Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ'

РАЗВИТИЕ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

338
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
театр / народность / обычаи и традиции / спектакль / джадиды / театр «Эски Масджид» / режиссура / theater / nationality / customs and traditions / performance / Jadids / ―Eski Masjid‖ theater / directing

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Мукаддас Вахабовна Ахметжанова

В статье анализируются пути взаимообусловленного развития искусства национального театра на этапах социально-экономического развития народов Средней Азии. При этом особое внимание автор уделяет развитию национального театрального искусства в Узбекистане и странах ближнего зарубежья. В частности, подчеркивалось, что идеи просветительства, выдвинутые джадидами, доносились до зрителей посредством выступлений на театральных подмостках. Также проанализированы особенности популярности театров среди населения в годы независимости

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article analyzes the ways of interdependent development of the art of national theater in the stages of socio-economic development of the peoples of Central Asia. At the same time, the author pays special attention to the development of national theatrical art in Uzbekistan and neighboring countries. In particular, it was emphasized that the ideas of enlightenment put forward by the Jadids were conveyed to the audience through performances on theatrical stages. And the peculiarities of the popularity of theaters among the population during the years of independence have been analyzed

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ»

РАЗВИТИЕ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ

Мукаддас Вахабовна Ахметжанова

Декан факультета "Народное творчество", Государственный институт

искусств и культуры Узбекистана

АННОТАЦИЯ

В статье анализируются пути взаимообусловленного развития искусства национального театра на этапах социально-экономического развития народов Средней Азии. При этом особое внимание автор уделяет развитию национального театрального искусства в Узбекистане и странах ближнего зарубежья. В частности, подчеркивалось, что идеи просветительства, выдвинутые джадидами, доносились до зрителей посредством выступлений на театральных подмостках. Также проанализированы особенности популярности театров среди населения в годы независимости.

Ключевые слова: театр, народность, обычаи и традиции, спектакль, джадиды, театр «Эски Масджид», режиссура.

ABSTRACT

The article analyzes the ways of interdependent development of the art of national theater in the stages of socio-economic development of the peoples of Central Asia. At the same time, the author pays special attention to the development of national theatrical art in Uzbekistan and neighboring countries. In particular, it was emphasized that the ideas of enlightenment put forward by the Jadids were conveyed to the audience through performances on theatrical stages. And the peculiarities of the popularity of theaters among the population during the years of independence have been analyzed.

Keywords: theater, nationality, customs and traditions, performance, Jadids, "Eski Masjid" theater, directing.

Театральная традиция Центральной Азии включает театры Казахстана, Узбекистана, Кыргызстана, Таджикистана и Туркменистана. Национальные театральные культуры этих стран имеют много общего в истории своего становления, этапах развития и базовых ценностях. В период до Октябрьской революции 1917 года в Таджикистане и Узбекистане существовала форма народного уличного театра

April, 2022

252

«масхарабоз» и «кизикчи». В остальной части народные театральные элементы развивались в исполнении народных сказителей, устных сказителей и поэтов -импровизаторов.

Профессиональные национальные театры в Средней Азии возникли после того, как европейская модель театра была привнесена через русскую театральную культуру. На этапах своего становления театры закономерно обращались к народным традициям и фольклору. При этом каждый национальный театр имеет свой неповторимый путь развития.

В 1990-е годы, после провозглашения независимости, каждое из государств Центральной Азии столкнулось с непростым вопросом формирования национальной идентичности. В связи с этим в театральный репертуар вошли в основном пьесы и спектакли на исторические темы, в которых переосмысливалась история народов и поднимались вопросы, ранее запрещенные к обсуждению. Кроме того, традиционная культура и обряды прекрасно вписываются в структуры новых театральных постановок и режиссерских замыслов. Режиссеры поставили значительное количество спектаклей на основе национальной поэзии с ее неповторимой художественной образностью.

На протяжении ХХ века народы Центральной Азии переживали процесс формирования и утверждения собственных сценических традиций. В настоящее время это движение продолжается. Чтобы эти традиции выжили в будущем, они должны развиваться, а не застаиваться на нынешнем этапе своего развития. Поэтому главная задача национальных театров не в сохранении театрального наследия в первозданном нетронутом виде, а в расширении его в русле новых веяний мирового театра и создании новой сценической лексики.

