Научная статья на тему 'Формирование теории цены'

Формирование теории цены Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2338
238
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТОИМОСТЬ / COST / ФАКТОР ПРОИЗВОДСТВА / PRODUCTION FACTOR / ЦЕНА / PRICE / ПРЕДЕЛЬНАЯ ПОЛЕЗНОСТЬ / MARGINAL APPROACH / ЗАТРАТНЫЙ ПОДХОД / COST-BASED APPROACH / МАРЖИНАЛЬНЫЙ ПОДХОД / СПРОС / DEMAND / ПРЕДЛОЖЕНИЕ / SUPPLY / ИНФОРМАЦИЯ / INFORMATION / BOUNDARY UTILITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Никоноров Валентин Михайлович

Автор проводит обзор формирования теории цены. Исследован вклад в развитие теории цены представителей затратного направления и представителей маржинального направления. По итогам исследования составлена картина генезиса теории цены, позволяющая спрогнозировать вероятное направление дальнейшего развития теории цены.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The pricing theory formation

The author provides an overview of the pricing theory. The contribution of the cost-based and marginal approaches into the problem of price-formation has been studied. Based on the results of the study, a certain understanding of the pricing theory genesis has been achieved, which can help to forecast the direction of the following development of the pricing theory.

Текст научной работы на тему «Формирование теории цены»

ИССЛЕДОВАНИЕ

1

Никоноров В.М.

1 Санкт-Петербургский торгово-экономический университет

Формирование теории цены

АННОТАЦИЯ:

Автор проводит обзор формирования теории цены. Исследован вклад в развитие теории цены представителей затратного направления и представителей маржинального направления. По итогам исследования составлена картина генезиса теории цены, позволяющая спрогнозировать вероятное направление дальнейшего развития теории цены.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: стоимость, фактор производства, цена, предельная полезность, затратный подход, маржинальный подход, спрос, предложение, информация

JEL: D31, D34, O11

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:

Никоноров В.М. Формирование теории цены // Российское предпринимательство. — 2015. — № 1 (271). — с. 163-174. —

http://www.creativeconomy.ru/journals/index.php/rp/article/view/61/

Никоноров Валентин Михайлович, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики организации и ценообразования Санкт-Петербургского торгово-экономического университета ([email protected])

ПОСТУПИЛО В РЕДАКЦИЮ: 27.01.2015 / ОПУБЛИКОВАНО: 30.01.2015 ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП:

http://www.creativeconomy.ru/journals/index.php/rp/article/view/61/ (с) Никоноров В.М. / Публикация: ООО Издательство "Креативная экономика"

Статья распространяется по лицензии Creative Commons CC BY-NC-ND (http://creativec0mm0ns.0rg/licenses/by-nc-nd/3.0/)

ЯЗЫК ПУБЛИКАЦИИ: русский Metadata in English is available.

For detailed information, please, visit

http://en.creativeconomy.ru/ioumals/index.php/rp/article/view/61/

Актуальность исследования теоретических аспектов ценообразования определяется тем, что цена является одним из ключевых финансовых рычагов финансового механизма предприятия. Цель исследования:

1) изучить формирование теории цены;

2) рассмотреть вклад отдельных исследователей в развитие теории цены;

3) построить существующую картину теории цены с учётом рассмотренных данных.

Осуществим краткий экскурс в историю для исследования генезиса понятия «цена» и особенностей подхода отдельных исследователей.

Таблица. Становление теории цены в ретроспективе

№ Теоретик Школа Годы жизни Вклад в теорию цены Примечание

1 Августин Блаженный Ранний канонизм 354430 «справедливая цена» = трудовые и материальные затраты

2 Фома Аквинский Поздний канонизм 12251274 «справедливая цена» = трудовые и материальные затраты + надбавка, учитывающая статус продавца товара

3 А. Тюрго Физиократы 17271781 1. Основная цена зависит от затрат продавца. Цена не может быть меньше основной цены. 2. Текущая цена зависит от спроса и предложения.

