Владимир Васильевич Щербаков - доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой логистики и управления цепями поставок, директор научно-образовательного центра «Логистика» Санкт-Петербургского государственного экономического университета
СИНЕРГИЯ КОММЕРЦИИ И ЛОГИСТИКИ В ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ КОНТРАКТНОГО ТИПА
Аннотация. В статье приводится актуализированная научная интерпретация синергии коммерции и логистики в современных условиях цифровизации контрактной экономики. Раскрываются особенности проявления синергии на примере организации системы смарт-контрактинга транспортно-логистического бизнеса ОАО «РЖД». Описываются сущностные характеристики и правила действия системы с расчетом на достижение эффекта синергии в его качественных и количественных формах. Предлагается алгоритм обоснования проектных решений по созданию системы смарт-контрактинга на основе применения проблемно-ситуационного подхода, формирующего структуру дорожной карты реализации проекта.
Ключевые слова. Контрактная экономика, цифровая экономика, тензор, транспортно-логисти-ческий бизнес, система смарт-контрактинга, эффект синергии системы смарт-контрактинга, проблемно-ситуационный подход.
Shcherbakov V.V.
SYNERGY OF COMMERCE AND LOGISTICS IN THE CONTRACT TYPE DIGITAL ECONOMY
Abstract. The article provides an updated scientific interpretation of commerce and logistics synergy in the modern digitalization of the contract economy. The features manifestation of synergy is revealed on the example of the organization of a smart contracting system for Russian Railways transport and logistics business. The essential characteristics and rules of the system are described with the expectation of achieving the synergy effect in its qualitative and quantitative forms. An algorithm for substantiating design decisions on creating a smart contracting system based on the application of a problem-situational approach that forms the structure of the roadmap for project implementation is proposed.
ГРНТИ 06.39.31 © Щербаков В.В., 2020
Контактные данные для связи с автором: 191023, Санкт-Петербург, Садовая ул., 21 (Russia, St. Petersburg, Sadovaya str., 21). Тел.: +7 (812) 310-46-65. Е-mail: [email protected]. Статья поступила в редакцию 10.02.2020.
Keywords. Contract economy, digital economy, tensor, transport and logistics business, smart contracting system, synergy effect of smart contracting system, problem-situational approach.
Введение
Сегодня есть все основания утверждать, что идея синергии коммерции и логистики, на протяжении многих лет разрабатываемая научной школой кафедры Логистики и управления цепями поставок Санкт-Петербургского государственного университета [1, 2, 3], приобрела востребованность и имеет практическую реализацию. Достаточно убедительным будет сослаться на тематику научного сотрудничества университета и ОАО «РЖД», выделенное положение в постановке которой занимает проблема организации системы смарт-контрактинга транспортно-логистического бизнеса. Репрезентативность объекта не оставляет сомнений: в своих исследованиях научная школа имеет дело с флагманом отечественной коммерции и логистики, гибким и адаптивным к экономической среде, имеющим беспрецедентные масштабы развития бизнеса.
Из самой постановки проблемы следует, что среди многих характеристик, которыми наделяют современную экономику, внимание сосредоточивается на двух - контрактной и цифровой, причем, именно в такой их расстановке, постольку поскольку «контрактная» определяет тип экономики, т.е. сущность, а «цифровая» - модель или форму реализации сущности. Иная расстановка (вынесенная в название статьи) оправдывает себя лишь тем, что сущность сложилась задолго до текущего момента, а именно с появлением товарного обмена, в то время как форма раскрывает ее актуальный тренд, обусловленный развитием современной промышленной революции 4.0 на фоне становления У1-го технологического уклада.
И, действительно, контрактная экономика - это правовая среда функционирования бизнеса, которая предполагает доминирование контрактных (договорных) отношений во взаимодействии бизнеса с равными ему по статусу хозяйственными партнерами и партнерами, представляющими интересы государства. По аналогии с этим, цифровая экономика - это информационно-технологическая среда, которая сегодня заменяет аналоговые информационные представления об объектах, процессах и коммуникациях в их цельности, непрерывности представлениями цифровыми, дискретными, способными обеспечить большую точность, дальность передачи информации и доступность для программной обработки.
Контрактная экономика и цифровая экономика - это два аспекта одной и той же реальности. В их соотношении рождается тензорный смысл - речь идет о новой цифровой информационно-коммуникационной среде контрактных взаимодействий в сфере коммерции и логистики. (Заметим в скобках, что термин «тензорный» использован нами в духе конвергенции наук (идеи V и VI технологических укладов), термин заимствован из линейной алгебры, где под тензором понимается объект, например, вектор, скаляр и др., линейно преобразующий элементы одного линейного пространства в элементы другого - см.: Ьйр8://гц.'шк1ре&а.о^/'шк1/Тензор.)
