Список литературы / References
1. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года [Текст] // Преподавание истории в школе. - 2015. -№ 9. - С. 8-9.
2. Андреев, Д.А. Краеведение - основа патриотизма / Д.А. Андреев // Бюллетень медицинских интернет -конференций. - 2012. - № 11. - 1 с.
3. Мастеница, Е.Н. Музей в условиях глобализации / Е.Н. Мастеница // Вестник СПбГУКИ. - 2015. - № 4. - С. 118-122.
4. Музейное дело России / под ред. Каулен М.Е. (отв. ред.), И.М. Коссовой, А.А. Сундиевой. - М.: Изд-во «ВК», 2003. - 614 с.
5. Галкина, Т.В. Историческая реконструкция места и личности как опыт нематериальной музеефикации / Т.В. Галкина, Ю.А. Рудницкий // Вестник Томского гос. ун-та. - 2014. - № 1(13). - С. 37-43.
6. Киселёва, М.А. Экскурсионная деятельность краеведческих музеев в системе дополнительного образования юга Западной Сибири на рубеже XX - XXI вв.: автореф. дис. .. .канд. культурологии. - Кемерово, 2011. - 19 с.
Список литературы на английском языке / References in English
1. Strategiya razvitiya vospitaniya v RF na period do 2025 goda [Tekst] [Strategy for the development of education in the Russian Federation for the period up to the year 2025 (text)] // Prepodavanie istorii v shkole [History teaching in high school]. - 2015. - № 9. - P. 8-9. [in Russian]
2. Andreev D.A. Kraevedenie - osnova patriotizma [Local history is the basis of patriotism] / D.A. Andreev // Bulleten meditsinskih internet - konferentsij [Bulletin of Medical Internet Conferences]. - 2012. - № 11. - 1 p. [in Russian]
3. Mastenitsa E.N. Muzey v usloviyah globalizatsii [Museum in the context of globalization] / E.N. Mastenitsa // Vestnik SPbGUKI [St. Petersburg State University of culture and art Bulletin]. - 2015. - № 4. - P. 118-122. [in Russian]
4. Muzeinoye delo Rossii [Museology Russia] / pod red. Kaulen M. E. (otv. red), I.M. Kossovoj, A.A. Sundievoj [edited by M.E. Kaulen (Executive Editor), I.m. Kossovoj, A.a. Sundievoj]. - М.: Izdatelstvo «VK», 2003. - 614 p. [in Russian]
5. Galkina T.V. Istoricheskaya rekonstruktsiya mesta i lichnosti kak opyt nematerialinoj muzeefikatsii [Historical reconstruction of place and identity as turning intangible experience] / T.V. Galkina, Y.A. Rudnitskij // Vestnik Tomskogo gos. un. [Tomsk State University] . - 2014. - № 1(13). - P. 37-43. [in Russian]
6. Kiselyova M.A. Ekskursionnaya deyatelnosty kraevedcheskich muzeev v sisteme dopolnitelnogo obrazovaniya yuga Zapadnoy Sibiri na rubezhe XX - XXI vv. [Excursion activities museums in supplementary education system South of West Siberia at the turn of the 20th-21st centuries]: abstract dis. ... of PhD in Culture Studies. - Kemerovo, 2011. - 19 p. [in Russian]
DOI: 10.23670/IRJ.2017.55.186 Пчелкина Н.М.
Преподаватель, Московский Государственный Университет им. М.В. Ломоносова, Россия, Москва МУЛЬТИМЕДИЙНЫЙ СПЕКТАКЛЬ-ПЕРФОРМАНС КАК ФОРМА СОВРЕМЕННОГО
ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА
Аннотация
В статье анализируются характерные черты мультимедийного спектакля-перформанса как формы современного театрального искусства, объединяющей классические театральные устои и инновационные направления. Рассматривается его специфика и основные концептуальные особенности на материале реальных театральных спектаклей. Отмечаются тенденции к неумеренному использованию мультимедиа и перформанса в структуре театрального действа. Особое внимание уделено современным моделям слияния искусства и компьютерных технологий. Представлены группы технических средств мультимедийного спектакля-перформанса, направленные на решение разного рода драматургических задач.
Ключевые слова: театральное искусство, форма театрального искусства, перформанс, мультимедиа, мультимедийный спектакль, спектакль-перформанс, мультимедийный спектакль-перформанс.
Pchelkina N.M.
