УДК 349.306+574 (571.13) © Н.Н. Сорока
Н. Н. Сорока
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ КАК СПЕЦИФИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ О СОСТОЯНИИ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В СУБЪЕКТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Специфическим источником информации за состоянием окружающей среды в пределах субъекта Российской Федерации, характеризующейся общностью природных процессов либо подвергающейся антропогенному воздействию из одних и тех же источников, является региональный экологический мониторинг. В статье рассмотрен уровень правового регулирования экологического мониторинга на федеральном уровне и на уровне конкретного субъекта Российской Федерации, определены основные виды наблюдений системы экологического мониторинга в Омской области.
Ключевые слова: эколого-правовой механизм, экологический мониторинг, индекс загрязнения атмосферы, предельно допустимые концентрации, гидрометеорология, пользователь информации.
Важнейшим регулятором поведения людей в отношении природной среды в целом и её отдельных компонентов в частности является эколого-правовой механизм, представляющий собой согласованную систему предусмотренных нормами экологического права или в соответствии с ними мер и требований, а также действий и процессов, осуществляемых в порядке реализации этих норм, направленных на последовательное и эффективное достижение целей экологического права [12, с. 13]. В системе основных элементов данного механизма - экологическое нормирование, эколого-техническая регламентация, лицензионно-договорные основы специального природопользования, экологический аудит и т. д. - особое место занимает мониторинг окружающей среды (далее по тексту - экологический мониторинг).
Экологический мониторинг - комплексные наблюдения за состоянием окружающей среды, естественных экосистем, за происходящими в них процессами, явлениями, оценка и прогноз изменений состояния окружающей среды. Общие и основные положения об экологическом мониторинге сформулированы в главе X Федерального закона от 10 января.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее по тексту - Закон об охране окружающей среды) [1]. Согласно статье 63 государственный экологический мониторинг осуществляется федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их компетенцией, установленной российским законодательством, посредством создания и обеспечения функционирования наблюдательных сетей и информационных ресурсов в рамках единой системы государственного мониторинга окружающей среды. При этом, как следует из статьи 63.1, указанная система создается в целях обеспечения охраны окружающей среды, а основными её задачами являются: регулярные наблюдения за состоянием окружающей среды, в том числе компонентов природной среды, естественных экологических систем, за происходящими в них процессами, явлениями, изменениями состояния окружающей среды; хранение, обработка (обобщение, система-
тизация) информации о состоянии окружающей среды; анализ полученной информации в целях своевременного выявления изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и (или) антропогенных факторов, оценка и прогноз этих изменений; обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан информацией о состоянии окружающей среды [1].
Экологический мониторинг представляет собой многоуровневую систему, в которой в зависимости от его масштаба наряду с глобальным, национальным, локальным видами мониторинга представлен и региональный мониторинг.
Региональный экологический мониторинг -система наблюдений за состоянием окружающей среды в пределах административно-обособленной единицы (субъекта Российской Федерации) или части такой единицы либо частей нескольких субъектов Российской Федерации, характеризующихся общностью природных процессов либо подвергающихся антропогенному воздействию из одних и тех же источников. На региональном уровне подход к мониторингу основан на том, что загрязняющие вещества, попадая в окружающую среду, рассеиваются, включаются в круговорот веществ в биосфере. Вследствие этого происходят изменения в основных составляющих биосферы: абиотической составляющей и биотической составляющей.
Экологический мониторинг Омской области входит в Единую государственную систему экологического мониторинга (далее по тексту - ЕГСЭМ), созданную Постановлением Совета Министров -Правительства РФ от 24 ноября 1993 г. № 1229, и согласно которому в ней участвуют все специально уполномоченные государственные органы в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов [3].
Основными задачами ЕГСЭМ являются:
- проведение с определенным пространственным и временным разрешением наблюдений за изменением состояния окружающей природной среды и экосистемами, источниками антропогенных воздействий;
- проведение оценок состояния окружающей среды, экосистем территории страны, источников антропогенного воздействия;
- прогнозирование состояния окружающей среды, экологической обстановки на территории России, её регионов, уровней антропогенного воздействия при различных условиях размещения производительных сил, социальных и экономических сценариях развития страны и ее регионов [5].
