Научная статья на тему 'Научно-педагогическая школа кафедры: развитие идеологии и организация'

Научно-педагогическая школа кафедры: развитие идеологии и организация Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
52
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Научно-педагогическая школа кафедры: развитие идеологии и организация»

НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА КАФЕДРЫ: РАЗВИТИЕ ИДЕОЛОГИИ И ОРГАНИЗАЦИЯ

Создание кафедры в структуре вуза предполагает, но отнюдь не означает, появление самостоятельной научной школы. Это два причинно-следственных события, первое из которых диктуется административным решением руководства вуза, а второе, неформальное и не соотносимое с ним по времени, исходит от желания и необходимости иметь на кафедре коллектив единомышленников, способных активно заниматься исследовательской работой. Формирование научной школы - это сложный, но управляемый процесс, обеспечиваемый действиями руководства кафедры, ее ведущими профессорами и поддерживаемый их инициативой, в том числе посредством мотивации участия в этом процессе членов профессорско-преподавательского коллектива. На деле создание научной школы, а точнее школы научно-педагогической, оказывается не столько событием, сколько феноменом деятельной и успешной реализации замысла по объединению коллектива в рамках актуального и перспективного научного направления, отвечающего профессиональному профилю кафедры.

Именно как направление в науке, «связанное единством основных взглядов, общностью или преемственностью основных принципов и методов» определяет научную школу Большой энциклопедический словарь [1, с. 1374]. Однако это - не единственное представление о научной школе; более продуктивным с точки зрения организации работы с исследовательским коллективом и в коллективе является определение, которое дает Википедия (см.: Шр8://гц.'тк1ре&а.о^М1к1/Научная_школа): «Научная школа - это оформленная система научных взглядов, а также научное сообщество, придерживающееся этих взглядов. Формирование научной школы происходит под влиянием лидера, эрудиция, круг интересов и стиль работы которого имеют определяющее значение для привлечения новых сотрудников. Отношения внутри такого научного коллектива способствуют обмену информации на уровне идей (а не конечных результатов исследований), что значительно повышает эффективность творческой научной работы».

В качестве признаков существования научной школы чаще всего рассматриваются: общность научных интересов представителей научной школы; близость концептуальных установок и единые научные подходы в исследованиях; роль научного лидера; научная значимость рассматриваемых проблем; уровень научных результатов и их признание в стране и за рубежом; стабильность и перспективы в развитии и др. Исторически сложилось так, что роль лидера в формировании научной школы кафедры имела особое значение благодаря изначально принятой руководством позиции (и идеологии) поиска нестандартных решений.

Основоположник кафедры, созданной по времени в период становления централизованной системы материально-технического снабжения в стране, и формируемой им научной школы д.э.н., профессор Иотковский А.А. продвигал разработку идеи оптимизации снабжения в рамках действующих ограничений административно-командной экономики. Ее следующий руководитель - д.э.н., профессор Новиков О. А. в условиях научного осознания проблемы дефицита материально-технических ресурсов как порождения централизованного распределения направил исследовательскую активность на поиск средств трансформации системы снабжения вплоть до полного отказа от нее при переходе к рыночной экономике. Коммерция и логистика - это те объявленные Новиковым О.А. приоритеты, которые на многие последующие годы определили программу исследований и заложили преемственность идей.

Дальнейшее развитие научной школы шло по пути реализации синергии коммерции и логистики. Свое непосредственное участие и авторство мы, ее нынешние представители, видим в создании теории логистики хозяйственных связей и формировании линии ее эволюционирования в теорию логистики цепей поставок и логистики сетей, разработке инструментария применения новых научных знаний в решении задач экономического развития, в том числе непосредственно, при взаимодействии с бизнесом, а также через подготовку и переподготовку профессиональных кадров при использовании потенциала научно-образовательного трансфера.

