УДК 376+372
ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ПРОСТРАНСТВА
ДЛЯ ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ, В СТРУКТУРЕ ФГОС ДО
Сучкова Валентина Викторовна.
г. Искитим, Новосибирская область, МБОУ детский сад комбинированного вида № 3 «Дюймовочка», учитель-логопед, valentina.suchkova@rambler.ru.
Аннотация. В статье рассматривается актуальная проблема вовлечения родителей детей, имеющих ограниченные возможности здоровья (ОВЗ), в коррекционно-развивающую среду ДОУ. Приведен опыт работы с семьями воспитанников с использованием различных форм деятельности.
Ключевые слова: коррекционно-развивающее пространство, взаимодействие с родителями, дети с ОВЗ.
ORGANIZATION OF CORRECTIONAL AND EDUCATIONAL SPACE FOR CHILDREN WITH DISABILITIES, THE STRUCTURE OF THE GEF TO
Suchkova Valentina Viktorovna.
Iskitim Novosibirsk region, MBPEE kindergarten combined type № 3 «Thumbelina», teacher-speech therapist, valentina.suchkova@rambler.ru.
Abstract. The article deals with the actual problem of parents' involvement of children with limited health opportunities (LHO) in the correctional and developmental ChEE environment. Experience of work with pupils' families with various forms use of activity is given.
Key words: correctional and developing space, interaction with parents, children with LHO.
В настоящее время, наблюдая за детьми дошкольного возраста и обращая внимание на их поведение, можно с уверенностью отметить, что общение у них между собой сводится к минимальному и пассивному. Выходя за пределы детского сада, собеседниками ребенка остаются гаджеты.
Следует подчеркнуть, что у детей, имеющих ограниченные возможности здоровья часто в анамнезе можно увидеть: сужение рамок познания об окружающем мире, снижение памяти и внимания, логического мышления, нарушения координации движений. В непосредственной практической работе с данной категорией детей мы встречаемся со снижением коммуникативной функции, нарушением психомоторного развития, замкнутостью, агрессивностью [2].
Согласно требованиям ФГОС ДО (пункт 3.) - характерной тенденцией современного периода в развитии отечественного образования является стремление образовательных учреждений к открытости, которая предполагает и
участие общества в жизни ДОУ. Однако, наиболее положительный результат возможен при выполнении ряда условий: установление партнерских отношений с родителями каждого ребенка, создание атмосферы общности интересов эмоциональной взаимоподдержки; осуществление информационно-просветительской работы; обучение родителей конкретным приемам домашней коррекции речи; разработка новых форм взаимодействия с родителями.
Следует подчеркнуть, что сложности родителей в воспитании детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья во многом связаны с их недостаточной психолого-педагогической компетентностью. Несмотря на большое количество существующих сегодня пособий, методических разработок по вопросам обучения и развития детей с ОВЗ, они не всегда могут решить проблемы своего ребенка в домашних условиях самостоятельно [1].
Традиционные формы решения этой задачи не всегда создают возможность активных партнерских отношений между родителями и педагогами, что в свою очередь снижает результаты коррекции, воспитания и развития дошкольников с ОВЗ. Более того, как показывает практика, при использовании традиционных форм взаимодействия (анкетирование, информационные стенды, буклеты, тематические папки), родители часто остаются в стороне и не являются активными участниками коррекционно-развивающего пространства. Можно сказать, они просто «наблюдатели».
Поэтому для оптимизации данного направления был разработан план взаимодействия с семьей, целью которого было оказание профессиональной педагогической помощи родителям детей, имеющим ограниченные возможности здоровья, поддержка семьи, максимальное вовлечение в коррекционно-развивающую среду ДОУ, преодоление трудностей и социализация их детей.
Под коррекционно-развивающим пространством мы понимаем: построение системы коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушениями речи в возрасте от 3 до 7 лет, предусматривающей комплексное взаимодействие всех специалистов дошкольной образовательной организации и родителей воспитанников, для создания условий освоения основной образовательной программы и обеспечения равных стартовых возможностей поступления выпускников в общеобразовательные школы общего направления.
Условиями реализации «системы» являются следующие документы:
- «Положение об инклюзивном образовании».
- «Положение о создании адаптированной образовательной программы».
- «Положение о создании индивидуального образовательного маршрута.
- «Положение о создании и работе ПМПк».
- «Положение о взаимодействии с родителями воспитанников».
- «Создание материально-технической базы ДОУ».
- «Повышение квалификации педагогов через различные формы работы». Было принято решение, включить в план мероприятия по работе с семьями
детей начиная с раннего возраста. Кроме традиционных форм взаимодействия использовать нетрадиционные: видеотеки, открытые просмотры
непосредственной образовательной деятельности, КВН-практикумы, почтовый ящик, мастер-классы.
На первом родительском собрании «Встреча-знакомство», применима «Шоковая анкета», которую предлагает разработчик В. В. Сеничкина [3]. Автор рекомендует вариант анкеты с вопросом следующего содержания: «Какие причины мешают мне заниматься с собственным ребенком?». Родителям предлагаются 10 вариантов ответов:
1. Не хватает времени, я много работаю.
2. Раздражает отказ ребенка от занятий.
