Научная статья на тему 'Многогранность профессиональной подготовки будущих специалистов по адаптивной физической культуре к практической деятельности'

Многогранность профессиональной подготовки будущих специалистов по адаптивной физической культуре к практической деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
310
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональная подготовка / будущие специалисты по адаптивной физической культуре / практическая деятельность / учебная и производственная практики. / professional training / future specialists in adaptive physical culture / practical activities / teaching and production practices.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — И. В. Прихода

В статье представлен анализ современного состояния профессиональной подготовки будущих специалистов по адаптивной физической культуре к практической деятельности, которая является проблемой для каждой цивилизованной страны. Актуальность надлежащей подготовки высококвалифицированного специалиста по адаптивной физической культуре к практической деятельности обосновывается широким спектром контингентов населения, с которыми ему придется работать. Соответственно весь учебный и практический процесс должен сочетать в себе целую лавину информации. Автор пытается подчеркнуть именно значимость практической стороны профессиональной подготовки будущих специалистов по адаптивной физической культуре. Разграничивает учебную и производственную практики, раскрывает их суть и задачи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — И. В. Прихода

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Versatility of professional training of future specialists in adaptive physical culture to practical activities

This article presents an analysis of the current state of professional training of future specialists in adaptive physical culture to practical activities, which is a problem for all civilized countries. The relevance of proper training of highly qualified specialists in adaptive physical culture to practical activities justified a broad spectrum of groups of the population, with whom he will work. The full academic and practical process should combine a deluge of information. The author tries to emphasize the importance of the practical side of professional training of future specialists in adaptive physical culture. He also distinguishes between teaching and production practices, reveals their essence and objectives.

Текст научной работы на тему «Многогранность профессиональной подготовки будущих специалистов по адаптивной физической культуре к практической деятельности»

- дифференциация детей в соответствии c их личностными ресурсами - выбор направления личностного развития ребенка в соответствии с его способностями и возможностями [2].

Итогом образовательного процесса должна быть личность, адаптированная к социуму, обладающая нормами и поведенческими особенностями. Другими словами, социальность - это нравственное качество личности, означающее ее готовность к жизни в обществе. В современном быстроразвивающемся мире это качество как никогда важно для школьников, переходящих во взрослую жизнь.

Таким образом, формирование у учащихся «Класса Росгвардии» социальности как интегративного качества личности осуществляется только в результате включения школьников в деятельность, в ходе которой реализовывается усвоение общественно-значимого опыта в самых различных его проявлениях.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Голованова, Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка / Н.Ф. Голованова. - СПб. : Речь, 2004. - 272 с.

2. Мудрик, А.В. Социальная педагогика : учебник для студентов учреждений высш. проф. образования / А.В. Мудрик. - 8-е изд., испр. и доп. - М. : Академия, 2013. - 240 с.

3. Ромм, Т.А. Педагогика социального воспитания / Т.А. Ромм. - М. : Юрайт, 2018. - 158 с.

4. Рубинштейн, С.Л. Проблемы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - М. : Педагогика, 1973. - 424 с.

REFERENCES

1. Golovanova N.F. Socializacija i vospitanie rebenka [Socialization and education of the child]. Sankt-Peterburg: Rech', 2004. 272 p.

2. Mudrik A.V. Social'naja pedagogika [Social pedagogy]. Moscow, Akademija, 2013. 240 p.

3. Romm T.A. Pedagogika social'nogo vospitanija [Pedagogy of social education]. Moscow: Jurajt, 2018. 158 p.

4. Rubinshtejn C.L. Problemy obshhej psihologii [Problems of general psychology]. Moscow: Pedagogika, 1973. 424 p.

УДК 378.016:796.071.4

И.В. Прихода,

кандидат медицинских наук, докторант, доцент кафедры адаптивной физической

культуры и физической реабилитации ГОУ ВПО ЛНР «Луганский национальный университет имени Тараса Шевченко»,

г. Луганск, Луганская Народная Республика

ip-doctor@yandex.ua ORCID: 0000-0002-2463-8151

Многогранность профессиональной подготовки будущих специалистов по адаптивной физической культуре к практической деятельности

В статье представлен анализ современного состояния профессиональной подготовки будущих специалистов по адаптивной физической культуре к практической деятельности, которая является проблемой для каждой цивилизованной страны. Актуальность надлежащей подготовки высококвалифицированного специалиста по адаптивной физической культуре к практической деятельности обосновывается широким спектром контингентов населения, с которыми ему придется работать. Соответственно весь учебный и практический процесс должен сочетать в себе целую лавину информации. Автор пытается подчеркнуть именно значимость практической стороны профессиональной подготовки будущих специалистов по адаптивной физической культуре. Разграничивает учебную и производственную практики, раскрывает их суть и задачи.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, будущие специалисты по адаптивной физической культуре, практическая деятельность, учебная и производственная практики.