Lecturer, Lomonosov Moscow State University MULTIMEDIA STAGED PERFORMANCE AS A FORM OF MODERN THEATRE ART
Abstract
The article analyzes specific traits of multimedia staged performance as a form of modern theatre art that combines classical theatre traditions and innovative trends. It discusses its special character and main conceptual peculiarities based on real theatre performances. There is a tendency to excessive use of multimedia and performance in the structure of theatre action. Special attention is paid to modern models of unification of art and computer technologies. There are some groups of technical means of multimedia staged performance aimed at solving different types of dramatic tasks.
Keywords: theatre art, a form of theatre art, performance, multimedia, multimedia performance, staged performance, multimedia staged performance.
XXI век - период инновационного изменения сценического искусства, в основе которого разрушение стереотипных представлений о театральных формах, эксперимент над содержанием спектакля, технологическое преображение культурной реальности, повышение художественной выразительности сценического пространства.
Современный театр представляет собой взаимопроникновение жанров, образов, смысловых ориентиров, органичное слияние или относительно свободное комбинирование на сцене разных видов искусств (синтетичность литературы, актерского мастерства, живописи, музыки, танца, науки и т.п.). Соединяясь в театральном действе, они подкрепляются многообразием новшеств компьютерных технологий (мультимедиа), наполняются особой художественной семантикой, образуют сложную форму современного театрального искусства - мультимедийный спектакль -перформанс.
Об использовании технических средств и перформанса в театральных постановках свидетельствует практика искусства еще первой половины ХХ века. В 60-70-ых годах она была оформлена в концептуальные рамки, а еще позже (80-90-е годы) приобрела свою постмодернистскую эстетику. Сегодня мультимедийный спектакль-перформанс претерпевает новую трансформацию под влиянием культурных доминант рубежа веков и технологических разработок современности. В связи с этим научная необходимость определения специфики мультимедийного спектакля-перформанса как формы современного театрального искусства рассматривается особенно остро, ведь изучение тенденций ее становления в театральной культуре представляется актуальной задачей культурологи на микро- и макроуровне.
Отдельные аспекты данной проблемы активно изучаются многими современными исследователями: С. Арониным (жанровые искания современного театра как проявление культурных доминант рубежа ХХ-ХХ1 веков) [1], Т. Астафьевой (компьютерные и медийные технологии в сценографии) [2], Н. Дворко (режиссура мультимедиа: генезис, специфика, эстетические принципы) [3], С. Диксоном (цифровой перформанс: история новых медиа в театре, спектакле) [4], Ю. Кривцовой (перформанс в пространстве современной культуры) [5], Е. Пакулиной (интеграция мультимедийных технологий в пространство театра) [6], В. Петровым (исторические истоки современного перформанса) [7], М. Решетовой (перформанс как стратегия размывания границ между традиционными практиками искусства) [8] и т.д. Несмотря на имеющиеся результаты научного поиска, в теории и практике мультимедийного спектакля-перформанса остаются неизученными концептуальные вопросы, связанные с необходимостью анализа характерных его черт как современной формы искусства на материале реального театрального опыта.
Изучая природу такого сложного феномена театрального искусства как мультимедийный спектакль-перформанс, следует изначально обратиться к содержанию составляющих это понятие компонентов.
Теория перформанса тесно соприкасается с вопросами акционизма (искусства действия). В перформансе средством и материалом для творчества служит тело, поведение, движение актера, его размещение в пространстве, контакты с предметами и средой символично-ритуального содержания [5]. Прежде всего, перформанс ориентируется на визуальный характер восприятия действа, а многозначные и символичные вербальные знаки зачастую используются для провокации зрителя на поиски скрытых смыслов, интенсификации его переживаний. Он обращается к сознанию, имитируя актуальные острые социальные феномены [7].
Спектакль-перформанс представляет собой разные варианты синтеза искусств в театральном действии; это индивидуальное или групповое творчество в сочетании со свето-звуковыми эффектами, пластикой, визуальными объектами, которые комбинируются между собой, дополняя и усиливая сценический эффект. Спектакль-перформанс - экспериментальный, выразительный диалог, столкновение или «гибрид» разных видов искусств, которому не свойственна чистота жанра и стилистики. Таким образом, ему присущи множество альтернатив и минимум ограничений [1].
Особые возможности для реализации концептуальных идей спектакля обеспечивает внедрение мультимедиа (совокупности компьютерных технологий, воспроизводящих статичную и динамичную информацию).
