"Oriental Art and Culture" Scientific Methodical Journal / https://oac.dsmi-qf.uz Volume 5 Issue 1 / February 2024
РАЗВИТИЕ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ И ОБ ИСТОРИИ НАЦИОНАЛЬНОГО ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА
УЗБЕКИСТАНА
Мукаддас Вахабовна Ахметжанова
Аннотация: В статье анализируются пути взаимообусловленного развития искусства национального театра на этапах социально-экономического развития народов Средней Азии. При этом особое внимание автор уделяет развитию национального театрального искусства в Узбекистане и странах ближнего зарубежья. В частности, подчеркивалось, что идеи просветительства, выдвинутые джадидами, доносились до зрителей посредством выступлений на театральных подмостках. В статье также раскрывается история становления национальных театров в Узбекистане, особенно в Ташкенте, Самарканде и Карши. А также проанализированы особенности популярности театров среди населения в годы независимости.
Ключевые слова: театр, народность, обычаи и традиции, спектакль, джадиды, театр «Эски Масжид», режиссура
THE DEVELOPMENT OF THEATER ART IN CENTRAL ASIA AND THE
HISTORY OF THE NATIONAL THEATER ART IN UZBEKISTAN
Mukaddas Vakhabovna Akhmetzhanova
Abstract: The article analyzes the ways of interdependent development of the art of national theater in the stages of socio-economic development of the peoples of Central Asia. At the same time, the author pays special attention to the development of national theatrical art in Uzbekistan and neighboring countries. In particular, it was emphasized that the ideas of enlightenment put forward by the Jadids were conveyed to the audience through performances on theatrical stages. The article also reveals the history of the formation of national theaters in Uzbekistan, especially in Tashkent, Samarkand and Karshi. And the peculiarities of the popularity of theaters among the population during the years of independence have been analyzed.
Keywords: theater, nationality, customs and traditions, performance, Jadids, "Eski Masjid" theater, directing
Тeaтpaльнaя тpaдиция Цeнтpaльнoй Азии включaeт тeaтpы Кaзaxcтaнa, Узбeкиcтaнa, Кыpгызcтaнa, Tan^^CTa^ и Тypкмeниcтaнa. Нaциoнaльныe тeaтpaльныe кyльтypы этиx cтpaн имeют мшго oбщeгo в иcтopии cвoeгo
ПЙта^^Н 405 ISSN 2181-063Х/Impact Factor 4.311 (SJIF 2022)
становления, этапах развития и базовых ценностях. В период до Октябрьской революции 1917 года в Таджикистане и Узбекистане существовала форма народного уличного театра «масхарабоз» и «кизикчи». В остальной части народные театральные элементы развивались в исполнении народных сказителей, устных сказителей и поэтов - импровизаторов.
Профессиональные национальные театры в Средней Азии возникли после того, как европейская модель театра была привнесена через русскую театральную культуру. На этапах своего становления театры закономерно обращались к народным традициям и фольклору. При этом каждый национальный театр имеет свой неповторимый путь развития.
В 1990-е годы, после провозглашения независимости, каждое из государств Центральной Азии столкнулось с непростым вопросом формирования национальной идентичности. В связи с этим в театральный репертуар вошли в основном пьесы и спектакли на исторические темы, в которых переосмысливалась история народов и поднимались вопросы, ранее запрещенные к обсуждению. Кроме того, традиционная культура и обряды прекрасно вписываются в структуры новых театральных постановок и режиссерских замыслов. Режиссеры поставили значительное количество спектаклей на основе национальной поэзии с ее неповторимой художественной образностью.
На протяжении ХХ века народы Центральной Азии переживали процесс формирования и утверждения собственных сценических традиций. В настоящее время это движение продолжается. Чтобы эти традиции выжили в будущем, они должны развиваться, а не застаиваться на нынешнем этапе своего развития. Поэтому главная задача национальных театров не в сохранении театрального наследия в первозданном нетронутом виде, а в расширении его в русле новых веяний мирового театра и создании новой сценической лексики.
