Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ КОНКУРЕНЦИИ В ТРУДАХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИИ И МАРКСИСТСКОЙ ШКОЛЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ'

РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ КОНКУРЕНЦИИ В ТРУДАХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИИ И МАРКСИСТСКОЙ ШКОЛЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
166
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНЦИЯ / БАЛАНС ЦЕН / ЦЕНОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / "НЕВИДИМАЯ РУКА" / ЧАСТНЫЕ ИНТЕРЕСЫ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ОБОБЩЕСТВЛЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВА / МОНОПОЛИЯ / COMPETITION / PRICE BALANCE / PRICE REGULATION / "INVISIBLE HAND" / PRIVATE INTERESTS AND ECONOMIC EFFICIENCY / SOCIALIZATION OF PRODUCTION / MONOPOLY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Модебадзе Н.П.

В статье исследована эволюция теорий конкуренции, отраженная в трудах представителей классической политэкономии и марксистской школы экономической мысли. Исследованию конкуренции положили начало труды Буагильбера, У. Петти, Ж. Тюрго. Они отмечали важную роль конкуренции в эффективном развитии экономики, достижении рыночного равновесия. Большое внимание уделялось влиянию конкуренции на формирование «пропорциональных» или «нормальных» цен, ее установление на определенном «естественном» уровне. Родоначальником исследования теорий конкуренции считают А. Смита. Им выделены: поведенческий, функциональный и структурный аспекты конкуренции. Конкуренция представлена им как процесс и как состояние рынка. Состояние рынка в качестве оценочного критерия позволяет определить тип отраслевого рынка. Возникновение конкуренции связано с действием естественных законов рынка. Большую роль А. Смит отводит конкуренции в распределении ресурсов, формировании величины заработной платы, управлении нормой прибыли, согласовании частных интересов с экономической эффективностью. Действие конкуренции по регулированию рыночных цен называет действием «невидимой руки». Д. Рикардо разработал теоретическую модель совершенной конкуренции, основные элементы которой: конкуренция, спрос и предложение. К. Маркс обосновал связь развития конкуренции с возникновением частной собственности, разделения труда и обмена. Им выделены этапы развития конкуренции, виды конкуренции, их движущие мотивы и цели. К. Маркс указал, что свободная конкуренция способствует обобществлению производства. Конкуренция и централизация капитала и производства приводят к образованию монополий. Взаимодействие конкуренции и монополии охарактеризовано им как диалектическое единство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF COMPETITION THEORY IN WORKS OF REPRESENTATIVES OF CLASSICAL POLITICAL ECONOMY AND MARXIAN SCHOOL OF ECONOMIC THOUGHT

The article investigates evolution of theories of competition, reflected in works of representatives of Classical economics and Marxian school of economics. The research of competition was initiated by Boisguillebert, W. Petty, J. Turgot. They emphasized an important role of competition in effective development of the economy and achieving market equilibrium. Great attention was paid to influence of the competition on formation of «proportional» or «normal» prices, and its’ establishment at a certain «natural» level. A. Smith is considered to be the pioneer of the research in the field of competition. He highlighted behavioral, functional and structural aspects of competition. The competition is presented as a process and a market condition. The state of the market, as an evaluation criterion, allows to determine the type of industry market. Competition is connected with operation of natural laws of the market. A. Smith gives a big role for the competition in distribution of resources, formation of salary size, management of rate of return, coordination of private interests with economic efficiency. The action of competition to regulate market prices calls the action of the «invisible hand». D. Ricardo developed a theoretical model of perfect competition, the main elements of which are competition, supply and demand. K. Marx substantiated the connection between the development of competition and the emergence of private property, the division of labor and exchange. He identified the stages of development of competition, types of competition, their driving motives and goals. K. Marx pointed out that free competition promotes the socialization of production. Competition and centralization of capital and production lead to the formation of monopolies. The interaction of competition and monopoly is characterized by him as a dialectical unity.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ КОНКУРЕНЦИИ В ТРУДАХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИИ И МАРКСИСТСКОЙ ШКОЛЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ»

УДК 339.71

Модебадзе Н. П. Modebadze N. P.

РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ КОНКУРЕНЦИИ В ТРУДАХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИИ И МАРКСИСТСКОЙ ШКОЛЫ

ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ

DEVELOPMENT OF COMPETITION THEORY IN WORKS OF REPRESENTATIVES OF CLASSICAL POLITICAL ECONOMY AND MARXIAN SCHOOL OF ECONOMIC THOUGHT

В статье исследована эволюция теорий конкуренции, отраженная в трудах представителей классической политэкономии и марксистской школы экономической мысли. Исследованию конкуренции положили начало труды Буа-гильбера, У. Петти, Ж. Тюрго. Они отмечали важную роль конкуренции в эффективном развитии экономики, достижении рыночного равновесия. Большое внимание уделялось влиянию конкуренции на формирование «пропорциональных» или «нормальных» цен, ее установление на определенном «естественном» уровне.

Родоначальником исследования теорий конкуренции считают А. Смита. Им выделены: поведенческий, функциональный и структурный аспекты конкуренции. Конкуренция представлена им как процесс и как состояние рынка. Состояние рынка в качестве оценочного критерия позволяет определить тип отраслевого рынка. Возникновение конкуренции связано с действием естественных законов рынка. Большую роль А. Смит отводит конкуренции в распределении ресурсов, формировании величины заработной платы, управлении нормой прибыли, согласовании частных интересов с экономической эффективностью. Действие конкуренции по регулированию рыночных цен называет действием «невидимой руки».

Д. Рикардо разработал теоретическую модель совершенной конкуренции, основные элементы которой: конкуренция, спрос и предложение.

К. Маркс обосновал связь развития конкуренции с возникновением частной собственности, разделения труда и обмена. Им выделены этапы развития конкуренции, виды конкуренции, их движущие мотивы и цели. К. Маркс указал, что свободная конкуренция способствует обобществлению производства. Конкуренция и централизация капитала и производства приводят к образованию монополий. Взаимодействие конкуренции и монополии охарактеризовано им как диалектическое единство.

The article investigates evolution of theories of competition, reflected in works of representatives of Classical economics and Marxian school of economics. The research of competition was initiated by Boisguillebert, W. Petty, J. Turgot. They emphasized an important role of competition in effective development of the economy and achieving market equilibrium. Great attention was paid to influence of the competition on formation of «proportional» or «normal» prices, and its' establishment at a certain «natural» level.

A. Smith is considered to be the pioneer of the research in the field of competition. He highlighted behavioral, functional and structural aspects of competition. The competition is presented as a process and a market condition. The state of the market, as an evaluation criterion, allows to determine the type of industry market. Competition is connected with operation of natural laws of the market. A. Smith gives a big role for the competition in distribution of resources, formation of salary size, management of rate of return, coordination of private interests with economic efficiency. The action of competition to regulate market prices calls the action of the «invisible hand».

D. Ricardo developed a theoretical model of perfect competition, the main elements of which are competition, supply and demand.

K. Marx substantiated the connection between the development of competition and the emergence of private property, the division of labor and exchange. He identified the stages of development of competition, types of competition, their driving motives and goals. K. Marx pointed out that free competition promotes the socialization of production. Competition and centralization of capital and production lead to the formation of monopolies. The interaction of competition and monopoly is characterized by him as a dialectical unity.

Ключевые слова: конкуренция, баланс цен, ценовое регулирование, «невидимая рука», частные интересы и экономическая эффективность, обобществление производства, монополия.

Key words: competition, price balance, price regulation, «invisible hand», private interests and economic efficiency, socialization of production, monopoly.

