Научная статья на тему 'ПРИОБЩЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ К ТРАДИЦИОННОМУ КУЗНЕЧНОМУ ДЕЛУ'

ПРИОБЩЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ К ТРАДИЦИОННОМУ КУЗНЕЧНОМУ ДЕЛУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
кружковая работа / обучение / технология / якутский нож / программа / операции / кузнечное дело / circle work / training / technology / Yakut knife / program / operations / blacksmithing

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Романова Мария Никифоровна, Садовников Константин Николаевич

В статье раскрывается авторская программа кружка по обучению кузнечному делу на примере технологии изготовления якутского ножа. По своей философии якутский нож является изделием, предназначенным исключительно для работы и творения. Сама конструкция ножа предопределяет это. Процесс изготовления якутского ножа состоит из определенных технологических операций. В соответствии с этими этапами изготовления якутского ножа мы разработали тематический план кружковых занятий и апробировали его. Программа базируется на общих и специальных технологических знаниях и умениях кузнечного дела. В содержание теоретических занятий включены также краткие сведения из истории декоративно-прикладного искусства Якутии. Основной задачей программы является приобщение школьников к овладению мастерством кузнеца. Представлен анализ результатов уровня овладения технологией изготовления якутского ножа старшеклассниками. Мы сделали вывод о том, что процесс овладения технологией изготовления якутского ножа реализуем при определенных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article reveals the author's program of the circle for teaching the technology of making a Yakut knife. By its philosophy, the Yakut knife is a product intended exclusively for work and creation. The very construction of the knife predetermines this. The manufacturing process of the Yakut knife consists of certain technological operations. In accordance with these stages of the manufacture of the Yakut knife, we developed a thematic plan for circle classes and tested it. The program is based on general and special technological knowledge and blacksmithing skills. The content of theoretical studies also includes brief information from the history of decorative and applied art of Yakutia. The main task of the program is to introduce schoolchildren to mastering the skill of a blacksmith. An analysis of the results of mastering the technology of manufacturing a Yakut knife by high school students is presented. We concluded that the process of mastering the technology of manufacturing a Yakut knife is implemented under certain conditions.

Текст научной работы на тему «ПРИОБЩЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ К ТРАДИЦИОННОМУ КУЗНЕЧНОМУ ДЕЛУ»

Организационный этап работы включал выявление дефицитов в сфере цифровых компетенций субъектов образовательных отношений, разработку и реализацию системы мер, направленных на формирование их положительной мотивации в овладении цифровым инструментарием, разработку модели единой цифровой социально-образовательной среды, направленной на развитие цифровой культуры субъектов образовательных отношений, и технологии ее реализации. Этап реализации был связан с внедрением модели единой цифровой социально-образовательной среды школы, направленной на развитие цифровой культуры субъектов образовательных отношений.

На завершающем этап внедрения программы шла диагностика уровня достижения планируемых результатов; были выявлены проблемы, возникших в ходе реализации программы, разработаны коррекционные меры и пути их решения, подготовлен перспективный план дальнейший работы в этом направлении; были обобщены и представлены педагогической общественности практические наработки по проектированию и внедрению модели единой цифровой социально-образовательной среды, целенаправленной на становление и развитие цифровой культуры субъектов образовательных отношений.

В ходе внедрения программы была проведена серия региональных вебинаров, семинаров, мастер-классов и др. на тему «Школа как центр развития цифровой культуры субъектов образовательных отношений».

Педагоги школы приняли в обучающих семинарах, конференциях, круглых столах и др. мероприятиях по вопросам совершенствования профессиональной деятельности в сфере развития цифровой культуры обучающихся, педагогов и родителей.

Результатами работы стало следующее:

- описана и внедрена модель единой цифровой социально-образовательной среды, целенаправленной на становление и развитие цифровой культуры субъектов образовательных отношений;

- разработаны и апробированы эффективные практики внедрения модели единой цифровой социально-образовательной среды школы;

- подготовлено методическое обеспечение педагогов по вопросам развития цифровой культуры обучающихся и родителей в виде методических рекомендаций;

- обобщен и представлен педагогической общественности опыт по проектированию модели единой цифровой социально-образовательной среды, целенаправленной на становление и развитие цифровой культуры.

