Научная статья на тему 'Развитие ценностного отношения к жизни как педагогическая стратегия профессионального воспитания военнослужащих'

Развитие ценностного отношения к жизни как педагогическая стратегия профессионального воспитания военнослужащих Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
78
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ЖИЗНИ / VALUABLE RELATION TO LIFE / САМОСОХРАНЕНИЕ / SELF-PRESERVATION / SELF-DAMAGE / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ / PROFESSIONAL EDUCATION OF MILITARY PERSONNEL / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ / PEDAGOGICAL STRATEGY / САМОРАЗРУШЕНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бережнова Л.Н., Смирнов Р.В.

Ценность специфическое социальное определение объектов окружающего мира, ориентиром которого выступает их положительное или отрицательное значение для общества и человека. В статье на широком теоретическом материале рассмотрен вопрос о ценности жизни, и, как следствие из него, о значимости смерти. Особенное внимание авторы уделяют анализу ценностного отношения к жизни как структурного звена самосознания (наравне с выделением и других его компонентов ценностного отношения к телу и имени; самооценки, выраженной в контексте притязания на признание; представления себя как представителя определённого пола; представления себя в аспекте психологического времени; оценки себя в рамках социального пространства личности); обосновываются предмет и педагогическая стратегия профессионального воспитания военнослужащих войск национальной гвардии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF THE VALUABLE RELATION TO LIFE AS PEDAGOGICAL STRATEGY OF PROFESSIONAL EDUCATION OF THE MILITARY PERSONNEL

The value is a specific social definition of objects in the world, the landmark of which is their positive or negative significance for society and human. The article uses a broad theoretical material to discuss the value of life, and, as a result of it, tells about the significance of death. Special attention is paid to the analysis of value relations to life as a structural level of self-awareness (along with allocation and its other components valuable relation to body and name; self-assessment expressed in the context of claims for recognition; represent themselves as a representative of a particular sex; the presentation of yourself in the aspect of psychological time; the assessment themselves within the social space of the individual); and substantiates the subject matter and the pedagogical strategy of vocational education of military personnel of national guard troops.

Текст научной работы на тему «Развитие ценностного отношения к жизни как педагогическая стратегия профессионального воспитания военнослужащих»

Библиографический список

1. Панов В.И. Психодидактика образовательных систем: теория и практика. Санкт-Петербург: Питер, 2007.

2. Лебедева В.П. От воздействия к взаимодействию в системе отношений «учитель - ученик». Журнал научно-педагогической информации. 2010; 5. Available at: http://www.paedagogia.ru/2010/42-05/83-lebedeva

3. Серегин Н.В. Психодидактика музыкальной деятельности: монография. Алтайская государственная академия культуры и искусств. Барнаул: Издательство Алт. гос. акад. культуры и искусств, 2014.

4. Виноградова Н.Ф. Не только учить, но и развивать. Проблемы реализации государственного стандарта начального общего образования. Журнал научно-педагогической информации. 2010; 4. Available at: http://www.paedagogia.ru/2010/41-04/80-vinogradova

5. Большой психологический словарь. Под редакцией Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. Москва: ОЛМА-ПРЕСС, 2003.

6. Майкапар С. Музыкальный слух, его значение, природа и особенности и метод правильного развития. Москва: Музыка. Искусство, наука, мастерство, 2013.

7. Дьюи Д. Демократия и образование. Перевод с англ. яз. Москва: Педагогика-Пресс, 2000.

References

1. Panov V.I. Psihodidaktika obrazovatel'nyh sistem: teoriya ipraktika. Sankt-Peterburg: Piter, 2007.

2. Lebedeva V.P. Ot vozdejstviya k vzaimodejstviyu v sisteme otnoshenij «uchitel' - uchenik». Zhurnal nauchno-pedagogicheskoj informacii. 2010; 5. Available at: http://www.paedagogia.ru/2010/42-05/83-lebedeva

3. Seregin N.V. Psihodidaktika muzykal'noj deyatel'nosti: monografiya. Altajskaya gosudarstvennaya akademiya kul'tury i iskusstv. Barnaul: Izdatel'stvo Alt. gos. akad. kul'tury i iskusstv, 2014.