4 У. Петти Классическая школа 16231687 1. Естественная цена определяется затратами труда. 2. Искусственная цена зависит от затрат труда, спроса и предложения. 3. Политическая цена - определяется сравнением стоимости товара со стоимостью серебра. Цена есть денежное выражение затрат труда

5 П. Буагильбер Классическая школа 16461714 1. справедливая стоимость, эквивалентна труду, затраченному на производство товара; 2. нормальная цена - включает в себя затраты и прибыль, обеспечивает непрерывное производство и реализацию товара.

6 А. Смит Классическая школа 17231790 1. потребительная стоимость, определяется полезностью товара; 2. меновая стоимость, определяется возможностью приобретения других товаров; 3. стоимость складывается из доходов, полученных разными факторами производства; 4. действительная (рыночная) цена -определяется отношением между предложением и спросом; 5. реальная (естественная) цена - определяется через количество затраченного труда

7 Д. Рикардо Классическая школа 17721823 цена есть меновая стоимость товара, выраженная в деньгах Разделение понятий «стоимость» и «цена»

8 Ж.Б. Сэй Классическая школа 17871832 1. труд создаёт часть стоимости, равную заработной плате; 2. земля создаёт часть стоимости, равную Теория трёх факторов производства

земельной ренте; 3. капитал создаёт часть стоимости, равную прибыли

9 К. Маркс Марксизм 18181883 1. стоимость товара есть сумма издержек производства и прибавочной стоимости; 2. в процессе производства рабочий создает стоимость большую, чем стоит его рабочая сила, на величину прибавочной стоимости Раскрыта основа эксплуатации наемного рабочего капиталистом

10 Е. Бём-Баверк Австрийская школа 18511914 ценность вещи определяется полезностью последней единицы запаса определенного потребительского блага, т.е. предельной полезностью

11 К. Менгер Австрийская школа 18401921 Предельная полезность зависит от: 1. запаса (редкости) блага - чем больше запас блага при данной интенсивности, тем ниже предельная полезность; 2. интенсивности потребности в благе - чем выше интенсивность потребности при данном запасе благ, тем выше предельная полезность для покупателя.

12 А. Маршалл Кембриджская школа 18421924 1. короткий период (например, месяц, квартал) - рыночная цена, она определяется в основном спросом; 2. более продолжительный период (до года) -субнормальная цена, определяется соотношением спроса и предложения; 3. длинный период (более года) - нормальная цена, определяется издержками производства В условиях совершенной конкуренции цена определяется соотношением спроса и предложения

13 Э. Чемберлин Неоклассицизм 18991967 цена в условиях монополистической конкуренции выше, чем цена равновесия в условиях чистой конкуренции Рассмотрел ценообразование для монополистической конкуренции

14 Дж. Робинсон Кейнсианство 19031983 Монополист манипулирует ценой на новый товар в зависимости от силы рынка Рассмотрела цену для несовершенной конкуренции

Во времена классического Средневековья (Х1-ХУ вв.) вопросы ценообразования разбирали отцы церкви. Хорошо известны взгляды на ценообразование Августина Блаженного и Фомы Аквинского. Августин Блаженный (354-430) считал, что ценность товара должна устанавливаться в соответствии с трудовыми и материальными затратами в процессе его производства (принцип «справедливой цены»). По мнению Фомы Аквинского (1225-1274) затратный принцип установления «справедливой цены» считается неточным, так как он может не доставить продавцу соответствующего его положению в обществе количества денег и нанести ущерб. Для устранения этого несоответствия к «справедливой цене», полученной на основании понесенных продавцом затрат, следует добавить некую компоненту, которая позволит продавцу жить соответственно его месту в сословной иерархии.

Рассмотрим становление теории ценообразования во времена классической школы.

Первый этап становления классической школы (конец XVII - начало XVIII вв.) включает идеи У. Петти и П. Буагильбера, Ф. Кенэ, А. Тюрго. Представитель школы физиократов А. Тюрго (1727-1781) выделил два вида цен:

1. текущая цена, зависит от соотношения спроса и предложения;

2. основная цена, зависит от затрат работника.

