Научная статья на тему 'Государственная галерея в городе Штутгарте: история строительства и модернизации'

Государственная галерея в городе Штутгарте: история строительства и модернизации Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
802
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЕЙ / МУЗЕЙНЫЙ КОМПЛЕКС / АРХИТЕКТУРА / МОДЕРНИЗАЦИЯ / РЕКОНСТРУКЦИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГАЛЕРЕЯ (Г. ШТУТГАРТ) / ДЖЕЙМС СТЕРЛИНГ / ПОСТМОДЕРНИЗМ / ХАЙ-ТЕК / MUSEUM / MUSEUM COMPLEX / ARCHITECTURE / MODERNIZATION / RECONSTRUCTION / STATE GALLERY OF STUTTGART / JAMES STIRLING / POST-MODERNISM / HIGH-TECH

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Федотова Наталья Юрьевна

Статья посвящена комплексному анализу модернизации музейных объектов конца XX начала XXI века. Автором рассматриваются основные типы построения современных музейных комплексов и зданий, а также принципы взаимодействия исторической и современной архитектуры при модернизации музейных объектов на примере проектов расширения Государственной галереи в городе Штутгарте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

State Gallery of Stuttgart: History of Construction and Some Modernizations

The article is devoted to the complex analysis of the modernization of the museum objects of the late XX early XXI centuries. The author considers the main types of modern museum complexes and buildings, as well as the principles of interaction between historical and modern architecture with the modernization of museum objects on the example of the State Gallery in Stuttgart expansion projects.

Текст научной работы на тему «Государственная галерея в городе Штутгарте: история строительства и модернизации»

Государственная галерея в городе Штутгарте: история строительства и модернизации

Н.Ю.Федотова

Статья посвящена комплексному анализу модернизации музейных объектов конца XX - начала XXI века. Автором рассматриваются основные типы построения современных музейных комплексов и зданий, а также принципы взаимодействия исторической и современной архитектуры при модернизации музейных объектов на примере проектов расширения Государственной галереи в городе Штутгарте.

Ключевые слова: музей, музейный комплекс, архитектура, модернизация, реконструкция, Государственная галерея (г. Штутгарт), Джеймс Стерлинг, постмодернизм, хай-тек.

State Gallery of Stuttgart: History of Construction and

Some Modernizations. By N.Yu.Fedotova

The article is devoted to the complex analysis of the modernization of the museum objects of the late XX - early XXI centuries. The author considers the main types of modern museum complexes and buildings, as well as the principles of interaction between historical and modern architecture with the modernization of museum objects on the example of the State Gallery in Stuttgart expansion projects.

Keywords: museum, museum complex, architecture, modernization, reconstruction, State Gallery of Stuttgart, James Stirling, post-modernism, high-tech.

Повышенное внимание к модернизации музейных комплексов и зданий сегодня совершенно очевидно. Как отметил доктор исторических наук, генеральный директор Государственного Эрмитажа М.Б. Пиотровский: «Музеи являются средством познания мира, средством объяснения мира, средством передачи культуры и воспитания поколений. Они являются элементом политической, экономической и ценностной системы отдельных обществ и человечества в целом. Сегодня музеи становятся общечеловеческим явлением. В этом один из положительных моментов глобализации, который человечество должно стимулировать» [10, с. 6]. Соответственно, модернизация музейного объекта или создание каждого нового художественного и культурного центра на базе и собрании старого исторически сложившегося музея делает понимание современного мира более доступным, а пребывание в нём более комфортным, увлекательным и эмоционально насыщенным.

Процесс модернизации музейных объектов включает в себя ряд важных задач, направленных на адаптацию исторического музейного комплекса к современным потребностям музея.

Одной из главных целей модернизации является создание новых дополнительных площадей, не только обеспечивающих высокий уровень технической оснащённости и безопасности музейных собраний и соответствующих современным коммуникационным возможностям для передачи музейной информации, но и обладающих выразительной архитектурной составляющей, которая способствует привлечению большего числа посетителей.

В настоящее время тенденция использовать новую стилистику архитектурных форм при модернизации всё чаще появляется в общемировой музейной практике. Многие ведущие музеи мира ориентируются прежде всего на оригинальные архитектурные проекты, стремящиеся поразить и потрясти посетителя «индивидуальным эффектом». Следовательно, подобное расширение, перестройка, изменение музейных пространств или в целом создание нового музейного комплекса представляет научный и практический интерес для исследования.

