1) помогают лучше и быстрее запомнить фразеологию, ключевые глаголы радиообмена в ходе комментирования перемещения вертолета;
2) облегчают запоминание последовательности докладов диспетчеру ввиду некоторого расхождения в ведении радиообмена на русском языке в учебном полете и на английском языке;
3) позволяют при минимальной подготовке по карточке речевого задания выступать в роли летчика благодаря наличию на схеме основных цифровых данных (частоты, эшелоны, разделение зон ответственности диспетчерских служб);
4) помогают уверенно себя чувствовать при ведении радиообмена, начиная с «медленного» временного режима движения вертолета по маршруту.
Респонденты отметили, что помимо выполнения основных функций ряд ролевых заданий способствуют повышению стрессоустойчивости, важного качества для будущего вертолетчика. Речь идет о моделях, в которые заложены ситуации, требующие не только немедленной речевой реакции при публичном выполнении задания, но и двигательной реакции при индивидуальной работе в наушниках перед монитором с помощью клавиатуры: необходимо «управлять вертолетом» во избежание «столкновения» с другим воздушным судном в воздухе или на земле. Недостаток времени на требуемое сообщение «диспетчеру» вводит обучающегося в стрессовое состояние, приближая ситуацию к той, которая может возникнуть в реальном полете.
Выводы. Итак, моделирование - эффективное средство обучения профессионально - ориентированному общению на английском языке в квази - профессиональных речевых ситуациях на разных этапах полета. Данная технология позволяет обучающимся сопоставлять правила ведения радиообмена на русском и английском языках, выявлять недостатки в своей лингвистической подготовке, повышать стрессоустойчивость благодаря выполнению речевых задач, предполагающих одновременные практические действия по управлению воздушным судном в особых случаях полета в реальной жизни.
Также данная технология позволяет эффективно использовать разные виды моделей - от статичных и вербально-графических до динамичных анимированных, «покрывающих» весь диапазон речевых ситуаций учебного курса в едином комплексе. Компьютерная вариативная модель маршрута полета может выступать в качестве опоры и стимула речевой деятельности, формировать как репродуктивные, так и продуктивные навыки устного общения, а в силу гибкого временного режима «полета» учитывать индивидуальные особенности обучающихся, способствовать созданию комфортной творческой атмосферы на занятии. Визуализация уже знакомых ситуаций, возникавших в реальной жизни на полетах, повышает интерес и мотивацию курсантов к изучению авиационного английского языка.
Литература:
1. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов. - М., 1996. - 544 с.
2. Леонтьев А.А. Психология общения: учеб. пособие для студентов вузов. 3-е изд. М.: Смысл, 1999. 365 с.
3. Панфилова, А.П. Игровое моделирование в деятельности педагога: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.П. Панфилова. - М.: Академия, 2006. - 368 с.
4. Фридман Л.М. Наглядность и моделирование в обучении. - М.: Знание, 1984. - 194 с.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 25.05.04 «Лётная эксплуатация и применение авиационных комплексов» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ivo.garantш/#/document/55171413/paragraph/1:1(Дата обращения 12.06.19)
Педагогика
УДК: 373.2
старший преподаватель Исмаилова Наиля Иркиновна
Елабужский институт (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Елабуга)
РАЗВИТИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация. В статье приведена сравнительная характеристика развития толерантности здоровых детей-дошкольников и особенных детей-дошкольников с нарушением зрения. Исследование проведено с детьми-воспитанниками ДОУ комбинированного вида, подразумевающего совместное воспитание и обучение здоровых детей и детей с особенными потребностями. Здоровые дети данного ДОУ контрольной выборкой, потому что имели повседневный опыт общения с особенными детьми. В состав экспериментальной выборки вошли дети-воспитанники обычного ДОУ. В результате достоверно доказано, что комплекс методов и приемов в виде бесед на уровне внеситуативно-личностного общения, чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов с детьми дошкольного возраста способствуют развитию толерантности.
Ключевые слова: толерантность, дошкольный возраст, методы, приёмы, общение, исследование, эксперимент.