Цена товара не может быть ниже основной цены. Таким образом, можно предположить, что в настоящее время основная цена есть не что иное, как себестоимость.

Основатель трудовой теории стоимости У.Петти (1623-1687) выделял три разновидности цены.

1. Естественная цена. На производство конкретного товара затрачено определённое количество труда. Следует оценить, какое количество серебра может быть добыто при использовании вышеназванного количества труда. Это количество серебра и становится естественной ценой товара.

Т.е. Петти предполагал, что мерило стоимости только труд, который затрачен на добычу и чеканку монет из золота и серебра

2. Искусственная цена - зависит от затрат труда, а также от спроса и предложения и прочих факторов.

3. Политическая цена, она же рыночная цена. Определяется сравнением стоимости товара со стоимостью серебра.

По мнению П. Буагильбера (1646-1714) существуют:

1. справедливая стоимость, она эквивалентна труду, затраченному на производство товара;

2. нормальная цена, она включает в себя затраты и прибыль; нормальная цена обеспечивает непрерывное производство и реализацию товара. Второй этап становления классической школы (последняя треть XVIII в.) включает идеи А. Смита (1723-1790).

А. Смит [1] предполагает наличие в товаре следующих видов стоимости:

1. потребительная стоимость, зависит от полезности товара (это направление развили маржиналисты);

2. меновая стоимость, определяется возможностью приобретения других товаров.

Изначально А. Смит определяет меновую стоимость как количество труда, затраченного на производство, т.е. «действительная цена товара». По мере накопления капитала труд перестает быть единственным источником ценности товара. А. Смит предполагает, что стоимость товара

определяется всеми факторами производства: затратами труда, капитала, земли. Стоимость складывается из доходов, полученных разными факторами производства. Смит также выделяет две разновидности цены:

1. действительная (рыночная) цена, которая определяется отношением между предложением и спросом;

2. реальная (естественная) цена, которая определяется через количество затраченного труда.

Третий этап развития классической школы (первая половина XIX в.) включает идеи Д. Рикардо, Ж.Б. Сэя, Т. Мальтуса и др. Д. Рикардо (1772-1823) углубил понятие потребительной стоимости товара. В то время как А. Смит выделил понятие «полезность», Д. Рикардо [2] предположил, что меновая стоимость определяется не только количеством труда, но и его редкостью.

Д. Рикардо предположил, что стоимость товара зависит от двух разновидностей труда:

1. от количества производственного труда;

2. от количества труда, затраченного на производство орудий труда, здания, инструменты.

Тем самым Д. Рикардо выделил постоянный капитал и включил его в стоимость товара. В настоящее время эта идея нашла свое отражение в том, что постоянный капитал включается в цену в виде амортизации. Также Д. Рикардо (как и Ф. Кенэ) разделил капитал на основной и оборотный, отталкиваясь от времени оборота капитала. В настоящее время часть оборотного капитала (например, сырьё и материалы) полностью включаются в цену товара.

Д. Рикардо предположил, что цена есть меновая стоимость товара, выраженная в деньгах. Так осуществилось разделение понятий «стоимость» и «цена».

Ж.Б. Сэй (1787-1832) считал, что производство создаёт полезности. Полезность и сообщает цену товару. Полезность зависит от предоставленных услуг:

1. рабочий предоставляет свои услуги в виде затраченного труда;

2. землевладелец предоставляет свои услуги в виде предложения земли;

3. предприниматель предоставляет свои услуги в виде вложений капитала.