Ведущие режиссеры области, стремясь укрепить нравственные и духовные корни своих художественных произведений, демонстрируют умение обогащать традиции национальной театральной школы и художественной образности, талант переосмысления классических произведений.

Такие постановки создают особый мир, отражающий духовное пространство национальной культуры, включающий в «текст» пьесы семантику традиционных образов и требующий особого художественного мастерства, чтобы актеры могли передать эту особую форму театрального бытия. В результате притча становится одним из популярных жанров.

Есть много режиссеров, имеющих большой опыт работы с национальными театрами Средней Азии. Это Бекпулат

April, 2022

253

DOI: 10.24412/2181-1385-2022-2-252-259

Парманов в Казахстане, Нурлан Абдыкадыров и Нурлан Асанбеков в Кыргызстане, Баходир Юлдашев, Олимжон Салимов, Наби Абдырахманов и Овлякули Ходжакули в Узбекистане, Барзу Абдураззаков и Фаррух Касымов в Таджикистане, Какаджан Аширов в Туркменистане.

Европейский стиль пришел в узбекский театр в ХХ веке. Он пришел в то время, когда в Туркестане достаточно активно развивалась новая городская культура. Вокзалы, биржи, адвокатские конторы, «Синематографы», аукционы антиквариата, типографии, печатавшие «толстые» и «тонкие» газеты и журналы, диковинные патефоны и телефоны... Все это явилось питательной средой для идеи создания театр нового типа.

Эта идея возникла в головах узбекских просветителей «джадидов», выступавших за реформы и прогресс в политике и общественной жизни. цу. Как и просветители других западных и восточных стран, джадиды считали театр наиболее эффективным источником образования.

Мухаммадходжа Бехбуди, видный представитель джадидизма, поставил первый спектакль под названием «Падаркуш» (Отцеубийца). Премьера была исполнена самодеятельной труппой в Самарканде 15 января 1914 года. Эта дата считается днем рождения нового узбекского театра. Через месяц «Падаркуш» (Отцеубийца) было поставлено самодеятельной труппой «Туран» в Ташкенте. Премьера состоялась 27 февраля 1914 года. Позже «Туран», переименованный в «Туркестан», перешел в Академический театр имени Хамзы, являющийся старейшим театром страны [1,81].

Современная театральная жизнь Узбекистана разнообразна. Наши театры используют все возможности для демонстрации гармоничного развития узбекской культуры, сохраняющей свои духовные ценности и открытость мировой театральной жизни.

Упоминание этого театра в справочнике занимало бы всего один абзац и выглядело бы примерно так: «Театральная мастерская «Эски Масджид» — одна из популярных театральных трупп Узбекистана. яркие и эмоционально заряженные спектакли. Тщательно подобранный репертуар театра отличается богатым философским содержанием и спектром острых нравственных проблем. Среди его постановок - «Шейх Санан» по мотивам поэм Аттара и Навои, «Найман она» («Мать Найман») из Чингиза Айтматова «И дольше века длится день», «Каин и Авель» по драме Байрона «Каин», «Милая моя» по пьесе «Маленькая квартирка с большим балконом»

грузинского драматурга А.Шаманадзе. Известные продюсеры

April, 2022

DOI: 10.24412/2181-1385-2022-2-252-259

Фарух Касымов, Барзу Абдураззаков и Овлякули Ходжакулиева приглашают на постановку своих спектаклей. Театр успешно гастролирует за рубежом. Его постановки и актеры были отмечены призами на различных театральных фестивалях и смотрах».

Краткая история театра имела и свою предысторию. В конце 1980-х годов мастерская «Мулокот» отделилась от театра М. Ташмухамедова в Каршинской области. Продюсер А.Абдуназаров предложил его создание и стал его организатором. В середине 1990-х годов эта мастерская породила другую, названную Эски Масджид (Старая мечеть). Художественным руководителем мастерской стал талантливый актер И.Тураев. Поначалу название казалось не очень удачным, вряд ли подходящим для театра, очень светского заведения. Но постепенно люди к этому привыкли. Теперь это стало символом.

На рубеже веков малые театры в древнем городе Карши стали явлением в узбекском театре, до сих пор не оцененным во всех его причинах и следствиях. В то время, когда жители столицы при всех ее преимуществах могли только мечтать об альтернативных театральных формах, в Карши были созданы две театральные мастерские.