4. Vinogradova N.F. Ne tol'ko uchit', no i razvivat'. Problemy realizacii gosudarstvennogo standarta nachal'nogo obschego obrazovaniya. Zhurnal nauchno-pedagogicheskoj informacii. 2010; 4. Available at: http://www.paedagogia.ru/2010/41-04/80-vinogradova

5. Bol'shojpsihologicheskijslovar'. Pod redakciej B.G. Mescheryakova, V.P. Zinchenko. Moskva: OLMA-PRESS, 2003.

6. Majkapar S. Muzykal'nyj sluh, ego znachenie, priroda i osobennosti i metod pravil'nogo razvitiya. Moskva: Muzyka. Iskusstvo, nauka, masterstvo, 2013.

7. D'yui D. Demokratiya i obrazovanie. Perevod s angl. yaz. Moskva: Pedagogika-Press, 2000.

Статья поступила в редакцию 10.10.17

УДК 378

Berezhnova L.N., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, St. Petersburg Military Institute of National Guard Troops, Honored Worker of Higher School of Russian Federation (St. Petersburg, Russia), E-mail: parus77777@yandex.ru Smirnov R.V., adjunct, St. Petersburg Military Institute of National Guard Troops (St. Petersburg, Russia), E-mail: parus77777@yandex.ru

DEVELOPMENT OF THE VALUABLE RELATION TO LIFE AS PEDAGOGICAL STRATEGY OF PROFESSIONAL EDUCATION OF THE MILITARY PERSONNEL. The value is a specific social definition of objects in the world, the landmark of which is their positive or negative significance for society and human. The article uses a broad theoretical material to discuss the value of life, and, as a result of it, tells about the significance of death. Special attention is paid to the analysis of value relations to life as a structural level of self-awareness (along with allocation and its other components - valuable relation to body and name; self-assessment expressed in the context of claims for recognition; represent themselves as a representative of a particular sex; the presentation of yourself in the aspect of psychological time; the assessment themselves within the social space of the individual); and substantiates the subject matter and the pedagogical strategy of vocational education of military personnel of national guard troops.

Key words: valuable relation to life, self-preservation, self-damage, professional education of military personnel, pedagogical strategy.

Л.Н. Бережнова, д-р пед. наук, проф., зав. каф. теории и методики непрерывного профессионального образования, Санкт-Петербургский военный институт войск национальной гвардии, заслуженный работник высшей школы РФ, г. Санкт-Петербург, E-mail:parus77777@yandex.ru

Р.В. Смирнов, майор, адъюнкт, Санкт-Петербургский военный институт войск национальной гвардии, г. Санкт-Петербург, E-mail:parus77777@yandex.ru

РАЗВИТИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЖИЗНИ

КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ

ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

Ценность - специфическое социальное определение объектов окружающего мира, ориентиром которого выступает их положительное или отрицательное значение для общества и человека. В статье на широком теоретическом материале рассмотрен вопрос о ценности жизни, и, как следствие из него, о значимости смерти. Особенное внимание авторы уделяют анализу ценностного отношения к жизни как структурного звена самосознания (наравне с выделением и других его компонентов - ценностного отношения к телу и имени; самооценки, выраженной в контексте притязания на признание; представления себя как представителя определённого пола; представления себя в аспекте психологического времени; оценки себя в рамках социального пространства личности); обосновываются предмет и педагогическая стратегия профессионального воспитания военнослужащих войск национальной гвардии.

Ключевые слова: ценностное отношение к жизни, самосохранение, саморазрушение, профессиональное воспитание военнослужащих, педагогическая стратегия.