Аналитический обзор ситуации
Особенность современной ситуации проявляется в том, что контракты становятся все более сложными в силу усложнения хозяйственных связей. В сферу контрактных отношений, наряду с партнерами, вовлекаются конкуренты, которые здраво оценивают преимущества кооперирования и используют их в обосновании коллаборационных решений. В крупном бизнесе, каким является транспортно-логистический бизнес ОАО «РЖД» с его филиалами, дочерними и зависимыми обществами, контрактные отношения приобретают, как правило, сетевую форму. Это объективно обусловливает отказ от традиционных форм договорного сопровождения и контроля исполнения договорных обязательств, актуализирует процессы цифровой трансформации - использования информационных технологий в их цифровой форме для решения задач правового обеспечения хозяйственного взаимодействия в ключевой для бизнеса сфере оказания транспортно-логистических услуг. По факту требуется двойная адаптация -организационное развитие договорной практики до уровня смарт-контрактинга - системной организации информационно-технологической поддержки сетевых форм развития коммерции и логистики с использованием потенциала отцифрованной информации и цифровых коммуникаций [4, с. 36-63].
Для ОАО «РЖД» создание системы смарт-контрактинга - это не просто дань времени в стремление соответствовать общеэкономическим трендам, что тоже имеет значение для укрепления имиджа ведущей транспортно-логистической компании страны. Цифровая трансформация - это стратегический приоритет развития транспортно-логистического бизнеса, обоснованный, в том числе, потребностью решения актуальных проблем, природа возникновения которых кроется в организации договорной практики:
• сложность договорного сопровождения бизнес-процесса «грузовая перевозка» в составе договоров с ОАО «РЖД» как владельца железнодорожной инфраструктуры общего пользования, операторами подвижного состава, владельцами путей необщего пользования и др.;
• сложность внутреннего документооборота, снижающая эффективность информационного контроля за соблюдением исполнительской дисциплины;
• неотработанность механизма финансовых взаиморасчетов, подрывающая принцип клиентоориен-тированности транспортно-логистического бизнеса, с одной стороны, и повышающая объем су-дебно-претензионной работы при нарушении условий договоров, c другой.
Методика исследования
Цифровым инструментом системной организации договорной практики в цифровой экономике является смарт-контракт на оказание услуги [5]. Проект Федерального закона «О цифровых финансовых активах» определяет смарт-контракт как договор в электронном форме, исполнение прав и обязательств по которому осуществляется путем совершения в автоматическом порядке цифровых транзакций в распределенном реестре в строго определенной последовательности и при наступлении определенных обстоятельств (событий).
В этом универсальном определении, имея в виду, что речь идет об условиях автоматического исполнения любых гражданско-правовых договоров, воплощаются ключевые характеристики смарт-контрактов, раскрывающие их «умное» начало (англ. smart contract - умный контракт) - самоиспол-няемость: смарт-контракты отражают бизнес-логику соглашений и связаны с исполнением обязательств; смарт-контракты включают продукции типа «если..., то..., иначе ...», определяющих правила выполнения обязательств; условия смарт-контрактов не могут быть изменены после согласования со всеми участниками соглашения; смарт-контракты создаются с применением программного обеспечения (языков программирования и платформ) с определенными синтаксисом и семантикой, логика обеспечивается программным кодом; платформы смарт-контрактов предоставляют надежные средства валидации; смарт-контракты подлежат встраиванию в правовую среду.