Выводы. Проектирование комфортной цифровой социально-образовательной среды, направленной на личностное развитие обучающихся в соответствие с требованиями нормативно-правовых документов в сфере современного российского образования, реалии жизни сегодняшней семьи и школы обозначает деятельность каждого субъекта образовательных отношений и как личностную активность по преобразованию этой самой среды и себя в ней как субъекта данной преобразуемой среды. В этом случае обеспечиваются условия личностной и профессиональной самореализации всех ее субъектов, а системообразующим элементом развития цифровой культуры социально-образовательной среды становится школа, педагоги, каждый учитель. Разработка модели единой цифровой социально-образовательной среды, определение механизмов ее реализации, учет возможностей, ресурсов и рисков внедрения - все это может обеспечить формирование и развитие цифровой культуры обучающихся, их родителей, педагогов при условии специфики социально-образовательного контента конкретной организации.

Литература:

1. Калимуллина, О.В. Современные цифровые образовательные инструменты и цифровая компетентность: анализ существующих проблем и тенденций / О.В. Калимуллина, И.В. Троценко // Открытое образование. - 2018. - № 22. -С. 61-73

2. Михеева, Е.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности / Е.В. Михеева. - М: Издательский центр «Академия», 2005.

3. Нечаев, М.П. Развитие воспитательной среды в условиях стандартизации образования: монография / М.П. Нечаев, С.Л. Фролова, Г.А. Романова,-М.: АСОУ, 2019.

4. Нечаев, М.П. Директор в воспитательном процессе школы: монография / М.П. Нечаев, Г.А. Романова. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2012. - 304 с.

5. Романова, Г.А. Медиадидактика и медиакомпетентность педагога: к трактовке понятий / Г.А. Романова // Проблемы современного педагогического образования. -2022. -Вып. 74. -4.1. -С. 217-219

6. Романова, Г.А. Образовательные ресурсы и технологии нового поколения: к проблеме формирования необходимых компетенций / Г.А. Романова // Педагогическое образование в условиях трансформационных процессов: ресурсы и механизмы обеспечения устойчивого развития общества = Teacher education in the context of transformation processes: resources and mechanisms to ensure sustainable development of society: сб. науч. ст. X Междунар. науч.-практ. конф., г. Минск, 10 ноября 2022 г. / Белорус. Гос. пед. ун-т им. Максима Танка ; под науч. ред. A.B. Позняк. - Минск: БГПУ, 2022. -С. 357-361

7. Романова, Г.А. Цифровизация в дополнительном образовании детей: вызовы, проблемы, находки / Г.А. Романова, И.В. Штанько // Современная медиадидактика: направления, проблемы, поиски: монография. - Ялта: РИО ГПА, 2020. -С. 149-158

Педагогика

УДК 37.013.75

кандидат педагогических наук, доцент Романова Мария Никифоровна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); студент Садовников Константин Николаевич

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)

ПРИОБЩЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ К ТРАДИЦИОННОМУ КУЗНЕЧНОМУ ДЕЛУ

Аннотация. В статье раскрывается авторская программа кружка по обучению кузнечному делу на примере технологии изготовления якутского ножа. По своей философии якутский нож является изделием, предназначенным исключительно для работы и творения. Сама конструкция ножа предопределяет это. Процесс изготовления якутского ножа состоит из определенных технологических операций. В соответствии с этими этапами изготовления якутского ножа мы разработали тематический план кружковых занятий и апробировали его. Программа базируется на общих и специальных

технологических знаниях и умениях кузнечного дела. В содержание теоретических занятий включены также краткие сведения из истории декоративно-прикладного искусства Якутии. Основной задачей программы является приобщение школьников к овладению мастерством кузнеца. Представлен анализ результатов уровня овладения технологией изготовления якутского ножа старшеклассниками. Мы сделали вывод о том, что процесс овладения технологией изготовления якутского ножа реализуем при определенных условиях.