Модебадзе Нодари Парменович -

доктор экономических наук, профессор кафедры экономики, ФГБОУ ВО Кабардино-Балкарский ГАУ, г. Нальчик Тел.: 8(8662) 40 39 02 Е-mail: Modebadze@.yandex.ru

Modebadze Nodari Parmenovich -

Doctor of Economics, Professor, Department of

Economics, FSBEI HE Kabardino-Balkarian

SAU, Nalchik

Tel.: 8(8662) 40 39 02

E-mail: Modebadze@.yandex.ru

Конкуренция - важный элемент механизма функционирования рыночной экономики, ключевое звено системы рыночных отношений. Конкуренция формирует поведение хозяйствующих субъектов, направленное на рациональное использование ограниченных ресурсов, всего имеющегося потенциала. Данное обстоятельство предопределяет широкое применение на практике теорий рыночной конкуренции. Выступая важной составной частью рыночных исследований, теории конкуренции создают основу разработок стратегии и тактики рыночной деятельности хозяйствующих субъектов.

Начало исследований конкуренции относят к XVII-VIII векам и связывают их с представителями классической школы политэкономии. К их числу относят одного из основателей классической политэкономии Пьера Леперазана де Буагильбера. В 70-х годах XVII века он разработал ряд реформ, направленных на развитие хозяйства Франции. Его предложения касались расширения внутреннего рынка, расширения обращения товаров, разделения труда и т.п. При этом одним из важнейших условий эффективного развития экономики он считал свободную конкуренцию. Большое внимание он уделял достижению экономического равновесия. По его мнению, экономическое равновесие может быть достигнуто при условии формирования пропорциональных или нормальных цен. Пропорциональные или нормальные цены, по мнению Буагильбера - это цены, покрывающие издержки производства и обеспечивающие «известную» прибыль в среднем по каждой отрасли. Касательно обеспечения «оптимальных цен» в экономике Буагильбер считал, что они будут формироваться с помощью

свободной конкуренции, стихийно. По его мнению цены должны регулироваться рынком. Установление же максимальных цен в значительной степени ограничивает свободу конкуренции [1].

Среди ранних исследователей теории конкуренции называют также имена Уильяма Пети и Жака Тюрго. По их мнению конкуренция способствует формированию рыночной цены на ее определенном «естественном уровне». Эти теоретические положения получили свое дальнейшее развитие в трудах Адама Смита. Исследователи считают, что само понятие «конкуренция» было введено А. Смитом и он назван родоначальником исследования теории конкуренции. Известны его три подхода к сущности конкуренции. Сформированные еще в XVIII веке эти подходы актуальны и в настоящее время. Речь идет о таких аспектах сущностного содержания конкуренции, как поведенческий, функциональный и структурный. Поведенческий аспект характеризует конкуренцию как внутреннее свойство человека. Данное свойство, присущее человеческой натуре, это свойство соперничества. Под его влиянием формируется соответствующее поведение хозяйствующих субъектов и олицетворяющих их индивидов. Соперничество порождается и инициируется стремлением реализовать свои личные интересы, что приводит к конфликтам при столкновении разнонаправленных устремлений. В итоге такое поведение соперничающих людей придает рациональность действиям субъектов рыночных отношений.

В рамках функционального подхода конкуренция характеризуется с точки зрения ее значения для развития рыночной экономики. И поведенческий, и функциональный подхо-

ды характеризуют конкуренцию как определяющий развитие рынка процесс.

Конкуренция с позиций структурного подхода определяет соответствующее состояние рынка. При этом такое состояние формируется под влиянием процесса конкуренции, как поведенческого, так и функционального. С точки зрения А. Смита состояние рынка может быть выделено в качестве оценочного критерия. Такой оценочный критерий позволяет выделить тот или иной тип отраслевого рынка.

