ТВОРЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ СЦЕНОГРАФОВ ЗА ПРЕДЕЛАМИ
ПРОСТРАНСТВА ТЕАТРА
Татьяна Валерьевна Фадеева Национальный институт художеств и дизайна им. К.Бекзода
Аннотация: В данной статье составитель описывает путь практического поиска сценографом современных театральных форм, процесс работы над собственными реализованными проектами, и раскрывает идеи, заложенные в авторских работах, таких, как инсталляция «ESC», перфомансах «Поклонение волхвов или обратный отсчет», «Трилогия» и «Мессия, алле-aп!». В арт-объектах поднимаются проблемы, связанные с осознанием временности бытия, вынужденным бегством людей от конфликтов и катаклизмов, невозможностью изменения прошлого и др. В статье изложены мысли театрального художника, зашифрованные в знаки и символы, выраженные языком современного искусства.
Ключевые слова: искусство, духовность, сценограф, инсталляции, перфоманс, современное искусство, театральное искусство
CREATIVE IMPLEMENTATION OF THE SCENE DESIGNERS OUTSIDE
THE THEATER SPACE
Tatyana Valeryevna Fadeyeva National Institute of Arts and Design named after K.Behzod
Abstract: In this article, the compiler describes the path of the stage designer's practical search for modern theatrical forms, the process of working on his own realized projects, and reveals the ideas embodied in the author's works, such as the installation «ESC», the performances «Adoration of the Magi or Countdown», «Trilogy» and «Messiah, alley-oop!». Art objects raise problems related to the awareness of the temporality of being, the forced flight of people from conflicts and cataclysms, the impossibility of changing the past, etc. The article presents the thoughts of a theater artist, encrypted in signs and symbols expressed in the language of contemporary art.
Keywords: art, spirituality, stage designer, installations, performance, contemporary art, theatrical art
«Интересы нашего зрителя шире и разнообразнее чем думают в
театрах» Н.П.Акимов1
1 Н.П.Акимов «Об искусстве театра». Том 1. Театральный художник. Театр и зритель. «Искусство», 1978, 95с. ПссШ^^Ш] 36 ISSN 2181-063Х/ Impact Factor 4.047 (SJIF 2021)
«Театральное искусство, несомненно, важная часть культуры, имеющая большое значение в духовном воспитании. В современном мире границы между видами искусств становятся все более условными. Рождается синергия2, универсальная формула, наиболее интересная сегодняшнему зрителю.» 3
Интермедиальные4 явления присутствовали практически с момента зарождения искусства. Необходимо отметить, что театральная сфера особенно открыта к синтезу, поскольку театр - это междисциплинарная или мультимедийная5 форма искусства. Здесь вы можете наблюдать союз разных направлений - литературы, музыки, хореографии, сценографии, освещения, искусство создания костюма и грима, актерское мастерство. Каждый элемент является составляющей единого художественного образа спектакля.
Идея усилить взаимосвязь всех направлений, зародилась еще в 19 веке у композитора Рихарда Вагнера. Она носила название «Гезамткунстверк» (Gesamtkunstwerk - Совокупное Художественное Произведение). Данная концепция отражает суть современного искусства в целом и театрального в частности. «В книге «Реконструкции Театра» Мейерхольд написал в 1930 году, что инициативы Вагнера когда-то звучали как «чистая утопия», но сейчас он понимает, что эти идеи о слиянии художественных форм в «волшебстве пластичных частей... это именно то, какой должна быть постановка».6
«Как заметил Джон Кейдж7, «Театр находится в сознании зрителя», и это может помочь рассматривать, в том числе, социальные взаимодействия как перформансы.»8
Эксперименты современных сценографов в различных направлениях искусства актуальны во всем мире. Их идеи, порою, поражают своей оригинальностью, разнообразием выразительных приемов и стилевых решений. Художник в постоянном поиске языка, наиболее соответствующего задачам и способу восприятия современного зрителя, что является весомым фактором в
2 Синергия - усиливающий эффект взаимодействия двух или более факторов, характеризующийся тем, что совместное действие этих факторов существенно превосходит простую сумму действий каждого из указанных факторов.
3 Фадеева Т.В. «Композиция театральной декорации» учебное пособие, «Tashkent LESSON PRESS», 2022, 8-9с.
4 Интермедиа — форма современного искусства зародившееся в 1960-х годах. Интермедиа называлась любая междисциплинарная художественная деятельность, в которой смешивались разные жанры: живопись и поэзия, изобразительное искусство и театр.
5 Мультимедиа - одновременное использование различных форм представления информации.