Ключевые слова: кружковая работа, обучение, технология, якутский нож, программа, операции, кузнечное дело.

Annotation. The article reveals the author's program of the circle for teaching the technology of making a Yakut knife. By its philosophy, the Yakut knife is a product intended exclusively for work and creation. The very construction of the knife predetermines this. The manufacturing process of the Yakut knife consists of certain technological operations. In accordance with these stages of the manufacture of the Yakut knife, we developed a thematic plan for circle classes and tested it. The program is based on general and special technological knowledge and blacksmithing skills. The content of theoretical studies also includes brief information from the history of decorative and applied art of Yakutia. The main task of the program is to introduce schoolchildren to mastering the skill of a blacksmith. An analysis of the results of mastering the technology of manufacturing a Yakut knife by high school students is presented. We concluded that the process of mastering the technology of manufacturing a Yakut knife is implemented under certain conditions.

Key words: circle work, training, technology, Yakut knife, program, operations, blacksmithing.

Введение. Кузнечное дело - сложный процесс, включающий все виды обработки металлов; расчеты и разметку, тончайшую подгонку деталей, пайку, различные способы закрепления, виды декоративной и художественной обработки изделий. Только используя разнообразный набор кузнечных операций можно создать изделия во всех отношениях, отвечающее требованиям кузнечного дела [1, С. 3].

Изложение основного материала статьи. История кузнечного дела в Якутии, в частности изготовление якутского ножа, имеет древние корни. В ходе нашего исследования на основе анализа литературы мы выяснили, что у каждого кузнеца была своя технология изготовления ножа, которую они держали в строжайшем секрете и передавали только своим ученикам. Поэтому в литературе дается только определенный перечень технологических операций.

Исследование проводилось в Ожулунской ОСОШ Чурапчинского улуса. В исследовании принимали участие учащиеся 9-го и 10-го классов, всего 20 человек.

На первом этапе констатирующего эксперимента изучалась и анализировалась литература, составлялась система педагогического обеспечения.

На втором этапе проводилось исследование в двух группах учащихся (экспериментальной и контрольной) с целью выявления уровня знания истории и технологии изготовления якутского ножа.

Экспериментальную группу составили учащиеся 9-го класса, контрольную группу - учащиеся 10 класса.

Констатирующий эксперимент проводился с целью выявления уровня знаний школьников истории и технологии изготовления якутского ножа.

В качестве основного метода исследования использовался опрос. Были установлены следующие критерии оценки уровней знания истории и технологии изготовления якутского ножа.

Высокий уровень - абсолютно правильный ответ, (8-10 баллов).

Средний уровень - правильный ответ, но с небольшими неточностями, (4-7 баллов).

Низкий уровень - неправильный ответ,(1-3 балла).

Учащимся были предложены следующие вопросы.

1. Что является характерной особенностью якутского ножа?

(Характерной особенностью его является асимметричность боковых граней).

2. Для чего предназначен якутский нож, его философия?

(По своей философии якутский нож является изделием, предназначенным исключительно для работы и творения).

3. Какие материалы используют для изготовления рукояти якутского ножа?

(Для изготовления рукояти чаще всего используют уджурхай, кроме того, рукоять делают из оленьего, лосиного рога, березы, бивня мамонтов).

4. Какие материалы используют для ножен?

(Кожа коровьего или бычьего хвоста, обычная кожа).

5. Кого из мастеров по изготовлению якутского ножа вы знаете?

(Неустроев Б.Ф. - Мандар Уус).

Анализ ответов опроса учащихся по истории якутского ножа позволил сделать вывод о том, что обе группы, примерно, продемонстрировали одинаковый уровень знаний по истории якутского ножа. Средний бал составил в контрольной группе - 6,1 балла, в экспериментальной - 5,7 балла, что соответствует среднему уровню. Наибольшее затруднение учащиеся испытали при ответе на второй вопрос о философии якутского ножа. Также мало кто из учеников знает имена мастеров по изготовлению якутского ножа. Наибольшее количество правильных ответов было получено на 3-ий и 4-ый вопросы. Это можно объяснить тем, что каждый ученик видел якутский нож, знает, из какого материалы сделаны ножны и рукоятка ножа.

