Научная статья на тему 'Применение средств адаптивной физической культуры для занятий с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья'

Применение средств адаптивной физической культуры для занятий с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
671
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Область наук
Ключевые слова
АДАПТИВНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА / ADAPTIVE PHYSICAL EDUCATION / ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / CHILDREN WITH DISABILITIES / ОВЗ / ДОШКОЛЬНИКИ / PRESCHOOLERS / ИНВАЛИДЫ / INVALIDS / SPECIAL HEALTH NEEDS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Урываева Наталья Александровна, Нагайцева Ирина Федоровна

Статья посвящена применению средств адаптивной физической культуры для развития детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. В статье приводятся результаты экспериментального исследования группы дошкольников с ОВЗ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Урываева Наталья Александровна, Нагайцева Ирина Федоровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF MEANS OF ADAPTIVE PHYSICAL TRAINING FOR EMPLOYMENT WITH CHILDREN OF PRESCHOOL AGE WITH THE LIMITED POSSIBILITIES OF HEALTH

The article is devoted to the use of means of adaptive physical culture for the development of preschool children with disabilities. The article presents the results of an experimental study of a group of preschoolers with disabilities.

Текст научной работы на тему «Применение средств адаптивной физической культуры для занятий с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»

ПРИМЕНЕНИЕ СРЕДСТВ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

APPLICATION OF MEANS OF ADAPTIVE PHYSICAL TRAINING FOR EMPLOYMENT WITH CHILDREN OF PRESCHOOL AGE WITH THE LIMITED POSSIBILITIES OF HEALTH

Урываева Наталья Александровна

студент

Волгоградский государственный социально-педагогический университет

г. Волгоград, Россия Uryvaeva Natalia Alexandrovna

student

Volgograd state social and pedagogical university

Volgograd, Russia

Нагайцева Ирина Федоровна

кандидат педагогических наук, доцент Волгоградский государственный социально-педагогический университет

г. Волгоград, Россия Nagaitseva Irina Fedorovna candidate of pedagogical sciences, associate professor Volgograd state social and pedagogical university

Volgograd, Russia

Аннотация. Статья посвящена применению средств адаптивной физической культуры! для развития детей дошкольного возраста с ограниченные/ми возможностями здоровья. В статье приводятся результатыы экспериментального исследования группыы дошкольников с ОВЗ.

Abstract. The article is devoted to the use of means of adaptive physical culture for the development of preschool children with disabilities. The article presents the results of an experimental study of a group of preschoolers with disabilities.

Ключевые слова: адаптивная физкультура, дети с ограниченными возможностями здоровья, ОВЗ, дошкольники, инвалидыы.

Keywords: adaptive physical education, children with disabilities, special health needs, preschoolers, invalids.

Социальная система в современной России претерпевает изменения, реформируется, так как появились национальные проблемы, требующие комплексного решения: рост числа инвалидов, повышение уровня смертности, ухудшение здоровья населения. По данным Росстата, в 2015 г. общая численность инвалидов всех групп в России составляла 12 924 000 человек (примерно 8,8% от всего населения страны), в том числе 604 850 детей-инвалидов. В стране ежегодно, свыше одного миллиона человек признается инвалидами впервые, более 50% из них - лица трудоспособного возраста. Неуклонный рост числа лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

в России и в мире представляет собой глобальный социальный процесс, требующий проведения различных адаптационных мероприятий для интеграции их в общество.

Широкие возможности для интеграции инвалидов и людей с ограниченными возможностями предоставляет адаптивная физическая культура. Естественным является тот факт, что применение средств адаптивной физической культуры лучше начинать в детском возрасте [2].

Адаптивная физическая культура — вид физической культуры, цель которой — максимально возможное развитие жизнеспособности человека, имеющего устойчивые отклонения в состоянии здоровья, за счет обеспечения оптимального режима функционирования отпущенных природой и имеющихся в наличии (оставшихся в процессе жизни) его телесно-двигательных характеристик и духовных сил, их гармонизации для максимальной самореализации в качестве социально и индивидуально значимого субъекта [1].

Общие вопросы применения средств адаптивной физической культуры для детей дошкольного возраста с ОВЗ освещены в научных работах А. А. Дыскина, С. Н. Конокина, Д. И. Лавровой, А. М. Осадчих, О. Н. Писарева, Л. Н. Смирнова, В. Б. Смычек, Л. М. Шипициной и мн. др. Также следует назвать внесших вклад в развитие адаптивной физической культуры ученых, таких как И. В. Муратова, А. В. Лупандина, А. И. Бакшину. Большое значение для развитие адаптивной физической культуры имеет деятельность ученых В. У. Агеевца, Т. В. Састамойнена, А. С. Солодкова, Е. Г. Мильнера, В. М. Выдрина, А. Д. Джумаева и др.

Основными средствами адаптивной физической культуры, предлагаемые на современном этапе, можно считать:

1. Массаж (оказывает местное и общее (гуморальное и рефлекторное) воздействие на организм; происходит высвобождение биологически активных веществ - гистамина, ацетилхолина и др., - что сопровождается активизацией некоторых физиологических процессов).

2. Рефлексотерапия - комплекс методических приемов, в основе которых лежит применение с лечебной целью различных, главным образом нелекарственных, физических факторов воздействия на определенные точечные участки поверхности тела (точки акупунктуры).