Мультимедийный спектакль отличается от классического варианта особой динамикой, интерактивностью, усиленным эмоциональным фоном, созданием виртуальной реальности, благодаря чему зритель не «выпадает», наблюдает театральное действо «на одном дыхании», погружается в атмосферу представления и становится ее участником. Важно отметить тот факт, что мультимедийность театрального искусства не является самоцелью, это многофункциональный инструмент для реализации основных идей режиссера [6].
Мультимедийный спектакль-перформанс - это особая форма театрального искусства, объединяющая классические театральные устои и инновационные направления в сочетании с современными мультимедийными элементами; она порождает новые способы художественной выразительности и особую эстетику [2].
Основываясь на анализе материалов современных театральных представлений, выделим концептуальные особенности мультимедийного спектакля-перформанса:
1) единение форм разных видов искусств, в том числе мультимедийного с целью актуализации концептуальных драматургических идей (спектакль «Смерть Тарелкина» / куратор - А. Дементьева; в театральном действии соединяется классика, актуальное искусство современного танца и новейшие технологии; публика вовлекается в театральное представление для размышлений о тотальном контроле и вездесущности власти; для реализации замысла используются камеры в зрительном зале, проэцирующие на сцену снятые в реальном времени кадры; видеопроекция выступает декорациями спектакля);
2) использование обобщенных образов, условно персонифицированных (спектакль «Макс Блэк, или 62 способа подпереть голову рукой» / режиссер - Х. Гёббельс - театральное действо, в котором артист, свето-звуковые и пиротехнические эффекты работают как соавторы внутреннего мира главного героя; вспышки огня, фрагменты записных книжек, шумы и специально подобранные мелодии - инструменты для создания полифонии образа героя-ученого в минуты озарения и отчаяния; они ярко повествуют зрителю свои истории наравне с актером);
3) трансформационная метафоричность смыслов театрального действия (спектакль «12 подвигов Гагарина» / режиссер О. Глушков - спектакль о Боге, о герое, о человечности в эстетике ретрофутуризма; драматургия сюжета раскрывается в двенадцати шутливо-серьезных и искренне-ироничных хореографических композициях и обрамляется использованием технологий 3Б, помещением артистов в пространство объемных видеопроэкций);
4) интерактивность театрального представления, вовлекающая зрителя (спектакль «Мост над грязью» / норвежский «Театр мира»; спектакль выстроен как артистичное маневрирование художественной инструментальности, созданное с помощью мультимедиа; это современный театр художника, наполненный светом и звуком, призывающий к размышлениям публики о жизненном пути человека; интерактивность действа предлагает каждому зрителю оказаться на «мосту жизни» с неизведанным пространством новых переживаний; в спектакле нет деления на зоны сцены и зрительного зала);
5) взаимодействие актеров и цифровой реальности (спектакль «Пиксель» / режиссер - М. Мерзуки - это танцевально-цирковое шоу с внедрением современных компьютерных технологий создает особую иллюзию и энергетику театра, выражающую диалог танца и мультимедиа; медиапроекции в спектакле выражают классический конфликт противостояния явного и абстрактного; зрителей впечатляет состязания танцовщиков с интерактивными мультимедийными проекциями);
6) замещение реальных актеров виртуальными / синтетическими (спектакль «Чума» / режиссер - Н. Полякова -пластический техно-перформанс о человеческом равнодушии, в котором роли исполняют артисты, взаимодействующие с неодушевленной стихией - видеопроекцией на стене);
7) параллельность действия на сцене (спектакль «Чистый лист» / режиссер - Л. Аморос - перформанс-конструктор с текстом, живописью, танцами и музыкой; в режиме реального времени артисты рисуют картины, меняющиеся каждые 15 минут, и тем самым преподносят фантастическую историю-обращение к эстетике современных мегаполисов);
8) сложность медиа элементов (спектакль «Алла» / режиссер -Э. Жалсанов; во время спектакля оживают и звучат мелодиями картины-образы; в канву действа вплетены кинообразы художницы, ее близких, духи-аллегории, выражающие ощущение ускользающего времени);
9) эпатажность и идейность, оказывающие особое влияние на чувственность зрителя, вызывая сильный эмоциональный отклик (спектакль «Дитя волн» / режиссер - И. Кондрашова - это компиляция мультимедийных средств, направленная на максимальное увлечение зрителя в необычную драматическую истории о девочке, которая живет в мире, созданном воображением отца).
