_______Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2015. № 3 (15)
УДК 577.4 © Н. Н. Сорока
Н. Н. Сорока
РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ О СУЩНОСТИ И СОДЕРЖАНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ
В СОВРЕМЕННЫХ ЭКОЛОГО-ПРАВОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ И ЕЁ ФОРМАЛЬНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ
В АКТАХ ПРИРОДОРЕСУРСНОГО ХАРАКТЕРА
Важнейшей правовой мерой, направленной на обеспечение рационального природопользования и охрану окружающей среды от вредных воздействий, функцией государственного управления является экологический контроль. В статье рассматриваются основные подходы, сложившиеся в современной отечественной эколого-правовой доктрине, относительно сущности и содержания экологического контроля. На основании действующего экологического законодательства показан порядок закрепления норм об экологическом контроле, выявлены особенности его организации и осуществления.
Ключевые слова: экологический контроль, эколого-правовая доктрина, экологическая деятельность, охрана окружающей среды, природные ресурсы.
I I аиболее часто применяемым организационно-правовым средством управле-I I ния в деятельности органов исполнительной власти, призванным осуществлять охрану окружающей среды, обеспечивать рациональное использование природных ресурсов и предупреждать негативное воздействие общества на окружающую среду, является экологический контроль. В современной отечественной эколого-правовой доктрине сложилось несколько подходов к его пониманию, различных по своему содержанию.
Одним из первых исследователей, обратившихся к сущности экологического контроля, являлся В. В. Петров. Указанный исследователь рассматривал экологический контроль в системе управления качеством окружающей природной среды в следующих значениях: во-первых, как проявление природоохранительной функции современного российского государства, во-вторых, как составной элемент системы управления качеством среды и, в-третьих, как гарантию эффективности выполнения природоохранительной нормы [15, с. 125-126]. Вклад В. В. Петрова в развитие теории осуществления экологического контроля выражается также и в том, что он разработал понятие данной функции управления, формы и методы ее осуществления, пути повышения её эффективности. Исходя из этого, экологический контроль рассматриваемым исследователем понимался как проверка соблюдения предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами экологических требований по охране окружающей природной среды и обеспечению экологической безопасности [16, с. 547].
Точка зрения В. В. Петрова на сущность экологического контроля впоследствии получила формальное закрепление в Законе РСФСР от 19 декабря 1991 г. № 2060-I «Об охране окружающей природной среды». Так, например, согласно пункта 1 статьи 68 экологический контроль в качестве основных задач предусматривал: наблюдение за состоянием окружающей природной среды и ее изменением под влиянием хозяйственной и иной деятельности; проверку выполнения планов и мероприятий по охране природы, рациональному использованию природных ресурсов, оздоровлению
окружающей природной среды, соблюдения требований природоохранительного законодательства и нормативов качества окружающей природной среды [2]. ^
Определенный вклад в исследование сущности экологического контроля внёс Б. В. Ерофеев, полагающий, что экологического контроль представляет собой способ организационно-правового обеспечения рационального экологопользования и сохранности экосистемы, активное вмешательство уполномоченных субъектов по проверке соблюдения и исполнения экологических императивов на предмет устранения выявленных нарушений. Сущность экологического контроля, отмечает исследователь, заключается в проверке соблюдения предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами экологических требований по использованию и охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности общества [14, с. 169].
Заметный вклад в изучение экологического контроля внес С.А. Боголюбов. Будучи важным звеном организационно-правового механизма охраны окружающей среды, отмечает исследователь, экологический контроль необходимо рассматривать в нескольких аспектах [19, с. 140]:
во-первых, как совокупность основных видов контроля - государственного, производственного и общественного.
Однако, несмотря на данную систематизацию, существует ряд проблем правового регулирования указанных видов. Основная проблема, по мнению С. А. Боголюбова, заключается в необходимости определения степени вмешательства государства в отношения по осуществлению производственного экологического контроля. В условиях проведения государственной политики, направленной на снижение административного давления на хозяйствующих субъектов всех форм собственности, ограничения государственного контроля исследователь предлагает на законодательном уровне установить порядок осуществления производственного экологического контроля, а также предусмотреть перечень сведений и сроки предоставления данных сведений указанными субъектами органам государственного экологического контроля. Кроме того, предлагается установить и
81
Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2015. № 3 (15)_
меры ответственности за несоблюдение этих требований.