Цену этих услуг определяет соотношение спроса и предложения. Далее Ж.Б. Сэй предположил, что каждый фактор производства (предоставленная услуга) вносит свой вклад в создание стоимости товара:

http://www.creativeconomy.ru/journals/index.php/rp/article/view/61/

1. труд создаёт часть стоимости, равную заработной плате;

2. земля создаёт часть стоимости, равную земельной ренте;

3. капитал создаёт часть стоимости, равную прибыли. При этом Ж.Б. Сэй разделил прибыль на предпринимательский доход и процент на капитал. Заработная плата есть вознаграждение за труд наемного работника. Предпринимательский доход есть вознаграждение за труд предпринимателя.

Рассмотрим становление теории ценообразования в марксистской школе. К. Маркс (1818-1883) как и А. Смит предполагает, что стоимость в первую очередь зависит от количества потраченного труда. Соответственно, Маркс детально изучает сам труд и показывает, что труд может выступать в двух различных формах:

1. труд может выступать в конкретной форме (труд столяра, портного и т.д.). В этой форме труд создаёт потребительную стоимость (полезность).

2. труд может выступать в абстрактной форме (затраты умственной и физической энергии). В этой форме он создаёт стоимость товара. И поскольку здесь конкретный труд становится сопоставимым (благодаря приведению его к абстрактному труду), то и товары становятся соизмеримыми по стоимости.

По мнению Маркса, товаром является не труд, а рабочая сила. Как и любой другой товар, рабочая сила имеет стоимость и потребительскую стоимость (полезность). Стоимость рабочей силы определяется затратами труда, необходимыми для воспроизводства рабочей силы. [3] Потребительная стоимость товара «рабочая сила» для капиталиста означает следующее - в процессе производства рабочий создает стоимость большую, чем стоит его рабочая сила. Рабочий в течение необходимого и прибавочного времени создаёт стоимость рабочей силы и прибавочную стоимость. Это основной закон капиталистического производства по Марксу. Соответственно, по Марксу стоимость товара есть сумма издержек производства и прибавочной стоимости.

Рассмотрим становление теории ценообразования в австрийской школе. Представители школы - Е. Бём-Баверк, Ф. Визер, К. Менгер. Австрийские маржиналисты считали, что стоимость товара нельзя определить по затратам труда, земли, капитала. Стоимость (цена) блага определяется полезностью этого блага.

По мнению Бём-Баверка (1851-1914) у товара нет определенной цены. [4] Каждый товар или благо имеет две субъективные оценки: продавца и покупателя. Субъективная оценка покупателя это верхняя граница цены.

Субъективная оценка продавца это нижняя граница цены. Когда достигается среднее между субъективными оценками полезности блага, тогда и формируется объективная полезность блага. Т.е. цена устанавливается внутри вышеназванного коридора. Если покупателей и продавцов более одного, то границы коридора сужаются, так как возникает конкуренция.

Ценность вещи по Бём-Баверку определяется полезностью последней единицы запаса определенного потребительского блага, т.е. предельной полезностью.

Предельная полезность зависит от:

1. запаса (редкости) блага - чем больше запас блага при данной интенсивности, тем ниже предельная полезность;

2. интенсивности потребности в благе - чем выше интенсивность потребности при данном запасе благ, тем выше предельная полезность для покупателя.

Ф. Визер сформулировал закон издержек производства (закон Визера): «Не издержки производства дают ценность своим продуктам, а наоборот, издержки производства получают ценность от своих продуктов» [4] Рассмотрим становление теории ценообразования в кембриджской школе. Представители школы - А. Маршалл, Ф. Эджуорт, А. Пигу и др. Перед Маршаллом (1842-1924) стояла задача решить противоречие между классиками и маржиналистами. А. Смит предполагал, что стоимость зависит от затрат факторов производства (труд, земля, капитал). И стоимость же - конечная причина цены. Австрийские маржиналисты считали, что цена зависит от полезности блага (предельной полезности). По Маршаллу стоимость (затраты факторов производства) определяет цену только в нормальный период. Под нормальным периодом Маршалл понимал период, в котором достигнуто равновесие в рыночной экономике - долгосрочный период.