Таким образом, мы считаем правомерным включение в программу обучения технологии изготовления якутского ножа теоретические вопросы по его истории.

Следующий этап опроса учащихся касался вопросов по технологии изготовления якутского ножа. Учащиеся должны были перечислить технологические операции при изготовлении якутского ножа.

1. Выбор материалов для изготовления якутского ножа.

2. Ковка узкой части ножа (туура охсуу).

3. Отточение острия (уьугун тардыы).

4. Сплющивание заготовок ножа (хаптатыы).

5. Ковка полотна ножа (биитин таптайыы).

6. Сплющивание лезвия ножа (биитин тардыы).

7. Ковка желоба на полотне ножа (уос охсу).

8. Закалка.

Результаты опроса учащихся по технологии изготовления якутского ножа показал, что средний балл в контрольной -5,3 балла и экспериментальной - 5,0 группах примерно одинаковый, соответствует среднему уровню. Учащиеся примерно представляют, как изготавливают якутский нож, но практического опыта нет ни у кого. Только один учение смог перечислить семь из восьми технологических операций при изготовлении якутского ножа. Большее всего была названа пятая операция - ковка полотна ножа (биитин таптайыы).

Следовательно, при составлении программы кружковых занятий по изготовлению якутского ножа, мы включили вопросы о традиционной технологии изготовления якутского ножа.

Программа обучения изготовлению якутских ножей базируется на общих и специальных технологических знаниях и умениях. Программа предусматривает 68 учебных часа (из расчета 2 часа на неделю) при 34 учебных неделях. Несмотря на то, что главным образам проводятся практические занятия, теоретические сведения так же необходимы. Содержанию беседы уделяем серьезное внимание. В беседах содержатся сведения о технологии обработки материала, раскрываются его декоративные и технологические свойства. Здесь же говорим о правилах и приемах работы с ручными инструментами, сообщаем сведения о требованиях безопасности и охране труда в учебных кузнечных мастерских.

В содержание теоретических занятий включаем также краткие сведения из истории декоративно-прикладного искусства Якутии. На теоретические сообщения отводим не более 25% учебного времени, так как учащиеся идут на занятия с настроением поработать, поэтому желательно, как можно раньше приобщить школьников к овладению мастерством, а теоретические знания давать постепенно по ходу дела.

Формирующий этап эксперимента включал обучение учащихся технологии изготовления якутского ножа на занятиях кружка в течение двух лет. Хотя на первые занятия кружка записались все юноши экспериментальной группы, на второй год обучения остались только пять учеников.

Приступая к занятиям первого года обучения, учитель проводит с ребятами вводную беседу. Он рассказывает о лучших мастерах кузнечного дела Якутии, показывает их работы, рисунки, эскизы. Руководитель стремится вызвать интерес школьников к кузнечному делу как к одному из видов декоративно-прикладного искусства, желание попробовать свои силы на практике. В процессе занятий школьники узнают об истории металлообработки наших предков и приобретают навыки и умения по изготовлению якутских ножей.

Таблица 1

Примерный план кружковых занятий по обучению технологии изготовления якутского ножа 2-ой год обучения

(УПЫХ классы)

№ Тема Всего часов теоретические занятия практические занятия

1. История изготовления якутских ножей 2 2

2. Материалы для изготовления ножа 4 2 2

3. Правила эксплуатации горна 4 1 3

4. Температурная ковка заготовки ножа 10 4 6

5. Приемы точения лезвия ножа на электроточиле 6 2 4

6. Изготовление желоба ножа на электроточиле 10 4 6

7. Термическая обработка ножа 8 2 6

8. Механическая декоративная обработка ножа 8 4 4

9. Изготовление рукоятки ножа и ножны 10 4 6

10. Шлифования и полировка 6 2 4

Итого: 68 27 41

1. История изготовления якутских ножей — 2 ч.