Annotation. The article presents a comparative characteristic of the development of tolerance of healthy preschool children and special preschool children with visual impairment. The study was conducted with children-pupils of the DOW of the combined type, implying joint education and training of healthy children and children with special needs. Healthy children of this DOE control sample, because they had daily experience with special children. The experimental sample included children-pupils of conventional DOE. As a result, it is proved that a set of methods and techniques in the form of conversations at the level of non-tituative and personal communication, reading fiction, watching cartoons with preschool children contribute to the development of tolerance.
Keywords: tolerance, preschool age, methods, techniques, communication, research, experiment.
Введение. Дети являются зеркальным отражением изменений в обществе, где такие явления как злоба, ненависть ко всему непохожему, проявление жестоких форм национализма, терроризма имеет тенденции нарастать и углубляться. В создавшейся ситуации необходим моральный ориентир, который способен наладить отношения между людьми и воспрепятствовать моральному расслоению общества. Таким
ориентиром станет толерантность, как признание права человека на отличие быть другим. Развитие толерантности целесообразнее начинать в дошкольном возрасте, поскольку этот период наиболее сенситивен для привития норм дружбы, взаимопонимания, выработки умения удовлетворять потребности не в ущерб другим, углубления понимания значимости и ценности жизни каждого человека [2, 5].
Целью исследования стало изучение развития толерантности у детей 6-7 лет.
Исследование было проведено с детьми ДОУ № 26 и ДОУ № 33 города Елабуга Республики Татарстан. Такой выбор ДОУ был осуществлен в связи с тем, что ДОУ № 26 является учреждением комбинированного вида и подразумевает совместное воспитание и обучение здоровых детей и детей с особенными потребностями (с нарушением зрения). Несмотря на то, что особенные дети обучаются отдельно, они остаются включёнными в социальную жизнь ДОУ, наравне со здоровыми детьми участвуют в общественных мероприятиях и т.д. Другими словами, в детском сообществе воспитывается толерантность и равноправное отношение к особенным детям. В ситуации, когда инклюзивным становится именно дошкольное образование, этот путь наиболее эффективен, ведь дети дошкольного возраста не имеют опасных предубеждений насчёт сверстников, которые волею судьбы являются не такими, как все. Дети ДОУ № 26 являлись контрольной выборкой, потому что имели повседневный опыт общения с особенными детьми. А дети ДОУ № 33, не имеющие подобного опыта, вошли в состав экспериментальной выборки. В каждой группе количество респондентов составило 30 человек.
Исследование проходило в четыре этапа. Первый этап эмпирического исследования проходил в начале ноября 2018 года. На этом этапе с детьми была проведена психодиагностика с помощью «Методика изучения толерантности детей» автор Доминик де Сент Марс. Материал методики представляет собой три серии. Каждая серия теста имеет отношение к одной из сфер жизни ребенка. Первая серия - «Толерантность в кругу друзей»; вторая серия - «Толерантность и окружающий мир»; третья серия - «Толерантность у себя дома». В каждой серии восемь незаконченных предложений. Под каждым предложением расположены два варианта ответов, которыми можно закончить предложение. Детям предлагается из двух вариантов ответа выбрать тот, который ему кажется наиболее подходящим [1].
На втором этапе, который занял период с середины ноября 2018 года до конца февраля 2019 года с детьми было организовано чтение художественной литературы о жизни детей с особыми потребностями. Выбирались фрагменты следующих произведений. Дрейпер Шерон «Привет, давай поговорим» о девочке Мелоди, которая не говорит и не ходит и считается отсталой. Мелоди хочет, чтобы к ней относились как к человеку, а не как к ребенку с диагнозом ДЦП. И она намерена доказать всем, что тоже чего-то стоит [3]. Алан Маршалл «Я умею прыгать через лужи», который рассказывает нам о мальчике, перенёсший полиомелит и потерявший возможность ходить. Иен Стракан «Паренек в пузыре» о мальчике с очень редкими нарушениями иммунной системы, вынужденного жить в полиэтиленовой палатке в полной изоляции. Р. Дж. Паласио «Чудо» о мальчике Августе, перенесшего 27 операций из-за очень редкой, но иногда встречающейся генетической ошибки. У Августа есть глаза и нос, рот и уши, но все это перемешано на его лице так, что не сразу и разберешь [2, 4].