3. Хочется поболтать по телефону с подругой.
4. Много домашних дел, не успеваю.
5. Пусть в садике занимаются.
6. Хочется посмотреть любимый сериал.
7. Надоело выполнять одни и те же упражнения.
8. Зачем заниматься, когда и так все «срастется».
9. Я слишком устаю на работе.
10. Мне лень.
Отметив выбранные пункты, родитель переворачивает лист с анкетой и на другой стороне видит фразу: «Что я скажу своему ребенку, когда он вырастет и спросит, почему ему в школе ставят двойки по русскому языку?». Данная анкета была переведена в электронный вариант для группового проведения анкетирования.
Наиболее удачным и эффективным приемом оказались мастер-классы с вовлечением детей и их родителей. Ребята помогали своим родителям выполнять задания. А участие «гиперактивных» детей в качестве консультантов на мастер-классе способствовало повышению их самооценки и ответственности не только со стороны ребенка, но и родителя.
Открытые просмотры непосредственной образовательной деятельности обязательно сопровождались обсуждением и кратким анализом проведенного занятия, обоснованием основных игровых моментов, успехов или причинами неудач, раздачей заранее подготовленных буклетов, памяток.
Постепенно, родители начинали приобретать навыки на практическом уровне, участвуя в занятиях в роли «специалиста».
Традиционным стало совместное с родителями мероприятие - КВН-практикум знатоков «А ну-ка девочки, давайте мальчики!». Дети и родители делятся на три команды, которые решают определенные задачи. Интересным моментом и находкой стал видео-раунд «Вопрос-ответ», когда на вопросы детей отвечают взрослые. Завершающим сюрпризным моментом является видеопожелания и высказывания детей своим родителям, преподнесение им живых цветов.
В последние годы проектная деятельность активно вошла в жизнь дошкольных организаций. Подготовка и реализация проекта имеет большое значение для развития познавательного интереса детей.
В проектную деятельность необходимо вовлекать всех специалистов и педагогов ДОУ, подключать родителей воспитанников, делая их активными
участниками во взаимодействии по работе над проектом. Вот некоторые из реализованных проектов:
«Новая жизнь старым вещам» - продуктом проекта стал «Прищепочный театр». Долгосрочный проект. Развивающие игры и задания на основе использования сказочных сюжетов гармонично вплетаются в структуру занятия. Погружаясь в сказку, ребенок следит за сюжетом, сопереживает героям, его психические процессы, речь развиваются в процессе игры для него незаметно. Была поставлена «проблема» - узнать историю возникновения и применения прищепок. В поиске информации нам помогли родители. Интересным фактом стал рассказ детей о памятнике прищепке высотой 15 метров, который находится в Филадельфии, напротив мэрии. Данный памятник воздвиг неизвестный бизнесмен, который разбогател на производстве данного предмета. При реализации данного проекта в группе был создан мини-музей прищепок: деревянных, пластмассовых, прищепок-бабочек, прищепок-самолетиков и др. В связи с тем, что данный предмет уже не активно используется в быту, были подключены к проекту бабушки воспитанников. Постепенно, играя с детьми, возникла идея создания «Прищепочного театра». Именно он и стал завершающим этапом данного проекта. Для этого мы вновь пригласили родителей, но уже в качестве наблюдателей, на просмотр открытого логопедического занятия с применением «Прищепочного театра». Родители отметили положительные моменты при реализации данного проекта: дети стали более общительными, появился интерес к книгам, сказкам, дети с удовольствием стали выполнять рекомендации логопеда.
Разработка и проведение проекта в коррекционно-образовательный процесс «Все мы разные, но мы вместе!» обеспечил осуществление индивидуально-ориентированной и психолого-педагогической помощи детям и их семьям. Продуктом данного проекта стала выставка совместных рисунков детей и их родителей на данную тематику. Особой значимостью в этом проекте стало взаимодействие с социальными партнерами из комплексного центра социального обслуживания населения, а также слабослышащие дети из школы-интерната. Итогом реализации данного проекта был оформлен стенд совместных рисунков.
Таким образом, в ДОУ создается и совершенствуется комплексное, с непосредственным участием родителей, коррекционно-развивающее пространство, направленное на преодоление трудностей у детей с ОВЗ, дальнейшую их социализацию и интеграцию в среду здоровых сверстников.
Библиографический список:
1. Дети с ограниченными возможностями здоровья в современном образовательном пространстве / Ю. В. Мельник, Ю. Н. Мукминова, Н. А Одинокова, Р. Х. Шаймарданов. -Новосибирск: Центр содействия развитию научных исследований, 2016. - 140 с.
2. Касенко Г. Н., Одинокова Н. А Особенности развития общения со сверстниками дошкольников с ограниченными возможностями здоровья // Современные проблемы общей и коррекционной педагогики и психологии детства. Материалы IX Всероссийской научно-практической конференции. Под ред. Г. С. Чесноковой, А. Ю. Зверковой. - Новосибирск: НГПУ, 2013. - С. 152-155.
3. Сеничкина В. В. Конспекты тематических занятий по формированию лексико-грамматических категорий языка и связной речи у детей с ОНР - СПб.: Детство-пресс, 2012. -155 с.