Не менее важной проблемой, подчёркивает
С. А. Боголюбов, является осуществление общественного экологического контроля, посредством которого реализуется конституционное право каждого на благоприятную окружающую среду и предотвращаются нарушения законодательства в области охраны окружающей среды. Несмотря на то, что в соответствии со статьёй 68 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» общественный экологический контроль выступает равноправной частью системы экологического контроля в целом, в подавляющем большинстве случаев реализовать его мероприятия не представляется возможным ввиду отсутствия закрепления на законодательном уровне прав и полномочий общественных инспекторов в области охраны окружающей среды, а также форм учёта органами государственной власти его результатов [17].
Во-вторых, как функция экологического управления экологический контроль представляет собой систему действий по сбору информации о подконтрольных объектах, её обработке, оценке и передаче для принятия управленческих решений в заранее определённых целях.
В-третьих, экологический контроль - элемент экономического механизма охраны окружающей среды, включающего в себя установление платы за негативное воздействие на окружающую среду; установление лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов, лимитов на размещение отходов производства и потребления и другие виды негативного воздействия на окружающую среду; проведение экономической оценки природных и природноантропогенных объектов; предоставление налоговых и иных льгот при внедрении наилучших существующих технологий, нетрадиционных видов энергии, использование вторичных ресурсов и переработку отходов, возмещение в установленном порядке вреда окружающей среде и т. д. [19, с. 222-223].
В-четвёртых, экологический контроль как правовая форма экологической деятельности означает систему действий, направленную на обеспечение соблюдения законодательства об экологической безопасности населения, охрану окружающей природной среды, использование природных ресурсов, применение предусмотренных им мер государственного принуждения, формирование «...законодательства, адекватного происходящим в этой области изменениям» [19, с. 140].
Ощутимый вклад в изучении сущности экологического контроля внёс А. К. Голиченков, рассматривающий его в следующих качествах:
во-первых, как функцию экологической деятельности, т. е систему действий по сбору информации о подконтрольных объектах, ее обработке, оценке и передаче для принятия управленческих решений в заранее определенных целях;
во-вторых, как гарантию экологической деятельности, которая означает собой способ обеспечения реализации всех других функций экологического управления, элемент экономического механизма решения экологических проблем, а издаваемые в процессе его осуществления правоприменительные акты - элемент правового механизма природопользования и охраны окружающей природной среды;
в-третьих, как правовую форму экологической деятельности, представляющую собой систему действий по обеспечению соблюдения законодательства об экологической безопасности, об охране окружающей природной среды, об использовании природных ресурсов, применению предусмотренных им мер государственного принуждения, а также формирования адекватного происходящим в этой области изменениям нового законодательства, в том числе путем прямого контроля, экспертизы законопроектов [12].
Существенное внимание проблеме экологического контроля на современном этапе развития экологического права уделяет и М. М. Бринчук [10, с. 128]. Как правовая мера, предусматривающая необходимость проверять исполнение требований экологического законодательства и обеспечение их соблюдения, подчёркивает исследователь, экологический контроль предопределяет эффективность всего экологического права. Так, в частности, благодаря экологическому контролю выявляются экологические правонарушения и обеспечивается привлечение соответствующих субъектов экологического права к юридической ответственности. Не следует забывать, что большинство предприятий осуществляет свою деятельность на основе нормативов временно согласованных выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду. Данные нормативы устанавливаются на определённый период времени с одновременным утверждением плана снижения выбросов. Задача экологического контроля заключается в обеспечении соблюдения этого плана.
Потенциал экологического контроля, продолжает М. М. Бринчук, усиливается за счёт других мер в эколого-правовом механизме, которые выполняют контрольную функцию. К таким мерам исследователь относит: государственную экологическую экспертизу, экологическое лицензирование и экологическую сертификацию [10, с. 128]. Так, например, при проведении государственной экологической экспертизы проверяется, в какой степени в намечаемой деятельности выполнены требования экологического законодательства. При проведении государственной экологической сертификации проверяется соответствие произведённого экологически значимого изделия экологическим требованиям.
Механизм экологического контроля, констатирует исследователь, включает в себя наблюдение за функционированием подконтрольных субъектов, получение объективной информации о состоянии природных объектов, соблюдение эколого-правовых
82
Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2015. № 3 (15)_
норм и правил, анализ собранной информации, выявление причин экологических правонарушений и принятие мер по их устранению, пресечение противоправных действий привлечение правонарушителей к юридической ответственности.