Этой теме отводится 2 часа на теоретические занятия.

Учитель рассказывает и знакомит учащихся с историей культуры прикладного творчества народа Саха, как они жили, чем промышляли, из чего делали орудия труда. Он, объясняя, показывает технологию разработки орудий труда до наших времен.

2. Материалы для изготовления ножа — 4 ч.

Этой теме отводится 4 часа, из них 2 часа на теоретические занятия и 2 часа на практические занятия.Учитель рассказывает о выборе материалов клинка ножа. При выборе материала клинка, надо научить учащихся использовать таблицы по твердостям и ковкостям металлов. Объясняет как и из чего делают рукоятку и ножны ножа, технологию их изготовления.

3. Правила эксплуатации горна — 4 ч.

Этой теме отводится 4 часов, из них 1 час на теоретические занятия и 3 часа на практические занятия.

Учитель рассказывает и показывает технологию вычищения кузнечного горна, объясняет, что перед розжигом необходимо колосники и гнездо освободить от окалины, нагара от остатков несгоревшего топлива и золы.

4. Температурного ковка заготовки ножа — 10 ч.

В начале занятия учитель рассказывает о выборе материала ножа, из чего делают клинок, рукоятку и ножны. Он объясняет учащимся о ручной ковке металлов. Ручная ковка требует от сковщика не только художественного вкуса, сноровки, но и определенных физических данных и выносливости. Перед работой ведет инструктаж. Ученики надевают спецодежду, брезентовые рукавицы, разжигают горн. Перед розжигом расчищают колосники и горновое гнездо, затем приступают к работе.

5. Приемы точения лезвия ножа на электроточиле —6 ч.

Этой теме отводится 6 часа, из них 2 часа на теоретические занятия и 4 часа на практические занятия.Вначале занятия руководитель показывает образец клинка, демонстрирует приемы заточки клинка, используя точильный станок, ведет инструктаж ТБ. Ученики надевают спецодежду и защитные очки, приступают к работе. Учитель контролирует за ходом работы.

6. Изготовление желоба ножа на электроточиле — 10 ч.

На тему уделяется 10 часов, из них 4 часа на теоретические занятия и 6 часов на практические занятия. Учитель рассказывает технологию изготовления желоба на клинках до наших времен, и показывает изготовление желоба молотком и специальным чеканом, используя температурную обработку на кузнечном горне. В начале занятия руководитель показывает образец клинка, показывает приемы заточки желоба, используя точильный станок. В процессе работы учитель дает индивидуальные инструктажи по ТБ.

7. Термическая обработка ножа — 8 ч.

Этой теме отводится 8 часов из них, 2 часа на теоретические занятия и 6 часов на практические занятия. Учитель объясняет - что называется обжигом, какие виды обжигов производят при температурном нагреве полотна ножа. Учащиеся должны знать основные цели отжига; перекристаллизации стали (измельчения зерна), снятие внутренних твердостей и улучшение твердости, улучшение обрабатываемости металла. Учитель использует наглядные пособия.

8.Механическая декоративная обработка ножа — 8 ч.

На тему уделяется 8 часов, из них 4 часа на теоретические занятия и 4 часов на практические занятия.Учитель рассказывая, показывает, как производят декоративные работы разными технологиями на якутских ножах. Это операция производится бормашинами, абразивными материалами естественного произведения: корундами, алмазами, кремнием. Учитель ведет инструктаж, используя наглядные пособия.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Изготовления рукоятки ножа и ножны —10 ч.

На тему уделяется 10 часов, из них 4 часа на теоретические занятия и 6 часов на практические занятия.Учитель рассказывая, показывает изготовление рукоятки ножа из капа. Учащиеся заготавливают заготовку из капа по инструкционной карте. Рукоятку сверлят в середине по размерам и соединяют рукоятку с клинком, строгают рубанком рукоятку до нужного размера, который указан на инструкционной карте, и шлифуют.

10. Шлифования и полировка — 6 ч.

