УДК 25.00.36
Роль органов местного самоуправления в реализации экологической политики предприятия
Воссина А.Е. ann_vossina@mail.ru канд. техн. наук Кустикова М.А., marinakustikova@mail.ru Университет ИТМО 197101, г. Санкт-Петербург, Кронверкский проспект, д.49
В статье рассмотрены некоторые вопросы реализации государственной экологической политики в Российской Федерации. Исследованы экологические функции и полномочия местного самоуправления на территории муниципального образования. Определены основы формирования муниципальной экологической политики.
Выделены недостатки разработки и эффективного внедрения экологической политики на современных отечественных предприятиях, связанные с неактивным участием органов муниципальной власти и местного самоуправления в их реализации. Показаны негативные последствия отсутствия экологической политики на предприятиях.
Обоснована необходимость участия органов государственной власти и местного самоуправления в формировании и реализации экологической политики на отечественных предприятиях. Предложены основные направления участия органов государственной (муниципальной) власти и местного самоуправления в формировании и успешной реализации экологической политики на отечественных предприятиях.
Ключевые слова: экологическая политика, участие органов муниципальной власти, экологические функции местного самоуправления.
The role of local governments in the implementation of the enterprise's
environmental policy
Vossina A.E. ann_vossina@mail.ru Ph.D. Kustikova M.A. marinakustikova@mail.ru University ITMO 19710, Russia, 49, Kronverksky Ave., St.Petersburg
The article discusses some issues of implementation of state environmental policy in the Russian Federation. The ecological functions and powers of the local government in the territory of the municipality are investigated. The main aspects of the formation of the municipal environmental policy are defined.
Author identifies the shortcomings of the development and effective implementation of environmental policies in the activity of the modern domestic enterprises, which are associated with the lack of participation of municipal authorities and local governments in their realization. The negative consequences of the lack of environmental policies in enterprises are shown in the article.
The necessity of the state power's and local self-government's participation in the formulation and implementation of environmental policy at the domestic enterprises is justified. The basic directions of the participation of the state (municipal) authorities and local governments in the development and successful implementation of environmental policies on the domestic enterprises are suggested in the article.
Keywords: environmental policy, municipal authorities' participation, local government's ecological functions.
В современном мире растет осознание угрозы необратимой деградации компонентов окружающей среды, понимание ответственности перед будущими поколениями за нерациональное использование природных и общественных ресурсов. При этом сохраняется пренебрежение к законам природы и нарушение этики воздействия на окружающую среду, что ведет к снижению продолжительности жизни и к потере здоровья населения планеты во всем мире.
До середины XX века проблемам в сфере экологии и охраны окружающей среды уделялось незначительное внимание, и в основном на локальном уровне[1], так как основная ориентация государств была направлена на достижения и результаты научно-технической революции. Постоянно возрастающий темп разрушений и потребление невозобновляемых природных ресурсов, а также эксплуатация экосистем без учёта возможностей их ресурсного воспроизводства привели к катастрофическим последствиям.
Ресурсный аспект включает в себя проблемы, связанные с истощением ресурсов, используемых обществом в процессе промышленной, сельскохозяйственной и промысловой деятельности. Это истощение почвенных, растительных и животных, водных и воздушных ресурсов, в том числе в результате их загрязнения, а также снижение запасов энергетического и минерального сырья [2].
В результате осознания непосредственного взаимодействия и взаимовлияния между антропосистемой и биосферой возникло понятие хозяйственной емкости биосферы - предельно допустимого антропогенного воздействия на биосферу, превышение которого переводит ее в возмущенное состояние и со временем должно вызвать в ней необратимые деградационные процессы [3].
Совокупность обнаруженных проблем стала мотивацией для научного мирового сообщества к исследованию неблагоприятных последствий, к которым сложившаяся ситуация могла привести. Исследованием возникшей экологической обстановки, кроме ученых, занимались различные общественные организации и объединения, которые были заинтересованы не только в поиске путей решения актуальных экологических проблем, но и в доведении до сведения общественности результатов экологических исследований, в проведении мероприятий по экологическому воспитанию молодежи и по повышению уровня экологической культуры, что способствовало формированию экологического сознания в общественных массах.
Сегодня проблемы охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, экологического образования и воспитания, формирования экологического сознания населения все чаще выходят на первый план при принятии научных, технологических, экономических и социальных решений на международном и внутригосударственном уровнях. Становится актуальным взаимодействие и согласование позиций различных стран при решении общих экологических проблем, включая природопользование.