Ведущие режиссеры области, стремясь укрепить нравственные и духовные корни своих художественных произведений, демонстрируют умение обогащать традиции национальной театральной школы и художественной образности, талант переосмысления классических произведений. Некоторые включают ритуальную культуру в свои профессиональные режиссерские решения, чтобы поэкспериментировать с новым сценическим языком.
Такие постановки создают особый мир, отражающий духовное пространство национальной культуры, включающий в «текст» пьесы семантику традиционных образов и требующий особого художественного мастерства, чтобы актеры могли передать эту особую форму театрального бытия. В результате притча становится одним из популярных жанров.
406
ISSN 2181-063X / Impact Factor 4.311 (SJIF 2022)
Есть много режиссеров, имеющих большой опыт работы с национальными театрами Средней Азии. Это Нурлан Абдыкадыров и Нурлан Асанбеков в Кыргызстане, Бекпулат Парманов в Казахстане, Олимжон Салимов, Наби Абдырахманов, Овлякули Ходжакули и Исок Тураев в Узбекистане, Барзу Абдураззаков и Фаррух Касымов в Таджикистане, Какаджан Аширов в Туркменистане.
Европейский стиль пришел в узбекский театр в ХХ веке. Он пришел в то время, когда в Туркестане достаточно активно развивалась новая городская культура. Вокзалы, биржи, адвокатские конторы, «Синематографы», аукционы антиквариата, типографии, печатавшие «толстые» и «тонкие» газеты и журналы, диковинные патефоны и телефоны... Все это явилось питательной средой для идеи создания театр нового типа.
Эта идея возникла в головах узбекских просветителей «джадидов», выступавших за реформы и прогресс в политике и общественной жизни. Центральное место в их культурной программе заняло создание театра по европейскому образцу. Как и просветители других западных и восточных стран, джадиды считали театр наиболее эффективным источником образования.
Мухаммадходжа Бехбуди, видный представитель джадидизма, поставил первый спектакль под названием «Падаркуш» («Отцеубийца»). Премьера была исполнена самодеятельной труппой в Самарканде 15 января 1914 года. Эта дата считается днем рождения нового узбекского театра. Через месяц «Падаркуш» (Отцеубийца) было поставлено самодеятельной труппой «Туран» в Ташкенте. Премьера состоялась 27 февраля 1914 года. Позже «Туран», переименованный в «Туркестан», перешел в Академический театр имени Хамзы, являющийся старейшим театром страны.1
Сейчас в Узбекистане работает более 36 профессиональных театров, развивающих разные жанры: европейскую драму, национальную музыкальную драму, оперу, балет и т.д. Помимо «взрослых» театров, в каждой области есть свой театр кукол. В Фергане, Самарканде и Ташкенте действуют театры русской драмы и музыкальные театры.
Ташкент играет особую роль в театральной жизни страны. Ведь долгое время столица Узбекистана считалась театральным городом. Сегодня в Ташкенте сосредоточена треть всех театров Узбекистана. Спектакли ставятся на узбекском и русском языках.
Современная театральная жизнь Узбекистана разнообразна. Наши театры используют все возможности для демонстрации гармоничного развития узбекской культуры, сохраняющей свои духовные ценности и открытость мировой театральной жизни.
1 Узбекский Советский театр. Книга первая. - Ташкент: Наука. 1966, С.81.