Одним из важных компонентов системы экологического мониторинга в Омской области является мониторинг за состоянием загрязнения воздуха. Так, в частности, в 2013 г. стационарными постами ФГБУ «Объ-Иртышское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды», расположенными на территории г. Омска, проводилось исследование на предмет наличия в воздухе таких вредных веществ как пыль, диоксид серы, оксид углерода, диоксид азота, оксид азота, сероводород, фенол сажи, аммиак и т.д, а также ряда тяжёлых металлов: железа, кадмия, магния, марганца, меди, никеля, свинца, хрома, цинка. Наблюдения показали, что уровень загрязнения воздуха за исследуемый период характеризирует-ся как «повышенный», а наибольшее влияние на загрязнение атмосферного воздуха оказывали вещества, образующиеся в результате сжигания углеводородного топлива [8, с. 4-5]. Основной вклад в загрязнение воздуха в областном центре внесли формальдегид (50%), бенз(а)пирен (22%), оксид углерода (11%), диоксид азота (10%), взвешенные вещества (7%) [8, с. 6].
В то же время благодаря комплексным проверкам, проведённым специалистами ФГБУ «Объ-Иртышское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды», Управления Росприроднадзора по Омской области, выполнению мероприятий по снижению выбросов и применению более эффективных методов очистки крупными промышленными предприятиями способствовали определённому улучшению качества атмосферного воздуха. Данная тенденция нашла своё отражение и в государственном докладе «О состоянии окружающей среды в Российской Федерации» за 2013 г. Так, например, г. Омск не вошёл в приоритетный список 29 городов с наибольшим уровнем загрязнения атмосферного воздуха, для которых комплексный индекс загрязнения атмосферы равен или выше 14 [7, с. 11].
Несмотря на достигнутые положительные результаты, существующая сеть стационарных постов наблюдений за состоянием окружающей среды не позволяет в полном объёме получать достоверную, комплексную информацию о состоянии загрязнения воздуха в городах и населённых пунктах региона. Основными проблемами в сфере экологического мониторинга атмосферного воздуха на территории Омской области являются:
- недостаточное количество пунктов наблюдения за качеством атмосферного воздуха в г. Омске;
- отсутствие пунктов наблюдений за качеством атмосферного воздуха в муниципальных районах Омской области;
- недостаточное количество контролируемых в атмосферном воздухе специфических примесей, присутствующих в выбросах хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою деятельность на территории Омской области.
Одним из важных компонентов системы регионального экологического мониторинга является мониторинг состояния почвенного горизонта на предмет загрязнения пестицидами и тяжёлыми металлами. Значимость данного вида наблюдений объясняется тем, что почвы в значительной мере участвуют в жизнедеятельности растений, животных и человека. Взаимодействие почв с хозяйственной деятельностью человека, выражающееся через различные виды строительного и сельскохозяйственного производства, автотранспорт приводит к накоплению токсичных химических веществ. Мониторинговые исследования почв необходимы для определения изменений, которые происходят с почвами с целью выявления и предупреждения негативных процессов, приводящих к их химической и механической деградации. Так, в частности, проведённые ещё в 2010 г. мониторинговые исследования земельных ресурсов региона включали в себя:
- состояние загрязнения почв остаточными количествами пестицидов в Одесском, Русско-Полянском, Оконешниковском, Калачинском и Тю-калинском муниципальных районах;
- загрязнение почв области токсикантами промышленного происхождения;
- санитарно-гигиеническую характеристику состояния почв.
По результатам исследования были выявлены участки территорий, загрязнённые тяжёлыми металлами и нефтепродуктами. Превышения предельно допустимых концентраций (далее по тексту - ПДК) выявлены по цинку, свинцу, меди, хрому, никелю, сульфатам, нитратам, фторидам. В подавляющем большинстве наиболее загрязнёнными участками являются территории, отводимые под строительство. В то же время превышения ПДК пестицидов и тяжёлых металлов на территории сельских поселений не зарегистрировано [10, с. 13-15].