А. Смит утверждал, что возникновение и развитие конкуренции обусловлено действием естественных законов рынка. Его рассуждения по данному поводу связаны с анализом установления «естественной цены». По его мнению действия продавцов порождают конкуренцию. В результате рыночная цена может повыситься по сравнению с естественной ценой. Степень превышения естественной цены над рыночной будет зависеть от дефицита предложений товаров. Именно дефицит товаров среди конкурентов А. Смит считает одним из основных факторов возникновения и обострения конкуренции.

В числе факторов, мешающих развитию конкуренции, А. Смит называет монополию. Именно монополия, по его мнению, устанавливает высокие цены на рынке. Он также указывает на негативное влияние корпораций.

А. Смит отмечает большую роль конкуренции в распределении ресурсов и получении прибыли в различных отраслях экономики. Он считал, что в случае вложения капитала в небольшое число отраслей конкуренция вызовет понижение нормы прибыли.

Конкуренция, по его мнению, в значительной степени влияет на процесс установления величины заработной платы. Исследуя факторы, определяющие фактический уровень заработной платы, он утверждал, что основополагающим является конкуренция: с одной стороны между капиталистами за привлечение рабочей силы, с другой стороны - конкуренция между самими рабочими за рабочие места. А. Смитом впервые обосновано действие конкуренции как фактора управления нормой прибыли и оптимального распределения труда и капитала. Конкуренция, по мнению А. Смита, призвана согласовать частные интересы и экономическую эффективность. В этом плане он считал конкуренцию «невидимой рукой» рынка, которая автоматически

выполняет функцию установления равновесия на рынке. А. Смит отмечал: «Каждый отдельный человек старается употреблять свой капитал так, чтобы продукт его обладал наибольшей стоимостью. Обычно он и не имеет в виду содействовать общественной пользе и не сознает, насколько содействует ей. Он имеет в виду лишь собственный интерес, преследует лишь собственную выгоду, причем в этом случае он невидимой рукой направляется к цели, которая не входила в его намерения. Преследуя свои собственные интересы, он часто более действенным образом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится служить им» [2].

А. Смит отмечал также, что на рынке отсутствует какое-либо согласование о количествах товара и ценах, в связи с чем здесь должен царить хаос. Однако благодаря конкуренции, борьбы продавцов за покупателей происходит регулирование рыночных процессов, в частности, цены. В результате конкуренции устанавливается некая средняя цена, которую А. Смит считал естественной ценой. Многочисленные продавцы, хотя и стремятся реализовать свои интересы, они вынуждены считаться с этой естественной ценой. Действие конкуренции по регулированию рыночных цен А. Смит считал «невидимой рукой» рынка, рыночного механизма. С наибольшей эффективностью действие «невидимой руки» будет проявляться, по его мнению, в условиях господства свободной торговли и совершенной конкуренции.

Опираясь на теорию ценовой конкуренции, А. Смит разработал основы доктрины «максимального удовлетворения потребностей». Он исходил из того, что деятельность производителей на рынке формирует цены. Этим ценам следует в своих действиях потребитель. В свою очередь, цены формируются с учетом совокупности всех индивидуальных действий. В итоге, получаемый результат не зависит от воли и намерений отдельных индивидов. Из этого следует, что рыночная экономика развивается по определенным строгим правилам. При этом она не подчиняется какой-либо коллективной воле или замыслу. С учетом действия этих правил, свободная конкуренция на рынках факторов производства способствует выравниванию преимущества указанных факторов в отраслях. Такое выравнивание преимуществ приводит к оптимальному распределению ресурсов между ними.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что А. Смит рассматривал конкуренцию как эффективное средство ценового регулирования. Им сформированы теоретические положения совершенной конкуренции, которая не приемлет контроль рыночных процессов. В учении А. Смита практически отсутствует характеристика сущностного содержания конкуренции. В то же время им были сформулированы условия существования и развития конкуренции.