Кроме этого, вместе с детьми были просмотрены следующие мультфильмы о детях с различными нарушениями. «Про Диму» (автор Наталья Ремиш), в котором рассказывается о встрече девочки Миры и особенного мальчика Димы. В мультфильме озвучиваются простые правила общениия с таким ребёнком: помоги, если другому сложно; улыбайся от души; не спеши и говори понятно; если видишь, что другой сердит, отойди и подожди. Мультфильм «Необычный младший братик» посвящен рассказу о семье зайцев, в которой младший ребенок с синдромом Дауна и не умеет разговаривать, часто кривляется, но зато он очень ласковый. «Мой братик с Луны» создано папой сына с диагнозом аутизм, который призывает наблюдать, запастись терпением и делать шаги навстречу необычному малышу. Мультфильм «Макрополис», где кот и пес не знают, что отличаются от других (у кота не хватает глаза, а у пса - одной лапы).
На третьем этапе эмпирической работы (февраль 2019 года) была проведена повторная психодиагностика с детьми ДОУ № 33 с использованием той же методики, что и на этапе первичной диагностики «Методика изучения толерантности детей». Данный этап работы был необходим для выявления эффективности используемых методов и приемов для развития у детей толерантности.
На четвертом этапе эмпирического исследования была проведена проверка достоверности различий исследуемых показателей у детей экспериментальной выборки (ДОУ № 33) между результатами первичной и повторной психодиагностики с использованием t-критерия Стьюдента. Здесь же обобщались и систематизировались результаты, проведен анализ и интерпретация результатов исследования. Расчеты были произведены в программе Microsoft Excel, 2010.
Изложение основного материала статьи. На первом этапе в результате проведенной методики «Методика изучения толерантности детей» в контрольной выборке детей по обследуемым данным всех трех серий выявляются высокие показатели толерантности. Так, 97 % детей проявляют высокую толерантность у себя дома, проявляют социальную выдержку в случае несовпадения взглядов, поведения. 90 % детей толерантны по отношению к друзьям, эмоционально отзывчивы по отношению к ним, проявляют к ним симпатию и сопереживание. Эти показатели говорят о том, что у детей привиты нормы дружбы и взаимопонимания, выработаны умения удовлетворять потребности без ущерба другому. 86 % детей толерантны к окружающему миру. Дети проявляют уважение, с терпением и пониманием относятся к другим, правильно понимают богатое многообразие культур окружающего мира, других форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. В экспериментальной выборке 86 % детей обнаруживают высокую толерантность показателях «Толерантность у себя дома». По показателям двух других серий, проявление толерантности ниже, чем и детей контрольной выборки. Статистически достоверные различия в показателях проявлений толерантности с использованием t-критерия Стьюдента показали, что воспитанники контрольной выборки, более толеранты (р<0,01), нежели воспитанники экспериментальной. Возможно, такой результат следует объяснить тем, дети из контрольной выборки являются воспитанниками ДОУ комбинированного типа и его посещают и здоровые и особенные дети с нарушением зрения. Обучение, воспитание и развитие детей в этом детском саду организовано через воплощение инклюзивных ценностей, поэтому формирование у детей навыков равноправных отношений, терпимости, милосердия, взаимоуважения происходит как естественная модель взаимоотношений и взаимодействия.
