Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ ПУТЕМ ПРИОБЩЕНИЯ К НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ'

РАЗВИТИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ ПУТЕМ ПРИОБЩЕНИЯ К НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
технологическая культура / формирование / обучение / кружок / народная культура / technological culture / formation / training / circle / folk culture

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Григорьева Уйгулаана Валерьевна, Захарова Анна Алексеевна

С развитием человеческого общества происходит развитие всех форм деятельности. Происходит развитие науки и техники, медицины, гуманитарных наук и других сфер жизнедеятельности. В современном обществе и среди работодателей востребованы профессионалы с высоко развитыми личностными качествами. Развитие технологической культуры человека оказывает влияние на формирование этих качеств. Технологическая культура необходима любому специалисту во всех областях деятельности, поэтому особая роль на начальном этапе подготовки отводится общеобразовательной школе. В статье рассматривается актуальная проблема приобщения детей к якутской народной культуре. Важно, чтобы дети знали историю своего народа, его традиции, культуру и промыслы, чтобы чувствовать себя частью своего народа и испытывать гордость за свой родной край. Сохранение культурных и нравственных ценностей якутского народа и передача их следующим поколениям возможно только при помощи участия детей. Одним из способов возвращения в нашу жизнь традиционных элементов якутской культуры может стать использование национальной куклы, одетой в якутскую национальную одежду.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Григорьева Уйгулаана Валерьевна, Захарова Анна Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

With the development of human society comes the development of all forms of activity. There is a development of science and technology, medicine, humanities and other spheres of life. In modern society and among employers, professionals with highly developed personal qualities are in demand. The development of human technological culture influences the formation of these qualities. Technological culture is necessary for any specialist in all fields of activity, therefore a special role at the initial stage of preparation is given to secondary schools. The article discusses the current problem of introducing children to Yakut folk culture. It is important that children know the history of their people, their traditions, culture and crafts in order to feel part of their people and feel proud of their native land. Preserving the cultural and moral values of the Yakut people and passing them on to next generations is possible only with the help of children. One of the ways to return traditional elements of Yakut culture to our lives would be to use a national doll dressed in Yakut national clothes.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ ПУТЕМ ПРИОБЩЕНИЯ К НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ»

2. Асташова, A.A. К вопросу о формировании у курсантов военного вуза готовности к профессиональной межкультурной коммуникации / A.A. Асташова // МНКО. - 2021. - №6 (91). - С. 10-13

3. Бакленева, С.А. Разработка поликультурного обучения в военном вузе с позиции субъектоцентрированного подхода / С.А. Бакленева, C.B. Лазарев // THEORIA. -2021. - №3 (4). - С. 16-25

4. Дельвиг, H.A. Подготовка будущих офицеров к работе с многонациональным личным составом / H.A. Дельвиг // Гуманитарные науки .-2015. - №3 (31).- С. 113-117

5. Евдокимова, М.Г. Этническая идентичность в межкультурной коммуникации (на примере полиэтнического коллектива) / М. Г. Евдокимова // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - №63-4. - С. 64-68

6. Калекин, A.A. Моделирование процесса воспитания патриотизма у курсантов военного вуза на основе культурологического подхода / A.A. Калекин // ЧиО. -2016. - №3 (48). - С. 63-69

7. Ковлакас, Е.Ф. Военно-патриотическое воспитание курсантов морского вуза как основа военно-педагогической стратегии / Е.Ф. Ковлакас // Вестник ВятГУ. - 2010. - №2. - С. 105-109

Педагогика

УДК 378.2

студентка 4 курса, группы Б-Т-20 Григорьева Уйгулаана Валерьевна

Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); старший преподаватель Захарова Анна Алексеевна

Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)

РАЗВИТИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ ПУТЕМ ПРИОБЩЕНИЯ К НАРОДНОЙ

КУЛЬТУРЕ

Аннотация. С развитием человеческого общества происходит развитие всех форм деятельности. Происходит развитие науки и техники, медицины, гуманитарных наук и других сфер жизнедеятельности. В современном обществе и среди работодателей востребованы профессионалы с высоко развитыми личностными качествами. Развитие технологической культуры человека оказывает влияние на формирование этих качеств. Технологическая культура необходима любому специалисту во всех областях деятельности, поэтому особая роль на начальном этапе подготовки отводится общеобразовательной школе. В статье рассматривается актуальная проблема приобщения детей к якутской народной культуре. Важно, чтобы дети знали историю своего народа, его традиции, культуру и промыслы, чтобы чувствовать себя частью своего народа и испытывать гордость за свой родной край. Сохранение культурных и нравственных ценностей якутского народа и передача их следующим поколениям возможно только при помощи участия детей. Одним из способов возвращения в нашу жизнь традиционных элементов якутской культуры может стать использование национальной куклы, одетой в якутскую национальную одежду.