Этой теме отводится 6 часов, из них 2 часа на теоретические занятия и 4 часа на практические занятия. Учитель рассказывает и одновременно показывает окончательную шлифовку и полировку всего изделия обрабатывает вручную мелкой шкуркой. Учитель наблюдает за ходом работы, дает дополнительные объяснения, показывает всем наиболее правильно сделанные работы учащимся.

На каждом занятии ученики, изучив технологию выполнения определенной операции, получают задание по инструкционной карте, соблюдая ТБ. Учитель наблюдает за ходом работы, дает дополнительные объяснения, показывает всем наиболее правильно сделанные работы учеников.

Рассмотрим, какие требования предъявляются к оборудованию кузнечной мастерской:

Во-первых, практические занятия в кузнеце проводятся учителем с группой учащихся, численность которой не превышает 15 человек.

Во-вторых, первоначальные приемы обработки материалов изучаются фронтально. Наилучших результатов на первых этапах работы учащиеся, достигают при одновременном выполнении всей группой одних и тех же операций.

В-третьих, в подобном случае рекомендуется иметь комбинированную мастерскую.

Уровень владения практическими навыками по технологии изготовления якутского ножа мы определяли по результатам опроса, проведенного в конце срока обучения учащихся. Результаты оценивались по следующим критериям:

0-15 - Низкий уровень овладения;

16-30 - Средний уровень овладения;

31-45 - Высокий уровень овладения.

Максимальный балл - 45 баллов - есть сумма всех оценок по девяти темам. Ответы учащихся мы оценивали по 5-бальной шкале.

«5» - отлично, владение операцией в совершенстве;

«4» - хорошо, уверенное владение операцией;

«3» - удовлетворительно, владение операцией с технолгическими погрешностями.

Таблица 2

Результаты уровня знаний обучающихся технологии изготовления якутского ножа

№ Темы Код учащиеся Средний

01 02 03 04 05 балл

1 Материалы для 5 5 4 5 5 4,8

изготовления ножа

2 Правила 4 5 4 5 5 4,6

эксплуатации горна

3 Температурная 5 5 4 4 5 4,6

ковка заготовки

ножа

4 Приемы точения 4 5 4 5 5 4,6

лезвия ножа на

электроточиле

5 Изготовление желоба ножа электроточиле на 5 5 4 5 5 4,8

6 Термическая обработка ножа 5 5 4 4 5 4,6

7 Механическая декоративная обработка ножа 4 5 4 5 5 4,6

8 Изготовление 5 5 5 4 5 4,8

рукоятки ножа и

ножны

9 Шлифование полировка и 5 5 4 5 5 4,8

Общий балл 42 45 37 42 45 42,8

Результата анализа уровня овладения технологией изготовления якутского ножа показали следующие результаты: наивысший балл у двух учеников (45 баллов из 45 возможных), низкий балл - у одного ученика (37 баллов). Высокие показатели результата получены по темам: материалы для изготовления ножа, изготовление желоба ножа на электроточиле, изготовление рукоятки ножа и ножны, шлифование и полировка - 4,8 балла. По остальным темам показали средний балл -4,6. Средний показатель по группе составляет 42,8 что соответствует высокому уровню овладения изучаемой технологии.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что у учащихся 9 классов, занимающихся в кружке по изготовлению якутского ножа высокий уровень овладения специальными знаниями и умениями.

Теоретические знания о истории якутского ножа мы проверили посредством опроса в контрольной и экспериментальной группах в начале эксперимента. Как было отмечено, учащиеся продемонстрировали средний уровень знаний. Повторно опрос мы провели в конце второго года обучения. Так как в экспериментальной группе из 10 человек остались только 5, мы сравнили данные именно этих учащихся.