I.V. Prikhoda,

Ph.D. in Medical Sciences, Doctoral student, Associate Professor, Department of

Adaptive Physical Culture and Physical Rehabilitation Lugansk National University named after Taras Shevchenko

Lugansk, Lugansk People's Republic Versatility of professional training of future specialists in adaptive physical

culture to practical activities

This article presents an analysis of the current state of professional training of future specialists in adaptive physical culture to practical activities, which is a problem for all civilized countries. The relevance of proper training of highly qualified specialists in adaptive physical culture to practical activities justified a broad spectrum of groups of the population, with whom he will work. The full academic and practical process should combine a deluge of information. The author tries to emphasize the importance of the practical side ofprofessional training of future specialists in adaptive physical culture. He also distinguishes between teaching and production practices, reveals their essence and objectives.

Keywords: professional training, future specialists in adaptive physical culture, practical activities, teaching and production practices.

На современном этапе развития профессиональной высшей школы основной идеей концепции высшего образования является подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, свободно владеющего своей профессией и ориентирующегося в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному личностному и профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности [7; 8].

Сложившаяся ситуация в Луганской Народной Республике, как и в большинстве стран мира, характеризуется прогрессивным снижением общественного здоровья нации как интегративного показателя физического, психического, духовного и социального здоровья граждан [13]. Введенное в 2017 г. адаптивное физкультурное образование направлено на профессиональную подготовку кадров с целью преодоления кризиса здоровья в стране [9; 10]. Причиной изменений в обновлении подходов к проблемам здоровья и реконструкции существующих видов оздоровительно-реабилитационного образования стали медико-демографический и социально-экономический кризисы, повлекшие превышение смертности населения над его рождаемостью, снижение физического, психического, духовного и социального качества человеческого генофонда [13].

Наше общество уже давно нуждается в специалистах данного направления подготовки [6]. Повышение качества профессиональной подготовки будущих специалистов по адаптивной физической культуре к практической деятельности через внедрение и реализацию современных научных достижений имеет перспективы развития этой отрасли [1; 2; 5].

Анализ исследований показывает, что многие аспекты адаптивной физической культуры касаются коррекции здоровья и способствуют этому [6]. Спектр функциональных обязанностей специалиста по адаптивной физической культуре очень широк и включает такие, как: обследование клиентов (пациентов) с целью выявления двигательных дисфункций и определения двигательного потенциала, разработка и выполнение индивидуального плана оздоровления и реабилитации в сотрудничестве с другими специалистами (врачами, социальными работниками, психологами, педагогами, тренерами и пр.) и клиентом (пациентом), организация и проведение работы по профилактике заболеваний клиентов (пациентов), помощь им в овладении основами культуры здоровья и формирования здорового образа жизни; обеспечение социальной защиты прав граждан в вопросах охраны здоровья, информационно-консультативное сопровождение и др. Соответственно изучая медико-биологические и социально-психологические науки, будущий специалист по адаптивной физической культуре должен иметь широкие и глубокие знания о методах и средствах, видах и формах, принципах и подходах восстановления, сохранения и укрепления здоровья [11; 12].

Это требует от высших учебных заведений совершенствования учебно-воспитательного процесса, формирования у студентов активности и самостоятельности, готовности к самообразованию, саморазвитию и самосовершенствованию, повышения

профессионального мастерства, освоения новых форм и методов, приемов и технологий профессиональной деятельности [1; 2; 5].

Профессиональная подготовка будущих специалистов по адаптивной физической культуре к практической деятельности является проблемой и государственного значения для каждой цивилизованной страны. Последнее следует из самой трактовки понятия «адаптивная физическая культура» как метода восстановления, сохранения и укрепления здоровья средствами немедикаментозной коррекции, основным из которых является воздействие на двигательную сферу (двигательная активность) [7; 8].