Ключевые слова: технологическая культура, формирование, обучение, кружок, народная культура.

Annotation. With the development of human society comes the development of all forms of activity. There is a development of science and technology, medicine, humanities and other spheres of life. In modern society and among employers, professionals with highly developed personal qualities are in demand. The development of human technological culture influences the formation of these qualities. Technological culture is necessary for any specialist in all fields of activity, therefore a special role at the initial stage of preparation is given to secondary schools. The article discusses the current problem of introducing children to Yakut folk culture. It is important that children know the history of their people, their traditions, culture and crafts in order to feel part of their people and feel proud of their native land. Preserving the cultural and moral values of the Yakut people and passing them on to next generations is possible only with the help of children. One of the ways to return traditional elements of Yakut culture to our lives would be to use a national doll dressed in Yakut national clothes.

Key words: technological culture, formation, training, circle, folk culture.

Введение. Сегодня понятие «Технология», в качестве учебного предмета, содержит намного большее значение, нежели прежде. Оно распространяется на материальные, социальные и духовные аспекты человеческой деятельности, тесно между собой связанные. Таким образом, «технология» уже не означает только методы получения и преобразования сырья и материалов, но также включает в себя широкий спектр научных и социальных знаний, применение новых методов и инструментов в процессе проектирования и производства продукции, а также общество в целом. Это помогает обеспечить более целостный и комплексный подход к формированию технологической культуры у школьников [3].

Учитель технологии, занимаясь формированием технологической культуры учеников, несет на себе ответственность за развитие творческого потенциала каждого ученика и формирование их психологической и практической готовности к самостоятельной творческой деятельности. В условиях рыночных отношений, общеобразовательные учреждения не обязаны обеспечивать своих выпускников конкретной профессией, но должны формировать индивидуальность, готовую к правильному выбору профессии, учитывая мобильность функций в профессиональной сфере в условиях быстрого научно-технического прогресса и конкурентной борьбы.

Изложение основного материала статьи. В современном обществе наблюдается повышенный интерес к культурным аспектам, и данное понятие обладает множеством толкований, существует более 500 определений. Если буквально переводить «культура», то это слово означает «воспитание» или «образование».

Нами было проанализировано исследование Т.А. Аверьяновой, Г.А. Касатовой и Д.А. Поляк. В исследовании Т.А. Аверьяновой и Г.А. Касатовой [1] наиболее актуальными элементами технологической культуры обучающихся общеобразовательной школы являются: технологические знания, проектно-графические знания и умения, соблюдение культуры труда, практические умения и навыки работы с материалом, продукт деятельности.

В основе диагностики оценки сформированности преобразовательных умений школьников, изложенной в труде Д.А. Поляк [2], лежит количественная оценка как одного конкретного умения, так и комплекса умений школьников, позволяющих ему осуществлять данную деятельность.

Сформированные основы технологической культуры являются критериями эффективности технологического образования школьников. Учитель технологии, как один из субъектов педагогической системы, должен владеть нормами технологической культуры на достаточно высоком уровне и создавать необходимые условия для ее формирования у

обучающихся. Оценивание развития технологической культуры обучающихся можно проводить с помощью различных критериев.

С целью развития технологической культуры у школьников нами была разработана программа кружкового занятия. Задачей программы является вовлечение школьников в национальную культуру через создание текстильных кукол.

Данная программа образовательной деятельности включает в себя различные виды трудовой деятельности, такие как работа с бумагой, тканью, швейной машинкой и фурнитурой, и направлена на развитие элементарных приемов ручной работы с разными материалами и создание национальных кукол. Каждый вид труда сопровождается примерным перечнем практических и теоретических работ, необходимых для успешного освоения программы. Программа позволяет учащимся приобрести необходимые навыки для успешного функционирования в обществе, а также раскрыть свой творческий потенциал.

Программа была рассчитана для 6-7 классов, с нагрузкой в неделю 2 часа, на 4 недели.

Взяв за основу критерии оценивания технологической культуры Т.А. Аверьяновой, Г.А. Касатовой и оценку уровня сформированности преобразовательных умений школьников Д.А. Поляк, нами была проведена диагностика начального уровня сформированности технологической культуры обучающихся на базе «МОБУ «Средняя общеообразовательная школа №17» (с углубленным изучением отдельных предметов) городского округа «город Якутск». В эксперименте участвовали ученики 7-8 класса в количестве 12, из них экспериментальная группа - 6, контрольная группа - 6 человек.