Признанием ценности инновационных идей и значимости полученных результатов явилось присвоение школе официального статуса ведущей с включением ее в Реестр ведущих научных и научно-педагогических школ Санкт-Петербурга по направлению «Развитие коммерции, логистики и управления цепями поставок в условиях экономической интеграции и информатизации» (распоряжение Ко-

КАФЕДРА ЛОГИСТИКИ И УПРАВЛЕНИЯ ЦЕПЯМИ ПОСТАВОК: КУРС НА ИННОВАЦИИ ПРИ СОХРАНЕНИИ ТРАДИЦИЙ

митета по науке и высшей школе Правительства Санкт-Петербурга от 13.12.2013 г. № 99). Мы считаем, что это решение явилось также признанием действенности критериев оценивания, которая школа избрала для себя и использует для целей самоконтроля в своем развитии:

• согласованность научных интересов представителей научной школы;

• обоснованность и динамичность общей идеи, принятой в разработку;

• действие единого координационного начала;

• научная и научно-практическая значимость исследуемых проблем;

• реализация технологий научного и научно-образовательного трансфера;

• наличие дискуссионной площадки для представления результатов;

• уровень признания результатов профессиональным сообществом;

• стабильность и перспективы научно-педагогической школы - преемственность поколений, работа с молодежью.

Школа имеет четко обозначенную линию научных исследований и консалтинговых услуг, выработанную и реализуемую с учетом приоритетов инновационного развития российской экономики в соответствии с требованиями новой промышленной революции и нового технологического уклада. Вся предшествующая динамика научной идеологии, отражающая тенденцию стабилизации рыночных отношений и их направленность в цивилизационное русло, прослеживается в серии монографических изданий под общим названием «Логистические инновации в коммерции». Серия выходит в свет с 2003 года под научной редакцией д.э.н., профессора Щербакова В.В. и являет собой дискуссионную площадку для апробации идей соискателей ученой степени доктора экономических наук.

В этом смысле, более универсальной площадкой для дискуссий, с равно открытом доступом как для авторитетных, так и для начинающих ученых - аспирантов и соискателей ученых степеней, является сборник научных трудов. Издаваемый с 2000 года с названиями, в разное время повторяющими разные названия кафедры, к настоящему времени он имеет 16 выпусков. В замыслах научно-педагогической школы - идея учреждения отдельного интернет-издания для студентов, обучающихся по основным профессиональным образовательных программам кафедры Логистики и управления цепями поставок уровня подготовки на степень бакалавра и магистра. Предпосылкой к принятию такого решения послужили итоги работы Студенческого научного общества (СНО) кафедры, воссозданного научно-педагогической школой в 2014 году (руководитель СНО - к.э.н., доцент Бармина Е.Ю.).

Предметно-тематической формой обмена инновационными идеями и решениями стала заявочная (в адрес школы) практика проведения научных конференций по инициативе и с участием государственных структур и бизнеса: Международная научно-практическая конференция «Интеграционный потенциал логистики в глобальной экономике» (25 сентября 2014 г.); Международная научно-практическая конференция «Синергия логистических стратегий» (в рамках VI Российско-Китайского форума «Бизнес с Китаем: оптовая торговля», 9-10 декабря 2015 г.); Международная научно-практическая конференция «Логистический потенциал Санкт-Петербурга в формировании инновационной экономики» (при поддержке Комитета по науке и высшей школе Санкт-Петербурга, 1-2 декабря 2016 г.); Круглый стол «Культурно-гуманитарное сопровождение бизнеса как мегаинновационный проект расширения российского экономического присутствия за рубежом» (в рамках Х-го Петербургского международного инновационного форума, 20 сентября 2017 г.).

И так далее, вплоть до настоящего времени, ознаменованного дискуссионным участием представителей школы на площадках делового общения IV Российско-китайского делового форума (10 июня 2019 г.), прошедшего под знаком презентации образовательного сотрудничества с использованием элементов научного трансфера, XII Международного форума «Транспортный потенциал» (12 сентября 2019 г.) с участием в рабочей сессии «Построение эффективной логистики железнодорожных грузоперевозок» в интересах реализации практико-ориентированного подхода к обучению и др.

Соразмерная развитию научной идеологии, поступь развития идеологии образовательной прослеживается в издании учебной литературы. В 1999 году вышел в свет первый самостоятельный учебник авторского коллектива кафедры - «Коммерческая деятельность производственных предприятий (фирм)» под редакцией д.э.н., профессора О.А. Новикова и д.э.н., профессора В.В. Щербакова [2].

По результатам участия кафедры в образовательном эксперименте по подготовке специалистов в области логистики в 2009 г. издан учебник «Основы логистики» под редакцией д.э.н., профессора В. В. Щербакова [3].