Выработка государственной политики Российской Федерации, в том числе, основывается на том, что природные ресурсы и охрана окружающей среды в соответствии с Конституцией Российской Федерации (статьи 9, 36, 42, 72) [4] используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории и имеющих право на благоприятную окружающую среду, а вопросы владения, пользования и распоряжения недрами, водными и другими природными ресурсами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Обеспечение охраны окружающей среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов является одним из ключевых общественных благ, которые формируют основу долгосрочного социально-экономического развития, обуславливают материальную базу развития будущих поколений. Деятельность по охране окружающей среды относится к ключевым функциям государства как регулирующей структуры в системе общественных отношений [5].
В настоящее время в России предпринимаются различные меры по снижению негативного воздействия на окружающую среду. И результаты реализации подобных мероприятий уже очевидны. К примеру, согласно опубликованным в государственном докладе статистическим данным, за период 2010—2013 гг. санитарно-эпидемиологическая обстановка в целом по Российской Федерации характеризуется как стабильная с небольшой положительной тенденцией. По результатам анализа состояния среды обитания и ее влияния на здоровье населения Российской Федерации, выполненного по комплексу показателей (всего было использовано 113 показателей), определяющих факторы среды обитания, наиболее значимыми по приоритетности являются:
- химические, биологические и физические факторы (ориентировочная доля наиболее подверженного населения - 72,9 %);
- социальные (ориентировочная доля наиболее подверженного населения - 58,4 %);
- факторы образа жизни (ориентировочная доля наиболее подверженного населения - 55,3 %)
[6].
Согласно данным, опубликованным в Государственном докладе «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2013 году»[7], негативное воздействие на окружающую среду за период 2007-2013 гг., по данным регулярных наблюдений на станциях Росгидромета, существенно изменилось по ряду показателей: понизились среднегодовые концентрации вредных веществ.
Приведенные показатели свидетельствуют о том, что в последнее время в Российской Федерации, как и в ряде других стран, повысилось внимание к экологическим проблемам не только со стороны предприятий, чья деятельность связана с экологическими аспектами, но и со стороны государства. Об этом свидетельствует ряд разработанных экологических программ, положений и поручений Президента Российской Федерации по экологической тематике и положительная динамика их исполнений. Оказалась ошибочной и стратегически неверной ставка на то, что в России рыночные механизмы и ориентация предпринимательской деятельности на эффективную экологическую политику обеспечат решение экологических проблем. Опыт же развитых экономических систем в зарубежных странах показал, что государственное регулирование там играет активную и инициативную роль в экологизации производственной деятельности и экономики. В большинстве стран мира созданы органы государственной власти, ответственные за управление экологической ситуацией в стране и регионах, за реализацию эффективной государственной экологической политики.
Основы государственной экологической политики Российской Федерации разработаны в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации перед другими государствами, принятый документ соответствует Плану действий по присоединению России к Организации экономического сотрудничества (ОЭСР) [8].
Целями государственной политики Российской Федерации в области экологического развития являются экологически ориентированный рост экономики; сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов для удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений; реализация права граждан на благоприятную окружающую среду; укрепление правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности [9].
Тем не менее, несовершенство законодательной и административно-организационной базы Российской Федерации в вопросах регулирования экологической политики государства наблюдается как на федеральном, так и на региональном уровнях. Сформированный массив федерального законодательства и подзаконных нормативно-правовых актов, регулирующих общественные отношения в области экологического нормирования предпринимательской деятельности мало способствует
снижению негативного воздействия на окружающую среду со стороны субъектов экономической деятельности.
Вопросы защиты окружающей среды на определенной территории и их решение возлагаются на органы местного самоуправления. При этом муниципальная экологическая политика должна быть ориентирована, прежде всего, на устойчивое развитие территории.
Термин «устойчивое развитие» возник сравнительно недавно. Растущая концентрация промышленных предприятий на городских территориях, бесконтрольное увеличение масштабов застройки, сокращение доли рекреационных территорий, замещаемых зонами производственного назначения и новыми линиями транспортных и инженерных коммуникаций, привели к нарушению равновесия техногенной и природной среды. Проблема неосознанного потребления природных ресурсов в результате роста и благоустройства городов и рисков, с этим связанных, связана, во-первых, с концентрацией значительного числа людей в одном месте, во-вторых, с человеческой психологией и этикой. В противовес этой тенденции была выдвинута идея о необходимости переосмысления традиционных и формирования новых базовых принципов развития городов, названных концепцией устойчивого развития, опирающейся на сочетание экономических, социальных и экологических критериев, учитывающих интересы будущих поколений [10].
В.И. Данилов-Данильян называет устойчивым развитие, при котором воздействия на окружающую среду остаются в пределах хозяйственной емкости биосферы, так что не разрушается природная основа для воспроизводства жизни человека [11].