Ряд научных источников посвящён архитектуре музеев в разных странах. В них выявлены архитектурные концепции музеев последних лет, региональные особенности их проектирования, отображено своеобразие музеев различных профильных групп, творческие взгляды архитекторов на роль музеев в современной жизни и актуальные проблемы музейного строительства. Но, несмотря на обширный материал, для выработки объективного подхода к данной проблеме необходимо определить основные модели построения архитектурных объектов при модернизации музейных объектов, выявить закономерности и принципы, использующиеся при проектировании современных музейных зданий и комплексов.

При разработке проекта модернизации происходит поиск пространственной организации, основанной на новых технологических, технических, организационных возможностях и стилистических художественных тенденциях. На сегодняшний день можно выделить основные типы модернизации музейных объектов, определённые спецификой существующих зданий: «скрытые резервы», «новый музейный объект» и «новый корпус» [9], а также принципы взаимодействия исторической и современной архитектуры при модернизации музейных комплексов: «нюансный», «компромиссный» и «контрастный» [8].

Далее в статье будут рассмотрены некоторые из них, а именно: тип модернизации музейных объектов - «новый корпус» и принципы взаимодействия исторической и современной архитектуры при модернизации музейных зданий и комплексов - «компромиссный» и «контрастный», на примере проекта

1 2017

39

расширения одного из ведущих музеев мира - Государственной галереи в городе Штутгарте (Германия).

Данный проект является идеальным образцом архитектурно-художественной модернизации музейного объекта и характеризует специфику современных музейных подходов при модернизации архитектуры. По мнению Т.П. Калугиной, «это архитектурное произведение просто удача для исследователя, ибо оно очень много знает о самом себе, в известном смысле оно есть комментарий к самому себе» [3, с. 194].

Историческое здание Государственной галереи в Штутгарте было построено для Музея изобразительных искусств в 1843 году архитектором Готтлобом Георгом фон Бартом в стиле позднего немецкого классицизма. В 1881-1888 годах, по мере увеличения коллекции, музейное здание пришлось расширить с помощью двух дополнительных крыльев по проекту архитектора Альберта фон Бокса (рис. 1). К сожалению, в годы Второй мировой войны архитектурный памятник был частично разрушен, но уже в 1958 году восстановленный музей во всем великолепии немецкого классицистического зодчества вновь открыл свои двери для посетителей (рис. 2).

В 1974 году был объявлен международный конкурс на проектирование нового здания Государственной галереи. В результате

отборочного тура победило проектное предложение британского архитектора Джеймса Стерлинга1. Новая галерея прежде всего предназначалась для коллекции картин и скульптуры ХХ века, а также в соответствии с проектом в ней разместились: лекционный зал, специализированная библиотека, кафе, магазин, административные помещения и подземный гараж.

Расширение галереи в Штутгарте по проекту Стерлинга было реализовано с помощью одного из типов модернизации - «новый корпус», которая осуществляется за счёт постройки новых отдельно стоящих зданий в комплексе с существующими музейными строениями. Как правило, они могут соединяться между собой наземными и подземны-

1 Джеймс Стерлинг родился в 1926 году (Глазго, Шотландия), умер в 1992 году (Лондон, Англия). Образование: Ливерпульский университет (1945-1950). Проекты: Инженерный факультет Лейчестерского университета, Великобритания (1959-1964), библиотека Исторического факультета Кембриджского университета, Великобритания (1964-1967), Флори-Билдинг Королевского колледжа в Оксфорде, Великобритания (19 66-1971), галерея Тейт Британия в Лондоне, Великобритания (1978-1986), музей Артура М. Саклера в Гарварде, США (1979-1984), Центр исполнительских искусств в Корнелльском университете, США (1983-1988) и др. Награды: Медаль Алвара Аалто (1977), Королевская золотая медаль RIBA (1980), Притцкеровская премия (1981).

i^JHE................... ...........