В свете вышеизложенного, мультимедийный спектакль-перформанс представляет собой множество моделей слияния искусства и компьютерных технологий, компонентами которых могут выступать: 1) классическое театральное искусство; 2) искусство современного и классического танца; 3) музыка; 4) живопись; 5) литература; 6) киноискусство; 7) цирковое искусство; 8) фотография; 9) графика; 10) мультимедиа / цифровое искусство.
Важно подчеркнуть современную тенденцию режиссеров к неумеренному использованию мультимедиа и перформанса в структуре театрального действа. Перенасыщенность зачастую приводит к серьезным усложнениям восприятия спектакля, смещению акцентов с концептуальных идей на второстепенные, нивелированию роли актера (который становится просто пластическим объектом общей композиции), превращению спектакля в зрелище, шоу без глубины мысли и проблематики, нарушению общей эстетики, присущей современному театру [3].
Аккуратность и целесообразность необходима и в подборе средств мультимедиа. Новые драматургические возможности спектакля-перформанса реализуются на сцене посредством использования широкого их спектра:
1) мультимедийные средства, направленные на решение творческих задач (к ним следует отнести слайд-шоу, видеопрезентации, видеоматериалы в записи и в режиме реального времени);
2) цифровое медиа с интерактивными свойствами (примерами средств данной группы выступают: видеопроеция, 3D эффект);
3) технические средства, усиливающие эпатажность, зрелищность драматургии (для реализации основных задач данной группы в театральном искусстве чаще всего используется анимационный, графический и видео контент);
4) мультимедийные средства, улучшающие технические возможности спектакля (к ярким примерам средств данной группы принадлежат: мультимедийность декораций, световые и звуковые эффекты, нетрадиционные экраны для проекции) [4].
Можно также предположить, что в недалеком будущем мультимедийные средства, используемые в спектаклях-перформансах, пополнятся новыми видами, связанными с внедрением в атмосферу театрального действа прогрессивных интернет-технологий, расширением технических возможностей мультимедийного оборудования.
Таким образом, мультимедийный спектакль-перформанс, как форма современного театрального искусства, экспериментируя, активно трансформирует традиционное театральное действо: предоставляет новые технологические возможности для режиссера, создает новые метафоричные смыслы театральной и виртуальной реальности, определяет особую роль для персонажа и зрителя, формирует продуктивную, вовлеченную в действие публику, характеризуется эпатажностью и идейностью замысла, сложностью медиа элементов, широкими возможностями влияния на эмоциональное восприятие зрителем спектакля.
Список литературы / References
1. Аронин, С. В. Культурные доминанты рубежа XX-XXI веков как решающий фактор эволюции культурных форм театра // Тезаурусный анализ мировой культуры: сб. науч. трудов. Вьп. 23. М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2012. С. 51-71.
2. Астафьева Т. В. Компьютерные и медийные технологии в сценографии как фактор развития постановочного процесса // Общество. Среда. Развитие. 2011. № 3(20). С.128-133.
3. Дворко Н. И. Профессия — режиссер мультимедиа. СПб.: СПбГУП, 2004. 160 с.
4. Диксон С. Цифровой перформанс. [Электронный ресурс]. URL: Шр://ИЬ^кагр.сот/2013/04/10/диксон-стив-цифровой-перформенс-исто/
5. Кривцова Ю.В. Концепт перформанса: действие, действенность и действительность современного искусства // Ярославский педагогический вестник. 2009. № 4. С. 188-191.
6. Пакулина Е. Интеграция мультимедийных технологий в пространство театра - [Электронный ресурс]. URL: http://cyberleninka.rU/article/n/integratsiya-multimediynyh-tehnologiy-vprostranstvo-teatra
7. Петров В.О. Исторические истоки современного перформанса // Культура и искусство. - 2015. - № 2. С. 198208.
8. Решетова М.В. Коллаж и перформанс как стратегии размывания границ между традиционными практиками искусства // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2012. - № 9. С. 65-69.