Исследуемые современными представителями отечественной эколого-правовой доктрины вопросы содержания и сущности экологического контроля получили формальное закрепление в экологическом законодательстве. Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль) рассматривается как система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, на обеспечение соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды [6].
Как следует из названного федерального закона, понятия «контроль в области охраны окружающей среды» и «экологический контроль» определены как синонимы. Однако ряд представителей эколого-правовой доктрины (Н. В. Кичигин,
О. Ю. Ганохина) полагают, что указанные дефиниции соотносятся между собой как общее и частное, поскольку первый включает в себя второй, помимо которого в понятие «контроль в области охраны окружающей среды» входит и природоресурсный контроль, т. е контроль за охраной и использованием отдельных природных ресурсов. Так, в частности, анализ статьи 71 Земельного кодекса РФ от 25.10.2001 № 136-ФЗ относительно контроля (надзора) за использованием и охраной земель позволяет рассматривать его как многоаспектную функцию, в составе которой выделяются два направления: во-первых, организация проверок, экспертиз и иных действий, направленных на выявление фактов, представляющих нарушения земельного законодательства и, во-вторых, принятие мер по предотвращению и пресечению нарушений земельного законодательства [3].
Согласно Положению о государственном земельном контроле (далее по тексту - Положение) задачей государственного земельного контроля является обеспечение соблюдения организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их руководителями, должностными лицами, а также гражданами земельного законодательства, требований охраны и использования земель [9]. Из этого следует, что земельный контроль охватывает все категории земель, распространяется на всех землепользователей, не ограничивается какими-либо сроками.
Указанные нормативно-правовые акты определяют земельный контроль через определение тех государственных органов, которые его осуществляют. Таковыми согласно Положению являются федеральные службы по надзору в сфере природопользования, по ветеринарному и фитосанитар-
ному надзору и их территориальные органы, а также Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и его территориальные органы [9].
Правовые основы осуществления контроля в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов установлены и Лесным кодексом РФ от 4. 12. 2006 г. № 200-ФЗ (далее по тексту - ЛК РФ). В соответствии со статьёй 96 ЛК РФ задачей лесной охраны является пресечение и (или) устранение последствий выявленных нарушений в сфере лесного законодательства, систематическое наблюдение за исполнением его требований, анализ и прогнозирование состояния требований лесного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности [4].
Экологический контроль в отношении объектов животного мира и средой их обитания предусмотрен и Федеральным законом от 24.04. 1995 г. № 52-ФЗ «О животном мире» [5], который определяет его как деятельность органов публичной власти, направленная на охрану, воспроизводство и использование объектов животного мира, выявление, пресечение и устранение последствий выявленных правонарушений. При этом основной организационно-правовой формой контроля является плановая проверка [18].
Общие положения государственного контроля (надзора) в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов закреплены в Федеральном законе от 20.12.2004 № 166-ФЗ (ред. от 02.05.2015) «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов». Согласно статье 43.2 данного законодательного акта федеральный государственный контроль (надзор) в указанной сфере представляет собой деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, которая направлена на предупреждение, выявление и пресечение нарушений соответствующими субъектами обязательных требований в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов. Данный вид контроля (надзора) осуществляется посредством организации и проведения проверок, проведения мероприятий по контролю на водных объектах рыбохозяйственного значения, принятия предусмотренных действующим законодательством мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений. Кроме того, контрольно-надзорная деятельность в данной сфере включает в себя и систематическое наблюдение за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения таких требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности [7].
Нормы об экологическом контроле получили определенное развитие и в экологической доктрине Российской Федерации [8], которая закрепляет
83
Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2015. № 3 (15)_
такие пути и средства реализации государственной политики в области охраны окружающей среды как четкое разграничение полномочий и ответственности между федеральными и региональными органами государственной власти и органами местного самоуправления в области контроля за использованием ресурсов и состоянием окружающей природной среды, обеспечение государственного, ведомственного, производственного, муниципального и общественного экологического контроля.
Экологический контроль обладает особенностями в его организации и осуществления. Деятельность федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих экологический контроль, четко определена конкретным нормативным актом, который определяет цель его установления, пределы действия и объект воздействия. При этом данное правило касается всех видов экологического контроля: государственного и производственного, муниципального и общественного.