Актуальность проблемы профессиональной подготовки будущих специалистов по адаптивной физической культуре к практической деятельности определяется необходимостью дальнейшего развития направления подготовки «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)» с целью восстановления, сохранения и укрепления здоровья населения Луганской Народной Республики [9; 10].

Изучение вопросов формирования профессиональной готовности будущих специалистов по адаптивной физической культуре к практической деятельности становится одним из актуальных направлений междисциплинарных исследований как в нашей стране, так и за рубежом. Вместе с тем, результаты анализа педагогической литературы свидетельствуют, что в теории и методике профессионального образования целостный подход к решению проблемы профессиональной подготовки будущих специалистов по адаптивной физической культуре к практической деятельности отсутствует, несмотря на изучение отдельных ее аспектов [9; 10].

Итак, сейчас актуальна проблема совершенствования структуры и содержания, форм и методов профессиональной подготовки будущих специалистов по адаптивной физической культуре к практической деятельности, определение организационно-педагогических условий повышения эффективности формирования их профессиональной готовности к практической деятельности [1; 2; 5].

Качественное обновление системы высшего образования повышает требования со стороны общества и государства к профессиональной подготовке будущих специалистов по адаптивной физической культуре к практической деятельности [3; 4], которые должны уметь разрабатывать и внедрять систему действенного просвещения населения по активной социальной ориентации на здоровый образ жизни, поднятие престижа здоровья человека [6; 7; 8]; использовать традиционные и нетрадиционные методы восстановления, сохранения и укрепления здоровья; привлекать граждан к активным занятиям оздоровительной физической культурой и массовым спортом для повышения уровня двигательной активности до оптимальных показателей с целью восстановления, сохранения и укрепления здоровья и продления активного долголетия [6; 7; 8].

Основная идея исследования основана на понимании процесса профессиональной подготовки будущих специалистов по адаптивной физической культуре к практической деятельности как сложной динамической системы, которая обеспечивает формирование компетентного специалиста нового поколения, подготовленного для осуществления оздоровительно-реабилитационной деятельности и конкурентоспособного на рынке оздоровительно-реабилитационных услуг [1; 2; 5]. Поэтому важным этапом процесса профессиональной подготовки будущих специалистов по адаптивной физической культуре к оздоровительно-реабилитационной деятельности является организация практической работы [11; 12].

Актуальность надлежащей подготовки высококвалифицированного специалиста по адаптивной физической культуре к практической деятельности обосновывается широким спектром контингентов населения, с которыми ему предстоит работать [9; 10]. В процессе профессиональной подготовки будущего специалиста по адаптивной физической культуре к практической деятельности нужно учитывать быстрый темп развития медико-биологических, психолого-педагогических и информационно-коммуникационных технологий, на которые опирается будущий специалист [1; 2; 5].

Учитывая, что конечной целью обучения является овладение всеми аспектами оздоровления и реабилитации с акцентом на физических средствах, важно осознать широкий диапазон необходимых дисциплин. Важную роль в обучении профессионально-

ориентированных дисциплин в профессиональной подготовке будущих специалистов по адаптивной физической культуре имеют межпредметные связи, которые формируют профессиональную готовность будущих специалистов по адаптивной физической культуре к практической деятельности [14].

Подготовка высококачественных специалистов по адаптивной физической культуре к практической деятельности имеет основные направления, которые соответствуют направлениям адаптивной физической культуры [3; 4]. Благодаря своей многогранности вышеуказанная профессия может быть использована очень широко, в частности специалистами нетрадиционной и немедикаментозной медицины и, конечно, физического направления [14].

Как было установлено, адаптивная физическая культура как метод восстановления, сохранения и укрепления здоровья и функциональных возможностей человека, начала формироваться в Луганской Народной Республике сравнительно недавно (с 2017 г.) и поэтому находится еще на стадии становления. Актуальность и своевременность формирования этого направления как самостоятельной дисциплины указывают не только ее глубокие корни в нетрадиционной медицине, различных системах физического воспитания (Сокольское движение, система «Пласт», система воспитания запорожских казаков и т.п.) [9; 10], но и интенсивное развитие во многих странах мира, где человек рассматривается как основная ценность общества [6], что формирует запрос на высококвалифицированных специалистов по адаптивной физической культуре, появляются оздоровительно-реабилитационные центры, где под наблюдением специалистов осуществляется восстановление, сохранение и укрепление здоровья клиентов (пациентов) после травм, вследствие заболеваний, расстройств и др. [11; 12].

