Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ТРАКТОВАНИЯ ПОНЯТИЯ «КОНКУРЕНЦИЯ»'

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ТРАКТОВАНИЯ ПОНЯТИЯ «КОНКУРЕНЦИЯ» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
393
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
рыночная экономика / конкуренция / конкурентные отношения / конкурентные преимущества / монополистическая конкуренция. / market economy / competition / competitive relations / competitive advantages / monopolistic competition.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — О.Б. Угурчиев, Д.Р. Шахалиева

В качестве исключительного механизма экономического развития в рыночной экономике выступает конкуренция. Действительно, если обратиться к динамике экономического развития мировой экономики, то очевидна основополагающая роль конкуренции для развития экономики любого государства. Трудно переоценить вклад классиков политической экономии в развитие теории конкуренции. Так, Адам Смит сумел выявить условия присутствия конкуренции среди покупателей и среди продавцов: проанализировал воздействие спроса-предложения на отклонения рыночной цены от «общепринятой», выявляемой в ходе конкуренции; доказал наличие конкуренции на рынке труда. [16] Другой, не менее известный исследователь – Давид Рикардо вывел «естественную цену» как просто товаров, так и особого товара «труд»; выявил отклонения рыночной цены от «естественной» цены при неравновесии спроса и предложения на конкретном рынке. [15] Дж. С. Миллю удалось обосновать наличие объективной необходимости конкуренции и ее роли как условия прогресса в рыночной экономике. [8] Карл Маркс предлагал рассматривать в качестве основы рыночной конкуренции ряд законов, имманентных капиталистическому производству. Он предложил конкуренцию исследовать в виде внутриотраслевой и межотраслевой, выявил тенденцию капитала двигаться на более прибыльные рынки. [7] Так же нельзя не сказать про учения А. Маршалла касательно вопросов развития теории рыночной конкуренции. Рыночную цену он предлагал определять размерами издержек производства, предельной полезностью и отношением спрос-предложение. А. Маршалл двояко решал вопрос – что продается на рынке труда, полагая, что это и труд, и рабочая сила. Заслуживают внимания и особого почтения и другие исследователи, в т.ч. Ф.Найт, К. Ментер, Ф. Хайек, Й. Шумпетер, Э. Чемберлин и др. Генезис формирования и развития рыночных структур от свободной к разной степени монополизированным структурам показывает процесс развития разделения труда и его кооперации, концептирование производства и капитала. Вместе с тем, как ни парадоксально, но современные эксперты отмечают, что пространство конкуренции значительно сокращается ввиду возрастающей кооперации труда и модификации монополий разного рода и уровня. Уместно вспомнить вопрос признанного специалиста в этой области В. Окейна – «какова польза от исследования конкурентных цен, если конкуренция исчезает и на ее место выходит монополия или непосредственно госрегулирование?» [14] Но вместе с тем, нам представляется, что конкуренция не только не исчезнет, а наоборот, обострится в дальнейшем ввиду: 1. расширения границ рынка ряда товаров от локальных к национальным и от последних к мировому; 2. углубления общественного разделения труда, формирующего появление рынков новых товаров; 3. увеличения числа дифференцированных товаров, на которых основана монополистическая конкуренция. Тем не менее, даже если от рынка (значит, и от конкуренции на рынке) остаются лишь внешние формы, но, при этом сохраняются рыночные отношения, перед мировым сообществом стоит комплекс важных вопросов методологического и практического характера о необходимости сохранения (защиты) конкурентных сил развития рыночной экономики, поиска новых эффективных сил обеспечения устойчивого экономического роста. Все это, бесспорно, говорит о значимости и актуальности заданной темы исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME FEATURES OF THE INTERPRETATION OF THE CONCEPT OF "COMPETITION"