Ценность представляет собой специфическое социальное определение объектов окружающего мира, ориентиром которого выступает их положительное или отрицательное значение для общества и человека. По принадлежности объектов к общественной или личной сфере выделяются общественные и личные ценности. Ценность не является объективным свойством, однако в представлениях конкретного человека придаёт объектам оценки

завершённый характер и создаёт возможность для ценностной (общественной, личной) ориентации.

Ценностная ориентация как психологическая характеристика личности является «глобальной» и складывается по мере развития мировоззрения как «системы взглядов на мир, в целом, совокупности знаний, оценок, принципов, определяющих самое общее видение, понимание человеком мира, места в нём чело-

века» [1, с. 613] и самосознания личности как «осознания человеком того, что он собой представляет, какими качествами обладает, как относятся к нему окружающие и чем вызывается это отношение» [2, с. 70]. Мировоззрение при этом может включать составляющие: когнитивную (знания о мире), экзистенциальную (представления о существовании человека) и оценочную (нравственные и эстетические оценки). Ценность соотносится с мировоззрением как часть и целое.

Особенности понимания ценности в психологии выражаются через понятие «личностный смысл». А. Леонтьев подчёркивает, что личностный смысл создаёт «пристрастность человеческого сознания», формирующуюся в иерархическом соподчинении мотивов к цели (при смыслообразуещей роли мотивов). Б. Зей-гарник, Б. Братусь отмечают, что предпосылками формирования ценностей являются общие смысловые образования. В соотнесениях с всё более широким жизненным контекстом предметом осмысления личности становится жизнь [3]. Результатом становится ценностное отношение к жизни.

Осмысление жизни обусловлено появлением развитой рефлексии и относится к этапу «рождения личности сознательной». Начало этого этапа связано с юностью, когда осмысливается ценностное содержание самосознания (отношение к телу, имени, полу, к общности, к индивидуальному времени, возникают новые притязания на признание); формируется жизненная позиция и нормируется мировоззрение; появляется «отношение к жизни и смерти» [4, с. 446].

Осознанное восприятие жизни и смерти для самосознания являются новыми. В последствии личность неоднократно будет к ним обращаться: в период взрослости - в контексте «проблемы смысла жизни» [4, с. 448], а в позднем возрасте (пожилой и старческий) в связи с «умственным и эмоциональным переживанием непреходящей ценности жизни и неизбежности физической смерти» [4, с. 449]. Важно отметить, что ценностному отношению к жизни соответствуют основополагающие, витальные потребности человека. Познавая предметную и социальную реальность, человек оценивает её и с точки зрения пользы (или вреда) для своей жизни, личности.

Теоретически вопрос о ценности жизни является основанием для постановки вопроса и о значимости смерти. Идея о связи между отношением человека к смерти и его самосознанием, его индивидуальностью высказана Ф. Арьесом [5], Э. Мореном [6]. О том, что представление о смерти следует рассматривать компонентом самосознания, обосновывают Л. Бережнова и П. Ка-рабущенко. В отличие от З. Фрейда, в понимании которого «та-натос» есть стремление к смерти, «танатизм» понимается как представление о смерти, которое так или иначе присутствует в самосознании человека [7, с. 39].

Появление в мировоззрении представления о смерти предполагает осознание человеком конечности своего существования, а вместе с тем даёт не только возможность для оценки жизни, но и обязывает жить, ориентируясь на свою смертность, позволяет личности определить основные направления жизненной активности. М. Хайдегер связывает осознание человеком смерти с осознанием своих предельных возможностей в жизни [8, с. 419].

Жизнь и смерть независимо от того, составляют ли они предмет теологического, философского или научного анализа (дискурса), взаимосвязаны, и лишь в мышлении могут существовать отвлечённо или противопоставляться друг другу. В действительности же смерть обозначает завершение (а не отсутствие) жизни и потому является её необходимым, неотъемлемым и существенным элементом.