Все вышесказанное позволяет говорить о том, что выпускник по направлению подготовки «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)» должен быть полностью подготовленным к работе по оздоровлению, профилактике и реабилитации различных заболеваний и травм, что крайне важно для населения Луганской Народной Республики [3; 4].

Анализ учебных планов и рабочих программ дисциплин показывает, что студенты за период обучения в вузах проходят подготовку по циклам гуманитарных, социально-экономических и профессионально-ориентированных дисциплин, куда входят медико-биологические, психолого-педагогические и профессионально-прикладные дисциплины [1; 2; 5]. Учитывая, что специалисты этого направления изучают различные оздоровительно-реабилитационные дисциплины (введение в специальность, теория и организация адаптивной физической культуры, гигиенические основы и педагогический контроль в адаптивной физической культуре, методы и техники физической реабилитации и др.), они в достаточной степени подготовлены теоретически и практически [11; 12].

Развитие профессионального мышления должно стать ведущей составляющей адаптивного физкультурного образования, поскольку благодаря ему значительно повышается качество подготовки будущего специалиста [1; 2]. Способности овладевать профессиональными знаниями, умениями и навыками, валеогенно мыслить и действовать на уровне современных технологий восстановления, сохранения и укрепления здоровья и воспитания личности студента возможны лишь при наличии соответствующих государственных образовательных стандартов, основных профессиональных образовательных программ, четкой организации и управления, которые способны реализовать компетентные преподаватели - специалисты новой оздоровительно-реабилитационной ориентации [5; 14]. Признак конкурентоспособности является решающим при определении качества обучения, или, другими словами, успешности студента с профессиональной точки зрения [7; 8].

Наряду со знаниями, приобретенными в период теоретического обучения в высшем учебном заведении, в процессе практики студенты также приобретают знания, источником которых является их собственная деятельность, то есть эмпирические, практические знания, почерпнутые из личного опыта.

При организации и проведении практик уместно то, что практики должны: носить активный характер; быть сквозными и основываться на усвоении теоретических понятий дисциплин блока профессиональной подготовки для направления подготовки «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная

физическая культура)»; предусматривать формирование и развитие всех структурных компонентов профессиональной готовности будущих специалистов по адаптивной физической культуре к практической деятельности.

Учебная практика для будущих специалистов будущих специалистов по адаптивной физической культуре (образовательно-квалификационный уровень «бакалавр», 3 и 4 курс) является важной частью их профессиональной подготовки, в процессе которой осуществляется проверка теоретических знаний и практической подготовленности к работе в данной сфере. Она проводится в условиях, максимально приближенных к условиям профессиональной деятельности на базах специализированных учебных заведений и оздоровительно-реабилитационных учреждений.

Целью учебной практики является овладение специальными методическими и организационно-практическими навыками применения физических упражнений, массажа и природных факторов для восстановления, сохранения и укрепления здоровья, общего оздоровления и улучшения качества жизни детей с особыми потребностями и детей с ослабленным здоровьем дошкольного и школьного возраста; формирование у студентов положительного отношения к профессиональной деятельности.

В целом, учебная практика носит комплексный характер и направлена на закрепление и реализацию знаний, практических умений и навыков в области здоровьесбережения непосредственно во время оздоровительно-педагогического процесса в дошкольных и средних специализированных учебных заведениях.

Производственная практика для будущих специалистов по адаптивной физической культуре (образовательно-квалификационный уровень «бакалавр», 3 и 4 курс) призвана максимально подготовить их к практической деятельности, осуществить отработки профессиональных навыков в оздоровительно-реабилитационных учреждениях и учреждениях социальной защиты населения.

Целью производственной практики является формирование целостной картины будущей деятельности на основе овладения специальными управленческими, методическими и организационно-практическими навыками применения средств адаптивной физической культуры в комплексном процессе восстановления, сохранения и укрепления здоровья человека, достижения им оптимального физического состояния, расширения адаптационных резервов организма.

Подобная система организации практики студентов позволяет сформировать у них профессиональную готовность к оздоровительно-реабилитационной деятельности в направлении от развития мотивации к данному виду деятельности до формирования умений управлять этим процессом в специализированных учебных заведениях, оздоровительно-реабилитационных учреждениях и учреждениях социальной защиты населения.