Исходя из результатов первого этапа, дальнейшее исследование проводилось с детьми экспериментальной выборки. Вначале с детьми проводилась беседа на тему: «Другие, особенные дети». По результатам беседы можно увидеть, что только 20 % детей имеют достаточно полные представления о детях с ОВЗ. Они хорошо информированы о правилах поведения в обществе таких детей, стараются понять их эмоции и желания; проявляют интерес к взаимодействию с ними, хотят оказать им помощь и готовы к выстраиванию взаимоотношений. Самыми яркими и часто встречающимися ответами были: «Я хорошо вижу и слышу. Я могу бегать, прыгать и петь, танцевать. А эти дети не могут. У них не слышат ушки. Наверно, они глухие. Некоторые дети не могут ходить, только ездить на специальной коляске», «Если ребенок не видит, то нужно помочь ему перейти туда, куда он хочет, подать ему игрушки, стульчик». 65 % детей имеют фрагментарные представления о детях с ОВЗ. Они мало информированы о правилах поведения с такими детьми, лишь частично понимает их эмоции и желания, проявляет фрагментарный интерес к взаимодействию. Кроме того, у них не появляется желание помогать таким детям, готовность к выстраиванию взаимоотношений с такими детьми нестабильна. Популярным ответом на вопрос был следующий: «Этот мальчик катается на коляске, ходит с палочками и т.д.», «У нас во дворе есть такой мальчик, который заикается. Я его не очень понимаю, поэтому я не хочу с ним играть». Среди детей, с которыми велась беседа, были и те, которые показали низкий уровень сформированности толерантного отношения к детям с ОВЗ - 15 % детей. У детей данной категории не сформированы представления о детях с ОВЗ. Дошкольники не смогли ответить на вопросы о детях с ОВЗ. Они не информированы о правилах поведения в обществе таких детей, не понимает их эмоции и желания. Отсутствует интерес и желания вступать с ними в контакт. Эти дети не готовы к выстраиванию взаимоотношений с детьми с ОВЗ. Можно было встретить следующие ответы: «Я не хочу играть с этим ребенком».
Мы считаем, что художественная литература является универсальным воспитательно-образовательным средством, которое выводит ребёнка за пределы непосредственного воспринимаемого, погружает его в возможные миры с широким спектром моделей человеческого поведения, позволяет эмоционально, интуитивно схватывать целостную картину мира во всём многообразии связей вещей, событий, отношений и поэтому выбрали этот приём для развития у них толерантности. Из всего многообразия функций художественной литературы, нами особое внимание уделялось нравственной функции, поэтому во внеситуативно-личностных беседах вспоминались фрагменты прочитанных художественных произведений. Дети в особо драматические моменты глубоко сопереживали героям произведения, часто ставили себя на их место, устанавливали причинно-следственные связи. Это говорит о том, что содержательно-смысловая наполненность художественных текстов была нами выбрана правильно и создавала напряжение души, продвигая тем самым детей вперёд в нравственном воспитании и развитии толерантности.
Трепетный эмоциональный отклик детей вызвало произведение Дрейпера Шерона «Привет, давай поговорим», где главным действующим лицом является девочка Мелоди. Дети вначале спрашивали: «Разве так бывает, что девочка не может ходить, есть, держать ручку, самостоятельно сходить в туалет, а самое главное - она не может говорить». Осуждали врачей, когда те предлагали сдать ее в приют, негодовали, что педагоги и сверстники считали Мелоди умственно отсталой. На наш взгляд, автору удалось очень точно и эмоционально передать чувства главной героини, ее мысли, переживания, настолько захватывающе и интересно, что дети много раз просили перечитать фрагменты этого произведения. В книге поднята важная проблема интеграции детей с ограниченными возможностями, и откровенно описано то, что происходит до сих пор. Нарочитое игнорирование, убежденность, что инвалид - это обязательно умственно-отсталый, который не только не соображает, но и в принципе ничего не чувствует. Повесть Алана Маршалла «Я умею прыгать через лужи» пронизана сложной гаммой мыслей и чувств ребенка, которого теперь все вокруг стали называть страшным словом «калека». Дети очень переживали за этого героя. Для многих детей было потрясением, что можно заболеть в 6-летнем возрасте и навсегда лишиться возможности самостоятельно передвигаться. На наш взгляд, здесь произошла идентификация многих детей с героем произведения, потому что аудитория детей также была 6-летней и идентификация помогла посмотреть на мир глазами ее героя и дети станут терпимее относится к «нестандартным» людям. Дети говорили: «Не надо пугаться калеку, он такой же, как я», «Я тоже хочу, как Алан, научиться ездить на лошади», «Он очень сильный». Иен Стракан в книге «Паренек в пузыре поднимает проблему терпимости, предательства и душевной черствости современных людей. Это единственная из прочитанных книг детеям, где герой умирает. Так что в этой книге говорится не просто о цене и ценности человеческой жизни, но и о ситуациях, когда смерть рано или поздно настигает больного, когда она неотвратима. На наш взгляд, детям тяжело было представить, как общаться с мальчиком, который живет в специальной полиэтиленовой палатке-пузыре и тем более умирающим. Тем не менее, дети высказывали мнение, что таким ребятам нужно помогать, говорить им хорошие слова. Т.е. дети хорошо поняли замысел автора, что обычная человеческая поддержка может изменить тяжелое существование людей с повышенными потребностями. Произведение Р. Дж. Паласио «Чудо» вызвало огромный интерес детей, особенно внешний облик героя, который носил на голове шлем, скрывающий все его изуродованное генетической болезнью лицо. Многие дети отвечали, что нельзя смеяться и издеваться над человеком, если он не такой как все. Другие дети говорили, хорошо, что у Августа есть мама и папа, что они не бросили его. Одна девочка рассказала, что знает мальчика, который родился без носа, он некрасивый и пугает её. Можно сказать, что произведение также вызвало эмоциональный отклик у детей, особенно когда Август оказался в ситуации сильнейшего буллинга.