По замыслу, в транспортной логистике ОАО «РЖД» смарт-контракт должен фиксировать соглашение сторон-контрагентов о предоставлении услуги грузовой перевозки с вариантами транспортно-логистических решений, предполагающих дополнение основного смарт-контракта серией смарт-суб-контрактов (с операторами подвижного состава, владельцами путей необщего пользования и т.д.). Проработанные и принятые варианты решений подчиняют координационно бизнес-процессы контрагентов построению и функционированию транспортных цепей:
• базовая услуга грузовой железнодорожной перевозки, дополненная опциями уровня 2PL (перевозка по расписанию, перевозка на особых условиях, отстой вагонов и др.), - простая транспортная цепь;
• комплексная транспортно-логистическая услуга, дополненная опциями уровня 3PL (перевозка «от двери до двери», складские услуги, экспедирование, организация мультимодальных и международных перевозок и др.) и уровня 4PL (омниканальные услуги «одного окна», логистический инжиниринг на основе контрактов полного жизненного цикла услуги, услуги IT-системной интеграции и др.) - расширенная транспортная цепь;
• глобальная транспортно-логистическая услуга с выходом на уровень 5PL (услуги сетевого транс-портно-логистического бизнеса в масштабах глобального информационно-технологического пространства с созданием активов совместного пользования) - максимальная транспортная цепь. Самоисполняемость смарт-контракта технически обеспечивается применением технологии распределенного реестра (блокчейна) [6, 7, 8]. Принципиальная схема системы смарт-контрактинга транспортно-логистического бизнеса ОАО «РЖД» иллюстрируется рис. 1; ее элементами являются:
• каталог услуг - документ сервисного предложения клиентам, предусматривающий распределение основных видов деятельности филиалов, дочерних и зависимых обществ по позициям видов деятельности ОАО «РЖД»;
• библиотека модулей транспортно-логистических решений - информационная и алгоритмическая база для разработки альтернатив построения транспортных цепей, предлагаемых клиенту с учетом заявляемых им параметров спроса на услугу;
• договорный контент - продукт согласования спроса на услугу и сервисного предложения (условий и обязательств сторон соглашения), оформленный в виде варианта транспортно-логистического решения и удостоверенный электронными подписями;
• смарт-контракт - механизм автоматизированной поддержки договорного контента и его перевода в программный код;
• блокчейн - технология автоматического исполнения смарт-контракта.
Рис. 1. Принципиальная схема системы смарт-контрактинга (составлено автором)
Действие системы смарт-контрактинга подчиняется инвариантно следующим правилам:
1. Смарт-контракт содержит: юридический текст (порядок исполнения условий договора с использованием продукционных правил и варианты развития событий), параметры (условия в показателях и их значениях), программный код (реализация предусмотренного договором порядка).
2. В содержании юридического текста смарт-контракта прописываются реквизиты договора: наименование (вид) договора; дата, номер (иногда также место заключения) договора; предмет договора; права и обязанности сторон (в алгоритмизированном виде); сроки исполнения обязательств (в алгоритмизированном виде); цена договора и порядок расчетов; ответственность сторон и обстоятельства непреодолимой силы; другие условия, необходимые по закону или включённые по согласованию сторон; адреса и реквизиты сторон; подписи сторон.
3. В продукционных правилах отражается перечень всех событий по процессу перевозки с подразделением их на нормируемые по времени и безусловные. При завершении нормируемого события фиксируется время его выполнения. В случае превышения фактического времени над нормативным формируется акт о наступлении финансовой ответственности одной из сторон. По окончании перевозки осуществляется суммирование расчетных показателей всех актов и формируется платежное поручение на итоговую сумму.
4. Исполнение условий смарт-контракта осуществляется на платформе блокчейн с использованием данных из автоматизированных систем. Алгоритм смарт-контракта соотносит выполнение определенного действия при наступлении определенного события с отображением его в блокчейне. Нарушение оговоренного и зафиксированного в соглашении условия автоматически инициирует иное действие.
5. Списание сумм, штрафов и пени производится автоматически по условиям смарт-контракта. Моменты списания сумм по смарт-контракту фиксируются договоренностями сторон.
6. На начальном этапе взаиморасчеты осуществляются через действующие единые лицевые счета плательщика с сохранением схем формирования первичных документов в АС ЭТРАН и бухгалтерских документов в ЕК АСУФР. В дальнейшем предусматривается переход на эскроу-счета, каждый из
которых представляет собой целевой депозитный счет, содержащий средства клиента и действующий как система доверия для сторон-участников соглашения.