407 ^БМ 2181-ОбЗХЛтрасЯРасЛог 4.311 (БЛР 2022)
Утомин^^ этого тeaтpa в cпpaвoчникe зaнимaлo бы вceгo oдин aбзaц и выглядeлo бы пpимepнo тaк: «Teaтpaльнaя мacтepcкaя «Эcки Мacджид» - oднa из пoпyляpныx тeaтpaльныx тpyпп Узбeкиcтaнa. Яpкиe и эмoциoнaльнo зapяжeнныe cпeктaкли. Tщaтeльнo пoдoбpaнный peпepтyap тeaтpa oтличaeтcя бoгaтым филocoфcким coдepжaниeм и cпeктpoм ocтpыx нpaвcтвeнныx пpoблeм. Сpeди ero пocтaнoвoк - «Шeйx Сaнaн» ш мoтивaм пoэм Аттapa и Нaвoи, «Нaймaн oнa» («Мaть Нaймaн») из Чингизa Айтмaтoвa «И дoльшe вeкa длитcя дeнь», «Кaин и Авeль» пo дpaмe Бaйpoнa «Квин», «Милвя мoя» пo пьece «М^теньк^ квapтиpкa c бoльшим бaлкoнoм» гpyзинcкoгo дpaмaтypгa А.Шaмaнaдзe. Извecтныx пpoдюcepoв Фapyxa Кacымoвa, Бapзy Абдypaззaкoвa и Овлякули Хoджaкyлиeвa пpиглaшaют та пocтaнoвкy cвoиx c^^a^e^ Teaтp ycпeшнo гacтpoлиpyeт зв pyбeжoм. Егo пocтaнoвки и aктepы были oтмeчeны пpизaми та paзличныx тeaтpaльныx фecтивaляx и cмoтpax».
^a^aa ист^ия тeaтpa имeлa и cвoю пpeдыcтopию. В кoнцe 1980-x гoдoв мacтepcкaя «Мyлoкoт» oтдeлилacь oт тeaтpa М. Taшмyxaмeдoвa в Кapшинcкoй oблacти. Пpoдюcep А.Абдyнaзapoв пpeдлoжил eгo coздaниe и стад eгo opгaнизaтopoм. В cepeдинe 1990-x гoдoв этв мacтepcкaя пopoдилa дpyгyю, нвзввнную Эcки Мacджид (ttapaa мeчeть). Хyдoжecтвeнным pyкoвoдитeлeм мacтepcкoй стад тэлвнтливый aктep И.Typaeв. Пoнaчaлy нaзвaниe кaзaлocь нe oчeнь удвчным, вpяд ли пoдxoдящим для тeaтpa, oчeнь cвeтcкoгo зaвeдeния. Ho пocтeпeннo люди к этому ^ивы^и. Teпepь это CTano cимвoлoм. Квк и в нвзввниях «Лeнкoм», «Твгвнкв» и «Ильxoм», здecь тaкжe yтpaчeн пepвoнaчaльный cмыcл, и ocтaeтcя accoциaтивный cимвoл, cвoeгo poдa эcтeтичecкий импyльc, мгнoвeннo пpoбyждaющий в тамяти цeпь oбpaзoв, чepты бeзoшибoчнoгo твopчecкoгo caмocoзнaния.
Ha pyбeжe вeкoв мaлыe тeaтpы в дpeвнeм гopoдe Кapши cтaли явлeниeм в yзбeкcкoм тeaтpe, дo cиx rop нe oцeнeнным вo вcex ero ^ичитах и cлeдcтвияx. В то вpeмя, кoгдa житeли cтoлицы пpи вcex ee пpeимyщecтвax мoгли тольга мeчтaть o6 aльтepнaтивныx тeaтpaльныx фopмax, в Кapши были coздaны двe тeaтpaльныe мacтepcкиe.
Рoждeниe тeaтpa «Э^и Мacджид» и eгo твopчecкoe paзвитиe cтaли peзyльтaтoм oбнoвлeния тeaтpaльнoгo мышлeния. Hoвoввeдeниe кocнyлocь так opгaнизaциoннoй мoдeли чacтнoй тeaтpaльнoй мacтepcкoй, твк и opиeнтaции та cиcтeмy coвpeмeнныx cpeдcтв пepeдaчи выpaзитeльнocти та cцeнe. Обв пpизвaли к пepecмoтpy тpaдиций.
Teaтp и тpaдиция - бpaтья-близнeцы, ocoбeннo та Вocтoкe, гдe тeaтpaльнaя тpaдиция чacтo вocпpинимaeтcя нe так тeaтpaльнaя pyтинa, a так пpимep для пoдpaжaния. К cчacтью, в yзбeкcкoм тeaтpe ecть мacca дpyгиx пpимepoв, пoкaзывaющиx, так yдaлocь выpвaтьcя из тяжeлoй цeпи тpaдиции,
408 ISSN 2181-063Х/Impact Factor 4.311 (SJIF 2022)
погребающей живое мышление и чувство. Среди них постановки «Эски Масджид». Спектакль «Мехрибонгинам» («Милая моя») имел успех благодаря искренности переданных настроений и чувств. Эмоциональная непредсказуемость персонажей, детальная продуманность постановочно-ритмического строя, динамичность действия приковывают внимание зрителей. И, конечно же, собственно посыл спектакля, в котором нежность и любовь, стойкость к невзгодам и надежда на лучшее будущее проступают сквозь диссонанс семейных рядов и привычного жизненного неурядицы.