6 Стив Диксон «Цифровой перформанс: история новых медиа в театре, танце, спектакле и инсталляции». «The MIT Press», 2007 CYLAND MediaLab, С.8
7 Джон Милтон Кейдж (англ. John Milton Cage Jr.; 5 сентября 1912 — 12 августа 1992) — американский композитор, философ, поэт, музыковед, художник. Пионер в области алеаторики, электронной музыки и нестандартного использования музыкальных инструментов, Кейдж был одной из ведущих фигур послевоенного авангарда.
8 Роберт Лич «ТЕАТР. Теория и практика», Перформанс, 1.4. Весь мир - театр, Гуманитарный центр, Харьков, 2015, 20с.
приобщении последнего к творчеству, способствующему формированию духовного мира личности.
«Выражение сценографа возможно посредством передачи идеи различными способами, он может использовать все современные выразительные визуальные средства, при этом, как правило, возникает тонкая грань между сценографией и концептуальным искусством. Баланс в ту или иную сторону зависит от личного восприятия художника, способа его мышления, стиля передачи идеи и поставленных задач.» 9
Местонахождение творческого проекта диктует собственные условия организации пространства. На примерах некоторых представленных работ автора статьи, рассмотрим творчество сценографа в пространстве города, театрального здания и выставочных залов.
Фадеева Татьяна. Инсталляция «ESC». В переводе с английского «escape» - бежать, совершить побег, спасение, эвакуация. Также «Esc» - клавиша на клавиатуре компьютера, которая используется для выхода из какой-либо программы.
1. Фадеева Татьяна. Предварительные зарисовки инсталляции «ESC», 2022 г.
Непрерывно на Земле происходит переселение народов в результате катаклизмов и конфликтов. По всему миру разбито множество палаточных лагерей для беженцев. Но неопровержим факт масштаба трагедии каждой личности в отдельности, оказавшейся вынужденной совершать побег, ради спасения. Палатка-кринолин с корсетом из старой одежды, как знак хрупкости привычного мира, символизирует беззащитность и, одновременно, надежду на безмятежное будущее.
Проект «ESC» включает десять экспонатов - платьев. Каждое состоит из двух частей: пышного кринолина, созданного из складных палаток, и корсета, собранного из старой одежды. (илл.2) Инсталляция экспонировалась впервые в Галерее изобразительного искусства Узбекистана в сентябре 2021 года в рамках фестиваля современного искусства «48 часов. Ташкент. RestArt» (кураторы Гульнара Ишмуратова и Антонина Кадырова). Торжественность
9 Фадеева Т.В. «Композиция театральной декорации» учебное пособие, «Tashkent LESSON PRESS», 2022, 8-9с. ПЙта^^Н 38 ISSN 2181-063Х/Impact Factor 4.047 (SJIF 2021)
экспозиционной площадки, еще больше усилила впечатление пышных бальных платьев из палаток. Круглый в плане зал, завершил иллюзию вальсирующих силуэтов в роскошном дворце, которая резко контрастировала со смыслом деталей арт-объекта, обостряя главную идею автора об уязвимости людей в сложных ситуациях.
Публика «примеряла» наряды, подставляя свою голову и руки в вырезы декольте для фотосессий. Благодаря активным публикациям зрителей своих фотографий в «платьях» в социальных сетях, проект также имел резонанс на виртуальной площадке.
Ввиду актуальности темы, поднятой в инсталляции «ESC», проект был отмечен дипломом 1Х Ташкентской международной биеннале современного искусства в 2022 году.
2. Фадеева Татьяна. Инсталляция «ESC», 2022.
Галерея изобразительного искусства Узбекистана, Ташкент.
Фадеева Татьяна. Перфоманс «ПОКЛОНЕНИЕ ВОЛХВОВ ИЛИ ОБРАТНЫЙ ОТСЧЕТ». Удивительна история иконы казанской Божьей Матери. По преданию, она появилась в Казани в 1579 году после пожара, уничтожившего часть города. Перед десятилетней девочкой предстала во сне Богородица и указав место, велела откопать икону в пепелище, где и была обнаружена реликвия. Икона считалась чудотворной, поскольку исцеляла людей от хвори и защищала город от бед и напастей.
3. Список иконы казанской Божьей Матери
В 1768 году императрица Екатерина II пожертвовала свою корону для украшения оклада иконы. Трагична дальнейшая судьба святыни. В ночь в 1904 году икону похитили и по одному из преданий, сняв драгоценный оклад, сожгли. Однако сохранились её списки10, которые, как считают теологи, также имеют чудотворные способности. Ежегодно проводится крестный ход в Казани множества паломников со всего мира.