Опыт развертывания фундаментальных и прикладных научных исследований, в том числе по тематике работ, финансируемых за счет средств федерального бюджета, а также образовательной деятельности нашел отражение в содержании учебника «Логистика и управление цепями поставок» под редакцией д.э.н., профессора В.В. Щербакова [4]. Особенность его заключается в том, что он являет собой успешно реализованный прецедент участия молодежного состава кафедры и школы в подготовке учебных изданий с грифом Учебно-методического отдела высшего образования. Впоследствии учебник прошел переиздание в 2016, 2017, 2018 и 2019 годах с вариациями для СПО (серия «Профессиональное образование»), академического бакалавриата (серия «Бакалавр. Академический курс).

Правоту решения о привлечении молодежи подтверждает череда ранее одержанных ею побед в конкурсах на соискание премий Правительства Санкт-Петербурга в области научно-педагогической деятельности по направлению «Гуманитарные и социально-эконмические науки»: 2012 год -к.э.н., доцент Дмитриев А.В (учебное пособие «Управление транспортными системами»); к.э.н. Казимова Л.П. («Методические указания по изучению учебной дисциплины «Организация коммерческих переговоров»); к.э.н., доцент Рудковский И.Ф. (учебное пособие «Управление проектами в логистике»); 2013 год - к.э.н. Шаповалова И.М. (учебное пособие «Коммерческая деятельность на рынке туристических услуг»); к.э.н., Делюкин Л.А. (учебное пособие «Экономико-математические методы и модели в коммерческой деятельности и логистике: сборник задач и упражнений»); 2017 год - к.э.н. Иванова Д.П. (рабочая программа учебной дисциплины «Биржевая торговля на товарных и фондовых рынках», подготовленная в соавторстве с к.э.н., профессором Кролли О.А.). Дополнением списка наград 2017 года служит диплом лауреата Всероссийского конкурса на лучшую научную книгу 2016 года, присужденный к.э.н. доценту Дюковой О.М. за книгу «Логистика строительства: современное понимание и тенденции».

Демократизм научно-педагогической школы кафедры Логистики и управления цепями поставок проявляется в том, что она допускает развитие в рамках общей идеологии авторского подхода к постановке и исследованию актуальных проблем. Свидетельством тому является широкий спектр научных работ д.э.н., профессора Мясниковой Л.А. по вопросам диффузии логистических знаний. Авторский подход прослеживается также изданием учебников для вузов по специализированным областям знаний [5, 6, 7, 8].

На фоне общего развития смеем утверждать, что сегодня научно-педагогическая школа кафедры Логистики и управления цепями поставок обладает признаками не только классической университетской школы, которая наряду с образовательными задачами решает проблемы фундаментальной науки, но и отвечает современным представлениям о ней как об инновационно активной школе. Она реализует адресные программы и проекты, поступающие в форме социальных заказов (например, проекты с Федеральным агентством «Россотрудничество», Комитетом по транспорту Санкт-Петербурга, ГУП «Петербургский метрополитен», СПб ГУП «Пассажиравтотранс»), а также в форме заказов бизнеса (ОАО «РЖД»), выполнение которых определяется базисными целевыми установками и задачами исследований.

Кафедра имеет государственную поддержку в форме грантов и премий: 2013 год - грант Правительства Санкт-Петербурга в области научной и научно-технической деятельности по направлению «Информационные технологии» (проект «Методология информатизации бизнес-процессов в логистике»; получатели гранта - д.э.н. профессор Щербаков В.В., к.э.н., доцент Мерзляк А.В.); 2014 год -грант Санкт-Петербурга в сфере научной и научно-технической деятельности по направлению «Экономика» (проект «Экономические и организационные императивы логистики хозяйственных связей»; получатель гранта - д.э.н., профессор Щербаков В.В.).

Школа располагает необходимой материально-технической и интеллектуальной базой, представленной Научно-образовательным центром «Логистика». Действующий с 2015 года, ныне центр включен в структуру Института фундаментальных и прикладных исследований университета. В связи с расширением масштабов исследовательских работ и решением предметно-специализированных задач

КАФЕДРА ЛОГИСТИКИ И УПРАВЛЕНИЯ ЦЕПЯМИ ПОСТАВОК: КУРС НА ИННОВАЦИИ ПРИ СОХРАНЕНИИ ТРАДИЦИЙ

по заказам транспортно-логистического бизнеса, в 2019 году в составе центра открыта научная лаборатория «Логистика транспортного комплекса».