Опытно - экспериментальная работа проводилась в три этапа: констатирующий - определение уровня знаний учащихся; формирующий - развитие навыков шитья из ткани; заключительный - подведение итогов опытно -экспериментальной работы, выявление изменений уровня знаний в разделе художественная обработка материалов посредством изготовления текстильных кукол в национальном стиле.

На констатирующем этапе с целью проверки уровня знаний нами проведено тестирования для учащихся. Тест состоит из 10 вопросов с тремя возможными вариантами ответов, один из которых верный.

Исходя из вопросов мы выявили три уровня: Высокий (верны от 7-10 вопросов); средний (верны от 4-7); низкий (верны от 0-4).

Таблица 1

Результаты проверки начального уровня знаний на конторольной и экспериментальной группах

Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень

Контрольная группа 0 2 4

Экспериментальная группа 0 3 3

Из итогов тестирования видно, что в экспериментальной группе уровень знаний составляет 30%, а в контрольной группе 20%. В обеих группах контрольной и экспериментальной полученные результаты по тестам почти одинаковы, что говорит о том, что уровень подготовленности учеников примерно одинаковый.

Пот результатам тестирования следует отметить, что ни один ученик не смог ответить на высокий уровень. Проведенный анализ результатов выявил необходимость проведения специально организованной работы по ознакомлению с художественной обработкой материалов посредством изготовления текстильных кукол в национальном стиле.

Формирующий этап является самой основной частью эксперимента. На этом этапе с экспериментальной группой проводились практические занятия.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1. ознакомить с историей текстильной куклы, с теоретической частью изготовления куклы, инструментами и приспособлениями при изготовлении, с техникой безопасности;

2. освоить технологию изготовления куклы;

3. сделать выставку.

После изучения программы кружкового занятия нами проведена оценка практических работ учащихся по трем критериям (5 балльная система оценивания).

Таблица 2

Критерий 1. Оценка по изготовлению текстильной куклы

Технологические 01 02 03 04 05 06

операции по

изготовлении

кукол

Заготовка выкроек- 5 5 4 5 4 5

лекал

Качество 5 5 5 5 5 5

материалов:

использование

качественных и

прочных

трикотажных

материалов

Точность 5 5 5 4 5 5

обрезания:

аккуратность при

вырезании деталей

куклы из ткани

Последовательность 5 4 4 4 5 4

изготовления

Качества шва: 4 5 5 5 4 4

крепость и

аккуратность швов на кукле Стачивание и сшивание деталей куклы

Размеры: точность соответствия размеров законченной куклы 5 5 5 5 5 5

Изготовления волос куклы из пряжи. 5 5 4 5 5 5

Оформление лиц куклы текстильных кукол 5 5 4 5 5 5

Оригинальность: индивидуальность, которую кукла выражает в первую очередь должна быть в соответствии с заявленным дизайном 5 5 5 5 5 5

Общий вид: эстетическое восприятие готовой куклы аккуратность, чистота и эстетичность. Просмотр и оценка выполненной работы 5 5 4 5 5 5

Итоговая оценка 49 49 45 48 48 48

Высокий уровень (5 балла) - Ученик проявляет интерес к созданию текстильной куклы. С интересом вступает в разработку эскизов будущих кукол. Без ососбых усилий справляется с вырезанием деталей куклы. С первого раза получается соединить детали куклы.

Средний уровень (4 балла) - Иногда путается в деталях с вырезанием деталей. Затрудняется с соединением деталей.

Низкий уровень (3 балл) - Ученик прявляет слабый интерес, неохотно вступает в разработку эскизов. Путает и не вегда правильно отвечает на вопросы. С трудом справляется с заданием разработки выкройки куклы и их соединением.

Таблица 3

Критерий 2. Оценка по изготовлению одежды для куклы «Халадаай»

Технологические операции 01 02 03 04 05 06

при пошиве кукольной одежды «Халадаай»

Правильный выбор ткани для 5 5 5 5 5 5

изделия

Цветовая гамма: 5 5 5 5 5 5

привлекательность цветовой

гаммы гармония ее со всей

композициеи

Раскрой ткани 5 4 4 5 5 4

Последовательность 4 5 3 4 5 4

изготовления

Стачивание на швейной 5 4 3 5 5 4

машине. Аккуратность

Техника безопасноти при 5 5 5 5 5 5

работе с инструментами

Итоговая оценка 29 28 27 29 30 27

Высокий уровень (5 балла) - Умеет сочетать цвета, умело подбирает материал. Работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, качественно и творчески.