Ожидаемый эффект синергии коммерции и логистики в системе смарт-контрактинга в основном оценивается качественно с включением количественных оценок: безопасность и конфиденциальность - криптография, шифрование и надежное хранение данных обеспечивают сохранность документов; скорость - программный код смарт-контрактов автоматизирует документооборот; точность -автоматизированные контракты исключают человеческий фактор при проведении транзакций; снижение издержек на заключение и реализацию соглашений - смарт-контракт устраняет необходимость привлечения посредников; при соблюдении правил смарт-контракта обусловленные им действия осуществляются мгновенно. Основные результаты и их обсуждение
В целом создание системы смарт-контрактинга представляет собой многоплановый проект, обоснование которого предлагается осуществлять на основе проблемно-ситуационного подхода. Его содержание иллюстрируется структурным описанием ситуации принятия решений в рамках управленческой задачи «Коррекция договорного сопровождения услуги», обусловленной в своей постановке вышеназванными актуальными проблемами (рис. 2). Ситуация описывается триадой: управленческая задача ^ условие ^решение, где:
1) задача - это установка на достижение определенной цели, при этом четкость и конкретность формулировки предстает обязательным требованием описания ситуации: нет установки - нет прецедента для принятия решения. Иными словами, в отсутствие установки на достижение цели ситуация никак не обнаруживает себя;
2) условия - множество факторов, которые следует учитывать при принятии решения. Это факторы внешней и внутренней бизнес-среды. С понятием внешней среды соотносятся объективные экономические, политические, правовые, технологические, институциональные и другие условия; внутренняя среда определяется принятой корпоративной культурой бизнеса, организационной структурой, состоянием ресурсной базы, наличием и качеством стратегии;
3) решение - это элемент действия в направлении достижения цели, мера или мероприятие, реализация которых влечет за собой ожидаемый результат [8, с. 29-30].
Ситуация принимает проблемный характер, если на пути принятия решения возникает проблема как некая сложность, которую необходимо преодолеть для получения ожидаемого результата. Выявленная проблема служит основанием для разложения управленческой задачи - постановки задач более низкого уровня, последовательное решение которых формирует общий алгоритм принятия решения о применении смарт-контрактов и блокчейна.
Исходная управленческая задача «Коррекция договорного сопровождения услуги» с охватом всего многообразия услуг (сегодня - от базовой до вариантов комплексной транспортно-логистической услуги) - это задача 1-го уровня. Она предполагает принятие решения о применении смарт-контракта, содержание которого должно отвечать шаблону: юридический текст, параметры, программный код.
Принятие решения о применении технологии смарт-контрактов в задаче «Коррекция договорного сопровождения услуги» обнаруживает проблему незащищенности содержания договора от вмешательства контрагента. Проблема формулируется как «Отсутствие механизма информационного контроля содержания договора» и выводит на постановку управленческой задачи 11-го уровня «Адаптация технологии информационного контроля», выбор решения которой, как и в случае задачи «Коррекция договорного сопровождения услуги», предопределен проектным замыслом. Решением управленческой задачи 11-го уровня является формирование блокчейн-среды - создание распределенного реестра смарт-контрактов на соответствующей платформе с последующим отражением записей об исполнении обязательств договора на оказание услуги в виде цепочки блоков с привязкой к юридическому тексту. Юридический текст с описанием обслуживания составляют юристы, но подготовительную работу для них выполняют проектанты бизнес-процессов транспортных цепей. При этом обнаруживается проблема отсутствия адекватного алгоритмического описания бизнес-процессов.
Управленческая задача - I Условия Решение
- правовые - информационно-технологические - кадровые - финансовые
Коррекция договорного сопровождения услуги —Р1 1 * 1 1 1 Смарт-контракт
Проблема
Отсутствие механизма информационного контроля содержания договора
Ж
Управленческая задача - II -р Условия -► Решение
Адаптация технологии блокчейна - информационно-технологические - кадровые 1 1 1 Блокчейн (среда)
Проблема
Отсутствие адекватного алгоритмического описания бизнес-процессов
т
Управленческая задача - III Условия Решение
Инжиниринг/реинжиниринг бизнес-процессов -► Алго ритмическое вление бизнес-;ов (транзакции)
- информационно-технологические - кадровые 1 * 1 1 предста процесс
Проблема
Неадекватная форма корпоративных бизнес-регламентов
4 ---~-
Управленческая задача - IV Условия Решение
Выбор программного обеспечения (код) -► - правовые - информационно-технологические - кадровые 1 * 1 1 1 Смарт-субконтракты по трансакциям в кодах
Проблема
Отсутствие механизма интеграции в смарт-контракт
Управленческая задача - V Условия Решение Специфицированные шаблоны смарт-контракта
Обеспечение информационной совместимости (согласование параметров) - программные средства 1 * 1 1 1
Проблема
Отсутствие функционального обеспечения работ
Управленческая задача - VI Условия Решение
Разработка функциональных требований -► - правовые - кадровые 1 ► 1 1 Функциональные требования
_I_
Проблема
Недостаток профессионально подготовленных кадров
Рис. 2. Алгоритм создания системы смарт-контрактинга (составлено автором)
Проблема вызывает постановку управленческой задачи 111-го уровня, связанной с разработкой или нахождением приемлемого алгоритма реализации продукционных правил и его применением для проектирования - инжиниринга и реинжиниринга бизнес-процессов. Решением управленческой задачи рекомендуется выбор методологии ЛИК, которая позволяет выполнить алгоритмическое представление бизнес-процессов, формирующих содержание базовой и комплексной услуги с вариантами решений. В описании отражаются транзакции (передача активов) и расставляются соответствующие информационно-контрольные точки - триггеры.