Интеллектуальный потенциал, оцениваемый профессионально-квалификационной характеристикой участников, планомерно усиливается за счет внутреннего роста - защиты сотрудниками кафедры диссертаций на соискание ученой степени доктора экономических наук (к.э.н., доцент Смирнова Е.А., 2014) и ученой степени кандидата экономических наук (Горба Л.К., 2012; Шаповалова И.М., 2012; Коваленко Е.И., 2013; Иванова Д.П., 2017; Новицкая В.Д., 2018; Степанова Е.С., 2019), присуждения ученых званий профессора и доцента. В качестве дополнительного ресурса используется потенциал научно-образовательных связей школы с ведущими профессорами и специалистами смежных профессий из структурных подразделений университета (кафедры Маркетинга, Экономики и управления предприятиями и производственными комплексами, Международный институт экономики и права, Центр изучения Китая и стран Азиатско-Тихоокеанского региона и др.), а также других вузов и научных организаций Санкт-Петербурга, Москвы и регионов России (Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Уральский государственный экономический университет, Красноярский государственный аграрный университет, Институт исследования товародвижения и конъюнктуры оптового рынка и др.).

И, наконец, последнее. Деятельность научно-педагогической школы и ее основа - общее направление исследований, закрепленное за ней официально, сегодня приобретает актуальный контекст в связи с адаптацией к условиям новой промышленной революции - это цифровая трансформация логистики и управления цепями поставок. Соответствующая идея постановочно представлена монографией [9]. Публично этот совместный труд профессионалов в области информатики и логистики получил широкий резонанс среди научной общественности в рамках панельной дискуссионной площадки международной научной конференции «Цифровые технологии в логистике и инфраструктуре» (10-11 октября 2019 г., Санкт-Петербург, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого), развернутой при организационном и когнитивном участии научно-педагогической школы кафедры Логистики и управления цепями поставок СПбГЭУ.

Степень включенности отдельных представителей школы в исследование проблем цифровиза-ции логистики уже сейчас отчетливо прослеживается тематикой их публикаций, присутствующих в информационных базах РИНЦ и Scopus. И в этой связи на повестку дня нами выносится сегодня масштабная трансферная задача - программная образовательная реализация требований к логисту как цифровой профессии. В достижении желаемой результативности работ особой оценки заслуживает инициативная, творческая деятельность д.э.н., профессора Шульженко Т.Г. В арсенале предложенных и апробированных профессором средств, в том числе, инновационная форма организации международной форсайт-сессии «Будущее логистики глазами молодых ученых» (28 февраля 2018 г.).

По приведенному примеру, согласно исторической традиции, ставка, как всегда, делается на ведущих профессоров и доцентов. Сегодня - это руководители образовательных программ и постановщики учебных дисциплин: д.э.н., профессор Шульженко Т.Г., д.э.н., профессор Мяснико-ва Л.А., д.э.н., профессор Парфенов А.В., д.э.н., профессор Коль О.Д., д.э.н., профессор Борисова В.В., д.э.н., профессор Нос В.А., д.э.н., профессор Смирнова Е.А., к.э.н., доцент Гвилия Н.А., к.э.н., доцент Молонова А.В. и многие другие, кто деятельно вписывает свои имена в историю кафедры и ее научно-педагогической школы. А надежды возлагаются на их единомышленников и последователей, что позволяет не видеть различий в перспективах участия в развитии школы всех и каждого!

ЛИТЕРАТУРА

1. Большой энциклопедический словарь. М.: Большая Российская энциклопедия; СПб: Норинт, 2002.

2. Коммерческая деятельность производственных предприятий (фирм) / под ред. О.А. Новикова,

В.В. Щербакова. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1999.

3. Основы логистики / под ред. В.В. Щербакова. СПб.: Питер, 2009.

4. Логистика и управление цепями поставок / под ред. В.В. Щербакова. М.: Юрайт, 2015.

5. Афанасенко И. Д., Борисова В.В. Логистика снабжения. СПб: Питер, 2010.

6. Афанасенко И. Д., Борисова В.В. Коммерческая логистика. СПб: Питер, 2012.

7. Щербаков В.В., Мерзляк А.В., Коскур-Оглы О. Автоматизация бизнес-процессов в логистике. СПб.: Питер, 2016.

8. Афанасенко И. Д., Борисова В.В. Цифровая логистика. СПб: Питер, 2019.

9. Силкина Г.Ю., Щербаков В.В. Современные тренды цифровизации логистики. СПб.: ПОЛИТЕХ-ПРЕСС, 2019.

Щербаков В.В., заведующий кафедрой Логистики и управления цепями поставок, руководитель научно-педагогической школы кафедры, д.э.н., профессор

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.