Рис. 1. Здание Государственной галереи в Штутгарте. Проект архитектора Готтлоба Георга фон Барта (1839-1843). Боковое крыло со стороны улицы Арнульф-Клетт-плац

Рис. 2. Здание Государственной галереи в Штутгарте. Проект архитектора Готтлоба Георга фон Барта (1839-1843). Парадная площадь (курдонёр) перед историческим корпусом галереи со стороны улицы Конрад-Аденауэр-Штрассе

ми переходами, лестницами, атриумами и т.д. Это новое отдельно стоящее здание, независимое от исторической архитектуры, но объединённое с ней в единый музейный комплекс.

Также при проектировании Новой галереи был использован «компромиссный» принцип взаимодействия истори-

ческой и современной архитектуры, реализующийся либо за счёт введения новой архитектуры в историческое пространство (использование скрытых архитектурных резервов), архитектурный образ которой обычно размыт и не отвлекает от исторического здания, либо за счёт возведения нового здания, объединённого в общий архитектурный ансамбль

Рис. 3. «Начало пути в «храм муз». Лестница, ведущая на Рис. 4. «Террасы Стерлинга». На заднем плане Штутгарт-одну из платформ-террас, созданных Джеймсом Стерлингом ская высшая школа музыки и театра, построенная по проекту архитектора

Рис. 5.Исторический и «Стерлинговский» корпуса, соединён- Рис. 6. «Тропа Стерлинга» ные надземным переходом

1 2017 41

с помощью гармоничного сочетания «исторического» архитектурного стиля существующей постройки с современными архитектурными формами и направлениями.

Джеймс Стерлинг «создал здание - метафору истории, как бы компенсирующее городу утраты его вещественной памяти, монументальное концентрированное воплощение духа места, введённое в городскую ткань» [2, с. 274]. Прежде всего, перед архитектором стояла сложная задача - вписать Новую галерею в архитектурную среду исторического центра Штутгарта. Земельный участок для постройки здания находился на крутом склоне, что обусловило сооружение ряда ступенчатых террас и пандусов (рис. 3; 4), над которыми разместился новый корпус галереи, соединённый со старым строением надземным переходом (рис. 5). Также важным в проекте является сохранение дороги, так называемой «Тропы Стерлинга» (рис. 6), которая объединила различные уровни расположенного на склоне музейного здания и связала исторические улицы города - Урбан-штрассе и Конрад-Аденауэр-Штрассе. Данная пешеходная зона проходит сквозь корпус Новой галереи, но при этом не нарушает её пространственную и функциональную составляющую.

Принимая во внимание пропорции и общий архитектурный облик исторического окружения, было решено построить здание, соответствующее по масштабу и высоте строению Старой галереи. При проектировании зодчий отказался от простой объёмно-пространственной композиции здания, создав сложную фрагментированную. Основой композиции служит здание Новой галереи, представляющее собой П-образное в плане строение, которое в какой-то степени повторяет архитектурный план исторического корпуса, а также обрамляет ротонду и верхнюю «террасу скульптур» (рис. 7).

В своём творчестве Джеймс Стерлинг часто обращался к архитектурному языку различных эпох. «Эклектическая смесь» архитектурных форм Новой галереи несёт в себе созвучие и со старой и с новой архитектурой одновременно. Благодаря разнородным стилевым элементам (антовые колонны, египетские карнизы и т.д.), которые были включены в проект, исключается резкий контраст с окружающей архитектурой и создаётся искусная иллюзия современности в историческом пространстве (рис. 8). Зодчий в своём творении виртуозно использовал чётко узнаваемые прообразы-архетипы. Например, ротонда, являющаяся ядром объёмно-пространственной композиции, по мнению архитектурного критика А.В. Рябушина, «своей формой и строго осевым расположением сразу же отсылает нас к многочисленным прообразам. В цепи ассоциаций неизбежны вилла Адриана и вилла Мадама Рафаэля, дворец Карла V в Альгамбре (Гранада) и эскиз Булле 1783 года для Национальной библиотеки, ротонда Асплунда в Стокгольмской библиотеке и другие исторические источники с центральными ротондами часть из которых открыта небу» [7, с. 275] (рис. 9). Или облицованные тонкими плитами травертина и песчаника наружные фасады -они ассоциируются, соответственно, со зданием Старой галереи. Помимо исторических архитектурных образов, в качестве

элементов «двойного кодирования» Стерлинг использовал эпатирующие современные включения хай-тека - красочные разноцветные промышленные элементы (воздухозаборные трубы, козырьки, поручни-ограждения и т.д.), наталкивающие на мысль о Национальном Центре искусства и культуры им. Дж. Помпиду в Париже (рис. 10-12). Таким образом, архитектор-экспериментатор, совмещая взаимоисключающие элементы, создал уникальный и динамичный архитектурный коллаж, который на сегодняшний день является одним из самых значимых объектов эпохи постмодернизма (рис. 13).