Competition is the exclusive mechanism of economic development in a market economy. Indeed, if we look at the dynamics of economic development of the world economy, the fundamental role of competition for the development of the economy of any state is obvious. It is difficult to overestimate the contribution of the classics of political economy to the development of competition theory. Thus, Adam Smith was able to identify the conditions for the presence of competition among buyers and sellers: he analyzed the impact of supply and demand on the deviation of the market price from the "generally accepted", identified in the course of competition; he proved the presence of competition in the labor market. [ ] Another, no less well – known researcher-David Ricardo deduced the "natural price" of both simple goods and a special commodity "labor"; revealed deviations of the market price from the" natural " price when the supply and demand are not balanced in a particular market. [ ] J. S. Mill managed to justify the existence of an objective need for competition and its role as a condition for progress in the market economy. [66] Karl Marx proposed to consider as the basis of market competition a number of laws that are immanent to capitalist production. He suggested that competition should be studied in the form of intra-and inter-industry competition, and revealed the tendency of capital to move to more profitable markets. [52] The same cannot be said about the teachings of A. Marshall concerning the development of the theory of market competition. He suggested that the market price should be determined by the size of production costs, marginal utility, and the supply-demand ratio. A. Marshall solved the question in two ways – what is sold in the labor market, believing that it is both labor and labor force. Other researchers, including C. F. knight, K. Menter, F. Hayek, and J. H. Smith, deserve special attention and respect. Schumpeter, E. Chamberlin, et al. The Genesis of the formation and development of market structures from free to different degrees of monopolized shows the process of development of the division of labor and its cooperation, the conceptualization of production and capital. At the same time, paradoxically, modern experts note that the space of competition is significantly reduced due to the increasing cooperation of labor and the modification of monopolies of various types and levels. It is appropriate to recall the question of a recognized expert in this field, V. Okein – "what is the benefit of studying competitive prices if competition disappears and a monopoly or state regulation directly takes its place?"[14] But at the same time, it seems to us that competition will not disappear, but on the contrary, will become more acute in the future.: 1. expanding the boundaries of the market for a number of products from local to national and from the latter to the world; 2. deepening the social division of labor that shapes the emergence of markets for new products; 3. increasing the number of differentiated goods on which monopolistic competition is based. Nevertheless, even if only external forms remain from the market (and hence from competition in the market), but at the same time market relations remain, the world community faces a set of important methodological and practical issues about the need to preserve (protect) the competitive forces of market economy development, and search for new effective forces to ensure sustainable economic growth. All this undoubtedly indicates the significance and relevance of the given research topic.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ТРАКТОВАНИЯ ПОНЯТИЯ «КОНКУРЕНЦИЯ»»

Источники:

1. Молчанов, М.А. Теория управления экономическими системами : учебник / М.А. Молчанов, В.А. Молчанова. -Москва : Дашков и К, 2018. - 307 с.

2. Новичков, А.В. Социальная ответственность бизнеса в системе рыночных отношений : монография / А.В. Новичков, А.А. Сарафанников. - Москва : Дашков и К, 2012. - 184 с.

3. Рассохина, Т.В. Управление устойчивым развитием туристских дестинаций: теория и методология : монография / Т.В. Рассохина. - Москва : Креативная экономика, 2018. - 238 с.

4. Синергия стратегического управления : учебник / И.К. Ларионов, Н.И. Брагин, А.Н. Герасин [и др.] ; под редакцией И. К. Ларионова. - Москва : Дашков и К, 2018. - 479 с.

5. Управление фирмой на основе разработки стратегий ее развития : монография / А.Н. Асаул, И.В. Денисова, Ю.Л. Матвеев, В.И. Фролов. - Санкт-Петербург : АНО Институт проблем экономического возрождения, 2003. - 133 с. References:

1. Molchanov, M.A. Management theory of economic systems: textbook / M.A. Molchanov, V.A. Molchanov. - Moscow: Dashkov and K, 2018 .-- 307 p.