Загрязнённость земельных угодий Омской области подтверждают и специалисты ФГБУ «Центр агрохимической службы «Омский» (далее по тексту - ФГБУ «ЦАС «Омский»). Проведя агро-экологическую оценку почв Омской области на предмет содержания тяжёлых металлов, они установили, что в почвы региона ежегодно поступает свинца - 0,018%, кадмия - 0,036%, меди - 0,019%, цинка - 0,028% (относительно их фактического содержания) [11] . В то же время, отмечают специалисты ФГБУ «ЦАС «Омский», при существующих уровнях химизации и техногенной нагрузки потребуется много лет, чтобы содержание тяжелых металлов в почвах достигло ПДК.
За период мониторинга содержание в почвах практически не изменилось, а отклонения средних значений как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения, находятся в пределах, допустимых методиками анализов, что позволяет сделать вывод об отсутствии загрязнения почв, в первую очередь, пахотных угодий упомянутыми элементами и возможности получения доброкачественной растениеводческой продукции.
Мониторинговые исследования окружающей среды в Омской области осуществляются в рамках долгосрочной целевой программы «Об охране окружающей среды в Омской области (2010-2015 гг.)» [6], рамках которой в 2013 г. были проведены научные исследования объектов растительного мира, занесенных в Красную книгу региона, на территориях Знаменского, Седельниковского и Тарского муниципальных районов. Результатом мониторинговых исследований явилось: во-первых, обнаружение 40 видов растений из 211 ценопопуляций и семи редких видов лишайников, занесенных в Красную книгу Омского Прииртышья, во-вторых, предложение об изменении статуса редкости у 15 охраняемых видов растений, в-третьих, рекомендация о занесении во второе издание Красной книги Омской области еще 10 видов растений [8, с. 27].
Не менее важным направлением в реализации региональной программы является охрана, защита лесных ресурсов на землях лесного фонда Омской области. Так, в частности, с целью своевременного обнаружения лесных пожаров проводился постоянный мониторинг пожарной опасности по зонам обнаружения: наземной (945 маршрутов общей протяженностью 29 466 км); авиационной (5 маршрутов общей протяженностью 2 943 км); космической (40 автоматизированных рабочих мест информационной системы дистанционного мониторинга «ИСДМ - Рослесхоз», в том числе 16 мест у арендаторов лесных участков). Результатом мониторинга стали своевременное обнаружение и ликвидация 145 лесных пожаров на общей площади 4 474.3 га, а ущерб, причинённый лесному фонду пожарами, составил 5.5 млн. руб. [8, с.25]. Благодаря оперативно принятым мерам, количество пожаров по сравнению с 2012 г. сократилось на 439, а ущерб - на 76.8 млн. руб. [9, с. 26-27].
Мониторинг загрязнения поверхностных вод суши на территории Омской области в течение 2013 г. осуществлялся Центром по мониторингу загрязнения окружающей среды (ЦМС) ФГБУ «Омский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с региональными функциями (ЦГМС-Р)». Наблюдениями за загрязнением водных объектов по гидрохимическим показателям были
охвачены 18 пунктов, 27 створов, 34 вертикали. Отбор проб вод по физическим и химическим показателям показал, что на территории региона преобладают водные объекты класса качества воды 4А - «грязная» (41 %) и 3Б - «очень загрязненная» (37 %), в меньшей степени 3-го класса разряда «А» - «загрязненная» (15 %) и 4-го класса разряда «Б» - «грязная» (7 %) [8, с. 8-9]. Характерными загрязняющими веществами воды рек являлись соединения меди, трудноокисляемые органические вещества, азот аммонийный, соединения железа, марганца, в меньшей степени - фенолы. Характерные загрязняющие вещества воды озер -хлориды, сульфаты, соединения меди и азот аммонийный.
В соответствии со статьёй 17 Федерального закона от 19 июля 1998 г. № 113-ФЗ «О гидрометеорологической службе» информация о состоянии окружающей среды, ее загрязнении и информационная продукция предоставляются пользователям (потребителям) бесплатно, а также на основе договоров в соответствии с данным законом и законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды [2]. Условия предоставления информации конкретизированы Положением об информационных услугах в области гидрометеорологии и мониторинга, загрязнения окружающей среды, в соответствии с которым бесплатно информация в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей природной среды общего назначения предоставляется органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Другим получателям информации информация в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей природной среды общего назначения предоставляется за плату в размерах, возмещающих расходы на ее подготовку, копирование и передачу по информационно-телекоммуникационным сетям, включая сеть Интернет, и сетям почтовой связи [4].