Итак, одной из составляющих профессиональной подготовки будущих специалистов по адаптивной физической культуре к практической деятельности, которая предусматривает овладение студентами современными методами научных исследований, формами организации практической деятельности, формирование у них на базе полученных знаний профессиональных умений и навыков для принятия самостоятельных решений, являются учебная и производственная практики. Только используя полученные знания на практике, можно достаточно прочно овладеть ими, приобрести профессиональные умения и навыки, использовать их в различных профессиональных ситуациях. Именно на этой основе развивается творческое мышление будущих специалистов по адаптивной физической культуре, формируется творческий подход к практической деятельности. Наряду со знаниями, приобретенными в период теоретического обучения в высшем учебном заведении, в процессе практики студенты также приобретают знания, источником которых является их собственная деятельность, то есть эмпирические, практические знания, почерпнутые из личного опыта.

Таким образом, практика создает условия для более глубокого осмысления будущими специалистами по адаптивной физической культуре содержания и функций профессии, проверяет адекватность собственных профессиональных представлений и своих возможностей, и, самое главное - оптимизирует процесс формирования профессиональных умений и навыков, необходимых для самостоятельной практической деятельности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Балашова, В.Ф. Научно-теоретические основы формирования компетентности специалиста по адаптивной физической культуре[Текст] : дис. ... д-ра пед. наук : 13.CC.C8 I Балашова Валентина Федоровна. - M., 2009. - 418 с.

2. Белова, И.Ю. Становление профессиональной компетентности специалистов адаптивной физической культуры в системе вузовского образования [Текст] : дис. ... канд. пед. наук : 13.CC.C8 I Белова Ирина Юрьевна. - Чита, 2CC8. - 192 с.

3. Луганская республика. M-во образования и науки. Государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 49.C3.C2 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)» (уровень бакалавриата) [Электронный ресурс] : утв. приказом от 17.c7.2C18 № 693-од. - Режим доступа: https:IIcloud.maü.ruIpublicIMVETIEY2x1QnLTI49.C3.C2%2CФИЗИЧЕСКAЯ%2CКУЛЬТУРA%2CДЛЯ%2CЛИЦ %2CС%2CОТКЛОHЕHИЯMИ%2CB%2CСОСТОЯHИИ%2CЗДОРОBЬЯ%2C(AДAПТИBHAЯ%2CФИЗИЧЕСК АЯ%20КУЛЬТУРА).ра£

4. Луганская республика. M-во образования и науки. Государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 49.04.02 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)» (уровень магистратуры) [Электронный ресурс] : утв. приказом от 17.C7.2C18 № 693-од. - Режим доступа: https:IIcloud.maü.ruIpublicIMVETIEY2x1QnLTI49.C4.C2%2CФИЗИЧЕСКAЯ%2CКУЛЬТУРA%2CДЛЯ%2CЛИЦ %2CС%2CОТКЛОHЕHИЯMИ%2CB%2CСОСТОЯHИИ%2CЗДОРОBЬЯ%2C(AДAПТИBHAЯ%2CФИЗИЧЕСК АЯ%20КУЛЬТУРА)^.

5. Карпюк, Р.П. Теоретические и методические основы профессиональной подготовки будущих специалистов по адаптивному физическому воспитанию в высших учебных заведениях [Текст] : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.04 I Карпюк Роман Петрович. - Киев, 2010. - 541 с.

6. Концепция формирования здорового образа жизни: «Здоровый образ жизни - норма жизни РГУФКСТ» [Текст] : концепция ИПИ ТИП-С I A.A. Иванов, А.Н. Блеер, С.А. Полиевский, А.П. Лаптев. - M. : РГУФКСТ, 2011. - 21 с.

7. Литош, Н.Л. Концепция подготовки специалистов по адаптивной физической культуре в СибГУФКе [Текст] I Н.Л. Литош II Теория и практика физической культуры. - 2005. - № 10. - С. 20-21.

S. Лубышева, Л.И. Профессиональное образование в сфере физической культуры и спорта: новые вызовы современности [Текст] I Л.И.Лубышева II Теория и практика физической культуры. - 201S. - № 10. - С. 91-92.

9. Прихода, И.В. Актуальность исследования проблемы формирования профессиональной готовности будущих специалистов по адаптивной физической культуре к здравотворческой деятельности [Текст] I И.В. Прихода II Образование Луганщины: теория и практика. - 201S. - № 5. - С. 20-24.