2. Novichkov, A.V. Social responsibility of business in the system of market relations: monograph / A.V. Novichkov, A.A. Sarafannikov. - Moscow: Dashkov and K, 2012 .-- 184 p.

3. Rassokhina, T.V. Management of sustainable development of tourist destinations: theory and methodology: monograph / T.V. Rassokhina. - Moscow: Creative Economy, 2018 .-- 238 p.

4. Synergy of strategic management: textbook / I.K. Larionov, N.I. Bragin, A.N. Gerasin [and others]; edited by I.K. Larionov. - Moscow: Dashkov and K, 2018 .-- 479 p.

5. Management of the company based on the development of strategies for its development: monograph / A.N. Asaul, I.V. Den-isova, Yu.L. Matveev and V.I. Frolov. - St. Petersburg: ANO Institute of Economic Revival Problems, 2003. - 133 p.

DOI: 10.24411/2304-6139-2020-10488

О.Б. Угурчиев - доктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой «Менеджмент» ФГБОУ ВО «Ингушский государственный университет»,

O.B. Ugurchiev - Doctor of Economics, Professor, Head. Department of "Management" FSBEI HE "Ingush State University"; omar2007@mail.ru;

Д.Р. Шахалиева - 2 курс направления «Государственное муниципальное управление» факультета «Экономика и управление» ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет им. В.М. Кокова»,

Shahalieva Diana Ruslanovna, 2nd year student of the direction "State municipal management" of the faculty of "Economics and Management" FSBEI HE "Kabardino-Balkarian State Agrarian University named after V.M. Kokova ", omar2007@mail.ru.

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ТРАКТОВАНИЯ ПОНЯТИЯ «КОНКУРЕНЦИЯ» SOME FEATURES OF THE INTERPRETATION OF THE CONCEPT OF "COMPETITION"

Аннотация. В качестве исключительного механизма экономического развития в рыночной экономике выступает конкуренция. Действительно, если обратиться к динамике экономического развития мировой экономики, то очевидна основополагающая роль конкуренции для развития экономики любого государства.

Трудно переоценить вклад классиков политической экономии в развитие теории конкуренции. Так, Адам Смит сумел выявить условия присутствия конкуренции среди покупателей и среди продавцов: проанализировал воздействие спроса-предложения на отклонения рыночной цены от «общепринятой», выявляемой в ходе конкуренции; доказал наличие конкуренции на рынке труда. [16]

Другой, не менее известный исследователь - Давид Рикардо вывел «естественную цену» как просто товаров, так и особого товара «труд»; выявил отклонения рыночной цены от «естественной» цены при неравновесии спроса и предложения на конкретном рынке. [15]

Дж. С. Миллю удалось обосновать наличие объективной необходимости конкуренции и ее роли как условия прогресса в рыночной экономике. [8]

Карл Маркс предлагал рассматривать в качестве основы рыночной конкуренции ряд законов, имманентных капиталистическому производству. Он предложил конкуренцию исследовать в виде внутриотраслевой и межотраслевой, выявил тенденцию капитала двигаться на более прибыльные рынки. [7]

Так же нельзя не сказать про учения А. Маршалла касательно вопросов развития теории рыночной конкуренции. Рыночную цену он предлагал определять размерами издержек производства, предельной полезностью и отношением спрос-предложение.

А. Маршалл двояко решал вопрос - что продается на рынке труда, полагая, что это и труд, и рабочая сила. Заслуживают внимания и особого почтения и другие исследователи, в т.ч. Ф.Найт, К. Ментер, Ф. Хайек, Й. Шумпетер, Э. Чемберлин и др.

Генезис формирования и развития рыночных структур от свободной к разной степени монополизированным структурам показывает процесс развития разделения труда и его кооперации, концептирование производства и капитала.