По мнению Островского Н.В., вопросы, связанные с устойчивым развитием муниципального образования, необходимо рассматривать с двух точек зрения. Во-первых, изнутри, рассматривая муниципальное образование как самостоятельную систему и отдавая предпочтение факторам, обеспечивающим устойчивость муниципального образования как такового. Во-вторых, извне, рассматривая муниципальное образование как элемент более сложной системы - региона, страны, планеты в целом - и обращая внимание, прежде всего, на факторы вносящие вклад в обеспечение устойчивости в глобальном масштабе [12].
От того, какая экологическая ситуация наблюдается на территории муниципального образования, напрямую связаны жизнь, здоровье и благополучие тысяч, а в некоторых случаях и миллионов людей. Большинство ученых, в том числе из числа представителей мирового научного сообщества, оценивают весьма масштабно последствия неизбежного экологического кризиса. А.Д. Урсул пишет: «К началу неолита население земного шара сократилось почти в 10 раз. Но зато человечество перешло к новой форме развития - производящей экономике, обеспечивающей устойчивость своего развития более чем на 10 тыс. лет. Вот почему не исключено, что переход на путь устойчивого развития может быть сопряжен с управляемым (либо стихийным) уменьшением народонаселения планеты почти на порядок, тем более что исторический прецедент уже имеется»[13].
М.О. Подпругин выделяет семь основных блоков факторов устойчивого развития регионов в Российской Федерации [14]:
1) Экологические факторы;
2) Финансово-экономические факторы;
3) Промышленно-производственные факторы;
4) Наличие в регионе развитой инфраструктуры;
5) Продовольственная безопасность региона;
6) Региональный маркетинг;
7) Социальная сфера, культура, общественная деятельность.
Особая роль в устойчивом развитии территории многими учеными отводится экологическим факторам. В соответствии с классификацией, предложенной Е.Л. Очировой [15], можно выделить
293
четыре уровня условий устойчивого развития с позиций действий и экологической ориентированности различных субъектов:
1) Экологическая ориентированность государства;
2) Экологическая ориентированность предпринимательской деятельности;
3) Экологическая ориентированность деятельности некоммерческих организаций;
4) Экологическая ориентированность каждого члена общества в частности и человечества в глобальном масштабе.
На обеспечение экологической безопасности в конкретных регионах и на территориях непосредственное влияние оказывают экологические аспекты деятельности градообразующих предприятий. Кроме того, градообразующие предприятия и эффективность их деятельности является важным фактором, определяющим характер и устойчивость социально-экономического развития территории. Как известно, градообразующие предприятия создают рабочие места для местного населения, являются движущей силой для развития рынков продукции и услуг на территории их функционирования, таких как транспорт, связь, энергетика, телекоммуникации, инженерное обеспечение по причине их активного потребления [16].
Национальные комплексы градообразующих предприятий конкурируют между собой в различных областях - экономической, экологической, социальной. Возникающая конкуренция приводит к необходимости гармонизации некоторых направлений экологической политики, разрабатываемой для крупных отечественных экономических субъектов. Анализ устойчивого развития требует обращения ко всем уровням экономической системы: от микроуровня, где возникают загрязнения, до макроуровня распределения глобальных экономико-экологических ресурсов [17].
Органы местного самоуправления действуют на уровне, непосредственно приближенном к населению, и призваны решать вопросы обеспечения его жизнедеятельности. Это предполагает создание всех возможных условий для нормального функционирования и гармоничного развития человека на конкретной территории, включая благоприятную среду обитания в городских, сельских поселениях и других муниципальных образованиях.
Комплексное социально-экономическое развитие конкретной территории и ее устойчивое формирование напрямую зависят от эффективной реализации экономической, экологической и социально-общественной функций в деятельности органов муниципальной власти. Наличие экологической функции в деятельности органов местного самоуправления обусловлено целью и задачами местного самоуправления, среди которых в данном контексте следует отметить:
а) обеспечение комплексного развития территории муниципального образования,
б) обеспечение безопасности населения (в том числе и экологической безопасности, включая сохранение качества компонентов окружающей среды и минимизацию вредного воздействия на них в пределах территории муниципального образования),
в) защита органами местного самоуправления прав и интересов населения муниципального образования, гарантированных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (включая законодательные акты, принятые в сфере экологии и охраны окружающей среды).
Как следствие, под экологической функцией местного самоуправления следует понимать возможность и обязанность органов местного самоуправления в рамках своих компетенций организовывать и осуществлять комплекс мероприятий по обеспечению благоприятной окружающей среды на территории муниципального образования. Таким образом, эта деятельность реализует экологическую функцию местного самоуправления. Объектом экологической функции местного самоуправления являются общественные отношения, возникающие в сфере экологии и охраны окружающей среды в муниципальном образовании и на прилегающих к нему территориях.