Каждая совершаемая транзакция с условиями (а это дополнительные опции базовой услуги) составляет предмет смарт-субконтракта. И этот договор должен вписываться в общую идеологию смарт-контрактов. Обнаруживается проблема неадекватной формы внутрикорпоративных договорных регламентов, которая вызывает постановку управленческой задачи ГУ-го уровня «Выбор программного обеспечения (кодов)». В решении ее предусматривается использование блокчейна как инструмента разработки, при этом сохраняет действие схема: юридический текст, параметры, программный код, а решением становятся смарт-субконтракты по трансакциям, представленные в кодах.
Чем в более комплексной форме заказывается и предоставляется услуга, тем большее количество смарт-субконтрактов ее сопровождают, и неизбежно обнаруживается проблема интеграции смарт-суб-контрактов в смарт-контракт. Решение этой проблемы инициируется постановкой управленческой задачи У-го уровня «Обеспечение информационной совместимости». Речь идет о согласовании параметров, и решение ее должно состоять в разработке специфицированных шаблонов смарт-субконт-рактов на основе соответствующих методик.
Далее обнаруживается проблема - отсутствие необходимой функциональной поддержки методических работ, которая выводит на постановку управленческой задачи УГ-го уровня - «Разработка функциональных требований» вплоть до новых должностных регламентов. В решении ее выявляется проблема подготовки специалистов цифровых профессий, в том числе логистов, обладающих профессиональными компетенциями в области бизнес-аналитики, бизнес-информатики и др.
Заключение
Предложенный алгоритм задает общий контур принятия решений о применении технологии смарт-контрактов на основе блокчейна и создании системы смарт-контрактинга. Его полезность заключается в обосновании этапности работ, что может быть востребовано при составлении дорожной карты реализации проекта в ОАО «РЖД». Одновременно алгоритм раскрывает возможные области участия научной школы кафедры Логистики и управления цепями поставок в проведении тематических исследований, выполнении методических разработок, оказании консалтинговых услуг. И главное - определяет перспективы образовательного участия кафедры в реализации проекта - освоении специалистами ОАО «РЖД», его филиалов, дочерних структур основ логистики как цифровой профессии. Благодарности
Статья подготовлена в рамках договора на выполнение работ по плану научно-технического развития ОАО «РЖД» (НПК) № 3488963 от 20 июня 2019 г.
ЛИТЕРАТУРА
1. Щербаков В.В. О синергической связи инновационных решений в коммерции и логистике // Логистические инновации в коммерции и маркетинге: Сб. докл. В 2-х ч. Ч. Г. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2011. С. 3-7.
2. Щербаков В.В. Научно-образовательный трансфер идей синергии коммерции и логистики // Логистика: современные тенденции развития: материалы XIII междунар. науч.-практ. конф., 24-25 апреля 2014 г. СПб.: ГУМРФ им. адмирала С.О. Макарова, 2014. С. 322-326.
3. Щербаков В.В., Силкина Г.Ю., Шевченко С.Ю. Цифровой инструментарий реализации синергии инноваций и логистики в контрактах жизненного цикла продукта // Атояновские чтения: альманах. Саратов: Изд-во ООО «КУБиК», 2018. С. 106-110.
4. Силкина Г.Ю., Щербаков В.В. Современные тренды цифровизации логистики. СПб.: ПОЛИТЕХ-ПРЕСС, 2019. 237 с.
5. Аналитический обзор по теме «Смарт-контракты». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.cbr. ги/соШ:епМоситепй'Ше/47862^та11копй"аЙ_18-10.р^ (дата обращения 26.07.2019).
6. Башир И. Блокчейн: архитектура, криптовалюты, инструменты разработки, смарт-контракты. М.: ДМК Пресс, 2019. 538 с.
7. Могайар У. Блокчейн для бизнеса. М.: Изд-во «Эксмо», 2018. 224 с.
8. Обеспечение информационной безопасности смарт-контрактов в системах на основе технологии распределенных реестров. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://samag.ru/archive/article/3880 (дата обращения 30.09.2019).
9. Силкина Г.Ю., Шевченко С.Ю. Модели и методы управления экономическими рисками. СПб.: Изд-во Поли-техн. ун-та, 2009. 200 с.