Таким образом, экологический мониторинг является специфическим источником информации о состоянии окружающей среды в конкретном субъекте Российской Федерации. С процессом накопления информации объективно связаны экологическое нормирование и стандартизация, экологическая экспертиза, развиваемая договорная практика, экологическая сертификация и аудит, применение юридической ответственности, принятие экологически значимых хозяйственных и иных решений.
Библиографический список
1. Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (с изм. и доп.) // Справочно-правовая система «Гарант». Режим доступа: http://base.garant.ru/, свободный.
2. Федеральный закон от 19 июля 1998 г. № 113-ФЗ «О гидрометеорологической службе» (с изм. и доп.) // Справочно-правовая система «Гарант». Режим доступа: http://base.garant.ru/, свободный.
3. Постановление Совета Министров - Правительства РФ 24 ноября 1993 г. № 1229 «О создании Единой государственной системы экологического мониторинга». Режим доступа: http://www.innovbusiness.ru/pravo/DocumShow, свободный.
4. Положение об информационных услугах в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей природной среды. Утверждено постановлением Правительства РФ от 15 ноября 1997 г. № 1425 // Справочно-правовая система «Гарант». Режим доступа: http://www.garant.ru, свободный.
5. Положение о Единой государственной системе экологического мониторинга. Утверждено Приказом Министра охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации от 9 февраля 1995 г. № 49. Режим доступа: http://bestpravo.ru/rossijskoje/vr-normy/g3b.htm, свободный.
6. Долгосрочная целевая программа Омской области «Об охране окружающей среды в Омской области (2010-2015 годы)». Утверждена Постановлением Правительства Омской области от 14 сентября 2009 г. № 167-п. Режим доступа: http://www.omskportal.ru/ru/government/, свободный.
7. Государственный доклад «О состоянии окружающей среды Российской Федерации в 2013 году». Режим доступа: http://mnr.gov.ru/regulatory/list.php?part=110, свободный.
8. Доклад об экологической ситуации в Омской области в 2013 году. Режим доступа: http://mpr.omskportal.ru, свободный.
9. Подсчитано автором по: Доклад об экологической ситуации в Омской области в 2012 г. Режим доступа: http://mpr.omskportal.ru, свободный.
10. Доклад об экологической ситуации в Омской области в 2010 г. Режим доступа: http://mpr.omskportal.ru, свободный.
11. Агроэкологическая оценка почв Омской области на предмет содержания тяжёлых металлов. Режим доступа: http://agrohimcentr-omsk.ru/stati/37-ekologicheskij-monitoring.html, свободный.
12. Бринчук М. М. Эколого-правовой механизм: понятие и сущность [Текст] / М. М. Бринчук // Экологическое право. - 2013. - № 3. - С. 12-19.
References
1. Federal'nyj zakon ot 10 janvarja 2002 g. № 7-FZ «Ob ohrane okruzhajushhej sredy» [Federal law of January 10, 2002 No. 7-FZ "On environmental protection"] (s izm. i dop.) // Spravochno-pravovaja sistema «Garant». Rezhim dostupa: http://base.garant.ru/, svobodnyj.
2. Federal'nyj zakon ot 19 ijulja 1998 g. № 113-FZ «O gidrometeorologicheskoj sluzhbe» [Federal law of July 19, 1998 № 113-FZ "On hydrometeorological service"] (s izm. i dop.) // Spravochno-pravovaja sistema «Garant». Rezhim dostupa: http://base.garant.ru/, svobodnyj.
3. Postanovlenie Soveta Ministrov - Pravitel'stva RF 24 nojabrja 1993 g. № 1229 «O sozdanii Edinoj gosu-darstvennoj sistemy jekologicheskogo monitoringa» [The decision of Ministerial Council - the Government of the Russian Federation of 24 November 1993, No. 1229 "On creation of the Unified state system of environmental monitoring"]. Rezhim dostupa: http://www.innovbusiness.ru/pravo/DocumShow, svobodnyj.