Теория конкуренции как ценового регулятора рынка была развита в дальнейшем Д. Рикардо. Им была сформирована теоретическая модель совершенной конкуренции, основные положения которой были изложены в его известном труде «Начала политической экономики и налогообложения» [3]. Функционирование такой системы рассмотрено им в долгосрочной перспективе. Это позволило абстрагироваться от таких факторов, как географические особенности рынка, государственное регулирование и т.д.

В качестве принципиальных элементов своей модели Д. Рикардо считал конкуренцию, спрос и предложение. Именно под их влиянием происходит формирование рыночной цены. Конкуренция, по его мнению, играет решающую роль в достижении баланса цен.

Теории конкуренции А. Смита и Д. Рикар-до имеют ряд общих черт. Оба рассматривают конкуренцию в аспекте развития рыночных отношений. При этом рыночные отношения имеют хаотичную и стихийную направленность. Они не требуют государственного вмешательства. И А. Смит и Д. Рикардо фокусировали свои исследования на ценовой конкуренции.

Представители классической школы внесли огромный вклад в становление и развитие теории конкуренции. Однако за рамками их исследований остались вопросы условий и факторов возникновения конкуренции, методов конкуренции, ее видов и др. Исследования указанных вопросов нашли отражение в трудах представителей марксистской и других школ экономической мысли. Этому способствовало дальнейшее развитие производительных сил, сопутствующие ему процессы концентрации капитала, централизации производства и т.п. Именно в этих условиях исследования теории конкуренции получили новый импульс развития.

Особый интерес представителей марксистской школы вызывали вопросы причин возникновения конкуренции, определения этапов ее становления. В трудах Ф. Энгельса и К. Маркса нашли отражение исследования методов и форм конкурентной борьбы, механизмов конкуренции. В историческом аспекте возникновение конкуренции они увязывали с появлением мануфактур, появлением частной собственности. Одним из первых проявлений конкуренции они считали торговые войны, протекционистские пошлины, запретительные меры и т.п.

К. Марксом убедительно доказано, что становление и развитие конкуренции связано с возникновением частной собственности, развитием разделения труда и обмена. Этапы развития конкуренции - это этапы развития указанных экономических явлений. В соответствии с этим К. Маркс определял специфику конкуренции каждого из этапов, специфику методов конкурентного противоборства.

К. Маркс выделил три этапа развития конкуренции. Первый этап - этап первоначального накопления капитала. В этот период, до второй половины XVII века, имела место конкуренция в торговле. Методы конкурентной борьбы: протекционистские пошлины, запретительные меры и т.п.

Период второго этапа - вторая половина XVII - конец XVIII века. В ввиду того, что в этот период внешняя торговля и судоходство развивались быстрее, чем мануфактурное производство, внешняя конкуренция преобладала над внутренней. Методы конкурентной борьбы на этом этапе менее радикальны. Это тарифы, договоры, запрещения. Эти методы использовались в рамках политики государства. Поэтому от нее зависела и эффективность конкурентной борьбы.

Характерной особенностью развития конкуренции на этих этапах было то, что конкуренция не была свободной.

Третий этап - XIX век, отмечен развитием крупной промышленности. Данное обстоятельство «сделало конкуренцию универсальной» [4].

К. Маркс различал: «бюргерско-добропо-рядочную» конкуренцию и конкуренцию как ожесточенную борьбу; внутреннюю, внешнюю и всеобщую (мировую); трехстороннюю (конкуренцию между продавцами, между покупателями, между продавцом и покупате-