В работах М. Хайдеггера и Ж-П. Сартра рассматриваются два противоположных взгляда на их связь: смерть закономерна и смерть случайна. С точки зрения медицины, смерть в любом случае закономерна, но, размышляя с позиции жизни как хода событий, Ж.-П. Сартр отмечает, что смерть может быть закономерной только, если её причиной является старость [10, с. 12-19]. Схожая мысль высказана Э. Мореном, который пишет о смерти «изнутри» и «извне» [11, с. 245]. Ж.-П. Сартр обращает внимание на возрастание вероятности смерти в период войны или при других обстоятельствах, которые по отношению к жизни индивида являются непредвиденными. Таким же свойством обладает и выполнение служебно-боевых задач военнослужащими, так как повышенная опасность для здоровья и риск для жизни отражают специфику военной службы.

По общим признакам структурных звеньев самосознания «Ценностное отношение к жизни» может быть выделено как от-

дельный компонент, особо актуальный для военнослужащих. Ценностное отношение к жизни является смысловым образованием, но не относится к объективным характеристикам, при этом имеет общее для всех значение и уникальный для каждого личный смысл. Ценностное отношение к жизни связано с другими звеньями самосознания личности, но не отождествляется ни с одним из них, устойчиво как структурный компонент и по мере формирования проявляется на последующих этапах от-ногенеза.

Таким образом, дополненная структура самосознания В. Мухиной может быть представлена компонентами: ценностное отношение к телу и имени; самооценка, выраженная в контексте притязания на признание; представление себя как представителя определённого пола; представление себя в аспекте психологического времени; оценка себя в рамках социального пространства личности; ценностное отношение к жизни.

Следует отметить, что перечисленные компоненты (звенья) наполняются последовательно. Изначально - при ведущей роли родителей, далее - под влиянием условий жизни, обучения и воспитания, исходя из внутренней позицией человека [12].

Каждому структурному звену самосознания развивающейся личности поставлена в соответствие конкретная ведущая потребность как стремление к обладанию ценностью и противоположно направленный ей социально неодобряемый ценностный ориентир: самопринятие - самоотвержение; самоуважение - самоуничижение; самовыражение в добродетелях

- самовыражение в превосходстве (в чем-либо); саморазвитие

- самоограничение; самоутверждение в самораскрытии - самоутверждение в защите. В соответствии с ценностным отношением к жизни ориентирами могут быть самосохранение и саморазрушение.

Самосохранение может рассматриваться как поведение, соответствующее самоосуществлению человека, достижению его биологического, психологического и социального благополучия и направленное на сохранение и развитие личности. Самосохранение основывается на приобретении и расширении знаний о безопасном взаимодействии с внешним миром, с самим собой, с другими людьми [13, с. 13].

А. Ипатов рассматривает саморазрушение как поведение, противоречащее самоосуществлению человека, достижению его биологического, психологического и социального благополучия и направленное на саморазрушение личности и преждевременную смерть.

Доказано, что депривация структурных звеньев самосознания приводит к нарушениям развития. На этом основании разработана методика «Психодиагностика развивающейся личности: проективный метод депривации структурных звеньев самосознания» (В. Мухина, К. Хвостов, 1992 г.). Можно предположить, что депривация ценностного отношения к жизни ведёт к разрушению личности.

Анализ представленных положений и позиций позволяет сформулировать предположения и выводы.

Ценностное отношение к жизни может быть объектом педагогических дискуссий в военных образовательных учреждениях и предметом профессионального воспитания военнослужащих. Ценностное отношение к жизни позволяет военнослужащему наделить свою жизнь целью и личным смыслом, преодолевать свои предельные возможности при выполнении служебно-бое-вых задач, сопряжённых с риском, выступать условием самореализации.

Время появления ценностного отношения к жизни у военнослужащего будет относиться к поздней юности или взрослости -в случае, если он получает опыт выполнения служебно-боевых задач или испытал угрозу жизни при других обстоятельствах. В совокупности поздняя юность и взрослость охватывают период военной службы.