Средний уровень (4 балла) - Знает правила сочетания цветов, но может допускать не точночти при выборе цветовой гаммы и материала. Работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, при выполнении отдельных операций допущены небольшие отклонения; общий вид изделия аккуратный.

Низкий уровень (3 балл) - Не умеет подбирать гармоничные цветовые оттенки. Ученик самостоятельно не справился с работой, технологическая последовательность нарушена, при выполнении операций допущены большие отклонения, изделие оформлено небрежно и имеет незавершенный вид.

Таблица 4

Критерий 3. Изготовление украшений для кукол

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

01 02 03 04 05 06

Выбор бисера и бляшек 5 5 5 5 5 5

Качество дополнительных элементов: аккуратность и прочность пришитых элементов 5 5 5 5 5 5

Умение работать самостоятельно 5 5 5 5 5 5

Стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов 5 5 5 5 5 5

Итоговая оценка 20 20 20 20 20 20

Высокий уровень (5 балла) - При украшении самостоятельно подбирает цветовую гамму и материал. Средний уровень (4 балла) - В отдельных случаях не может решится при выборе материалов и цвета. Низкий уровень (3 балл) - Затрудняется при выборе материалов и цвета.

Таблица 5

Итоговая оценка работ учащихся

Оценка учащихся по Оценка учащихся по Изготовление Итог

изготовлении изготовлению украшении для кукол

текстильнои куклы кукольной одежды «Халадаай»

01 49 29 20 98%

02 49 28 20 97%

03 45 25 20 90%

04 48 29 20 97%

05 48 30 20 98%

06 48 27 20 95%

Практические работы учащихся оценивали по трем критериям. Максимально учащийся может набрать 100 баллов.

Как видно из таблиц с высоким уровнем обучается 5 учениц, средний уровень у 1. По итогам оценки работы учащихся можно сделать вывод, что при изготовлении кукол из текстиля показатели оказались высокими, учащиеся не испытывали ни каких трудностей.

Контрольный этап включает в себя повторное тестирование на определение уровня знаний обучающихся. Результаты выявляли также по трем уровням: высокий (7-10), средний (4-7), низкий (0-4).

Таблица б

Результаты проверки уровня знаний на конторольной и экспериментальной группах в конце эксперимента

Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень

Контрольная группа 0 4 3

Экспериментальная группа 5 1 0

Из представленной на таблицы можно сделать вывод о том, что проведенная кружковая работа в области производства национальных кукол существенно повысила уровень знаний учащихся экспериментальной группы на 50%. В результате тестирования было обнаружено положительное улучшение знаний по пройденной теме, а также повышение интереса к творческим занятиям.

Таким образом, можно сказать что целенаправленное обучение способствовало формированию у учащихся смелости действий, уверенности в своих способностях, свободного владения инструментами и материалами, а также приобретению технической легкости и свободы, которые являются ключевыми факторами при создании образа изделия. Учащиеся начали дополнять, изменять и преобразовывать знакомый материал в новых ситуациях, находить новые приемы решения и проявлять самостоятельность и инициативность. Уровень теоретических знаний значительно повысился, а также у учащихся возрос интерес к национальной культуре.

Выводы. Технологическая культура - это уровень развития преобразовательной деятельности человека, состоящая из 10 компонентов: культура труда, графическая культура, культура дизайна, информационная культура, предпринимательская культура, культура человеческих отношений, экологическая культура, культура дома, потребительская культура, проектная культура.

Результаты эксперимента подтвердили, что проведенная кружковая работа является эффективной для развития технологической культуры, развития творческих способностей, знаний, умений и навыков учащихся школьного возраста.

Литература:

1. Аверьянова, Т.А. Каеатова, Г.А. Педагогические условия формирования технологической культуры обучающихся школы / Т.А. Аверьянова // «Мир науки». - 2018. - №6. - URL: https://mirnauki.com/PDF/74PDMN618.pdf

2. Поляк, Д.А. Использование праксеологического подхода для формирования у школьников умений осуществлять преобразовательную деятельность в процессе обучения: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.02 / Д.А. Поляк; Урал. пед. гос. ун-т. - СПб., 2007. - 20 с. - URL: https://www.dissercat.com/content/ispolzovanie-prakseologicheskogo-podkhodadlya-formirovaniya-u-shkolnikov-umenii-osushchestv/read

3. Серебренников, Л.Н. Методика обучения технологии: учебник для вузов / Л.Н. Серебренников. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2023. - 226 с.

