условий, которых нет в наличии, но уже сложились обстоятельства для осуществления новых идей, постановки новых целей» [15, с. 1].
Таким образом, содержательное наполнение ценностного отношения к жизни в самосознании человека как целевой ориен-
Библиографический список
тир педагогической деятельности рассматривается нами стратегией развития профессионального воспитания военнослужащих. Для её реализации в войсках национальной гвардии Российской Федерации необходимо изучение существующих условий и возможностей.
1. Чукин С.Г. Философия: учебник для высших учебных заведений внутренних войск МВД России. Москва: На боевом посту, 2013.
2. Бережнова Л.Н., Карабущенко П.Л. Танатизм - структурное звено самосознания. Педагогика и психология: Тезисы докладов итоговой научной конференции (5 апреля 1995 г.). Астрахань: АГПИ им. С.М. Кирова.
3. Зейгарник Б.В., Братусь Б.С. Очерки по психологии аномального развития личности. Москва: МГУ, 1980.
4. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студ. вузов. Москва: Академия, 1999.
5. Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. Москва: Прогресс, 1992.
6. Морен Э. Метод. Природа природы. Москва: Прогресс, 2005.
7. Бережнова Л.Н., Карабущенко П.Л. Танатизм - структурное звено самосознания. Педагогика и психология: Тезисы докладов итоговой научной конференции (5 апреля 1995 г.). Астрахань: АГПИ им. С.М. Кирова.
8. Краткая философская энциклопедия. Сост. Е.Ф. Губский, Г.В. Кораблева, В.А. Лутченко. Москва: Прогресс, 1994.
9. Краснухина Е.К. О смысле конечного существования: проблема смерти в экзистенциализме М. Хайдеггера и Ж.П. Сартра. Вестник Ленинградского университета. 1991: 12 - 19.
10. Морен Э. Метод. Природа природы. Москва: Прогресс, 2005.
11. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студ. вузов. Москва: Академия, 1999.
12. Самосохранение в личностно-профессиональном развитии: методическое пособие. Под общей редакцией Л.Н. Бережновой. Санкт-Петербург: Астерион, 2003.
13. Титова Е. В. Методика воспитания: методологическое аспекты. Санкт-Петербург: Астерион, 1996
14. Бережнова Л.Н. Стратегии предупреждения депривации во взаимодействии педагогов и курсантов военных вузов как условие реализации деятельности по противодействию идеологии терроризма. Педагогические стратегии противодействия идеологии терроризма. Материалы научно-методического семинара 20 ноября 2014 года. Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский военный институт внутренних войск МВД России, 2013.
References
1. Chukin S.G. Filosofiya: uchebnik dlya vysshih uchebnyh zavedenij vnutrennih vojsk MVD Rossii. Moskva: Na boevom postu, 2013.
2. Berezhnova L.N., Karabuschenko P.L. Tanatizm - strukturnoe zveno samosoznaniya. Pedagogika i psihologiya: Tezisy dokladov itogovoj nauchnoj konferencii (5 aprelya 1995 g.). Astrahan': AGPI im. S.M. Kirova.
3. Zejgarnik B.V., Bratus' B.S. Ocherkipo psihologii anomal'nogo razvitiya lichnosti. Moskva: MGU, 1980.
4. Muhina V.S. Vozrastnaya psihologiya: fenomenologiya razvitiya, detstvo, otrochestvo: uchebnik dlya stud. vuzov. Moskva: Akademiya, 1999.
5. Ar'es F. Chelovekpered licom smerti. Moskva: Progress, 1992.
6. Moren 'E. Metod. Priroda prirody. Moskva: Progress, 2005.
7. Berezhnova L.N., Karabuschenko P.L. Tanatizm - strukturnoe zveno samosoznaniya. Pedagogika i psihologiya: Tezisy dokladov itogovoj nauchnoj konferencii (5 aprelya 1995 g.). Astrahan': AGPI im. S.M. Kirova.
8. Kratkaya filosofskaya 'enciklopediya. Sost. E.F. Gubskij, G.V. Korableva, V.A. Lutchenko. Moskva: Progress, 1994.
9. Krasnuhina E.K. O smysle konechnogo suschestvovaniya: problema smerti v 'ekzistencializme M. Hajdeggera i Zh.P. Sartra. Vestnik Leningradskogo universiteta. 1991: 12 - 19.
10. Moren 'E. Metod. Priroda prirody. Moskva: Progress, 2005.
11. Muhina V.S. Vozrastnaya psihologiya: fenomenologiya razvitiya, detstvo, otrochestvo: uchebnik dlya stud. vuzov. Moskva: Akademiya, 1999.