Рождение театра «Эски Масджид» и его творческое развитие стали результатом обновления театрального мышления. Нововведение коснулось как организационной модели частной театральной мастерской, так и ориентации на систему современных средств передачи выразительности на сцене. Оба призвали к пересмотру традиций.

Театр и традиция — братья-близнецы, особенно на Востоке, где театральная традиция часто воспринимается не как театральная рутина, а как пример для подражания. К счастью, в узбекском театре есть масса других примеров, показывающих, как удалось вырваться из тяжелой цепи традиции, погребающей живое мышление и чувство. Среди них постановки «Эски Масджид». Спектакль «Мехрибонгинам» («Моя дорогая») имел успех благодаря искренности переданных настроений и чувств. Эмоциональная непредсказуемость персонажей, детальная продуманность постановочно-ритмического строя, динамичность действия приковывают внимание зрителей. И, конечно же, собственно посыл спектакля, в котором нежность и любовь, стойкость к невзгодам и надежда на лучшее будущее проступают сквозь диссонанс семейных рядов и привычного жизненного неурядицы.

April, 2022

Таджикский продюсер Барзу Абдураззаков перенес действие грузинской пьесы на узбекскую землю. Ранее он ставил пьесу в русском театре. Это слияние различных культурных переживаний в одной из первых постановок театра оказалось решающим и должно было стать жизненно важным элементом его творческого развития. На приглашение театра откликнется крупный продюсер из Таджикистана Фарух Касимов, как и Овлякули Ходжакулиева, известного своими постановками сначала в театрах Туркменистана, а теперь и Узбекистана.

Восприимчивость к творческому общению и сотрудничество с партнерами, которые привносят другой культурный опыт, являются отличительными чертами современного театрального процесса, с самого начала поддерживаемого Театром «Эски Масджид». Дальнейшее важное развитие, начатое режиссерами, состоит в новой интерпретации классического литературного материала, посредством чего создаются совершенно оригинальные сценические версии известных текстов. Но душевная верность традиции выражается в большем доверии к традициям культуры, чем к театральным традициям постановки классических произведений. В основном это относится к таким спектаклям, как «Шейх Санан» в постановке Ф.Касимова и «Каин и Авель» в постановке Ходжакулиева [2, 79-80].

Случайно или нет, а, вероятно, в силу совпадения интересов производителей в рамках одной тенденции, оба произведения демонстрируют, каждое по-своему, актуальную сторону взаимодействия, мировоззрение и мировоззрение, сложившееся в Восток и Запад. В «Шейхе Санане» эта тема составляет непосредственную часть содержания. Притче о любви мужчины-мусульманина к женщине-христианке, поэтически осмысленной такими крупными художниками средневекового Востока, как Аттар, Джами и Навои, в постановке Касимова придан трагический оборот. Эта пьеса о любви, преодолевающей национальные и религиозные границы, подвергается жесткому, порой жестокому обращению. Жестокость может вызвать разногласия в кульминационных сценах, в которых герой (И.Тураев), священник мусульманской святыни Каабы, совершает несовместимые с исламом поступки, чтобы заслужить благосклонность румелийца (О.Халилова) кого он любит. Высмеиваемый христианами шейх Санан сжигает Коран, пьет вино и кормит свиней. Фантасмагория святотатства вызывает у зрителей протест, запрограммированный режиссерским замыслом: религиозная нетерпимость ведет к разнузданной

April, 2022

256

жестокости, к попранию человеческого достоинства и к хаосу, разрушающему гармонию между людьми разных конфессий. Не менее эффектно режиссер восстанавливает эту гармонию в финале спектакля. Запоздалый эмоциональный отклик приводит христианку в страну шейха Санана, где измученные разлукой герои умирают на руках друг у друга от радости встречи. Когда их провожают в последний путь, их кладут на массивный черный христианский крест и засыпают в соответствии с мусульманским обрядом погребения - символ конфессионального примирения перед единым Всевышним, символ необыкновенно красивый и интеллектуально насыщенный.

Гуманистическая свобода мысли, проявленная великими поэтами Средневековья, особенно бросается в глаза в эпоху религиозной и национальной ограниченности, которая надвигается сегодня. Это важное историко-культурное послание пьесы, неразрывно связанное с ее художественно-образной трактовкой.

