Научная статья на тему 'Развитие тем классицистической архитектуры в проектах Дэвида Чипперфильда'

Развитие тем классицистической архитектуры в проектах Дэвида Чипперфильда Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
89
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
преемственность / современная архитектура / историческая среда / архитектурное наследие / современное формообразование / взаимодействие с историей / образ города / continuity / contemporary architecture / historical site / architectural heritage / contemporary formgiving / interaction with history / image of the historical city

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — В.И. Ламбрихт

В статье рассмотрены варианты интерпретации некоторых тем классицистической архитектуры в современных формах как инструмент установления взаимосвязи нового ансамбля с исторической средой города на примере трех объектов бюро David Chipperfield Architects.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of themes of classical architecture in the projects of David Chipperfield

The article examines the options for interpreting some themes of classic architecture in contemporary forms, as a tool for establishing the relationship between the new ensemble and the historical environment of the city, using the example of three projects of David Chipperfield Architects.

Текст научной работы на тему «Развитие тем классицистической архитектуры в проектах Дэвида Чипперфильда»

В.И. Ламбрихт V.I. Lambriht

DOI: 10.24412/cl-35672-2021-1-0089

Развитие тем классицистической архитектуры в проектах Дэвида Чипперфильда Development of themes of classical architecture in the projects of David Chipper field

Ключевые слова: преемственность, современная архитектура, историческая среда, архитектурное наследие, современное формообразование, взаимодействие с историей, образ города.

Keywords: continuity, contemporary architecture, historical site, architectural heritage, contemporary formgiving, interaction with history, image of the historical city.

Аннотация: В статье рассмотрены варианты интерпретации некоторых тем классицистической архитектуры в современных формах как инструмент установления взаимосвязи нового ансамбля с исторической средой города на примере трех объектов бюро David Chipperfield Architects.

Abstract: The article examines the options for interpreting some themes of classic architecture in contemporary forms, as a tool for establishing the relationship between the new ensemble and the historical environment of the city, using the example of three projects of David Chipperfield Architects.

Дэвид Чипперфильд - один из современных мастеров архитектуры, уделяющих значительное внимание работе с контекстом. Встраивая новое здание в историческую городскую среду, он внимательно относится к вопросу его гармонизации с окружением, сохраняя баланс между ценностями прошлого и ценностями настоящего [2]. Например, расположение окон на гладком бетонном фасаде офиса на Иоахим-штрассе в Берлине (20072013 гг.) [4] отвечает горизонтальному членению соседних классицистических фасадов. Аналогичный прием Чипперфильд использует и в проекте магазина на Дьюк-стрит в Лондоне (2014-2018 гг.) [8], повторяя масштаб и ритм вертикальных членений пилястр и окон соседнего фасада с помощью тонких металлических опор.

В некоторых проектах, решая задачу гармонизации современного формообразования с исторической средой, Чипперфильд заходит дальше, устанавливая взаимосвязь с конкретным местом не только на уровне решения фасада или внешней оболочки здания, но и на уровне организации внутренней структуры зданий. При этом, следуя принципу, обозначенному Герхардом Мюл-лер-Менкенсом, преемственность в структуре не равнозначна имитации формы [1, с. 25].

Автором статьи было установлено, что для этой цели Чипперфильд прибегает к интерпретации исторических структур, при этом не имитируя форму, а переосмысляя ее в современном ключе. Рассмотрим развитие трех тем классицистической архитектуры на примере ансамбля Галереи Джеймса Симона и Нового музея (Германия, Берлин, 2018 г.), Музея Культуры Милана (Италия, Милан, 2015 г.), Кладбища Сан-Микеле (Италия, Венеция, 2017 г.).

Пропилеи

Галерея Джеймса Симона объединяет Новый Музей и Пергамский Музей в единый замкнутый комплекс, организуя входную группу. Перистиль вдоль реки повторяет очертания разрушенной во время Второй мировой войны галереи, формирующей площадь перед зданием Нового музея. Чипперфильд восстановил контур исторической галереи, замкнув квартал, и добавил к ней новое здание, выполняющее функцию распределительного пункта между музеями острова [9].

По положению в ансамбле и функциональному назначению здание галереи Джеймса Симона можно соотнести с Пропилеями в Афинском Акрополе (рис. 1).

И в том, и в другом случае широкая протяженная лестница формирует центральную ось композиции. По бокам ее фланкируют вырастающие из рельефа объемы зданий. При этом общая симметрия ансамбля немного сбита. В случае галереи Джеймса Симона - разной высотой и шириной фланкирующих объемов. В случае Пропилей - с левой стороны симметрия портика сбивает вырастающий из него закрытый объем Пинакотеки. С правой стороны портик не получает продолжения, но расположенный на небольшом отдалении храм Ники Аптерос уравновешивает композицию.

Купольный храм

Музей Культуры Милана (2015 г.) [7] соотносится со структурой купольных храмов по принципу четы-рехчастного построения плана и ярусного нарастания объема к центру ансамбля (рис. 2). Наиболее близкую параллель с музеем можно проследить в устройстве старейшей центрической базилики Милана - Сан-Лоренцо-Маджоре [3].