Еще одним приемом развития толерантности детей стали просмотры мультфильмов о детях с ограниченными возможностями здоровья. Мультфильм «Про Диму» - это разговор мамы с дочкой в стихотворной форме. На наш взгляд, если персонажи мультфильма нарисованы как раз именно так, как рисуют маленькие детки, он может легко восприниматься и быть понятым. Просмотрев этот мультфильм, многие дети открыли для себя очень важную тему, что все люди разные, и по-своему особые, поэтому к тем, кого некоторые считают другими, надо относиться также, как и к остальным людям. Дети говорили: «Кто смеётся над другим человеком, тот сам может стать таким», «Этот человек глупый, потому что он неправильно думает о мальчике Диме», «С каждым может случиться, что он попадет в аварию и встанет на костыли». Мультфильм «Необычный младший братик» вызвал много откликов детей. В мультфильме показывают зайчика с синдромом Дауна, который отличается странным и необычным поведением. Дети говорили: «Я бы так же себя вёл, потому что зайчику нужен мальчик по играм», «Не надо стесняться такого братика, он веселый», «Я хотел бы научиться у зайчика так вести себя, когда мне грустно». «Мой братик с
Луны» - это мультфильм о теплых, нежных чувствах девочки к своему младшему брату, больного аутизмом. Дети очень трогательно отзывались о мальчике, сопереживали ему и высказывались: «Почему он всё время смотрит в небо?», «Надо помочь ему и научить смотреть на цветы, траву, грибы», «Надо стать феей и вернуть братика с Луны на землю для веселых игр». Дети поняли основной замысел режиссера, что надо найти подход к особому ребенку и играть с ним, водить его в кино, учить азбуке. Трогательный мультфильм «Макрополис» учит детей с уважением относиться к особенностям других людей и принимать их такими, какие они есть, не пытаться переделать под себя. Детям очень понравился мультфильм об коте и собаке, у которых отсутствовали части тела. Но несмотря на свое игрушечное увечье, они нашли свое место в жизни, где каждый ценен по-своему, и все достойны любви.
Третий этап работы был необходим для выявления динамики развития толерантности. Была проведена повторная психодиагностика детей-воспитанников ДОУ № 33 с использованием «Методика изучения толерантности детей». В результате сравнения первичной и повторной психодиагностики экспериментальной выборки мы видим, что наблюдается положительная динамика развития толерантности детей. Так, 97 % детей проявляют высокую толерантность у себя дома, могут применить навыки социальной выдержки в случае несовпадения взглядов, поведения. 90 % детей толерантны к окружающему миру. В результате метода математической статистики ^критерий Стьюдента обнаруживаются достоверные различия на уровне р<0,01 между первичной и повторной психодиагностикой в показателях «Толерантность в кругу друзей» и достоверные различия на уровне р<0,05 «Толерантность и окружающий мир». Эти результаты говорят о том, что дети проявляют уважение, с терпением и пониманием относятся к другим, правильно понимают богатое многообразие культур окружающего мира, других форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. 86 % детей толерантны по отношению к друзьям, эмоционально отзывчивы по отношению к ним, проявляют к ним симпатию и сопереживание. Эти показатели говорят о том, что у детей привиты нормы дружбы и взаимопонимания, выработаны умения удовлетворять потребности без ущерба другому. Таким образом, мы можем утверждать, что специально организованная работа с применением беседы на уровне внеситуативно-личностного общения, чтения художественной литературы и просмотра мультфильмов развивает толерантность детей-дошкольников, способствует эффективному становлению нравственного воспитания.