Педагогика

УДК 378

аспирант, старший преподаватель Гринева Елизавета Сергеевна

Московский финансово-промышленный университет «Синергия» (г. Москва);

доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой «Информатика и вычислительная техника», директор Института прикладных информационных технологий Алисултанова Эсмира Докуевна

Грозненский государственный нефтяной технический университет имени М.Д. Миллионщикова (г. Грозный); старший преподаватель кафедры теории и технологии социальной работы Ярычев Муса Увайсович

ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова» (г. Грозный)

ВОЗМОЖНОСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

СОВРЕМЕННОГО ВУЗА

Аннотация. Статья анализирует влияние информационных технологий на современное общество, в образовательной сфере. Авторы обращают внимание на значительное изменение в способах обучения и использования ресурсов данных благодаря развитию ИТ. Статья также описывает различные категории информационных технологий, их применение в различных областях и их роль в учебном процессе. В статье делается акцент на то, что в мире образования ИТ становятся все более обязательными и используются как для управления, так и для самого обучения. Авторы считают, что в настоящий момент в вузах страны создаются условия для организации эффективного коммуникативного взаимодействия между преподавателями и студентами, студентами между собой, с максимальным использованием информационных технологий, с учётом социокультурных реалий и технологического уровня развития нашей страны. В результате, активное развитие в вузах образовательных платформ будет способствовать подготовке будущих специалистов современного типа, свободно владеющих информационными технологиями, необходимыми для осуществления профессиональной деятельности.

Ключевые слова, информационные технологии, образование, информатизация, обучение, научные технологии, профессии, педагогическая технология, технологии обучения, ЭВМ, управление, совместная научная деятельность.

Annotation. The article analyzes the impact of information technologies on modern society, particularly in the field of education. The author highlights the significant changes in teaching methods and the use of data resources due to the development of IT. The article also describes various categories of information technologies, their application in different areas, and their role in the learning process. The author emphasizes that in the world of education, IT is becoming increasingly mandatory and is used for both management and actual learning. The authors believe that at the moment, the country's universities are creating conditions for the organization of effective communicative interaction between teachers and students, students among themselves, with the maximum use of information technologies, taking into account the socio-cultural realities and technological level of development of our country. As a result, the active development of educational platforms in universities will contribute to the training of future specialists of a modern type, who are fluent in information technologies necessary for the implementation of professional activities.

Key words, information technology, education, informatization, training, scientific technology, professions, pedagogical technology, teaching methods, computer, management, collaborative scientific activity.

Введение. В настоящее время роль информационных технологий очень велика. Выйти из дома без мобильного устройства для многих является большой проблемой. Чтение книг, запись и подпись документации, социальное взаимодействие, обучение, транспортные передвижение и даже покупка одежды, обуви, бытовой химии и продуктов происходят через смартфон.

Можно сказать, что современный социум с головой погрузился в процесс информатизации. Он содержит в себе возможность и доступность каждого человека к источникам информации, в мир научных технологий, производственные и общественные сферы. Происходит не только резкий прорыв научно-технической ступени развития цивилизации, но и придача интеллекта всем видам человеческой деятельности.

Благодаря всевозможным технологиям появились десятки, даже сотни новых профессий. Это подарило человечеству не только способы заработка, но и совершенно другие возможности для развития старых сфер деятельности.

Изложение основного материала статьи. Одним из приоритетных направлений по развитию информационных технологий в данный момент является образовательная сфера. Информатизация в образования является обобщением систем методов, программно-технических средств и процессов, созданных и собранных с целью сбора, обработки, хранения, передачи и использования данных с целью достижения максимально успешного процесса обучения. Именно по этой причине в России происходит становление новой системы образования, ставящей ориентиры на вхождение в международную информационно-образовательную систему. Это принесет плоды не только в способах подачи материала и облегчении работы преподавателей, но и поможет актуализировать данные еще в процессе обучения или исследования, отсутствие обязательной интеграции данных между странами, а также предложит новые способы для совместной научной деятельности ученых, преподавателей и учащихся.

Данный процесс не может существовать в рамках стабильности. Он будет требовать постоянных изменений в педагогической теории, учебно-воспитательном процессе, связанных с коррекцией технологий обучения.

Информационные технологии (ИТ) обучения - это педагогическая технология, применяющая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио- и видеотехнику, компьютеры, телекоммуникационные сети) для работы с информацией.

Информационные технологии стремятся к качественному формированию и использованию ресурсов данных, в зависимости от запросов пользователя. Методами ИТ являются любые методы обработки данных. Среда может быть и математической, информационной, программной, аппаратной и т.д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.