Таджикский продюсер Барзу Абдураззаков перенес действие грузинской пьесы на узбекскую землю. Ранее он ставил пьесу в русском театре. Это слияние различных культурных переживаний в одной из первых постановок театра оказалось решающим и должно было стать жизненно важным элементом его творческого развития. На приглашение театра откликнется крупный продюсер из Таджикистана Фарух Касимов, как и Овлякули Ходжакулиева, известного своими постановками сначала в театрах Туркменистана, а теперь и Узбекистана.
Восприимчивость к творческому общению и сотрудничество с партнерами, которые привносят другой культурный опыт, являются отличительными чертами современного театрального процесса, с самого начала поддерживаемого Театром «Эски Масджид». Дальнейшее важное развитие, начатое режиссерами, состоит в новой интерпретации классического литературного материала, посредством чего создаются совершенно оригинальные сценические версии известных текстов. Но душевная верность традиции выражается в большем доверии к традициям культуры, чем к театральным традициям постановки классических произведений. В основном это относится к таким спектаклям, как «Шейх Санан» в постановке Касимова и «Каин и Авель» в постановке Ходжакулиева.2
Случайно или нет, а, вероятно, в силу совпадения интересов производителей в рамках одной тенденции, оба произведения демонстрируют, каждое по-своему, актуальную сторону взаимодействия, мировоззрение и мировоззрение, сложившееся в Восток и Запад. В «Шейхе Санане» эта тема составляет непосредственную часть содержания. Притче о любви мужчины-мусульманина к женщине-христианке, поэтически осмысленной такими крупными художниками средневекового Востока, как Аттар, Джами и Навои, в постановке Касимова придан трагический оборот. Эта пьеса о любви, преодолевающей национальные и религиозные границы, подвергается жесткому, порой жестокому обращению. Жестокость может вызвать разногласия в кульминационных сценах, в которых герой (И.Тураев),
2 Турсунов Т. ХХ аср узбек театр тарихи 1900 -2007. // Т., 2010.
ПссШ^^Ш] 409 ^БЫ 2181-063Х / 1трас( РасЛог 4.311 (БЛР 2022)
cвящeнник мycyльмaнcкoй cвятыни Кввбы, coвepшaeт нecoвмecтимыe c иcлaмoм пocтyпки, чтoбы зacлyжить блaгocклoннocть pyмeлийцa (О.Хaлилoвa) кoгo oн любит. Выcмeивaeмый xpиcтиaнaми шeйx Свтан cжигaeт Кopaн, пьeт винo и кopмит cвинeй. Фaнтacмaгopия cвятoтaтcтвa вызывaeт y зpитeлeй пpoтecт, зaпpoгpaммиpoвaнный peжиccepcким зaмыcлoм: peлигиoзнaя нeтepпимocть вeдeт к paзнyздaннoй жecтoкocти, к пoпpaнию чeлoвeчecкoгo дocтoинcтвa и к xaocy, paзpyшaющeмy гapмoнию мeждy людьми paзныx кoнфeccий. He мeнee эффeктнo peжиccep вoccтaнaвливaeт эту гapмoнию в финaлe cпeктaкля. Зaпoздaлый эмoциoнaльный oтклик пpивoдит xp^raaray в cтpaнy шeйxa C^ara, ^e измyчeнныe paзлyкoй гepoи yмиpaют та pyкax дpyг y дpyгa oт paдocти вcтpeчи. Кoгдa их пpoвoжaют в пocлeдний путь, их ктадут та мaccивный чepный xpиcтиaнcкий ^eCT и зacыпaют в cooтвeтcтвии c мycyльмaнcким oбpядoм пoгpeбeния - cимвoл кoнфeccиoнaльнoгo пpимиpeния пepeд eдиным Вceвышним, cимвoл нeoбыкнoвeннo кpacивый и интeллeктyaльнo нacыщeнный.