10. Прихода, И.В. Актуальные проблемы профессиональной подготовки будущих специалистов по адаптивной физической культуре в системе высшего образования: вопросы и задачи, ответы и решения [Текст] I И.В.Прихода II Образование Луганщины: теория и практика. - 201S. - № 6. - С. 19-25.

11. Прихода, И.В. Профессиональная подготовка будущих специалистов по адаптивной физической культуре к здравотворческой деятельности как психолого-педагогическая проблема [Текст] I И.В.Прихода II Образование Луганщины: теория и практика. - 2019. - № 1 (8). - С. 20-27.

12. Прихода, И.В. Теоретические основы формирования профессиональной готовности будущих специалистов по адаптивной физической культуре к практической деятельности [Текст] I И.В. Прихода II Олимпийский спорт, физическая культура, здоровье нации в современных условиях : материалы XVI Mеждунар. науч.-практ. конф. (Луганск, 17-18 апр. 2019 г.) I гл. ред. M.C Скляр, отв. ред. А.И. Федоров. -Луганск : Книта, 2019. - С. 341-351.

13. Программа социально-экономического развития Луганской Народной Республики до 2C23 года «Наш выбор» от 12.05.2018 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:IIgtrklnr.comI201SI05I12Inash-vybor-leonid-pasechnik-predstavil-pyatiletnyuyu-programmu-razvitiya-lnrI.

14. Шапкова, Л.В. Опорные концепции методологии адаптивной физической культуры [Текст] : учеб. пособие I Л.В. Шапкова. - СПб. : СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 1997. - 45 с.

REFERENCES

1. Balashova V.F. Nauchno-teoreticheskie osnovy formirovaniya kompetentnosti specialista po adaptivnoj fizicheskoj kul'ture. Diss. d-ra ped. nauk [Scientific and theoretical foundations of the formation of competence specialist in adaptive physical culture. Dr. Sci. (Pedagogy) diss.]. Moscow, 2009. 41S p.

2. Belova I.Yu. Stanovlenie professional'noj kompetentnosti specialistov adaptivnoj fizicheskoj kul'tury v sisteme vuzovskogo obrazovaniya. Diss. kand. ped. nauk [Formation of professional competence of adaptive physical education specialists in the system of higher education. Ph. D. (Pedagogy) diss.]. Chita, 200S. 192 p.

3. Luganskaya respublika. M-vo obrazovaniya i nauki. Gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 49.03.02 «Fizicheskaya kul'tura dlya lic s otkloneniyami v sostoyanii zdorov'ya (adaptivnaya fizicheskaya kul'tura)» (uroven' bakalavriata): utv. prikazom ot 17.C7.2C18 № 693-od [Elektronnyj resurs] [State educational standard of higher education in the direction of training 49.03.02 "Physical

culture for persons with disabilities in health (adaptive physical culture)" (undergraduate level)]. URL: https://cloud.mail.ru/public/MVET/EY2x1QnLT/49.03.02%20FIZICHESKAYA%20KUL'TURA%20DLYA%20LI C%20S%200TKL0NENIYAMI%20V%20S0STOYANII%20ZD0R0VYA%20(ADAPTIVNAYA0/020FIZICHE SKAYA%20KUL'TURA).pdf.

4. Luganskaya respublika. M-vo obrazovaniya i nauki. Gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 49.04.02 «Fizicheskaya kul'tura dlya lic s otkloneniyami v sostoyanii zdorov'ya (adaptivnaya fizicheskaya kul'tura)» (uroven' magistratury): utv. prikazom ot 17.07.2018 № 693 -od [Elektronnyj resurs] [State educational standard of higher education in the direction of training 49.04.02 "Physical culture for persons with disabilities in health (adaptive physical culture)" (magistracy level)]. URL: https://cloud.mail.ru/public/MVET/EY2x1QnLT/49.04.02%20FIZICHESKAYA%20KUL'TURA%20DLYA%20LI C%20S%20OTKLONENIYAMI%20V%20SOSTOYANII%20ZDOROV'YA%20(ADAPTIVNAYA%20FIZICHE SKAYA%20KUL'TURA).pdf.

5. Karpyuk R.P. Teoreticheskie i metodicheskie osnovy professional'noj podgotovki budushchih specialistov po adaptivnomu fizicheskomu vospitaniyu v vysshih uchebnyh zavedeniyah. Diss. ... d-ra ped. nauk [Theoretical and methodical bases of professional training of future specialists in adaptive physical education in higher educational institutions. Dr. Sci. (Pedagogy) diss.]. Kiev, 2010. 54l p.