Таблица 8

Результаты опроса учащихся по технологии изготовления якутского ножа

№ группа Код учащегося Ср. балл

01 04 05 08 010

1 Экспер. 5 4 6 6 7 5,6

2 Экспер. 8 8 9 9 10 8,8

Анализируя полученные данные, можно с уверенностью утверждать, что теоретические знания учащихся о истории якутского ножа можно оценивать на высоком уровне так, как они много читали, готовили выступления о истории якутского ножа, о мастерах Якутии кузнечного дела. Об этом свидетельствуют и результаты контрольного этапа. Прослеживается положительная динамика. Так, уровень знаний истории и технологии изготовления якутского ножа у школьников экспериментальной группы повысился от 5,6 до 8,8 баллов.

Выводы. В заключении отметим, что процесс обучения старшеклассников технологии изготовления якутского ножа на кружковых занятиях по авторской программе можно реализовать в образовательных учреждениях, где можно организовать школьную кузницу. Обучение учащихся кузнечному делу, изготовлению традиционных изделий представляет большой интерес у самих школьников.

Литература:

1. Карабанов, И.А. Современное оборудование и материалы в технологическом образовании школьников: практическое пособие / И.А. Карабанов. - Мозырь: МГПУ, 2007. - 76 с.

Педагогика

УДК 372.3

доктор педагогических наук, профессор Русакова Татьяна Геннадьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург); магистрант Балтабаева Сара Кинжебековна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)

ФОРМИРОВАНИЕ ДЕЙСТВИЙ ПЛАНИРОВАНИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА

УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Аннотация. Планирование и прогнозирование как компоненты универсальных учебных действий в современном ФГОС НОО рассматриваются в структуре универсальных учебных познавательных, коммуникативных и регулятивных учебных действий, без которых овладение функциональной грамотностью не представляется возможным. Планирование, как процесс разработки последовательности действий, необходимых для достижения конкретной цели, предполагает сформированность у планирующего необходимых для этого обобщенных способов действий, основанных на целеполагании. Прогнозирование - это взгляд в будущее, оценка возможных путей развития, последствий тех или иных решений. Освоение действий планирования и прогнозирования позволит младшим школьникам научиться оптимально распределять ресурсы для достижения поставленной цели не только в учебной деятельности при изучении школьных дисциплин, но и в жизни. Формирование учебного действия планирования и прогнозирования наиболее эффективно происходит в процессе обучения школьников решению текстовых задач. Ученик выстраивает работу по определенному плану (анализ содержания задачи, поиск решения, решение, ответ и проверка правильности решения), то есть самостоятельно планирует ход решения текстовой задачи и прогнозирует её результат. В статье представлен комплекс учебных заданий, способствующий формированию у младших школьников данного типа действий. Цель представленных в статье заданий - научить ребенка самостоятельно планировать и прогнозировать свои действия. Авторы акцентируют внимание на том, что при обучении решению текстовых задач необходимо также использовать различные методические приемы.

Ключевые слова: младший школьник, регулятивные учебные действия, планирование, прогнозирование, учебные задания.

Annotation. Planning and forecasting as components of universal educational actions in the modern Federal State Educational Standard of Primary Education are considered in the structure of universal educational cognitive, communicative and regulatory educational actions, without which mastering functional literacy is not possible. Planning, as a process of developing a sequence of actions necessary to achieve a specific goal, assumes that the planner has the generalized methods of action necessary for this, based on goal-setting. Forecasting is a look into the future, an assessment of possible ways of development, the consequences of certain decisions. Mastering the planning and forecasting actions will allow younger schoolchildren to learn how to optimally allocate resources to achieve their goals, not only in educational activities when studying school disciplines, but also in life. The formation of the educational action of planning and forecasting most effectively occurs in the process of teaching schoolchildren to solve text tasks. The student builds the work according to a certain plan (analysis of the content of the problem, search for a solution, solution, answer and verification of the correctness of the solution), that is, independently plans the course of solving a text task and predicts its result. The article presents a set of educational tasks that contribute to the formation of this type of actions from younger schoolchildren. The purpose of the tasks presented in the article is to teach children to plan and predict their actions independently. The authors emphasize that when teaching the solution of text tasks, it is also necessary to use various methodological techniques.

Key worafc:junior schoolchild, regulatory learning activities, planning, forecasting, learning tasks.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.