А.Маршалл разработал также теорию коротких (short run) и долгих (long run) периодов, как приложение к его теории спроса и цены. Он говорит о необходимости учета длины рассматриваемого периода для выяснения общей закономерности цен. Каждому периоду соответствует свой тип цены:

1. короткий период (например, месяц, квартал) - рыночная цена, она определяется в основном спросом;

2. более продолжительный период (до года) - субнормальная цена, определяется соотношением спроса и предложения;

3. длинный период (более года) - нормальная цена, определяется издержками производства.

Маршалл указал, что в конкретной рыночной действительности цена определяется взаимодействием спроса и предложения. Неправы представители классической политической экономии, придававшие решающее значение предложению в формировании цены. Равно неправы и представители теории предельной полезности, придававшие решающее значение спросу в формировании цены.

«Мы могли бы с равным основанием спорить о том, регулируется ли стоимость полезностью или издержками производства, как о том, разрезает ли кусок бумаги верхнее или нижнее лезвие ножниц» [5] Маршалл разрешил возникшее противоречие. Спрос на товар формирует покупатель, для покупателя спрос зависит от предельной полезности товара. Цена спроса, по Маршаллу, есть денежная оценка желания покупателя. Предложение товара формирует продавец. И для него цена предложения зависит от затрат факторов производства. В условиях совершенной конкуренции существует зависимость предложения и спроса от цены. Если растёт цена товара, то спрос падает, а предложение растёт. И наоборот. На рынке может установиться состояние равновесия, при котором спрос равен предложению, цена становится равновесной.

Маршалл рассмотрел также и вариант, когда цена зависит от спроса и предложения. Если цена выше равновесной, то предложение опережает спрос и вынуждает цену двигаться в сторону снижения. Если цена окажется ниже цены равновесия, то спрос превышает предложение, это действует в сторону повышения цены.

На основе анализа графиков Маршалл формулирует «закон спроса»: «Чем больше количество товара, которое имеется ввиду продать, тем ниже должна быть назначаемая на него цена, чтобы он мог найти себе покупателей, или другими словами, количество товара, на которое предъявляется спрос, возрастает при снижении цены и сокращается при повышении цены» [5]

Издержки производства Маршалл рассмотрел при исследовании цены предложения. Предельные издержки, то есть затраты на производство последней единицы товара определяют минимальную цену, удовлетворяющую производителя, т.е. цену предложения.

Соответственно, цена спроса это максимальная цена, которую покупатель готов уплатить за благо. Эта максимальная цена есть не что иное как предельная полезность блага, измеренная в денежных единицах. В дальнейшем анализе Маршалл показывает главенствующую роль издержек производства в формировании цены.

«Итак, можно вывести заключение, что, как общее правило, чем короче рассматриваемый период, тем больше надлежит учитывать в нашем анализе влияние спроса на стоимость, а чем этот период продолжительнее, тем большее значение приобретает влияние издержек производства на стоимость» [5]

Итак, в долгосрочном периоде цену определяют издержки производства. Следует отметить, что Маршалл рассмотрел ценообразование для случая совершенной конкуренции. По мнению Маршалла какие-либо отклонения от случая совершенной конкуренции можно учесть посредством введения дополнительных условий в соответствующие расчеты. Представители неоклассического направления считали, что для рыночной экономики характерно состояние совершенной конкуренции. В 20-е годы XX века П. Сраффа (1898-1983) предположил, что для рыночной экономики того времени скорее характерны монополия и олигополия, чем совершенная конкуренция. Впоследствии эта точка зрения нашла своё отражение в работах Э. Чемберлина. Э. Чемберлин (1899-1967) предположил, что основа монополии отдельного продавца - контроль над предложением (ценой). Этот контроль обеспечивается дифференциацией продукта. «...основным признаком дифференцированного продукта является наличие у товара (или услуги) одного из продавцов какого-либо существенного отличительного признака» [6] Обеспечить дифференциацию товару можно за счёт:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. повышение качества товара;

2. применение рекламы.