Вместе с тем, как ни парадоксально, но современные эксперты отмечают, что пространство конкуренции значительно сокращается ввиду возрастающей кооперации труда и модификации монополий разного рода и уровня. Уместно вспомнить вопрос признанного специалиста в этой области В. Окейна - «какова польза от исследования конкурентных цен, если конкуренция исчезает и на ее место выходит монополия или непосредственно госрегулирование?» [14]

Но вместе с тем, нам представляется, что конкуренция не только не исчезнет, а наоборот, обострится в дальнейшем ввиду:

1. расширения границ рынка ряда товаров от локальных к национальным и от последних к мировому;

2. углубления общественного разделения труда, формирующего появление рынков новых товаров;

3. увеличения числа дифференцированных товаров, на которых основана монополистическая конкуренция.

Тем не менее, даже если от рынка (значит, и от конкуренции на рынке) остаются лишь внешние формы, но, при этом сохраняются рыночные отношения, перед мировым сообществом стоит комплекс важных вопросов методологического и практического характера о необходимости сохранения (защиты) конкурентных сил развития рыночной экономики, поиска новых эффективных сил обеспечения устойчивого экономического роста.

Все это, бесспорно, говорит о значимости и актуальности заданной темы исследования.

Abstract. Competition is the exclusive mechanism of economic development in a market economy. Indeed, if we look at the dynamics of economic development of the world economy, the fundamental role of competition for the development of the economy of any state is obvious.

It is difficult to overestimate the contribution of the classics of political economy to the development of competition theory. Thus, Adam Smith was able to identify the conditions for the presence of competition among buyers and sellers: he analyzed the impact of supply and demand on the deviation of the market price from the "generally accepted", identified in the course of competition; he proved the presence of competition in the labor market. [ ]

Another, no less well - known researcher-David Ricardo deduced the "natural price" of both simple goods and a special commodity "labor"; revealed deviations of the market price from the" natural " price when the supply and demand are not balanced in a particular market. [ ]

J. S. Mill managed to justify the existence of an objective need for competition and its role as a condition for progress in the market economy. [66]

Karl Marx proposed to consider as the basis of market competition a number of laws that are immanent to capitalist production. He suggested that competition should be studied in the form of intra-and inter-industry competition, and revealed the tendency of capital to move to more profitable markets. [52]

The same cannot be said about the teachings of A. Marshall concerning the development of the theory of market competition. He suggested that the market price should be determined by the size of production costs, marginal utility, and the supply-demand ratio.

A. Marshall solved the question in two ways - what is sold in the labor market, believing that it is both labor and labor force.

Other researchers, including C. F. knight, K. Menter, F. Hayek, and J. H. Smith, deserve special attention and respect. Schumpeter, E. Chamberlin, et al.

The Genesis of the formation and development of market structures from free to different degrees of monopolized shows the process of development of the division of labor and its cooperation, the conceptualization of production and capital.

At the same time, paradoxically, modern experts note that the space of competition is significantly reduced due to the increasing cooperation of labor and the modification of monopolies of various types and levels. It is appropriate to recall the question of a recognized expert in this field, V. Okein - "what is the benefit of studying competitive prices if competition disappears and a monopoly or state regulation directly takes its place?"[14]

But at the same time, it seems to us that competition will not disappear, but on the contrary, will become more acute in the future.:

1. expanding the boundaries of the market for a number of products from local to national and from the latter to the world;

2. deepening the social division of labor that shapes the emergence of markets for new products;

3. increasing the number of differentiated goods on which monopolistic competition is based.

Nevertheless, even if only external forms remain from the market (and hence from competition in the market),

but at the same time market relations remain, the world community faces a set of important methodological and practical issues about the need to preserve (protect) the competitive forces of market economy development, and search for new effective forces to ensure sustainable economic growth.

All this undoubtedly indicates the significance and relevance of the given research topic.

Ключевые слова: рыночная экономика, конкуренция, конкурентные отношения, конкурентные преимущества, монополистическая конкуренция.