Целью экологической функции местного самоуправления при этом является создание и сохранение благоприятного состояния окружающей природной среды конкретного муниципального образования, повышение качества жизни и улучшение здоровья населения, поддержание экологического равновесия на территории в соответствии с принятыми международными правовыми экологическими требованиями, а также нормативами федеральных и локальных правовых актов [18].
Таким образом, становится актуальным вопрос взаимодействия между органами муниципальной власти и местного самоуправления и руководством промышленных предприятий. В настоящее время инструментарий воздействия муниципалитета на промышленные и производственные объекты, функционирующие на территории муниципальных образований, очень скуден. Потому, показатели результатов финансово-хозяйственной деятельности промышленных и производственных предприятий, приводимые в официальной отчетности организаций и в средствах массовой информации, не объективны и носят сугубо информационный характер.
Экологическая безопасность территории является существенным элементом общественной безопасности, в связи с этим местные власти муниципальных образований, особенно в городах, где наблюдается неблагополучная экологическая ситуация, одной из своих задач ставят разработку и реализацию муниципальной экологической политики, согласованной с региональной и федеральной экологической политикой государства и с особенностями ее реализации на конкретной территории.
Муниципальная экологическая политика в одном из своих направлений ориентирована на охрану окружающей среды от неблагоприятных техногенных воздействий крупных промышленных предприятий, осуществляющих свою деятельность на территории муниципального образования. Проведение эффективной муниципальной экологической политики улучшит экологическую ситуацию на всех уровнях:
1) «локальном» (или «объектовом»), т. е. на крупных хозяйственных объектах, функционирующих на данной территории;
2) «муниципальном», т. е на территории муниципального образования;
3) «региональном», т. е на территории субъекта федерации;
4) «федеральном», т. е в государстве в целом;
5) «глобальном», т. е. на всей планете.
Таким образом, лозунг «Думай глобально - действуй локально» может получить реальное воплощение.
Исходя из вышеизложенного, основные задачи государственного и муниципального управления в сфере экологии в Российской Федерации можно сформулировать следующим образом:
- формирование эффективных систем экологического аудита, контроля и мониторинга, выявление и экологическая инвентаризация экономических субъектов и осуществляемых ими производственных процессов, оказывающих негативное воздействие на состояние окружающей среды на территории муниципального образования;
- создание муниципальной экологической программы;
- разработка механизмов управления состоянием окружающей среды и рациональным использованием природных ресурсов;
- выработка и реализация эффективной системы административных мер, организационных мероприятий и экономических рычагов, обеспечивающих сохранение качества компонентов окружающей среды на территории муниципального образования.
Роль органов муниципальной власти и местного самоуправления на территории конкретного муниципального образования можно систематизировать следующим образом:
- обеспечение надлежащего санитарного состояния территорий муниципального образования;
- участие в формировании и реализации экономического механизма охраны окружающей среды, предусмотренного федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;
- разработка природоохранных программ с перечнем конкретных мероприятий, реализуемых в муниципальном образовании с описанием объема и источников их финансирования из местного бюджета;
- реализация мероприятий, направленных на охрану отдельных природных объектов, расположенных на территории муниципального образования (атмосферный воздух, водные объекты, ландшафтные территории муниципального образования);
- участие в охране окружающей среды при осуществлении отдельных видов деятельности (таких как, например, в сфере промышленного производства, градостроительной деятельности и др.);
- деятельность в сфере градостроительства, застройки и заселения жилых кварталов на территории муниципального образования;
- разработка и финансирование путем привлечения средств из местного бюджета на реализацию проектов и программ, направленных на осуществление экологического воспитания, образования и просвещения населения, проживающего и занятого в активной экономической деятельности на территории муниципального образования;
- некоторые другие.
Таким образом, формирование муниципальной экологической политики осуществляется с учетом результатов анализа существующей экологической ситуации на территории муниципального образования и тенденций ее развития. На основании проведенной оценки экологической ситуации формируется перечень существующих проблем, выбираются направления муниципальной экологической политики и определяются ее приоритетные аспекты, а также разрабатываются конкретные проекты мероприятий по решению выявленных экологических проблем.
При формировании муниципальной экологической политики одним из элементов анализа экологической ситуации является анализ финансово-хозяйственной деятельности и связанных с ней экологических аспектов на крупных промышленных и производственных объектах, осуществляющих свою деятельность на территории муниципального образования.
Важным фактором в данном направлении анализа является изучение фактической реализации положений экологической политики, декларируемой на предприятии, и мероприятий по обеспечению экологической безопасности. В подавляющем большинстве случаев экологические проблемы территории муниципального образования и особенности реализации муниципальной экологической политики связаны с функционированием конкретных экономических хозяйствующих субъектов, производственная деятельность которых связана с негативным воздействием и загрязнением окружающей природной среды на территории.