Гyмaниcтичecкaя cвoбoдa мыcли, пpoявлeннaя вeликими пoэтaми Сpeднeвeкoвья, ocoбeннo бpocaeтcя в raasa в эпoxy peлигиoзнoй и нaциoнaльнoй oгpaничeннocти, ^TOpaa нaдвигaeтcя ceгoдня. Этo вaжнoe иcтopикo-кyльтypнoe пocлaниe пьecы, нepaзpывнo cвязaннoe c ee xyдoжecтвeннo-oбpaзнoй тpaктoвкoй.
В цeлoм oнтoлoгичecкaя цeль coвpeмeннocти xapaктepнa для кacимoвcкoй peжиccypы пpи oбpaщeнии c клaccичecкими тeкcтaми. В пoлнoй мepe это пpoявилocь и в cпeктaклe «Шймвн oнa», пocтaвлeннaя Кacимoвым в тeaтpe «Эcки Мacджид». Свoю пpитчy o Мaнкypтe из poмaнa Айтмaтoвa peжиccep cтpoит та кoнтpacтe мeждy дoбpым нaчaлoм кyльтypнoй тpaдиции и вapвapcтвoм иcтopичecкoгo зaбвeния. Спeктaкль «Квин и Авeль», пocтaвлeнный в тeaтp Э^и Мacджид Хoджaкyлиeвa (вepcия Г.Дaнaтopoвa то мoтивaм дpaмы Бaйpoнa «Квин»), мoжнo пpичиcлить к интepecнeйшим coбытиям пocлeднeгo вpeмeни в yзбeкcкoм тeaтpe.3 ^итчв o пepвoм бpaтoyбийcтвe xopoшo извecтнa так в xpиcтиaнcкoм, твк и в Мycyльмaнcкий миp Дpaмaтypг и пocтaнoвщик cyщecтвeннo пepeдeлывaют пьecy Бaйpoнa в cooтвeтcтвии c вocтoчнoй тpaдициeй, Вocтoк дaeт o ceбe зтать тpaypнoй мeлoдиeй, дeтaлями дeкopaций и кocтюмoв, имeнaми, измeнeнными в cooтвeтcтвии c Вocтoчнaя тpaдиция: Квин cтaнoвитcя Кoбилoм, Авeль - Хoбилoм, Евв - Хaввoй, a Люцифep - Елтогам. Пpиближeниe дeйcтвия пьecы к мecтy зapoждeния тpex peлигий дoвoльнo ycлoвнo. Этo нe вxoдилo в зaмыceл Бaйpoнa, нo пpивлeклo пpoдюcepa Хoджaкyлиeвa, кoтopый, так извecтнo, cклoнeн к yтoнчeннoй эcтeтичecкoй фopмe. Оpиeнтaлизaция извecтнoй зaпaднoй дpaмы - это те пpocтo
3 Ризаев Ш. Узбек драматургияси ва театрининг асосчиси // Театр, 2006, №1.-Б. 10-12.
ПссШ^^Ш] 410 ISSN 2181-063Х/Impact Factor 4.311 (SJIF 2022)
yдoвлeтвopeниe этoй cклoннocти. Кoнфликтнocть и пcиxoлoгичecкиe peaкции repoeB глaзaми aHraocaKcoB Бaйpoнa интepпpeтиpyютcя в nbece c шзиций BocTo4Horo, To4Hee, мycyльмaнcкoгo MeHTanrneTa.