Икона Казанской Богоматери и исторические события, связанные с реликвией, впечатлили воображение автора статьи, мысли начали витать вокруг
4. Фадеева Татьяна. Зарисовки на тему «История иконы казанской Божьей
Матери», 2018.
Стоит отметить, что, в работах художников, зачастую, лежит отпечаток личной истории. Ряд определенных житейских обстоятельств окончательно сформировали мысль автора: процессия волхвов, отпугивая ритуальными атрибутами невзгоды, движется задом наперед. Обратная траектория пути условно запускает время вспять, даруя второй шанс на исправление допущенных ошибок, когда стрелки часов снова начнут двигаться в привычном направлении.
Перформанс «Поклонение волхвов или обратный отсчёт» впервые был представлен на фестивале театральных художников «СЦЕНОФЕСТ» (куратор Шухрат Абдумаликов) в 2018 году. Костюмированное театрализованное шествие состоялось на площади у Центрального Выставочного зала Академии художеств Узбекистана. (илл.5) Благодаря площадке под открытым небом, ритмичности звуков, издаваемых атрибутами обряда, и естественным климатических изменениям в виде дождя, который пошел в процессе церемонии, перформанс уподобился древнему сакральному ритуалу.
10 Список (от списывать) — икона, представляющая собой воспроизведение почитаемой иконы. В отличие от копии иконы, список в точности не воспроизводит оригинал.
5. Фадеева Татьяна. Перформанс «Поклонение волхвов или обратный отсчет»,
2018.
Фадеева Татьяна. Перформанс «ТРИЛОГИЯ». В мифологии древнего Египта жука скарабея11 считали священным насекомым. Его почитали как символ возрождения и созидательной силы Солнца. Египтяне сравнивали ход чтимых ими насекомых с таинством сотворения светила, рождением и движением Солнца на небосводе.
Участники перформанса «Трилогия», подобно скарабеям, перекатывают три массивные гипсовые фигуры в форме шара, многогранника и куба. (илл.6) Их тропа - закольцованная дорога, символизирует жизненный путь. Приходит на ум мысль: рождаясь, мы катимся с легкостью, словно шар, восторженно и бесконечно доверяясь окружающему миру. Однако, в ответ на проявления не всегда дружелюбной среды обитания, обретаем грани характера. Как следствие, восприятие жизненных событий меняется - данное обстоятельство символизирует тяжелый многогранник, перемещать который оказывается труднее шара. Идут года, растет физическая, психическая и эмоциональная усталость. Этот период жизни автор сравнивает с перекатыванием неповоротливого куба.
Перформанс «Трилогия» был показан на выставке современного искусства «ЛЬ оуо-с начала» (куратор Фадеева Татьяна) в 2009 году, которая стала лауреатом конкурса «Навкирон-Узбекистон» в номинации «Лучший концептуальный проект 2010 года».
11 Скарабей (лат. Scarabaeus sacer) — вид жуков рода Скарабеи из семейства Пластинчатоусые.
41 ISSN 2181-063Х/Impact Factor 4.047 (SJIF 2021)
6. Фадеева Татьяна, перформанс «Трилогия», 2009.
Фадеева Татьяна. Живые инсталляции «МЕССИЯ, АЛЛЕ-АП!», состоящие из четырех композиций, действовали в период проведения рождественского спектакля «На Земле как на Луне» в театре Марка Вайля «Ильхом» в декабре 2004 - январе 2005 года. Экспозиция размещалась в подвальном помещении за круглыми полутораметровыми окнами длинного коридора, ведущего к сцене. Окна, обычно плотно задернутые занавесками, за которыми находятся служебные помещения театра, на время ожили. Публика, по мере прохождения в зрительный зал на спектакль, наблюдала в них сцены «Зачатие», «Дева Мария с младенцем», «Тайная вечеря» и «Распятие», словно пересказанные бродячими средневековыми актерами, с соблюдением старинной традиции исполнения мужчинами всех ролей. Актерская поза нарочито театрализовано-наигранна, прямолинейна и несколько грубовата в своей простоте, во имя выразительности статичных композиций. Выходящие после спектакля зрители, наблюдали за окнами уже не истории, рассказанные актерами, а, скорее, подглядывали за обычной жизнью людей, спящих «без задних ног» от усталости, грустных, озорных или опьянённых. Метаморфозы, произошедшие с композициями, создавали теперь более будничное настроение.