На современных крупных производственных объектах экологическая политика разрабатывается, как правило, в соответствии со стратегией государства в области экологической безопасности и рационального использования природных ресурсов, с экологической доктриной Российской Федерации, а также с учетом мнений ведущих экологических общественных организаций, в том числе зарубежных.
К основным недостаткам эффективной практической реализации экологических политик на современных предприятиях следует отнести:
- отсутствие регулярного проведения экологического аудита на предприятии, в том числе с привлечением внешних служб из числа представителей местного самоуправления;
- неактивное участие органов местного самоуправления и руководителей градообразующих предприятий в совершенствовании действующего законодательства и нормативно-правовых актов в области охраны окружающей среды, принимаемых на местном уровне и гармонизации
законодательства с законодательством зарубежных стран, регулирующем деятельность предприятий, функционирующих в аналогичном направлении производственной деятельности;
- неэффективная система планирования хозяйственной деятельности предприятия с учетом целевых экологических показателей, оценки контроля их достижения;
- отсутствие разработанных и внедренных в практическую деятельность предприятий программ повышения квалификации персонала, ответственного за промышленную экологическую безопасность производства, а также контроля эффективности реализации подобных программ;
- отсутствие разработанных и внедренных практику индивидуальных и корпоративных НК-проектов и программ, направленных на повышение уровня корпоративной социальной экологической ответственности и уровня экологического сознания, а также контроля эффективности реализации таких проектов;
- недостаточный контроль и надзор со стороны административных органов в сфере ответственности за экологические правонарушения;
- отсутствие достаточного финансового стимулирования и эффективной реализации экономических механизмов со стороны государства в отношении проектов, направленных на минимизацию вредного воздействия на окружающую среду и связанных с экологически безопасными технологиями вторичного и безотходного производства, на реализацию современных подходов к ресурсосбережению в процессе производства и на разработку и внедрение природоохранных мероприятий на производственных предприятиях;
- отсутствие регулярного экологического мониторинга и своевременного формирования экологической отчетности по причине ослабленного контроля со стороны экологических служб местного самоуправления;
- неэффективная система управления экологическими рисками на промышленных объектах повышенной опасности, функционирующих на территории отдельных муниципальных образований, а также отсутствие действенных мер по снижению этих рисков и четко регламентированных мер по компенсации обусловленных рисками потерь.
Решение проблем, существующих в государственном регулировании в экологической сфере, видится в следующем.
В настоящее время многие суверенные государства закрепляют в своем законодательстве положения о возможности ограничения некоторых своих прав и делегирования части полномочий в экологической сфере международным структурам и организациям. Степень такого делегирования фиксируется соответствующими международными договоренностями и соглашениями. Нормативные акты, издаваемые такими наднациональными органами, в ряде случаев имеют большую юридическую силу, чем акты национального законодательства. Одним из средств унификации и совершенствования российского экологического законодательства является создание единообразных модельных законодательных актов [19].
Ряд важных модельных экологических законов рекомендательного характера был предложен Россией странам Содружества Независимых Государств. Это законопроекты «Об экологической безопасности», «Об экологическом образовании и культуре», «О государственной поддержке сельского хозяйства», «Об обязательном экологическом страховании», «Об экологическом контроле». Некоторые отдельные нормы вошли в национальные законодательства стран Содружества [20].
Таким образом, основной проблемой в области разработки и реализации действенных положений законодательства по вопросам экологии и охраны окружающей среды является недостаточно полное использование в национальных законодательствах положений модельных законов, давно и успешно применяемых в ряде зарубежных стран. В национальных правовых актах, как правило, находят место
лишь отдельные положения, принципы, подходы, концептуальные решения [21], получившие развитие в модельных законах экономически развитых стран.
Исходя из вышеизложенного, одним из важнейших направлений совершенствования работы государственных парламентариев является принятие востребованных модельных законодательных актов в сфере экологии и охраны окружающей среды и разработка перечня конкретных мероприятий по применению данных модельных актов на уровне регионов и муниципальных образований.
Другим решением проблем участия органов муниципальной власти в экологической сфере является разработка ряда мероприятий по формированию экофильного экологического сознания населения путем создания и внедрения системы методологических и практических способов экологизации общественного сознания в рамках муниципальной экологической политики. Для этого целесообразно в муниципальных образованиях реализовывать и обосновывать значение системной планомерной работы экологической службы в рамках муниципальной системы управления в деле решения природоохранных задач, воспитания молодежи, формирования экологического сознания населения территории, переориентации личности на природоохранное поведение. Для содействия реализации подобных мероприятий немаловажную роль играют собственники предприятий, деятельность которых связана с экологическими аспектами на территории муниципального образования. Основной задачей таких предприятий, помимо прочих положений закрепленной в их экологических политиках, необходимо обозначить привлечение внимания региональных и муниципальных органов власти к задачам создания, сохранения и развития экологических служб.