Список литературы на английском языке / References in English
1. Aronin S. V. Kulturniye dominanty rubezha XX-XXI vekov kak reshayushchiy factor evolutsii kulturnykh form teatra [Cultural Dominance Abroad in XX-XXI Centuries as a Decisive Factor in Evolution of Cultural Forms of Theatre] // Thesaurus Analysis of World Culture: Collection of Scientific Works. Issue 23. M.: Publishing House of Moscow Humanitarian University, 2012. P. 51-71. [In Russian]
2. Astafieva T. V. Kompyuternye i mediyanye tekhnologii v stsenografii kak factor razvitiya postanovochnogo protsessa [Computer and Media Technology in Scenography as a Development Factor at Production Stage] // Society. Environment. Development. 2011. No. 3(20). P.128-133. [In Russian]
3. Dvorko N. I. Proffesiya — rezhisser multimediya [Profession - Director of Multimedia] St. Petersburg.: SPSHU, 2004. 160 p. [In Russian]
4. Dikson S. tsifrovoy performans [Digital Performance.] [Electronic resource]. URL: Шр://1Ш^кагр.сот/2013/04/Ш/диксон-стив-цифровой-перформенс-исто/_ [In Russian]
5. Krivtsova Y.V. Kontsept performansa: deystviye, deystvennost I deystvitelnost sovremennogo isskustva [Concept of Performance: Effect, Effectiveness and Reality in Contemporary Art] // Yaroslavl Pedagogical Herald. 2009. No. 4. P. 188191. [In Russian]
6. Pakulina E. Integratsiya multimediynykh technology v prostranstvo teatra [Integration of Multimedia Technologies in Theatrical Space] - [Electronic resource]. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/integratsiya-multimediynyh-tehnologiy-vprostranstvo-teatraJIn Russian]
7. Petrov V.O. Istoricheskiye potoki sovriemennogog performansa [Historical Origins of Contemporary Performance] // Culture and Art. - 2015. - No. 2. P. 198-208. [In Russian]
8. Reshetova M.V. Kollazh i performans kak strategii razmyvaniya granits mezhdu traditsionnymi praktikami isskustva [Collage and Performance as a Strategy of Blurring Boundaries between Traditional Practices of Art] // Bulletin of Orenburg State University. - 2012. - No. 9. P. 65-69. [In Russian]
DOI: 10.23670/IRJ.2017.55.175 Цынгунова Е.Т.1, Гудкова И.Н.2
1,2Кандидат культурологии, Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления в г. Улан-Удэ КУЛЬТУРНО-БЫТОВЫЕ ТРАДИЦИИ БУРЯТ: АСПЕКТЫ ГОСТЕПРИИМСТВА
Аннотация
Культурно-бытовые традиции бурятского народа складывались и утверждались в течение длительного времени под влиянием социально-исторических условий. Изучение кулинарно-бытовых традиций бурятского народа имеет научно-познавательное значение, но и практическое значение. У бурят в обычае принято прививать любовь к родине, передавать им знания своей родословной, связанных с ними легенд, преданий и сказаний. Поведенческие стандарты бурят тесно увязываются с его культурно-бытовыми моделями поведения.
Ключевые слова: культурно -быовые традиции, гостепримство, угощения, подарки.
Tsyngunova E.T.1, Gudkova I.N.2
1,2ORCID: 0000-0002-1825-0023, PhD in Culture Studies, The East Siberian state university of technologies and management in Ulan-Ude CULTURAL TRADITIONS PERSONAL OF BURYATS: ASPECTS OF HOSPITALITY
Abstract
Cultural and community traditions of the Buryat people have been formed and asserted under the influence of certain socio-historical conditions. The study of culinary and domestic traditions of the Buryat people has not only scientific and cognitive value, but also practical significance. It is common among the Buryats to nurture love for their homeland, transfer knowledge about ancestry, share legends, traditions and myths with younger generations. Behavioral standards of the Buryats are closely linked to the accepted cultural and household behavioral models.
Keywords: cultural and community traditions, hospitality, entertainments, gifts.
В мире существовало и существует множество разнообразных культур, формирующихся в процессе жизнедеятельности различных этнических общностей. В традиционной культуре отражаются особенности истории конкретного народа, его образа жизни и деятельности, своеобразие природной среды, которая органично вплетена в жизнедеятельность этноса, составляя с ней единство.
Культурные традиции бурятского народа, отражают особенности пути их исторического развития. Буряты, представляющие собой самую северную группу монгольской ветви урало-алтайской языковой семьи, являются самым многочисленным этносом аборигенов Сибири. Территория их расселения исторически охватывает огромные пространства, простирающиеся на северо-запад и юго-восток от озера Байкал. Западная граница расселения бурят