4. Polozhenie ob informacionnyh uslugah v oblasti gidrometeorologii i monitoringa zagrjazne-nija okruzhajushhej prirodnoj sredy. Utverzhdeno postanovleniem Pravitelstva RF ot 15 nojabrja 1997 g. № 1425 [The regulation on information services in the field of Hydrometeorology and monitoring of pollution of natural environment. Approved by the RF Government decree of 15 November 1997 No. 1425] // Spravochno-pravovaja sistema «Garant». Rezhim dostupa: http://www.garant.ru, svobodnyj.
5. Polozhenie o Edinoj gosudarstvennoj sisteme jekologicheskogo monitoringa. Utverzhdeno Prikazom Ministra ohrany okruzhajushhej sredy i prirodnyh resursov Rossijskoj Federacii ot 9 fevralja 1995 g. № 49. [The regulation on the Unified state system of environmental monitoring. Approved by the Kazakh Minister of environment protection and natural resources of the Russian Federation from February 9, 1995 No. 49] Rezhim dostupa: http://bestpravo.ru/rossijskoje/vr-normy/g3b.htm, svobodnyj.
6. Dolgosrochnaja celevaja programma Omskoj oblasti «Ob ohrane okruzhajushhej sredy v Omskoj oblasti (2010-2015 gody)». Utverzhdena Postanovleniem Pravitelstva Omskoj oblasti ot 14 sentjabrja 2009 g. [Long-term target program of the Omsk region "About the environment in Omsk area (2010-2015)". Approved by Decree of the Government of the Omsk region dated September 14, 2009 No. 167-p.] № 167-p. Rezhim dostupa: http://www.omskportal.ru/ru/government/, svobodnyj.
7. Gosudarstvennyj doklad «O sostojanii okruzhajushhej sredy Rossijskoj Federacii v 2013 godu» [State report "On the state of the environment of the Russian Federation in 2013"]. Rezhim dostupa: http://mnr.gov.ru/regulatory/list.php?part=110, svobodnyj.
8. Doklad ob jekologicheskoj situacii v Omskoj oblasti v 2013 godu [The report on the environmental situation in the Omsk region in 2013]. Rezhim dostupa: http://mpr.omskportal.ru, svobodnyj.
9. Podschitano avtorom po: Doklad ob jekologicheskoj situacii v Omskoj oblasti v 2012 g. [The author calculated according to: Report on the environmental situation in the Omsk region in 2012] Rezhim dostupa: http://mpr.omskportal.ru, svobodnyj.
10. Doklad ob jekologicheskoj situacii v Omskoj oblasti v 2010 g. [The report on the environmental situation in the Omsk region in 2010] Rezhim dostupa: http://mpr.omskportal.ru, svobodnyj.
11. Agrojekologicheskaja ocenka pochv Omskoj oblasti na predmet soderzhanija tjazhjolyh metallov [Agroecological assessment of soil Omsk region regarding the content of heavy metals]. Rezhim dostupa: http://agrohimcentr-omsk.ru/stati/37-ekologicheskij-monitoring.html, svobodnyj.
12. Brinchuk M. M. Jekologo-pravovoj mehanizm: ponjatie i sushhnost' [Ecological and legal mechanism: the concept and nature] [Tekst] / M. M. Brinchuk // Jekologicheskoe pravo. - 2013. - № 3. - S. 12-19.
REGIONAL ENVIRONMENTAL MONITORING AS A SPECIFIC SOURCE OF INFORMATION ABOUT THE STATE OF THE ENVIRONMENT IN THE RUSSIAN FEDERATION
Nikolay N. Soroka,
associate professor, Omsk state pedagogical University
Abstract. Specific source information for the environmental condition within the subject of the Russian Federation, which is characterized by common natural processes or exposed to anthropogenic impact from the same sources, is a regional environmental monitoring. In the article the level of legal regulation of environmental monitoring at the Federal level and at the level of a particular constituent entity of the Russian Federation, the main types of observation systems for environmental monitoring in the Omsk region identified terms to users of environmentally relevant information.
Key words: ecological-legal mechanism, environmental monitoring, pollution index of the atmosphere, maximum allowable concentration, Hydrometeorology, the user information.
Сведения об авторе:
Сорока Николай Николаевич - доцент кафедры правоведения, государственного и муниципального управления Омского государственного педагогического университета, e-mail: [email protected] (г. Омск, Российская Федерация).
Статья поступила в редакцию 28.02.2015.