7. Фадеева Татьяна. Предварительные зарисовки живой инсталляции «Мессия, алле-ап!», 2004-2005. Один из эскизов был использован для афиши к спектаклю
«На Земле как на Луне».
О чуде непорочного зачатия гласит первая композиция. Герой перформанса, расположился на стуле, у основания которого находится шар - символ Земли, на которую был послан Спаситель. Длинный колпак - образ пуповины, соединившей небесного Помазанника с материальным миром. (илл.8 а) Также, он является символом знамения о Вознесении, когда фигурирует как повисший в воздухе головной убор. (илл.8 б)
а б
8. Фадеева Татьяна. Сцена «Зачатие».
Вторая сцена представляет Марию с младенцем на руках. В её основе заложена композиция скульптуры Микеланджело «Ватиканская Пьета», как напоминание о великой материнской жертве ради человечества. (илл.9 а)
а б
9. Фадеева Татьяна. Сцена «Дева Мария с младенцем».
Картина третья представляет сцену «Тайная вечеря» в присутствии ближайших учеников. Кто-то из них вскоре предаст Мессию. Один из героев, изнемогая от навалившейся истомы, практически засыпает у всех на глазах, часто моргая, периодически поднимая падающую голову. (илл.10 а) Пока зритель смотрит спектакль, за окном останется только он, единственный, уснувший свидетель произошедшего, остальные персонажи покинут свои места. Лишь немые, но красноречивые детали-улики разоблачат историю случившегося: скатерть, залитая вином (или кровью?) и обломки хлеба, разбросанные по столу. (илл.10 б)
а б
10. Фадеева Татьяна. Сцена «Тайная вечеря». Завершает ряд живых инсталляций сцена «Распятие». Посредством данной композиции поднимается вопрос о необратимости времени и человеческих поступков, цене неверно принятых решений и позднего раскаяния. (илл.11 а)
а б
11. Фадеева Татьяна. Сцена «Распятие».
Проект «Мессия, алле-ап!» был создан и показан в театральном здании. В отличии от задач сценографии, которая является одним из компонентов совокупного произведения, живые инсталляции стали самодостаточным художественным проектом, мини-спектаклем в театральном пространстве.
В заключении необходимо отметить, что на сегодняшний день существует две главные тенденции сценографии. Они не новы, но их развитие в современных реалиях приобретает новое осмысление.
Первая, показанная на примере живых инсталляций «Мессия, алле-ап!», занимается освоением театральных зданий: сцены, зрительного зала, театрального фойе. Вынося действие за пределы замкнутого архитектурного сценического пространства на авансцену, зрительный зал, холл, художники и режиссеры находятся в поисках новой образной структуры. Начало подобным экспериментам положили В.Мейерхольд, Э.Пискатор12 и др.
Вторая, более современная, отказывается от традиции освоения театральных зданий, выходя за его пределы. Она охватывает как в перформансе «Поклонение волхвов или обратный отсчет» городские парки, площади и улицы, или может размещаться как инсталляция «ESC» и перформанс «Трилогия» в замкнутых залах галерей, дворцов, подвалов, переходов и т.д.
Сценография, покинувшая условное сценическое пространство, представляет уже самодостаточное явление, художник ищет еще большее взаимодействие со зрителем.
«Таким образом, рассматривая искусство сценографии, как явление общественное, не имеющее границ театральной сцены, мы можем с уверенностью заявлять, что данная специальность не потеряет своей
12 Эрвин Пискатор — один из крупнейших немецких театральных режиссёров XX столетия, теоретик театра. ПссУВ^^Ш] 45 ISSN 2181-063Х/ Impact Factor 4.047 (SJIF 2021)
актуальности и будет развиваться, раскрывая будущем.»13
новые
возможности и в
Использованная литература
1. Фадеева Т.В. «Композиция театральной декорации» учебное пособие, «Tashkent LESSON PRESS», 2022, 8-9с., 37с.
2. Акимов Н.П. «Об искусстве театра». Том 1. Театральный художник. Театр и зритель. «Искусство», 1978, 95с.
3. Стив Диксон «Цифровой перформанс: история новых медиа в театре, танце, спектакле и инсталляции». «The MIT Press», 2007 CYLAND MediaLab, С.8
4. Роберт Лич «ТЕАТР. Теория и практика», Перформанс, 1.4. Весь мир -театр, Гуманитарный центр, Харьков, 2015, 20с.
13 Фадеева Т.В. «Композиция театральной декорации» учебное пособие, «Tashkent LESSON PRESS», 2022, 37 с.