12. Samosohranenie vlichnostno-professional'nom razvitii: metodicheskoe posobie. Pod obschej redakciej L.N. Berezhnovoj. Sankt-Peterburg: Asterion, 2003.
13. Titova E. V. Metodika vospitaniya: metodologicheskoe aspekty. Sankt-Peterburg: Asterion, 1996
14. Berezhnova L.N. Strategii preduprezhdeniya deprivacii vo vzaimodejstvii pedagogov i kursantov voennyh vuzov kak uslovie realizacii deyatel'nosti po protivodejstviyu ideologii terrorizma. Pedagogicheskie strategii protivodejstviya ideologii terrorizma. Materialy nauchno-metodicheskogo seminara 20 noyabrya 2014 goda. Sankt-Peterburg: Sankt-Peterburgskij voennyj institut vnutrennih vojsk MVD Rossii, 2013.
Статья поступила в редакцию 30.11.17
УДК 378
Guseva P.V., Cand. of Science (Pedagogy), Member of the Union of Artists of Russia, Professor, Department of Lacquer Miniature
Painting, Higher School of Folk Arts (Institute), (St. Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]
HISTORICAL AND THEORETICAL FOUNDATIONS OF PROFESSIONAL SKILLS OF PALEKH ICON PAINTING. Traditional applied art of Russia is a deep strata of centuries-old culture, part of the national cultural heritage in need of preservation and development. Contemporary issues of higher education in traditional applied art require a study of the most important areas of folk art and artistic culture, one of which is the art of Palekh icon painting. The article analyzes the role of the icon in the hierarchy of spiritual values of the Orthodox person, identifies specific features of the art of icon painting, describes artistic-stylistic specifics of Palekh icon-painting style. Special attention is paid to the genesis of the system of professional training of painters' studios, Palekh. The work presents a detailed analysis of the theoretical works of N. M. Zinoviev, an artist-teacher.
Key words: icon-painting, icon, professional education, Palekh, tradition, traditional applied art.
П.В. Гусева, канд. пед. наук, член Союза художников России, проф. каф. лаковой миниатюрной живописи, Высшая
школя народных искусств (институт), г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]
ИСТОРИЧЕСКИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА ПАЛЕХСКОЙ ИКОНОПИСИ
Традиционное прикладное искусство России - глубинный пласт многовековой культуры, часть национального культурного наследия, нуждающаяся в сохранении и развитии. Решение современных проблем высшего образования в традиционном прикладном искусстве требует глубокого изучения важнейших направлений народного творчества и художественной культуры, одним из которых является искусство палехской иконописи. В статье проанализирована роль иконы в иерархии
духовных ценностей православного человека; выявлены специфические особенности искусства иконописи; описаны художественно-стилистические особенности палехского стиля иконописания. Особое внимание уделено генезису системы профессионального обучения иконописцев-палешан; дан детальный анализ теоретических работ художника-педагога Н.М. Зиновьева.
Ключевые слова: иконопись, икона, профессиональное обучение, Палех, традиция, традиционное прикладное искусство.
Традиционное прикладное искусство России - глубинный пласт культуры, основополагающая часть национального наследия, нуждающаяся в изучении, сохранении и развитии. Решение современных проблем высшего образования в традиционном прикладном искусстве невозможно без изучения важнейших направлений народного творчества и художественной культуры.
Особое место в перечне духовных ценностей, передаваемых через века, занимает икона. Пожалуй, ничто так не доносит до нас глубину народного духа, как иконописные образы. Искусствовед Г. Вздорнов отмечает: «Люди самых разных специальностей и социального положения постоянно обращаются к русской иконе, стараясь понять глубинный смысл того, что изображали художники в давно прошедшие времена. Слово «икона» стало расхожим, однако оно таит смысловые непонятности, разгадать которые не под силу людям непосвященным» [1, с. 5].
В ходе изучения и анализа исторической, искусствоведческой, религиозной, философской и педагогической литературы было выявлено, что восстановление старых храмов, и строительство новых, наполнение их иконами и фресками, влекут за собой востребованность написания иконописных образов по традициям древнерусской живописи и потребность в высококвалифицированных специалистах с высшим образованием в области иконописания и служит основанием для роста числа палехских художников-иконописцев.