Здание Джеймса Стерлинга, благодаря гармоничному синтезу современности и традиции, стало архитектурным символом города. Выразительная образность музея привлекла множество восторженных зрителей. «В первые шесть месяцев после открытия число посетителей достигло 900 тыс. человек, и Новая галерея в Штутгарте перекочевала с 52-го на 3-е по популярности место в ФРГ» [7, с. 271]. В связи с этим вошедшую сегодня в оборот формулировку - «эффект Биль-бао», несомненно можно применить к данному музейному зданию, которое дало новый импульс развитию социальной, экономической и культурной жизни города.

На проекте Джеймса Стерлинга расширение Государственной галереи не закончилось. Осенью 2002 года был открыт ультрасовременный корпус, так называемый «Штайб-Бау», спроектированный швейцарскими архитекторами Вилфри-дом и Катариной Штайб. В здании разместилась коллекция графики, кабинет рисунков и эстампов, библиотека, реставрационные мастерские и залы временных выставок.

Данная модернизация Государственной галереи была осуществлена, как и предыдущее расширение, по типу «новый корпус», но принцип взаимодействия исторической и современной архитектуры был использован иной - «контрастный». Этот принцип более яркий, поскольку в нём противопоставляются архитектурные стили различных эпох. Новое здание или новый корпус музея по характеру своей

Рис. 7. План Новой государственной галереи: 1 - истор-ческий корпус; 2 - надземный переход; 3 - новый корпус; 4 - «терраса скульптур»; 5 - рампы-пандусы; 6 - ротонда; 7 - Штутгартская высшая школа музыки и театра. Проект Джеймса Стерлинга (1979-1984) [13]

Рис. 8. Новая государственная галерея. Ротонда (фрагмент) Рис. 9. Двор ротонды, служащий местом для экспонирования

скульптуры на открытом воздухе и отдыха

Рис. 10. Главный вход в Новую галерею Рис. 11. Рампы-пандусы, ведущие на верхнюю

«террасу скульптур»

Рис. 12. «Бесфасадность» Новой галереи. Кафе Рис. 13. Принцип Джеймса Стерлинга: «Я люблю контра-

сты» [14]

1 2017 43

Рис. 14. Государственная галерея в Штутгарте. Аэросъёмка [15]

архитектуры абсолютно противоположны исторической постройке, а контраст между разными стилями способствует более сильному эмоциональному восприятию архитектуры. Образцы применения этого принципа разнообразны и, как правило, представляют собой неожиданные варианты сочетания архитектурных стилей.

Проектом было предусмотрено строительство отдельного корпуса музея, соединённого с исторической галереей двумя надземными переходами и размещённого между Старой галереей и Урбанштрассе, расположенной выше по склону (рис. 14). Большой перепад высот (около 11 м) подтолкнул архитекторов на создание пятиэтажного протяжённого объёма здания (длиной 8 м и шириной 70 м), один из фасадов которого частично скрыт под землёй. Такое решение представляет собой попытку установления ансамблевой связи с более ранней застройкой музейного комплекса и города. То же можно сказать и о высоте строения, которая подчинена требованиям гармоничного сочетания с окружением (рис. 15).