Верхний ярус в здании Музея Культуры формирует стеклянный цилиндр, перекрывающий центральный двор, через который осуществляется связь всех помещений с выставочными галереями. Он становится осью, вокруг которой формируется остальной объем здания. Аналогичную роль в ансамбле Сан-Лоренцо-Маджоре выполняет купол, перекрывающий центральное пространство храма.

Рис. 1. Тема входной группы: 1 - Пропилеи, 2 - Галерея Джеймса Симона в ансамбле Музейного острова

Стеклянная конструкция цилиндрического перекрытия повторяет конфигурацию плана центрального двора, который имеет сложную округлую четырехлистную форму. Выпуклая часть каждого «лепестка» отмечена входным проемом. Мотив четырех лепестков переходит и в характер компоновки блоков с выставочными галереями.

Следующий ярус Музея Культуры состоит из четырех прямоугольных объемов с выставочными галереями, группирующимися вокруг стеклянного цилиндра. При этом компоновка блоков осуществляется не вплотную, а с отступом от центрального объема. Четыре башни Сан-Лоренцо-Маджоре группируются вокруг центрального купола, также располагаясь на небольшом отдали от него.

Следующий ярус музея также состоит из четырех прямоугольных объемов выставочных галерей, группирующихся вокруг центра. В Сан-Лоренцо-Маджоре круговая компоновка яруса продолжается с помощью четырех апсид, обстраивающих купол.

Нижний ярус Музея Культуры представляет собой стилобат, из которого вырастают центральный цилиндр и блоки с выставочными галереями. В Сан-Лоренцо-Маджоре нижний ярус сформирован входной группой западного фасада - портиком и двумя фланкирующими его корпусами административных зданий. Несколько дополнительных ярусов образуют капеллы, пристроенные к храму в разное время с северной, восточной и южной сторон.

Характер внедрения нового здания Музея Культуры в существующий квартал близок к устройству ансамбля церкви Сан-Карло-аль-Корсо, встроенной в рядовой миланский квартал. В обоих ансамблях геометрия плана представляет собой четырехугольный замкнутый контур с ярко выраженным округлым центром, к которому вплотную подступает внутриквартальная застройка. Помимо геометрии плана совпадает и логика формирования всего объема. Квартальная застройка повышает высотность в направлении от равномерного периметра. Центральное здание ансамбля снижает высотность в направлении от центра.

Атриум

В проекте расширения кладбища Сан-Микеле Чип-перфильд обращается к теме атриума. Дополнение кладбища представляет собой группу колумбариев, связь между которыми осуществляется через переходы между внутренними двориками. В некоторых из них обустроен сад с небольшим бассейном с водой. Подобный набор элементов характерен для венецианских придомовых двориков, в каждом из которых обязательно располагается колодец, становящийся центром пространства. Озеленение играет ключевую роль в структуре придомовых дворов Венеции, так как большая часть общественного городского пространства покрыта камнем. Небольшие сады во дворах становятся единственным местом сосредоточения зелени в городе.

Жители Венеции, посетившие кладбище после открытия, отмечали, что пространство кладбища воспри-

нимается как органичное продолжение венецианского городского пространства. «Когда мы открыли первый двор, пришло много горожан. Основная реакция была очень позитивной, все говорили, что пространство кажется очень знакомым» [6].

Тему атриума Чипперфильд повторно применяет в ансамбле спроектированного им японского кладбища Инагава (Хёго, 2013-2017 гг.) [5]. Набор основных элементов, образующих структуру, практически совпадает с итальянским двором, однако трансформируется с учетом японской архитектурной традиции. Перистиль Чипперфильд заменяет консольным выносом перекрытия без вертикальных опор, формируя пространство аналогичное японской веранде энгава, обустраиваемой под свесом массивной кровли в традиционных домах.

Вода в ансамбле также присутствует, однако уже не в виде бассейна-колодца, акцентирующего центральное пространство сада, а в виде бассейнов для омовения рук и рта, расположенных у входа во двор.

Рис. 2. Ярусность объема: 1 - Сан-Лоренцо-Маджоре; 2 - МиВБС; 3 - Сан-Карло-аль-Корсо

Рис. 3. Атриум: 1 - Кладбище Сан-Микеле, 2 - венецианский дворик, 3 - Двор в Фонде (арх. Карло Скарпа), 4 - Двор на японском кладбище (арх. Дэвид Чипперфильд)

Если в Италии Чипперфильд придает озеленению строгий упорядоченный характер, высаживая деревья в четкие ровные ряды, то в Японии сад выглядит совершенно по-другому. Чипперфильд создает впечатление естественного природного ландшафта, обстроенного зданием (рис. 3).

Тема Пропилей, как входной группы в сакральное пространство, является традиционной для широкого общеевропейского культурно-исторического контекста.