Качественное решение актуальных проблем в сфере охраны окружающей среды на муниципальном уровне сложно обеспечить без эффективной и планомерной работы профессиональных экологических служб, создаваемых в составе администраций муниципальных образований (прежде всего муниципального района, городского округа), слаженной совместной работы административных экологических служб с аналогичными службами предприятий, без общественных экологических инициатив и контроля со стороны органов муниципальной власти. Одной из основных задач совместной работы экологических служб предприятий и муниципальной власти является формирование экологического сознания населения и экологическое воспитание молодежи, проживающей на территории муниципального образования.
Третьим направлением совершенствования муниципальной экологической политики в контексте ее влияния на деятельность предприятий, функционирующих на территории конкретного муниципального образования, является подробный анализ экологических политик этих предприятий и эффективности реализации декларируемых в них мероприятий. На основе полученных результатов анализа экологических политик предприятий органы муниципальной власти и местного самоуправления должны вырабатывать экономико-технологические и организационно-правовые мероприятия с целью устранения или нейтрализации неблагоприятных факторов, возникающих в результате деятельности предприятий и вредного воздействия их производства на окружающую среду, включающие:
- перепрофилирование, перебазирование, диверсификацию или ликвидацию экологически опасных производств;
- внедрение прогрессивных безотходных и экологически безопасных технологий и модернизацию материально-технической базы конкретных производств, функционирующих на территории муниципального образования;
- многооборотное ресурсопользование и внедрение технологий вторичного производства в деятельность производственных и промышленных предприятий территории (в том числе реализация мероприятий по утилизации отходов производства, проектов оборотного водоснабжения и т.п.);
- создание и контроль за функционированием санитарно-защитных зон вокруг экологически вредных производств, расположенных на территории муниципального образования;
- использование экономических инструментов регулирования природопользования, в числе которых следует отметить льготное налогообложение, субсидии на реализацию экологически безопасных проектов и иные методы финансового стимулирования природоохранных мероприятий, реализуемых на конкретных производствах в муниципальном образовании.
Четвертым направлением активного участия органов государственной и муниципальной власти (органов местного самоуправления) в вопросах реализации экологической политики на предприятиях муниципального образования является обеспечение эффективного внедрения административных регламентов исполнения функции по осуществлению проверки деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, работающих на крупных производствах муниципального образования, на предмет соблюдения требований и выполнения предписаний и нормативов экологического и санитарного законодательства Российской Федерации. В данном направлении необходим тщательный контроль реализации положений и требований как федерального законодательства, так и локальных нормативно-правовых актов. Как следствие, необходимо стремится к повышению эффективности деятельности в рамках не только контроля, но и надзора в сфере применения административных санкций и взыскания наложенных штрафов.
И, наконец, еще одним направлением, реализуемым в сфере эффективной реализации муниципальной экологической политики, по нашему мнению, является участие органов местного самоуправления в реализации НК-проектов по формированию экологического сознания и повышению уровня социальной экологической ответственности персонала предприятий, осуществляющих производственную деятельность на территории муниципальных образований. Прежде всего, это участие должно проявляться в финансовом стимулировании подобных проектов, а также предоставлении организационно-методической, научной и административной базы для реализации данных проектов. Для этого необходимо проводить постоянное тесное взаимодействие экологических служб местной администрации с экологическими отделами и службами предприятий. Кроме этого, к реализации экологических проектов в рамках корпоративных экологических политик целесообразно привлекать также представителей общественных экологических организаций и объединений, - людей, обладающих высоким уровнем социальной ответственности и сформированным эколого-ориентированным мышлением.
Перечень приведенных выше направлений возможного участия органов муниципальной власти и местного самоуправления в реализации экологических политик предприятий, функционирующих на территории муниципального образования, безусловно, не является исчерпывающим и должен дорабатываться и расширяться применительно к конкретной анализируемой территории и деятельности градообразующих предприятий в соответствии со спецификой их устойчивого развития.
Список литературы
1. Гайкович, Е.К. Экологическая политика Российской Федерации (Структурно-функциональный анализ). / Е.К. Гайкович.: Диссертация на соискание степени кандидата политических наук. Н.Новгород, 2003. -258 с.
2. Люри, Д.И. Развитие ресурсопользования и экологические кризисы или зачем нам нужны экологические кризисы? / Д.И. Люри. М.: ИГ РАН, 1997.