Анализ религиозно-философских трудов священника П.А. Флоренского, монахини Иулиании (М.Н. Соколова), иконописца Зинона и других, показывает, что церковно-историче-ская живопись имеет своей целью вывести зрителя за предел чувственно воспринимаемых красок и расписанной доски в некоторую реальность, а живописные произведения художников-иконописцев должны символизировать онтологическую характеристику символов, изображенных на иконе [2, с. 78].
По словам монахини Иулиании (М.Н. Соколовой), икона -это книга о вере, в которой языком линий и красок раскрывается догматическое, нравственное и литургическое учение Церкви. По ее мнению, иконописи нужно учиться только через копирование древних икон, в которых невидимое явлено в доступных для нас формах. Она отмечает, что, копируя икону, человек всесторонне познает ее и невольно приходит в соприкосновение с тем миром, который в ней заложен, начинает ощущать его реальность, узнавать истинность данного образа, постигает глубину его содержания. Именно поэтому в процессе обучения иконописному искусству необходимо следовать четкому соблюдению всех технических приемов [3]. Этой же позиции придерживается архимандрит Зинон [4].
Для нашего исследования важна позиция протоиерея Георгия Флоровского, который в своих научных трудах отмечал, что, пережив годы гонений при советской власти, а также века «пленения русского богословия» в синодальный период, Русская Православная Церковь ныне наконец-то вновь получила возможность проповедовать не только словом, но и Образом. Эта черта православного мировоззрения - «жажда иконы» - оказалась чрезвычайно устойчивой и послужила основанием для роста числа иконописцев, возникновению новых иконописных школ и мастерских.
В наше время, важно увидеть, оценить и применить много-вековый опыт различных школ иконописания России. Одной из школ был иконописный промысел Палеха, главной силой творческого опыта, которого являлась истинная народность, заключавшаяся в коллективности творчества, традиционности его культуры. М.А. Некрасова считает, что «Сущность развития палехского искусства иконописания заключается в соединении высокой культуры мастерства с народным восприятием образа, где черты народного творчества свежо и непосредственно проявились не только в содержании, но и в принципах художественного, орнаментального языка» [5, с. 22].
Палешане, жившие на неплодородных, скудных на урожай землях, издавна занималось промыслами, которые были серьезной статьей доходов для крестьянских семей. Палехские крестьяне пробовали свои силы и в иконописании по примеру
соседнего Холуя, где оно было развито еще в XVI веке. Однако уже в XVII веке Палех получил известность как один из признанных центров иконописания; тогда же происходит формирование художественных традиций палехской иконописи [6].
Характерной чертой произведении палехской иконописи XVII — начала XVIII веков является следование высокохудожественным образцам строгановских, великоустюжских и московских писем. Самостоятельный палехский стиль в иконописании вобрал в себя основные принципы и элементы новгородской, строгановской школ и живописи Поволжья второй половины XVII века. Палехские иконы этого времени заслуженно пользовались известностью и могут быть причислены к золотому фонду русской иконописи, так как в них традиционное высокое мастерство соединялось с характерными чертами народного творчества, сливаясь в одно гармоничное и своеобразное целое.
Лучшие из палехских икон продолжают традиции XVII-XVШ вв. Это касается живописной культуры: в колорите преобладает нежная гамма изысканно пастельных тонов. В больших иконостасных композициях намечается некоторая сухость в написании цвета, ликов, пейзажных форм; в небольших молельных иконах - радует приверженность канону, ювелирная тщательность письма, виртуозность техники.
Русское иконописание, начиная с середины XIX века, оказалось под огромным влиянием стенных росписей и иконных образов Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге и храма Христа Спасителя в Москве. В Санкт-Петербурге тверской мастер-иконописец М.С. Пешехонов открывает мастерские, куда собирает палехских, новгородских, тверских мастеров. Так называемые «пешехоновские письма», выработанные в 40-60-е годы XIX века, эклектически сочетали приемы академизма с византийскими формами. В Палехе подобное направление не прижилось, хотя с этого времени здесь стали широко применяться золото-чеканное оформление фона и полей иконы, но в сочетании с привычными для палешан приемами письма.
Во второй половине XIX века у просвещенных слоев общества икона стала предметом коллекционирования. Особую ценность для собирателей представляли строгановские иконы. И. Сафоновы (один из родов палехских иконописцев) на волне спроса на старину вырабатывают особый подстаринный стиль. Он отличался суховатой графичностью, но всегда композиции делались с прорисей иконописных подлинников.