лем) [5]. Наибольшее развитие в исследованиях К. Маркса получили вопросы межотраслевой и внутриотраслевой конкуренции. Маркс в качестве внутриотраслевой конкуренции рассматривал экономическое соперничество между теми производителями, которые производили однородный товар. В результате внутриотраслевой конкуренции происходил процесс выравнивания индивидуальных затрат производителей и формирования рыночной цены на однородный товар. Важным условием межотраслевой конкуренции К.Маркс считал возможность беспрепятственного перемещения капитала из одной отрасли в другую. Это условие означает свободный вход и выход соответственно в отрасль и из отрасли. Межотраслевая конкуренция ведется за лучшие условия приложения капитала. К. Маркс показал механизм действия межотраслевой и внутриотраслевой конкуренции, их движущие мотивы и цели. «Что осуществляет конкуренция прежде всего в одной сфере производства, так это установление одинаковой рыночной стоимости и рыночной цены из различных индивидуальных стоимостей товаров. Но только конкуренция капиталов в различных отраслях производства создает цену производства, которая выравнивает нормы прибыли различных отраслей» [6]. С полным основанием можно считать, что К.Маркс заложил фундамент в определение конкуренции как закономерности развития рыночного хозяйства, как явления, неразрывно связанного с законами товарного производства.

К. Марксом были заложены основы системного исследования конкуренции. Опираясь на логический и исторический анализ капиталистического способа производства, Маркс пришел к выводу о том, что свободная конкуренция играет важную роль в процессе обобществления производства. Под ее влиянием происходит концентрация и централизация производства и капитала. Эти процессы, в свою очередь, способствуют формированию монополии. Исследуя взаимодействие конкуренции и монополии, К. Маркс указал на ее противоречивый характер. Это диалектическое единство, где имеют место антагонистические противоречия и взаимообусловленность, и взаимодополняемость.

Необходимо отметить, что конкуренция не является главной составляющей в исследованиях К. Маркса. К. Маркс, как последовательный критик капитализма, исследовал всю систему капиталистической экономики, в которой конкуренция анализировалась как присущее этой системе рыночное явление.

Следуя своим идеологическим постулатам, К. Маркс обосновал необходимость смены капиталистического способа производства. Новый общественный строй должен упразднить институт частной собственности и сопутствующую ему конкуренцию [4].

Вышеизложенное свидетельствует о существенном вкладе К. Маркса в теорию конкуренции, в разработку подходов к выявлению ее форм и анализу ее сущностного содержания с учетом ее тесной взаимосвязи с экономическими законами капитализма.

Литература

1. Аникин А.В. Буагильбер, его эпоха и роль. Гл. 4. Школа Сэя и вклад Курно. Гл. 15 // Юность науки. Жизнь и идеал мыслителей-экономистов до Маркса. М.: Политиздат, 1971. 367 с.

2. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. Книга IV. М.: ЭКСМО, 2007. 960 с.

3. Рикардо Д. Начало политической экономии и налогового обложения / Соч. В 5 т. Т. 1. М.: Госполитиздат, 1995. 360 с.

4. Маркс К., Энгельс Ф. Капитал. Соч. 2-е изд. М: Политиздат, 1954-1981. Т. 3. С. 94.

References

1. Anikin A. V. Boisguillebert, his era and role. Ch. 4. Say School and Cournot contribution. Ch. 15 // Youth of science. The life and ideal of thinker-economists before Marx. M.: Politizdat, 1971. 367 s.

2. Smith A. Research on the nature and causes of the wealth of peoples. Book IV. M.: EKSMO, 2007. 960 s.

3. Ricardo D. The beginning of political economy and taxation / Soch. In 5 t. T. 1. M .: Gospolitizdat, 1995.360 s.

4. Marx K., Engels F. Capital. Op. 2nd ed. M.: Politizdat, 1954-1981. T. 3. P. 94.

5. Маркс К., Энгельс Ф. Наемный труд и капитал / Избранные сочинения: в 9 т. М.: Политиздат, 1984. Т. 1.

6. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология / Соч. 2-е изд. М.: Политиздат, 1954-1981. Т. 3. 544 с.

5. Marx K., Engels F. Wage labor and capital / Selected works: in 9 vols. M.: Politizdat, 1984. T. 1.

6. Marx K., Engels F. German ideology / Soch. 2nd ed. M.: Politizdat, 1954-1981. T. 3. 544 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.