Выводы. В психолого-педагогической научной литературе толерантность расценивается как уважение и осознавание равенства, отказ от господствования и насилия, почитание многоликости человеческой культуры, норм, верований и отказ от сведения этого многообразия к централизации или к преобладанию какой-то одной точке зрения. Толерантность предусматривает готовность принять других такими, какие они есть, и сотрудничать с ними на основе согласия и гармонии. Воспитание толерантности у детей является настоятельным и нужным условием формирования полноценной личности. Однако познание восприятия окружающего мира у них ещё невелик, отсутствуют стереотипы сознания и паттерны поведения. В процессе взросления и развития, обучения и приобретения того или иного социального опыта, в сознании и поведении ребенка систематически складываются определенные оценочные умозаключения, касающиеся различного рода явлений и фактов окружающей жизни.
В дошкольном детстве закладываются исходные морально-нравственные ценности, правила и нормы поведения, происходит формирование представлений о важности человеческого достоинства, понимание значимости собственной личности и других людей, воспитывается уважение к ним, толерантность, чувство единения и стремление к сотрудничеству, умение мирным путём разрешать конфликтные ситуации. Благодаря пластичности нервной системы, открытости влиянию взрослого, ребенок в дошкольном возрасте активно постигает различные знания о мире, умения и навыки его познания, начинает интенсивно изучать ценности общества, знакомиться с социальными ролями. Отношение к окружающим начинает формироваться примерно с 4 лет. Оно основано на чувствах, которые дети успели постичь и освоить, на их собственных незамутненных представлениях о других. Но уже становится возможным появление опасения, передразнивания, осмеяния, которые базируются на ограниченности жизненного опыта, детской непосредственности и некоторой бестактности, которые свойственны всем детям на ранних этапах развития. Таким образом, толерантность - проблема психолого-педагогическая и воспитание толерантности нужно начинать еще у дошкольников, дабы не упустить момент формирования мировоззрения, принципов, ценностей и жизненных установок.
Литература:
1. Бахчиева О.А. Формирование терпимости - основа духовно-нравственного развития общества. - М.: Просвещение, 2017. - 348 с.
2. Бутусова Н.Н. Толерантность детей при коррекции коммуникаций: Учебно-методическое пособие. -СПб.: Детство Пресс, 2012. - 304 с.
3. Кузнецова В.Г. Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх / В.Г.Кузнецова; О.А. Федулова // Воспитание и развитие детей дошкольного возраста: из опыта работы ДОУ г. Магнитогорска. - Магнитогорск, 2009. - С. 144-147.
4. Рылеева Е.В. Управление качеством социального развития воспитанников дошкольного образовательного учреждения: Пособие для руководителей и методистов. - М.: Айрис-пресс, 2017. - 164 с.
5. Сиротюк А.С. Модель профессиональной деятельности психолога по формированию толерантности у детей дошкольного возраста в процессе инклюзивного психического развития. - М.: Изд-во «Олма Медиа Групп». - 2017. - 176 с.
Педагогика
УДК:378.2
кандидат филологических наук, доцент Казаков Андрей Викторович
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Вятский государственный университет» (г. Киров)
СОЦИАЛЬНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ КАК ХАРАКТЕРИСТИКА МУЛЬТИКУЛЬТУРНОГО СТУДЕНЧЕСКОГО КАМПУСА (ПО МАТЕРИАЛАМ ЗАРУБЕЖНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ)
Аннотация. В статье рассматривается вопрос социальной справедливости, как важной характеристике мультикультурного студенческого кампуса университета. Подчеркивается важность понимания студентами и преподавательским составом того, что раса не является приоритетной характеристикой, важнее сосредоточить внимание на индивидуальных особенностях студентов. Автор отмечает трудности достижения социальной справедливости мультикультурного студенческого кампуса, специфика работы разных специалистов в достижении социальной справедливости.
Ключевые слова: многокультурный климат, социальная справедливость, личностные характеристики, студенческий кампус, преподаватели-профессионалы, психологический климат.
An^tat^. The article deals with the issue of social justice as an important characteristic of the multicultural student campus of the university. It emphasizes the importance of understanding by students and faculty members that race is not a priority characteristic, it is more important to focus on the individual characteristics of students. The author notes the difficulties of achieving social justice in a multicultural student campus, the specifics of the work of various specialists in achieving social justice.