6. Ivanov A.A., et al. Koncepciya formirovaniya zdorovogo obraza zhizni: «Zdorovyj obraz zhizni - norma zhizni RGUFKST»: koncepciya lPlTIP-S[The concept of a healthy lifestyle: "Healthy lifestyle - norm of life RGU FKST"]. Moscow: RGUFKST, 2011. 21 p.

7. Litosh N.L. Koncepciya podgotovki specialistov po adaptivnoj fizicheskoj kul'ture v SibGUFKe [The concept of training specialists in adaptive physical culture in SibGUFK]. Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury [Theory and practice ofphysical culture], 2005, no. 10, pp. 20-21.

8. Lubysheva L.I. Professional'noe obrazovanie v sfere fizicheskoj kul'tury i sporta: novye vyzovy sovremennosti [Vocational education in the field of physical culture and sports: new calls of the present]. Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury [Theory and practice ofphysical culture], 2018, no. 10, pp. 91-92.

9. Prihoda I.V. Aktual'nost' issledovaniya problemy formirovaniya professional'noj gotovnosti budushchih specialistov po adaptivnoj fizicheskoj kul'ture k zdravotvorcheskoj deyatel'nosti [The relevance of the study of the problem of the formation of the professional readiness of future specialists in adaptive physical culture for health-promoting activities]. Obrazovanie Luganshchiny: teoriya i praktika [Education of Lugansk region: theory and practice], 2018, no. 5, pp. 20-24.

10. Prihoda I.V. Aktual'nye problemy professional'noj podgotovki budushchih specialistov po adaptivnoj fizicheskoj kul'ture v sisteme vysshego obrazovaniya: voprosy i zadachi, otvety i resheniya [Actual problems of professional training of future specialists in adaptive physical culture in the system of higher education: questions and tasks, answers and solutions]. Obrazovanie Luganshchiny: teoriya i praktika [Education of Lugansk region: theory and practice], 2018, no. 6, pp. 19-25.

11. Prihoda I.V. Professional'naya podgotovka budushchih specialistov po adaptivnoj fizicheskoj kul'ture k zdravotvorcheskoj deyatel'nosti kak psihologo-pedagogicheskaya problema [Professional training of future specialists in adaptive physical culture for health-promoting activity as a psychological and pedagogical problem]. Obrazovanie Luganshchiny: teoriya i praktika [Education of Lugansk region: theory and practice], 2019, no. 1 (8), pp. 20-27.

12. Prihoda I.V. Teoreticheskie osnovy formirovaniya professional'noj gotovnosti budushchih specialistov po adaptivnoj fizicheskoj kul'ture k prakticheskoj deyatel'nosti [Theoretical basis for the formation of professional readiness of future specialists in adaptive physical culture to practical activities]. In Sklyar M.S. (eds.) Olimpijskij sport, fizicheskaya kul'tura, zdorov'e nacii v sovremennyh usloviyah: materialy XVI Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (Lugansk, 17-18 aprelya 2019 g.) [Olympic sport, physical culture, health of the nation in modern conditions]. Lugansk: Knita, 2019, pp. 341-351.

13. Programma social'no-ekonomicheskogo razvitiya Luganskoj Narodnoj Respubliki do 2023 goda «Nashvybor» ot 12.05.2018 [Elektronnyj resurs] [The program of socio-economic development of the Lugansk People's Republic until 2023 "Our choice" from 12.05.2018]. URL: https://gtrklnr.com/2018/05/12/nash-vybor-leonid-pasechnik-predstavil-pyatiletnyuyu-programmu-razvitiya-lnr/.

14. Shapkova L.V. Opornye koncepcii metodologii adaptivnoj fizicheskoj kul'tury: ucheb. posobie [Supporting concepts of adaptive physical culture methodology]. Sankt-Peterburg: SPbGAFK im. P.F. Lesgafta, 1997. 45 p.

УДК 378:004.7

Д.А. Слинкин,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры Программирования и автоматизации бизнес-процессов, начальник Учебно-Вычислительного Центра ШГПУ ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет»

г. Шадринск, Россия xdsl@list.ru ОЯСГО: 0000-0002-4012-7087

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.