Обладая дифференцированным товаром, продавец становится монополистом, соответственно, он стремится манипулировать ценой в

сторону её увеличения по сравнению с равновесной ценой для случая чистой конкуренции. Для того чтобы покупатель благодушно воспринял рост цены, продавец должен повлиять на потребительское решение и сформировать мнение о том, что более низкая цена соответствует более низкому качеству товара.

У каждого продавца свой дифференцированный товар, следовательно, у каждого продавца своя кривая спроса.

«Проблема цены дифференцированного продукта не может быть втиснута в рамки конкурентных кривых спроса и издержек, ибо это приводит к заведомым ошибкам в выводах; цена получается слишком низкой, масштабы производства - слишком крупными, а число предприятий -слишком малым» [6]

Далее Чемберлин делает два вывода о цене товара.

1. Издержки производства (ИП) не равны цене производителя. ИП ф Цена производителя (1)

2. Розничная цена не равна сумме цены производителя и издержек по сбыту (ИС)

Цена розничная ф Цена производителя + ИС (2)

Дж. Робинсон (1903-1983) также рассматривала механизм формирования цены. В отличие от Чемберлина она считала существующий порядок вещей в экономике несовершенной конкуренцией, так как по её мнению нарушено равновесие в рыночной экономике (за счёт занижения заработной платы в результате монопсонии на рынке труда). Для восстановления равновесия требуется вмешательство государства. Робинсон показала, что монопольное положение продавца обеспечивается не только дифференциацией товара (Э. Чемберлин), но и концентрацией производства.

Монополист для максимизации своей прибыли имеет две возможности:

1. снижает издержки производства за счёт совершенствования организации производства;

2. ограничивает выпуск продукции и, тем самым, увеличивает цену на неё.

Также Дж. Робинсон рассмотрела эффект «дискриминация в ценах». На монополистическом рынке эластичность спроса по цене ниже, чем в условиях конкуренции. Выпуская новый товар, монополист завысит цену. Тем самым он получит свою прибыль от рынка денежных покупателей (сильный рынок с низкой эластичностью спроса по цене). Насытив этот рынок, монополист снизит цену и сделает товар доступным для менее состоятельных покупателей (слабый рынок с высокой эластичностью спроса по цене).

В статье рассмотрены, прежде всего, ключевые фигуры, способствовавшие формированию теории цены. Полученная последовательность развития теории цены (табл.2) позволит спрогнозировать дальнейшее направление развития теории цены. И одно из возможных направлений -информационное.

До сих пор в теории цены применяются два подхода - затратный и маржинальный. В то же время передовые страны (США, Англия) стремятся перейти в четвёртый сектор (если применить терминологию теории секторов) - информационный. Предполагается, что в информационном секторе преимущественно будет использоваться информационный ресурс, при этом он потеснит классические ресурсы, прежде всего, труд. Соответственно, можно предположить, что в информационном обществе возникнет информационный подход к формированию цены. Основы теории информации заложил К. Шеннон. [8]

Остается определить вклад информационного ресурса в формирование цены и общие черты нового подхода к ценообразованию будут созданы.

ИСТОЧНИКИ:

1. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. - М.: Соцэкгиз,1962. -

654с.

2. Рикардо Д. Начало политической экономии и налогообложения. - М.: Политиздат,

1955. - 539с.

3. Маркс К. Капитал. Критика политической экономии. - М.: Высш. школа, 1979. -

304 с.

4. Австрийская школа в политической экономии. К. Менгер, Е. Бём-Баверк, Ф. Визер. - М.:

Экономика, 1992. - 546 с.

5. Маршалл А. Принципы политической экономии. - М.: Прогресс, 1983. - 416 с.

6. Чемберлин Э. Теория монополистической конкуренции. - М.: Экономика, 1996. - 375с.

7. Робинсон Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции. - М.: Прогресс,

1986. - 469 с.

8. Шеннон К. Математическая теория связи // Работы по теории информации и

кибернетике / пер. С. Карпова. - М.:ИИЛ, 1963. - 830с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.