По научным исследованиям О.А. Колесовой [7] представим исторические этапы развития профессионального обучения художник-палешан. Согласно устным приданиям, семейные мастерские с небольшим количеством наемных работников, существовали еще в XVIII веке. На рубеже XIX - XX века было более десяти иконописных мастерских с разным количеством наемных работников. Чтобы стать мастером-иконописцем, местные дети обучались ремеслу шесть лет. Бесплатно учили мастерству только детей своих работников, для остальных обучение было платное. Мальчиков 10 - 11 лет сажали рядом с опытными мастерами, под руководством которых они выполняли рисунок кистью, начиная с отдельных деталей. Эти упражнения продолжались год или два. Потом определялась специализация: долич-ник - мастер общей композиции, одетых фигур и пейзажа - или личник - специалист по выполнению конечностей: голов, рук, ног и обнаженного тела. Обучение в частных мастерских предполагало четкое разделение на подготовку доличников и личников. По окончания шестилетнего срока ученичества молодой мастер выполнял самостоятельную работу, в которой демонстрировал свое искусство.
В 1900 году Н.П. Кондаков, граф С. Д. Шереметев и В.Т. Георгиевский посетили старинные иконописные села Вязниковского уезда Владимирской губернии - Мстеру, Палех и Холуй. Результатом данной поездки стало создание Комитета попечительства о русской иконописи. Одной из самых главных своих задач Комитет считал дело обучения мастеров-иконописцев, полагая, что добиться изменений в положении некогда цветущих, а в начале XX столетия исчезающих иконных промыслов можно лишь при условии появления высококвалифицированных мастеров.
Летом 1902 года были открыты три учебные мастерские - в Палехе, Мстере и Холуе, и еще одна на юге России в селе Бо-рисовка Курской губернии. Учиться иконописанию могли православные мальчики не моложе десяти лет, уже обученные грамоте. За школами Комитета оставалась задача профессиональной подготовки учащихся, дополненная обучением церковной истории, археологии и иконографии.
По составленному Комитетом расписанию занятия для младшего и старшего отделений длились по восемь часов в день (два часа ученики занимались Законом Божиим, церковной археологией и иконографией, теоретическими основами рисунка и живописи; два часа - рисованием; четыре часа - иконописа-нием). Возглавлял каждую мастерскую профессиональный художник, отсюда, в обучение была привнесена систематичность преподавания, свойственная Академии Художеств. С 1902 года палехской мастерской заведовал Е.И. Стягов.
Наиболее сложным и ответственным делом было выбрать для каждой мастерской учителя иконописи, что было предоставлено решать сходу мастеров-иконописцев, которые выбирали предлагали Комитету кандидатуру. Первыми преподавателями иконного письма в Палехе были М.П. Парилов и И.А. Сафронов.
Н.М. Зиновьев, один из старейших мастеров палехской миниатюры, писал в своих воспоминаниях: «Обучение иконописному искусству в мастерской Комитета было несравненно лучше поставлено, чем в частных мастерских. И многие ученики из них убегали, поступая во вновь открытую комитетскую мастерскую. Открытие этой учебно-иконописной мастерской в Палехе было большим событием для всего иконописного дела. Это событие потрясло устои давно сложившихся иконописных производств...» [8, с. 31]. Уже в советское время новые профессиональные школы мастеров лаковой миниатюры во многом использовали и даже повторяли то, что было найдено и опробовано Комитетом попечительства о русской иконописи.
После Октябрьской революции иконописание оказалось ненужным и в 1924 году в Палехе была организована артель древнерусской живописи. Первыми в ней были всего семь мастеров: И.И. Голиков, И.М. Баканов, А.И. Зубков, И.И. Зубков, А.В. Коту-хин, В.В. Котухин и И.В. Маркичев, которые явились основателями нового искусства - миниатюрной лаковой живописи, получившей всемирную известность своею изысканной тонкой красотой и чисто русскими традициями. Как отмечает А.В. Бакушинский, новое искусство палехской миниатюры позволило сохранить основы древнерусской живописи. Приводя примеры, традиционные для каждого типа иконописной композиции, художники пока-
Библиографический список
зывали, как они преломляются в палехской миниатюре, беря для этого произведения старых мастеров. Таким образом, в их работах собрано все традиционное, что послужило основой создания палехской лаковой миниатюрной живописи.
В 1969 году была издана книга Н.М. Зиновьева «Искусство Палеха», в которой он обобщил свой опыт художника-педагога, детально изложил сущность палехского искусства, проанализировал особенности и раскрыл значение и ценность традиций древнерусской живописи, которые собственно легли в основу палехского искусства. Большое внимание уделено подробному описанию традиционных художественных приемов, технике живописи, воспринятой от искусства прошлых веков (иконописи) [9].