Авторы проекта подошли творчески к стилевому решению нового корпуса, применив современные материалы и технологии. Внешний облик здания подчёркнуто гео-

метричен и вызывает контраст с более ранними строениями музея своей выразительностью. Внутренний фасад основного объёма здания, выходящего на исторический корпус, разделён на два горизонтальных блока - бетонное основание с узким ленточным остеклением и верхний ярус из металла и стекла (рис. 16). Такое контрастное противопоставление новой и старой архитектуры вызывает на первый взгляд диссонанс, но присмотревшись, можно увидеть своеобразную гармонию. Пластичность классицистического фасада Государственной галереи выявлена геометрической структурой бетонных элементов нового корпуса, а применение значительных по площади плоскостей ленточного остекления отсылают нас к Административному корпусу, построенному по проекту Джеймса Стерлинга и расположенному за Новой галереей на Урбанштрассе. Внешний фасад нового комплекса представляет собой горизонтальный стеклянный объём, расчленённый металлическими креплениями (рис. 17). Такое применение современных материалов при строительстве не только придаёт зданию прозрачность и лёгкость, разрушая массивность и осязаемость постройки, но и не

Рис. 15. Гармоничное сочетание городского пространства и музейной архитектуры. Макет [16]

Рис. 16. «Штайб-Бау». Проект архитекторов Вилфрида и Катарины Штайб (1991-2002). Внутренний фасад [17]

Рис. 17. «Штайб-Бау». Проект архитекторов Вилфрида и Катарины Штайб (1991-2002). Внешний фасад (фрагмент) [18]

перегружает общую композицию музейного комплекса, составляя единое целое и формируя пространство.

Здание «Штайб-Бау», органично вписанное в сложившуюся структуру исторического окружения, поражает элегантной сдержанностью архитектурного решения, виртуозным умением выявить эстетические возможности конструкций и новых материалов, а также соответствует всем функциональным требованиям современного музея.

Приведённые выше примеры расширения Государственной галереи в Штутгарте - это диалог между современной и историческими темами в архитектуре, который полностью отвечает требованиям и времени, и места. Данные проекты отличаются друг от друга по поиску пространственной организации современного музейного комплекса, построенной на новых технических, технологических, организационных возможностях и стилистических художественных тенденциях. Из чего можно заключить, что абсолютно в каждом случае модернизация музейных зданий уникальна, но, несмотря на это, музеи преследуют общие цели: максимально показать постоянно пополняемые музейные коллекции, кардинально улучшить условия хранения и реставрации, подняться на качественно новый уровень научной и просветительской деятельности, расширить спектр услуг, предоставляемых посетителям.

Литература

1. Будко, А. Модернизация. Схематизация опыта / А. Будко // Мир музея. - 2010. - № 4. - С. 34-37.

2. Иконников, А.В. Архитектура ХХ века: Утопии и реальность. В 2 т. Т.2. / А.В. Иконников; под ред. А.Д. Кудрявцевой. - М.: Прогресс-Традиция, 20 02. - 672 с.

3. Калугина, Т.П. Художественный музей как феномен культуры / Т.П. Калугина. - СПб: Петрополис, 2008. - 244 с.

4. Майстровская, М.Т. Музей как объект культуры. Искусство экспозиционного ансамбля / М.Т. Майстровская. - М.: Прогресс-Традиция, 2016. - 672 с., ил.

5. Ревякин, В.И. Современные музеи мира: учебное пособие / В.И. Ревякин; Государственный университет по землеустройству. - М., 2012. - 352 с.

6. Ревякин, В.И. Современная зарубежная архитектура: учебное пособие / В.И. Ревякин; Государственный университет по землеустройству. - М., 2013. - 124 с.

7. Рябушин, А.В. Новые горизонты архитектурного творчества, 1970-1980-е годы / А.В. Рябушин. - М.: Стройиздат, 1990. - 327 с.

8. Федотова, Н.Ю. Принципы взаимодействия исторической и современной архитектуры при модернизации музейных комплексов конца XX - начала XXI века / Н.Ю. Федотова // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. - Вып. 6 - СПб: НП-Принт, 2016. - С. 642-648.

9. Федотова, Н.Ю. Современные тенденции музейной модернизации: анализ новых архитектурных проектов / Н.Ю. Федотова // Артикульт. - 2014. - № 16 (4). - С.49-53.

1 2017

45

10. Философия музея: учебное пособие / Под. ред. М.Б. Пиотровского. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 192 с.

11. Stirling, J. Die neue Staatsgalerie Stuttgart - Stuttgart: Hatje, 1984. - 119 p.

12. Stirling, J. Inspiration and Process in Architecture / ed. by M. Iuliano, F. Serrazanetti. Moleskine SpA PubL., 2015. - 144 p.

13. Коллекция Архитектурных Планов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://kannelura.info/?tag=museum (дата обращения: 26.01.2017).