Полномочия органов, осуществляющих экологический контроль, носят, как правило, административный характер. Данные органы наделены рядом правомочий: выносить обязательные предписания, приостанавливать действие выданных предприятиям разрешений, лицензий, отказывать в приемке объектов в случаях, когда с имеющимися нарушениями функционирование объектов недопустимо, самостоятельно налагать административные взыскания.
Несмотря на имеющиеся в законодательстве нормы, регулирующие отношения в сфере экологического контроля (надзора), государство не может обеспечить должную реализацию государственно-правовых норм. По мнению Е. А. Гринь [13, с. 59], основной причиной недостаточной эффективности экологического контроля является отсутствие в Федеральном законе «Об охране окружающей среды» детальной регламентации его содержания, критериев и прав контрольнонадзорных органов.
Исследуемый закон, закрепляя проведение экологического контроля в области охраны окружающей среды, предусматривает следующие цели: а) исполнение законодательства; б) соблюдение всех требований, в том числе нормативов и нормативных документов в области охраны окружающей среды; в) обеспечение экологической безопасности [6]. Практическая цель такого закре-
пления - достижение и поддержание такого качества (состояния) окружающей среды, которое бы позволило использовать ее в качестве основы жизни и деятельности, живущих и будущих поколений в условиях интенсивного воздействия человека на природу.
Такое определение цели экологического контроля, отмечают исследователи, обусловлено двумя причинами. Первая состоит в том, чтобы подчеркнуть специфику объекта, по поводу которого возникают экологические отношения вообще и отношения экологического контроля, в частности. Природные ресурсы - не только объект хозяйствования, собственности, но и, в первую очередь, природный объект, выступающий согласно статье 9 Основного закона государства в качестве «основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории» [1]. Вторая причина заключается в том, что осуществление экологических преобразований, изменение форм собственности и хозяйствования не привели к рациональному использованию природных ресурсов, повышению плодородия почв, снижению масштабов и экологически неблагоприятных последствий от деятельности нефтегазоперерабатывающих, горнодобывающих и строительных предприятий. Возрастающая антропогенная нагрузка и продолжающееся бессистемное природопользование, а также недостаточное внимание, природопользователей к ресурсосберегающим и природоохранным технологиям, справедливо замечает М. М. Бринчук, не способствует прекращению процессов деградации природных ресурсов [11, с. 58]. Учет указанных процессов - необходимое условие правильной ориентации экологической контрольной деятельности.
Таким образом, несмотря на различные подходы в современной эколого-правовой доктрине относительно сущности и содержания экологического контроля большинство исследователей едины в том, что экологический контроль представляет собой важнейшее организационно-правовое средство управления в деятельности специально уполномоченных органов исполнительной власти, призванных осуществлять охрану окружающей среды, обеспечивать рациональное использование природных ресурсов и предупреждать негативное воздействие на окружающую среду.
Библиографический список
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. С учётом изменений, внесённых Законами Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ. Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular, свободный.
2. Закон РСФСР от 19 декабря 1991 г. № 2060-I «Об охране окружающей природной среды». Режим доступа: http:// ohranatruda.ru/ ot_biblionormativ/data_normativ/6/6938/, свободный. Документ утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
3. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ. Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/earth/, свободный.
84
Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2015. № 3 (15)_
4. Лесной кодекс Российской Федерации от 4 декабря 2006 г. № 200-ФЗ. Режим доступа: http://base.garant.ru/12150845/, свободный.
5. Федеральный закон 20 декабря 2004 № 166-ФЗ (ред. от 02.05.2015) «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов». Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW, свободный.
6. Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular, свободный.
7. Федеральный закон 20 декабря 2004 № 166-ФЗ (ред. от 02.05.2015) «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов». Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW, свободный.
8. Экологическая доктрина Российской Федерации. Одобрена распоряжением Правительства РФ от 31 августа 2002 г. № 1225-р. Режим доступа: http://www.scrf.gov.ru/documents/24.html, свободный.
9. Положение о государственном земельном контроле. Утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2006 г. № 689 (в ред. Постановления Правительства РФ от 21.04.2010 № 268). Режим доступа: http://s-doc.rU/polozhenie-138/1, свободный.
10. Бринчук М. М., Бортник И. Ю. Экологический контроль: понятие, виды, место в правовом механизме, проблемы // Проблемы в российском законодательстве. - 2010. - № 1. - С. 126-129.
11. Бринчук М. М. Экологическое право: объекты экологических отношений / М. М. Бринчук. - М.: ИГП РАН, 2011.- 152 с.
