Николаева С.И. ©
Ст. преподаватель кафедры Технология обработки драгоценных камней и металлов, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова
ОСНОВНАЯ ОСОБЕННОСТЬ ЯКУТСКОГО НОЖА
Аннотация
Якутские ножи пользуются большой популярностью и спросом среди населения нашей Республики и России.
Изготовление Якутского ножа имеет сложный технологический процесс. Требует от мастера теоретические знания материалов, традиционной технологии их обработки.
Ключевые слова: нож, инструмент. мастер, традиция.
Keywords: knife, tool, master, tradition.
Л.Жукова утверждает, традиция изготовления «якутских» ножей с асимметричным клинком является местной и имеет глубокие исторические корни. Отмеченная вариативность в изготовлении клинков металлических «якутских» ножей объясняется ускорившимся в ХХ в. процессом отхода от архаики. Опираясь на эту точку зрения, можно сделать вывод, что основное различие между асимметричными архаичными костяными и современными металлическими «якутскими» ножами заключаются во времени их изготовления. Характерная асиметричная форма костяного ножа была перенесена на новый материал в соответствии с технологическими возможностями эпохи, в данном случае — эпохи металлов. Так, однолезвийные костяные ножи каменного века, выдержав испытание на прочность по своим утилитарно-технологическим показателям, пережили многие тысячелетия и неожиданно обнаружили себя в инструментарии современных народов Якутии. [2]
В.Л. Серошевский якутский нож называет образцом совершенно особых сибирских ножей. По его утверждению на юге Сибири он не встречается; буряты, монголы и тувинцы употребляют кинжаловидные ножи. Зато в могильниках курганного периода в водоеме Днепра и Волги по каталогу он обнаруживает ножи почти якутского типа. Вообще железные изделия якутов: топоры, удила, стремена, огнива, пряжки, наконечники стрел, копья и даже варган -хомус обнаруживают по его словам близкое сходство с предметами, обнаруженными в погребениях кочевников Восточной Европы. Это его наблюдение в дальнейшем было научно доказано А.И.Г оголевым, написавшим о кыпчакских элементах в якутской культуре.
Ассимметричность ножа - основная особенность орудия. В.Л.Серошевский в своем исследовании о якутах отмечает, что правая сторона ножа, бытующего у якутов, «слегка вогнута», но «в последнее время с этой стороны стали делать якутские мастера желобок» [1, с. 382]. О якутском ноже пишет, что нож затачивается с одной стороны, потому что так удобно строгать палочку к себе так как это принято у якутов.
Все северные народы пользовались такими ножами. Треугольными в сечении и заточенными с одной стороны. И объясняется это их многофункциональностью. Охотник на Севере не может носить с собой два-три ножа. Ему нужен один нож на все случаи жизни. И зарезать и нарезать и шкуру снять и щепу настрогать и что-нибудь смастерить. Именно такой нож (треугольный в сечении и заточенный с одной стороны) отвечает этим требованиям суровой северной жизни.
Издавна, в Сибири и на Дальнем Востоке известен вид оружия представляющий собой однолезвийный нож, крепящийся на палке. Аналогичное оружие использовалось не только японцами или китайцами, но и практически всеми восточно-сибирскими народами. В отечественную этнографию оно вошло под названием «Пальма», не смотря на то, что у каждой народности он называется по своему (у якутов - батас и батыйа, у эвенков - кото, у кетов - ус, у эвенков и орочей - гида и т.д.). (Рис. 1)
© Николаева С.И., 2014 г.
Рис.1. Батыйа
Не смотря на то, что стандартный якутский нож, как уже характеризовали выше, инструмент практически универсальный, у якута, как правило, должно быть самое меньшее три-четыре ножа различного назначения. Один нож - домашний, для бытовых целей, другой для работы с деревом, третий для охоты и четвертый, самый нарядный, с узорами и вставками из серебра - праздничный. Этот нож обычно оставляют в наследство одному из сыновей, он висит над кроватью хозяина дома и никто не должен его трогать, особенно дети.
Нож сделанный специально для работы с деревом не годится для резки еды и мяса. У оленеводов также есть свой вид ножа. При разделывании туши оленя используют нож с изогнутой вниз обратной стороной лезвия, такая конструкция позволяет не повредить желудок и кишечник оленя при разделывании, в противном случае можно испортить мясо, т.к. стенки внутренних органов оленя очень тонкие и обычным ножом можно случайно их разрезать. Рыбаки часто роняют свой нож в воду, поэтому рукоять их ножа изготавливают с применением бересты, что делает нож плавучим или, по крайней мере, позволяет ему тонуть медленно.
Для изготовления рукояти чаще всего используют «уджурхай» (кап), этот материал красив, прочен и имеет небольшую удельную массу, кроме того, рукоять делают из оленьего рога, березы. Лучший материал для ножен - кожа коровьего или бычьего хвоста, особенно такой материал любят охотники, т.к. при случайных ударах о посторонние предметы и при падении он не производит лишнего шума. Также хороши ножны и из обычной кожи, при правильной обработке она практически не пропускает.
Следует отметить что якутский нож испокон веков был необходимым инструментом для труда. Даже не изменился его внешний вид, что говорит о том что наши предки сделали свои ножи универсальным орудием. Они в основном использовали на охоте, рыбалке и в быту. Его еще называют третьей рукой якутянина. Это доказывается тем, что наши предки дарили вновь родивщимуся ребенку нож, и ребенок как подрастает, он постепенно учится использовать свой нож. Изготовлял себе деревянные бычки-игрушки, использовал при своих первых добычах. Нож всегда висел у него на поясе.(Рис.2.)
Рис.2. Якутский нож
Якутский нож, как якутский знаменитый «хомус», является символом Якутии.
У каждого жителя «олонхо» должен быть свой нож. В северных районах нашей якутской земли, ножи чуть выпуклые, чем центральные улусы. Это объясняется тем, что северных улусах в основном используется для охоты и разделке туши своих оленей. Но в основном отличий нет.
В наше время есть мастера мирового уровня. Наши ножи занимают призовые места в различных выставках и конкурсах. Среди многих наших мастеров по изготовлении ножей можно отметить Бориса Неустроева - Мандар Уус, Петра Тарасова, Александра Данилова, Александра Терентьева, Романа Готовцева и других мастеров.
Якутский нож всегда останется в традициях, искусствах и сердцах якутского народа.
Литература
1. В.Л. Серошевский. Якуты. Опыт этнографического исследования. Изд. 2. Якутск, 1993.
2. Людмил Жукова - журнал "Илии" №1, 2002г.