Отдавая много времени и внимания своей работе педагога в Палехском художественном училище, Н.М. Зиновьев стремился к тому, чтобы ученики шире и глубже освоили лучшие традиции старого Палеха. С этой целью им была разработана своеобразная методика преподавания традиционной палехской живописи. Тщательно отобранные и выполненные им самим образцы («оригиналы») должны были помочь ученикам понять и освоить самое ценное для Палеха наследие древнерусской живописи различного времени, различных школ и направлений, их стилистические особенности, которые легли в основу искусства советского Палеха. Альбом-учебник содержит сто четыре рисунка; каждый имеет аннотацию, разъясняющую, откуда этот рисунок, для какой цели представлен, как он использовался и претворялся в творчестве первых мастеров нового искусства Палеха и как каждый из них может быть использован, применен и переработан в новых палехских композициях.
Тончайшие рисунки, выполненные для альбома по давней традиции иконописи в стиле черно-красного рисунка, раскрывают преемственность поздней иконописи от древнерусских традиций, показывают их органическую связь как по внутреннему содержанию, так и по форме. Зиновьев доказывает и наглядно показывает, что бережное отношение к традициям, их глубокое изучение необходимы для сохранения основного художественного строя современного искусства Палеха. Н.М. Зиновьев утверждает необходимость осваивать эти образцы «не только путем копирования, но и чувством переживания».
Таким образом, систематизация и обобщение исторического опыта обучения церковно-исторической живописи в Палехе позволяет сделать вывод, что решение актуальной проблемы формирования профессионального мастерства будущих художников палехской иконописи возможно на основе генезиса иконописного искусства Палеха и локально-региональных традиций в процессе обучения иконописи.
1. Бобров Ю.Г. Основы иконографии памятников христианского искусства. Москва: ООО Изд. Дом «Художественная школа», 2010: 260.
2. Флоренский П.А. Иконостас. Москва: Мир книги, Литература, 2007: 464.
3. Иулиания, монахиня (Соколова М.Н.). Труд иконописца. Москва: Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1995: 158.
4. Архимандрит Зинон (Теодор). Беседы иконописца. Псков, 2003: 144.
5. Некрасова М.А. Палехская миниатюра. Ленинград: Художник, 1978: 364.
6. Зиновьев Н.М. Стилистические традиции искусства Палеха. Ленинград: Художник РСФСР, 1981.
7. Колесова О.А. Палех и палешане. Путеводитель. Иваново: ИД «Референт», 2010: 156.
8. Зиновьев Н.М. Стилистические традиции искусства Палеха. Ленинград: Художник РСФСР, 1981.
9. Зиновьев Н.М. Искусство Палеха. Ленинград: Художник РСФСР, 1975: 246.
References
1. Bobrov Yu.G. Osnovy ikonografiipamyatnikovhristianskogo iskusstva. Moskva: OOO Izd. Dom «Hudozhestvennaya shkola», 2010: 260.
2. Florenskij P.A. Ikonostas. Moskva: Mir knigi, Literatura, 2007: 464.
3. lulianiya, monahinya (Sokolova M.N.). Trud ikonopisca. Moskva: Svyato-Troickaya Sergieva lavra, 1995: 158.
4. Arhimandrit Zinon (Teodor). Besedyikonopisca. Pskov, 2003: 144.
5. Nekrasova M.A. Palehskaya miniatyura. Leningrad: Hudozhnik, 1978: 364.
6. Zinov'ev N.M. Stilisticheskie tradiciiiskusstva Paleha. Leningrad: Hudozhnik RSFSR, 1981.
7. Kolesova O.A. Paleh ipaleshane. Putevoditel'. Ivanovo: ID «Referent», 2010: 156.
8. Zinov'ev N.M. Stilisticheskie tradicii iskusstva Paleha. Leningrad: Hudozhnik RSFSR, 1981.
9. Zinov'ev N.M. Iskusstvo Paleha. Leningrad: Hudozhnik RSFSR, 1975: 246.
Статья поступила в редакцию 30.11.17
УДК 378
Kolobov V.N., senior teacher, Jewellery and Bone Carving Arts Department, Higher School of Folk Arts (Institute), (St. Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]
FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCES OF STUDENTS IN THE FIELD OF ARTISTIC BONE CARVING PRODUCTION (PRACTICAL) DISCIPLINES. In the modern educational process in accordance with federal state educational standard on direction of training 54.03.02 the author introduces a competence-based approach, which in practice shows a high level of quality