Keywords: market economy, competition, competitive relations, competitive advantages, monopolistic competition.

Анализ специальной литературы по рассматриваемой проблематике показывает, что до настоящего времени среди исследователей-экономистов нет единого понимания сущности понятия «конкуренция».

Конкуренция, как правило, рассматривается как нечто однородное, являющееся противоположностью монополии или государственного регулирования. При этом исследуются разные ее виды (в т.ч. совершенная, несовершенная, внутриотраслевая, многоотраслевая), методы (ценовая, неценовая) и способы исследования (структурная, поведенческая и др.) [5,9,11]

Конкуренция на обыденном уровне и даже во многих литературных источниках рассматривается как борьба, соперничество за ограниченные блага. [18] Бесспорно, что конкуренцию можно рассматривать как процесс борьбы, но сама борьба не всегда есть конкуренция. На наш взгляд, она несколько шире понятия «борьба». Здесь уместно привести высказывание Таранухи Ю.В. «Конкуренция суть борьбы враждующих братьев, действующих солидарно при превышении рыночного спроса над предложением, но они становятся непримиримыми соперниками при обратном их соотношении». [17]

Если говорить о продавцах и покупателях, то рыночная конкуренция происходит не между ними, а отдельно - между покупателями. И в том, и в ином случае отношения партнеров одинаковы и, в целом, спокойные. Но это до того момента, пока не наступит дефицит спроса. Дифференцированность является основанием для возникновения рыночной конкуренции. Надо помнить, что и в данном случае у покупателей и продавцов разные роли. Но у всех продавцов роль одинаковая, ибо они выступают как конкуренты и жестко настроены на взаимовытеснение, и даже взаимоуничтожение партнеров по бизнесу. Для этого можно, например, эффективно использовать ценовую «войну».

Такое положение позволяет утверждать, что трактовка конкуренции как борьбы равносильна определению одного неопределенного понятия через другое, также неизвестное понятие.

Также довольно часто в специальной литературе и обиходе употребляется термин «конкурентная борьба», что, в целом, можно перевести как «борьбовая борьба», что говорит о наличии тавтологии.

Или также часто говорят о сопернической конкуренции. [5,10] И здесь можно говорить о наличии тавтологии, ибо на русском языке получается не что иное, как «соперническое соперничество».

Мы разделяем тот подход, при котором конкуренция представляется как борьба за удовлетворение спроса, за выгодные условия производства. [6,12]

Мы допускаем, что конкуренция есть абстрактное общее понятие.

Априори, изначальным пунктом конкуренции была конкуренция на товарных рынках. Затем, в ресурсные рынки вышли рынок труда, рынок денежного капитала и рынок земли. Но ввиду исключительной специфики рынок труда является предметом теоретико-экономических исследований рыночной конкуренции. Действительно, надо признать, что именно рынок труда развивает конкуренцию до рыночной конкуренции, порождая межотраслевую и иные ее виды.

Все это требует учета всех факторов функционирования и экономического устройства конкурентного механизма, так как конкурентная политика государственных и предпринимательских структур касательно проблем ценообразования, инвестиционных вложений, инновационной деятельности, продуктовой дифференциации, слияний и т.п., в основном, демонстрирует объективную необходимость, которую требуется отразить в теории конкуренции.

Примерно такое же положение и с решением задач включения (не включения) в предмет исследования такого понятия как «недобросовестная конкуренция». Оно не выражает экономические отношения, ибо осуществляется не экономическими приемами. Здесь превалирует ложная информация, насилие, хищения и т.п. Это позволяет нам не рассматривать недобросовестную конкуренцию в качестве собственного, внутреннего элемента рыночной конкуренции.

В бытность Советского Союза нам говорили, что у нас в стране товарищеское соревнование, а в капиталистических странах - зловещая конкуренция. На самом деле это не так, ибо конкуренция всегда приводит к монополии, а не духу соревнования. Потому, мы считаем неправомерным использовать термин «соревновательная конкуренция».