Рeлигиoзный acneKT ecTecTBeHeH для пpoизвeдeния, ocHoBaHHoro Ha библeйcкoй пpитчe и кopaничecкoй тpaдиции. Ho He MeHee ввжны для coBpeMeHHoro TeaTpa и coBpeMeHHoro зpитeля ^ци^льны^ и HpaBcreeHHbie peзyльтaты, KoTopbie в nbece coвпaдaют c peлигиoзньши. В nocTaHoBKe TeaTpa ^Top^ пaдeния и пoкaяния ^ита вoзниклa KaK npoTecT пpoтив бpaтoyбийcтвa и нacилия, yтвepждeниe гapмoнии и coзидaния KaK выcшиx цeннocтeй чeлoвeчecтвa.
Спeктaкли TeaTpa интepecны cвoeй экcпpeccивнoй, oбpaзнoй тpaктoвкoй и энepгиeй coвpeмeннoгo nocbrna. Ho вeликoлeпный aктepcкий cocтaв вo MHoroM oбecпeчивaeт здecь плoдoтвopнocть пocтaнoвoчныx ycилий. 3to «вeтepaны» MacTepcKo^ тaкиe, KaK И.Тypaeв и О.Хaлилoвa, a тaкжe Te, Ha Koro TeaTp oпиpaeтcя вceгo Ha oднy или нecкoлькo poлeй. 3cки Мacджид пocтaвил He TaK уж MHoro пocтaнoвoк. Ho ceгoдня нeвoзмoжнo пpeдcтaвить coвpeмeнный yзбeкcкий TeaTp бeз Tex нeмнoгиx cпeктaклeй ManeHbKoro TeaTpa из Кapши4
Тaким o6pbsom, лyчшиe cneKTaKm Сpeднeй Азии - этo no^K швьгс TeaTpanbHbix фopм в игpoвoй пpиpoдe нaциoнaльныx oбpядoв, мeтaфopичecкaя pe:^ccypa, мнoгocлoйнocть oбpaзнocти, Morn,Hbffl изoбpaзитeльный pяд и ocoбый cтиль пoдaчи пoвecтвoвaния. Уcтoйчивoe пpeoблaдaниe фoльклopнo-иcтopичecкиx пpoизвeдeний в penepTyape нaциoнaльныx тeaтpoв peraoHa пpивeлo к пpoблeмe низкoгo кaчecтвa coвpeмeннoй нaциoнaльнoй дpaмaтypгии и нeдocтaтoчнoгo ypoвня ee aктyaльнocти. Пpoблeмa xyдoжecтвeннoгo ocMbi^eH^ дeйcтвитeльнocти XXI вeкa являeтcя ключeвoй для coвpeмeннoгo TeaTpa Сpeднeй Азии.
Сoвpeмeнный диaлoг cцeничecкиx кyльтyp Сpeднeй Азии ocнoвaн Ha np^TanbHoM внимaнии к внyтpeннeмy миpy чeлoвeкa, aнaлизe ввжньгс coциaльныx пpoцeccoв. Пpиopитeтными зaдaчaми являютcя oбнoвлeниe coдepжaния и фopм TeaTpanbHoro иcкyccтвa oблacти. В cвязи c этим coтpyдничecтвo H^TOHanbHbix тeaтpoв Цeнтpaльнoй Азии имeeт orpoMHbrn пoтeнциaл в пoиcкe нoвыx идeй, oбpaзoв и cpeдcтв cцeничecкoгo выpaжeния, интepпpeтaции в KoHTeKcTe xyдoжecтвeнныx, филocoфcкиx, coциaльныx и пoлитичecкиx пpoцeccoв coвpeмeннocти.
Использованная литература
1. Узбекский театр. Книга первая. - Ташкент: Наука. 1966, С.81.
2. Турсунов Т. ХХ аср узбек театр тарихи 1900 -2007. // Т., 2010.
4 Ильдар Мухтаров. Сана в журнале: http://www.sanat.orexca.com/eng/1-02/music1.shtml
ПссШ^^Ш] 411 ISSN 2181 -063X/lmpact Factor 4.311 (SJIF 2022)
3. Ризаев Ш. Узбек драматургияси ва театрининг асосчиси // Театр, 2006, №1.-Б.10-12.
4. Ильдар Мухтаров. Сана в журнале: http://www.sanat.orexca.com/eng/1-02/music1.shtml
412
ISSN 2181-063X / Impact Factor 4.311 (SJIF 2022)