Keywords: multicultural climate, social justice, personal characteristics, student campus, professional teachers, psychological climate.
Введение. Многие университеты мира всегда имели академические группы преимущественно белых и состоятельных студентов, хотя за последние десятилетия усилия по привлечению студентов из различных расовых и экономических кругов привели к росту численности студентов со средним и низким уровнем дохода. Поэтому студенты из семей с низким доходом чаще выражают разочарование по поводу того, что не могут участвовать в программах, которые требуют дополнительных затрат, что заставляет их чувствовать себя исключенными. Учитывая эти часто возникающие проблемы по поводу социальной справедливости, администрации вузов важно уделять приоритетное внимание учету расового и экономического разнообразия.
Администрация университетов ценит общие усилия социума по решению вопросов по социальной справедливости, направленные на устранение структурного неравенства для всех групп населения. Многие коллеги сходятся на мнении о том, что раса, не относится критерием к процессу отбора в университет, и подчеркивают важность сосредоточения внимания при принятии каких-либо решений на других личных характеристиках, а не на цвете кожи. Поэтому администрация вузов пытается руководить усилиями по поиску новых и эффективных способов взаимодействия со студентами в многокультурном студенческом кампусе по обеспечению социальной справедливости. Так не случайно, коллеги-преподаватели, которые в наибольшей степени привержены к поддержанию социальной справедливости, проводят много времени после работы, помогая студентам планировать события в условиях кампуса или узнавать об их новых проблемах.
В течение более трех десятилетий университеты увеличивают разнообразие студентов в университетских кампусах (например, различные расы, гендерная идентичность, социально-экономические предпосылки). Эти вузы изо всех сил пытаются поддержать и удовлетворить потребности своих студентов из разных регионов мира. Несмотря на то, что исследования обширно демонстрируют преимущества разнообразия академического сообщества, а студенты продолжают сообщать о том, что чувствуют себя изолированными от других членов сообщества и испытывают дискриминацию. Чтобы улучшить студенческий климат для всех студентов, администраторы и ученые думают, что можно сделать, чтобы учебные заведения решили проблемы несправедливых ресурсов, нивелирования негативного опыта и результатов. Эта практика борьбы с неравенством (например, содействие пониманию проблем обучающихся, отстаивание изменений в образовательной политике / практике) упоминается в зарубежных исследованиях как «работа по социальной справедливости».
Проблема, поставленная в этой работе, заключается в том, что для улучшения климата в студенческом кампусе требуется участие большинства (если не всех) субъектов университета и необходимость в значительной степени сознательного участия в решении вопросов социальной справедливости. Это предпочтение для многих преподавателей особенно сложен, поскольку оно повлияет как на личностные факторы, так и на факторы окружающей среды как на рабочем месте, так и за его пределами.
Изложение основного материала статьи. Важность социальной справедливости в высшем образовании определяется многими причинами.
Во-первых, самая непосредственная цель решения проблемы социальной справедливости в мультикультурном студенческом сообществе - создать среду для всех студентов, где они чувствуют себя желанными и уважаемыми членами сообщества и получают поддержку для достижения своих целей. Зарубежные исследования показали, что, когда студенты не чувствуют себя желанными и поддержанными, что это негативно влияет на их психическое здоровье и общее самочувствие, не говоря уже о негативном влиянии.
Во-вторых, высшее образование может играть важную роль в укреплении систем равенства или может бросать вызов и изменять их, предоставляя возможности, чувствительные к исторически ограничивающим практикам [7]. Например, учреждения могут укреплять систему неравенства, предоставляя богатым студентам доступ к дорогим и престижным университетам и ограничивая возможности для других студентов, требуя, чтобы студенты платили за участие. В качестве альтернативы система высшего образования может предлагать высококачественные, доступные по цене учреждения для всех студентов или предпринимать инициативы, которые устраняют или облегчают финансовое бремя для менее обеспеченных студентов.
В-третьих, привлекая студентов к изучению таких сопряженных понятий социальной справедливости, как управление во власти, привилегии и различия, высшие учебные заведения могут развивать граждан,