В ходе нашего исследования рыночной конкуренции мы подошли к необходимости уточнения - как и на сколько воздействует экономическое пространство и время на рассматриваемые процессы.

Уместно вспомнить, что Л. Вальрас в своей работе «Теория общего экономического равновесия» исключил факторы «пространство» и «время» из предложенной им концепции равновесия, предположив, при этом, что с пространственной точки зрения каждый рынок в ней сведен к точке, определяемой взаимодействием спроса и предложения.. .[2]

Непосредственно, сами пространственные параметры рыночной конкуренции можно свести к следующим разграничениям:

- сфера действия трех родов рыночной конкуренции;

- перемещение ресурсов из разных отраслей, рынков и т.д. в межрыночную и межотраслевую конкуренцию;

- перемещение субъектов конкуренции из сферы рынка в производство и обратно на рынок;

- масштабность рынка (национальные, локальные) как сферы и совокупности актов купли-продажи. [4]

Экономика, являясь органической системой, помимо определенной структуры также имеет и много уровней в данной системе, в т.ч. сущность и явления, объективные и субъективные отношения, содержательный и организационный уровень и др.

Отсюда, саму рыночную конкуренцию также можно исследовать как многоуровневый процесс, в котором каждый последующий уровень «отрицает» предыдущий. Такое положение не только актуально для теоретико-методологического исследования на рынке труда, но и применимо к теории рыночной конкуренции.

Процессы поэтапного превращения (отрицания) элементов каждого структурного уровня с позиции онтологии можно рассматривать в качестве результата действий объективных противоречий, взаимообогащения противоположностей в их единстве и т.д. С гносеологических позиций речь идет о переходах от абстрактного к конкретному, от простого к сложному. [3]

В ходе теоретического познания определения содержания рыночной конкуренции целесообразно поэтапное выделение и рассмотрение каждого уровня рыночной конкуренции. Почему мы так утверждаем? Дело в том, что во многих моделях, концепциях (таких как совершенная, динамическая, институционально оформленная и др.), как правило, предпринимаются попытки «оптового» охвата всех уровней, что, в конечном итоге, не позволяет различать уровни сущности и явлений, отделить главные факторы от второстепенных факторов.

Такое становится возможным в виду наличия во многих отраслях науки общехарактерной тенденции подмены теоретико-методологических знаний инструментальным. Т.е. имеет место, когда необходимость исследования и установления сущности предмета подменяется обыденной характеристикой способа деятельности с предметом, вследствие чего экономической теории остается лишь изучение инструментального уровня, а не теоретической платформы рыночной конкуренции. Речь идет о том, что вместо исследования сущности, структуры рыночной конкуренции, изучаются только ее функции.

Такое положение, на наш взгляд, надо прекратить, ибо оно поверхностно и не позволяет уяснить всю систему, ее особенности, проанализировать все уровни рыночной конкуренции. [1,13,20]

Для решения антиномии «монополистической конкуренции» необходимо использовать метод структурных уровней, позволяющих поэтапное познание объекта исследования. При поверхностном взгляде монополия и монополистическая конкуренция, в целом, взаимоотрицают друг друга, но это не объективное противоречие. На наш взгляд, разрешить рассматриваемую антиномию можно лишь посредством разграничения исследуемых уровней.