Значимость ценностного отношения к жизни как предмета профессионального воспитания военнослужащих позволяет рассматривать его как особый ориентир, направление деятельности педагога, что соответствует общепринятому пониманию педагогической стратегии. Е. Титова отмечает, что именно цель воспитательной деятельности определяет её стратегию. Она указывает, что «стратегический аспект воспитательной деятельности характеризует её с точки зрения того, на что она направлена, во имя каких целей и ценностей осуществляется...» [14, с. 15 - 16]. В поддержку этой точки зрения отмечается, что «для реализации стратегии необходима деятельность, направленная на создание

условий, которых нет в наличии, но уже сложились обстоятельства для осуществления новых идей, постановки новых целей» [15, с. 1].

Таким образом, содержательное наполнение ценностного отношения к жизни в самосознании человека как целевой ориен-

Библиографический список

тир педагогической деятельности рассматривается нами стратегией развития профессионального воспитания военнослужащих. Для её реализации в войсках национальной гвардии Российской Федерации необходимо изучение существующих условий и возможностей.

1. Чукин С.Г. Философия: учебник для высших учебных заведений внутренних войск МВД России. Москва: На боевом посту, 2013.

2. Бережнова Л.Н., Карабущенко П.Л. Танатизм - структурное звено самосознания. Педагогика и психология: Тезисы докладов итоговой научной конференции (5 апреля 1995 г.). Астрахань: АГПИ им. С.М. Кирова.

3. Зейгарник Б.В., Братусь Б.С. Очерки по психологии аномального развития личности. Москва: МГУ, 1980.

4. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студ. вузов. Москва: Академия, 1999.

5. Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. Москва: Прогресс, 1992.

6. Морен Э. Метод. Природа природы. Москва: Прогресс, 2005.

7. Бережнова Л.Н., Карабущенко П.Л. Танатизм - структурное звено самосознания. Педагогика и психология: Тезисы докладов итоговой научной конференции (5 апреля 1995 г.). Астрахань: АГПИ им. С.М. Кирова.

8. Краткая философская энциклопедия. Сост. Е.Ф. Губский, Г.В. Кораблева, В.А. Лутченко. Москва: Прогресс, 1994.

9. Краснухина Е.К. О смысле конечного существования: проблема смерти в экзистенциализме М. Хайдеггера и Ж.П. Сартра. Вестник Ленинградского университета. 1991: 12 - 19.

10. Морен Э. Метод. Природа природы. Москва: Прогресс, 2005.

11. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студ. вузов. Москва: Академия, 1999.

12. Самосохранение в личностно-профессиональном развитии: методическое пособие. Под общей редакцией Л.Н. Бережновой. Санкт-Петербург: Астерион, 2003.

13. Титова Е. В. Методика воспитания: методологическое аспекты. Санкт-Петербург: Астерион, 1996

14. Бережнова Л.Н. Стратегии предупреждения депривации во взаимодействии педагогов и курсантов военных вузов как условие реализации деятельности по противодействию идеологии терроризма. Педагогические стратегии противодействия идеологии терроризма. Материалы научно-методического семинара 20 ноября 2014 года. Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский военный институт внутренних войск МВД России, 2013.

References

1. Chukin S.G. Filosofiya: uchebnik dlya vysshih uchebnyh zavedenij vnutrennih vojsk MVD Rossii. Moskva: Na boevom postu, 2013.

2. Berezhnova L.N., Karabuschenko P.L. Tanatizm - strukturnoe zveno samosoznaniya. Pedagogika i psihologiya: Tezisy dokladov itogovoj nauchnoj konferencii (5 aprelya 1995 g.). Astrahan': AGPI im. S.M. Kirova.

3. Zejgarnik B.V., Bratus' B.S. Ocherkipo psihologii anomal'nogo razvitiya lichnosti. Moskva: MGU, 1980.

4. Muhina V.S. Vozrastnaya psihologiya: fenomenologiya razvitiya, detstvo, otrochestvo: uchebnik dlya stud. vuzov. Moskva: Akademiya, 1999.