14. StudyBlue [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.studyblue.com/notes/note/n/hiaa0860class-no-study-guide-2015-16-neumann/deck/17034271 (дата обращения: 26.01.2017).

15. Harder Stumpfl Schramm [Электронный ресурс]. -Режим доступа http://www.harderstumpflschramm.de/alte-staatsgalerie/ (дата обращения: 26.01.2017).

16. Divisare [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://divisare.com/search/projects?q=john+Cranko (дата обращения: 26.01.2017).

17. TravelUnity [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.travunity.de/reisefuehrer/stuttgart/staatsgalerie-stuttgart/erweiterungsbau-alten-staatsgalerie-stuttgart (дата обращения: 26.01.2017).

18. Kunstmueen [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rb-gg.de/Links/Kunstmuseen/kunstmuseen.html (дата обращения: 26.01.2017).

Literatura

1. Budko A. Modernizatsiya. Skhematizatsiya opyta / A. Budko // Mir muzeya. - 2010. - № 4. - S. 34-37.

2. Ikonnikov A.V. Arhitektura ХХ veka: Utopii i real'nost'. V 2 t. T.2. / A.V. Ikonnikov; pod red. A.D. Kudryavtsevoj. - M.: Progress-Traditsiya, 20 02. - 672 s.

3. Kalugina T.P. Hudozhestvennyj muzej kak fenomen kul'tury / T.P. Kalugina. - SPb: Petropolis, 2008. - 244 s.

4. Majstrovskaya M.T. Muzej kak ob"ekt kul'tury. Iskusstvo ekspozitsionnogo ansamblya / M.T. Majstrovskaya. - M.: Progress-Traditsiya, 2016. - 672 s., il.

5. Revyakin V.I. Sovremennye muzei mira: uchebnoe posobie / V.I. Revyakin; Gosudarstvennyj universitet po zemleustrojstvu.

- M., 2012. - 352 s.

6. Revyakin V.I. Sovremennaya zarubezhnaya arhitektura: uchebnoe posobie / V.I. Revyakin; Gosudarstvennyj universitet po zemleustrojstvu. - M., 2013. - 124 s.

7. Ryabushin A.V. Novye gorizonty arhitekturnogo tvorchestva, 1970-1980-e gody / A.V. Ryabushin. - M.: Strojizdat, 1990. - 327 s.

8. Fedotova N.Yu. Printsipy vzaimodejstviya istoricheskoj i sovremennoj arhitektury pri modernizatsii muzejnyh kompleksov kontsa XX - nachala XXI veka / N.Yu. Fedotova // Aktual'nye problemy teorii i istorii iskusstva: sb. nauch. statej.

- Vyp. 6 - SPb: NP-Print, 2016. - S. 642-648.

9. Fedotova N.Yu. Sovremennye tendentsii muzejnoj modernizatsii: analiz novyh arhitekturnyh proektov / N.Yu. Fedotova // Artikul't. - 2014. - № 16 (4). - S.49-53.

10. Filosofiya muzeya: uchebnoe posobie / Pod. red. M.B. Piotrovskogo. - M.: INFRA-M, 2013. - 192 s.

13. Kollektsiya Aritekturnyh Planov [Elektronnyj resurs]/ rezhim dostupa: http://kannelura.info/?tag=museum (data obrashheniya: 26.01.2017).

14. StudyBlue [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://www.studyblue.com/notes/note/nZhiaa0860dass-no-study-guide-2015-16-neumann/deck/17034271 (data obrashheniya: 26.01.2017).

15. Harder Stumpfl Schramm [Elektronnyj resurs]. -Rezhim dostupa http://www.harderstumpflschramm.de/alte-staatsgalerie/ (data obrashheniya: 26.01.2017).

16. Divisare [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://divisare.com/search/projects?q=john+Cranko (data obrashheniya: 26.01.2017).

17. TravelUnity [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.travunity.de/reisefuehrer/stuttgart/staatsgalerie-stuttgart/erweiterungsbau-alten-staatsgalerie-stuttgart (data obrashheniya: 26.01.2017).

18. Kunstmueen [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.rb-gg.de/Links/Kunstmuseen/kunstmuseen.html (data obrashheniya: 26.01.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.