12. Голиченков А. К. Экологический контроль: теория и практика применения. Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/ekologicheskii-kontrol-teoriya-praktika-pravovogo-regulirovaniya#ixzz3VkTUCGx, свободный.
13. Гринь Е. А. Экологический контроль (надзор) в Российской Федерации: некоторые проблемы правоприменения [Текст] / Е. А. Гринь, А. А. Хадипаш // Юридические науки: проблемы и перспективы: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, январь 2014 г.). — Пермь: Меркурий, 2014. — С. 59-61. Режим доступа: http://www.moluch.ru/conf/law/archive/113/4818/, свободный.
14. Ерофеев, Б. В. Экологическое право: учебник [Текст] / Б. В. Ерофеев. - 3-е изд., - М.: ИД «Форум»; ИНФРА-М., 2006. - 384 с. - (Профессиональное образование).
15. Петров, В. В. Экология и право [Текст] / В. В. Петров. - М.: Юридическая литература, 1981. -
224 с.
16. Петров, В. В. Экологическое право России: учебник [Текст] / В. В. Петров. - М: БЕК, 1996. - 557 с.
17. Пономарёв, М. В. Круглый стол «Правовые проблемы государственного, муниципального и иных
видов экологического контроля» / М. В. Пономарев. Режим доступа: http://www.center-
bereg.ru/i1196.html, свободный.
18. Сорока, Н. Н. Плановая проверка как организационно-правовое средство государственного экологического контроля (надзора) [Текст] / Н. Н. Сорока // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. - 2014. - № 3 (11). - С. 56-61.
19. Экологическое право: учебник для бакалавров [Текст] / под ред. С. А. Боголюбова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2011. - 492 с.
References
1. Konstitucija Rossiiskoi Federacii [The Constitution of the Russian Federation]. Prinjata vsenarodnym golosovaniem 12 dekabrja 1993 g. S uchyotom izmenenii, vnesyonnyh Zakonami Rossiiskoi Federacii о po-pravke k Konstitucii Rossiiskoi Federacii ot 5 fevralja 2014 g. № 2-FKZ, ot 21 iyulja 2014 g. № 11-FKZ. Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/popular, svobodnyi.
2. Zakon RSFSR ot 19 dekabrja 1991 g. № 2060-I «Ob ohrane okruzhayushei prirodnoi sredy» [On
Environmental Protection]. Rezhim dostupa: http:// ohranatruda.ru/
ot_biblionormativ/data_normativ/6/6938/, svobodnyi. Dokument utratil silu v svjazi s prinjatiem Federal'nogo zakona ot 10.01.2002 № 7-FZ «Ob ohrane okruzhayushei sredy».
3. Zemel'nyi kodeks Rossiiskoi Federacii ot 25 oktjabrja 2001 g. № 136-FZ [Land Code of the Russian Federation]. Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/popular/earth/, svobodnyi.
4. Lesnoi kodeks Rossiiskoi Federacii ot 4 dekabrja 2006 g. № 200-FZ [The Forest Code of the Russian Federation]. Rezhim dostupa: http://base.garant.ru/12150845/, svobodnyi.
5. Federal'nyi zakon 20 dekabrja 2004 № 166-FZ (red. ot 02.05.2015) «0 rybolovstve i sohranenii vodnyh biologicheskih resursov» [On fishing and Conservation-Research Institute of Aquatic Biological Resources]. Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW, svobodnyi.
6. Federal'nyi zakon ot 10 janvarja 2002 g. № 7-FZ «Ob ohrane okruzhayushei sredy» [On Environmental Protection]. Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/popular, svobodnyi.
7. Federal'nyi zakon 20 dekabrja 2004 № 166-FZ (red. ot 02.05.2015) «0 rybolovstve i sohranenii vodnyh biologicheskih resursov» [On fishing and Conservation-Research Institute of Aquatic Biological Resources]. Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW, svobodnyi.
85
Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2015. № 3 (15)_
8. Yekologicheskaja doktrina Rossiiskoi Federacii [Environmental Doctrine of the Russian Federation].
Odobrena rasporjazheniem Pravitel'stva RF ot 31 avgusta 2002 g. № 1225-r. Rezhim dostupa:
http://www.scrf.gov.ru/documents/24.html, svobodnyi.