3. Физические упражнения (гимнастические, спортивные, прикладные, игры).

4. Подвижные игры (основываются на различных видах жизненно необходимых движений, и в том, что эти движения выполняются в самых разнообразных условиях; при быстрых движениях во время игры улучшается процесс дыхания, в результате чего происходит более быстрое насыщение крови кислородом, более обильный обмен веществ, повышенное кровообращение) [4].

С целью выявления влияния адаптивной физической культуры на развитие детей дошкольного возраста с ОВЗ было проведено экспериментальное исследование. В эксперименте приняли участие слабослышащие дети старшего дошкольного возраста (3-7 лет). В каждой выборке слабослышащих дошкольников были сформированы контрольная (КГ) и экспериментальная группы (ЭГ). В экспериментальной группе дошкольники занимались по разработанной адаптивной методике, а контрольная группа - по

государственной программе для своего вида коррекционного ДОУ.

В качестве адаптивной методики были выбраны упражнения с элементами игры в волейбол [3]. Поскольку занятия проводились со слабослышащими детьми, то необходимо было учитывать их психофизические и возрастные особенности развития организма. Оптимальным вариантом с точки зрения дозировки нагрузки, и сохранения умения и навыков, повышения качественного усвоения материала стали занятия два раза в неделю длительностью 1 час.

После применения адаптивной методики в специальном (коррекционном) ДОУ большинство проведенных тестов показали увеличение показателей, однако темпы роста в кг и эк оказались неоднородными. Наибольшие темпы прироста в уровне развития способности к сохранению статического равновесия (пробы Ромберга: «пяточно-носочная», «аист») в экспериментальной группе (ЭГ) были выявлены у мальчиков в возрасте 5-7 лет и у девочек - в возрасте 3-4 лет и 6 лет, которые являются сенситивными у данной категории детей, и составили 30 и 40% соответственно. Такой высокий процент прироста обусловлен и тем, что в экспериментальной методике на развитие способности сохранять равновесие отводился больший объем от всех применяемых упражнений. Максимальные темпы прироста в контрольной группе менее выражены. Так у слабослышащих мальчиков в возрасте 7 лет и у девочек в возрасте 6 лет составили 15 и 10% соответственно (рис. 1).

50 40 30 20 10 0

% т

л 1

1

п гЬ т 1

Й Й ■ь X

50 40 30 20 10 0

% т

п

т гЬ Ъ [*|

X Й ■ь 1 Й

□ ЭГ мальчики

□ КГ мальчики

34

□ ЭГ девочки

5 6

□КГ девочки

7

возраст, лет

возраст, лет

Рис. 1. Темпы прироста (%) способности к сохранению статического равновесия (проба Ромберга, поза пяточно-носочная) у слабослышащих мальчиков и девочек 8-13 лет в ходе педагогического эксперимента

В ходе опытно-экспериментальной работы было выявлено, что, применение средств адаптивной физической культуры в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ способствовало повышению уровня координационных способностей, а также оказало положительное влияние на социальную приспособленность слабослышащих детей.

3

4

5

6

7

Литература

1. Батуева А. Э. Значение определения адаптационного потенциала у лиц с отклонениями в состоянии здоровья при проведении занятий адаптивной физической культурой // Адаптивная физическая культура. 2014. № 2(18). С. 11-13.

2. Евсеев С. П. Адаптивная физическая культура и социальная интеграция инвалидов // Физическая реабилитация и спорт инвалидов / под ред. А. В. Царик. М. : Советский спорт, 2010. С. 479-481.

3. Евсеев С. П., Курдыбайло С. Ф., Сусляев В. Г. Материально-техническое обеспечение адаптивной физической культуры : учебное пособие. М. : Советский спорт, 2016. С. 107-124.

4. Частные методики адаптивной физической культуры : учебное пособие / под ред. Л. В. Шапковой. М. : Советский спорт, 2003.

References

1. Batueva A. E. Znachenie opredeleniya adaptacionnogo potenciala u lits s otkloneniyami v sostoyanii zdorov'ya pri provedenii zanyatij adaptivnoj fizicheskoj kul'turoj [Value determining the adaptive capacity of persons with disabilities in health during the sessions of the adaptive physical training]. Adaptivnaya fizicheskaya kul'tura - Adaptive physical education, 2014, no. 2(18), pp. 11-13.

2. Evseev S. P. Tsarik A. V. [ed.]. Adaptivnaya fizicheskaya kul'tura i social'naya integraciya invalidov [Adaptive physical culture and social integration of disabled people]. Fizicheskaya reabilitaciya i sport invalidov [Physical rehabilitation and sports of disabled people]. Moscow, Sovetskij sport Publ., 2010, pp. 479-481.

3. Evseev S. P., Kurdybajlo S. F., Suslyaev V. G. Material'no-tekhnicheskoe obespechenie adaptivnoj fizicheskoj kul'tury [Material and technical support of adaptive physical culture]. Moscow, Sovetskij sport Publ., 2016, pp. 107-124.

4. SHapkovo L. V. [ed.]. Chastnye metodiki adaptivnoj fizicheskoj kul'tury [Particular

methods of adaptive physical training: textbook]. Moscow, Sovetskij sport Publ., 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.