирования человеческого капитала. По априорным оценкам, преимущества такого управления заключаются в возможности:

• обеспечить непрерывность «цепочки создания добавленных компетенций» с учетом требований профессиональных стандартов;

• проработать идею построения профессиограмм и их согласования с карьерограммами обучающихся для обоснования индивидуальных образовательных траекторий;

• усилить комбинаторный принцип проектирования содержания образовательных программ за счет предоставления больших альтернатив выбора обучающимися специальных дисциплин и модулей;

• усилить связь научно-исследовательской и образовательной деятельности с ориентацией на преак-тивную реализацию интересов развития экономики страны, региона; расширить сферу участия бизнеса;

• повысить персональную ответственность руководителей программ за обеспечение связности научной и образовательной деятельности, набор абитуриентов и выпуск высоко квалифицированных кадров в соответствии с запросами рынка труда.

Кафедра логистики и управления цепями поставок ориентируется на создание образовательной среды, обеспечивающей реализацию практико-ориентированного подхода к подготовке бакалавров, магистров, аспирантов, слушателей ДПО на основе востребования научного потенциала логистики, в том числе: современных концепций сетевой организации логистики и управления цепями поставок, профессиональных информационно-коммуникационных программ, методов управления инновационными бизнес-проектами, цифровизации логистических процессов, обеспечения клиентоориентиро-ванности логистики.

В образовательной деятельности основной целью является формирование компетенций и менталитета инновационно-активного профессионала, обладающего диверсифицированными знаниями в области логистики и управления цепями поставок, в том числе способного к разработке и коммерциализации логистических инноваций. Для успешного достижения этой цели предусматривается решение следующих задач:

• реализация преактивного подхода при актуализации направленностей подготовки на всех образовательных уровнях в соответствии со стратегическими приоритетам развития российской экономики, потребностями работодателей, интересами граждан;

• ориентация образовательных программ на генерацию новых знаний, обучение навыкам, необходимым для организации инновационной деятельности в сфере логистики, включая системное мышление, стремление к восприятию управленческих и технологических новшеств, способность к

постоянному самообучению и саморазвитию, креативность и приятие риска, готовность к командной работе в цифровой среде;

• обеспечение преемственности программ СПО, бакалавриата, магистратуры, аспирантуры, ДПО, в том числе в рамках проектов целевой подготовки на основе активизации сетевого сотрудничества с представителями образовательного и бизнес-сообщества, адаптации форм социального партнерства;

• разработка и учебно-методическое сопровождение инновационных образовательных технологий, в том числе дистанционного обучения, ориентированного на подготовку высоко квалифицированных кадров для территориально удаленных регионов, социальную адаптацию лиц с ограниченными физическими возможностями и свободой перемещения.

Научная деятельность кафедры Логистики и управления цепями поставок организуется в соответствии с идеологией открытых инноваций и создания интеллектуального пула обмена вновь выработанными знаниями в качестве научных заделов при осуществлении поисковых и прикладных исследований.

В области научной деятельности основной целью является укрепление научной позиции кафедры при сохранении авторской креативности идей, рабочих гипотез, научно-методологических и методических подходов к проведению исследований, пополнения и защиты информационной базы в порядке обновления научных заделов. Для успешного достижения этой цели предусматривается решение следующих задач:

• программно-целевое и проектное обеспечение заказов бизнес-структур, органов государственного и регионального управления на выполнение научно-исследовательских работ, в том числе при взаимодействии с Институтом подготовки и аттестации научно-педагогических кадров;

• повышение статуса инициативных научных идей и методов их продвижения в обосновании оферт, организации научно-исследовательской и инновационной деятельности, проектировании старта-пов;

• отработка практики постановки и реализации экспериментальных (пилотных) проектов вовлечения обучающихся в исследовательский процесс, более полное использование организационного ресурса студенческого научного общества (СНО);

• расширение и активизация форм научно-профессиональных коммуникаций для организации дискуссионных площадок, апробации идей;

• совершенствование методов научного и научно-образовательного трансфера фундаментальных и прикладных знаний.

Консалтинговая деятельность кафедры носит характер инновационной деятельности и получает развитие как логическое продолжение научной деятельности, осуществляемое посредством трансфера прикладных знаний и оказания услуг «под заказ» на договорной основе. В консалтинговой деятельно -сти кафедра пропагандирует идею разработки и применения комплексных (портфельных) инновационных решений в сфере логистики и управления цепями поставок, проектирования инновационных цифровых бизнес-моделей, основанных на применении методологии и методов предиктивной аналитики, стратегического управления, информатизации.

Основной целью консалтинговой деятельности является научное и экспертное сопровождение инновационных проектов; проведение предметно-тематических обследований и составление аналитических записок, в том числе с оценкой эффекта синергии коммерции, логистики и управления цепями поставок. Для успешного достижения этой цели предусматривается решение следующих задач:

• обобщение знаний, изучение, адаптация и продвижение мирового опыта подготовки и принятия инновационных решений в управлении логистическими процессами, содействие развитию сетевой логистики на принципах повышения клиентоориентированности, извлечения преимуществ циркулярной экономики, экономики шеринга и др.

• организация специализированных инновационных баз данных, коммерциализация инновационных решений с расширением практики управленческого консультирования топ-менеджмента бизнес-структур, проведением бизнес-тренингов и семинаров для практикующих специалистов;

• инициация развития отношений стратегического и сетевого партнерства СПбГЭУ с крупными государственными корпорациями (по опыту ОАО «РЖД»), системообразующими государствен-

ными унитарными предприятиями транспортно-логистической сферы, ведущими вузами России и зарубежных стран, органами государственного, регионального и муниципального управления

и др.;

• передача и вовлечение в образовательную деятельность опыта реализации логистических инноваций по результатам адресного оказания консалтинговых услуг.

В целом, в своей текущей и перспективной деятельности кафедра руководствуется тем, что «вся система высшего образования должна быть ориентирована на взаимодействие с реальным сектором экономики» (из выступления Министра науки и высшего образования Фалькова В.Н. на заседании Совета российского союза ректоров 18.02.2020 г.) и исходя из этого строит планы развития сетевого сотрудничества при использовании потенциала информационно-коммуникационных взаимодействий. Оценка темпов тотальной цифровизации экономики и общества позволяет, при этом, сверх обозначенных задач выдвинуть постановочно идею разработки комплекса платформенных решений (образование, наука, консалтинг) с перспективой создания экосистемы Университета 4.0.

В реализации планов развития кафедра Логистики и управления цепями поставок надеется и рассчитывает на дальнейшую всемерную поддержку руководства Университета!

ЛИТЕРАТУРА

1. Щербаков В.В., Плоткин Б.К. От материально-технического снабжения к логистике: история развития профильной кафедры СПбГЭУ и становления научной школы. СПб.: Изд-во Инфо-да, 2014.

2. Катькало В. С. Эволюция теории стратегического управления / С.-Петерб. гос. ун-т. СПб., 2006.

Щербаков В.В., заведующий кафедрой Логистики и управления цепями поставок, д.э.н., профессор

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.