3. Данилов-Данильян, В.И.. Экологический вызов и устойчивое развитие: Учебное пособие. / В.И. Данилов-Данильян, К.С. Лосев. М.: Прогресс-Традиция, 2000. - С. 164.
4. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993г. (в действующей редакции). // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
5. Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Минприроды России на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годы. (Опубликован на официальном сайте Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации).
6. О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Российской Федерации в 2013 году: Государственный доклад. М.: Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, 2014. - С. 6.
7. На официальном сайте Минприроды России опубликован Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2013 году» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://plast.vn.ua/chapter/Na-oficialnom-sayte-Minprirodi-Rossii-opublikovan-Gosudarstvenniy-doklad-O-sostoyanii-i-ob-ohrane-okruzhayuschey-sredi-Rossiyskoy-Federacii-v-godu.html
8. На государственном уровне. // Зеленый колокол. - 2012. - № 05-06 (217-218). - С. 2.
9. Утверждены «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года». / Официальный сайт Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.mnr.gov.ru/news/detail.php?ID=128646
10. Система муниципального управления: Учебник для вузов. Изд. третье, перераб. и дополн./ под ред. В.Б. Зотова. СПб.: Питер, 2007. - С. 120.
11. Данилов-Данильян, В.И. Устойчивое развитие - будущее Российской Федерации. / В.И. Данилов-Данильян // Россия на пути к устойчивому развитию. М., 1996. - С. 5.
12. Островский, Н.В. Критерии устойчивого развития: муниципальные аспекты. [Электронный ресурс] -Режим доступа: http://n-t.ru/tp/ns/kur.htm
13. Урсул, А.Д. Переход России к устойчивому развитию. Ноосферная стратегия. / А.Д. Урсул. М.: Издательский дом «Ноосфера», 1998. - С. 43.
14. Подпругин, М.О. Устойчивое развитие региона: понятие, основные подходы и факторы. / М.О. Подпругин // Российское предпринимательство. - 2012. - № 24(222). - С. 214-221.
15. Очирова, Е.Л. Экономические и экологические аспекты устойчивого развития современной экономики. / Е.Л. Очирова. - Иркутск: ИрГУПС, 2009. - С. 10-20.
16. Алушкин, Ю.А. Градообразующее предприятие как фактор социально-экономического развития территории: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. / Ю.А. Алушкин. - СПб.: Институт проблем региональной экономики РАН, 2011. - С. 3.
17. Очирова, Е.Л. Экономические и экологические аспекты устойчивого развития современной экономики. / Е.Л. Очирова. - Иркутск: ИрГУПС, 2009. - С. 3.
18. Безродная, И.В. Муниципальная экологическая политика как система формирования экологического сознания. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://xn—7sbhhdd7apencbh6a5g9c.xn--p1ai/projects/56275/
19. Экологические аспекты устойчивого развития. Аналитический доклад к Пятому Невскому международному экологическому конгрессу «Экологическая основа устойчивого развития». // Аналитический вестник. 2012. № 12 (455). С. 55.
20. Экологические аспекты устойчивого развития. Аналитический доклад к Пятому Невскому международному экологическому конгрессу «Экологическая основа устойчивого развития». // Аналитический вестник. 2012. № 12 (455). С. 56.
21. Бризкун, К.А. О видах рекомендательных актов международных организаций и формах их влияния на национальное законодательство. / К.А. Бризкун // Журнал российского права. 2010. № 8.
References
1. Gaikovich, E.K. Ekologicheskaya politika Rossiiskoi Federatsii (Strukturno-funktsional'nyi analiz). / E.K. Gaikovich.: Dissertatsiya na soiskanie stepeni kandidata politicheskikh nauk. N.Novgorod, 2003. -258 c.
2. Lyuri, D.I. Razvitie resursopol'zovaniya i ekologicheskie krizisy ili zachem nam nuzhny ekologicheskie krizisy? / D.I. Lyuri. M.: IG RAN, 1997.
3. Danilov-Danil'yan, V.I.. Ekologicheskii vyzov i ustoichivoe razvitie: Uchebnoe posobie. / V.I. Danilov-Danil'yan, K.S. Losev. M.: Progress-Traditsiya, 2000. - S. 164.
4. Konstitutsiya Rossiiskoi Federatsii. Prinyata vsenarodnym golosovaniem 12 dekabrya 1993g. (v deistvuyushchei redaktsii). // Sobranie zakonodatel'stva RF, 04.08.2014, N 31, st. 4398.
5. Doklad o rezul'tatakh i osnovnykh napravleniyakh deyatel'nosti Minprirody Rossii na 2014 god i planovyi period 2015 i 2016 gody. (Opublikovan na ofitsial'nom saite Ministerstva prirodnykh resursov i ekologii Rossiiskoi Federatsii).