Абстрагирование в теории рыночной конкуренции, ее исследование в идеальном состоянии позволяет признать абстракцию о рациональности поведения ее субъектов. При этом, в качестве таких субъектов выступает «экономический человек», действующий строго в соответствии с требованиями процесса конкуренции. [13]

Так же надо сказать об объективном и субъективном в теории рыночной конкуренции. Здесь уместно привести высказывание английского исследователя Юм Д. «Есть разница между теми действиями, которые являются результатом материальных сил, и теми, которые вызваны мышлением и разумом». [19]

Действительно, для теории крайне существенна не субъективная мотивация субъектов конкуренции, «а комплекс объективных предметных отношений, ставящих данные субъекты в такое положение, когда их субъективный выбор уже не имеет существенного значения». [14]

Вместе с тем, мы понимаем, что и без субъективных действий невозможно проявить объективные отношения конкуренции. В процессе человеческой деятельности, реализации конкретной экономической задачи всегда возникает возможность разрешения противоречий объективного и субъективного. Однако, реализация объективно действующих экономических законов посредством целенаправленной деятельности субъектов экономики не должна говорить о том, что предметом теории выступает лишь эта деятельность. В этих условиях сама конкуренция как деятельность ее субъектов способна реализовать объективные законы производства и обмена в рыночной экономике.

Источники:

1. Агапова И.И. История экономических наук. - М.: Экономист,2007. - 285 с.

2. Вальрас Л. Элементы чистой политической экономии или теория общественного богатства. - М.: Изограф,2000. -448 с.

3. Гегель Г.В.Ф. Наука логики. - М.: Мысль,1972. - Т.3. - С.30

4. Диденко О.В. Проблема пространственного содержания экономических теорий //балтийский экономический журнал. - 2009. - №2. - С.140-156

5. Кирцнер И. Конкуренция и предпринимательство /Пер. с англ. - М.: ЮНИТИ-ДАНА,2001. - 317 с.

6. Мамедов О.Ю. Производственное отношение: политико-экономическая модель. - Росто-на-Дону: Феникс,1997. -283 с.

7. Маркс К. Сочинения: 2-е изд. /К.Маркс, Ф. Энгельс. - М.: ГИПЛ,1960. - Т.23 . - 908 с.

8. Миль Дж. С. Основы политической экономии. - М.: Прогресс,1981. - Т.3. - 447 с.

9. Мисаков А.В. Некоторые аспекты развития институциональной среды агропродовольственного комплекса //Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. - 2015. - № 4 (66). - С. 92-98.

10. Мисаков В.С. Сравнение как общенаучный метод познания //Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. - 2007. - №3. - С.16

11. Мисаков В.С. Функционально-стоимостный анализ сроков строительства //Бухгалтерский учет. - 1985. - №8. - С.0

12. Мисаков В.С., Байдуев И.З., Гендугов С.З. Функционально-стоимостный анализ как метод системного исследования //Известия Оренбургского государственного аграрного университета. - 2015. - №22-2. - С.167

13. Мусаев М.М., Мусаева Х.М., Мисаков В.С. Некоторые подходы к интегрированию экономико-статистических методов исследования для проведения функционально-стоимостного анализа //Финансовая экономика. - 2018. - №8. -С.73-75

14. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики /Пер. с англ. - М.: Фонд экономической книги «Начала»,1997

15. Ойкен В. Основы национальной экономики /Пер. с нем. - М.: Экономика,1996. - 346 с.

16. Рикардо Д. Сочинения. - М.: ГИПЛ,1955. - Т.3. - 295 с.

17. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. - М.: Ось-89,1997.- 255 с.

18. Тарануха Ю.В. Экономическая природа и сущность конкуренции //Маркетинг в России и за рубежом. - 2011. -№1(81). - С.12-20

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19. Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика. - М.: ГНОМ-ПРЕСС,1998

20. Юм Д. Сочинения в 2-х т. /Пер. с англ. - М.: Мысль,1966. - Т.1. - С.93 References:

1. Agapova I. I. History of economic Sciences. Moscow: Ekonomist, 2007. - 285 p.

2. Didenko O. V. The problem of spatial content of economic theories / / Baltic economic journal. - 2009. - №2. - Pp. 140-156