В развитии темы купольного здания, встроенного в рядовой квартал, можно проследить очень близкие параллели именно с миланским городским контекстом и выявить конкретные прототипы (Сан-Лоренцо-Маджоре, Сан-Карло-аль-Корсо).

Тема атриума универсальна для разных культур по набору основных элементов (двор, вода, сад). Однако в Италии и в Японии Чипперфильд подходит к взаиморасположению основных элементов по-разному, придавая им характер конкретного культурно-исторического контекста в каждом отдельном случае.

Библиография:

1. Мюллер-Менкенс, Г. Новая жизнь старых зданий / Герхард

Мюллер-Менкенс. - Москва: Стройиздат, 1981. - 247 с.: ил.

2. Ригль, А. Современный культ памятников, его сущность и возникновение / Алоиз Ригль; перевод с нем. Григория Ги-мельштейна. - Москва: ЦЭМ, V-A-C press, 2018. - 96 с. - ISBN 978-5-9909519-6-9.

3. Сан-Лоренцо-Маджоре: [официальный сайт]. - URL: http:// www.sanlorenzomaggiore.com/index.php/2016/08/10/la-basilica-secolo-iv-ix/ (дата обращения: 10.03.2021). - Текст: электронный.

4. Campus Joachimstraße / David Chipperphield Architects // davidchip-perfield.com: [official website]. - URL: https://davidchipperfield.com/ project/joachimstrasse (date of access: 10.05.2021). - Text: electronic.

5. Inagawa Cemetery / David Chipperphield Architects // davidchip-perfield.com: [official website]. - URL: https://davidchipperfield. com/project/inagawa-cemetery-chapel-and-visitor-centre (date of access: 10.05.2021). - Text: electronic.

6. Marcus, J. Of Museums and Cemeterys / J. Marcus // wsj.com: [official website]. - URL: https://www.wsj.com/articles/SB1000142405 2748703792304574503763695817996 (date of access: 10.02.2020). -Text: electronic.

7. MUDEC / David Chipperphield Architects // davidchipperfield. com: [official website]. - URL: https://davidchipperfield.com/ project/MUDEC (date of access: 10.03.2021). - Text: electronic.

8. Selfridges Duke Street / David Chipperphield Architects // da-vidchipperfield.com: [official website]. - URL: https://davidchip-perfield.com/project/selfridges-accessories-hall (date of access: 10.03.2021). - Text: electronic.

9. Witschurke, H. Die Wandlung zum Metamuseum / H. Witschurke // bauwelt.de: [official website]. - URL: https://www.bauwelt.de/ das-heft/heftarchiv/Entwicklungsgeschichte-Berliner-Musuemsin-sel-3297213.html (date of access: 10.05.2020). - Text: electronic.

С.М. Куповский DOI: 10.24412/cl-35672-2021-1-0090

S.M. Kupovsky

Ренцо Пиано - свобода от стиля RenzoPiano - freedom from style

Ключевые слова: Ренцо Пиано, свобода от стиля. Keywords: Renzo Piano, freedom from style.

Аннотация: Архитектор не связывает себя стилем, понимаемым как повторение архитектурных жестов. Стиль для него - это накопление познанного, побочный эффект от полученных знаний. Мастер обладает необычайной способностью понять специфику любого места, где бы он ни строил. Ренцо Пиано добивается равновесия и чистоты форм даже в самых радикальных проектах.

Abstract: An architect does not bind himself with a style understood as a repetition of architectural gestures. Style for him is the accumulation of what is known, a side effect of the gained knowledge. The master has an extraordinary ability to understand the specifics of any place, wherever he builds. Renzo Piano strives for balance and purity of forms even in the most radical projects.

Творчество Пиано - сеть парадоксов: он яркая художественная натура, но тянется к инженерам и считается одним из родоначальников хай-тека; человек, отдающий предпочтение интуиции, он на чистейшей математике строит свои пространственные структуры. На фоне влюбленности в прозрачные материалы и сверкающие грани техники растет его тяга к природе, органике. Создавая необычные постройки, он стремится достичь их слияния с окружением.

Его дебют был впечатляющим. Речь идет о Центре Жоржа Помпиду в Париже (1971-1977 гг., совместно с Р. Роджерсом). Постройка стала манифестом целого поколения архитекторов. Знаковыми объектами стали и его международный аэропорт Консай в Осаке

(1984-1994 гг.), и Потсдамская площадь в Берлине (1992-2000 гг). Рассмотрим вкратце эти и другие объекты.

Центр Жоржа Помпиду (1971-1977 гг.) как объект изучен досконально: его градостроительный аспект -беспрецедентная структура; особенности выведенных наружу и окрашенных в яркие цвета коммуникаций -элементы огромного «экзоскелета». В пояснительной записке авторы так характеризовали свой замысел: «...Динамическая машина коммуникаций высокого уровня, собранная из предварительно изготовленных элементов. должна стать центром притяжения профессионалов, туристов и жителей города.». Предполагалось, что пространство может изменяться в минуты,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.