В целом онтологическая цель современности характерна для касымовской режиссуры при обращении с классическими текстами. В полной мере это проявилось и в спектакле «Найман она», поставленная Касимовым в театре «Эски Масджид». Свою притчу о Манкурте из романа Айтматова режиссер строит на контрасте между добрым началом культурной традиции и варварством исторического забвения. Спектакль «Каин и Авель», поставленный в театр Эски Масджид Ходжакулиева (версия Г.Данаторова по мотивам драмы Байрона «Каин»), можно причислить к интереснейшим событиям последнего времени в узбекском театре [3,10-12]. Притча о первом братоубийстве хорошо известна как в христианском, так и в Мусульманский мир. Драматург и постановщик существенно переделывают пьесу Байрона в соответствии с восточной традицией, Восток дает о себе знать траурной мелодией, деталями декораций и костюмов, именами, измененными в соответствии с Восточная традиция: Каин становится Кобилом, Авель — Хобилом, Ева — Хаввой, а Люцифер — Елпеком. Приближение действия пьесы к месту зарождения трех религий довольно условно. нал. Это не входило в замысел Байрона, но привлекло продюсера Ходжакулиева, который, как известно, склонен к утонченной эстетической форме. Религиозный аспект естественен для произведения, основанного на библейской притче и коранической традиции. Но не менее важны для современного театра и современного зрителя социальные и нравственные результаты, которые в пьесе совпадают с религиозными. В постановке театра

April, 2022

257

DOI: 10.24412/2181-1385-2022-2-252-259

история падения и покаяния Каина возникла как протест против братоубийства и насилия, утверждение гармонии и созидания как высших ценностей человечества.

Спектакли театра интересны своей экспрессивной, образной трактовкой и энергией современного посыла. Но великолепный актерский состав во многом обеспечивает здесь плодотворность постановочных усилий. Это «ветераны» мастерской, такие, как И.Тураев и О.Халилова, а также те, на кого театр опирается всего на одну или несколько ролей. «Эски Масджид» поставил не так уж много постановок. Но сегодня невозможно представить современный узбекский театр без тех немногих спектаклей маленького театра из Карши [4,

Таким образом, лучшие спектакли Средней Азии - это поиск новых театральных форм в игровой природе национальных обрядов, метафорическая режиссура, многослойность образности и особый стиль подачи повествования. Устойчивое преобладание фольклорно-исторических произведений в репертуаре национальных театров региона привело к проблеме низкого качества современной национальной драматургии и недостаточного уровня ее актуальности. Проблема художественного осмысления действительности XXI века является ключевой для современного театра Средней Азии.

Современный диалог сценических культур Средней Азии основан на пристальном внимании к внутреннему миру человека, анализе важных социальных процессов. Приоритетными задачами являются обновление содержания и форм театрального искусства области. В связи с этим сотрудничество национальных театров Центральной Азии имеет огромный потенциал в поиске новых идей, образов и средств сценического выражения, интерпретации в контексте художественных, философских, социальных и политических процессов современности.

REFERENCES

1. Узбекский театр. Книга первая. - Ташкент: Наука, 1966. - С.81.

2. Турсунов Т. ХХ аср узбек театр тарихи (1900 -2007). - Тошкент, 2010. - Б.79-80

3. Ризаев Ш. Узбек драматургияси ва театрининг асосчиси // Театр. -Тошкент, 2006. - №1.-Б.10-12.

4. И.Мухтаров. "Эски Мачит" театри томошалари. //Санъат. -

31-39.].

Тошкент, 2001. -№ 1. - Б.31-39.

April, 2022

DOI: 10.24412/2181-1385-2022-2-252-259

5. Мухамеджанова Л.А.(2021) "Тенденции изменения этических норм в информационном обществе". Материалы конференции Социальная реальность виртуального пространства. С. 48-54

6. Мухамеджанова Лалихон Ашуралиевна, Асадуллина Гузелия Рауфовна, Ермоченко Константин Павлович, Шкуран Оксана Владимировна, Ивентьев Сергей Иванович. (2021) "Социальная истина и духовно-нравственная сфера человека" С.111-118

7. Kadirova Dilbar Salikhovna, Inagamova Feruza Khurshidovna, Agzamova Nilyufar Shukhratovna, Mukhamedzhanova Lalikhon Ashuraliyevna. (2019).

CATEGORIES OF HARMONY IN THE CONCEPTIONS OF CLASSICAL SCHOLARS. International Journal of Research in Humanities, Arts and Literature, (2), 293-300

April, 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.