6. O sostoyanii sanitarno-epidemiologicheskogo blagopoluchiya naseleniya v Rossiiskoi Federatsii v 2013 godu: Gosudarstvennyi doklad. M.: Federal'naya sluzhba po nadzoru v sfere zashchity prav potrebitelei i blagopoluchiya cheloveka, 2014. - S. 6.
7. Na ofitsial'nom saite Minprirody Rossii opublikovan Gosudarstvennyi doklad «O sostoyanii i ob okhrane okruzhayushchei sredy Rossiiskoi Federatsii v 2013 godu» [Elektronnyi resurs] - Rezhim dostupa: http://plast.vn.ua/chapter/Na-oficialnom-sayte-Minprirodi-Rossii-opublikovan-Gosudarstvenniy-doklad-O-sostoyanii-i-ob-ohrane-okruzhayuschey-sredi-Rossiyskoy-Federacii-v-godu.html
8. Na gosudarstvennom urovne. // Zelenyi kolokol. - 2012. - № 05-06 (217-218). - S. 2.
9. Utverzhdeny «Osnovy gosudarstvennoi politiki v oblasti ekologicheskogo razvitiya Rossiiskoi Federatsii na period do 2030 goda». / Ofitsial'nyi sait Ministerstva prirodnykh resursov i ekologii Rossiiskoi Federatsii. [Elektronnyi resurs] - Rezhim dostupa: http://www.mnr.gov.ru/news/detail.php?ID=128646
10. Sistema munitsipal'nogo upravleniya: Uchebnik dlya vuzov. Izd. tret'e, pererab. i dopoln./ pod red. V.B. Zotova. SPb.: Piter, 2007. - S. 120.
11. Danilov-Danil'yan, V.I. Ustoichivoe razvitie - budushchee Rossiiskoi Federatsii. / V.I. Danilov-Danil'yan // Rossiya na puti k ustoichivomu razvitiyu. M., 1996. - S. 5.
12. Ostrovskii, N.V. Kriterii ustoichivogo razvitiya: munitsipal'nye aspekty. [Elektronnyi resurs] - Rezhim dostupa: http://n-t.ru/tp/ns/kur.htm
13. Ursul, A.D. Perekhod Rossii k ustoichivomu razvitiyu. Noosfernaya strategiya. / A.D. Ursul. M.: Izdatel'skii dom «Noosfera», 1998. - S. 43.
14. Podprugin, M.O. Ustoichivoe razvitie regiona: ponyatie, osnovnye podkhody i faktory. / M.O. Podprugin // Rossiiskoe predprinimatel'stvo. - 2012. - № 24(222). - S. 214-221.
15. Ochirova, E.L. Ekonomicheskie i ekologicheskie aspekty ustoichivogo razvitiya sovremennoi ekonomiki. / E.L. Ochirova. - Irkutsk: IrGUPS, 2009. - S. 10-20.
16. Alushkin, Yu.A. Gradoobrazuyushchee predpriyatie kak faktor sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya territorii: Avtoreferat dissertatsii na soiskanie uchenoi stepeni kandidata ekonomicheskikh nauk. / Yu.A. Alushkin. - SPb.: Institut problem regional'noi ekonomiki RAN, 2011. - S. 3.
17. Ochirova, E.L. Ekonomicheskie i ekologicheskie aspekty ustoichivogo razvitiya sovremennoi ekonomiki. / E.L. Ochirova. - Irkutsk: IrGUPS, 2009. - S. 3.
18. Bezrodnaya, I.V. Munitsipal'naya ekologicheskaya politika kak sistema formirovaniya ekologicheskogo soznaniya. [Elektronnyi resurs] - Rezhim dostupa: http://xn—7sbhhdd7apencbh6a5g9c.xn--p1ai/projects/56275/
19. Ekologicheskie aspekty ustoichivogo razvitiya. Analiticheskii doklad k Pyatomu Nevskomu mezhdunarodnomu ekologicheskomu kongressu «Ekologicheskaya osnova ustoichivogo razvitiya». // Analiticheskii vestnik. 2012. № 12 (455). S. 55.
20. Ekologicheskie aspekty ustoichivogo razvitiya. Analiticheskii doklad k Pyatomu Nevskomu mezhdunarodnomu ekologicheskomu kongressu «Ekologicheskaya osnova ustoichivogo razvitiya». // Analiticheskii vestnik. 2012. № 12 (455). S. 56.
21. Brizkun, K.A. O vidakh rekomendatel'nykh aktov mezhdunarodnykh organizatsii i formakh ikh vliyaniya na natsional'noe zakonodatel'stvo. / K.A. Brizkun // Zhurnal rossiiskogoprava. 2010. № 8.