9. Polozhenie о gosudarstvennom zemeinom kontrole [Regulation on state land control]. Utverzhdeno Postanovleniem Pravitel'stva Rossiiskoi Federacii ot 15 nojabrja 2006 g. № 689 (v red. Postanovlenija Pravitel'stva RF ot 21.04.2010 № 268). Rezhim dostupa: http://s-doc.rU/polozhenie-138/1, svobodnyi.
10. BrinchukM. M., Bortnik I. YU. Yekologicheskii kontroi: ponjatie, vidy, mesto v pravovom mehanizme, problemy [Environmental control: concept, types, place in me-legal mechanisms, the problem] // Problemy v rossiiskom zakonodatel'stve. - 2010. - № 1. - S. 126-129.
11. Brinchuk M. M. Yekologicheskoe pravo: ob'ekty yekologicheskih otnoshenii [Environmental Law: Objects ecological relations]/ M. M. Brinchuk. - M.: IGP RAN, 2011. - 152 s.
12. Golichenkov A. K. Yekologicheskii kontroi: teorija i praktika primenenija [Environmental Control: Theory and Practice]. Rezhim dostupa: http://www.dissercat.com/content/ekologicheskii-kontrol-teoriya-praktika-pravovogo-regulirovaniya#ixzz3VkTUCGx, svobodnyi.
13. Grin' E. A. Yekologicheskii kontroi (nadzor) v Rossiiskoi Federacii: nekotorye problemy pravoprimenenija [Environmental control (supervision) in the Russian Federation: some problems of law enforcement] [Tekst] / E. A. Grin', A. A. Hadipash // YUridicheskie nauki: problemy i perspektivy: materialy II Mezhdunar. nauch. konf. (g. Perm', janvar' 2014 g.). — Perm': Merkurii, 2014. — S. 59-61. Rezhim dostupa: http://www.moluch.rU/conf/law/archive/113/4818/, svobodnyi.
14. Erofeev В. V. Yekologicheskoe pravo [Environmental law]: Uchebnik. - 3-e izd., - M.: ID «Forum»: INFRA-M., 2006. - 384 s. - (Professional'noe obrazovanie).
15. Petrov V. V. Yekologija i pravo [Environmental and right]. M.: YUridicheskaja literatura, 1981. - 224 s.
16. Petrov V. V. Yekologicheskoe pravo Rossii [Environmental law in Russia]. Uchebnik [Tekst] / Petrov V. V. - M: BEK, 1996. - 557 s.
17. Ponomaryov M. V. Kruglyi stol «Pravovye problemy gosudarstvennogo, municipainogo i inyh vidov yekologicheskogo kontrolja» [Legal problems of the state, municipal and other types of environmental control]. Rezhim dostupa: http://www.center-bereg.ru/i1196.html, svobodnyi.
18. Soroka N. N. Planovaja proverka как organizacionno-pravovoe sredstvo gosudarstvennogo yekologicheskogo kontrolja (nadzora) [Routine check as a legal means of state eco-logic control (supervision)] // Vestnik Sibirskogo institute biznesa i informacionnyh tehnologii. - 2014. - № 3 (11). - S. 56-61.
19. Yekologicheskoe pravo [Environmental law: the textbook for undergraduate]: uchebnik dlja bakalavrov / pod red. S. A. Bogolyubova. - 3-e izd., pererab. i dop. - M.: Izdatel'stvo YUrait; ID YUrait, 2011. -492 s.
DEVELOPMENT OF THEORY ABOUT THE NATURE AND CONTENT OF ENVIRONMENTAL CONTROL IN MODERN ENVIRONMENTAL LEGAL STUDIES AND ITS FORMAL APPROVAL OF THE ACTS
OF NATURE AND NATURAL RESOURCES
Nikolay N. Soroka
associate Professor, Omsk state pedagogical University
Abstract. The most important legal measure aimed at ensuring rational use of natural resources and the environment from harmful effects, the function of state management is environmental control. The article examines the main approaches existing in the modern domestic environmental law doctrine as to the nature and content of the environmental control. On the basis of current environmental legislation shows how to secure provisions on environmental control, the peculiarities of its organization and implementation.
Key words: ecological monitoring, ecological and legal doctrine, environmental performance, environmental protection, natural resources.
Сведения об авторе:
Сорока Николай Николаевич - доцент Омского государственного педагогического университета (г Омск, Российская Федерация), e-mail: nnsoroka@mail.ru.
Статья поступила в редакцию 01.09.2015.
86