5. Ar'es F. Chelovekpered licom smerti. Moskva: Progress, 1992.

6. Moren 'E. Metod. Priroda prirody. Moskva: Progress, 2005.

7. Berezhnova L.N., Karabuschenko P.L. Tanatizm - strukturnoe zveno samosoznaniya. Pedagogika i psihologiya: Tezisy dokladov itogovoj nauchnoj konferencii (5 aprelya 1995 g.). Astrahan': AGPI im. S.M. Kirova.

8. Kratkaya filosofskaya 'enciklopediya. Sost. E.F. Gubskij, G.V. Korableva, V.A. Lutchenko. Moskva: Progress, 1994.

9. Krasnuhina E.K. O smysle konechnogo suschestvovaniya: problema smerti v 'ekzistencializme M. Hajdeggera i Zh.P. Sartra. Vestnik Leningradskogo universiteta. 1991: 12 - 19.

10. Moren 'E. Metod. Priroda prirody. Moskva: Progress, 2005.

11. Muhina V.S. Vozrastnaya psihologiya: fenomenologiya razvitiya, detstvo, otrochestvo: uchebnik dlya stud. vuzov. Moskva: Akademiya, 1999.

12. Samosohranenie vlichnostno-professional'nom razvitii: metodicheskoe posobie. Pod obschej redakciej L.N. Berezhnovoj. Sankt-Peterburg: Asterion, 2003.

13. Titova E. V. Metodika vospitaniya: metodologicheskoe aspekty. Sankt-Peterburg: Asterion, 1996

14. Berezhnova L.N. Strategii preduprezhdeniya deprivacii vo vzaimodejstvii pedagogov i kursantov voennyh vuzov kak uslovie realizacii deyatel'nosti po protivodejstviyu ideologii terrorizma. Pedagogicheskie strategii protivodejstviya ideologii terrorizma. Materialy nauchno-metodicheskogo seminara 20 noyabrya 2014 goda. Sankt-Peterburg: Sankt-Peterburgskij voennyj institut vnutrennih vojsk MVD Rossii, 2013.

Статья поступила в редакцию 30.11.17

УДК 378

Guseva P.V., Cand. of Science (Pedagogy), Member of the Union of Artists of Russia, Professor, Department of Lacquer Miniature

Painting, Higher School of Folk Arts (Institute), (St. Petersburg, Russia), E-mail: vshnidpo.drakina@yandex.ru

HISTORICAL AND THEORETICAL FOUNDATIONS OF PROFESSIONAL SKILLS OF PALEKH ICON PAINTING. Traditional applied art of Russia is a deep strata of centuries-old culture, part of the national cultural heritage in need of preservation and development. Contemporary issues of higher education in traditional applied art require a study of the most important areas of folk art and artistic culture, one of which is the art of Palekh icon painting. The article analyzes the role of the icon in the hierarchy of spiritual values of the Orthodox person, identifies specific features of the art of icon painting, describes artistic-stylistic specifics of Palekh icon-painting style. Special attention is paid to the genesis of the system of professional training of painters' studios, Palekh. The work presents a detailed analysis of the theoretical works of N. M. Zinoviev, an artist-teacher.

Key words: icon-painting, icon, professional education, Palekh, tradition, traditional applied art.

П.В. Гусева, канд. пед. наук, член Союза художников России, проф. каф. лаковой миниатюрной живописи, Высшая

школя народных искусств (институт), г. Санкт-Петербург, E-mail: vshnidpo.drakina@yandex.ru

ИСТОРИЧЕСКИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА ПАЛЕХСКОЙ ИКОНОПИСИ

Традиционное прикладное искусство России - глубинный пласт многовековой культуры, часть национального культурного наследия, нуждающаяся в сохранении и развитии. Решение современных проблем высшего образования в традиционном прикладном искусстве требует глубокого изучения важнейших направлений народного творчества и художественной культуры, одним из которых является искусство палехской иконописи. В статье проанализирована роль иконы в иерархии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.