3. Hegel G. V. F. Science of logic. - M.: Thought, 1972. - Vol. 3. - P. 30

4. Kirtsner I. Competition and entrepreneurship. - Moscow: UNITY-DANA, 2001. - 317 p.

5. Mamedov O. Yu. Production relation: political and economic model. - Rostov-on-Don: Phoenix, 1997. - 283 p.

6. Marx K. Writings: 2nd ed. /K. Marx, F. Engels. - Moscow: GIPL, 1960. - T. 23 . - 908 p.

7. Miles George. C. Fundamentals of political economy. - Moscow: Progress, 1981. - Vol. 3. - 447 p.

8. Misakov A.V. Some aspects of the development of the institutional environment of the agri-food complex // News of the Kabardino-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. - 2015. - No. 4 (66). - S. 92-98.

9. Misakov V. S. Comparison as a General scientific method of cognition. //Izvestiya Kabardino-Balkarian scientific center of the Russian Academy of Sciences. - 2007. - No. 3. - P. 16

10. Misakov V. S. Functional and cost analysis of construction terms / / Accounting. - 1985. - No. 8. - P. 0

11. Misakov V.S., Baiduev I.Z., Gendugov S.Z. Functional-cost analysis as a method of system research // Bulletin of the Orenburg State Agrarian University. - 2015. - No. 22-2. - S.167

12. Musaev M.M., Musaev H.M., Misakov V.S. Some approaches to the integration of economic and statistical research methods for functional-cost analysis // Financial Economics. - 2018. - No. 8. - S.73-75

13. North D. Institutions, institutional changes and the functioning of the economy. - Moscow: Foundation of the economic book "Beginnings", 1997

14. Oiken V. Fundamentals of the national economy / Trans. with him. Moscow: Ekonomika, 1996. - 346 p.

15. Ricardo, D. Works. Moscow: GIPL, 1955. - Vol. 3. - 295 p.

16. Smith A. Research on the nature and causes of the wealth of Nations. - M.: Axis-89.1997.- 255 p.

17. Taranukha Yu. V. Economic nature and essence of competition / / Marketing in Russia and abroad. - 2011. - No. 1(81). - P. 12-20

18. Walras L. Elements of pure political economy or the theory of social wealth. - Moscow: Izograf, 2000. - 448 p.

19. Yudanov A. Yu. Competition: theory and practice. - Moscow: GNOM-PRESS, 1998

20. Hume D. Essays in 2 vols. / TRANS. with English. - M.: Thought, 1966. - Vol. 1. - P. 93

DOI: 10.24411/2304-6139-2020-10489

Е.Д. Фирсов - студент, факультет «Экономика и бизнес», департамент экономической безопасности и управления рисками, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, def656@mail.ru,

E.D. Firsov - student of the Faculty of Economics and Business, department of Economic Security and Risk Management, Financial University under the Government of the Russian Federation;

Л.С. Жегалин - студент, факультет «Экономика и бизнес», департамент экономической безопасности и управления рисками, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, zhegalin.wow@yandex.ru,

L.S. Zhegalin - student of the Faculty of Economics and Business, department of Economic Security and Risk Management, Financial University under the Government of the Russian Federation;

Научный руководитель: О.В. Коновалова - доцент кафедры «Анализ рисков и экономическая безопасность», к.э.н., Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», ov-konovalova@fa.ru,

Academic advisor: O.V. Konovalova - Associate Professor of the Department "Risk Analysis and economic security", PhD of economics, Financial university under the Government of the Russian Federation.

НОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬ: КАК ИЗМЕНИТСЯ МИР ПОСЛЕ ПАНДЕМИИ NEW REALITY: HOW THE WORLD WILL CHANGE AFTER THE PANDEMIC

Аннотация. Многочисленные экономисты всего мира продолжительное время предсказывали наступление нового глобального экономического кризиса, способного превзойти по своим разрушительным последствиям не только мировой финансовый кризис 2008 года, но и Великую депрессию 1929-1933 годов. Однако ни одно из последних политических и экономических событий - выход Великобритании из ЕС, торговая война между США

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.